Астено вегетативный синдром у грудничка

Астено-невротический синдром у детей встречается часто. Это заболевание может возникать по причине перенесенной гипоксии, повреждения мозга бактериальными или вирусными инфекциями, плохой эмоциональной среды в семье или других факторов. Синдром требует лечения, так как он способен спровоцировать суицидальные настроения, соматические болезни, апатию.
Понятие астено-невротического синдрома, причины возникновения патологии
Астено-невротический синдром или АНС относится к неврозам. Эта патология еще имеет название неврастении. Болезнь может осложняться другими психическими заболеваниями.
Астено невротический синдром у детей может быть вызван большими нагрузками в школе
Наиболее частой причиной астено-невротического синдрома является стресс. Дети со слабой эмоциональной сферой чаще страдают этим заболеванием. Болезнь может появляться из-за постоянных конфликтов в семье, в которых присутствуют крики, драки, насилие.
Также АНС возникает из-за тяжелых нагрузок в школе, страха получить плохую отметку. Ребенка выбивают из колеи экзамены. Поэтому у отличников, учащихся в лицеях по сложной программе, часто встречается АНС. Смена школы или детского сада, адаптация к новому месту учебы также вызывают болезнь. Помимо этих причин АНС могут провоцировать и другие факторы.
Факторы, приводящие к появлению АНС:
- Наследственная предрасположенность. Имеются родственники, которые страдали психическими расстройствами.
- Инфекционные и воспалительные болезни мозга: энцефалиты, менингиты. Ткань мозга повреждается, поэтому могут появиться отклонения в психическом состоянии.
- Онкопатология. Опухолевые клетки, разрастаясь, формируют образование, сдавливающее мозг, поэтому у ребенка появляются АНС.
- Черепно-мозговые травмы. От ударов мозг повреждается, что провоцирует развитие неврастении через некоторое время. Особенно это происходит, если ребенок не получил лечения даже при легкой травме головы.
- Эмоциональные травмы. Гибель близкого человека, домашнего животного, расставание с любимым человеком, насилие сексуального, физического или психологического характера.
- Интоксикация. Использование высоких доз лекарств, отравления химическими веществами, продуктами, кишечные инфекции.
- Гипоксическое поражение головного мозга во время вынашивания плода или при родах.
АНС также вызывает недостаточная функция почек. Возникает задержка токсических веществ в организме, которые провоцируют интоксикацию всего организма. На работу головного мозга влияет функция щитовидной железы. Если имеется гипотиреоз, у ребенка отмечаются отклонения в эмоциональной сфере.
Нейроны в мозгу затрачивают большое количество энергии на осуществление передачи нервных импульсов. Когда ребенок плохо питается, развивается авитаминоз и нехватка микроэлементов. Это приводит к нарушению работы мозга, появляется раздражительность, нервозность и другие симптомы, относящиеся к АНС. Чтобы это предупредить, рацион ребенка должен быть полноценным и богатым витаминами.
Симптоматика
Астено-невротический синдром у детей характеризуется очень большим количеством признаков. Знание их позволяет своевременно выявить патологию, начать терапию.
Один из симптомов АНС у ребенка – грусть, апатия, бессилие
Симптомы АНС:
- бессилие, особенно после умственных и физических нагрузок;
- чуткий сон, длительное засыпание, раннее пробуждение;
- недержание мочи, которое более характерно для пациентов 3-6-летнего возраста.
- ритмичные подергивания мимических и других групп мышц, частое моргание, различные тики;
- боль в мышцах шеи;
- проблемы с запоминанием и усвоением информации в школе;
- истерия, агрессия, повышенная плаксивость, снижение внимания, невозможность усидеть на одном месте;
Помимо этой симптоматики у пациента с АНС отмечаются непереносимость поездок на автомобильном, водном и воздушном транспорте. У некоторых детей возможно возникновение судорожного синдрома по причине травм, гипоксии, опухолей и других болезней. Дети с АНС очень плохо едят, испытывают головокружение. Среди пациентов возможна агрессия в отношении себя, которая может привести к суициду, травмам, ранениям. Многих пациентов с АНС мучает боль в голове.
Стадии заболевания
У астено-невротического синдрома выделяют стадии формирования болезни. Они характеризуют тяжесть состояния, определяют тактику лечения.
Стадии АНС:
- У пациента отмечается агрессия, раздражительность, пропадает желание учиться, снижается внимание.
- Апатия, безразличие к родственникам, к учебе, окружающим. Имеется агрессия, раздражительность. Пациент не переносит яркого света, громких звуков, плохо спит. Дети на этой стадии жалуются на ночные кошмары.
- Снижается выраженность агрессии, усиливается апатия, плаксивость. Ребенок быстро устает. У подростков возможна ипохондрия.
Стадии могут чередоваться друг с другом.
Прогноз
Без лечения к неврастении могут присоединяться психические болезни, которые мешают нормально жить и развиваться пациенту.
Чем опасен АНС:
- депрессивные состояния;
- ипохондрический синдром;
- тревожные расстройства личности;
- панические атаки;
- самоубийства.
Чтобы избежать осложнений, нужно обратиться к врачу для обследования и лечения.
На фоне плохого эмоционального состояния могут развиться соматические болезни, а именно гастриты, язвенное поражение желудка, болезни сердца, нарушение гормонопродукции. В тяжелых случаях возникают суицидальные наклонности или инвалидность.
Диагностические и лечебные мероприятия
При появлении симптоматики болезни необходимо обратиться к неврологу. Врач проведет осмотр, соберет анамнез, назначит дополнительные методики обследования.
Перечень обследования:
- магнитно-резонансная и компьютерная томография;
- реоэнцефалоргафия;
- анализы крови, мочи, сахар крови,
- гормоны щитовидной железы и другие по показаниям.
Помимо этих обследований ребенку показана консультация эндокринолога и психолога или психотерапевта в зависимости от тяжести психических отклонений.
Лечение заболевания направлено на устранение очагов повреждения в мозге, улучшение эмоционального состояния, обогащение организма витаминами и микроэлементами. Ребенку могут назначить антидепрессанты, седативные препараты, транквилизаторы. Эти лекарства назначает психотерапевт или невролог. Также используют ноотропные средства для повышения кровотока в мозге, улучшения внимания и памяти. Активно проводят витаминотерапию, налаживают питание ребенка.
Рацион должен содержать достаточное количество молочных, мясных, рыбных продуктов, овощей и фруктов.
Пациента ограждают от эмоционального потрясения, стрессовых ситуаций, снижают нагрузку в школе, отказываются от секций и кружков. Ребенку показан легкий массаж плечевой зоны, спины, поясницы. Следует соблюдать режим тишины во время засыпания пациента.
Астено-невротический синдром требует обязательно лечения. Если не купировать это состояние, оно может вызвать серьезные психологические проблемы, такие как тревоги, панические атаки, депрессивные состояния, ипохондрию. Также возможно присоединение соматических патологий, которые ухудшают качество жизни и адаптацию в обществе.
Также рекомендуем почитать: церебрастенический синдром в детском возрасте
Источник
Согласно Международной классификации болезней Десятого пересмотра, астеновегетативный синдром (код по МКБ-10 F48.0) определяется как функциональное расстройство вегетативной нервной системы. Эта система регулирует работу всех внутренних органов, желез внутренней и внешней секреции, кровеносных и лимфатических сосудов. Также, она играет главенствующую роль в поддержании постоянства внутренней среды организма (гомеостаза).
В механизме развития астеновегетативного синдрома лежит нарушение транспорта импульсов от нервных рецепторов к клеткам тканей. Клиническая картина данного патологического состояния нервной системы определяется тем, какой орган или система органов подвергается большему негативному воздействию. В результате такого влияния, организм человека просто оказывается не в состоянии адекватно реагировать на возникающие стрессовые ситуации.
Наиболее часто астеновегетативный синдром встречается среди представительниц прекрасной половины населения нашей планеты. Это непосредственно связано с лабильностью нервной системой женщин, которая менее устойчива к воздействию неблагоприятных внешних факторов. Дети, принимающие на себя тяжелую умственную и физическую нагрузку, также нередко страдают от подобного патологического состояния. Тем не менее, при определенном стечении конкретных обстоятельств, возникновению болезни могут быть подвержены люди любого пола, возраста и социального статуса.
Специалисты центра функциональных расстройств Юсуповской больницы занимаются лечением различных вегетативных и аффективных нарушений, в том числе и астеновегетативного синдрома. Использование комплексного подхода в диагностике и лечении, позволяет врачам клиники найти истинные причины заболевания. В стенах больницы работают заслуженные врачи Российской Федерации с высшей категорией, которые постоянно усовершенствуются в своей сфере деятельности. Каждому пациенту оказывается, как профессиональная медицинская, так и психологическая помощь.
Астеновегетативный синдром: причины развития
Обычно астеновегетативный синдром возникает на фоне сочетания тяжелой психоэмоциональной травмы с чрезмерно напряжённой умственной работой либо какими-то физиологическими лишениями. Затяжные инфекционные заболевания, стрессы, психологические потрясений – все это способствует быстрому истощению организма.
На сегодняшний день, в условиях современного ритма жизни астеновегетативный синдром встречается все чаще и чаще. Это связано с колоссальной нагрузкой (ментальной и физической), которую испытывает человеческий организм. Почти все функциональные расстройства вегетативной нервной системы характеризуется медленными темпами развития, а появление их может обуславливаться воздействием таких внешних факторов как:
- тяжелые физические нагрузки;
- умственное перенапряжение;
- постоянный стресс;
- тяжелые психологические потрясения;
- хроническое недосыпание;
- частые перелеты, смена климата и часовых поясов;
- отсутствие четкого рабочего графика;
- неблагоприятная психологическая атмосфера в семье и на работе.
Также, пусковым моментом в развитии астеновегетативного синдрома могут стать:
- соматические заболевания;
- неврологические заболевания;
- эндокринологические заболевания;
- сердечно-сосудистые заболевания;
- инфекционные заболевания.
Астеническое расстройство зачастую сопровождает реабилитацию после черепно-мозговых травм, инсульта, инфаркта. К тому же, его проявления могут быть связаны с нарушением кровообращения и дегенеративными процессами в головном мозге, поражениями его сосудов.
Астеновегетативный синдром: симптомы
Клиническая картина астеновегетативного синдрома характеризуется постепенным (ступенчатым) развитием. Примерно в 5-7% случаях могут наблюдаться яркие признаки болезни.
Для астеновегетативного синдрома характерны следующие симптомы:
- снижение работоспособности;
- рассеянность;
- провалы в памяти;
- дисфункция половых органов;
- сложность в формулировке мыслей;
- напряженность, беспокойство, раздражительность;
- быстрая утомляемость.
У пациентов пропадает интерес к любимым занятиям. Больной постепенно начинает забывать важную и необходимую информацию, часто применяемую в работе. У детей школьного возраста снижается успеваемость, проявляется апатия. Формулировать мысли, людям с подобными функциональными расстройствами вегетативной системы, дается все сложнее. Попытки сконцентрироваться на определенном объекте неудачны, приносят лишь большую усталость и недовольство собой.
В комплексе с астеновегетативный синдром появляется ипохондрическое расстройство, проявляющееся постоянным беспокойством о своем здоровье.
Для пациентов любого возраста и пола характерно следующие симптомы заболевания:
- хроническая слабость;
- тахикардия;
- одышка;
- частые обморочные состояния;
- наличие холодных конечностей;
- появление давящих головных болей;
- функциональные расстройства пищеварения;
- обильное потоотделение.
Позже присоединяется шум в ушах, нарушение мочеиспускания, снижается, а затем пропадает аппетит. Относительно дисфункций половых органов, то подобные расстройства проявляются в различной степени. У одних пациентов возможно полное отсутствие полового возбуждения на фоне эректильной дисфункции, либо наоборот — постоянное половое возбуждение. На самых последних этапах развития заболевания появляются расстройства сна — появляется бессонница, ночные головные боли, не купирующиеся болеутоляющими препаратами.
Астеновегетативный синдром: лечение
На ранних стадиях астеновегетативный синдром не требует медикаментозного лечения. В терапии синдрома, на поздних стадиях, применяются препараты сильного действия и антидепрессанты. Немедикаментозную терапию используют при отсутствии серьезной врожденной патологии. В нее входит, в первую очередь, контроль рациона питания: исключается вредная пища и бодрящие, газированные напитки, вводятся продукты, богатые калием.
Параллельно с диетическим питанием назначаются ноотропные препараты растительного происхождения. При заболевании легкой тяжести наиболее эффективны ванны с добавлением успокоительных эфирных масел.
Для лечения средних форм течения недуга проводится комплексная терапия:
- назначается общий массаж;
- электрофорез;
- проводится витаминная терапия;
- лечебная физкультура;
- симптоматическая терапия.
Комплексное лечение позволяет улучшить деятельность внутренних органов, мозга, избежать депрессивных расстройств.
При выявлении тяжелых форм специалисты центра функциональных расстройств Юсуповской больницы проводят медикаментозную коррекцию состояния здоровья пациента. Выбор препарата напрямую зависит от возраста пациента и его общего состояния организма. Назначаются антидепрессанты – нейролептики, антипсихотические средства. План курса лечения составляется индивидуально для каждого пациента. Благодаря своевременной организации лечения есть шанс свести развитие болезни к минимуму.
Юсуповская больница – это многопрофильный лечебный центр, где каждому пациенту гарантировано комплексное и высококвалифицированное лечение любых патологических заболеваний организма человека. Для более детальной информации записывайтесь на прием по телефону.
Список литературы
- МКБ-10 (Международная классификация болезней)
- Юсуповская больница
- Ревматология. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг..
- Багирова, Г. Г. Избранные лекции по ревматологии / Г.Г. Багирова. – М.: Медицина, 2011. – 256 c.
- Сигидин, Я. А. Биологическая терапия в ревматологии / Я.А. Сигидин, Г.В. Лукина. – М.: Практическая медицина, 2015. – 304 c.
Наши специалисты
Заместитель генерального директора по медицинской части, терапевт, гастроэнтеролог, к.м.н.
Врач-ревматолог, к.м.н.
Врач-ревматолог
Цены на услуги *
*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.
Скачать прайс на услуги
Мы работаем круглосуточно
Источник
Комментарии
Опубликовано в журнале:
Лечащий врач, сентябрь 2009, № 8, www.lvrach.ru Е. В. Михайлова, доктор медицинских наук профессор
Т. Ильичева
Саратовская областная детская инфекционная клиническая больница, Саратовский государственный медицинский университет, Саратов
В развитии инфекционного заболевания обычно выделяют четыре периода: латентный (инкубационный), продромальный, разгар болезни и исход. Латентный период продолжается от момента воздействия этиологического фактора до появления первых клинических признаков болезни. В этот период происходит мобилизация защитных сил организма, направленных на компенсацию возможных нарушений, на уничтожение болезнетворных агентов и удаление их из организма. Продромальный период представляет собой временной интервал от первых симптомов заболевания до полного проявления. Период выраженных проявлений заболевания характеризуется полным развитием клинической картины. При различных инфекционных заболеваниях может страдать нервная система ребенка, что клинически проявляется синдромом нейротоксикоза. Нейротоксикоз — ответная неспецифическая реакция детского организма на воздействие вирусной, бактериальной или вирусно-бактериальной флоры, характеризующаяся преимущественным поражением центральной (ЦНС) и вегетативной нервной системы. С истощением функциональных возможностей органов и систем в результате перенесенного заболевания, особенно нервной системы при ее перенапряжении, а также вследствие аутоинтоксикации или экзогенного токсикоза связывают возникновение астенического синдрома. Это наиболее частое клиническое проявление периода реконвалесценции. Утомление в течение длительного времени, которое не компенсируется полным восстановлением, вызывает синдром перегрузки, следом за которым развивается состояние истощения. Субъективно ощущаемое чувство утомления — прежде всего сигнал о перегрузке центральных регуляторных систем, неудовлетворительном состоянии энергетических ресурсов организма и аутоинтоксикации продуктами метаболизма. Длительное утомление, приводящее к истощению, по сути своей является результатом стрессорного воздействия на организм, вызывающего нарушение функций регуляторных систем — вегетативной, эндокринной и иммунной. Если стрессорные факторы действуют в течение длительного времени, может развиться реакция организма, при которой возможны функциональные изменения в виде вегетативной дисфункции [1, 6]. Синдром вегетативной дисфункции (СВД) включает в себя проявление всех форм нарушения вегетативной регуляции. Наряду с соматическими проявлениями: головокружением, головными болями, сердцебиением, одышкой, жаждой, булимией, рвотой после еды, непереносимостью отдельных видов пищи, субфебрилитетом неясного происхождения, кожными высыпаниями и др., у пациентов с СВД выявляют эмоциональные расстройства разной степени выраженности в виде тревожности, нарушения сна, беспричинного плача, а также расстройства поведения, в частности, импульсивности, повышенной двигательной активности и возбудимости, дефицита внимания, что клинически определяется как астеновегетативный или психовегетативный синдром [Вейн A.M., 1981].
Интерес и сложность проблемы астеновегетативного синдрома заключается в том, что она является комплексной: медицинской, психологической и педагогической. Однако все специалисты сходятся в том, что такое состояние существует, его необходимо диагностировать и правильно корректировать.
Задачи исследования
Данное исследование посвящено изучению динамики состояния вегетативной нервной системы детей с астеновегетативным синдромом после перенесенных инфекционных заболеваний, а также оценке эффективности препарата Тенотен детский при названной патологии.
Тенотен детский содержит сверхмалые дозы антител к мозгоспе-цифическому белку S-100, создан по особой технологии специально для детского возраста, оказывает успокаивающее, нормализующее настроение и поведение действие, а также выраженное вегетостабилизирующий эффект [3, 5].
Критерии включения больных в исследование:
- Возраст от 3 до 8 лет.
- Наличие симптомов СВД.
- Тяжесть СВД от легкой до средней степени тяжести.
Критерии исключения больных из исследования:
- Наличие декомпенсированных заболеваний или острых состояний, которые могут влиять на проведение исследования.
- Наличие органических заболеваний головного мозга.
- Выраженная почечная или печеночная недостаточность.
- Гиперчувствительность к любому из компонентов препаратов, применяемых в исследовании.
- Применение вегетотропных и ноотропных препаратов в период исследования и в последние две недели перед исследованием.
- Участие в других клинических исследованиях в течение четырех недель перед включением в данное исследование.
Материал исследования
В МУЗ «5 Детская инфекционная больница г. Саратова» наблюдалось 50 детей в возрасте от 3 до 8 лет (4,54 ± 0,18 года), из них 52% мальчиков, 48% девочек, перенесших осложненные респираторные вирусные и другие воздушно-капельные инфекции, протекающие в основном с синдромом нейротоксикоза, а также часто болеющие дети, состоящие на диспансерном наблюдении в поликлинике.
Для исследования методом случайной выборки дети были распределены в две группы. В основной группе (30 человек) дети в периоде реконвалесценции наряду с симптоматической витаминотерапией получали Тенотен детский по 1 таблетке 3 раза в день в течение 4 недель в сочетании со стандартной терапией. В контрольную группу (20 человек) вошли дети, получавшие стандартную витаминотерапию и симптоматическую терапию за исключением препаратов, обладающих вегетотропной активностью.
Достоверных различий по половозрастным показателям между основной и контрольной группами детей не было.
По спектру перенесенных заболеваний, их тяжести, характеру осложнений выделенные группы детей также значительно не отличались. Спектр заболеваний включал вирусные и вирусно-бактериальные инфекции дыхательных путей (этиологически подтвержденные формы гриппа и другие респираторные вирусные инфекции, тяжелые формы бронхитов и пневмоний и др.), острые средние отиты, тяжелые и осложненные формы инфекционного мононуклеоза, висцеральные формы ветряной оспы, протекающие с нейротоксикозом и везикулезными высыпаниями на внутренних органах. Данные о заболеваниях приведены в таблице.
Таблица
Распределение заболеваемссти детей основной и контрольной групп по нозологическим формам
Нозологическая форма | Основная группа, n = 30* | Контрольная группа, n = 20 |
---|---|---|
Острые респираторные вирусные инфекции | 6 (20%) | 5 (25%) |
В том числе вызванные идентифицированным вирусом гриппа | 3(10%) | 2(10%) |
Острые осложненные вирусно-бактериальные инфекции дыхательных путей | 16 (53,33%) | 11 (55%) |
Характер осложнений: • острый бронхит • бронхопневмония • острый средний отит и тубоотит | 8 (26,67%) 6 (20%) 2 (6,67%) | 6 (30%) 4 (20%) 1 (5%) |
Инфекционный мононуклеоз | 6 (20%) | 4 (20%) |
Ветряная оспа, висцеральная форма | 2 (6,67%) | – |
* Достоверных различий показателей детей основной группы с группой сравнения нет.
Диагностическое обследование включало в себя клиническую оценку проявлений вегетативной дисфункции, психологическое исследование, неврологическое обследование, электрокардиографию (ЭКГ).
Состояние вегетативной нервной системы определялось по исходному вегетативному тонусу, вегетативной реактивности и вегетативному обеспечению деятельности. Исходный вегетативный тонус, характеризующий направленность функционирования вегетативной нервной системы в состоянии покоя, оценивался по анализу субъективных жалоб и объективных параметров. Оценивалась степень выраженности психопатологических проявлений: утомляемость, тревожность, эмоциональная неустойчивость и др. {модифицированный опросник A.M.Вейна). Определялся внутрисистемный вегетативный тонус по индексу Кердо и межсистемный вегетативный тонус по коэффициенту Хильдебранта. Для оценки вегетативного обеспечения деятельности, отражающего в основном состояние автономной системы регуляции, проводилась клиноортостатическая проба (КОП). Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы рассматривалось также на основании данных электрокардиографии.
Уровень внимания оценивался с использованием шкалы SNAP-IV, таблиц Шульте, по результатам модифицированного метода Пьерона-Рузерапо. Выявление расстройств кратковременной и долговременной памяти, косвенно отражающей выраженность астении, проводилось с помощью методики 10 слов и пиктограммы.
Для определения состояния эмоциональной сферы обследуемых (тревоги, депрессии) использовался ахроматический и цветовой тесты Люшера.
После окончания лечения всем детям было проведено повторное комплексное обследование для оценки эффективности терапии. Кроме того, родителям детей предлагалось оценить результаты лечения при помощи десятибалльной аналого-визуальной шкалы, где 0 — это очень плохая оценка, 10 — очень хорошая.
Результаты исследования
Перед началом исследования у всех обследуемых детей (без достоверных различий в обеих группах) с помощью опросника A.M.Вейна определялись умеренно выраженные психопатологические расстройства, в виде неустойчивости эмоционального фона (84%), повышенной тревожности (34%), утомляемости (38%), отвлекаемости (86%), нарушений сна (74%), снижения памяти, а также различные соматические проявления в виде периодических головных болей (52%), головокружения (24%), метеозависимости (12%), снижения аппетита (64%), диспеп-тических нарушений в виде тошноты, рвоты, вздутия живота (44%).
Индекс Кердо позволил определить наличие внутрисистемной дистонии у детей, перенесших тяжелые инфекционные заболевания, он составил в среднем 32,89 ± 0,99 в обеих исследованных группах, что свидетельствовало о превалировании симпатических влияний на организм в покое.
Межсистемный вегетативный тонус, оцениваемый с помощью коэффициента Хильдебранта (средние значения составили 3,98 ± 0,03), имел, в основном, эйтонический характер.
КОП, определяющая вегетативное обеспечение автономной системы регуляции, наряду с нормальным симпатикотоническим вариантом КОП, отражающим устойчивость гемодинамики в ортостазе {14% случаев), выявила и патологические варианты. Гиперсимпатикотонический вариант КОП, характеризующийся резким повышением систолического артериального давления (САД) и диастолического артериального давления (ДАД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС) и обусловленный избыточным включением симпатико-адреналовой системы, встречался в преобладающем количестве случаев — у 58% детей. Асимпатикотонический вариант КОП, обусловленный недостаточным подключением симпатического отдела вегетативной нервной системы, при котором САД и ДАД не изменяются или падают, ЧСС остается нормальной или компенсаторно увеличивается, встречался у 28% детей с СВД. Астеносимпатический вариант КОП с падением САД и ДАД и резким увеличением ЧСС в первые минуты ортостаза, с последующей гиперсимпатикотонической реакцией был выявлен в 2% случаев.
Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы рассматривалось также на основании данных ЭКГ Синусовая тахикардия по данным ЭКГ была обнаружена у детей в 70% случаев, по-видимому, как результат экстракардиальных влияний (усиление симпатической иннервации сердца или ослабления вагусной на фоне психоэмоционального возбуждения) при отсутствии органической патологии сердца, так называемая «нервная тахикардия».
Основными психопатологическими проявлениями СВД являлись невнимательность, гиперактивность, импульсивность. Их оценка производилась с помощью шкалы-опросника SNAP-IV (Swanson J., 1992). Показатель невнимательности в двух группах по этой шкале достоверно не отличался и составил в среднем 53,33% (норма (Swanson J., 1992) — 0,40-1,82), средний показатель гиперактивности — 1,96 ±0,32 (норма (Swanson J., 1992)— 0,27-1,59) и импульсивности 2,13 ± 0,37 (норма (Swanson J., 1992) — 0,26-1,52) (р Выраженность астении косвенно отражается на интеллектуально-мнестических показателях, в частности на оперативной памяти: чем выше утомляемость ребенка в период после перенесенного инфекционного заболевания, тем больше страдает процесс запоминания. Оценка памяти у детей проводилась с помощью методики запоминания десяти слов. Регистрировались следующие показатели: 1) количество повторений, необходимых для воспроизведения 10 слов; 2) количество слов, воспроизведенных через 1 час.
В большинстве случаев обследуемым обеих групп (достоверных различий показателей детей основной группы с группой сравнения нет) для воспроизведения 10 слов требовалось 3 и более повторений, что свидетельствовало о снижении показателей механического запоминания. В то же время количество воспроизводимых слов через час после начала исследования значительно снизилось, что явилось признаком нарушения динамической памяти у детей с вегетативной дистонией.
В качестве методики для исследования опосредованного запоминания использовалась пиктограмма. Регистрировались следующие показатели: 1) количество воспроизведенных понятий; 2) динамика воспроизведенных понятий через 1 час.
Оценка результатов пиктограмм в целом показала, что у детей с СВД дистонией изображаемые образы часто не соответствовали реальным объектам, что впоследствии затрудняло их интерпретацию. Показатели по критерию адекватности (обоснованности связи между предложенным понятием и его пиктограммой) в среднем составили около 50%.
Также было констатировано снижение критерия «восстанавливаемость понятий спустя отсроченный период». Полностью весь список предложенных понятий смогли восстановить только 14% испытуемых. Снижение показателя было связано с частым использованием для передачи разных понятий одних и те же пиктограмм, ошибками и всевозможными неточностями, заменой слов их синонимами, сокращением сложных понятий и т. д.
Для оценки эмоциональных нарушений использовался проективный тест цветовых выборов Люшера. При проведении тестирования учитывались следующие показатели: «Первый и последний цвет в цветовом ряду»; «Коэффициент суммарного отклонения от аутогенной нормы»; «Показатель вегетативного коэффициента»; «Показатели тревожности и напряжения».
Проведенное по методике Люшера тестирование отразило статистически значимое отклонение преимущественно выбираемой обследуемыми цветовой гаммы от аутогенной нормы. В то же время величина вегетативного показателя не имела столь значимых различий по сравнению с возрастными нормами. Среднестатистические показатели тревожности и напряжения, определенные с помощью теста Люшера, также не имели значительных отклонении от стандартных показателей (р Таким образом, проведенное клиническое обследование детей, перенесших инфекционные заболевания, выявило наличие у них различной степени выраженности проявлений СВД. Безусловно, такие психовегетативные нарушения отражались на периоде реконвалесцен-ции, ухудшали качество жизни и требовали их адекватной коррекции.
В качестве альтернативного препарата для коррекции проявлений СВД был использован Тенотен детский с успокаивающим и выраженным вегетостабилизирующим действием (Лобов М.А., 2008). Основная группа детей (30 человек) получала Тенотен в дозе 3 таблетки/сутки курсом 1 месяц в сочетании со стандартной витаминотерапией. Контрольная группа детей (20 человек) получала стандартную терапию с применением лекарственных средств, не обладающих психотропной и вегетотропной активностью. По окончании курса лечения были проведены повторные клинические исследования.
Прием препарата Тенотен детский в течение месяца обеспечил достоверное (в сравнении с контрольной группой) улучшение показателей психовегетативного статуса и снижение частоты соматоневроло-гических расстройств у детей, принимавших Тенотен детский, тогда как в контрольной группе детей эти показатели оставались практически на прежнем уровне (рис. 1, 2).
Рис. 1. Динамика показателей вегетативного тонуса по опроснику А. М. Вейна у детей в группе лечения Тенотеном
Рис. 2. Динамика показателей вегетативного тонуса по опроснику А. М. Вейна у детей группы контроля
Улучшение показателей вегетативного тонуса отмечалось не только в его психоэмоциональной (утомляемость, тревожность, эмоциональная неустойчивость, отвлекаемость, нарушение сна), но и соматоневрологической (головные боли, головокружение, снижение аппетита, диспептические нарушения) составляющей. Полученные данные отражены на рис. 1.
Качественно изменились результаты КОП. У детей, принимавших Тенотен детский, отмечалась нормализация показателей вегетативного обеспечения (симпатикотонический вариант КОП) с 15,33% детей в начале терапии до 46,67% (р
Рис. 3. Динамика показателей вегетативного обеспечения по данным КОП у детей основной и контрольной групп
Была выявлена положительная динамика в отношении патопсихологических проявлений. После курсового применения препарата уменьшение выраженности мнестических и поведенческих симптомов (невнимательность, гиперактивность, импульсивность) отмечалось в среднем у 85% детей. Все показатели шкалы SNAP-IV у детей основной группы после лечения Тенотеном достоверно снизились (р По данным психометрического исследования у пациентов с СВД основной группы были выявлены достоверные положительные изменения при проведении тестов на память и внимание в сравнении с контрольной группой. Данные тестирования выявили отчетливое улучшение показателей механической и динамической памяти у 30% детей (р Динамическая оценка результатов цветового теста Люшера выявила относительную стабилизацию психоэмоционального состояния у детей основной группы, что отразилось на предпочитаемой цветовой гамме и приближении ее к аутогенной норме (по коэффициенту суммарного отклонения от аутогенной нормы — р По окончании исследования родители оценили результаты лечения при помощи десятибалльной аналого-визуальной шкалы. В среднем успешность лечения в основной группе была оценена на 7-8 баллов, в контрольной — на 4-5 баллов.
Выводы
- Проведенное исследование показало, что у детей, перен?