Астенический синдром после гриппа у ребенка

В современных условиях ребенок испытывает множество стрессов. Напряженная учебная программа в школе, большая степень загруженности, конфликты в семье и в коллективе приводят к стойкому нервному перенапряжению, следствием которого становится развитие астенического состояния.
Данное состояние все чаще диагностируется не только у взрослого населения, как это было раньше, но и у детей.
К числу причин развития астенического синдрома у детей можно отнести не только повышенную утомляемость, хроническую усталость, но и частые инфекционные заболевания, сопровождающиеся стойким снижением иммунитета, ухудшением общего самочувствия ребенка.
И это неудивительно, ведь в такой ситуации малыш испытывает большое нервное напряжение, повышенную тревожность. Следовательно, родителям необходимо позаботиться не только об эмоциональном, но и о физическом здоровье крохи.
Как бороться с детской анорексией? Ответ узнайте прямо сейчас.
к содержанию ↑
Особенности заболевания
Дословно данное название можно перевести как слабость и бессилие. И это очень точно отражает суть недуга.
В астеническом состоянии ребенок чувствует себя подавленным, разбитым, у малыша развивается апатия к окружающему миру.
Кроме того, у малыша нарушается режим сна и бодрствования, что еще больше осложняет ситуацию. Отсутствие здорового продолжительного сна негативно сказывается на его состоянии в дневное время.
Наиболее часто заболевание развивается у детей младшего школьного возраста. Связано это с резким изменением распорядка дня, деятельности. В школе, особенно, в начальной, к ребенку предъявляют повышенные требования относительно успеваемости и поведения, чего не было раньше.
Во время урока малыш должен не только ограничивать себя в движении, но и активизировать мыслительную деятельность, чтобы запомнить учебный материал. За короткую перемену малыш не успевает в полной мере отдохнуть, а придя домой, вынужден выполнять домашнее задание.
Такой режим дня способствует развитию стресса, хронической усталости. Кроме того, родители стараются использовать свободное время малыша как можно более продуктивно, отдавая его во всевозможные секции и кружки.
Конечно, это способствует интеллектуальному развитию, но, в конечном итоге может спровоцировать развитие астенического состояния. А это выражается не только в эмоциональном, но и физическом истощении.
Патогенез заболевания предполагает нарушение нервной активности в клетках головного мозга, в нарушении нервных связей.
Это способствует развитию тревожности, состояния подавленности и апатии. С течением времени в организме ребенка наблюдаются такие неприятные процессы, как нарушение клеточного питания, снижение тонуса мышц, их слабость и постепенная атрофия.
к содержанию ↑
Разновидности астении
-
Нейроциркуляторная астения имеет симптомы, сходные с признаками заболеваний сердечно – сосудистой системы. Однако, при детальном обследовании у пациента не обнаруживается каких – либо нарушений в деятельности данных органов. Данное состояние развивается на фоне постоянных стрессов и переживаний, частых физических перегрузок, гормональных нарушений, а также при длительной интоксикации организма.
- Функциональная астения может развиваться после перенесенных инфекционных заболеваний, длительных перегрузок, стойких нарушений режима дня. Однако, симптомы данного недуга могут возникать и у совершенно здоровых детей. Как правило, течение недуга имеет обратимый характер, и, если вовремя устранить причину, которая его спровоцировала, эмоциональное состояние ребенка вернется в норму.
- Психическая астения представляет собой нарушение психических процессов, протекающих в организме. Характеризуется их замедленным восстановлением. Основной провоцирующий фактор развития недуга – наличие инфекционных заболеваний, поражающих головной мозг.
- При невротической астении нарушается психическая деятельность организма пациента, что оказывает негативное влияние на его поведение. Заболевание часто является следствием травм, длительного воздействия раздражающих факторов, стрессов.
- Постинфекционная астения развивается после перенесенных инфекционных заболеваний, таких как ОРВИ, грипп, ангина. Связано это с тем, что даже после выздоровления в организме ребенка в незначительной степени нарушены некоторые обменные процессы, что вызывает ухудшение самочувствия, слабость. В результате этого ребенок становится более раздражительным, развивается данная форма астении.
- Церебральная астения часто становится следствием травм головного мозга. Причинами развития недуга служат также инфекционные заболевания, длительная интоксикация организма, нарушения кровообращения в области головного мозга.
-
Кардиальная астения характеризуется нарушениями в работе сердечно – сосудистой системы. Проявляется в виде аритмии, затруднениями дыхания. Заболевание имеет приступообразных характер течения, длительность одного приступа может составлять до 10 минут.
- Органическая астения развивается на фоне инфекционных заболеваний, поражений головного мозга или других внутренних органов. Проявляется в виде повышенной тревожности, раздражительности. Пациента беспокоят головные боли, частые недомогания.
- Физическая астения развивается после длительных физических перегрузок. Характеризуется снижением физической активности, появлением усталости даже после незначительной двигательной деятельности.
У детей нередки и временные проявления астении. Например, симптомы недуга могут возникать в утреннее время, или весной.
к содержанию ↑
Причины развития
К числу провоцирующих факторов относят:
- нервное и физическое перенапряжение. В том случае, если ребенок подвергается повышенным нагрузкам в школе или детском саду, на всевозможных секциях, необходимо следить, чтобы у него было достаточно времени на отдых. При этом малыш должен отдыхать не только физически, но и эмоционально. Полезны занятия хобби и увлечениями, активные прогулки на свежем воздухе, игры с друзьями;
- заболевания, вызывающие стойкое понижение иммунитета и нарушения гормонального фона;
- неправильный режим дня, малая продолжительность сна;
-
прием некоторых лекарственных препаратов, которые способствуют изменениям нервной деятельности организма;
- частые стрессы, неблагоприятная окружающая атмосфера;
- заболевания органов дыхательной системы, в результате которых у ребенка развивается гипоксия мозга (нехватка кислорода). Это приводит к нарушениям мозговой деятельности и развитию астении.
О симптомах и признаках аутизма у ребенка читайте здесь.
к содержанию ↑
Клинические проявления в зависимости от возраста
На сегодняшний день симптомы болезни можно наблюдать у детей различных возрастных групп. Не являются исключением даже дети самого младшего возраста. От возраста ребенка зависят и клинические проявления недуга.
Младенцы до года
Груднички, страдающие астенией, часто плачут, хуже засыпают, испытывают постоянную усталость во время общения с родителями, игр, нахождения на руках. Признаками астении у детей младшего возраста являются:
- Ребенок часто капризничает, долго плачет, даже если он сыт и здоров.
- Малыш плохо засыпает, когда его укачивают, но, становится более спокойным, когда находится в комнате один.
- Пугается звуков, даже достаточно тихих.
- Быстро устает от общения с людьми.
к содержанию ↑
Малыши до 7 лет
По мере взросления симптомы астении проявляются у ребенка все более отчетливо. Он раздражителен, часто устает, боится общества незнакомых людей. Кроме того, могут проявляться и более специфические признаки:
- Боязнь яркого света.
- Непереносимость некоторых запахов, при длительном контакте с которыми у ребенка могут возникать тянущие боли в мышцах.
- Головная боль, проявляющаяся во время шума, громкого звука.
к содержанию ↑
Подростки
Основным признаком развития астенического состояния в подростковом возрасте считается повышенная раздражительность и быстрая утомляемость. Отмечается ухудшение поведения, подросток по любому поводу спорит с родителями, друзьями, становится более агрессивным и конфликтным.
Даже простые бытовые ситуации вызывают острые приступы гнева, неадекватную реакцию. Также наблюдается снижение успеваемости в школе, нарушение внимания.
Как определить аппендицит у ребенка? Узнайте об этом из нашей статьи.
к содержанию ↑
К какому врачу обращаться?
Прежде всего, необходимо установить причину, которая вызвала расстройства подобного рода. Для этого необходимо показать ребенка врачу – терапевту. Так, если причиной астении стала инфекция, ее необходимо устранить.
В некоторых случаях, для нормализации состояния необходимо просто скорректировать режим дня, дать ребенку больше времени на отдых и занятие любимыми делами.
Если же по прошествии 2-3 месяцев ситуация не улучшится, придется показать ребенка психологу, а затем, возможно, и неврологу, если установлено, что имеют место неврологические нарушения.
к содержанию ↑
Лечение
Как лечить детскую астению? Астеническое состояние нельзя оставлять без внимания: обычная, на первый взгляд, усталость, может спровоцировать серьезные для детского организма последствия, вплоть до опасных неврологических и физических нарушений.
Лечение осуществляется при помощи специальных медикаментозных препаратов, однако, немаловажным фактором остается и нормализация образа жизни и распорядка дня ребенка.
к содержанию ↑
Медикаментозная терапия
Ребенку назначают фармакологические препараты следующих групп:
- адаптогены – препараты, повышающие активность, энергичность (экстракт женьшеня, лимонника);
- ноотропы, улучшающие мозговую деятельность (Ноотропил, Аминалон);
- успокоительные средства, снимающие тревожность, раздражительность (Ново-пассит);
- антидепрессанты, транквилизаторы, способствующие устранению сильных нервных напряжений. Назначают в особо тяжелых случаях;
- нейролептики – препараты для лечения острых проявлений психоза;
- витаминные комплексы, способствующие укреплению организма в целом.
к содержанию ↑
Коррекция образа жизни
Для устранения и предупреждения симптомов астенического состояния необходимо установить правильный распорядок дня, нормализовать режим питания. Рекомендуется:
-
Предоставлять ребенку достаточное количество времени для отдыха.
- Обеспечивать полноценный сон продолжительностью не менее 7-9 часов в зависимости от возраста (чем младше ребенок, тем больше часов для сна ему требуется).
- Сон должен приходиться на ночное время. В противном случае возможно стойкое нарушение биоритмов организма.
- Необходимо обеспечить ребенку спокойную и благоприятную атмосферу не только дома, но и в школе (дошкольном учреждении).
- Защищать ребенка от стрессов, конфликтных ситуаций.
- Обеспечить ежедневные умеренные физические нагрузки (утренняя гимнастика, активные прогулки на свежем воздухе).
- Важно разработать правильный рацион питания. Ребенок должен употреблять в пищу нежирное мясо, рыбу, молочные продукты, фрукты и овощи.
Рекомендации педиатров по лечению атопического дерматита вы найдете на нашем сайте.
к содержанию ↑
Немедикаментозный подход
К таким методам терапии относят:
- Употребление успокаивающих травяных настоев (можно использовать корень валерианы, пустырник, ромашку).
- Психотерапия различной направленности (необходима как для улучшения общего эмоционального состояния ребенка, так и для устранения отдельных психических расстройств, причин развития астении).
- Физиопроцедуры, включающие в себя занятия лечебной физкультурой, расслабляющий или, наоборот, тонизирующий массаж, водную терапию (например, душ Шарко), иглоукалывание, ароматерапию.
Родители должны внимательно следить за состоянием ребенка, обращать внимание даже на такие, на первый взгляд, незначительные признаки, как усталость, раздражительность.
В противном случае возможно развитие серьезных нервных нарушений. Важно учитывать, что на ранних стадиях развития астении, заболевание лечится достаточно просто, нужно просто не упустить момент и вовремя показать ребенка специалисту.
Клинический психолог расскажет об астеническом синдроме в этом видео:
Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!
Источник
-Ребенок перенес вирусную инфекцию и у него ухудшилась успеваемость, он выглядит вялым, быстро устает? Иногда еще жалуется и на головную боль?
-Возможно это синдром после вирусной астении и ребенку можно и нужно помочь с ним справится.
-Без помощи синдром после вирусной астении может длится многие месяцы и мешать умственному и физическому развитию ребенка.
2 из 100 детей страдают от синдрома послевирусной астении.
Астенические проявления после перенесенной инфекции встречаются у взрослых и у детей и как правило быстро проходить, но иногда могут сохранятся на многие месяцы или даже годы.
Синдром послевирусной астении также называют синдромом хронической усталости.
Без помощи синдром послевирусной астении может длится многие месяцы и мешать умственному и физическому развитию ребенка.
Точные механизмы развития этого состояния полностью не изучены. Предполагается, что вирусы оказывают токсическое действие на центральную нервную систему. У детей это особенно часто бывает после гриппа и инфекционного мононуклеоза.
Болезнь часто не воспринимается всерьез даже некоторыми медицинскими работниками, поэтому у 90% пациентов диагноз не выставляется. При этом от многих неприятных симптомов можно избавится. У детей синдром чаще встречается у подростков, чем в младшем возрасте.
Симптомы
- Ребенок выглядит усталым после отдыха? Ребенок устает быстрее чем обычно?
Любая активность ребенка теперь занимает меньше времени чем обычно, в том числе домашние занятия учебой и игры – обратите внимание как быстро он перестает чем-то заниматься.
- После физической или умственной нагрузки жалуется на головную боль?
В отличие от взрослых дети и подростки обычно не испытывают боли в мышцах и суставах. Тем не менее, головные боли и боли в животе могут быть более распространенными в этой возрастной группе. Младшие дети как правило не могут описать боль хорошо.
- У ребенка нарушен сон: плохо засыпает, беспокойно спит, видит кошмары или яркие сновидения, просыпается не выспавшимся и все время хочет спать днем?
У подростков проблемы со сном трудно обнаружить, так как их циклы сна меняются в период полового созревания. Многие подростки поздно ложатся спать и часто испытывают проблемы с ранним пробуждением. Высокие требования к учебе, экзамены, соревнования также могут влиять на сон.
- У ребенка снизилась успеваемость в школе, он легче отвлекается, хуже запоминает
Появление двоек и снижение интереса к учебе – один из симптомов, наряду с жалобами на головную боль на который родитель могут обратить внимание. Если эти симптомы появились после недавно перенесенной вирусной инфекции и не проходят – время бить тревогу.
- Когда ребенок встает у него возникает головокружение, «мушки» и темные пятна
Только благодаря правильной помощи со стороны родителей и врачей ребенок может полностью восстановиться.
Терапия
Некоторые виды после вирусного астенического синдрома представляют сложную медицинскую проблему и требуют профессиональной медицинской помощи. Однако есть вещи, которые Вы можете сделать сами.
Будьте защитником своего ребенка
Принимайте активное участие в жизни ребенка и поощряйте его за любые успехи.
Поговорите с врачом о проблемах, если они не проходят.
Поговорите с учителями о болезни и о проблемах, с которыми вы сталкиваетесь в школе.
Разработать план действий совместно с учителем, который поможет вашему ребенку преуспеть.
Проинформируйте других людей, вовлеченных в жизнь вашего ребенка. Когда люди узнают больше об болезни, они смогут лучше помочь и приспособить вашего ребенка. Это особенно важно в школе.
Дозируйте нагрузку
Определите лимит возможностей для ребенка и не выходить за него. Для этих целей лучше всего завести дневник, чтобы фиксировать и планировать активность. Так вы сможете узнать сколько по времени ребенок может продуктивно заниматься и когда нужно сделать перерыв. Не ругайте ребенка и не заставляйте его что-то делать насильно если видите, что он устал. Лучше сделайте перерыв, а потом вернитесь к тому на чем остановились.
Не ругайте ребенка и не заставляйте его что-то делать насильно если видите, что он устал.
Когнитивные проблемы(ухудшение успеваемости, памяти, внимания) можно исправить.
Рекомендованы ноотропные препараты и препараты для терапии Синдрома Дефицита Внимания и Гиперреактивности.
Комментарии редактора:
В России из препаратов, которые можно приобрести самостоятельно без рецепта и которые потенциально влияют на причину болезни существует французский препарат Когитум.
Препарат Когитум – это аналог природного вещества, которое есть у нас в норме (оно называется N-ацетиласпартат). Это вещество – строительный материал для оболочек нервных отростков, благодаря которому передача сигналов в нейронах ускоряется в сотни раз. Поэтому у тех детей у кого этого вещества больше – отмечаются лучшее результаты в тестах, у них лучше память, внимание и успеваемость. Когда же токсические вещества повреждают нервные отростки, то строительного материала для восстановления может не хватать.
При синдроме хронической усталости или послевирусной астении наблюдается снижение N-ацетиласпартата. Причем чем его ниже в головном мозге, тем хуже ребенок сдает IQ тесты, тем хуже у него внимание и память.
Препарат Когитум необходимо принимать курсом, согласно инструкции в возрастных дозировках. Препарат рекомендуют принимать утром поскольку он обладает активирующей способностью.
NB! Важно, некоторые путают Когитум с препаратам янтарной кислоты из-за созвучия в названии соли действующего вещества. Однако Когитум – это другая молекула, с другими свойствами.
Ортостатическая непереносимость (головокружение при вставании). Измерьте артериальное давление- скорее всего оно понижено. Увеличив потребления жидкости и соли (в меру) можно таким образом его повысить. Высокие поддерживающие чулки также не будут давать скапливаться жидкости в ногах и будут способствовать повышению артериального давления.
Нарушаться может множество функций организма, но в основном, влияние идет на нервную систему.
Нарушенный сон. Возможно начать с любого безрецептурного препарата для восстановления сна начиная с минимальных доз и коротких курсов.
Головная боль. Могут помочь любые нестероидные противовоспалительные средства (НПВС), мягкий массаж, ванны.
Данная статья носит ознакомительный характер и не заменяет консультации врача.
Будьте здоровы и не болейте.
Источник контента: Центры по контролю и профилактике заболеваний , Национальный центр новых и зоонозных инфекционных заболеваний (NCEZID) , Отделение патогенов и патологий с высокими последствиями (DHCPP)
Последняя проверка страницы: 12 июля 2018 г.
Источник