Актуальность синдрома эмоционального выгорания у педагогов
Эмоциональное выгорание педагогов
и способы его преодоления
(консультация педагога – психолога Радионовой Е.И.
для педагогов ДОУ)
Исследования по проблеме профессионального выгорания специалистов начались ещё в 70-х годах XX века. Это было связано с тем, что к руководству Американской службы психологической и социальной поддержки населения стали поступать жалобы на неэффективность работы сотрудников, их вспыльчивость и раздражительность. Изучение данного явления привело психологов и медиков к открытию «особой формы стресса общения», которую американский психиатр Х. Дж. Фрейденберг предложил называть «burnout» («выгорание»), т.е. слово подчёркивает зависимость специалистов от работы. Проблема профессионального выгорания работников является актуальной и в наши дни.
Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.
Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов профессиональной деформации и развивается, как правило, у специалистов, которым по роду службы положено много общаться с другими людьми. В большей степени это относится к специалистам сферы образования.
За годы работы в ДОУ у педагога накапливается множество психологических проблем, решить которые он не всегда в состоянии, что приводит зачастую к разочарованию в своей профессии, профессиональному выгоранию. Ведь педагоги – это та категория людей, которая не имеет права болеть, ошибаться, они всегда должны быть сдержаны, и показывать пример для всех. А к тому же скоро открытый урок, аттестация, итоги педагогических конкурсов, публикации. Даже, болея, мы идем на работу: ведь на нас держится весь мир (нам так кажется).
Синдрому профессионального выгорания подвержены чаще всего люди старше 35 – 40 лет. К этому времени педагоги накапливают достаточный педагогический опыт, их собственные дети подрастают и уход за ними требует меньшего времени, в семье устанавливается определенная стабильность. Кажется, что надо ожидать резкого подъёма в профессиональной сфере. Но часто наблюдается противоположное явление. У педагогов заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает «блеск в глазах», нарастает усталость. Бывают ситуации, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди уходят из образования, меняют профессию и всю оставшуюся жизнь скучают по общению с детьми.
К основным факторам, способствующим формированию эмоционального выгорания педагога, относят:
- высокую ответственность за своих подопечных
- высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку
- дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением
- наличие ролевых конфликтов
- работу с «трудными» детьми
- развитию эмоционального выгорания педагогов способствует постоянное чувство усталости, подавленности, незащищённости, отсутствие желаний, боязнь ошибок, страх перед неопределёнными ситуациями, страх показаться недостаточно совершенным, неуверенность в собственных силах
- Синдром эмоционального выгорания педагогов является ответной реакцией педагога на пролонгированные во времени стрессовые воздействия межличностного общения как в системе «воспитатель – коллеги», так и в системе «воспитатель – ребёнок».
- Специалисты, подверженные процессу выгорания, могут демонстрировать такие проявления, как цинизм, негативизм, пессимизм, раздражительность, нервозность
Таким образом, профессиональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Оно возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Профессиональное выгорание – динамический процесс, который возникает поэтапно. Его этапы соответствуют механизму развития стресса. Поэтому при профессиональном выгорании отмечают:
фазу нервного (тревожного напряжения),
фазу резистенции (сопротивления),
фазу истощения.
Соответственно каждому этапу развития профессионального выгорания возникают отдельные его симптомы, которых на данный момент насчитывается более ста.
Среди них выделяют симптомы психосоматического уровня. Это:
- утомление,
- усталость,
- бессонница.
- истощение,
- пищевые нарушения.
И симптомы проявления личностных особенностей. К ним относят:
- скудность репертуара рабочих действий,
- упадническое настроение и связанные с ним эмоции (пессимизм, апатия, чувство бессмысленности, цинизм),
- злоупотребление табаком, кофе, пристрастие к алкоголю, наркотикам,
- негативная «Я-концепция»,
- негативное отношение к окружающим
- переживание зависимости от людей и обстоятельств
- агрессивные чувства (раздражительность, гнев)
Профессиональное выгорание не является чем-то неизбежным. Необходимо предпринимать определённые шаги по его профилактике, которые могут предотвратить, ослабить или исключить возникновение выгорания.
Как же избежать синдрома эмоционального выгорания и какие меры необходимы для его профилактики?
Ольга Владимировна Хухлаева (педагог – психолог) предлагает свой вариант работы с синдромом эмоционального выгорания.
- Первым этапом данной профилактической работы является ваше знание о существовании данной проблемы при работе в сфере «человек – человек»
- На втором этапе важно уделить время осознанию и принятию самим педагогом, что данная проблема может коснуться и его. Исключить у себя боязнь ошибки, страх собственного несовершенства. Мы, педагоги, такие же люди, как все: можем ошибаться, испытывать определенные трудности, важно уйти от привычки всегда «быть сильными», от стремления отрицать собственные психологические затруднения
- На третьем этапе профилактической работы следует посвятить накоплению у себя ресурсов противодействия выгоранию. Этот этап более долговременный.
Профилактику эмоционального выгорания на этом этапе необходимо проводить в двух направлениях:
1) оптимизация организационных условий труда педагога;
2) актуализация личностных ресурсов педагога.
Первое направление включает в себя следующие составляющие.
• Организация рабочего места педагога – предполагает как общее санитарное состояние рабочего пространства, так и эстетическую составляющую. Исследования показывают, что педагоги, работающие в светлых, просторных помещениях, имеющих необходимое для работы оснащение и эстетичное оформление, гораздо реже страдают от проявлений синдрома эмоционального выгорания, чем их коллеги, вынужденные работать в тесных, обшарпанных, «голых» группах. Это наша с вами развивающая среда для детей, но которая в должной мере влияет на нас.
• Строгая определенность должностных инструкций и обязанностей.
• Наличие общепринятых стандартов формального и неформального поведения педагогов в учреждении.
• Отлаженная система охраны труда сотрудников.
• Наличие и развитие высокой организационной культуры.
• Профессиональная и административная поддержка.
Второе направление связано с активацией и выработкой личных ресурсов педагогов
Он включает в себя создание атмосферы безопасности в коллективе и на актуализацию личностных ресурсов стрессоустойчивости: это тренинги, различные приемы и упражнения, осознание стереотипов поведения в коллективе, расширение репертуара поведенческих стратегий, осознание и принятие своих чувств, концентрацию внимания, осознание своих личностных ресурсов.
Поскольку профессия педагога входит в группу риска выгорания, каждому педагогу необходимо заботиться о себе, владея приёмами саморегуляции.
Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, воздействие человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления дыханием и мышечным тонусом. Она помогает снять эмоциональную напряжённость, активировать свою деятельность, восстановить силы.
Сегодня мы попробуем некоторые приемы и методы саморегуляции для профилактики стрессов и выгорания (групповые формы работы)
1.Упражнение «Имя – профессиональное качество».
Цель: создание положительной атмосферы в группе, поднятие самооценки участников тренинга, акцентирование внимания на ценности каждого члена группы.
Ход: передавая мяч по кругу, называйте своё имя и какое – либо профессиональное качество, начинающееся на первую букву имени. Например: Анна – активная. Ольга – оптимистичная.
Помощь друг другу в подборе слов.
2.Упражнение “Лестница”
Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.
Начертите у себя ЛЕСТНИЦУ из 8 ступенек. Это лестница вашей жизни, вашей деятельности, вашей карьеры. Внимательно рассмотрите ее и отметьте свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день, где вы находитесь: внизу, на одной из ступенек, в центре, вверху.
Просто ответьте себе на вопрос: Где я нахожусь в данный момент?
Начинаем отсчет по ступенькам снизу: Я – ВЫСКАЗЫВАНИЕ! Какое высказывание соответствует вашему местоположению.
Первая ступенька – Я НЕ БУДУ ЭТОГО ДЕЛАТЬ НИКОГДА!
Вторая ступенька – Я НЕ МОГУ ЭТО СДЕЛАТЬ (не умею, не получится)
Третья ступенька – Я ХОЧУ ЭТО СДЕЛАТЬ!
Четвертая ступенька – КАК МНЕ ЭТО СДЕЛАТЬ?
Пятая ступенька – Я ПОПРОБУЮ…
Шестая ступенька – Я МОГУ ЭТО СДЕЛАТЬ!
Седьмая ступенька – Я ЭТО ДЕЛАЮ!
Восьмая ступенька – ЭТО ЖЕ ТАК ПРОСТО!
Запишите первое, что приходит в голову: что нужно сделать для того, чтобы подняться на ступеньку выше. Это и есть ваше личное индивидуальное решение по профилактике эмоционального выгорания.
Лестница нужна для того, чтобы понять, кто готов к переменам, а кто нет. Это желание понять: я хочу или я не хочу что-то менять в себе, в своей жизни. Попробуйте на досуге проанализировать лестницу и свои действия, шагая по ней.
3.Релаксация: упражнение «Улыбка»
По непонятным причинам самим действенными оказываются очень простые вещи. Проснувшись утром и торопясь начать день, задержитесь на минуту, оцените – что вы чувствуете? Вне зависимости от результата оценки – УЛЫБНИТЕСЬ! Адресуйте эту улыбку родным, друзьям, коллегам, всем кого любите, всему миру. Почему?
Обнаружено, что доброжелательное выражение лица возбуждает центры позитивных эмоций, способствует хорошему настроению и позитивному мышлению. Поэтому нецелесообразно ходить с мрачным, нудным лицом даже тогда, когда настроение у вас плохое. Человек с естественной приятной улыбкой и сам становится бодрым и жизнерадостным. Улыбки и смех – возбудители позитивных эмоций. Стендаль сказал: «Улыбка и смех убивают старость».
Намек на улыбку, сдержанная улыбка, интимная улыбка, радостная – каждая по-своему замечательна. Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как улыбка. Улыбка говорит: «Вы мне нравитесь. Вы делаете меня счастливым. Я рад вас видеть».
Люди добреют от улыбки. Если вы не привыкли улыбаться, то вам нужно научиться это делать. Улыбнитесь прямо сейчас! Не бойтесь! Улыбнитесь еще раз! Задержите улыбку! Конечно, вначале вы можете чувствовать себя неловко, но, когда нахмуренные брови и опущенные уголки рта исчезнут, то вы начнете излучать уверенность и силу, и ваше отношение к этому занятию изменится. Когда поблизости будет зеркало, улыбнитесь перед ним, и вы увидите, насколько лучше вы выглядите.
Пожелайте доброго утра и успешного дня себе и всем, кто вам дорог. Все день начался и начался правильно.
Улыбайтесь! Улыбайтесь! Улыбайтесь! Улыбайтесь! Всем и каждому! Люди почувствуют вашу улыбку и улыбнуться Вам: «Благодарю, что заметили и оценили меня!».
4. «Позитивные пожелания»
Участники вытаскивают позитивные пожелания и зачитывают их.
-В ближайшее время Вам особенно повезет!
-Вас сегодня ожидает сюрприз! И т.д.
Спасибо всем, кто пришел сегодня в наш зал. Здоровья, позитива, удачи!
Список используемой литературы:
1. Е. А. Чекунова, Т. П. Колодяжная Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада. / учебно-методическое пособие. М. 2010.
2. Е. В. Шитова Практические семинары и тренинги для педагогов. / Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие. Волгоград. 2013.
3. Н. А. Рогалева Дни психологической разгрузки для педагогов ДОУ. / Справочник педагога-психолога. 01.2012.
4. Т. Н. Сташкова Занятие-тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания». / Справочник педагога-психолога 02.2011.
5. «Психология общения. Энциклопедический словарь» / А.А. Бодалева, М., «Когито-Центр», 2011
6. Саенко Ю.В. «Регуляция эмоций. Тренинг управления чувствами и настроениями», СПб, «Речь», 2011
Педагог – психолог Радионова Е.И.
Источник
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОУ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
«ЮГО-ЗАПАД»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГОУ ЦППП «ЮГО-Запад»
_______________ Середенко Н.В.
«_____» ___________ 2014 года
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
Председатель Зав. лабораторией психолого-
научно-методического совета педагогической поддержки и
ГОУ ЦППП «Юго-Запад» здоровьесбережения
ОМЦ ЮЗОУО
___________ к.псих.н. Аександрова О.А. _________ Объедкова З.К.
«____» _________ 200 __ год «_____» ________ 200__ год
ПРОГРАММА
«Профилактика эмоционального выгорания специалистов»
социально-педагогической направленности
Составил: педагог-психолог Назарова С.Е.
2014 г.
Программа «профилактики эмоционального выгорания»
- Пояснительная записка.
Актуальность программы по профилактике профессионального выгорания специалистов (педагогов, воспитателей) во многом определяется высоким уровнем стресса на рабочем месте, чрезмерными нервно-психическими нагрузками, многочисленными интенсивными контактами с людьми приводящим к эмоциональному истощению и перегрузкам, формализации межличностного взаимодействия.
Синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения учителя.
Профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива.
Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко
прослеживается факт потери интереса к ученику как к личности, неприятие
его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального
общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний,
дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние,
подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).
Анализ деятельности педагога с точки зрения наличия факторов
инициирующих эмоциональное выгорание возможно осуществить с опорой на схему
предложенную Орлом В.Е.(2001г.)
|Индивидуальные факторы |Организационные факторы |
|Социально-демографические: |Условия работы: |
|Возраст |Рабочие перегрузки |
|Пол |Дефицит времени |
|Уровень образования |Продолжительность рабочего дня |
|Семейное положение |Содержание труда: |
|Стаж работы |Число клиентов |
|Личностные особенности: |Острота их проблем |
|Выносливость |Глубина контакта с клиентом |
|Локус контроля |Обратная связь |
| Стиль сопротивления |Социально-психологические: |
|Самооценка |Взаимоотношения в организации |
|Нейротизм (тревожность) |Отношение к объекту труда |
|Экстраверсия | |
Рассмотрим сначала группу организационных факторов, куда включаются условия
материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия
деятельности.
– Условия работы. Основной упор в изучении этих факторов был сделан на
временные параметры деятельности и объема работы. Практически все
исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что
повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа, высокая
продолжительность рабочего дня стимулируют развитие выгорания.
Профессия педагога подпадает под эти параметры: так, сам по себе факт,
что средняя величина рабочей недели учителя, равна по подсчетам Л.Ф.
Колесникова (1985г.), 52 часам, намного выше той (40 часов), которая
установлена по стране; очень низкая оплата труда, не обеспечивающая
нормального существования (практически все исследования подтверждают,
что недостаточное вознаграждение, денежное или моральное, или его
отсутствие способствуют возникновению выгорания), как следствие
сверхурочная работа, а значит повышенные нагрузки, что нередко приводит
к фрустрации, тревожности, эмоциональному опустошению как предпосылке
различных психических заболеваний.
– Содержание труда. Данная группа факторов включает в себя количественные
и качественные аспекты работы с клиентами (учащимися): их количество,
частоту обслуживания, степень глубины контакта. Так в профессии
педагога, большое количество учащихся в классе, может привести к
недостатку элементарного контроля, что будет являться главным фактором,
способствующим выгоранию. Так же не секрет, что педагогам, в настоящее
время, все чаще приходится иметь дело с детьми из социально-
неблагополучных семей, острота проблем этих детей обычно способствует
возникновению выгорания. Наиболее выпукло показано влияние этих
факторов в тех видах профессиональной деятельности, где острота проблем
клиентов сочетается с минимизацией успеха в эффективности их решения, в
педагогике это могут быть классы коррекции, где при максимальном
вложении усилий со стороны педагога, результат может оказаться не самым
высоким. При этом отмечается, что любая критическая ситуация с
учеником, независимо от ее специфики является тяжким бременем для
педагога, отрицательно воздействуя на него и приводя, в конечном итоге,
к выгоранию.
– Социально-психологические факторы. Анализ взаимодействия между
социально-психологическими отношениями работников к объекту их труда
можно провести в двух направлениях: позиции работников по отношению к
своим реципиентам и особенностей поведения самих реципиентов
(учеников). Существует взаимосвязь между данной характеристикой и
выгоранием. Данная зависимость может быть обусловлена спецификой самой
деятельности. Так учителя, характеризующиеся наличием опекающей
идеологии во взаимоотношениях с учениками, а так же не использующие
репрессивную и ситуационную тактики, демонстрируют высокий уровень
выгорания. С другой стороны, атмосфера в коллективе учащихся и их
отношение к учителю и учебному процессу могут провоцировать
возникновение выгорания у педагогов. В частности, отмечается, что
апатия учеников и неблагоприятная атмосфера в классе, например,
активное сопротивление учителю в виде негативного поведения учеников
вызывают у учителей выгорание (Орел, 2001г.)
Таким образом, на основании вышесказанного, мы видим, что
профессия учителя может быть отнесена к “разряду стрессогенных, требующих
от него самообладания и саморегуляции” (Форманюк,1994г.) Проявления стресса
в работе учителя разнообразны и обширны. Так, в первую очередь выделяются
фрустрированность, тревожность, изможденность, депрессия, эмоциональная
ригидность и эмоциональное опустошение – это цена ответственности, которую
платит учитель.
Маркова А.К. в работе “Психология труда учителя”(1993г.), говорит о
том, что для работы учителя характерны: информационный стресс, возникающий
в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с
задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой
степени ответственности за их последствия; и эмоциональный стресс, когда
под влиянием опасности, обид возникают эмоциональные сдвиги, изменения в
мотивации, характере деятельности, нарушения двигательного и речевого
поведения.
По данным социально-демографических исследований труд педагога
относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда:
по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у
менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций,
т.е. тех, кто непосредственно работает с людьми. Бойко В.В. приводит
следующие данные: из 7300 педагогов общеобразовательных школ, риск и
повышенный риск патологии сердечно-сосудистой системы отмечен в 29,4%
случаев, заболевания сосудов головного мозга у 37,2% педагогов, 57,8%
обследованных имеют нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта. Вся
выявляемая соматическая патология сопровождается клиникой неврозоподобных
нарушений. Собственно невротические расстройства выявились в 60-70%
случаев. (Бойко 1996г.) Указанная сторона здоровья учительства обусловлена
многими социальными, экономическими, жилищно-бытовыми факторами. Немалая
роль здесь, конечно, и психического напряжения, сопровождающего
профессиональные будни педагога. Не мудрено, что, в целях экономии своих
энергоресурсов, многие педагоги прибегают к различным механизмам
психологической защиты и, по крайней мере, обречены на эмоциональное
выгорание.
Но есть еще и оборотная сторона приведенной удручающей статистики.
Возникают вопросы: кто же учит детей? Может ли человек, обремененный такими
страданиями, успешно влиять на подрастающее поколение?
Рассмотрим теперь индивидуальные факторы, в эту группу включены
социально-демографические и личностные особенности. Орел В.Е.(2001г.)
отмечает, что из всех социально- демографических характеристик наиболее
тесную связь с выгоранием имеет возраст и стаж. Причины спада
профессиональной деятельности учителя старшего возраста, так называемый
“педагогический криз”, выделяет Ю.Л. Львова(1998г.). По ее мнению, это:
– во-первых, стремление педагога использовать новые достижения науки и
невозможность их реализовать в сжатые сроки обучения; отсутствия отдачи
учащихся; несоответствие ожидаемого результата и фактического;
– во-вторых, возникновение и развитие излюбленных приемов, шаблонов в
работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но как
менять – неизвестно;
– в-третьих, возможность изоляции учителя в педагогическом коллективе,
когда его поиски, инновации не поддерживаются коллегами, что вызывает
чувство тревоги, одиночества, неверия в себя.
Большая часть учителей справляется с кризом, но частично он может
оказывать влияние на развитие выгорания (Львова, 1998г.). Предлагаемая программа поможет предотвратить процессы эмоционального выгорания и стабилизировать профессиональную деятельность.
Цель программы: Передача знаний и навыков, способствующих повышению психической устойчивости в трудных (критических) ситуациях на рабочем месте.
Задачи: 1. Создание понятийного представления о синдроме «эмоционального выгорания».
2. Исследование сфер личного и организационного стресса;
3. Овладение методами самодиагностики уровня эмоционального выгорания (Бойко В. В.);
4. Обучение приемам устранения эмоционального дискомфорта, ослабления психической напряженности, совладания со стрессом.
5. Раскрытие ресурсных сторон личности и расширение профессионального самосознания.
Состав группы – специалисты общеобразовательных учреждений разного типа (педагоги, воспитатели, логопеды, администраторы, управленцы).
Характер группы – закрытая, без возрастного критерия, в количестве 13-15 человек.
Программа является краткосрочной, продолжительностью от 6 до 10 часов, формат встреч оговаривается индивидуально.
II Учебно-тематический план:
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
1. | Вводное занятие. Установочная часть программы. Правила жизнедеятельности группы. Выявление основных ожиданий и трудностей. Информационный блок о синдроме эмоционального выгорания: стадии, признаки, составляющие синдрома. | 0,5 | 1 | |
2. | Диагностика эмоционального выгорания по методике Бойко В. В. Анализ поля самодиагностики. | 0,5 | ||
3. | Личное и профессиональное в нашей жизни. Удовлетворение профессиональной деятельностью. Исследование источников стресса (личные, организационные). | 0,5 | 1 | |
4. | Способы организации энергосберегающего режима в профессиональной и повседневной жизни. | 1 | ||
5. | Смыслообразующие доминанты в профессиональной деятельности (приоритеты, ценности, цели). Тайм-менеджмент (управление личным временем, распределение нагрузок) | 0,5 | 1 | |
6. | Основы эмоциональной и когнитивной саморегуляции. | 1 | ||
7. | Завершение. Подведение итогов. Интеграция опыта. | 0,5 | ||
всего | 7,5 | 1,5 | 6,0 |
III. Критерии оценки результативности работы по программе
Развитие когнитивных, аффективных, физических и поведенческих установок участников тренинговой программы.
Опросник самоанализа участников программы.
IV. Условия для реализации программы
Раздаточный материал:
Маркерная доска или ватманы для оформления информации
Маркеры, фломастеры, цветные карандаши
Бумага А 4
Таблицы
Кнопки, скотч, ножницы.
V. Список литературы
1. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. ПИТЕР, С.-Петербург,2002 г., с.221.
2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. –
М., Информационно-издательский дом ‘’Филинъ’’, 1996.
3. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.
М., “Просвещение” 1989г.
4. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., “Просвещение” 1986
г.
5. Форманюк Т.В. Синдром “эмоционального сгорания” как показатель
профессиональной дезадаптации учителя. Ж. “Вопросы психологии”,1994 г., N
6.
6. Орел В.Е. Феномен “выгорания” в зарубежной психологии: эмпирические
исследования. Журнал практической психологии и психоанализа. 2001г.
сентябрь.
7. Трунов Д.Г. “Синдром сгорания”: позитивный подход к проблеме. Журнал
практического психолога. 1998 г., N 5.
8. Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации. Журнал
практического психолога. 1998 г., N 7.
9. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., Просвещение , 1993 г.
10. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М.,
ВЛАДОС, 1998 г.
11. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя. М.,
издательство “Флинта”, 2001 г.
12. Колесников Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда.
Новосибирск 1985 г.
13. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя.
14. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. С.П., 1997г.
15. Селье Г. “Стресс без дистресса” М.,1982г.
16. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Статья
1978. Интернет.
17. Щуркова Н.Е. Классное руководство. М., 2000г.
18. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., Просвещение,
1989г.
19. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика,1991г.
20. Гоноболин Ф.Н. Психология. М., Просвещение,1973г.
21. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М.,2000г.
22. Львова Ю.Л. Социально-педагогические проблемы развития
профессиональной и общественной активности учителей. М., 1988г.
23. Шитова И.Ю. Проблемы педагогической профессии и пути их разрешения.
Интернет 2002г.
24. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки
педагогических способностей. Вопросы психологии N 5, 1988г.
25. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя.
Вопросы психологии N6. 1987г.
26. Вяткин Б.А., Хрусталев Т.М. Специальные способности в структуре
индивидуальности учителя. Вопросы психологии N4. 1994г.
27. Антилогова Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя. Омск
1992г.
28. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и
боссов растет. Статья, интернет.
29. Дьяконов Г. Регуляция эмоциональных состояний. Детский психолог.
1993г.
30. Иевлева С., Шаталова Т. Когда обожжены нервы. Статья 2003г. Интернет.
31. Столяренко Л.Д. Самыгин С.И. Психология и педагогика. М. 1999г.
32. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург 1999г.
33. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М. 2000г.
Источник