Астено невротический синдром у детей 8 лет

Астено-невротический синдром у детей — это совокупность психоэмоциональных, неврологических и вегетативных проявлений, которые возникают как признак дезадаптации организма. Патология встречается при любых заболеваниях, действии физических или психических стрессоров. Основные симптомы: слабость и повышенная утомляемость даже после отдыха, нестабильность эмоциональных реакций, жалобы на головные боли. Диагностика основана на клинической оценке анамнеза, субъективных и объективных признаков. Для лечения астенического невроза необходимы нормализация режима дня и диеты, сеансы психотерапии, медикаментозная терапия нейрометаболитами и адаптогенами.
Общие сведения
Астено-невротический синдром (астенический невроз) — самая распространенная жалоба в практике педиатра, которая зачастую служит проявлением других патологий или общего снижения адаптационных возможностей организма. Учитывая частую встречаемость, многообразные клинические симптомы и трудности в подборе терапевтических схем, астено-невротический синдром очень актуален в современной педиатрической практике.
Астено-невротический синдром у детей
Причины
Астено-невротические состояния характеризуются многообразием этиологических факторов. Любое соматическое или инфекционное заболевание сопровождается симптомами астении, что особенно выражено у детей, для которых типична лабильность нервно-психических процессов, их быстрая истощаемость. Чем дольше длится болезнь и чем более выражены ее симптомы, тем выше вероятность формирования невротического синдрома.
Специфическим фактором риска у детей является гипоксически-ишемическая энцефалопатия, которая возникает под влиянием перинатальных провоцирующих факторов. К предпосылкам астении относят повышенные нагрузки в школе, большую загруженность во внеклассных кружках и секциях. Риск развития невротического синдрома выше при нездоровом семейном микроклимате, проблемах во взаимодействии с ровесниками.
Патогенез
В механизме развития выделяют психосоциальные, нейрогуморальные и инфекционно-иммунные факторы, которые в комбинации оказывают негативное влияние на детскую нервную систему. Ключевым звеном патогенеза астено-невротического синдрома называют отклонения в работе лимбико-ретикулярного комплекса, который регулирует реакцию детей на действие стрессовых факторов.
Из-за расстройств в функционировании ретикулярной формации нарушаются процессы сна и бодрствования, изменяются эмоциональные реакции ребенка на привычные раздражители. Постепенно изменяется работа гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы, которая отвечает за реагирование на стрессовые факторы. Еще один значимый фактор — церебральная гипоперфузия и нейротрансмиттерные нарушения.
Классификация
Большинство педиатров в практической деятельности разделяют астено-невротический синдром на первичный, обусловленный особенностями характера и течения психических процессов, и вторичный, который развивается на фоне органических патологий. Эта классификация не отражает в полной мере этиопатогенетические особенности расстройства, поэтому в 2011 году был предложен новый вариант систематизации невротического синдрома. Согласно ему, выделяются 5 форм астении:
- Неврастения. Функциональное состояние, которое вызвано истощением высшей нервной деятельности в результате острых или хронических стрессов. Термин неврастения часто используется как синоним астено-невротического синдрома у взрослых и детей.
- Цереброгенная. Патология связана с наличием органического поражения головного мозга вследствие заболеваний, травм, операций. Для состояния типичны клинически выраженные симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов.
- Соматогенная. Обусловлена соматическими или инфекционными болезнями. Симптомы появляются одновременно с основным заболеванием или после него, исчезают достаточно быстро.
- Резидуальная. Возникает в раннем детском возрасте как следствие перенесенной перинатальной патологии. Помимо психоэмоциональных нарушений, у таких детей бывают проблемы с умственным развитием, расстройства мелкой моторики.
- Дизонтогенетическая. Эта форма считается более легким вариантом резидуальной астении, проявляется в ответ на незначительную гипоксически-ишемическую энцефалопатию. Характеризуется вариабельностью и лабильностью клиники. Симптомы чаще усиливаются весной и осенью.
Симптомы
Основные проявления астено-невротического синдрома — утомляемость и усталость. У детей страдает память и мышление, снижается способность к переключению внимания. Школьникам становится сложно сконцентрироваться на занятии. Обычно это дополняется двигательным беспокойством, суетливостью. Начальные стадии синдрома расцениваются как невоспитанность и неусидчивость, поэтому на раннем этапе родители не задумываются о походе к врачу.
Вторая типичная группа признаков — психоэмоциональные симптомы. У детей наблюдаются резкие беспричинные перепады настроения, повышенная раздражительность и нервозность. Как правило, возникает патологическая подавленность настроения, которая в подростковом возрасте может трансформироваться в депрессию. Характерно яркое эмоциональное реагирование на незначительные события.
Отличительная черта астенической симптоматики — устойчивость и отсутствие улучшения состояния после отдыха. Если при обычной усталости ребенок испытывает прилив сил и энергии после ночного сна или выходного, то при астении даже длительный отдых не приносит облегчения. Неврологические симптомы дополняются соматическими: мышечными и головными болями, длительным субфебрилитетом, бессонницей.
Если у ребенка есть конституциональная склонность к возникновению длительной астении, со временем у него формируется астено-невротический тип характера. Основные его черты проявляются в периоде пубертата. Подросток становится тревожным и мнительным, тяжело переживает конфликты в семье, школе, испытывает сильное волнение перед незначительными событиями (контрольная, поход в гости). Иногда у детей выражены симптомы ипохондрии.
Осложнения
Легкие преходящие формы невротического синдрома не представляют угрозы здоровью, однако длительная астения резко нарушает социальную адаптацию, снижает способности к обучению. Астения часто сочетается с нарушениями психоэмоционального состояния вплоть до тяжелых депрессий, тревожных расстройств и усугубления психопатических черт личности.
Диагностика
Выявление астении не представляет труда для опытного педиатра или детского невролога. Для этого врачу достаточно детально собрать жалобы и анамнез жизни, побеседовать с ребенком, использовать специальные шкалы и опросники. По показаниям пациенту рекомендуют консультацию детского психиатра, чтобы своевременно выявить патологические черты личности и нарушения социальной адаптации, которые могли спровоцировать астению.
Затруднения могут возникать при верификации причин этого типа невротического состояния. Для исключения органических поражений ЦНС проводится:
- эхоэнцефалография;
- ЭЭГ;
- КТ или МРТ головного мозга.
Если врач подозревает соматические болезни, он назначает консультации профильных специалистов: детского кардиолога, эндокринолога, травматолога и т. д. Сочетание астенических реакций и субфебрилитета — повод для направления к детскому инфекционисту.
Лечение астено-невротического синдрома у детей
Основу лечения синдрома составляют немедикаментозные методы, которые направлены на нормализацию образа жизни ребенка. Родители должны следить за соблюдением распорядка дня, приобщать детей к активным играм, не перегружать его внеклассными занятиями. Решающее значении приобретает психологический комфорт дома и в учебном заведении, иногда для ликвидации причины хронического стресса приходится сменить школу.
Диету обогащают продуктами, богатыми витаминами группы В (субпродукты, цельнозерновой хлеб, яйца), триптофаном (нежирное мясо, сыры). Рекомендуют исключить газированные напитки и острые снеки (чипсы, сухарики). С подростками проводят беседы по поводу вреда алкогольных напитков и энергетиков, которые дают ложное чувство бодрости на короткое время, а в перспективе усугубляют состояние.
Для решения внутренних конфликтов, устранения психотравмирующих ситуаций или изменения отношения ребенка к ним показана длительная работа с психологами. Занятия проходят в формате индивидуальной или семейной психотерапии, арт-терапии, музыкотерапии. Лекарства применяются ограниченно. При тяжелой астении назначают нейрометаболические препараты, витамины, растительные адаптогены.
Важную роль в устранении соматической и цереброгенной астении играет лечение основного заболевания. С учетом ведущих клинических признаков врачи подбирают консервативные и/или интервенционные методики. В лечении астено-невротического синдрома важен мультидисциплинарный подход, привлечение к терапевтическим программам школьных психологов, учителей, руководителей внеклассной активности.
Прогноз и профилактика
Симптомы астено-невротического расстройства не несут серьезной угрозы для ребенка, но длительная астения значительно снижает качество жизни, нарушает физическое и интеллектуальное развитие. Несмотря на достижения современной педиатрии, лечение представляет сложную задачу, требует привлечения мультидисциплинарной команды, комбинации немедикаментозных методов и лекарственной терапии.
В основе профилактики невротического синдрома лежит приучение детей к здоровому образу жизни и полноценному сну, исключение травмирующих факторов дома, в организованных детских коллективах. В повседневных занятиях должны гармонично сочетаться умственные и физические нагрузки, время на отдых и общение со сверстниками. Для предупреждения и раннего выявления ухудшения здоровья дети должны регулярно проходить медицинские осмотры.
Источник
Внешне ребенок выглядит практически здоровым, но несмотря на время суток, он очень утомлен. У малышей это состояние связано с раздражительностью, капризностью, плаксивостью. Дети постарше испытывают стрессовые состояния, агрессию переносят на близких, сверстников или на свои игрушки. Родители в панике. Что это, особенности проявления темперамента или нервное расстройство? Обо всем об этом мы и поговорим в этой теме.
Что такое астено-невротический синдром у детей
Сразу следует сказать, что если в малыша с детства не было проявлений агрессии, невропатолога он не посещал, но признаки подобного поведения имеют место, то не стоит связывать их с особенностями характера и оставлять на самотек.
Это недуг, и довольно серьезный, который без адекватного лечения может очень сильно травмировать психику ребенка.
Недуг относится к одному из типов невроза, которому подвержены как взрослые, так и дети. У малышей оно проявляется особенным образом. Психическое нарушение проявляется у детей под видом сильной утомляемости, нервного истощения.
Среди врачей появилось еще одно название этой болезни – раздражительная усталость. Объяснением служит состояние одновременная возбужденность, раздражительность и сильная усталость маленького пациента. Часто его путают с обыкновенной депрессией, хронической усталостью или же с вегетососудистой дистонией.
Факторы риска
Этиология астено-невротического синдрома (АНС) существует как с рождения, так и может быть приобретена при жизни.
При врожденном недуге возможно его проявление до трех-четырехлетнего возраста. Неврологи указывают на то, что в развитии и преодолении болезни играет немаловажную роль темперамент. К ним относятся: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Имеющие темперамент меланхолика наиболее склонны к расстройству подобного характера.
Еще одним фактом является генетическое предрасположение к развитию АНС у детей. Есть большая вероятность, что невротический психоз имел место в жизни родителей пациента в каком-либо периоде жизни.
В этом случае ребенка следует наблюдать у невропатолога, возможно, потребуется какое-либо лечение или корректировка состояния, а реабилитационный период может протекать более длительное время.
Приобретенный АНС может появиться в последствии перенесенных ранее травм шейных позвонков при постоянных волнениях, переживаниях и после достаточных нагрузок.
Какой бы ни была болезнь, детям обязательно потребуется психологическая помощь. Помимо них оказание консультаций нужно и родителям для того, чтоб они правильно формировали умение общения с чадом и правильные взаимоотношения.
Для врача в установлении прогнозов для пациента немаловажную роль имеет степень разлаженности нервных функций. При не осложненном заболевании прогнозы в основном будут носить благоприятный характер.
Обычно детям прописывают реабилитационные мероприятия периодическими курсами, чередуя их каждые несколько месяцев. А благотворное влияние методики лечения и прогнозы сильно зависят от того, как родители относятся к состоянию малыша, их психологической стойкости.
Астено-невротический синдром у детей: причины
Среди разнообразия предпосылок расстройства зачастую во главе стоит общественный и сопутствующий ему психологический фактор.
Моральные перегрузки, которым предшествовали неудачи социального адаптирования и повседневные неурядицы, довольно просто могут спровоцировать кризис астенического типа.
Возможные варианты, из-за которых появляется астено-невротическое недомогание:
- большая нагрузка на нервную систему;
- частые стрессы;
- нарушение функций обмена веществ в мозге человека;
- перенесенные травмы шеи и головного мозга;
- болезни щитовидной железы;
- наследственный фактор;
- неполадки центральной нервной системы.
Особенно сильно эти симптомы относятся к людям с весьма слабой психикой. Желание продвижения по службе, достижения успехов в карьере тоже рискует спровоцировать повреждение психических функций, если данный человек часто ущемляет себя в полноценном отдыхе и постоянно недосыпает.
Тоже самое случается и с детьми: быть первым учеником в классе, лучше всех сдать нормативы ГТО, победить на городской олимпиаде и прочее.
С одной стороны, это похвальные стремления, но с другой, ребенок перестает полноценно отдыхать, постоянно находится в напряжении и, как следствие, получает психическое перенапряжение и расстройство.
А в случае, если повышенные психологические нагрузки сопровождают хронические осложнения мочеиспускательной системы или гормональные дисфункции, то миновать острое протекание астении вряд ли удастся.
Еще возможными условиями появления осложнения у детей могут быть:
- перенесенная гипоксия после рождения;
- плохое питание;
- перенесенные бактериальные или вирусные болезни, преодоление которых было осложнено нейротоксикозом;
- слабая развитость нервной системы.
Появление психических расстройств, как в детском, так и в среднем возрасте рискует быть вызвано еще неокрепшей детской нервной системой или неполноценностью психических функций.
Вирусные инфекции, сопровождающиеся судорогами, потерей сознания и другими видами нейротоксикоза нередко бывают причиной анамнеза.
Симптомы появившегося заболевания проявляются в истериках, зачастую беспричинном плаче, необъяснимых капризах малыша.
На появление астенического осложнения способно сильно повлиять место проживания. Например, на севере постоянная недостача солнечного света имеет отрицательное воздействие на развитие детской психики.
Астено-невротический синдром у ребенка: симптомы
Невропатолог или детский врач способен точно определить степень заболевания и прописать необходимое лечение. Пациенты показывают постепенное усиление симптомов, которые проявляются более ярко на поздних стадиях истощения.
При своевременном их выявлении можно предотвратить дальнейшее развитие синдрома.
Для малышей признаки могут быть следующие:
- плохой аппетит;
- малыш плачет и капризничает без повода;
- перенесение вирусных заболеваний;
- перенос гнева на игрушки.
Стадии АНС у детей:
Развитие заболевания можно разделить на три стадии. В зависимости от степени поражения психики и различают особенности в симптомах астено-невротического синдрома у детей. Рассмотрим их, исходя из стадий заболевания.
Первая стадия — проявление всплесков раздражительности. При этом зачастую думают, что просто плохой характер. Мало кто прибегает к лечению такого состояния. Хорошо видны черты повышенного эмоционального состояния, при котором тяжело контролировать эмоции и чувства.
Вторая стадия развития синдрома предполагает полную противоположность первому. Безразличие ко всему происходящему, плохое самочувствие, сильные переутомления, желание отдохнуть. После долгого отдыха все равно чувствуется упадок сил.
Третья стадия астено-невротического синдрома сопровождается периодическими впадениями в депрессию. Отчетливо заметными симптомами встают: апатия, постоянные простуды.
Если не предпринимать никаких действий, то последствия этого состояния могут стать более серьезными.
Как лечить астено-невротический синдром у детей
В первую очередь пострадавшему нужно оказывать хорошую психологическую поддержку. Параллельно с этим принимать назначенные специалистом препараты, с помощью которых удастся убрать большинство симптомов.
Расслабляющий эффект производит принятие ванны с использованием различных пряных масел, которые помогут привести организм в тонус.
Лечебная терапия делится на три этапа. Для начальных стадий развития болезни возможно назначение специального режима труда и отдыха. Возможно врач порекомендует больше гулять на свежем воздухе, меньше проводить времени за компьютером или планшетом.
Если ситуация затягивается, то лечение требует помощи психолога. При тяжелом астено-невротическом синдроме ребенку назначается медикаментозное лечение.
В качестве медикаментов по усмотрению врача могут быть использованы: антидепрессанты, успокоительные, расслабляющие, седативные препараты.
Но принимать их длительное время не рекомендуется. В течение лечения необходимо наблюдения врача.
Лечение АНС подразумевает комплексный подход. Помимо препаратов и ванн рекомендуется чаще проводит спортивные разминки, соблюдать рекомендованную диету, в некоторых случаях назначается медикаментозная терапия.
Намного проще справится с появившимися симптомами на начальных стадиях, чем лечить запущенное состояние. Данный вид болезни представляет опасность тем, что наносит ущерб нервной системе, оказывает влияние на моральное и физическое развитие. При некачественном подходе к выявлению и лечению малыш замыкается и плохо воспринимает окружающий мир.
Психологические особенности детей с АНС, реабилитация
Малыши, страдающие АНС, обычно проявляют нервозность и агрессию. Их сразу же можно распознать по поведению среди других деток. Обычно они достаточно конфликтные, могут обижать окружающих и беседовать со всеми на высоких нотах.
В других проявлениях психоза отмечаются частые плачи, эмоции и крики, возражения против привычных простых бытовых действий. Они могут постоянно плакать, отличатся очень плохим аппетитом отказом от своих любимых блюд, внезапными проявлениями истерики в саду и дома.
Дошкольные заведения обычно не проводят учет этих детей, а направляют на занятия с психологами. При должном соблюдении родителями действий, назначенных неврологом и психологом, оказывают должное внимание, то комплексный подход решения проблемы дает положительный результат.
При проведении реабилитации желательно учитывать срок лечения, который составляет не один месяц. Процесс очень долгий и при успешном исходе нужен еще длительный уход и занятия. К необходимым мероприятиям относятся походы к психологу, привлечение маленьких пациентов к занятиям плаванием, вышиванием, применение фитотерапии.
Главное в проведении восстановительных работ – это избежание конфликтов, нервных всплесков, соблюдение благоприятного режима дня и правильного, полноценного питания.
Последствия АНС, прогнозы
При халатном отношении к столь серьезной атаксии, отсутствии адекватного и своевременного лечения есть шанс обрести серьезную депрессию, в некоторых случаях могут проявляться желания прекратить жизнь.
В основном люди в период расстройства вполне могут избавиться от него самостоятельно. Но из переросшего в глубокую депрессию осложнения очень сложно выбраться без помощи квалифицированного специалиста, который проведет обследование и назначит комплексный курс лечения.
Не придание значения проявлениям дисфории у малышей влечет за собой нежелательные перемены эндокринной системы и возможные дисфункции при достижении полового созревания. Взрослые, перенесшие в детские годы подобные нарушения, могут иметь определенные проблемы с репродукцией.
Вместо заключения
Подводя итог вышесказанному, хочется еще раз акцентировать внимание родителей на то, что дети нуждаются в поддержке и заботе.
В практике психологов был случай, когда ребенок очень старался учиться, получать только отличные отметки по поведению и успеваемости в школе, чтобы порадовать родителей. Родители были заняты карьерой, работой, общение с ребенком сводилось к банальному «ты уроки сделал?», «какие у тебя оценки?» и «покажи дневник».
Комплексуя и испытывая катастрофический дефицит внимания со стороны близких, ребенок старался еще больше заниматься, чтобы показать родителям свое усердие и хоть таким образом заслужить похвалу. Итог этой истории плачевен – ребенок попал в психлечебницу с истощением нервной системы.
Будьте внимательны к своим детям, интересуйтесь их проблемами, не будьте слишком строги к их успехам и неуспехам в школе. Главное – это здоровая атмосфера в ваших отношениях, а остальное приложится.
Источник