Анна фрейд рассматривала сублимацию как синдром

Анна фрейд рассматривала сублимацию как синдром thumbnail

Одним из наиболее интересных и трудно разоблачаемых механизмов психологической защиты, по мнению Анны Фрейд, является так называемая сублимация.

СУБЛИМАЦИЯ.

Под этим термином в психотерапии подразумевается переключение мыслей и (или) деятельности человека с не решаемой (реально или по его мнению) проблемы на другую, более доступную, при решении которой он как бы компенсирует предыдущую неудачу и частично снижает фрустрацию. Чаще всего сублимация толкает человека идти по более легкому для него пути: получив поражение от более сильного противника, удовлетвориться победой над более слабым; не достигнув успеха в трудном деле, достичь его в более легком (часто даже в ненужном).

Однако разве это не регресс, спросите вы? И при чем тут механизм психологической защиты? В чем состоит мой самообман? В этом-то и штука, что я этот регресс «продаю» себе за прогресс, т. е. убеждаю себя, что я решаю более высокие и практически нужные задачи (а не переключаю энергию фрустрации от недостигнутой цели на более доступный объект или вид деятельности).

О сублимации сказано немало и добрых слов. Психоаналитики считают, что большинство выдающихся произведений искусства являются результатом сублимации энергии от фрустрации, связанной с неудачами в личной жизни (чаще всего отвергнутой или потерянной любовью, неудовлетворенным половым инстинктом и т.п.).

Сам Фрейд в качестве примера приводит Леонардо да Винчи, великого живописца, ученого и инженера. Он создал практически невозможное для одного человека, во всем, за что бы он ни брался, достигал совершенства. В то же время у него отмечено полное отсутствие интереса к сексу. Леонардо даже говорил, что, если бы мы смогли взглянуть отрешенным взглядом со стороны, мы бы увидели, насколько все это выглядит безобразно. Но, видимо, это та же рационализация, когда каждый оправдывает свою позицию. Зигмунд Фрейд считает, что Леонардо стал выдающимся именно потому, что у него была полная сублимация сексуальной энергии, даже без внутренней борьбы. Кстати, этим Фрейд оправдывал аналогичную собственную позицию и считал свою поразительную работоспособность тоже результатом сознательной полной сублимации половой энергии уже в сорокалетием возрасте. Будучи атеистом, он в этом вопросе разделял иудейскую мораль о том, что секс «приличен» только с целью деторождения.

«Биографический психоанализ» показывает, что большинство выдающихся произведений были созданы в период, когда у их авторов была либо утрата любви, либо какое-то разочарование, либо невозможность встретиться с объектом любви. Энергия находила выход в творчестве. В произведениях фантазия дорисовывает то, чего не хватает в реальной жизни.

Психоаналитики любят приводить пример с болдинской осенью Пушкина, когда он рвался к свадьбе с Натали, но был задержан карантином в Болдине, где за короткое время создал огромное количество потрясающих произведений — «Повести Белкина», часть «Евгения Онегина», часть «Бориса Годунова», много известных стихотворений. Хотя здесь может быть и более прозаическая причина. Пушкин был настолько азартный игрок, что писал: «Если бы мне пришлось выбирать, не играть или не жить, я бы предпочел не жить» или «Есть только одна истинная страсть — это игра». Он играл очень много и азартно, проигрывал сумасшедшие деньги. Его издатель Плетнев давал Пушкину вперед деньги, и поэт должен был ему невероятные суммы. А в Болдине Пушкина никто и ничто не отвлекало — не было ни женщин, ни игорного дома, и он показал чудеса творческой продуктивности. Однако элемент сублимации нереализованного любовного стремления здесь, несомненно, тоже имел место.

Эти примеры и советы должен уметь использовать психотерапевт, поддерживая людей, потерпевших жизненные неудачи, чтобы направить их фрустрационную энергию в конструктивное русло, иначе она может пойти на деструкцию: агрессивность или саморазрушение (алкоголизм, формирование чувства ущербности и т.п.).

Однако под сублимацией, как механизмом психологической защиты, обычно понимают пустую трату энергии, когда, потерпев неудачу или отказавшись от решения реальных проблем, человек направляет свою активность на самоутверждение в решении надуманных, никому не нужных вопросов, на бесполезную деятельность, на уход от реальной жизни в фантазирование без малейшей попытки воплощения этих фантазий и планов или при бесконечном откладывании этих попыток.

Одной из форм такой сублимации является графомания в различных видах художественного и псевдонаучного творчества, особенно, говоря словами Давида Юма, философской интоксикации, от которой предостерегал еще Платон.

Правда, если это не является проявлением и усугублением шизофренических тенденций и не становится для человека основным занятием, то «терапия творческим самовыражением», даже не находя общественного признания, может приносить определенное снижение фрустрации. Однако каждый такой случай должен рассматриваться отдельно.

Источник

сублимация фотоСублимация – это защитный механизм психики, отвечающий за снятие внутреннего напряжения, используя перенацеливание энергии на достижение результатов социально приемлемых целей, например в творчестве, в спорте, метафизике или религии. Сублимация в переводе с латинского (sublimare) означает возносить или одухотворять. Первоначально этот термин выражал нравственное возвышение. Впервые, это суждение изложил Зигмунд Фрейд в 1900 году. В социальной психологии этот защитный механизм психики ассоциируется с процессами социализации. Проблемам сублимации уделяется существенное значение в детской психологии, в психологии творчества, психологии спорта.

Сублимация что это? Этот термин может также означать:

– технологию удаления водяного льда вакуумным способом из свежих, замороженных продуктов, биологических материалов;

– обращение вещества из твёрдого в газообразное состояние без нахождения в жидком состоянии;

– в полиграфии это способ переноса изображения на разные поверхности: полиэстеровые ткани, металл, дерево, керамику;

– сублимация в психологии это трансформация либидозной энергии в творческую.

Сублимация по Фрейду

В соответствии с концепциями своей теории, Зигмунд Фрейд описывал защитный механизм психики, как отклонение от биологической энергии (полового влечения от его прямой цели и перенаправление его на социально приемлемые задачи).

Читайте также:  Синдром слабости синусового узла и холтеровское мониторирование

Сублимацию Фрейд рассматривал, как исключительно «положительную» защиту, оказывающую содействие конструктивным занятиям, а также снятию внутреннего напряжения личности.

Подобная оценка сублимации присутствует в любой терапии, которая направлена не на избавление индивида от его внутренних конфликтов, а на поиск социально адаптивного решения.

Метод сублимации широко применяется в психоанализе. В разработанной Фрейдом концепции психоанализа, сублимация трактуется, как вид трансформации влечений (либидо). В настоящее время сублимация имеет несколько значений и понимается шире, но независимо от ее природы происхождения сублимацией называется перенаправление неприемлемых импульсов.  Она может принимать самые разные формы.

Примеры сублимации:

– занимаясь хирургией можно сублимировать садистские желания;

– отдавая предпочтение изобразительному искусству, шуткам, анекдотам, можно сублимировать чрезмерное влечение к занятию интимом.

Повсеместно, ежедневно личность ожидают сюрпризы в виде разных проблематичных или перенапряженных ситуаций, нуждающихся в снятии напряжения.

Процесс сублимации помогает личности не игнорировать внутренние конфликты, а перенаправить энергию индивида на поиск путей в их разрешении. В этом выражается основная функция сублимации в психологии.

Агрессивность и ее энергия может трансформироваться в спорте, например в каратэ или в строгости воспитании собственных детей – применяя требовательность по отношению к ним. Эротизм может сублимироваться в дружбу.

Когда индивид не способен дать выход  своим инстинктивным влечениям, то он подсознательно ищет ту деятельность, тот род занятий, благодаря которым данные импульсы будут высвобождаться. Фрейд объяснял занятия творчеством каждой личностью именно благодаря защитному механизму психики.

Механизм сублимации трансформирует травмирующие, нежелательные, негативные переживания в разные виды востребованной и конструктивной деятельности. В течение всей деятельности Фрейд относил к сублимации некоторые виды деятельности, побуждаемые желанием, которые явно не направлены к половой цели это: интеллектуальное исследование, художественное творчество, с точки зрения общества ценные виды деятельности.

Итак, сублимация это в психологии защитный механизм психики, выполняющий функцию снятия внутреннего напряжения и перенаправление этого напряжения на социально значимые объекты.

Зигмунд Фрейд полагал, что всё, что человек называет «цивилизацией», возможно, возникло, вследствие механизма сублимации.

Психоаналитики утверждают, что многие выдающиеся произведения искусства выступают достижением сублимирующей энергии от фрустрации, которые связанны с крахом и неудачами в личной жизни (зачастую потерянной или отвергнутой любовью, неудовлетворенным половым инстинктом и прочее).

В качестве примера Фрейд ссылается на Леонардо да Винчи, знаменитого живописца, инженера и учёного. Он практически создал немыслимое для одного человека. За что бы он ни брался, он добивался совершенства. Вместе с тем, у него было отмечено полное отсутствие интереса к интиму.

Зигмунд Фрейд утверждал, что Леонардо стал исключительным потому, что у него без внутренней борьбы была полная сублимация полового влечения – либидо. Этим же Фрейд толковал собственную, аналогичную позицию и относил свою потрясающую работоспособность в сорок лет к результату полной, сознательной сублимации половой энергии. Зигмунд Фрейд, будучи атеистом, разделял иудейскую мораль о том, что интим «приличен» только для цели деторождения.

«Биографический психоанализ» демонстрирует, что многие известные произведения были созданы, когда у авторов отмечалась либо утрата любви, либо разочарование, либо отсутствие возможности встретиться с объектом страсти. Через творчество энергия находила свой выход. Фантазия в произведениях дорисовывала то, чего не хватало авторам в реальной жизни.

В психоанализе зачастую под сублимацией понимают смену душевных состояний: от горя к наслаждению, от тоски к радости. Так действует психологическая защита, видоизменяя энергию полового влечения в социально приемлемую цель.

Теория сублимации. Т. Адорно установил эффект сложного соединения любви и ненависти у людей к телевизионным героям и сделал вывод, что сублимационный эффект может умножить манипулирование сознанием. Ведь духовная жизнь личности во многом вырабатывается бессознательными предпочтениями. Например, человек ищет при просмотре телепередач не причину для развития аналитических способностей или художественных, глубоких впечатлений и вечных истин. Его тянет к просмотру передач благодаря воздействию психологических влечений. В этом прячется тайна раздвоенности сознания.

Рядовой телезритель, отвергая насилие в жизни, в экранных преступлениях находит для себя привлекательным зрелище, а также для него оно выступает искупительным освобождением от каждодневных переживаний и перенапряжений.

Однообразная, изнуряющая каждодневность неустанно зарождает в индивиде разочарование. Большинство его устремлений, надежд не сбывается, и вытесняются в сферу бессознательного. Все это пробуждает потребность в искусственной реализации обрушившихся замыслов, в абстракции от постылой реальности. Говоря другими словами, индивиду необходима психологическая компенсация, которую он находит в просмотре телепередач или за просиживанием в интернете.

Психологи уверяют, что, просмотры детективных, криминальных телепередач снижают число реальных преступлений, поскольку при просмотре дурные наклонности личности сублимируются.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

  

Библиотека » История психологии. Классики »
Эго и механизмы защиты

Анна Фрейд, Anna FreudАнна Фрейд — младшая дочь 3игмунда Фрейда — сделала весомый вклад в психоаналитическую теорию
своими трудами на темы обучения, диагностики, терапевтической практики. Она стала основательницей детского психоанализа, предложила собственную психологическую концепцию «Я» и его защитных механизмов. Родилась в Австрии. Была активным членом Международной аналитической ассоциации. В 1938 эмигрировала в
Британию вместе с отцом. С 1947 г. в течение длительного времени занимала должность директора детской терапевтической клиники.

В своей книге «Эго и механизмы защиты» (Das Ich und die Abwehrmechanismen, 1936) А. Фрейд
определила положение ego («Я») в современной психоаналитической теории и выработала принципы того направления, которое будет представлять соответствующие психические явления. А. Фрейд прежде всего отметила, что в ранней психоаналитической теории было отвергнуты любые попытки воссоздать «Я» как независимое от «Оно».
Она подчеркивала что термин «психоанализ» должен быть наполнен новым содержанием за счет тех открытий, которые позволяют понять бессознательное психической жизни.

Психоаналитическая терапия с самого начала рассматривала бессознательное только
как механизм для устранения отклонений «Я» и восстановление его интегративной функции. Намерение отнести произведения отца «По эту сторону принципа удовольствия» (1923), «Групповая психология и анализ собственного «Я» (1921) к глубинной психологии направило общий характер исследований А. Фрейд. К этим произведениям был также присоединен труд 3. Фрейда «Анализ, ограниченный во времени, и анализ неограниченный» (1938), в котором патриарх психоанализа убедительно указал на то, что «Я» одарено собственными своеобразными наклонностями и тенденциями. Правда,
сам Фрейд не всегда подчеркивал эту черту «Я».

Читайте также:  Мкб орз с кишечным синдромом

Именно на раскрытии таких отклонений от классического фрейдизма настаивал Г. Хартман в своей работе «Эгопсихология и проблема адаптации» (1979). Этот автор исследовал структуру «Я» относительно его содержания, связей и функций и отношений с внешним миром. Подтверждением научного престижа Анны Фрейд стало ее влияние не только на Г. Хартмана, но и на Э. Криса, Д. Рапапорта, Э. Ериксопа и других исследователей, которые придерживались концепции автономности «Я».

Подтверждая мнение о том, что «Я» играет ведущую роль в организации защитных механизмов невротика, Анна Фрейд основывала свои теоретические положения на широкой профессиональной работе в детской клинике. По темам своих исследований и практической деятельности она выступала с лекциями в разных странах и печатала свои статьи в журнале «Психоаналитическое изучение ребенка». Она была основателем и соиздателем этого журнала начиная с 1945 года.

Фрейд предложила своеобразную психологическую концепцию «Я» и его защитных механизмов. Последние возникают как сложно организованные модели сознательного и бессознательного поведения человека, направленные на избежание определенных ситуаций, переживаний, состояний, которые воспринимаются человеком как негативные, нежелательные, неожиданные и т.п.. Прежде всего речь идет о неосознаваемых человеком явлениях, которые, в соответствии с индивидуальной природой «Я», спонтанно разворачиваются в его поведении.

Можно говорить о системе защитных механизмов, каждый из которых имеет своеобразную психологическую организацию, направленность и алгоритм реализации.

1. Защита от инстинкта, оказывается в форме сопротивления.
В терапевтическом процессе помогает анализировать «Я». Последнее выступает в форме сопротивления анализу «Оно». «Я» в анализе становится активным, когда стремится с помощью противодействия предотвратить вторжение «Оно». Поскольку цель психоанализа состоит в том, чтобы облегчить доступ в сознание «идеаторным представлениям» угнетенных инстинктов, то есть способствовать вторжению «Оно», защитные действия «Я» против этих представлений приобретают характер активного сопротивления
анализу.

Для соблюдения основного правила анализа, которое позволяет идеаторным представлениям всплывать в свободных ассоциациях пациента, аналитик использует свое личное влияние, поэтому и защита «Я» от инстинктов принимает форму прямого сопротивления аналитику. Враждебность по отношению к психоаналитику и усиление мер, которые должны предотвратить всплытие импульсов «Оно», совпадают друг с другом. Когда в определенные моменты защита снимается, а инстинктивные представления могут беспрепятственно появиться в форме свободных ассоциаций, отношение «Я» к аналитику в настоящем также освобождается от искажений.

2. Защита от аффектов. «Я» надежно защищается также от аффектов, связанных с инстинктивными импульсами. Любовь, влечения, ревность, разочарование, страдание и печаль сопровождают сексуальные желания.
Ненависть, гнев и неистовство способствуют импульсам агрессии. Если инстинктивные импульсы, с которыми они связаны, должны быть отвергнуты, то защите от аффектов должны быть подвергнуты все меры, к которым прибегает «Я» в усилии овладеть ими, то есть они должны перетерпеть метаморфозу.

В отдельные периоды жизни индивидуальное «Я» выбирает различные способы защиты и использует их в конфликте с инстинктами, в защите от заявленного аффекта.

3. Феномен постоянной защиты. О психологическом содержании этого защитного механизма говорил еще Вильгельм Райх, развивая идеи последовательного анализа сопротивления (1935). Он указывает, что скованность и напряженность, постоянная улыбка, высокомерное, надменное, ироническое и наглое поведение является остатками очень сильных защитных процессов в прошлом, которые оторвались от своих исходных ситуаций (конфликтов с инстинктами и аффектами) и превратились в постоянные черты характера, или, по выражению Райха, на «броню характера».

4. Формирование симптома. Формирование симптома означает появление компромисса. Это постоянное использование своеобразного метода защиты при столкновении с конкретным инстинктивным
требованием. Еще З. Фрейд подчеркивал постоянную связь между конкретными неврозами и особыми способами защиты, в частности между истерией и вытеснением или между неврозом навязчивости и
процессами изоляции и уничтожения. Формирование симптома истерически больных в их конфликте со своими инстинктами основывается на вытеснении: они исключают из сознания идеаторное представление своих сексуальных импульсов.

Аналитическая техника и защита от инстинктов и аффектов

Анна Фрейд указывает на важность параллелизма между защитой пациента от своих инстинктов и аффектов, формированием симптомов и сопротивлением.

Поскольку детская игра эквивалентна свободным ассоциациям взрослого человека, можно сделать вывод, что свободный поток ассоциаций соответствует развитию игры. Перерыв в игре представляет собой защитное действие со стороны «Я» которое можно сопоставить с сопротивлением в свободных ассоциациях. Анализ и введение в сознание конкретной формы защиты от аффекта свидетельствуют о конкретной технике, используемой детским «Я», что, как и при анализе сопротивления, позволяет сделать вывод об отношении ребенка к его инстинктам, а также о природе формирования симптома. Секреты ребенка выявляют его помимо его воли.

Осуществляя полную аналитическую процедуру исследуемых защитных механизмов, которые проявляются в поведении человека, следует помнить: чем глубже вводятся в сознание сопротивления и защита от аффектов, чтобы заставить их бездействовать, тем лучше можно понять «Оно».

К известным способам защиты (регрессия, вытеснение, формирование реакции, изоляция, уничтожение, проекция, интроекция, борьба «Я» с самим собой, преобразование) А. Фрейд добавляет способ, который больше характеризует норму, чем невроз: речь идет о сублимации, или замещении инстинктивных целей.

В своих конфликтах с аффектами «Я» имеет в своем распоряжении эти десять способов. Однако остается невыясненным выбор со стороны «Я» того или иного механизма защиты.

Читайте также:  Основные бредовые синдромы их динамика

Защитному механизму вытеснения А. Фрейд придает большое значение. Вытеснение используется преимущественно в борьбе с сексуальными желаниями, другие способы могут быть более пригодны относительно инстинктивных сил, импульсов. Видимо, другие способы защиты дополняют то, чего не завершило вытеснение.

Она выдвигает предположение, что каждый защитный механизм формируется сначала для овладения конкретными инстинктивными влечениями и связан, таким образом, с конкретной фазой психического развития ребенка.

Развивая мысли
своего отца, Анна отмечает, что вытеснение заключается в изъятии мысли или аффекта из сознательного «Я». Нельзя говорить о вытеснении, когда «Я» все еще слито с «Оно».

А. Фрейд предполагает также, что проекция и интроекция появились тогда, когда «Я» осуществляло дифференциацию от внешнего мира. Изгнание мыслей или аффектов
из «Я» во внешний мир приносит «Я» облегчение лишь тогда, когда «Я» научится отличать себя от этого мира. Явление интроекции предусматривает ясное выделение принадлежащего окружающей среде, а не человеку.

Сублимация как способ замещения инстинктивной цели в соответствии с высшими социальными ценностями означает принятие или знание таких ценностей. А это имеет своей предпосылкой существования «сверх-Я». Таким образом, защитные механизмы вытеснения и сублимации могут быть использованы в более позднем развитии, в то время как проекция и интроекция зависят от принятой теоретической позиции. Такие процессы, как регрессия, преобразование и борьба «Я» с самим собой, не зависят от стадии психического развития и являются такими же древними, как сами инстинкты или как конфликт между инстинктивными импульсами и любыми препятствиями, с которыми они могут столкнуться на пути их удовлетворения.

Наиболее ранними проявлениями невроза оказываются истерические симптомы, связанные с вытеснением. Истинно мазохистские явления, которые возникают в результате обращения инстинкта против себя, в раннем детстве случаются очень редко. Интроекция и проекция способствуют развитию структуры «Я» и ее дифференциации от внешнего мира.

А. Фрейд с горечью замечает, что
вопрос хронологии психических процессов остается открытым в аналитической теории. Вот почему классификация защитных механизмов по их расположению во времени может быть подвергнута сомнению, как и другие хронологические моменты в анализе.

Поэтому
она советует прекратить поиски генетической классификации и детально исследовать ситуации, которые предполагают защитные реакции. В этом плане она обращается к конкретным вопросам, связанным с ориентацией защитных процессов в соответствии с источником тревоги и опасности. Исследуются мотивы защиты от инстинкта. «Я» взрослого невротика боится инстинкта потому, что боится «сверх-Я». Его защита мотивирована тревогами «сверх-Я».

А. Фрейд называет «сверх-Я» интриганом, который препятствует «Я» найти дружеское взаимопонимание с инстинктом. «Сверх-Я» выдвигает идеальный стандарт, в связи с чем сексуальность запрещается. Агрессия объявляется антисоциальной. «Оно» требует такой степени отказа от сексуальности и ограничения агрессии, которая несовместима с психическим здоровьем. Поэтому «Я» сводится к роли инструмента для исполнения желания «сверх-Я». В результате «Оно» становится враждебным к инстинктам и неспособным к наслаждению. Представление о «сверх-Я» как источнике невротического зла дает надежду на профилактику неврозов. Ведь невроз возникает вследствие требовательности «сверх-Я». Здесь ни к чему моральный кодекс, который нельзя применить на практике. Агрессивность ребенка должна иметь выход во внешний мир, чтобы не вернуться внутрь, наделяя «сверх-Я» чертами жестокости.

Человеческое «Я» по самой своей природе не является плодотворной почвой для удовлетворения инстинкта. Когда «Я» переходит от принципа удовольствия к принципу реальности, оно становится враждебной для инстинктов территорией. А. Фрейд обращает особое внимание на борьбу, которую ведут на этой территории «сверх-Я» и внешний мир против импульсов «Оно».

К трем сильнейшим мотивам защиты от инстинкта (тревога «сверх-Я», объективная тревога, тревога вследствие сил и инстинктов) А. Фрейд добавляет и те, которые возникают в дальнейшей жизни человека из-за необходимости существования «Я» в синтезе. Взрослое «Я» требует определенной гармонии между своими импульсами, вследствие чего возникает ряд конфликтов, в частности между гомосексуальностью и гетеросексуальностью, между пассивностью и активностью и т.д.

Если инстинкт получает удовольствие, несмотря на противодействие «сверх-Я» или внешнего мира, возникает первичное удовольствие и вторичное неудовольствие как следствие чувства вины, что идет от бессознательного, или наказания, осуществляемого внешним миром. Такие же причины лежат и в основе защиты «Я» от аффектов. Таким образом, основы защиты против аффектов лежат в конфликте между «Я» и инстинктом.

А. Фрейд пытается классифицировать различные защитные механизмы в связи с конкретными ситуациями, которые провоцируют тревожность. Исследовательница убеждена в существовании связи между защитными действиями «Я» против внешней и внутренней опасности.

Ставится вопрос: каким образом «Я» разворачивает свои защитные механизмы, строится борьба против внешних сил по образцу борьбы с инстинктами? В частности, детское «Я» может сохранить свое существование, только защищаясь с двух сторон. В защите от инстинктов «Я» руководствуется собственными законами и подвергается воздействию самых инстинктов. С помощью механизмов сублимации «Я» достигает своей цели — отклонение инстинктивных импульсов от их чисто сексуальной цели к такой, которую общество считает более «высокой».

Само существование невротических симптомов указывает на то, что «Я» терпит поражение. «Я» побеждает, когда его защитные средства достигают своей цели, то есть ограничивают развитие тревоги и недовольства, и так преобразуют инстинкты, когда даже при тяжелых условиях обеспечивается некая степень их удовлетворения. А это в свою очередь дает возможность поддерживать гармоничные отношения между «Оно», «сверх-Я» и силами внешнего мира.

Вернемся к идее классификации защитных механизмов и намерению их систематизировать. Здесь необходимо найти четкую линию их возникновения, их внутреннюю логику, что, на первый взгляд, кажется маловероятным.
Для начала перечислим их.

См. далее:

Анна Фрейд. Защитные механизмы «эго» в психоанализе

Анна фрейд рассматривала сублимацию как синдром

 

Источник