Астенический синдром при ринолалии причины и характеристика

Развитие дефектных артикуляций при ринолалии обусловлено рядом фактором. Искаженному компенсаторному звукообразова­нию способствует патологическая позиция языка в полости рта; вялый, истонченный кончик языка лежит на середине полости не принимая участия в звукообразовании. Массивный гипертрофированный корень прикрывает вход в глотку.

утечка воздуха в нос значительно затрудняет образования во рту направленной воздушной струи, необходимой для согласных. Даже если имеется, она настолько слабая, что не может создавать полноценной фонемы. Глухие согласные в таких случаях остаются беззвучными, а звонкие приобретают одинаковое звучание без индивидуальной акустической окраски.

Чаще всего направленная воздушная струя вообще отсутствует, и дети заменяют её усиленным выдохом из глотки.

Смычки и щели они образуют корнем оттянутого языка и задней стенки глотки. На пути воздушного потока, вышедшего непосредственно из гортани. Такой способ артикуляции называется глоточным или фаригеальным. При ринолалии им произносятся почти все взрывные и фрикативные глухие согласные фонемы.

Для образования звонких согласных фонем прибегают к другому компенсаторному акту, при котором смычки создаются на уровне гортани, а для фрикативных фонем воздух трется о края голосовых складок. Этот способ звукообразования называют гортанным или ларингеальным.

Гласные звуки произносятся также с приподнятым корнем язы­ка. Постоянное активное участие корня языка в глотании и арти­куляциях приводит к его гипертрофии. Деформации зубочелюстной области, укорочение подъязычной связки и рубцовые деформации губ также стимулируют развитие патологического звукопроизношения. Открытый прикус, прогения, прогнатия, дефекты альвеолярного отростка мешают контактам губ, губ и зубов, языка и зубов и не позволяют правильно ар­тикулировать губно-губные, губно-зубные и призубные согласные.

Двусторонние расщелины альвеолярного отростка, при которых передний отдел его принимает горизонтальное положение, не дают сомкнуть и губы, и зубы и полностью исключают возмож­ность артикуляции двугубных и переднеязычных фонем. Короткая подъязычная связка препятствует подниманию языка для верхних артикуляций, а массивные рубцы после хейлопластики затрудня­ют произнесение двугубных согласных. Среднеязычно-нёбные и заднеязычно-нёбные звуки не могут артикулироваться из-за отсут­ствия одной из составляющих смычки — нёба.

Астенический синдром

(греч. astheneia бессилие, слабость)

психопатологическое состояние, проявляющееся повышенной утомляемостью, а также раздражительной слабостью (повышенная возбудимость может смениться слезливостью или раскаянием), неустойчивым, обычно пониженным, настроением. Может быть следствием различных соматических заболеваний.

Наличие врожденных расщелин ставит ребенка в неблагоприятные усл-я для его психического и физического развития.

-Невозможно грудное вскармливание (реб-к не может полноценно сосать,пища попадает в дыхат пути и в складки недоразвившегося неба)

-Воспалительные процессы и раздражение слизистых

-Неправильное развитие верхней челюсти ведет к искревлению зубного ряда.

Из-за этого ребенок недополучает кальций и следовательно зубы быстроразрушаются.

-Мышечные функции не развиваются и обедняется лицевая мимика

– В результате того, что вдыхаемая струя сразу попадает в полость носа и рта, воздух не успевает согреваться и поэтому он охлаждает дыхат пути,что ведет к частым простудным заболеваниям.

При сосании дети сжимают соску не губами, а спинкой языка. Вследствие того что кончик языка не напрягается и не развивается, возникает вялость языка.

Механизм небно-глоточного смыкания в норме и при ринолалии.

В норме см. вопрос 2.

При ринолалии:

В связи с нарушением речедвигательной перифе­рии ребенок лишается интенсивного лепета, артикуляционной «игры», тем самым обедняется этап подготовительной на­стройки речевого аппарата.

1) отсутствие нёбно-глоточного затвора и вследствие это­го нарушением противопоставлений звуков по признаку ро­товой-носовой;

2) изменение места и способа артикуляции большинства звуков по причине дефектов твердого и мягкого нёба, вялос­тью кончика языка, губ, отодвиганием языка вглубь ротовой полости, высоким положением корня языка, участием в ар­тикуляции мышц глотки и гортани.

Источник

Характеристика ринолалии

Характеристика ринолалии сложна и не однозначна. Достаточно отметить, что медики и логопеды по-разному интерпретируют этот диагноз, что значительно усложняет его понимание. В практике первых болезнь характеризуется как синдром гнусавости, тогда как вторые расширяют понятие до нарушения резонирования в носовой полости из-за органических дефектов или проблем с функционированием речевого аппарата. Естественно, что подход к устранению проблемы тоже отличается.

Общая характеристика ринолалии

Характеристика нарушения при ринолалии выделяется как искажение в произношении звуков и тембре голоса из-за проблем с небно-глоточным смыканием. Суть заболевания нередко описывают как гнусавую речь, но это определение не является достаточно точным, поскольку кроме яркого нозологического дефекта логопед выделяет также артикуляционные и акустические недостатки.

Механизм нарушения речи при ринолалии заключается в том, что во время выдоха струя воздуха направляется в нос даже тогда, когда это не нужно для произношения фонема, или напротив, не попадает в носовую полость, хотя именно этот требуется для нормального звучания. Другими словами, нарушается нормальное взаимодействие ротовой и носовой полости.

Заболевание нельзя назвать редким. Специалисты сталкиваются с ним довольно часто, а из-за схожих с механической дислалией характеристик, даже относят эти проблемы к одному виду.

Важно! Для преодоления столь сложного дефекта требуется одновременная помощь хирурга, ортодонта, логопеда и отоларинголога.

Причины ринолалии

Характеристика ребенка с ринолалией всегда включает в себя выявление причин возникновения болезни. Все они делятся на 4 группы, представленные ниже в таблице.

Характер

Конкретные источники заболевания

Органические причины центрального генеза

  • Кровоизлияния;
  • ЧМТ;
  • Проблемы мозгового питания;
  • Паралич;
  • Экстрапирамидные нарушения.

Органические причины периферического характера

  • Короткое небо;
  • Полипы, аденоиды;
  • Искривление носовой перегородки;
  • Перфорации или рубцы на ткани в следствие оперативного вмешательства;
  • Расщелины неба или губ;
  • Физическое отсутствие маленького язычка, а также другие его дефекты.

Функциональные причины центрального характера

  • Психические и эмоциональные потрясения, способные привести к неправильному функционированию неба;
  • Невротические расстройства;
  • Последствия хирургического вмешательства

Функциональные причины периферического характера

  • Нарушение дыхания;
  • Опущенное мягкое небо;
  • Заболевания евстахиевой трубы;
  • Проблемы слухового контроля.

Важно! Большая часть причин ринолалии может быть приобретенными или врожденными, а значит проявиться болезнь может в любом возрасте.

Классификация и характеристика видов заболевания

Характеристика структуры речевого дефекта при ринолалии позволяет разделить заболевание на 3 основные группы:

  1. Закрытая – появляется, когда некое препятствие не дает воздушной струе выходить через нос.
  2. Открытая – отличается наличием постоянного сообщения между носом и ротовой полостью. Воздушная струя свободно попадает в нос и рот во время говорения, из-за чего проявляются характеристики заболевания.
  3. Смешанная – сочетает в себе признаки обоих видов болезни. Носовые фонемы при этом обычно отсутствуют.
Читайте также:  Синдром внезапной детской смерти ребенка

Каждому виду нарушения свойственны свои характеристики, причины, звукопроизношение.

Характеристика дефекта при ринолалии закрытого типа

Проблема такого вида заболевания кроется в низком носовом резонансе во время говорения. Независимо от того, какие фонемы произносятся, воздушная струя проходит через рот. Естественно, что при этом страдают все носовые звуки, а в особенности твердые/мягкие М и Н. Кроме проблем с носовыми согласными, неправильно звучат и гласные. Они теряют свою тональность, смазываются, становятся неестественными.

Характеристика открытой ринолалии

Формирование дыхания при ринолалии открытого типа затрудняется из-за преграды между ротовой и носовой полостью. Струя воздуха при этом серьезно ослабляется, поскольку вынуждена проходить одновременно через рот и нос. Тембровое произношение всех звуков нарушается, но особенно заметен дефект на носовых фонемах. Чаще встречается органическое открытое заболевание. Оно свойственно физически слабым детям, чей мышечный тонус нарушен.

Характеристика смешанной ринолалии

Структура заболевания ринолалии смешанного типа сочетает в себе факторы обоих видов нарушения, а потому внешне она проявляется по-разному, в зависимости от того какая проблема выражена сильнее. Оттенок голоса становится назальным, больной говорит «в нос» и это очень заметно для окружающих. В любом случае изменяется как артикуляционная, так и акустическая характеристика речи ребенка с ринолалией.

Способы диагностики ринолалии

Речь, звуки и тембр при ринолалии довольно специфичны, поэтому поставить диагноз обычно не сложно, но для назначения лечения этого оказывается недостаточно. Проблемы вызывает определение конкретных характеристик и для этого привлекается множество специалистов, среди которых: отоларинголог, логопед, ортодонт, фониатр, дефектолог, невролог и другие. Каждый из них проводит собственное обследование, по результатам которого определяется структура речевого дефекта при ринолалии и назначаются лечебные мероприятия.

Логопедическая диагностика включает в себя:

  1. Оценку строения артикуляционного аппарата.
  2. Оценку подвижности мышц голосового аппарата.
  3. Изучение физиологического и фонационного дыхания.
  4. Анализ голосовых характеристик.

Диагностика может включать в себя разные обследования. Так, для выявления открытого типа применяется проба Гутцмана, в ходе которой больному предлагается произнести гласные звуки, закрывая при этом то один, то другой носовой проходы. Это позволяет не только услышать звук, но и прочувствовать вибрационные особенности. Кроме речи, обследуется также способность ребенка читать и писать. Определение ринолалии и заключение всех специалистов становится основой лечебно-коррекционного плана.

Важно! Чем раньше будут проведены диагностические процедуры, тем выше вероятность полного устранения нарушения.

Какие проводятся обследования

Поскольку этиология болезни сложна, простым наблюдением и беседой специалисты обойтись не могут. Особенности нарушения голоса при ринолалии определяются специальными диагностическими процедурами. Их описание представлено в таблице ниже.

Методы обследования

Особенности процедуры

Рентгенография носоглотки

Позволяет определить степень разрастания аденоидов, выявить особенности носовой перегородки, оценить воспалительный процесс, опухоль и т.д.

Риноскопия

Позволяет обследовать полость носа и выявить в ней образования, особенности перегородки.

Электромиография

Позволяет оценить состояние нервно-мышечного аппарата.

Фарингоскопия

Дает возможность обследования состояние глотки.

Все перечисленные исследования позволяют врачам визуализировать изменения и определить степень их выраженности. Выбор конкретного метода обследования остается за специалистами, проводящими дифференциальную диагностику, но особенное внимание уделяется рентгеновским снимкам, поскольку именно они позволяют увидеть точную картину.

Способы лечения и коррекции

Речевое нарушение при ринолалии настолько очевидно, что обойтись без комплексного лечения становится невозможно. Его выбор зависит от характеристики нарушения, его причин и времени возникновения.

Устранение органических характеристик

Врожденная ринолалия обусловлена в основном органическими дефектами, устранить которые можно с помощью специальных медицинских средств и хирургического вмешательства:

  1. Изготовление глоточного обтуратора – позволяет имитировать правильные движения неба, закрывая существующий недостаток. С его помощью нормализуется дыхание, воздушная струя направляется в нужную сторону, речь восстанавливается.
  2. Уранопластика – требуется, если в основе болезни лежит расщелина твердого неба.
  3. Велофарингопластика – назначается, если причиной болезни стали расщелины губ и неба одновременно или если уранопластика не помогла достичь должного эффекта.
  4. Хейлопластика – помогает ликвидировать дефекты губ, носа и полностью восстановить их первоначальные функции. Проводится уже на первом году жизни ребенка.
  5. Аденотомия – позволяет убрать лимфоидную ткань из носоглотки, чтобы она не препятствовала нормальной работе органов.
  6. Полипотомия носа – требуется, если виной нарушения стали полипы.
  7. Септопластика – позволяет изменить носовую перегородку, чтобы улучшить движение воздуха.

Если первичные и вторичные нарушения при ринолалии у детей вызваны новообразованиями, назначается процедура по их удалению.

Важно! Любой из перечисленных способов коррекции требует дальнейших восстановительных работ, физиотерапии, медицинского сопровождения.

Устранение функциональных характеристик

Функциональная ринолалия в большинстве случаев корректируется специальными физиотерапевтическими и психотерапевтическими методиками, поскольку в ее основе часто лежат психологические проблемы. Дополнительно к ним назначается логопедическая работа. Она включает в себя стандартные методы работы:

  1. Гимнастику, благодаря которой артикуляция и голос при ринолалии восстанавливаются.
  2. Логопедический массаж.
  3. Постановку и автоматизацию фонемов.
  4. Развитие силы и гибкости голосовых связок.
  5. Развитие слухового внимания и т.д.

Нередко органическая форма болезни перетекает в функциональную. Это происходит, когда физический дефект успешно устраняется хирургическим вмешательством, но психологические проблемы не позволяют больному в полной мере начать пользоваться своим голосовым аппаратом. В таком случае назначается комплексное лечение, включающее в себя все перечисленные способы коррекции.

Читайте также:  Посткастрационный синдром у мужчин это

Какие специалисты лечат нарушение

Для лечения применяется комплексный подход. Список узких специалистов обширен и включает в себя не только представителей медицинских профессий, но и педагогов. Обычно к работе привлекаются: челюстно-лицевой хирург, отоларинголог, невролог, стоматолог-ортодонт, психолог или психотерапевт, дефектолог или логопед. Окончательное решение о получение консультации у того или иного профессионала принимается в зависимости от структуры дефекта. Речь ребенка с ринолалией можно восстановить до нормальной, если начать работу как можно раньше.

Профилактика ринолалии

Особенности детей с ринолалией отрицательно влияют на процесс обучения, поэтому при наличии предпосылок к развитию заболевания, устранить их следует как можно раньше. Большая часть врожденных органических проблем требует вмешательства хирурга уже на первом году жизни. Не редко дефект можно выявить еще в утробе и скорректировать практически сразу после рождения. В этом случае прогноз весьма положительный.

Что касается функционального нарушения, развитие ребенка при ринолалии и ее профилактика включают в себя фониатрические и логопедические занятия, в результате которых речь восстанавливается в полной мере. Особенное внимание на необходимость профилактической работы следует обратить родителям, чьи дети имели какие-либо органические или неврологические проблемы в младенчестве.

Видео

120

Источник

В случае ринолалии, произносимые ребёнком носовые звуки и многие гласные искажены. Это происходит по причине нарушения строения органов речи.

Ринолалия — это нарушение речи, проявляющееся в искажённом произношении звуков, связанное с дефектами строения и функционирования речевых органов.

Вследствие неправильного строения, в момент формирования звука, струя воздуха струя идёт не в том направлении, что приводит к искажению произносимого звука. Эту функцию обеспечивают мышцы нёба и стенок глотки, которые открывают или закрывают проход в носовую полость.

При этом голос ребёнка может приобрести гнусавость — кажется, будто он говорит через нос, либо, если воздух идёт только через рот, в речи искажены носовые звуки [м], [н] и гласные — в этом случае говорят о недостатке носового звучания.

Следствием ринолалии является не только искажение звуков. Нарушается письменная речь, ребёнку сложно освоить лексику, грамматику, появляются проблемы психологического характера.

Виды ринолалии

Распространена классификация ринолалии на два вида по причинам появления: органическая — когда идёт нарушение строения речевого аппарата, и функциональная — нарушения функционирования речевого аппарата.

При возникновении ринолалии нарушения могут наблюдаться в носовой или ротовой полости. Поэтому существует три вида ринолалии: открытая, закрытая и смешанная.

Открытая форма наблюдается при постоянно открытом пространстве между ротовой и носовой полостью, когда воздух постоянно идёт через нос. Это приводит к тому, что все произносимые звуки имеют носовой оттенок.

Открытая форма встречается наиболее часто и имеет три подвида:

  1. Органическая открытая ринолалия возникающая на почве имеющихся нёбных расщелин, отсутствия или раздвоения маленького язычка, укорочённого мягкого нёба.
  2. Органическая открытая ринолалия проявляющаяся из-за наличия парезов (неполных параличей) и параличей мягкого нёба.
  3. Функциональная открытая ринолалия.

Закрытая ринолалия наблюдается при наличии препятствия, которое перекрывает пространство для воздушного потока через нос. Поэтому страдает произношение носовых звуков [м], [н], [мь], [нь] и гласных.

Смешанная ринолалия — это соединение двух вышеперечисленных видов.

Если ребёнку ставят диагноз «ринолалия», независимо от формы проявления недуга родители должны сразу обращаться за помощью к специалистам. Наиболее благоприятный прогноз лечения даётся при функциональной форме. Закрытая ринолалия требует больше времени и усилий, способных привести к избавлению от существующих недостатков речи.

Иногда говорят о ринофонии. Под ней подразумевают избыточность носового оттенка голоса, которая возникает в случае недостаточного разграничения ротовой и носовой полости во время произношения звуков.

Причины возникновения

Причины ринолалии могут иметь врождённую и приобретённую природу происхождения. Врождённые причины возникновения ринолалии относятся к детям, имеющим:

  • расщелины (несрастания) мягкого и твёрдого нёба («заячья губа», «волчья пасть» и другие);
  • короткое мягкое нёбо;
  • мышечное образование над корнем языка;
  • параличи или парезы (ослабление) мягкого нёба, проявляющиеся в сложности поднятия и смыкании нёба с задней стенкой глотки;
  • вялость артикуляторных мышц, встречающаяся у часто болеющих деток.

Расщелины могут быть сквозные, которые захватывают не только нёбо, но и верхнюю губу. Они бывают односторонние и двусторонние. Несквозные несрастания бывают полные, значит доходят до области резцов, не затрагивая губы. Неполные расщелины характеризуются тем, что несрастание происходит в небольшом участке, например, только в области мягкого нёба.

Приобретённая форма ринолалии возникает при механических повреждениях тех же участков и лица. Кроме того, заболевание может развиваться из-за опухолевых новообразований блуждающего и языкоглоточного нервов.

Например, функциональная открытая появляется у человека после оперативного вмешательства — удаления аденоидов, различных опухолей и искривлений в области носоглотки, при искривлениях носовой перегородки и образовании полипов в носовой полости. В этом случае воздух практически не попадает в нос либо попадает туда в недостаточном количестве.

Закрытая ринолалия может возникнуть при аденоидах, повышенной функции мышц мягкого нёба, что приводит к изоляции носовой и ротовой полости друг от друга.

Приобретённая ринолалия у ребёнка может появиться в случае, когда женщина на ранних сроках беременности переболела вирусными заболеваниями (гриппом, краснухой, паротитом, дизентерией, токсоплазмозом), имела эндокринные нарушения, употребляла определённые лекарственные препараты, алкоголь и курила во время беременности. Некоторые исследователи отмечают наследственный характер таких аномалий (у дедушки и бабушки были расщелины).

Читайте также:  Синдром запястного канала лечение в екатеринбурге

На видео ниже врач очень подробно рассказывает о причинах возникновения и особенностях лечения ринолалии:

Симптомы ринолалии

Симптоматика заболевания зависит от его формы.

При открытой ринолалии у ребёнка происходит нарушение дыхательных функций. Жидкая пища, попадая в нёбную расщелину, вытекает через нос, что значительно усложняет процесс кормления. Кроме того, вдыхаемый уличный воздух не прогревается до необходимой температуры, поэтому дети страдают такими заболеваниями, как отит, пневмония, бронхит.

Вследствие открытой ринолалии, у детей наблюдается разный характер отставания в развитии. Например, такой ребёнок начинает говорить первые слова поздно — обычно после двух лет. Также у детей отмечается выраженная гнусавость голоса, затрудняется произношение звуков. За счёт того, что активным при разговоре является корень языка, а не кончик, дети большинство звуков произносят глухо.

Закрытая ринолалия сопровождается довольно неприятными симптомами — по задней стенке горла постоянно стекает слизь, образовавшаяся в верхних отделах дыхательных путей. Простудные заболевания в этом случае редко протекают без соплей, у ребёнка наблюдается хронический насморк. Нарушения в речи также присутствуют. Например, ребёнок произносит звук [б], а выходит [м].

По утверждению многих специалистов, дефекты речи приводят к развитию астенического синдрома и в некоторой степени влияют на психику ребёнка, такие дети становятся замкнутыми и тяжело идут на контакт.

  • Таким детям свойственно неправильное произношение большинства гласных и согласных звуков, их речь невнятная и невыразительная;
  • Их голос тихий, тембр тусклый и неестественный;
  • Если ребёнок старается тщательно выговаривать звуки, то начинает невольно гримасничать;
  • В младшем школьном возрасте у таких детей всегда возникают проблемы с письмом и чтением.

Диагностика нарушения

Как видите, симптоматика ринолалии сильно пересекается со многими известными заболеваниями. Поставить диагноз не так сложно, как определить вид нарушения. Чтобы точно диагностировать вид, необходимо обратиться к специалисту. Обследование больных проводится разными специалистами в области медицины:

  • челюстно-лицевым хирургом;
  • отоларингологом;
  • неврологом;
  • ортодонтом;
  • логопедом;
  • ортопедом;
  • психологом.

Методы исследования зависят от формы ринолалии. При выявлении различных видов ринолалии особое внимание уделяется рентгеновским снимкам носоглотки.

Чем раньше ребёнку поставят диагноз «ринолалия», тем быстрее можно начать лечение. Проводить коррекцию запущенной формы намного сложнее.

На обследовании у логопеда специалистом проводится оценка строения артикуляционного аппарата, произнесение звуков, понимание и использование слов, наличие аграмматизмов в речи.

Ринолалия (её открытая форма) диагностируется на основании исследования Гутцмана, когда при произнесении гласных звуков [а] и [и] ребёнку попеременно начинают закрывать или открывать носовые ходы. У детей школьного возраста специалист также исследует процессы письма и чтения, которые хорошо показывают наличие и уровень проблемы.

Методы коррекции

Лечение ринолалии включает целый комплекс мер, направленных на максимальное устранение речевых дефектов.

Если ребёнку поставлен диагноз врождённая ринолалия, то коррекция нарушения начинается с устранения дефектов анатомического происхождения. Таких детей с самого рождения начинают кормить с помощью зонда, который подбирают с учётом особенностей расщелины.

Также изготавливают специальный протез — обтуратор, для закрытия несрастания. Этот протез облегчает процессы питания, дыхания и говорения.

Позднее использование обтуратора менее эффективно, поскольку у ребёнка с возрастом начинает закрепляться неправильное положение языка. Обтуратор меняется с ростом ребёнка и используется до момента хирургического вмешательства, без которого, к сожалению, не обойтись.

Хирургическому вмешательству подвергаются челюстно-лицевые нарушения. Гнусавость при открытой ринолалии лечится как до операции, так и после.

Как правило, операция на расщелинах губы проводится на 2–3 месяце жизни ребёнка. Операции на нёбе проводятся после двух лет, если у ребёнка вылезли все зубки. У ослабленных детей оперирование откладывается на более поздний срок или проводится в несколько этапов.

Операции позволяют восстановить целостность речевого аппарата и правильное функционирование нёба.

Профилактика и упражнения

После того как ребёнку будут сделаны все операции по устранению видимых дефектов на лице и на проблемных нёбных участках, лечение вступает во вторую фазу.

На послеоперационном этапе специалисты разного направления проводят закрепление достигнутых результатов и продолжают коррекционную работу. Послеоперационное лечение включает:

  • физиотерапию;
  • ортодонтию;
  • психотерапию;
  • дыхательную гимнастику;
  • логопедический массаж.

Например, логопедом и дефектологом проводится работа, направленная на правильную постановку звуков, формирование фонематического слуха, расширение словарного запаса, развитие грамматических норм, внимания, мышления, памяти.

Также производится постановка произношения проблемных звуков, ротового и носового дыхания. Усилия направлены на избавление от назального оттенка в звучании голоса и формирование лексико-грамматического строя, фразовой речи.

На видео ниже можно увидеть работу логопеда и учителя по вокалу с ребёнком, которому поставили диагноз ринолалия:

Логопедический массаж направлен на размягчение послеоперационных рубцов.

Рекомендуемые врачами упражнения нужно проводить с ребёнком самостоятельно и регулярно, так как пропуск может вернуть его речь на прежний уровень развития. Существует несколько общепринятых упражнений для области язык-щека-губы, которые подходят для всех видов ринолалии:

  • «Удав» — ребёнок складывает язык в трубочку, а затем медленно высовывает его изо рта;
  • «Часы» — широко открывается рот, и язык повторяет движение стрелок часов, двигаясь по губам описывая окружность;
  • «Метроном» — язык движется из одного уголка рта к другому под счёт, при широко открытом рте;
  • «Лиана» — нужно высунуть язык изо рта, пытаясь достать им до подбородка;
  • «Игла» — при закрытом рте, нужно поочерёдно касаться языком внутренних поверхностей щёк.

В случае правильного лечения, постоянного взаимодействия с логопедом и тщательного выполнения всех рекомендаций, можно добиться неплохих результатов, при которых речь ребёнка с ринолалией практически не будет отличаться от речи его сверстников.

Источник