Астенический синдром симптомы у подростков

Астенический синдром симптомы у подростков thumbnail

Комментарии

Опубликовано в журнале: Практика педиатра
декабрь, 2012, стр.56-61

А.М. Пивоварова, врач-невролог отдела психоневрологии и эпилептологии ФГБУ «МНИИ педиатрии и детской хирургии», к. м. н.

Я чувствую себя ужасно уставшим. Просыпаюсь – и мне кажется, что я вовсе не спал. Первые два урока в школе – особенно мучительны. Я, конечно, пытаюсь слушать учителя, но почти ничего не понимаю. Свет кажется слишком ярким, звонок на урок – слишком громким. Шумные одноклассники – раздражают. Потом становится немного легче, но уже после обеда опять начинает болеть голова, непреодолимо тянет в сон. Учителя недоумевают, а родители волнуются за мое здоровье. Я тоже беспокоюсь – вдруг я болен чем-то серьезным? Раньше со мной такого не было.
Егор, 16 лет («Подростковая психология», 25.01.2011)

В современных условиях наблюдается значительная распространенность проявлений астении среди населения. Это связано с напряженным ритмом жизни, снижением стойкости к стрессу в условиях дефицита времени, переизбытком информации и стремительной урбанизацией [1, 2]. Все чаще это состояние стало встречаться у детей и подростков [3–5].
У детей это состояние еще называется астеническим неврозом. Несмотря на то, что астения не является диагнозом, эта проблема охватывает очень большое количество пациентов, которые обращаются к врачам самых разных специальностей. Можно с уверенностью сказать, что жалобы, связанные с астенией, время от времени предъявляет более половины всех жителей развитых стран.
Среди множества неблагоприятных факторов, являющихся причинами неуспеваемости школьника, важное место занимает утомляемость. Повышенная утомляемость и истощаемость у детей нередко выступают как основной признак астенических состояний. Астения, или астенический синдром, является одним из наиболее частых синдромов в клинической практике любого врача.
В патогенезе астении большое значение имеет гипоперфузия головного мозга с формированием нейротрансмиттерных нарушений и, как следствие, вегетативной дисфункцией, тревожными и депрессивными состояниями, раздражительностью и нарушениями сна, а также гипоперфузия скелетных мышц. Она сопровождается гипоксией, повышением уровня аммиака, усилением процессов анаэробного гликолиза, накоплением лактата с формированием ацидоза и, как следствие, мышечной слабостью [6–8]. Известно, что малат – это дикарбоновая кислота, которая нормализует работу цикла Кребса, уменьшает уровень лактата в крови и тканях, предупреждает развитие молочнокислого ацидоза, усиливает метаболизм, способствует синтезу АТФ и является основным поставщиком энергии для метаболических процессов. Важную роль в нормализации метаболических нарушений играет и промежуточный продукт цикла мочевины – аминокислота цитруллин, которая активирует вывод аммиачных соединений из организма. Обе аминокислоты присутствуют в организме в норме. Они катализируют метаболические и энергосинтезирующие процессы в клетке, и их недостаточно при астении [9–11].
Причины развития астении различны. Частые и особенно тяжело протекающие острые респираторные заболевания могут приводить к нарушению физического и нервнопсихического развития детей, способствуют снижению функциональной активности иммунитета и срыву компенсаторно-адаптационных механизмов организма, развитию астении.
Она может быть как следствием соматических или инфекционных заболеваний, так и проявлением психических расстройств и психосоматической патологии. Астеническая симптоматика неразрывно связана с негативными эмоциями (подавленность, депрессия, страх) [12, 13].
Астения является составляющей синдрома вегетативной дисфункции, который часто встречается как у взрослых, так и у детей. Он является полиэтиологическим и обусловлен нарушениями регуляторных функций высших отделов вегетативной нервной системы [4, 7, 12–17]. Основное проявление данного синдрома – состояние устойчивой неадекватной усталости при повседневной активности, сопровождающееся снижением энергии, необходимой для обеспечения нормальной жизнедеятельности.
Многие специалисты связывают проявления астении с астеновегетативным синдромом. Этот синдром является сопутствующим у детей с острыми и хроническими инфекционными заболеваниями, очагами хронической, чаще рото- и носоглоточной инфекции, ревматическими болезнями, анемией, неинфекционной патологией желудочно-кишечного тракта, болезнями эндокринной и нервной системы. Для него характерны разнообразные вегетативные нарушения: учащенное сердцебиение, гипергидроз кистей и стоп, похолодание конечностей, тенденция к гипотензии и т. п. Из сенсомоторных расстройств отмечаются непереносимость яркого света, шума, раздражительность, плаксивость, нарушение терморегуляции. Отмечаются нарушения аппетита, плохая переносимость физических нагрузок, возникают головная и мышечная боль, головокружение, расстройство сна, метеочувствительность.
К основным нарушениям психической деятельности ребенка при этом синдроме должна быть отнесена повышенная утомляемость и истощаемость. Особенно страдает функция переключения внимания, отмечается ослабление высших форм памяти, в частности логической, снижение способности к рядообразованию, волевому и психическому напряжению. У большей части детей повышенная утомляемость и истощаемость во время урока проявляется не в простом выключении, а в двигательном беспокойстве, суетливости. [3, 5–7,18, 19].
На сегодняшний день выделяют два вида астении – реактивную (функциональную, или первичную) и органическую (вторичную) [18].
В 2011 году была предпринята попытка разработки (Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Рожкова А.В., 2011) новой систематизации астенических расстройств у детей:

  • Цереброгенная астения является следствием верифицированного поражения головного мозга. Данная форма характеризуется выраженной истощаемостью, очень низкой трудоспособностью.
  • Соматогенная астения является следствием или одним из проявлений соматического заболевания.
  • Резидуальная астения является последствием выраженной перинатальной патологии. Для таких детей характерны: смена настроения, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии. Отмечается снижение памяти, бедный словарный запас, слабая выраженность интеллектуальных интересов. Клиническая картина в таких случаях носит относительно постоянный характер. При неврологическом осмотре у таких детей можно заметить нарушения мелкой моторики. Часто сопровождается энурезом, дислексией.
  • Дизонтогенетическая астения. В основе данной патологии лежат незначительные проявления гипоксически-ишемической энцефалопатии, характеризующиеся умеренной утомляемостью, невнимательностью. Клиническая картина при сравнении с предыдущей формой отличается меньшей тяжестью, носит лабильный характер, а ухудшение состояния отмечается чаще всего в весенний и осенний периоды. Поведение таких детей может характеризоваться проявлениями невротических реакций, таких как капризность и раздражительность. Сопутствующими заболеваниями могут являться моторные тики и логоневроз.
  • Неврастения. Клиническая картина очень похожа на проявления предыдущей формы, но проявления заболевания определяются острой или хронической психотравмирующей ситуацией, интенсивность клинических проявлений определяется изменением внешней ситуации. Отмечается повышенный уровень тревожности, нарушения сна (трудности при засыпании), головные боли напряжения. Для пациентов с неврастенией характерна повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету, многочисленные соматические жалобы. Значительного снижения внимания не отмечается.
Читайте также:  Непрямой билирубин при синдроме жильбера

В зависимости от преобладающих проявлений принято выделять два основных вида астении:

  • гиперстеническая астения – утомляемость сочетается с повышенной раздражительностью, обидчивостью и возбудимостью, нарушениями сна;
  • гипостеническая астения – нервно-психическая слабость, апатия и безынициативность, снижение речевой и двигательной активности, слезливость, повышенная утомляемость и истощаемость, нарушения памяти и внимания.

Астению следует отличать от обычной усталости. Усталость – это нормальный ответ организма на физическую, психическую или интеллектуальную нагрузку, проходящая после обычного отдыха, в связи с чем данное состояние не требует лечения. Астенический синдром – это уже патологическое состояние, которое ощущается усталостью, возникающей после рутинной работы, не проходящее после полноценного отдыха. При астении физическая и психическая усталость возникает вне связи с нагрузками; эта усталость не проходит даже после длительного отдыха и может сопровождаться соматическими симптомами: повышением температуры, головной и мышечной болью, нарушениями сна [3, 19, 20].
Современные ученые предлагают следующую классификацию состояний, проявляющихся астенией [18, 22, 23].

  • Состояния истощения (реакция психики на стрессы, эмоциональные и физические перегрузки).
  • Астено-депрессивный синдром. Этот вид депрессивных расстройств развивается в связи с воздействием длительных психотравмирующих обстоятельств на фоне психического перенапряжения.
  • Соматогенные астении. Астеническим синдромом начинаются и многие инфекционные, желудочно-кишечные, сердечнососудистые, эндокринные, онкологические, гематологические и другие заболевания.
  • Органические астении (церебрастении). Выраженные проявления астении наблюдаются при органических поражениях головного мозга.
  • Эндогенная витальная астения (юношеская астеническая несостоятельность). Юношеская астеническая несостоятельность – астенический симптомокомплекс, который встречается в возрасте 14–20 лет (чаще у юношей). В современной психиатрии считается, что синдром юношеской астенической несостоятельности может являться вариантом дебюта (начала) простой формы шизофрении.
  • Астении при немедицинском употреблении психоактивных веществ.

Помимо вышеописанных состояний у некоторых подростков существует конституциональная склонность к возникновению длительных состояний астении, формируется особый тип характера, называемый астено-невротическим.
При астено-невротическом типе характера уже с детства нередко выявляются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание. В других случаях детство проходит благополучно и первые признаки астено-невротического синдрома возникают только в подростковом возрасте. Как правило, это очень впечатлительные, тревожные, мнительные, капризно-раздражительные подростки. Они тяжело переживают ссоры и конфликты, волнуются перед ответственными событиями, теряются в незнакомой обстановке. Еще одна черта астено-невротических подростков – склонность к ипохондрии. Такие подростки внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, охотно соглашаются на различные врачебные обследования и лечебные процедуры (к. п. н. Ю. Корчагина, 2011).
Для диагностики астенических состояний была разработана шкала астенического состояния на базе данных клинико-психологических наблюдений и клинического опросника MMPI (создана Л.Д. Малковой и адаптирована Т.Г. Чертовой). Шкала состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих характеристики астенического состояния [24].

ЛЕЧЕНИЕ
Терапия астенических состояний представляет собой непростую задачу и требует совместного наблюдения таких специалистов, как педиатр, невролог, психиатр, психолог. Лечение астении должно быть в первую очередь направлено на выявление и устранение основных причин и провоцирующих факторов и носить комплексный характер. Огромное значение имеет нормализация режима дня, полноценный сон, достаточные физические нагрузки (прогулки, гимнастика), нормализация питания, отказ от вредных привычек.
Следует избегать употребления стимуляторов, таких как кофе и крепкий чай, так как злоупотребление тонизирующими средствами может привести к еще большему истощению нервной системы.
Астеники нуждаются в щадящем режиме работы (им следует избегать переутомления), в то же время желательно развивать их стрессоустойчивость и умение обеспечивать себе психологический комфорт. Следует замечать и закреплять даже незначительные успехи астено-невротической личности, поддерживать высокую самооценку: такие люди особенно нуждаются в ощущении уверенности.
Для скорейшей нормализации состояния у пациентов с астенией помимо нормализации образа жизни применяется медикаментозная терапия.
Кроме обязательного лечения основного заболевания, которое и привело к астении, в медикаментозной терапии традиционно используются препараты различных фармакотерапевтических групп: витамины, минеральные комплексы, растительные адаптогены, метаболические, ноотропные препараты, средства, улучшающие микроциркуляцию. Для уменьшения эмоциональной лабильности показано применение седативных средств. Транквилизаторы, антидепрессанты и нейролептики у детей используются с учетом возраста, в минимальных дозах и только при отсутствии эффекта от других методов лечения. Применяются средства, способствующие более быстрому устранению энергодефицита и гипоксии в первую очередь в нервных клетках (энергопротекторы, например цитофлавин) [3, 6, 12].
Понимание механизма развития астении на клеточном уровне дает возможность рационально и целенаправленно влиять на ее основные звенья с использованием препаратов метаболического ряда. Попытки найти новые и эффективные подходы в лечении астении и коррекции метаболических нарушений при различных патологических состояниях привели к созданию препарата, действующего на клеточный метаболизм, – Стимол ® (Biocodex, Франция), который содержит малат и цитруллин. Этот препарат обладает энергообразующим, метаболическим и детоксикационным действием, которое реализуется за счет устранения гиперлактат- и гипераммониемии. Малат обладает способностью обходить аммиачный блок окислительного пути и ограничивать накопление молочной кислоты путем переориентации ее в сторону глюконеогенеза, а цитруллин усиливает выведение аммиака [5, 9]. Кроме того, Стимол ® обладает общетонизирующим действием, способствует нормализации обмена веществ и активации неспецифических факторов защиты организма, не вызывает психическую и физическую зависимость и синдром отмены препарата, хорошо переносится, практически не вызывает побочных реакций, поэтому безопасен при применении у детей. Важным преимуществом препарата является и то, что он не содержит глюкозу и может применяться при любом психосоматическом заболевании, в том числе при сахарном диабете [5, 25–27].
Стимол ® быстро всасывается в кишечнике. После приема 4 г цитруллина малата максимальная концентрация достигается в течение 45 минут и в 6–15 раз превышает исходный уровень в плазме крови. Выводится почками в течение 5–6 часов [9, 20].
Стимол ® рекомендовано применять внутрь, предварительно растворив содержимое пакетика в 100 мл воды или подслащенного напитка. Принимать во время или после еды. Взрослым – по 1 пакетику 3 раза в сутки. Детям в возрасте старше 6 лет – по 1 пакетику 2 раза в сутки. Рекомендуемый курс лечения – 4 недели [25].
В педиатрических периодических изданиях за последние годы опубликован ряд статей, посвященных применению Стимола ® для коррекции астенометаболических нарушений у детей с нефротическим синдромом, при вторичной метаболической кардиомиопатии, анемии различного генеза, в том числе постинфекционной, железодефицитной анемии, мышечных дистрофиях и амиотрофиях, головной боли перенапряжения, у девочек-подростков при становлении менструального периода, когда проявления вегетативной дисфункции наиболее манифестны (С.С. Казак, 2005; И.В. Киреев, 2005; А.П. Волосовец, 2006; С.Л. Няньковський, 2006; С.П. Кривопустов, 2006; Ю.В. Марушко, 2008; С.А. Крамарев, 2008; С.К. Евтушенко, 2008; С.Л. Няньковский, 2008; Д.Д. Иванов, 2008, Приходько и др.).
Таким образом, применение Стимола ® является одним из ключевых моментов в лечении астенического синдрома у детей и подростков. Его активность в коррекции астенометаболических нарушений у детей открывает все новые точки его приложения.

Читайте также:  Код по мкб гипертензионно гидроцефальный синдром

Список литературы находится в редакции.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)

Источник

Время на прочтение: 4 минут(ы).

Ваш ребенок спит больше обычного и при этом чувствует себя постоянно уставшим? Причина может заключаться в астении, также известной, как синдром хронической усталости.

Расстройство проявляется психологическими и неврологическими симптомами. Хотя это не серьезное заболевание, оно может привнести много дискомфорта в жизнь пациентов-подростков. Кроме того, постановка диагноза достаточно сложна, в частности, потому, что некоторые врачи до сих пор не классифицируют астению как болезнь.

Что такое астения

Астения (синдром хронической усталости, СХУ) — это заболевание нервной системы, согласно определению международной классификации болезней.

Она относится к категории других расстройств нервной системы. Обычно этот синдром рассматривается в контексте медицины, поэтому диагноз должен быть поставлен исключительно опытным и компетентным специалистом.

Ключевые симптомы включают постоянную усталость, умеренную лихорадку, увеличенные лимфатические узлы, головную боль, боль в мышцах, суставах, депрессию или даже ухудшение памяти. Для диагностики важно, чтобы эти признаки присутствовали не менее 6 месяцев. Считается, что астения вызывается вирусной инфекцией, но происхождение и развитие заболевания не полностью известны.

Астения у подростков - это синдром хронической усталости
Астения — это синдром хронической усталости

Причины синдрома усталости

Конкретная причина расстройства пока не установлена.

Однако, специалисты сходятся во мнении, что оно является одним из атрибутов сегодняшнего беспокойного времени и предупреждающим сигналом для многих пациентов о необходимости замедлить темп.

Кроме того факта, что ключевую роль его в развитии играет вирусная инфекция, болезнь также поддерживается высокой приверженностью работе, большой ответственностью, длительным психическим и физическим напряжением.

Стресс, неспособность расслабиться также негативно влияют на развитие астении.

Симптомы астении у подростков

Хотя астения поражает в основном взрослых людей среднего возраста (40-50 лет, в основном женщин), сегодня она относительно часто диагностируется у подростков.

Читайте также:  Синдром запястного канала симптомы и лечение видео

Пациент жалуется на сильную усталость, физическое и психическое истощение. Полная потеря энергии, боли в суставах и мышцах, головные боли, плохой сон, проблемы с концентрацией внимания, проблемы с памятью — это некоторые из симптомов, которыми характеризуется астения у подростков.

Симптомы и лечение расстройства исходят именно из наличия постоянной усталости — это предупреждающий признак расстройства.

Как отличить астению от обычной усталости?

Для диагностирования синдрома хронической усталости, пациент должен соответствовать 2-м условиям.

Усталость и умственное истощение - признаки астении
Усталость и умственное истощение — признаки астении

Симптомы заболевания должны проявляться не менее 4-х раз и сохраняться в течение не менее полугода. К сожалению, из-за отсутствия четких специфических признаков, болезнь часто путают с обычной усталостью.

Симптомы болезни:

  • Усталость: сильное умственное и физическое истощение, мышечная слабость, усиливающаяся после легкой нагрузки, которую невозможно устранить даже путем длительного отдыха.
  • Боль: боль в мышцах, «утренняя скованность», боль в суставах, головная боль, опухшие и болезненные лимфатические узлы, боль в шее, животе, груди, сердце, учащенное сердцебиение.
  • Когнитивные проблемы: забывчивость, растерянность, сложность мышления и концентрации внимания, умственная усталость, кратковременные расстройства памяти (не долгосрочные) и т. д.
  • Повышенная чувствительность к свету и звуку.
  • Нарушение восприятия температуры: чувство жара или холода, лихорадка.
  • Нарушения сна: плохое качество сна, «яркие сны», бессонница, частые пробуждения.
  • Психические проблемы: эмоциональный дисбаланс, раздражительность, депрессия.

Диагностика астении

Диагностические критерии для выявления астении были разработаны Центром по контролю и профилактике заболеваний.

При диагностике расстройства должны быть соблюдены следующие 2 условия:

  1. Необъяснимая постоянная усталость неадекватная предыдущей нагрузке. После отдыха отступает лишь незначительное улучшение.
  2. Минимум 4 из следующих симптомов, присутствующие в течение по крайней мере 6-ти месяцев:
    • расстройства памяти, нарушение концентрации внимания;
    • тяжелые и длительные состояния истощения или даже болезни после физических или умственных нагрузок;
    • сон не приводит к освежению;
    • мышечная боль;
    • боль в суставах, не сопровождающаяся отеком или покраснением;
    • головные боли различной природы или интенсивности;
    • частые боли в горле;
    • чувствительные шейные или подмышечные лимфатические узлы.

Как лечить астению

Спорт и здоровый образ жизни противостоят астении
Спорт и здоровый образ жизни противостоят астении

Первый вопрос родителей при появлении симптомов СХУ у подростка — кто лечит астению? Прежде всего, надо обратиться к неврологу или терапевту (он направит дальше, к профильному специалисту).

Из-за неизвестной этиологии лечение является симптоматическим, часто прагматичным. Поскольку болезнь имеет значительную психическую надстройку, ее часто значительно улучшает любое лечение, даже не влияющее на организм.

Поскольку во многих случаях при развитии расстройства очевидны последствия инфекции, до сих пор неясно, играют ли они роль в качестве причины, триггера или осложнения. Как лечить астению, к какому специалисту обращаться при выявлении инфекции?

Как правило, невролог направляет пациента к инфекционисту; лечение текущей инфекции может улучшить состояние пациента.

Медикаментозное лечение

Фармакотерапия — это терапевтический подход последней линии.

Применяются различные лекарства из групп антидепрессантов, противовоспалительных лекарств, психостимуляторов, противоаллергических, антигипотензивных средств.

Редко назначается введение иммуноглобулинов; но такое лечение имеет противоречивые результаты, в некоторых случаях присутствует очевидная польза для пациента, в других терапевтический эффект отсутствует.

Спектр применяемых веществ не ограничивается лекарствами — рекомендуются также витамины, минералы, фитотерапевтические средства, пищевые добавки (н также без четких доказательств эффективности).

Немедикаментозное лечение

Кроме фармакотерапии на практике применяется ряд нефармакологических терапевтических процедур.

Подросткам рекомендуются различные виды спорта, физические нагрузки. Иногда используются некоторые методы альтернативной медицины, такие как иглоукалывание или гомеопатия, но их эффективность неопределенна и противоречива.

Психотерапевтические методы

Психотерапия при астении

Психотерапевтические процедуры также занимают особое место в лечении астении у подростков. Согласно метаанализу Дж. Р. Прайса и его коллег, опубликованному в базе данных Cochrane в 2008 г, когнитивно-поведенческая терапия представляется наиболее выгодной.

Однако, недавние заявления, связанные с исследованием PACE, изучением эффективности различных методов лечения, ставят под сомнение ее эффективность.

Изменение образа жизни

В лечении астении важно разнообразное и сбалансированное питание с достаточным количеством витаминов, минералов. Желательно принимать пищевые добавки, направленные на поддержание энергии, уменьшение усталости, укрепление иммунной системы.

Профилактика астении

Поскольку болезнь не имеет специфического триггера, профилактикой является здоровый образ жизни.

Важны сбалансированное питание, большое количество витаминов и минералов. Предотвратить последствия стресса помогут регулярные движения, например, йога, пилатес.

Источник