Артикуляционный аппарат у детей с синдромом дауна

у больных с болезнью Дауна.

Синдром Дауна выделен как самостоятельная нозологическая единица в 1866 году , иначе монголизм. Причина- хромосомная аномалия : трисомия по 21 хромосоме.

Строение артикуляционного аппарата.

Нижняя челюсть выдается вперед. Верхняя челюсть недоразвита и представляется короткой и узкой. Неправильное развитие и окостенение небных отростков верхней челюсти ведет к образованию крутого и высокого неба. Рот полуоткрыт , губы толстые, бесформенные, плохо очерченные, нижняя губа выпячена , отвисает. На губах очень часто появляются рецидивирующие вертикальные трещины, которые возникают преимущественно в углах рта или по средней линии нижней губы. Очень типичен грубый , утолщенный язык с характерными поперечными бороздами. Этот складчатый язык встречается у 80% при болезни Дауна. Язык нередко высовывается из полуоткрытого рта.

Это связано не с увеличением размера языка ,а с недоразвитием верхней челюсти , ведущим к уменьшению полости рта. Частым симптомом при б. Дауна является аномалии зубов. Форма зубов неправильная. Они низкие и тупые или узкие и острые. Между зубами имеются промежутки, часто отсутствуют боковые резцы. Нарушение трофики зубов ведет к кариесу и раннему выпаданию.

У больных с болезнью Дауна своеобразный тембр голоса . Грубый, хриплый, низкий голос в сочетании с косноязычной речью наблюдается у всех больных. Особенности голоса обусловлено утолщением голосовых связок, относительно высоким расположением гортани и недостаточным развитием придаточных пазух носа, которые вследствие этого утрачивают способность резонировать.

Многие люди Дауны не говорят плавно и четко, их речь страдает от нарушений , обычно характерных для этого синдрома. «Насморочный» голос определяет соотношения ротовой и носовой полостей. Если улучшение слуха помогает исправлению ошибки в произношении и синтаксисе, то нечеткость интонации или ее громкость при этом скорее всего , остаются не скорректированными.

Из 100 с болезнью Дауна только у 23 % бывает слух в норме. Для исследования слуха применялся метод тимпанометрии. Выявлено, что при болезни Дауна дефект слуха глубже, чем при кондуктивной тугоухости детей с нормальным интеллектом. Хорошо известно, что даже незначительный дефект слуха у умственно отсталого ребенка отрицательно влияет на развитие его речи и познавательных способностей.

^

Причины:


  1. дефект формирования или при заболеваниях наружного или среднего уха.

2. при трисомии 21 часто встречаются дефекты слуховых косточек, которые приводят к хроническому заболеванию среднего уха.

3. длительный процесс в среднем ухе может вторично вызвать поражение внутреннего уха и нейросенсорные нарушения слуха присоединяются к кондуктивным.

4. расстройства звуковосприятия возникают вторично.

Однако при синдроме Дауна нельзя исключить и самостоятельное происхождение нейросенсорной тугоухости К 15 годам почти у всех с болезнью Дауна имелась смешанная тугоухость с нейросенсорным компонентом на частотах 4000-8000 Гц. Даже нерезкое нарушение слуха заметно снижает у этих детей разборчивость речи,

ВЫВОД:


  1. стационарный характер кондуктивных нарушений слуха при синдроме Дауна доказан.

  1. Нейросенсорная тугоухость характеризуется медленным нарастанием, т. е. прогрессируют.

Отличительные черты:


  1. Кондуктивные или нейросенсорные нарушения слуха при болезни Дауна чаще всего двусторонние.

  2. Редко достигают глубокой степени и дети с болезнью Дауна относятся к слабослышащим.

^


  1. слухопротезирование.

2. консервативное лечение.

3. хирургическое лечение.

4. занятие с сурдопедагогом.

Оказание такой помощи может заметно повысить число обучаемых детей с этим хромосомным синдромом и заметно улучшить их социальную адаптацию,

Речь детей с болезнью Дауна развивается очень поздно. Как показывают аналитические данные развитие речи таких детей происходит с большой задержкой, речь начинает развиваться поздно, медленно. В случае относительно благополучного развития речи дети способны называть или повторять за взрослым отдельные слова и короткие фразы .При этом их произношение косноязычно, смазанно, нередки случаи заикания. Речь ребенка с болезнью Дауна невнятна, отрывочна и бессвязна. Иногда ребенок говорит на тарабарском наречии, которое даже воспроизвести невозможно. Уровень речевого недоразвития у всех различен. У всех детей наблюдается сложная структура речевого дефекта, сочетающая различные виды алалического недоразвития и дизартрического компонента, обусловленных разноуровневым поражением мозговых структур. Компонент сенсорного недоразвития присутствует у всех детей.

1 уровень – не понимают речь посторонних, но слышат и воспринимают речь ближайших родственников.

2 уровень – воспринимают речь окружающих в виде коротких фраз и инструкций. Длинная фраза ими не воспринимается.

3 уровень – воспринимают бытовую речь, выполняют инструкцию, прослушивают короткие тексты.

По отношению к норме сенсорное недоразвитие отмечается у детей с болезнью Дауна в более позднем возрасте и остается стабильным.

Моторное недоразвитие свойственно детям с болезнью Дауна.

1 уровень – безречевые дети.

2 уровень – отдельные лепетные слова и словосочетания.

3 уровень – бытовой словарь и фразовая речь.

Но самую трудную категорию представляют дети, вовсе не соотносящие слово с конкретным предметом, действием, явлением. Постижение номинативной функции речи остается как будто за пределами возможностей. Такой ребенок не понимает обращенную к нему речь и не в состоянии ответить жестом на самые простые вопросы «Где ушко? Где глаз? Где мама?». При относительной более сохранной механической памяти больные иногда научаются читать, но понимание и пересказ содержания им не доступны.

В раннем возрасте ребенок с синдромом Дауна не в состоянии воспринимать указания логопеда, он не понимает, чего от него хотят, и категорически препятствуют введению в рот специальных инструментов. Поэтому, в первую очередь надо не исправлять имеющиеся многочисленные дефекты, а насколько возможно, препятствовать их образованию.

Обучение – это сознательный процесс, а на осознанное отношение 2 – 3 и даже 4 – летнего ребенка с синдромом Дауна поставленным задачам рассчитывать не приходится. Мы не можем рассчитывать и на готовность ребенка совершать активные волевые усилия. Многих требований логопеда он не понимает. Для укрепления язычной мышцы его учат лизать марки, тарелки – и вот на глазах у всех ребенок облизывает шкаф, стену, маму и других детей.

^

Особое место в работе с этими детьми должно быть отведено развитию речи. Следует как можно больше разговаривать с ними, поощряя любую попытку обращения ребенка к взрослому. Например, взрослый показывает и называет части тела, предметы туалета, а ребенок повторяет за ним. При этом речь взрослого должна быть простой и понятной, эмоционально выразительной. Необходимо научить ребенка различать и называть некоторые виды одежды, обуви, мебели, посуды, игрушек – те предметы, которыми они пользуются. Одновременно с этим он учится строить простые предложения, состоящие из двух – трех слов. Нужно постоянно расширять представления детей об окружающей жизни и на этой основе развивать речь. Следует чаще беседовать с ребенком. В ходе беседы он должен учиться отвечать на вопросы: Кто это? Что это?, упражняться в построении несложных фраз. Особенно важно при этом работать над пониманием одних и тех же слов, употребляя их в разных ситуациях.

Для развития речи необходимо:


  1. знакомство с реальными предметами

  2. занятия с картинками

  3. учить соотносить изображение предмета с реальным объектом

  4. классифицировать картинки для появления и использования обобщающих слов

  5. работа с простыми сюжетными картинками

Вопросы по картинке ставятся короткие и ясные.

Для не говорящего ребенка развитием речи будет считаться, если он сможет по вопросам показывать предметы, действия с ними, следить за объяснениями взрослого. Например, показывают картинку и кратко описывают содержание «Это мальчики; это большой мальчик, а это маленький мальчик. Большой мальчик читает книгу. Маленький мальчик играет в мяч.». После этого взрослый: «Покажи, где большой мальчик, где маленький мальчик, что мальчик читает.» Это занятие развивает у ребенка понимание обиходной речи.


  1. Работа с серией картинок (3 –4 картинки).

  • Разложить согласно развитию сюжета. Рассматривание картинки, определение последовательности

  • Рассказывание

Ребенок в основном ограничивается перечислением отдельных предметов или названий действий, не связывая их между собой.


  1. Ребенку следует читать больше книг с яркими, красочными картинками, подбирая доступные его пониманию тексты. Постепенно он начинает соотносить прочитанное с иллюстрацией и по возможности будет отвечать на поставленные вопросы.

  2. Полезно разучивать с детьми стихи, считалки, потешки.
Читайте также:  Что такое корешковый синдром при остеохондрозе

Само по себе накопление слов не всегда ведет к улучшению его активной речи. Даже владея нужным словом или несложной фразой, он не часто пользуется ей. Это обуславливается низкой активностью, сниженностью побуждений к высказыванию, слабым интересом к окружающим. Чтобы вызвать речь ребенка, необходимо поставить его в такую ситуацию, чтобы он спросил или попросил что – либо, задал вопрос. Иногда следует помочь: Скажи, дай мишку. Если речь достаточно развита, тогда такая фраза: Что тебе нужно?

^

1. В младенческом возрасте во время кормления, пеленания, одевания мать должна сопровождать свои действия словами. Говорить можно не только слова, но отдельные звуки и слоги.

Ла – ла – ла, ле – ле – ле, лё – лё – лё, ба – ба – ба, с – с – с, ш – ш – ш

В 3 – 4 годам ребенок может повторить за взрослыми несколько слогов.

2. Учить произносить открытые слоги, начинающиеся с твердой согласной. Например, ва, ба, га, да, жа и т. д.

3. Выделение коротких слогов с последующем объединением их в простые одно- и двусложные слова. Опора на слух и подражательные способности ребенка.

4. На начальном этапе обучения следует определить слова и обороты, которые ребенок будет постоянно слушать и, которые будут «привязаны» к каждодневным ритуалам – это составит некое ядро, которое в дальнейшем «обрастет» все новыми и новыми словами. Например, бабушка придет

завтра; в детский сад пойдем завтра. (Упало, высоко, завтра, что там внутри, пусто, темно и т. д.) Таких важных ключевых слов должно быть как можно больше.


  1. Речь говорящего взрослого должна быть ясной, четкой, лаконичной:

Са – по – ги, шап – ка. По слогам, очень внятно говорим ребенку, одевая его. «Ка – ша, лож – ка, нож», – внушаем ему за едой. Но это не значит , что вся семья должна с утра до ночи говорить в телеграфном стиле. Ребенок должен быть погружен в стихию родного языка. Кто хочет более подробно ознакомиться с методикой работы Ромены Августовой, прочитайте книгу «Говори! Ты это можешь».

^ утверждают, что самые лучшие программы по развитию речи не могут быть разработаны просто для случая синдрома Дауна, они должны быть расчитаны на конкретного человека с этим синдромом. Главски предупреждает, что «трудно и бессмысленно пытаться оценить речь ребенка без полного понимания его окружения.

Махони также настаивает на важности оценки окружения ребенка. Он считает, что «в естественной среде дети поощряются за умение общаться, а не за умение пользоваться соответствующими лингвистическими структурами».

Миттлер и Берри подчеркивают, что ежедневно представляется масса возможностей поощрить ребенка к речевому взаимодействию.

Кейрнс и Питерсе в своей программе «Раннее обучение речи в житейских ситуациях» приводят перечень стратегий поощрения ребенка к общению с родителями. Это программа называется «Обучение в естественных условиях». Следующая программа «Обучение через подражание». Это программа кажется перспективной в тех случаях, когда ребенок нем или страдает эхолалией и в минимальной степени владеет социальными навыками и навыками самообслуживания.

Существует точка зрения, согласно которой введение языка жестов или других вне речевых методик тормозит речевое развитие. По этой причине вне речевыми методиками часто не пользуются до тех пор, пока программы по развитию речи и речевой деятельности не терпят провала. Имеются, однако, данные, что вне речевые методики не задерживают развитие речи, если используются одновременно с разговорной речевой деятельностью. Однако, единого мнения по оптимальной программе нет. «Мы действительно не знаем, с какой программы следует начинать и какой последовательности программ нужно придерживаться».

Источник

«Солнечные дети» сильно отличаются от своих ровесников. Их состояние явно выделяется не только по некоторым внешним признакам, но и по уровню развития. Дети с синдромом Дауна имеют ярко выраженную задержку речевого развития и уровня интеллекта. Однако проявления этих признаков сильно варьируются во взаимосвязи с индивидуальными особенностями ребенка, врожденными предпосылками, а также от того, насколько рано и грамотно была начата коррекционная работа.

Вопреки многим обывательским мнениям, детишки с синдромом Дауна вовсе не являются необучаемыми и умственно отсталыми. Они имеют свои особенности, которые необходимо принимать во внимание при планировании коррекционной стратегии.

Особенности развития речи у детей с синдромом Дауна

Основной характерной чертой развития речи у таких детей является ее отставание от средних норм. Так, младенец с синдромом Дауна, начинает значительно позже гулить и смеяться, лепетная речь формируется лишь к 8 месяцам и до года. До двух лет у ребенка жесты и первые несколько простых слов, к 3 годам только начинают образовываться примитивные предложения из слов и жестов.

Словарный запас также отличается небольшим объемом, причем со временем пассивный словарь начинает расширяться, в то время как активный может оставаться незначительным.

Среди проблем формирования речи у детей-даунов выделяются следующие:

  • Алалия.
  • Общее недоразвитие речи.
  • Сложности с правильным звукопроизношением — дизартрия.
  • ЗПР.
  • Заикание.
  • Апраксия.
  • Грамматическая неправильность речи.

При этом экспрессивная речь является наиболее отстающей стороной при довольно развитой речи импрессивной. На этом и необходимо строить коррекционные занятия, опираясь в каждом случае на особенности диагноза и наличие прочих заболевания. К примеру, довольно часто у детей с синдромом Дауна страдает слух, что является еще одной осложняющей причиной для развития речи.

Причины проблем, возникающих при развитии речи:

  • Особенности строения артикуляционного аппарата.
  • Мышечная гипотония.
  • Проблемы со слухом.
  • Низкий объем слуховой памяти.
  • Несформированность высших функций психики, таких как память, внимание, воображение.
  • Педагогическая запущенность либо недостаточные возможности для раннего начала занятий.

Это те самые проблемы, с которыми и призваны «бороться» логопеды-дефектологи. Родители «солнечных» детей должны понимать, что чем раньше будут начаты коррекционные меры, тем больше шансов у их ребенка адаптироваться в окружающем мире.

Коррекционная работа по развитию речи у детей с синдромом Дауна

Такой ребенок имеет отставания и в физиологическом развитии, позже начинает держать голову, садиться и вставать. Однако в тот момент, когда появляется двигательная активность, формирование речи тоже начинает прогрессировать. Это самое подходящее время, чтобы начинать занятия. С самого начала лучше постараться стимулировать идущие процессы, нежели впоследствии пытаться переучивать ребенка, привыкшего изъясняться жестами. Впрочем, и в этом случае регулярные занятия способны оказать заметную помощь.

В первую очередь необходимо понимать, что ребенку с таким синдромом требуется значительно больше времени на освоение какого-либо навыка, нежели его здоровым сверстникам. Коррекционная работа разбивается на несколько частей, только после четкого закрепления которых, процесс может идти дальше.

Над чем работают дефектологи:

  • Вырабатывание концентрации внимания.
  • Работа над общим психомоторным развитием.
  • Время занятий по стимулированию тонкой моторики приходит немного позже, после освоения первоначальных навыков.
  • Улучшение координации движений.
  • Работа над улучшением слухового восприятия речи и ее воспроизведением.

Учитывая особенности диагноза, в занятия обязательно включают артикуляционную гимнастику для улучшения работы речевого аппарата, проводят логопедический массаж различными по длительности и частоте курсами.

Для стимулирования формирования речи хорошо подходят занятия, развивающие моторику и координацию движений, поэтому для таких детей проводятся уроки логоритмики, творчества. Занятия в небольших группах позволяют детям привыкать к социуму и стимулируют к общению. Однако целенаправленные уроки по развитию речи лучше проводить индивидуально, давая тем самым ребенку возможность заниматься в подходящем темпе и уделяя ему максимум внимания.

Занятия у логопеда-дефектолога могут проходить как дома, так и в логопедическом центре и учитывают все важные моменты и особенности в обучении «особых» детей:

  • Индивидуальный темп, длительная отработка и закрепление каждого навыка.
  • Включение в урок дидактических игр для активизации речевой деятельности.
  • Подбор игровых упражнений для улучшения памяти, внимания, моторики и слуховой памяти.
  • Работа над грамматической составляющей, развитие связной коммуникативной речи.
Читайте также:  Синдром дауна и эдвардса на узи в

Мероприятия по развитию речи должны проводиться в комплексе с работой психологов и нейропсихологов. Специальные методики позволяют добиться хороших результатов в стимуляции моторики и двигательной координации, а значит опосредованно способствуют и логопедической работе. Когнитивные и социальные навыки расширяются, ребенок начинает испытывать тягу к общению и адаптации в обществе.

Работа с детьми, имеющими синдром Дауна, не отличается скорыми результатами. Большое участие в ней должны принимать и родители, создавая развивающую среду дома и выполняя задания, предложенные педагогами и психологами. При этом нужно помнить, что специалисты подчеркивают — чем раньше начать коррекционные занятия, тем более высокие результаты могут быть достигнуты.

Источник

Ангелина Калинина
Развитие речи у детей с синдромом Дауна

Как развивать речь у ребёнка с синдромом Дауна?

Родителям и педагогам, имеющим дело с 3-летками, которые не разговаривают, знакома проблема не совсем адекватного поведения детей. И дело тут отнюдь не в кризисе трёх лет, а в том, что ребёнок, в отличие от своих сверстников, не может изъясниться словами, ему обидно и горько, что его не понимают, он не может быть полноценным участником процесса коммуникации. Наша задача, как родителей и педагогов, помочь ребёнку овладеть внятной, разборчивой, грамотной речью. Как показывает практика, три года – это оптимальный возраст для начала обучения правильной речи детей с синдромом Дауна.

Сейчас было бы уместно охарактеризовать в общих чертах речь детей с СД и сказать, что практически у всех она имеет дефекты звукопроизношения, аграмматизмы и небогатый словарный запас.

Для ребёнка с синдромом Дауна большое значение имеет обучение общению. При относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребёнка отмечается значительное отставание разговорной речи. На речь детей с синдромом Дауна влияют особенности анатомического строения речевого аппарата, нейрофизиологические и медицинские факторы, особенности познавательной сферы. Всё это создаёт дополнительные сложности при формировании чёткого звукопроизношения, отражается на характеристиках голоса и речи. Дети с синдромом Дауна такие разные в своём речевом развитии, потому что синдром Дауна—это не логопедический диагноз, а набор разных симптомов, в том числе и речевых. При синдроме Дауна мы можем встречать такие речевые диагнозы,как:

1) системное недоразвитие речи, обусловленное сниженным интеллектом;

2) общее недоразвитие речи, обусловленное дизартрией, алалией, ЗПР, заиканием, педагогической запущенностью.

При синдроме Дауна встречается как дизартрия, так и апраксия, а чаще -их сочетание.

Дизартрия – состояние, при котором затруднена правильная работа артикуляторных мышц.

Апраксия – состояние, при котором у ребёнка имеются трудности программирования, планирования и выстраивания по порядку звуков в речи. Дизартрию и апраксию можно отнести к неврологическим факторам речевых трудностей у детей с Даун-синдромом. Однако, специалисты и родители часто не учитывают, что причиной речевых трудностей у ребёнка, отсутствия речи либо её позднего начала является совсем не дизартрия, а апраксия речи. Проще говоря, причина не во рту, а в голове.

Также существуют анатомические факторы:

– высокое, узкое аркообразное нёбо, поэтому звуки получаются иногда более «носовыми»;

– особенности прорезывания зубов: зубы появляются позже, обычно не в том порядке, что у обычных детей; некоторые зубы могут так и не вырасти, а другие расти слишком тесно; это оказывает влияние на артикуляцию;

– открытый прикус, верхние и нижние зубы не сводятся вместе;

– маленькая, более узкая, чем обычно, верхняя челюсть;

– относительно большой язык. Сейчас считается, что у людей с синдромом Дауна язык такого же размера, как у всех остальных, но из-за меньших размеров ротовой полости (и из-за гипотонуса) он может плохо помещаться во рту, артикуляция может быть затруднена.

Как развивать речь у ребёнка с синдромом Дауна?

Основное внимание следует уделять тренировке и укреплению мышц губ, языка, мягкого нёба, получение навыков речевого дыхания. Занимаясь с ребёнком на фоне ярких эмоций, вы сможете компенсировать природные дефекты ребёнка с синдромом Дауна и улучшить качество произносимых слов.

Лепет является основополагающим умением для развития речи, он укрепляет механизмы артикуляции и делает их подвижными. Лепет осуществляет и аудитивную обратную реакцию, т. е. ребёнок привыкает к звукам и их вариациям в человеческой речи. То, что дети с синдромом Дауна меньше лепечут, имеет, по мнению учёных, две причины. Первая связана с присущим этим детям общим гипотонусом (слабостью мускулатуры, который распространяется и на речевой аппарат; другая – обусловлена аудитивной обратной связью. Обычно младенцам нравится слушать собственный лепет. Из-за физиологических особенностей строения слухового аппарата, а также частых ушных инфекций дети с синдромом Дауна почти не слышат собственного голоса. Это препятствует тренировке отдельных звуков и включению их в слова. Поэтому ранняя диагностика нарушений слуха имеет стратегический эффект для дальнейшего речевого и психического развития ребёнка.

Стимуляции аудитивной обратной связи способствует выполнение следующих упражнений. Установите зрительный контакт с ребёнком (расстояние 20-25 см,разговаривайте с ним: говорите «а», «ма-ма», «па-па» и т. п. Улыбайтесь, кивайте, побуждайте ребёнка быть внимательным. Потом сделайте паузу, чтобы дать ему возможность проявить реакцию. Попробуйте вести с ним диалог, в процессе которого вы и ребёнок обмениваетесь реакциями. Будьте инициативны. Когда ребёнок лепечет, не перебивайте его, а поддерживайте, сохраняя с ним контакт. Когда он прекратит, повторите за ним звуки и попытайтесь снова «разговорить» его. Варьируйте голос. Экспериментируйте с тоном и громкостью. Выясните, на что ваш ребёнок реагирует лучше всего.

Подобные занятия необходимо проводить несколько раз в день по 5 минут. Этот приём можно использовать и при рассматривании предметов или картинок. Необходимо побуждать ребёнка дотрагиваться до них. Показывание указательным пальцем – это результат более продвинутого развития. Главная цель – побудить ребёнка лепетать. Называйте предметы и картинки, поощряйте его к повторению отдельных звуков вслед за вами.

Следующий шаг после лепета – развитие артикулированной речи. Если лепет не переходит спонтанно в речь, то задача родителей и воспитателей состоит в её формировании. Большую роль в этом играет имитация, или подражание. Как показывает практика, дети с синдромом Дауна не имитируют спонтанно. Ребёнка необходимо учить наблюдать и реагировать на то, что он видит и слышит. Обучение подражанию – это ключ к дальнейшему обучению.

Развитие имитационных способностей начинается с подражания простым действиям взрослого. Для этого посадите ребёнка за стол или на детский стульчик. Сядьте напротив него. Убедитесь, что между вами есть зрительный контакт.Скажите: «Постучи по столу!» Продемонстрируйте действие и скажите в определённом ритме: «Тук, тук, тук». Если ребёнок реагирует, пусть даже слабо (возможно, сначала только одной рукой, порадуйтесь, похвалите его и повторите упражнение ещё два раза. Если ребёнок не реагирует, возьмите его за руки, покажите, как нужно стучать,и скажите: «Тук-тук-тук». Когда ребёнок этим овладеет, можно использовать другие движения, например топанье ногами, размахивание руками и т. п. По мере развития подражательных способностей основные упражнения могут быть дополнены пальчиковыми играми с простыми рифмовками. Не следует повторять одно и то же движение более трёх раз, так как оно может надоесть малышу. Лучше возвращаться к выполнению упражнений несколько раз в течение дня. Это правило распространяется и на все последующие задания.

Чтобы стимулировать имитацию речевых звуков, можно выполнять следующие упражнения. Посмотрите на ребёнка. Похлопайте себя по открытому рту, чтобы получился звук «уа-уа-уа». Похлопайте рукой по губам ребёнка, чтобы побудить его издать такой же звук. Для дальнейшей демонстрации поднесите его руку к вашим губам. Сформируйте навык, хлопая ребёнка по его рту и произнося звук. Повторению гласных звуков А, И, О, У способствует имитация моторных реакций.

Читайте также:  Острый коронарный синдром с подъемом рекомендации

Звук А. Положите указательный палец на подбородок,опустите нижнюю челюсть и скажите: «А».

Звук И. Скажите «И», растянув пальцами уголки рта в стороны.

Звук О. Произнесите краткий, чёткий звук «О». Сделайте значок «О» средним и большим пальцами, когда произносите этот звук.

Звук У. Скажите длинное утрированное «У», свернув руку в трубочку и поднеся ко рту, и отводите её при произнесении звука. Не забывайте каждый раз хвалить ребёнка. Иногда может понадобиться несколько дней, прежде чем у него начнёт получаться. Если малыш не повторяет, не принуждайте его. Перейдите к чему-нибудь другому. Соедините имитацию речи с другой имитацией, которая доставляет вашему ребёнку удовольствие.

Большое влияние на качество голоса оказывает правильное дыхание. У детей с синдромом Дауна дыхание поверхностное и осуществляется преимущественно через рот, так как частые простуды затрудняют дыхание носом. Кроме того, вялый гипотоничный язык больших размеров не помещается в ротовой полости. Поэтому, помимо профилактики простудных заболеваний, необходимо тренировать ребёнка закрывать рот и дышать носом. Для этого губы ребёнка сводятся вместе лёгким прикосновением, так что он закрывает рот и некоторое время дышит носом. Нажатием указательного пальца на область между верхней губой и носом достигается обратная реакция – открытие рта. Эти упражнения могут проводиться по несколько раз в день, в зависимости от ситуации. Целесообразно также рано приучать детей с синдромом Дауна к формирующей челюсть соске. При сосании рот ребёнка будет закрыт, а дыхание будет осуществляться через нос, даже когда он устал или спит.

Выработке хорошей воздушной струи способствуют упражнения на выдувание воздуха, которые также опираются на умение ребёнка имитировать. Задания выполняются в непринуждённой игровой форме. Следует поддерживать любые старания ребёнка, пока он не начнёт делать правильно.Например: дуть на висящие перья или другие лёгкие предметы; играть на губной гармошке, производя звуки при вдохе и выдохе; сдувать перья, вату, разорванные бумажные платочки, мячики для настольного тенниса; задувать спичку или огонь свечи; играть на игрушечных трубах и флейтах, дуть на ветровые колесики; надувать свёрнутые бумажные змейки, шарики; дуть через трубочку в мыльную воду и пускать пузыри; приводить выдуванием воздуха в движение бумажные кораблики и плавающие игрушки в виде животных; дуть через трубочку и этим приводить в движение перья и кусочки ваты; надувать мыльные пузыри; громко выдыхать или рычать; дуть на зеркало или стекло и рисовать там что-нибудь. Эти и другие упражнения могут варьироваться в различных игровых формах в соответствии с возрастом ребёнка.

Особенно важны для детей с синдромом Дауна упражнения на улучшение подвижности языка, так как нормальная моторика языка – это хорошая предпосылка для правильного сосания, глотания и жевания, а также говорения. Упражнения для развития подвижности языка и челюстей состоят преимущественно из массажа и помощи в привыкании к соответствующей возрасту пище.

При массаже языка края языка попеременно слева и справа придавливаются указательными пальцами до тех пор, пока не возникает обратной реакции. Темп перемены зависит от быстроты ответной реакции. Осторожными движениями указательного пальца можно шевелить кончик языка вправо и влево, вверх и вниз. Похожие движения вызывает лёгкое щекотание трубочкой для питья или зубной щёткой. Иногда может быть полезной аккуратная чистка краёв языка электрической зубной щёткой. Подходят и маленькие щёточки из набора по тренировке чистки зубов. Односторонним вибрированием одной щеки и надавливанием на вторую можно вызвать вращательное движение языка во рту.

Примеры упражнений для развития подвижности языка:

• облизывать ложки (с мёдом, пудингом и др.);

• мазать мёдом или вареньем верхнюю или нижнюю губу, левый или правый уголок рта, чтобы ребёнок облизывал кончиком языка;

• производить движения языка во рту, например, попеременно класть язык то за правую, то за левую щеку, под верхнюю или нижнюю губу, щёлкать языком, чистить языком зубы;

• громко щёлкать языком (язык при этом остаётся за зубами);

• захватывать зубами пластмассовый стаканчик, класть в него пуговицы или шарики и, тряся головой, производить ими шум;

• закрепить пуговицу на длинной верёвке и передвигать её зубами из стороны в сторону.

Упражнения для развития подвижности челюстей и языка включаются в артикуляционные игры, имитирующие различные звуки или действия (кошка облизывается, собака скалит зубы и рычит, заяц грызёт морковку и т. д.).

Видоизменение губ у детей с синдромом Дауна связано с постоянным вытеканием слюны и давлением языка, особенно на нижнюю губу. Поэтому важно научить ребёнка закрывать рот. Нужно обращать внимание на то, чтобы губы свободно смыкались, красная кайма губ оставалась видна и губы не были втянуты. Младенцев и маленьких детей можно гладить средним и указательным пальцами слева и справа от носа вниз, приближая таким образом приподнятую верхнюю губу к нижней. Нижнюю губу можно приближать к верхней лёгким нажатием большого пальца. При этом подбородок не должен быть приподнятым, потому что тогда нижняя губа будет находить на верхнюю. Выпячивание и растягивание губ, попеременное накладывание одной губы на другую, дёрганье и вибрация верхней губы развивают их подвижность. Для укрепления мышц можно давать ребёнку удерживать губами лёгкие предметы (соломинку, посылать воздушные поцелуи, после еды задерживать ложку во рту и плотно сжимать её губами.

Общая гипотония у детей с синдромом Дауна влечёт за собой пониженную подвижность нёбной занавески, что выражается в гнусавости и хриплости голоса. Гимнастику для нёба можно комбинировать с простыми движениями: «аха» – руки с размахом поднимаются вверх, «аху» – хлопок руками по бедрам, «ахай» – хлопок руками, «ахо» – сильно топнуть одной ногой. Такие же упражнения проводятся со звуками «п», «т», «к». Тренировке нёбной занавески способствуют игры с мячом с выкрикиванием отдельных звуков: «аа», «ао», «апа» и т. д. Полезно демонстрировать естественные звуки (кашель, смех, фырканье, чихание) и мотивировать подражание ребёнка.Можно использовать игровые упражнения на повторение: вдохнуть и выдохнуть на «м»; говорить по слогам «мамама», «ме-меме», «амамам» и т. д. ; дышать на зеркало, стекло или в руку; выдыхать с положением речевого аппарата как при звуке «а»; выдыхать через узкую щёлку между верхними зубами и нижней губой; положить кончик языка на верхнюю губу и фонировать, потом на зубы и на дно ротовой полости; произносить звук «н» с зажатым носом; при выдыхании переходить от «п» к «т».

Хорошей тренировкой служит шёпотная речь.

Развитию разговорной речи способствует ситуационное использование слов. Следует называть те предметы, которые наиболее актуальны для вашего ребёнка. Например, если ребёнок хочет печенье, то, показывая на него,нужно спрашивать: «Печенье?»и отвечать: «Да, это печенье». Надо использовать минимальное количество слов, говорить медленно и чётко, повторять одно и то же слово несколько раз. Желательно, чтобы артикуляционные движения губ взрослого попадали в поле зрения ребёнка, вызывали желание имитировать их.

Многие дети с синдромом Дауна прибегают к замещающим слова жестам и движениям. Это следует поддерживать и помогать им общаться на таком уровне, потому что осознание значения каждого жеста через слова активизирует разговорную речь. Кроме того, жесты могут пригодиться в качестве дополнения к речи в моменты, когда ребёнку трудно передать своё послание словами.

В силу того что произносительную сторону речи детей с синдромом Дауна можно совершенствовать на протяжении всей жизни, многие из перечисленных выше упражнений можно продолжать делать и тогда, когда ребёнок уже научится разговаривать.

Источник