Астенический синдром у подростков лечение

Комментарии

Опубликовано в журнале: Практика педиатра
декабрь, 2012, стр.56-61

А.М. Пивоварова, врач-невролог отдела психоневрологии и эпилептологии ФГБУ «МНИИ педиатрии и детской хирургии», к. м. н.

Я чувствую себя ужасно уставшим. Просыпаюсь – и мне кажется, что я вовсе не спал. Первые два урока в школе – особенно мучительны. Я, конечно, пытаюсь слушать учителя, но почти ничего не понимаю. Свет кажется слишком ярким, звонок на урок – слишком громким. Шумные одноклассники – раздражают. Потом становится немного легче, но уже после обеда опять начинает болеть голова, непреодолимо тянет в сон. Учителя недоумевают, а родители волнуются за мое здоровье. Я тоже беспокоюсь – вдруг я болен чем-то серьезным? Раньше со мной такого не было.
Егор, 16 лет («Подростковая психология», 25.01.2011)

В современных условиях наблюдается значительная распространенность проявлений астении среди населения. Это связано с напряженным ритмом жизни, снижением стойкости к стрессу в условиях дефицита времени, переизбытком информации и стремительной урбанизацией [1, 2]. Все чаще это состояние стало встречаться у детей и подростков [3–5].
У детей это состояние еще называется астеническим неврозом. Несмотря на то, что астения не является диагнозом, эта проблема охватывает очень большое количество пациентов, которые обращаются к врачам самых разных специальностей. Можно с уверенностью сказать, что жалобы, связанные с астенией, время от времени предъявляет более половины всех жителей развитых стран.
Среди множества неблагоприятных факторов, являющихся причинами неуспеваемости школьника, важное место занимает утомляемость. Повышенная утомляемость и истощаемость у детей нередко выступают как основной признак астенических состояний. Астения, или астенический синдром, является одним из наиболее частых синдромов в клинической практике любого врача.
В патогенезе астении большое значение имеет гипоперфузия головного мозга с формированием нейротрансмиттерных нарушений и, как следствие, вегетативной дисфункцией, тревожными и депрессивными состояниями, раздражительностью и нарушениями сна, а также гипоперфузия скелетных мышц. Она сопровождается гипоксией, повышением уровня аммиака, усилением процессов анаэробного гликолиза, накоплением лактата с формированием ацидоза и, как следствие, мышечной слабостью [6–8]. Известно, что малат – это дикарбоновая кислота, которая нормализует работу цикла Кребса, уменьшает уровень лактата в крови и тканях, предупреждает развитие молочнокислого ацидоза, усиливает метаболизм, способствует синтезу АТФ и является основным поставщиком энергии для метаболических процессов. Важную роль в нормализации метаболических нарушений играет и промежуточный продукт цикла мочевины – аминокислота цитруллин, которая активирует вывод аммиачных соединений из организма. Обе аминокислоты присутствуют в организме в норме. Они катализируют метаболические и энергосинтезирующие процессы в клетке, и их недостаточно при астении [9–11].
Причины развития астении различны. Частые и особенно тяжело протекающие острые респираторные заболевания могут приводить к нарушению физического и нервнопсихического развития детей, способствуют снижению функциональной активности иммунитета и срыву компенсаторно-адаптационных механизмов организма, развитию астении.
Она может быть как следствием соматических или инфекционных заболеваний, так и проявлением психических расстройств и психосоматической патологии. Астеническая симптоматика неразрывно связана с негативными эмоциями (подавленность, депрессия, страх) [12, 13].
Астения является составляющей синдрома вегетативной дисфункции, который часто встречается как у взрослых, так и у детей. Он является полиэтиологическим и обусловлен нарушениями регуляторных функций высших отделов вегетативной нервной системы [4, 7, 12–17]. Основное проявление данного синдрома – состояние устойчивой неадекватной усталости при повседневной активности, сопровождающееся снижением энергии, необходимой для обеспечения нормальной жизнедеятельности.
Многие специалисты связывают проявления астении с астеновегетативным синдромом. Этот синдром является сопутствующим у детей с острыми и хроническими инфекционными заболеваниями, очагами хронической, чаще рото- и носоглоточной инфекции, ревматическими болезнями, анемией, неинфекционной патологией желудочно-кишечного тракта, болезнями эндокринной и нервной системы. Для него характерны разнообразные вегетативные нарушения: учащенное сердцебиение, гипергидроз кистей и стоп, похолодание конечностей, тенденция к гипотензии и т. п. Из сенсомоторных расстройств отмечаются непереносимость яркого света, шума, раздражительность, плаксивость, нарушение терморегуляции. Отмечаются нарушения аппетита, плохая переносимость физических нагрузок, возникают головная и мышечная боль, головокружение, расстройство сна, метеочувствительность.
К основным нарушениям психической деятельности ребенка при этом синдроме должна быть отнесена повышенная утомляемость и истощаемость. Особенно страдает функция переключения внимания, отмечается ослабление высших форм памяти, в частности логической, снижение способности к рядообразованию, волевому и психическому напряжению. У большей части детей повышенная утомляемость и истощаемость во время урока проявляется не в простом выключении, а в двигательном беспокойстве, суетливости. [3, 5–7,18, 19].
На сегодняшний день выделяют два вида астении – реактивную (функциональную, или первичную) и органическую (вторичную) [18].
В 2011 году была предпринята попытка разработки (Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Рожкова А.В., 2011) новой систематизации астенических расстройств у детей:

  • Цереброгенная астения является следствием верифицированного поражения головного мозга. Данная форма характеризуется выраженной истощаемостью, очень низкой трудоспособностью.
  • Соматогенная астения является следствием или одним из проявлений соматического заболевания.
  • Резидуальная астения является последствием выраженной перинатальной патологии. Для таких детей характерны: смена настроения, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии. Отмечается снижение памяти, бедный словарный запас, слабая выраженность интеллектуальных интересов. Клиническая картина в таких случаях носит относительно постоянный характер. При неврологическом осмотре у таких детей можно заметить нарушения мелкой моторики. Часто сопровождается энурезом, дислексией.
  • Дизонтогенетическая астения. В основе данной патологии лежат незначительные проявления гипоксически-ишемической энцефалопатии, характеризующиеся умеренной утомляемостью, невнимательностью. Клиническая картина при сравнении с предыдущей формой отличается меньшей тяжестью, носит лабильный характер, а ухудшение состояния отмечается чаще всего в весенний и осенний периоды. Поведение таких детей может характеризоваться проявлениями невротических реакций, таких как капризность и раздражительность. Сопутствующими заболеваниями могут являться моторные тики и логоневроз.
  • Неврастения. Клиническая картина очень похожа на проявления предыдущей формы, но проявления заболевания определяются острой или хронической психотравмирующей ситуацией, интенсивность клинических проявлений определяется изменением внешней ситуации. Отмечается повышенный уровень тревожности, нарушения сна (трудности при засыпании), головные боли напряжения. Для пациентов с неврастенией характерна повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету, многочисленные соматические жалобы. Значительного снижения внимания не отмечается.

В зависимости от преобладающих проявлений принято выделять два основных вида астении:

  • гиперстеническая астения – утомляемость сочетается с повышенной раздражительностью, обидчивостью и возбудимостью, нарушениями сна;
  • гипостеническая астения – нервно-психическая слабость, апатия и безынициативность, снижение речевой и двигательной активности, слезливость, повышенная утомляемость и истощаемость, нарушения памяти и внимания.
Читайте также:  Синдром мышечной дистонии у грудничка 3 месяца

Астению следует отличать от обычной усталости. Усталость – это нормальный ответ организма на физическую, психическую или интеллектуальную нагрузку, проходящая после обычного отдыха, в связи с чем данное состояние не требует лечения. Астенический синдром – это уже патологическое состояние, которое ощущается усталостью, возникающей после рутинной работы, не проходящее после полноценного отдыха. При астении физическая и психическая усталость возникает вне связи с нагрузками; эта усталость не проходит даже после длительного отдыха и может сопровождаться соматическими симптомами: повышением температуры, головной и мышечной болью, нарушениями сна [3, 19, 20].
Современные ученые предлагают следующую классификацию состояний, проявляющихся астенией [18, 22, 23].

  • Состояния истощения (реакция психики на стрессы, эмоциональные и физические перегрузки).
  • Астено-депрессивный синдром. Этот вид депрессивных расстройств развивается в связи с воздействием длительных психотравмирующих обстоятельств на фоне психического перенапряжения.
  • Соматогенные астении. Астеническим синдромом начинаются и многие инфекционные, желудочно-кишечные, сердечнососудистые, эндокринные, онкологические, гематологические и другие заболевания.
  • Органические астении (церебрастении). Выраженные проявления астении наблюдаются при органических поражениях головного мозга.
  • Эндогенная витальная астения (юношеская астеническая несостоятельность). Юношеская астеническая несостоятельность – астенический симптомокомплекс, который встречается в возрасте 14–20 лет (чаще у юношей). В современной психиатрии считается, что синдром юношеской астенической несостоятельности может являться вариантом дебюта (начала) простой формы шизофрении.
  • Астении при немедицинском употреблении психоактивных веществ.

Помимо вышеописанных состояний у некоторых подростков существует конституциональная склонность к возникновению длительных состояний астении, формируется особый тип характера, называемый астено-невротическим.
При астено-невротическом типе характера уже с детства нередко выявляются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание. В других случаях детство проходит благополучно и первые признаки астено-невротического синдрома возникают только в подростковом возрасте. Как правило, это очень впечатлительные, тревожные, мнительные, капризно-раздражительные подростки. Они тяжело переживают ссоры и конфликты, волнуются перед ответственными событиями, теряются в незнакомой обстановке. Еще одна черта астено-невротических подростков – склонность к ипохондрии. Такие подростки внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, охотно соглашаются на различные врачебные обследования и лечебные процедуры (к. п. н. Ю. Корчагина, 2011).
Для диагностики астенических состояний была разработана шкала астенического состояния на базе данных клинико-психологических наблюдений и клинического опросника MMPI (создана Л.Д. Малковой и адаптирована Т.Г. Чертовой). Шкала состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих характеристики астенического состояния [24].

ЛЕЧЕНИЕ
Терапия астенических состояний представляет собой непростую задачу и требует совместного наблюдения таких специалистов, как педиатр, невролог, психиатр, психолог. Лечение астении должно быть в первую очередь направлено на выявление и устранение основных причин и провоцирующих факторов и носить комплексный характер. Огромное значение имеет нормализация режима дня, полноценный сон, достаточные физические нагрузки (прогулки, гимнастика), нормализация питания, отказ от вредных привычек.
Следует избегать употребления стимуляторов, таких как кофе и крепкий чай, так как злоупотребление тонизирующими средствами может привести к еще большему истощению нервной системы.
Астеники нуждаются в щадящем режиме работы (им следует избегать переутомления), в то же время желательно развивать их стрессоустойчивость и умение обеспечивать себе психологический комфорт. Следует замечать и закреплять даже незначительные успехи астено-невротической личности, поддерживать высокую самооценку: такие люди особенно нуждаются в ощущении уверенности.
Для скорейшей нормализации состояния у пациентов с астенией помимо нормализации образа жизни применяется медикаментозная терапия.
Кроме обязательного лечения основного заболевания, которое и привело к астении, в медикаментозной терапии традиционно используются препараты различных фармакотерапевтических групп: витамины, минеральные комплексы, растительные адаптогены, метаболические, ноотропные препараты, средства, улучшающие микроциркуляцию. Для уменьшения эмоциональной лабильности показано применение седативных средств. Транквилизаторы, антидепрессанты и нейролептики у детей используются с учетом возраста, в минимальных дозах и только при отсутствии эффекта от других методов лечения. Применяются средства, способствующие более быстрому устранению энергодефицита и гипоксии в первую очередь в нервных клетках (энергопротекторы, например цитофлавин) [3, 6, 12].
Понимание механизма развития астении на клеточном уровне дает возможность рационально и целенаправленно влиять на ее основные звенья с использованием препаратов метаболического ряда. Попытки найти новые и эффективные подходы в лечении астении и коррекции метаболических нарушений при различных патологических состояниях привели к созданию препарата, действующего на клеточный метаболизм, – Стимол ® (Biocodex, Франция), который содержит малат и цитруллин. Этот препарат обладает энергообразующим, метаболическим и детоксикационным действием, которое реализуется за счет устранения гиперлактат- и гипераммониемии. Малат обладает способностью обходить аммиачный блок окислительного пути и ограничивать накопление молочной кислоты путем переориентации ее в сторону глюконеогенеза, а цитруллин усиливает выведение аммиака [5, 9]. Кроме того, Стимол ® обладает общетонизирующим действием, способствует нормализации обмена веществ и активации неспецифических факторов защиты организма, не вызывает психическую и физическую зависимость и синдром отмены препарата, хорошо переносится, практически не вызывает побочных реакций, поэтому безопасен при применении у детей. Важным преимуществом препарата является и то, что он не содержит глюкозу и может применяться при любом психосоматическом заболевании, в том числе при сахарном диабете [5, 25–27].
Стимол ® быстро всасывается в кишечнике. После приема 4 г цитруллина малата максимальная концентрация достигается в течение 45 минут и в 6–15 раз превышает исходный уровень в плазме крови. Выводится почками в течение 5–6 часов [9, 20].
Стимол ® рекомендовано применять внутрь, предварительно растворив содержимое пакетика в 100 мл воды или подслащенного напитка. Принимать во время или после еды. Взрослым – по 1 пакетику 3 раза в сутки. Детям в возрасте старше 6 лет – по 1 пакетику 2 раза в сутки. Рекомендуемый курс лечения – 4 недели [25].
В педиатрических периодических изданиях за последние годы опубликован ряд статей, посвященных применению Стимола ® для коррекции астенометаболических нарушений у детей с нефротическим синдромом, при вторичной метаболической кардиомиопатии, анемии различного генеза, в том числе постинфекционной, железодефицитной анемии, мышечных дистрофиях и амиотрофиях, головной боли перенапряжения, у девочек-подростков при становлении менструального периода, когда проявления вегетативной дисфункции наиболее манифестны (С.С. Казак, 2005; И.В. Киреев, 2005; А.П. Волосовец, 2006; С.Л. Няньковський, 2006; С.П. Кривопустов, 2006; Ю.В. Марушко, 2008; С.А. Крамарев, 2008; С.К. Евтушенко, 2008; С.Л. Няньковский, 2008; Д.Д. Иванов, 2008, Приходько и др.).
Таким образом, применение Стимола ® является одним из ключевых моментов в лечении астенического синдрома у детей и подростков. Его активность в коррекции астенометаболических нарушений у детей открывает все новые точки его приложения.

Читайте также:  Диета при синдроме раздраженного кишечника и запорах

Список литературы находится в редакции.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)

Источник

Причины

Астении подвержены дети, испытывающие повышенные нагрузки в школе, недавно переболевшие инфекционным или иной природы тяжелым заболеванием.

Причин для развития астении у детей достаточно много:

  1. Переутомление: если ребенок устает от занятий в школе и затем еще дополнительно посещает секции или занятия с репетитором. При этом не остается времени на полноценный отдых, так как нужно еще выполнять домашние задания.
  2. Особенно подвержены астении дети с ослабленным иммунитетом, особенно после перенесенного инфекционного, неврологического или эндокринного заболевания.
  3. Изменение гормонального фона у подростков.
  4. Неправильный режим дня, недостаточная продолжительность сна.
  5. Умственные перегрузки, чрезмерный поток информации, нерегламентированное времяпрепровождение за компьютером, у телевизора.
  6. Стрессовая ситуация (перемена привычного уклада жизни при поступлении в детсад и школу, конфликты в семье, в коллективе, просмотр фильма ужасов и т. д.).
  7. Лечение некоторыми лекарственными препаратами, угнетающими нервную систему.
  8. Кислородное голодание в тканях головного мозга при отсутствии прогулок на свежем воздухе.

Причины развития астено-невротического синдрома

Основной причиной возникновения данного вида заболевания является наличие расстройства работы вегетативной нервной системы, что под действием частых стрессов, выраженного недостатка отдыха и действия других факторов перерастает в полноценный невроз. Поскольку подавляющее большинство современных людей живет в условиях бешеного ритма жизни, ежедневно и повсеместно подвергается стрессам, страдает от вредных привычек и, как правило, питается на ходу, не особо заботясь, о сбалансированности рациона, это усугубляет имеющиеся нарушения и в конечном итоге приводит к возникновению астено-невротического синдрома.

Наиболее подвержены развитию этого нарушения ранимые люди и дети, которые сильно реагируют на любые неудачи и раздражители, а также пережили психологические травмы, имеют проблемы с самооценкой, воспитываются в авторитарном стиле или страдают от завышенных ожиданий родителей.

Количество предпосылок для развития астено-невротического синдрома настолько многообразно, что не всегда удается точно определить, какие из них послужили причиной для его возникновения. Наиболее распространенными из них являются:

  • сильные и частые стрессы, особенно трагические, глубоко переживаемые события;
  • регулярное переутомление с дефицитом отдыха;
  • инфекционные заболевания, сопровождающиеся подъемом температуры тела до высоких значений, а, следовательно, и интоксикацией организма;
  • курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических средств;
  • заболевания эндокринной системы, в частности, щитовидной, поджелудочной железы, а также половых органов;
  • неправильное питание, приводящее к дефициту не только витаминов и минералов, но и резкому дисбалансу между потребляемыми жирами, белками и углеводами;
  • лабильность психики при склонности к перфекционизму;
  • черепно-мозговые травмы.

У детей основными причинами развития астено-невротического синдрома становятся:

  • гипоксия плода;
  • родовые травмы;
  • внутриутробные инфекции;
  • наличие пороков развития нервной системы;
  • наличие вредных привычек у матери во время беременности.

Астено-невротический синдром и ранее диагностировался у детей, но сегодня количество таких случаев увеличилось в разы. Этому также способствует изменение образа жизни и повышение уровня стресса. Даже дошкольники могут становиться жертвами этого расстройства, не говоря уже про детей школьного возраста, на которых возлагается огромная умственная нагрузка.

Проявления астении у детей

Астенический синдром может развиться даже у грудничков. Дитя становится капризным, легко возбудимым. Проявлениями астении в этом возрасте могут быть беспричинная плаксивость, пугливость от нерезкого звука.

Ребенок устает при длительном общении с ним, укачивании на руках. Малыш с трудом засыпает, сон у него беспокойный, он часто просыпается, капризничает. Ребенок с астеническим синдромом быстрее уснет в отсутствие родителей, его просто нужно уложить в кроватку и выйти из комнаты.

Психологическое истощение легко может вызвать разлука с мамой при оформлении малыша в детский сад. Поступление в школу с 6 лет, новые требования, необходимость не только просидеть на всех уроках, а и запоминать услышанный материал вызывают астению, проявлением которой являются:

  • нервозность;
  • замкнутость;
  • страх перед контактом с незнакомыми людьми;
  • боязнь яркого освещения;
  • повышенная утомляемость, ребенок может отказываться даже от любимой игры;
  • ухудшение памяти;
  • трудности при необходимости сосредоточить внимание;
  • головная боль при громком звуке;
  • частые головокружения;
  • снижение аппетита.

У подростков астенический синдром может проявляться такими признаками:

  • нарушение правил общения с окружающими: они грубят родителям, конфликтуют со сверстниками;
  • снижение успеваемости;
  • желание спорить по любому поводу;
  • рассеянность, нарушение внимания;
  • повышенная утомляемость;
  • плохой аппетит;
  • слабость и отсутствие желания что-либо делать;
  • периодическая головная боль;
  • частая смена настроения;
  • нарушение сна.

Все эти проявления могут сочетаться с симптомами заболевания, вызвавшего астенический синдром. Астения – это не однократно отмеченный какой-либо признак, а комплекс нарастающих проявлений.

Если у ребенка отмечаются 3 и больше из перечисленных признаков, следует обращаться за помощью к психологу и педиатру. Диагностировать астенический синдром у детей не всегда легко, проявления его иногда не отличаются от личностных особенностей характера.

Симптомы

Симптомы неврастении у ребенка характеризуются достаточно большим количеством различных признаков.
Условно их можно разделить на проявления функционального нарушения работы вегетативной части нервной системы и коры головного мозга.

Симптомы церебральной астении со стороны вегетативной нервной системы

Проявления неврастении со стороны вегетативной нервной системы включают симптомы, которые могут маскировать заболевания внутренних органов, к ним относятся:

  • покалывание в области сердца, которые имеет максимальную выраженность на фоне умственных, эмоциональных нагрузок или стрессов;
  • учащение сокращений сердца свыше возрастной нормы (тахикардия);
  • повышенная потливость ребенка.

Иногда астенический синдром у детей может сопровождаться субфебрильной температурой тела (около +37,5º С), особенно, если нарушение работы центральной нервной системы было спровоцировано увеличением продукции гормонов щитовидной железы.

Проявления астенического синдрома со стороны коры головного мозга

Признаки неврастении у ребенка со стороны коры головного мозга включают в первую очередь психологические изменения, которые характеризуются такими симптомами:

  1. Повышенная утомляемость, которая проявляется в невозможности ребенка выполнять умственную работу.
  2. Неусидчивость, невозможность концентрации внимания – на фоне повышенной утомляемости ребенок остается подвижным, неусидчивым, он не может сконцентрироваться.
  3. Нарушение памяти, в первую очередь краткосрочной, которое часто бывает взаимосвязано с пониженной концентрацией внимания (ребенок не запоминает информацию, потому что не может сконцентрироваться).
  4. Изменение эмоционального фона ребенка, которое проявляется раздражительностью, вспыльчивостью, плаксивостью (особенно у маленьких детей).
  5. Плохой сон – ребенок может длительное время плохо засыпать, но затем утром его также сложно разбудить. Бывает ситуация наоборот – ребенок засыпает быстро, но может проснуться от малейшего шороха.
  6. Эмоциональная лабильность – перепады настроения в течение небольшого промежутка времени и без видимых предпосылок или причин.
Читайте также:  Синдрома сухого глаза у ребенка

В целом основными симптомами, которые требуют повышенного внимания родителей, являются гиперактивность ребенка, снижение концентрации внимания (рассеянность), непослушание. Появление таких проявлений требует обращения к врачу, так как может указывать на возможное развитие функциональных изменений в работе структур центральной нервной системы.

У детей признаки астенического синдрома более выражены, чем у взрослых. Это связано с недостаточной зрелостью центральной нервной системы и легким нарушением ее функциональной активности даже при воздействии незначительных провоцирующих факторов. Иногда для развития неврастении достаточно небольшого нервного или эмоционального перенапряжения.

Лечение

Терапевтические мероприятия для лечения такого недуга, как церебрастенический синдром у детей, являются комплексными.

Они начинаются только после проведения диагностики причин развития функциональных нарушений работы центральной нервной системы ребенка, которые включают специальные психологические тесты для определения степени нарушений, методики инструментальной диагностики для выявления возможных заболеваний головного мозга или внутренних органов (рентгенография, компьютерная томография, электроэнцефалография, методики ультразвукового исследования). Терапевтические мероприятия включают общие рекомендации (режим), медикаментозное и психологическое лечение.

Лечение

Ребенок с астенией должен соблюдать режим труда и отдыха, полноценно высыпаться.
Специфического лечения нет. Важно выявить причину астенического состояния и устранить ее. Весьма ощутимой может оказаться помощь психолога.

При чрезмерной нагрузке ребенка следует по возможности сократить ее (возможно, отменив занятия в кружках или другие дополнительные нагрузки). При сильно выраженных проявлениях астении может возникать необходимость в дополнительном дне отдыха среди недели. Не менее важно сократить до минимума или совсем исключить компьютерные игры. Следует обратить внимание на создание теплой комфортной обстановки дома, в семье.

Если астенический синдром вызван каким-либо заболеванием, необходима помощь специалиста по его лечению. В некоторых случаях врач может назначить прием лекарственных средств, адаптогенов, витаминных комплексов. Обязательно следует обеспечить ребенку регулярные прогулки на воздухе и полноценное питание.

Лечение астенического синдрома

Лечение астении – дело небыстрое, которое требует внимания и тесного сотрудничества врача и пациента. Прежде всего, нужно найти и устранить причину расстройства. Для этого проводится лечение сопутствующих астеническому синдрому заболеваний. После врач определяет основные пункты восстанавливающей терапии и психологической коррекции при необходимости.

Общие рекомендации:

Пациент должен придерживаться здорового образа жизни и правильного режима дня. Обязателен полноценный отдых, щадящий режим работы. Для повышения тонуса рекомендованы умеренные занятия спортом, смена вида деятельности и обстановки, если есть возможность. Сбалансированная диета – неотъемлемый элемент качественного лечения. Рекомендуется употребление продуктов, богатых белком. Другие необходимые организму элементы: триптофан, аминокислоты и витамины. Лекарственные препараты. Самыми щадящими являются лекарства из компонентов природного происхождения.

Прописать их может только квалифицированный врач психиатр или психотерапевт.

Правильное питание

При возникновении астенического синдрома питание должно обеспечить поступление в организм не только питательных веществ, а и необходимых микроэлементов, витаминов. Принимать пищу ребенку нужно 5-6 раз в день.

С целью улучшения деятельности мозга следует включать в рацион ребенка продукты, богатые природными ноотропами – аминокислотами пролином, глицином, тирозином, таурином, глютаминовой и y-аминомасляной кислотами.

К таким продуктам относятся:

  • говядина;
  • мясо птиц;
  • печень;
  • рыба;
  • молоко козы и коровы;
  • сметана;
  • творог;
  • кисломолочные продукты;
  • сыр;
  • куриные яйца;
  • морепродукты (крабы, кальмары, морская капуста, устрицы, моллюски);
  • крупы – овсяная, гречневая, рис;
  • фрукты: авокадо, бананы;
  • соя;
  • тыквенные семена;
  • миндаль и арахис;
  • кунжут;
  • желатин;
  • зелень: петрушка и шпинат.

Избавиться от подавленного настроения, депрессии поможет употребление таких продуктов:

  • блюда из скумбрии, семги, селедки, трески, сардины, лосося;
  • куриный бульон;
  • морская капуста;
  • гречневая или овсяная каша;
  • сыр любого сорта;
  • фрукты и овощи с яркой окраской (баклажаны, свекла, морковь, перец болгарский, бананы, апельсины, хурма, мандарины, яблоки);
  • шоколад и какао;
  • орехи.

Снять напряжение и восстановиться после стресса, улучшить концентрацию внимания у детей может помочь употребление в пищу:

  • продуктов, богатых магнием: картофеля, бобовых, тыквенных семечек, овощей зеленого цвета, морской капусты, гречневой, пшенной и овсяной каш;
  • цельнозернового хлеба;
  • орехов;
  • папайи и авокадо;
  • чая с мятой и мелиссой.

Поступление глюкозы с пищей повышает работоспособность мозга. Она улучшится при употреблении детьми малины, винограда, арбузов, черешни, земляники и вишни. Глюкозу содержат также злаковые и зерновые культуры, овощи (картофель, морковь, тыква, белокочанная капуста).

Справиться с повышенной утомляемостью помогут препараты женьшеня, родиолы розовой, элеутерококка, китайского лимонника, золотого корня. Эти препараты может подобрать и назначать только врач. Заниматься самолечением опасно.

От напитков с кофеином (кофе, крепкий чай) следует отказаться, особенно при сильной возбудимости и склонности к повышению кровяного давления у подростков. Не допускается употребление газированных напитков.

Народная медицина рекомендует для детей свежеприготовленный сок из 2 морковок и 1 грейпфрута, принимать его по 2 ст. л. 2 раза в день.

Полезные продукты в рацион следует подбирать в зависимости от выраженности основных проявлений астении.

Резюме для родителей

Рацион ребенка, страдающего астеническим синдромом, должен быть богат витаминами, микроэлементами и незаменимыми аминокислотами.
Астенический синдром у детей является вторичным состоянием, которое развивается на фоне болезни, непомерных нагрузок, стресса. Задача родителей – помочь любимому чаду справиться с возникшими проблемами. Определенную помощь в этом можно получить с помощью правильного питания.

Первый детский медицинский центр, познавательный видеоролик об астеническом синдроме:

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Источник