Парняков А.В., Власова А.С. (сост.) Нейропсихологические синдромы
скачать (484.5 kb.)
Доступные файлы (1):
Смотрите также:- Реферат – Особенности нейропсихологического синдрома при поражении левого полушария (Реферат)
- Курсовая работа – Нарушение зрительного восприятия при различных патологических состояниях мозга (Курсовая)
- Бородулин В.И., Ланцман М.Н. (сост.) Справочник. Болезни. Синдромы. Симптомы (Документ)
- Шпаргалки (ответы) к экзамену по психопатологии (Шпаргалка)
- Бородулин В.И., Ланцман М.Н. Справочник: Болезни. Синдромы. Симптомы (Документ)
- Власова И.Г. (сост.). Решение задач по физике. Справочник школьника (Документ)
- Презентация – Синдром Дауна (Реферат)
- Реферат – Постмодернизм в кино (Реферат)
- Презентация – Кератозы (Реферат)
- Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. Том 1 (Документ)
- Зейгман Ю.(сост.), Шамаев В.(сост.) Справочник нефтяника (Документ)
- Дранник Г.Н. Клиническая иммунология и аллергология (Документ)
n1.doc
1 2 3 4 5 6
V.(1-2)АГРАФИИ
Выделяют «чистую», или амнестическую, аграфию и апракси-ческую аграфию. Это так называемые первичные аграфии. Кроме того, нарушения письма являются симптомом различных форм афазий и представлены нами в разделе, посвященном нарушениям речи.
а) «Чистая» (амнестическая) аграфия
Затруднения возникают, главным образом, при спонтанном письме и письме под диктовку, тогда как списывание остается более сохранным. Больные путают порядок букв в словах, часто пропускают буквы или заменяют их другими (литеральные параграфии). Характерными признаками «чистой» аграфии являются трудности в перекодировании фонем в графемы. В связи с этим больные часто не могут найти графему, соответствующую заданной фонеме, происходит отчуждение графического образа буквы от ее фонетического значения. Поэтому при задании написать под диктовку определенную букву больные долго ищут соответствующую графему и часто ошибаются. Особенно грубые расстройства выявляются при попытках самостоятельного письма и письма слов и предложений под диктовку. Наблюдаются грубые литеральные параграфии, пропуски не только букв, но и слов в предложениях, аграмматизм, пропуски знаков препинания. Нередко можно наблюдать зеркальное письмо либо его элементы при письме левой рукой у правшей.
Дифференциально диагностическим признаком при выявлении амнестической аграфии и нарушений письма при афазиях является прежде всего само наличие афазии.
«Чистая» аграфия нередко сочетается с синдромом Герстмана, являясь одним из его существенных компонентов, а также с рядом других синдромов, характерных для поражения теменно-височно-затылочной области левого полушария.
б) Апраксическая аграфия
Апраксическая аграфия может выступать как самостоятельная форма апраксии либо рассматриваться как одно из проявлений идеаторной апраксии, наряду с другими расстройствами сложных действий. При апраксической аграфии больные не знают, как придать своей руке положение, необходимое для письма: правильно взять ручку или карандаш. Больной не способен развернуть в должной последовательности серию двигательных актов, осуществить дви¬гательную программу. При письме искажаются и неправильно соотносятся в пространстве отдельные элементы букв, некоторые бук¬вы изображаются зеркально. В тяжелых случаях полностью распадается рисунок буквы, больной может изобразить только отдельные черточки, пересекающиеся друг с другом.
Апраксическая аграфия проявляется во всех видах письма: са¬мостоятельном, под диктовку и при списывании. Вместе с тем больной знает, что надо написать, способен анализировать фонемный состав слова, найти букву, соответствующую фонеме, но затрудняется в ее написании в результате нарушения организации и осуще ствления самого движения. Также грубо нарушается складывание букв из элементов.
Апраксическая аграфия возникает при поражении угловой и надкраевой извилин левого полушария. Вместе с тем существуют данные о том (Brain R., 1965), что эта форма патологии письма может развиться при поражении задних отделов второй лобной извилины левой лобной доли.
VI.АКАЛЬКУЛИЯ
Характеризуется нарушением счетных операций. В основе акалькулии могут лежать разные механизмы, характер которых зависит от локализации очага поражения. Нарушения, возни¬кающие при поражении затылочно-теменных областей левого полушария либо при двусторонних очагах, относятся к так называемой первичной акалькулии.
а) При поражении затылочной области нарушается пред
ставление о числе, распадается оптический образ цифры; числа пе рестают быть знаками, отражающими известное количество. Циф ры начинают смешиваться, плохо узнаваться, особенно близкие по начертанию (6 и 9). Эти нарушения оптико-гностического характе ра и сходны с оптической алексией (часто сочетаются).
б) В основе другого типа акалькулии лежит нарушение представ ления и восприятия пространственного расположения цифр, состав ляющих разрядное число. Многозначные числа читаются отдель ными цифрами, числа с одинаковыми, но расположенными в дру гой последовательности цифрами воспринимаются как идентичные (187 и 781). Особенно затруднено узнавание и оценка расположе ния элементов в римских цифрах. Больные не могут определить
разницу в цифрах IV и VI, IX и XI, оценивая их неверно либо сме шивая. Аналогичные ошибки возникают при записи римских чи сел. В основе таких проявлений акалькулии лежат, по мнению Лу-
рия, более общие апрактоагностические расстройства, характерные для поражения теменной доли левого полушария.
в) Третий тип акалькулии связан с нарушением счетных опера ций, которые могут быть аналогичными описанным выше феноме нам, но могут возникать при сохранном значении простых число вых символов. Больные утрачивают способность выполнять простые арифметические действия: сложение, вычитание, умножение, деление, затрудняются в устном счете с однозначными числами. Особенно грубо нарушаются счетные операции с переходом через десятки. Грубо нарушается также осознание величины многозначных чисел по отдельным, входящим в него значениям (например, число 178 воспринимается большим, чем 201), часто полностью распадается разрядное строение числа — больной не знает, где в числе находятся десятки, сотни, единицы. Забывается последовательность письменного счета в вертикальном способе вычисления (в «столбик»), недоступны операции с дробями.
Первичная акалькулия, как правило, сочетается с семантической афазией и другими левополушарными теменными синдромами, входя в комплексный синдром Герстмана, являясь результатом поражения угловой извилины теменной доли левого полушария.
Вторичная акалькулия может выявляться при разных формах афазии. Механизм этих нарушений тесно связан с механизмом речевых расстройств. Например, нарушения номинации цифр могут быть связаны с общими амнестическими нарушениями при акустико-мнестической афазии, отчуждение на значение названного числа — с нарушением акустико-гностического звена при сенсорной афазии. Нарушение счетных операций при моторной афазии — с нарушением внутренней речи, инертностью мозговых процессов, дезавтоматизацией (при поражении премоторных отделов речевой зоны).
VII.СИНДРОМГЕРСТМАНА
Впервые описал в 1927 г. Герстман. В этот синдром входит пальцевая агнозия, сочетающаяся с «чистой» аграфией, нарушением ориентировки в правом и левом, а часто и с нарушениями счета — акалькулией. Герстман расценивал это сочетание как отдельный особый синдром, в основе которого лежит невыраженная аутотопагнозия. При этом синдроме очаг поражения локализован в теменно-затылочной области левого полушария (угловая и вторая затылочная извилины левого полушария у правшей).
VIII.(1-2)АМУЗИЯ
Нарушение музыкальных способностей. Наблюдается в тех случаях, когда эти способности существовали до болезни. Описывают случаи амузии при локальных поражениях мозга у профессиональных музыкантов, но нарушение узнавания или воспроизведения хорошо знакомых мелодий может выявляться у больных, специально не обучавшихся музыке, но способных правильно спеть и узнать знакомую мелодию.
а) Сенсорная амузия
Характеризуется нарушением узнавания хорошо знакомых мелодий. Больные затрудняются в идентификации двух предъявляемых последовательно коротких мелодических отрывков, принимают разные мелодии за одинаковые и, наоборот, затрудняются в сопоставлении двух тонов по высоте. Профессиональные музыканты не могут оценить величину интервала между двумя музыкальными тонами, что приводит к невозможности нотной записи коротких мелодий. Часто сенсорная амузия сопровождается нарушением чтения нот — музыкальной алексией.
Сенсорная амузия может выступать как самостоятельное расстройство или сочетаться с нарушениями слухового гнозиса — «чистой» речеслуховой агнозией, при которой нарушается узнавание не только мелодии, но и других окружающих звуков и шумов (голосов животных и птиц; шума, производимого ветром, движением поезда и т.п.).
б) Моторная амузия
Нарушение способности петь и играть на музыкальных инструментах. Мелодии знакомых песен воспроизводятся неточно, искаженно, нарушается последовательность музыкальных звуков, мелодический рисунок. У профессиональных музыкантов нарушается воспроизведение новых, незнакомых мелодий, повторение заданного музыкального тона, воспроизведение ритмического рисунка мелодий. Больные, которые могли играть на музыкальных инструментах, теряют эту возможность. Они не только затрудняются в игре по нотам, но часто не могут воспроизвести хорошо выученные музыкальные произведения.
Следует сказать, что нарушение музыкальных способностей никак не сказывается на речи больных, не изменяет ее интонационно-мелодическую и ритмическую структуру. Моторная амузия выявляется лишь при пении. У больных с эфферентной моторной афазией в случаях грубого распада экспрессивной речи (эмболофазия) в большинстве случаев сохраняется правильное воспроизведение хорошо знакомых мелодий, а пение со словами часто способствует растормаживанию речи.
Амузия возникает чаще при поражении правого полушария. При сенсорной амузии очаг поражения расположен в переднесред-них отделах височной области, а при моторной — в задних отделах второй лобной извилины.
СХЕМАНЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГОЗАКЛЮЧЕНИЯ
1. Характеристика личности больного, поведение при обследова нии.
2. Дополнения к анамнезу (динамика развития отдельных психо логических симптомов).
3. Данные экспериментально—психологического исследования:
A) характеристика речевых процессов (в том числе чтения и
письма), счета;
Б) состояние праксиса;
B) ориентировка в пространстве;
Г) состояние гностических процессов;
Д) характеристика внимания, памяти, интеллектуальной деятельности и эмоциональных реакций.
4. Оценка полученных данных. Характеристика синдрома. Ука зание на локализацию поражения.
СПИСОКОСНОВНОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Хомская Е.Д. Нейропсихология.- МГУ, 1987.
2. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейро-психологической диагностики. — Санкт-Петербург, 1997.
3. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихо логия.-МГУ, 1988.
4. ЦветковаЛ.С. Нейропсихологическая реабилитация больных.- МГУ, 1985.
5. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: Учеб ник. — 2-е изд., дополн. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002.
1 2 3 4 5 6
V. (1-2) АГРАФИИ
I. ПАРОКСИЗМАЛЬНЫЕ | Основной признак- приступообразное возникновение. Состояния внезапно возникают и быстро прекращаются |
Правополушарные |
Галлюцинаторный | Ложные восприятия того, чего нет в действительности. Возможны зрительные, тактильные (осязательные), слуховые, обонятельные, вкусовые галлюцинации. Слуховые выражаются в мнимых ритмических звуках — музыкальных мелодиях, природных шумах — пении птиц, шуме прибоя. Обонятельные и вкусовые галлюцинации, возникающие обычно при поражении глубинных отделов височной доли правого полушария, имеют неприятный, тягостный характер. |
Дереализационный | Восприятие окружающего мира измененным, лишенным реальности. Возможны разнообразные ощущения, иные, чем в действительности, яркость света, искажения пространственных очертаний, контуров, размера, форм окружающих предметов (иногда разные по размерам, архитектуре дома и строения представляются одинаковыми). Крайний вариант – ощущение обездвиженное, мертвенности, обеззвученности мира, когда все движущееся (включая окружающих людей) воспринимается не подвижным |
Феномены дереализации «Уже виденное» – Дежавю, «Никогда | Ощущение того, что ситуация «уже пережита», «видена», «слышана», хотя подобного не было. Или, хорошо знакомая, много раз виденная, ситуация воспринимается как «незнакомая», «никогда не виденная», чуждая. |
не виденное» Жа мевю |
«Остановка времени» | Ощущение того, будто время «остановилось». Оно обычно сочетается с крайним вариантом проявления дереализации. Цвета становятся тусклыми, объемные, трех мерные предметы — плоскими, двухмерными. Человек воспринимает себя утерявшим связи с внешним миром, окружающими людьми. |
«Растягивание времени» | Время переживается как «растягивающееся», более долгое, чем обычно. Иногда сочетается с изменениями восприятия всего мира. Плоскостное или двухмерное представляется объемным, трехмерным, «живым, движу щимся», а серо-белое — цветным. Человек становится расслабленным, благодушным, даже эйфоричным. |
«Потеря чувства времени» | Ощущение, что «времени будто нет», «освободился от гнета времени». Этому всегда сопутствует измененное восприятие всего мира. Предметы, люди кажутся более контрастными в эмоциональном восприятии больных — «более приятными». |
«Замедление времени» | Ощущение, будто время течет более медленно. Восприятие всего мира, движений людей, предметов изменяется Люди представляются «кукольными, неживыми», их речь — «казенной». Движения воспринимаются замедленными, лица — «угрюмыми». |
«Ускорение времени» | Время представляется текущим более быстро, чем привычно. Измененным воспринимается весь окружающий мир и собственное «Я». Мир «не естествен», «нереален», люди «суетливые», очень быстро двигающиеся. Хуже, чем в обычном состоянии, чувствуют свое тело. С ошибками определяют время суток, длительность событий. |
«Обратное течение времени» | Ощущение, что «время течет вниз», «время идет в обратном направлении», «я иду назад во времени». Измененным воспринимается все вокруг и собственное «Я». Минуту назад состоявшиеся события воспринимаются как бывшие «давным-давно». |
Ритмическая повторяемость | Многократное повторение (через равные промежутки времени) виденного или слышанного. Ситуация как реальность уже исчезла, но в сознании она переживается вновь и вновь, будто еще есть в настоящем. |
переживаний |
Палинопсия | «Визуальная персеверация». Уже отсутствующая в реальной действительности ситуация задерживается в поле зрения. Феномен может сочетаться с нарушением левого поля зрения, снижением, потерей топографической памяти. |
Деперсонализационный | В рамках синдрома деперсонализации описаны различные варианты измененного восприятия собственного «Я». Могут восприниматься измененными соматическое или психическое «Я», возможны их сочетания. |
Соматическая деперсонализация | Выражается в ином, чем привычно, ощущении собственного тела или различных его частей. При максимальной выраженности игнорируются (не воспринимаются) левые части, чаще — рука. Иногда нарушается ощущение целостности тела (или отдельные его части), оно «увеличивается» или «уменьшается». Возможно ощущение множественности, например, представляется, что не одна (левая) рука, а несколько. При этом, неспособны различить среди них свою — ту, что есть в действительности. |
Психическая деперсонализация | Выражается в измененном переживании своего «Я», своей личности, взаимоотношений, эмоционального контакта с людьми. Лишаются чувств, теряют контакт со всеми окружающими людьми, употребляя при этом фразу «ухожу в другое пространство», «становлюсь сторонним наблюдателем», без «всяких чувств» смотрю на то, что «происходит в пространстве». |
Тотальная деперсонализация | Включает изменение восприятия, соматического и психического «Я», которые как бы обретаются вновь, когда человек выходит из приступа. Одновременное возникновение ощущений «чуждости» собственного голоса, «физического расщепления тела на мельчайшие частицы», расщепления психического «Я», «все части тела существуют как бы самостоятельно, обладают своим «Я», помимо общего» |
Двухколейность переживаний | Состояние, когда воспринимается только то, что есть справа. При этом возникает второй поток переживаний в виде не произвольного оживления, повторного проигрывания в сознания какого-то конкретного отрезка прошедшего времени. Сознание одновременно в двух мирах, в реальном и прошедшем. |
«Вспышка пережитого» | Перестает воспринимать то, что есть в действительности. Весь возвращается в какой-то отрезок прошедшего времени. В сознании проигрываются все события, которые были в прошлом, переживаются |
в их истинной последовательности. Человек не воспринимает самого себя прежним, каким был в том отрезке прошлого. |
Онейроид | Человек перестает воспринимать себя и окружающий мир такими, какие они есть. В сознании переживает иной, нереальный мир, чаще — мир фантастических событий (полеты в космос, встреча с инопланетянами). После выхода из приступа мир выглядит лишенным пространственно-временных опор. В момент переживания онейроида часто появляется ощущение невесомости. Оно близко к «гравитационным иллюзиям», субъективным переживаниям изменения массы тела. |
Синдром эмоциональных и | Возможны три варианта нарушения. 1) приступы тоски, страха или ужаса (при височной локализации поражения), сочетающиеся с вегетативными расстройствами, обонятельными, вкусовыми галлюцинациями, 2) эйфория с расслабленностью (при поражении теменно-затылочных отделов); 3) состояние без эмоциональности (при височно-теменно затылочном поражении), сочетающееся с явлениями дереализации, деперсонализации |
аффективных нарушений |
2. ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕ |
Галлюцинаторный | Наиболее часто возникают слуховые — словесные галлюцинации. Люди слышат голоса, окликающие по имени или сообщающие что-либо. Галлюцинации могут быть множественными, слышит сразу много голосов, не может разобрать содержания того, что они говорят. |
Синдромы речевых нарушений | Преходящие (моторные, сенсорные, амнестические) афазии, внезапно наступающие и быстро обрывающиеся. |
Нарушения мышления | Чаще возникают два противоположных друг другу состояния: 1) «провалы мыслей» — ощущение пустоты в голове, будто «прекратилось образование мыслей, человек выглядит тревожным, растерянным, на лице — выражение недоумения; 2) «насильственные мысли», «наплывы мыслей», «вихрь мыслей» — ощущение внезапного появления в сознании мыслей, не связанных по содержанию с текущей деятельностью; иногда стремительно, «как молния», появляется множество мыслей, «мешающих друг другу», «от этих мыслей пухнет голова»: ни одна мысль не завершается, не имеет законченного содержания; переживаются эти мысли с оттенком тягостности — невозможности освободиться от них до тех пор, пока не закончится приступ. |
Нарушения памяти | Возможны два крайних варианта: 1) «провал воспоминаний» — беспомощность, невозможность вспомнить нужные слова, имена близких, свой возраст, место работы; сопровождается растерянностью, тревогой, 2) «насильственное воспоминание» — мучительно тягостное ощущение необходимости что-то вспомнить, но при этом остается недостижимым, что именно подлежит воспоминанию. Недоступность предмета осознания сочетается с тревожным ощущением, опасениями – что-то «должно случиться». |
Абсанс | Выключение из сознания деятельности, которой был занят до приступа. Поза, в которой застал больного приступ, сохраняется. Все признаки внимания в облике исчезают, взгляд становится неподвижным, лицо — «каменным». Длится мгновение, собеседник может принять вынужденную паузу естественной. Сам человек не помнит о случившемся. На приступ абсанса наступает полная амнезия. Долгое время приступы могут не замечаться самим человеком и окружающими. Становятся очевидными лишь по мере их усложнения за счет добавления речевых и других феноменов. |
Психомоторные припадки | Длятся минуты, часы, редко — несколько дней. Впадая в приступ, человек продолжает быть активным. Совершает разнообразные действия, иногда — сложную и последовательную психомоторную деятельность. От сумеречных состояний сознания эти припадки отличаются малой целесообразностью, меньшей последовательностью действий: бросаются бежать куда-то, начинают сдвигать с места чрезвычайно тяжелые предметы. Поступки и действия сопровождаются выкриками, обычно лишенными смысла. Поведение становится упорядоченным лишь по выходе из приступа, на который наступает полная амнезия. |
Сумеречное состояние сознания | Внезапно наступающее и вдруг обрывающееся состояние измененного сознания, для которого характерна реализация сложной последовательной психомоторной деятельности, заканчивающейся социально значимым результатом, а также полная амнезия на приступ. Условно можно различать два варианта 1) будучи в сумеречном состоянии сознания, продолжают реализовывать программу, которая была в сознании до наступления состояния; 2) впадая в сумеречное состояние сознания, совершают действия и поступки, никогда не бывшие в их намерениях, чуждые их личностным установкам; эти действия обычно определяются психопатологическими переживаниями — галлюцинаторными, бредовыми, возникающими вместе с наступлением измененного состояния сознания. Первый вариант совпадает с состоянием, известным как амбулаторный автоматизм. При втором варианте возможны злоба, раздражение, гнев, агрессивность. |
Синдром эмоциональных, аффективных нарушений | Многие из перечисленных выше пароксизмальных состояний (преходящие афазии, насильственные мысли и воспоминания), как правило, сопровождаются аффектом тревоги, растерянности. Возможны самостоятельные пароксизмы, в момент которых переживается аффект тревоги; на этот момент они становятся суетливыми, д беспокойными, нетерпеливыми. Выражают опасения: «что-то со мной должно случиться, что – не знаю». Эти опасения всегда обращены в будущее. |
1. Правополушарные |
Конфабуляторная спутанность | Нарушение сознания, при котором человек дезориентирован в пространстве, во времени так, что реальную действительность воспринимает через содержание прошлого времени. Это выражается в обильных конфабуляциях. Случившееся только что определяется как события, бывшие когда-то в прошлом и в каком-либо другом месте (на работе, дома). Ничего из происходящего не запоминают. Могут быть двигательно- беспокойными. Слова «здесь» и «теперь» для них лишаются смысла. |
Корсаковский синдром | В состав синдрома обязательно входит дезориентировка в пространстве и во времени. Иногда человек дезориентирован относительно собственной личности. Амнезии — фиксационная, ретроконантероградная, конфабуляции (в ответ на вопрос, о том, чем занимался утром, может назвать событие, имевшее место много лет назад), ложные узнавания (в окружающих лицах «узнает» своих родных, близких, называет их по именам) Эмоционально личностные изменения (расслаблены, благодушны, эйфоричны, многоречивы, обнаруживают анозогнозию, при полной беспомощности, сами считают себя здоровыми). Расстройства восприятия пространства и времени (утром могут сказать, что вечер, ошибаются в сторону удлинения и в определении длительности событий). Корсаковский синдром часто сочетается с левосторонними гемипарезом, гемианестезией, гемианопсией, игнорированием левого пространства. |
Левосторонняя пространственная | Характеризуется прекращением восприятия (игнорированием) всего происходящего слева. Игнорируются все стимулы зрительные, слуховые, тактильные. Плохо чувствуют свое тело или вовсе его не воспринимают, чаще это относится к левым частям, особенно к руке. Игнорируют левую часть текста при чтении, левую часть бумаги при рисовании. При этом эйфоричны, расслаблены, появляется анозогнозия. |
агнозия |
Тоскливая депрессия | Характеризуется тоской, двигательной, идеаторной заторможенностью. Триада симптомов возникает обычно при поражении височного отдела правого полушария. Малоподвижны, говорят тихо, медленно, лицо застывает в одном выражении. |
Псевдологический | Подробно описывать как случившиеся с ними события, в действительности не имевшие места. Как правило, из таких псевдологических высказываний не извлекают никакой выгоды. Многоречивы, благодушны, быстро вступают в контакт с людьми. |
Эмоционально-личностные изменения | Наиболее часто и ярко выражена тенденция к преобладанию благодушного или эйфорического настроения, неадекватного состоянию и тяжести. Снижается критика. Нередко неосознавание и отрицание своего заболевания, болезненности состояния — анозогнозия. Иногда эйфория сочетается с двигательной активностью вплоть до расторможенности. Веселы, многоречивы, подвижны, могут обнаруживать левостороннюю гемиплегию, слепоту, другие признаки глубокой несостоятельности. |
Расстройства сна и сновидений | Часты жалобы на увеличение числа сновидении. «Впечатление такое, будто всю ночь вижу сны». Иногда возникают цветные сновидения. Им бывает трудно отличить то, что было во сне, от того, что происходило в действительности. У некоторых отмечается стереотипное повторение одного и того же сна, видят «тот же сон в той же последовательности». |
Периодический психоз | Напоминает маниакально-депрессивный психоз, периодически повторяются состояния, напоминающие гипоманиакальное и депрессивное. Отличаются большей активностью. При «хороших» состояниях повышено активны, продуктивны, мало спят, при «плохих» — вялы, сонливы, пассивны, утомляемы. |
2 «ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕ |
Дисмнестический | В центре синдрома — ослабление словесной (вербальной) памяти. Забывают слова, имена, номера телефонов, действия, намерения. Забывание не доходит до степени невозможности воспроизведения нужной информации. У них есть понимание дефекта и активное стремление к компенсации. Заводят записные книжки, записывают все. |
Тревожная депрессия | Характеризуется тревогой, двигательным беспокойством, растерянностью. В бесконечных поисках покоя меняют положение, встают, садятся и вновь поднимаются. Вздыхают, недоуменно озираются по сторонам, вглядываются в лицо собеседника. Высказывают опасения, что с ними что-то должно случиться. |
Бредовой синдром | В центре синдрома — нарушение мышления с ошибками суждения, не поддающимися коррекции. Люди становятся подозрительны, недоверчивы, тревожны. Подозревают окружающих в недоброжелательном к ним отношении, намерении нанести им вред (отравить, изуродовать, плохо на них воздействовать). Внешне напряжены. Иногда отказываются от еды, лекарств. |
Изменения речи | До проявления афазий может быть речевая аспонтанность. Более частыми становятся оговорки, когда одно слово заменяют другим и сами этого не замечают. Речь становится менее развернутой, односложной. |
Расстройства сна и сновидений | Иногда отмечается исчезновение сновидений, как один из признаков изменения сна. |
Эмоциональные и личностные изменения | При поражении лобных отделов люди менее инициативны, аспонтанны. Височных —более тревожны, напряжены, растеряны, наступает повышение бдительности, они постоянно мобилизованы. При поражении задних отделов левого полушария преобладает страдальческий оттенок в настроении. |
Источник