Адаптивная физическая культура при синдроме дауна

Ольга Силаева
Особенности работы инструктора по физической культуре с детьми с синдромом дауна
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА
Инструктор по физической культуре
МДОУ «Детский сад №14 комбинированного вида» г. о. Шуя
Силаева Ольга Александровна
Уровень физической подготовленности детей с ОВЗ играет важную роль в их социальной адаптации. Поэтому именно двигательная активность, стимулирующая развитие всех систем и функций организма, коррекцию, компенсацию и профилактику двигательных и психических нарушений, воспитание личности является основным механизмом инклюзивного образования.
Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, является замедленное развитие. Дети с болезнью Дауна низкого роста, у них нарушена осанка, голова и туловище при ходьбе наклоняются вперед. Многие дети с синдромом Дауна имеют пониженный мышечный тонус, недостаточную силу мышц и ограниченную их координацию, наблюдается плоскостопие, обусловленное вялостью сухожилий.
Вследствие общей вялости связок, ребёнок как бы «собран не достаточно жёстко». Как правило, это не приводит к каким-либо серьёзным проблемам, если не считать вывихов и подвывихов, которые иногда происходят с коленной чашечкой или бедром. Следует подчеркнуть, что не у каждого ребёнка с синдромом Дауна наблюдаются все названные черты.
У детей с синдромом Даунанарушены темпы развития всех стороны психики: внимание, память, мышление, речь, моторика. Внимание у таких детей недостаточно устойчиво, поэтому очень важна организация их внимания. Главное на занятиях по физической культуре заинтересовать ребенка, создать игровую ситуацию, способную удерживать внимание в том числе за счет использования ярких атрибутов (спортивного инвентаря, видеоинсталляций, музыкального сопровождения и пр.).
Работа по физическому воспитанию строится таким образом,чтобы решались следующие задачи:
– оптимизация двигательной активности;
– формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку;
– закреплять навыки ползания, лазания разнообразных действий с мячом;
– формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности через систему физкультурных занятий;
На начальном этапе обучения мы используем самые простые упражнения, а затем, по мере усвоения ребенком предложенного материала, можно включать в занятия более сложные виды деятельности.
Итак, занятие начинается с маршировки или ходьбы. Ходьба – естественный вид движения, который требует развитой способности сохранять равновесие и координировать движения отдельных частей тела.
С первых же занятий ребенку с синдромом Дауна необходимо формировать и совершенствовать навыки устойчивой и координированной ходьбы, предполагающей умение ходить, поднимая ноги, без бокового раскачивания.Для этого мы предлагаем малышу перешагивать через различные предметы положенные на пол:
– кубики
– скакалки
– ленты
– гимнастические палки,
Занимаясь с ребенком, мы предлагаем ему самые разнообразные виды ходьбы, но действуем последовательно! Сначала отрабатываем простые движения, затем переходим к более сложным!
На занятиях используем следующие виды ходьбы:
• самостоятельная ходьба по дорожке, ограниченной по бокам двумя скакалками или лентами;
• ходьба за взрослым, за другим ребенком;
• ходьба друг за другом по кругу, держась рукой за верёвку: на одном занятии это может быть правая рука, а на следующем – левая;
• ходьба по доске, положенной на пол (если нет доски, можно использовать картон, вырезанный в виде дорожки);
•ходьба за взрослым с остановкой: очень хорошо использовать в таких упражнениях бубен или барабан (пока звучит музыкальный инструмент – ходьба, как только замолчал – остановка);
• ходьба друг за другом с различными предметами в руках (мяч, флажок, кубик, ленточка, погремушка и т. д.) Предмет можно держать на вытянутых перед собой руках, на следующем занятии можно удерживать предмет на уровне груди и т. д. ;
Различные виды ходьбы во время занятий сочетаем не только с музыкой, но и со стихами.
«Ножки и дорожки»
Большие ноги шли по дороге
(при ходьбе поднимаем колени и громко топаем ногами,
А маленькие ножки бежали по дорожке (передвигаемся быстро и тихо).
«Зашагали ножки»
Выкладываем из скакалок извилистую дорожку, ведем по ней малыша,приговаривая:
Зашагали ножки -Топ, топ, топ! Прямо по дорожке -Топ, топ, топ! Ну-ка, веселее -Топ, топ, топ! Вот как мы умеем -Топ, топ, топ! Топают сапожки -Топ, топ, топ! Это наши ножки -Топ, топ, топ!
В работе по формированию способности регулировать мышечный тонус мы используем как общеразвивающие, так и коррекционные упражнения.
Общеразвивающие упражнения всесторонне воздействуют на организм и развивают мышцы спины, живота, плечевого пояса, рук, ног. Мы выполняем их как с предметами, так и без них. Особое внимание уделяем упражнениям с мячами. Слайд 9.Используем мячи разных размеров: большие (отталкивать ногами, средние (перекатывать, маленькие (подбрасывать, передавать, переносить).
В этих упражнениях чередуется напряжение и расслабление мышц, а также вырабатывается правильное мышечное взаимодействие.
Коррекционные упражнения помогают сформировать правильную осанку и тренируют чувство равновесия. Чувство равновесия развивается при ходьбе по ограниченной поверхности, при остановках во время ходьбы и бега, а также при перешагивании через кубики, палки, верёвки. Мы подбираем упражнения таким образом, чтобы ребенок, выполняя их, усваивал понятия «сильно», «слабо», «громко», «тихо».
«Перекрестные движения с предметом»
Оборудование: колокольчики.
Встаньте лицом к лицу с ребенком. Суть его в том, чтобы ребенок с разной силой и амплитудой попеременно то разводил руки, то скрещивал их перед собой или над собой.
Сначала мы разучивали это упражнение без колокольчика, а потом повторяли его с колокольчиком.
Затем усложняли задачу,чередуя тихое и громкое звучание колокольчика при движениях руками: при тихом звучании разводили руки в стороны и плавно выполняли перекрестные движения руками перед собой на уровне груди. На громкое звучание делали более сильные взмахи руками через стороны над собой.
Вместо колокольчиков мы так же использовали ленты, цветы, флажки и другие подходящие предметы, которыми интересно взмахивать.Постепенно упражнение может усложняться и дальше: на следующем этапе предложите ребенку выполнять те же движения с предметом, но в процессе ходьбы.
«Весёлая ленточка»
Оборудование: барабан, лента.
Слушая громкое звучание бубна, ребенок ходит по залу, размахивая лентой вперёд-назад, а когда взрослый ударяет по бубну тихо, останавливается, прячет ленту за спину.Различное звучание можно обозначить и шагами: при громком звучании ребенок ходит как обычно, при тихом – на носочках.
«Канатоходец»
Ребенку предлагается вместе со взрослым потоптаться на канате, который лежит на полу. Стопы ребенка должны располагаться поперек каната.
«Лёгкие и тяжёлые руки»
И. п.: стоя, руки спрятаны за спину. На «раз, два» плавно поднять руки вперёд до уровня плеч, на «три, четыре» спрятать руки за спину. На «пять, шесть, семь, восемь» сильно покачивать руками вперёд, назад.
«Мяч вокруг себя»
Оборудование: маленькие мячи, которые можно держать одной рукой.
Встаньте напротив ребенка. Взрослый и ребенок держат мячи в одной руке. Перекладываем маленький мяч спереди из правой руки в левую, а сзади – из левой руки в правую. Делаем такие круговые движения вокруг шеи, пояса, ног. Затем меняем направление.
В заключении хотелось бы сказать, что первое время удавалось проводить только одну игру, которая занимала минут пять. Но мы занимались регулярно, а новые игры вводили постепенно, понемногу. Старались заметить, сколько времени малыш сохраняет внимание, чтобы не переутомить его! Спустя некоторое время мы заметили, что у ребенка появилась потребность в движении и желание участвовать в подвижных играх. Мы поддерживаем любые попытки малыша откликнуться на наше предложение и поучаствовать в играх! Если видим, что ребенку что-то пока не удается, мы разбиваем задание на отдельные части, а потом соединяем их вместе. Главное, чтоб ребенку было интересно.
Источник
Статья
Двигательная активность детей с синдромом Дауна
Дом ребенка №5 САО
Воспитатель Арифулина Е.В.
Работа о физическом развитии ребенка имеет особое значение в раннем возрасте. В этот период жизни малыш только овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные навыки, учится управлять своим телом, координировать свои действия.
Двигательное развитие – это совокупность движений крупных мышц, позволяющих человеку удерживать вертикальную позу и перемещаться в пространстве. От уровня развития крупной моторики зависит возможность ребенка осваивать окружающее пространство. Развитие крупной моторики у младенца – это освоение способности передвигаться с использованием крупной мускулатуры (ног, рук, спины и живота). Основные «вехи» в процессе развития навыков крупной моторики – умение сидеть, ползать, ходить, что позволяет ребенку передвигаться в пространстве и изучать окружающий мир.
Особенности двигательного развития детей с синдромом Дауна
Основные навыки | Возраст детей с синдромом Дауна (месяц) | Возраст обычных детей (месяц) |
Передвигается | 8 | 5 |
Сидит самостоятельно | 10 | 7 |
Ползает | 12 | 8 |
Передвигается на четвереньках | 15 | 10 |
Стоит | 20 | 11 |
Ходит | 24 | 13 |
Рассмотрев данные таблицы, можно сделать вывод, что развитие крупных движений у детей с синдромом Дауна проходит те же этапы, что и у обычного ребенка, однако время появления навыков более позднее, а в возрастной диапазон появления навыков гораздо шире.
Физические особенности детей с синдромом Дауна, замедляющие моторные развитие.
Медицинские факторы
– порок сердца и частые респираторные заболевания не дают возможности активно участвовать в подвижных играх, длительных прогулках, специально организованных занятиях.
– проблемы со зрением влияют на способность ориентироваться в пространстве.
– снижение слуха и частые отиты ухудшают чувство равновесия и затрудняют ориентирование в пространстве.
Физические и нейрофизиологические факторы
– структурно мозговые нарушения приводят к нарушению реакций равновесия и координации движений
– нарушение синаптических связей, что ведет к снижению темпа восприятия и прохождения стимулов, а также скорости ответных реакций
– гипотония – это сниженный мышечный тонус, из-за которого мышечная сила нарастает медленнее. Недостаток силы мешает развивать координацию и баланс тела
– чрезмерная эластичность связок. Связки обеспечивают устойчивость суставов. Слишком эластичные связки мешают детям с синдромом Дауна контролировать движения, поскольку их суставы слишком подвижны и таким малышам трудно удерживать их в нужном положении.
– ослабленное чувство равновесия
– особенности пропорций тела.
У детей с синдромом Дауна руки и ноги короче по сравнению с туловищем, чем у обычных детей, поэтому им труднее овладевать некоторыми навыками (карабкаться по ступенькам, перешагивать через препятствия).
Методика работы по формированию навыков крупной моторики и ориентировки в пространстве у детей с синдромом Дауна.
Для успешного развития моторных навыков ребенку с синдромом Дауна необходима помощь, направленная на стимуляцию двигательной активности. Наша задача – обеспечить ему тот минимум помощи, который необходим для успешного выполнения задания.
Разнообразные положения.
Очень важно давать ребенку возможность и побуждать его играть в разнообразных положениях. Лежа на животе тренируют мускулатуру спины и шеи, лежа на спине – упражняют брюшные и бедренные мышцы, а играя с игрушками – мышцы рук и ног. Сидение тренирует чувство равновесия.
Переходные положения тела.
Переходные позиции позволяют ребенку менять положения тела и, тем самым, увеличивают его самостоятельность. Ребенку с синдромом Дауна труднее освоить переходные позиции, потому что при перемене позы нарушается равновесное положение тела и ребенку приходится прилагать усилия, чтобы, выполнив необходимую последовательность движений, принять новую равновесную позу.
Моторное планирование.
Это – способность ребенка в правильной последовательности совершать серию движений, необходимых для выполнения сложной двигательной задачи. Детям с синдромом Дауна из-за гипотонии и нарушения познавательных способностей с трудом дается естественное планирование моторики действия. Им поначалу нужно просто запоминать последовательность действий.
Содействие двигательному развитию.
Для эффективного содействия двигательному развитию необходимо следующее:
Терпение – вот, что труднее всего!
Помните: если вы не дадите ребенку действовать самому, он так и останется зависимым от вас, так и не научится управлять своим телом и не станет сильнее.
Анализация.
Если малышу не удается совершить сложное действие, разбейте задание не несколько легко преодолимых частей. Предоставьте ребенку возможность освоить эти маленькие части, а затем соединить их вместе.
Похвала.
Не жалейте похвал. Хвалите малыша не только за результат, но и за старания, которые он приложил, пытаясь выполнить очередную задачу.
Физическая помощь.
Необходимая физическая помощь взрослого заключается в том, чтобы побудить ребенка выполнить новое, пока еще трудное для него задание и предоставить ему информацию как это делается. Очень важно не оказывать чрезмерной физической поддержки и не торопить малыша.
Демонстрация и подражание.
Для детей с синдромом Дауна указанный метод обучения очень эффективен, поскольку, как правило, они обладают достаточно хорошей способностью к подражанию. Старайтесь наглядно продемонстрировать ребенку, что именно надо сделать.
Многократное повторение.
Очень важно сделать так, чтобы малышу не надоедало повторять одно и то же. Проявите изобретательность и придумайте, как обновить старые задания и сделать их интересными, как их встроить в разные бытовые и игровые ситуации.
«Озвучивание».
Обязательно комментируйте вслух свои действия, произнося слова четко и достаточно громко.
Список используемой литературы
1. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю, Физическое развитие, «Игры и занятия с детьми раннего возраста». – М.: «Мозаика-Синтез», 2007.
2. Жилнова П.Л. «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна». – М.: 2002.
3. Маленькие ступени. Навыки общей моторики. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. – М.: 2001.
Источник
Открываем закрытые двери
Однажды на занятие по футболу пришел Леша – 10-летний мальчик с синдромом Дауна. За все задания он брался с особым рвением. Но как же сложно ему было устоять на месте, не торопиться и последовательно, руководствуясь указаниями тренера, выполнять упражнения! Расторможенность Леши и неумение сосредотачиваться на словесной инструкции объясняются особенностями его развития. На занятиях тренеры старались учитывать их и использовать упражнения, которые помогали бы компенсировать эти проблемы. И сегодня мы можем наблюдать совершенно иную картину: Леше удается то, что раньше казалось практически невозможным. Видели бы вы, как трудолюбиво и с каким интересом мальчик стал заниматься! Его внимание и координация движений заметно улучшились. Леша стал более собранным, теперь с ним легче взаимодействовать. А еще у него появилось то, что необходимо каждому и что обогащает нашу жизнь – хобби. И всё это – благодаря футболу.
Эта игра, безусловно, развивает много полезных навыков. Но мне всегда хотелось дать нашим особым ребятам чуть больше. Хотелось, чтобы благодаря физкультуре и спорту они получили ключи к тем дверям, которые, казалось бы, им не по силам открыть. И вот несколько месяцев назад такая возможность появилась.
В январе 2020 года усилиями благотворительного фонда «Синдром любви» и при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы стартовал проект «Двигайся!» – групповые занятия адаптивной физической культурой для детей с синдромом Дауна.
Термин сложный, но, на самом деле, всё очевидно. Название «адаптивная физкультура» произошло от цели, на которую она направлена – на адаптацию детей и взрослых. Причем не только на физическую реабилитацию, но и на все стороны развития, включая преодоление психологических барьеров, которые мешают ощущению полноценной жизни.
Как всё происходит
Мы собираемся два раза в неделю в торговом центре «Аэробус» неподалеку от метро «Чертановская». Участники проекта «Двигайся!» занимаются в группе, которая рассчитана на десять человек. В занятия мы включаем элементы лечебной гимнастики и лечебной физкультуры. Ну и, конечно, различные игры, ведь они занимают очень важное место в воспитании детей – позволяют одновременно воздействовать и на моторику, и на психику.
Не все ребята справляются с заданиями тренера с одинаковым успехом. Но именно в группе, глядя на других участников тренировки, ребенку легче понять, что от него требуется. А еще дети учатся общаться, работая в команде или в парах.
Продолжительность каждого занятия – один час. Начинается оно с дыхательных упражнений, которые, помимо прямой пользы, помогают настроить ребенка на предстоящую работу. Также в разминку входят упражнения, направленные на профилактику плоскостопия. С помощью упражнений на гимнастической палке мы стимулируем сенсорную чувствительность стопы. Это улучшает кровообращение, помогает ребенку активизироваться.
За 15-минутной разминкой следует основная часть занятия. Учитывая физиологические особенности наших ребят, мы включаем в нее упражнения, направленные на укрепление и развитие мышц, применяя метод их напряжения и сокращения. Например, предлагаем такие упражнения, как балансирование на одной ноге, стоя на полусфере; лежа на спине – перекаты на живот и обратно; стоя на четвереньках – подъем разноименных руки и ноги.
Неоднократно доказано: самое важное, что могут дать физкультура и спорт детям с синдромом Дауна – более высокое качество движений: улучшение координации, освоение асимметричных движений и поз, уменьшение площади опоры. Поэтому мы включаем в занятия адаптивной физкультурой такие упражнения, как приседания, прыжки, удержание различных частей тела в асимметричном статическом положении (например, тянуться в сторону, выходя за площадь опоры). Надо отметить, что методики, которые мы используем, способствуют также развитию памяти, мышления, внимания и понимания речи.
Тренировочный процесс каждого занятия связан с предыдущим. Новые элементы и упражнения мы включаем в него постепенно. Такой подход позволяет детям усвоить материал и в тоже время удерживать интерес в течение занятия.
Так, постепенно и последовательно, мы решаем основную задачу нашего проекта – сформировать у детей осознанное отношение к своим силам, твердую уверенность в них, готовность к смелым и решительным действиям, преодоление необходимых физических нагрузок.
А физические нагрузки – это не вредно?
Нетрудно понять родителей, которые задаются этим вопросом, ведь очень многим из них с самого момента рождения особого ребенка пришлось вести борьбу за его жизнь. Однако в данном случае опасения излишни. Адаптивная физкультура – очень важная составляющая гармоничного развития детей с синдромом Дауна. Физические упражнения закладывают фундамент крепкого здоровья. Они укрепляют иммунитет, тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, помогают в развитии и совершенствовании базовых двигательных навыков. Хотя, действительно, у детей с синдромом Дауна могут быть особенности здоровья, при которых требуется поучить заключение врача, прежде чем отдавать ребенка на физкультурные занятия.
Уникальность адаптивной физкультуры в том, что она воздействует не только на физическое развитие. Каждое задание – это цепочка последовательных операций, что развивает умение планировать свои действия, понимать причинно-следственные связи. Занятия адаптивной физкультурой улучшают познавательную деятельность ребенка с синдромом Дауна, развивают речь, оказывают положительное влияние на его социальную жизнь, эмоциональное состояние и, как следствие, психологическое развитие и становление характера. Любое достижение делает его более уверенным в себе, поднимает настроение, бодрит, мотивирует быть активным и добиваться новых успехов.
Кроме того, регулярные занятия физической культурой, подвижными играми с самого детства могут стать для ребенка хорошим увлечением, которое будет приносить удовольствие, способствовать ощущению благополучия, самодостаточности и пригодится в будущем.
Если физкультура, значит, все игры – спортивные?
Нет, конечно! Сегодня в проекте «Двигайся!» участвуют дети в возрасте от 7 до 10 лет. В этом возрасте игра – увлекательный способ многое узнать и многому научиться. Поэтому мы видим необходимость обучать ребят старым добрым дворовым играм: включаем в занятия элементы баскетбола, флорбола, футбола, а также игры без мяча, например, различные виды «салочек». Эти игры состоят из разнообразных движений, которые способствуют укреплению мышц, ускоренному обмену веществ и закаливанию организма. С помощью игр развиваются ловкость, быстрота, сила, выносливость. Кроме того, подвижные игры положительно влияют на развитие и совершенствование не только физических, но и личностных качеств ребенка. В играх ребята учатся соблюдать правила, общаться, создавать команды, сотрудничать, договариваться, соревноваться, да и веселиться тоже. За счет этого решается очень важная задача социализации особого ребенка.
Взгляд не со стороны
Ребят с синдромом Дауна я тренирую уже не первый год. Мой практический опыт, безусловно, подтверждает тесную связь между формированием у детей физической, психической, умственной сфер деятельности. Я лично убедилась, что дети, которые регулярно занимаются спортом, становятся более сосредоточенными и внимательными, они способны самостоятельно выполнять многие бытовые вещи. Хочу отметить, что дети, которые занимаются сразу в нескольких спортивных секциях (к примеру, ходят на наши тренировки по футболу и участвуют в проекте «Двигайся!»), добиваются впечатляющих результатов. Это и заметный прогресс в выполнении упражнений, и более осознанное отношение к занятиям, и преодоление трудностей в общении. На первом же занятии адаптивной физкультурой в рамках проекта «Двигайся!» я заметила, что произошел синергетический эффект, усиливающий взаимодействие двух видов двигательной активности. Он заключался в том, что ребята, которые ходят на занятия футболом и участвуют в проекте «Двигайся!», быстрее начинают раскрывать свой потенциал. Важно отметить, что теперь мы проводим больше времени друг с другом, что также помогает наладить контакт. Всё это вселяет большие надежды на долгую и успешную жизнь нашего проекта. Надеемся, что наш пример станет заразительным и получит продолжение в других городах. Если энтузиастам нужна методическая поддержка, обращайтесь, мы поможем! Присоединяйтесь к нам, двигайтесь с нами!
Источник