Атонически астатический синдром что это

Атонически-астатическая форма дцп является патологическим процессом, которая возникает на фоне врожденных болезней. Это тяжелая форма болезни, которая плохо поддается лечению. При патологии наблюдаются сбои в координации движений и низкий тонус мышц.
Причины болезни
Возникновение атонически-астатической формы дцп наблюдается при воздействии разнообразных причин. Наиболее часто патология возникает при нарушениях в период беременности или в процессе родов. Астатический тип заболевания развивается при:
- Гипоксии. Заболевание характеризуется недостаточным снабжением мозга ребенка кислорода. Она возникает при наличии вредных привычек у матери во время беременности – курения, алкоголя, наркомании. При сахарном диабете или критическом снижении гемоглобина в крови у пациента диагностируют гипоксию.
- Родовых травм. Если у женщины чрезмерно узкий таз и при этом большой плод, то это приводит к его травмированию в процессе рождения. В группе риска находятся дети пожилых женщин. Заболевание развивается при преждевременных родах или перенашивании ребенка. Слабые потуги и повреждения зоны таза проводят к патологии. Наиболее часто травма рассматривается как фактор, который усугубляет заболевание.
- Гемолитической болезни плода. Болезнь развивается при несовместимости крови матери и ребенка. Иммунной системой женщины проводится разрушение эритроцитов ребенка, что исключает возможность его полноценного развития. Это приводит к тяжелой интоксикации мозга. Если ребёнок выживает, то у него наблюдаются нарушения в работе мозга.
- Бактериальных, вирусных и неинфекционных заболеваний. В период протекания заболеваний отмечаются внутриутробные нарушения в развитии плода. В крупе риска находятся дети женщин, которые страдали токсоплазмозом, коревой краснухой, герпесом, цитомегаловирусной инфекцией. Патология развивается при сердечных болезнях, нервных перенапряжениях, анемии и т.д.
- Приеме лекарственных средств. Если при беременности пациенткой проводится прием антибиотиков, нестероидных противовоспалительных средств, антидепрессантов, анксиолитиков второго поколения, аспирина, противоэпилептических лекарств, препаратов лития без консультации доктора, то это приводит к развитию болезни.
- Наследственности. Если у будущего ребенка в семье имеются люди с этой формой заболевания, то он находится в группе риска.
- Недоношенности. Если недоношенный ребенок имеет небольшую. Массу тела, то у него может диагностироваться патология.
Существуют разнообразные причины развития патологического процесса, с которыми должна ознакомиться женщина в период планирования ребенка.
Симптоматика болезни
Атонический тип заболевания характеризуется ярко выраженной симптоматикой, что предоставляет возможность его определения практически сразу же после рождения крохи. Если при заболевании ребенка потянуть за руки, то напряжение мышц наблюдаться не будет. Он останется пассивным. Голова малыша находится в запрокинутом состоянии.
Если уложить ребенка на спину, то он не будет стремиться двигаться, что объясняется значительным снижением тонуса мышечной системы. В мышцах верхних конечностей работоспособность выше, чем в нижних. В период протекания заболевания у ребенка наблюдают стереотипную двигательную активность. Патологический процесс сопровождается интенсивным выражением сухожильных рефлексов.
При заболевании ребенок начинает держать голову только по истечению 6 месяцев после рождения. В положении лежа малыш не стремиться потянуться за игрушкой. Даже при достижении необходимого возраста ребенок не может самостоятельно переворачиваться. Если уложить кроху на живот, то он может удерживать головку и упираться ручками.
Сидеть без опоры малыш учится через 7 месяцев. Такие дети начинают ходить только по достижению 6-8-летнего возраста. В дошкольном возрасте отмечается возникновение умственных отклонений и агрессии. Заболевание сопровождается судорогами, косоглазием, нистагмом, глаукомой.
Благодаря ярко выраженной симптоматике заболевания предоставляется возможность его своевременного обнаружения. При появлении первых признаков болезни родители должны показать ребенка педиатру, который правильно поставит диагноз и назначит действенную терапию.
Особенности лечение
Лечение атонической формы заболевания не приносит желаемых результатов. В период протекания патологии рекомендовано проведение реабилитационных мероприятий. Пациентам делают назначение:
- физиотерапии;
- акупунктуры;
- массажных курсов.
Пациенты должны ежедневно выполнять лечебную гимнастику. Ему показаны регулярные занятия с логопедом. Все вышеперечисленные методы характеризуются небольшим положительным эффектом. Они способствуют увеличению активности малыша.
Медикаменты не приносят желаемого терапевтического эффекта, поэтому их используют для устранения неприятных симптомов. Для того чтобы снизить внутричерепное давление пациенту рекомендован прием сосудорасширяющих лекарств и диуретиков. Улучшение метаболических процессов в головном мозге обеспечивается благодаря ноотропным препаратам.
Уменьшить агрессивность ребенка позволяют седативные лекарства. Подбор определенных медикаментов должен проводиться только доктором в соответствии с особенностями протекания патологи и возрастом пациента.
Иногда детям назначают хирургическое вмешательство. Специфическим реабилитационным методом является иппотерапия. Благодаря взаимодействию с лошадью обеспечивается улучшение настроения малыша и стабилизация умственного, а также физического состояния. Это обеспечивает увеличению шансов социальной адаптации в дальнейшем.
Реабилитационные методики должны подбираться доктором после обследования ребенка, что обеспечит улучшение его состояния.
Осложнения
При отсутствии реабилитационных мероприятий во время протекания патологического процесса у пациента может диагностироваться появление осложнений. Наиболее часто они проявляются в виде:
- Судорог. Развитие эпилепсии наблюдается у 50 процентов пациентов. Это осложнение негативно сказывается на развитии малыша. При эпилепсии наблюдается усиление выраженности другой симптоматики, что снижает эффективность реабилитационных методик.
- Ортопедических нарушений. При заболевании отмечается чрезмерная слабость мышц, которая приводит к развитию разнообразных искривлений позвоночника – сколиоза, лордоза, кифоза. При патологии наблюдается несогласованность работы мышц и нарушения в кровоснабжении. С возрастом диагностируется прогрессирование осложнений.
- Умственной отсталости. Осложнения наблюдаются практически у всех детей, что негативно сказывается на реабилитации. У взрослых детей возникают сложности при общении с окружающими, поэтому они замыкаются в себе.
- Пищеварительных нарушений. На фоне низкой двигательной активности диагностируются нарушения в работе пищеварительной системы. Наиболее часто наблюдается протекание хронических запоров. При патологии наблюдается ожирение пациентов.
Осложнения проявляются в виде слюнотечения и энуреза. У пациентов при патологии нарушается зрительная и слуховая функция.
Атоническая форма детского церебрального паралича является сложным патологическим процессом, который приводит к возникновению разнообразных нежелательных эффектов. Симптоматика патологии является ярко выраженной, что предоставляет возможность ее своевременного обнаружения. Так как схема эффективного лечения патологии отсутствует, то рекомендовано проводить ее профилактику, которая заключается в тщательном планировании беременности.
Источник
Атонически-астатическая форма ДЦП является достаточно распространенной формой данного заболевания. Что же такое ДЦП и каковы причины его возникновения?
ДЦП и причины его возникновения
Итак, детский церебральный паралич, или ДЦП, это заболевание мозга, которое развивается у малыша в утробе матери, в процессе родов или на этапе новорожденности. Проявляется заболевание различными видами нарушений со стороны психической деятельности, речи и двигательных навыков.
К факторам риска возникновения задержки и нарушения формирования мозга можно отнести инфекции и токсико-аллергические проявления. Поражение мозга инфекцией приводит к возникновению менингоэнцефалитов, клинические проявления которых могут в итоге стать предпосылкой возникновения ДЦП.
Часто инфекция становится первопричиной развития аутоиммунных реакций, которые впоследствии обусловливают ДЦП. Внутриутробное повреждение мозга бывает вызвано и такими факторами, как неправильное питание матери, интоксикация, экстрагенитальные заболевания.
Также к причинам возникновения ДЦП можно отнести асфиксию, перенесенную во время родов, и другие родовые травмы, в частности повреждения шейного отдела позвоночника.
Формы детского церебрального паралича
Детский церебральный паралич подразделяется на следующие формы:
- Гемиплегическая (гемипаретическая) форма. Она встречается чаще всего. Выражается в парезе, или параличе, который охватывает одну половину тела. Мышечный тонус повышен избирательно. Чувствительность, как правило, не страдает. У большинства больных наблюдаются нарушения психики, интеллект снижен (дебильность, идиотия), однако такие дети способны к обучению и обычно адаптируются к жизни в обществе и к труду.
- Гиперкинетическая форма. К симптомам относятся гиперкинезы и нарушения мышечного тонуса. Мышечный тонус снижается или остается в пределах нормы, когда больной находится в состоянии покоя, однако активные движения приводят к его повышению. При этой форме ДЦП изменения интеллекта наблюдаются редко.
- Спастическая диплегия (синдром Литтля). Выражается в спастических парезах преимущественно нижних конечностей. Мышечный тонус повышен. Кисти рук при этом обычно сохраняют свою подвижность. Часто наблюдается поражение черепных нервов, что проявляется в виде косоглазия. Язык у таких больных отклонен в сторону, носогубные складки сглажены. При этой форме ДЦП полностью сохранена чувствительность, а тазовые органы нормально функционируют. Психика больного страдает, но не так сильно, как при других формах ДЦП.
- Двойная гемиплегия. При этой форме ДЦП одинаково тяжело бывают поражены как верхние, так и нижние конечности. Такие больные впоследствии не могут научиться сидеть, стоять и ходить. Со стороны психики обычно отмечается дебильность, выраженная в тяжелой форме, имбецильность, идиотия.
- Атонически-астатическая форма (синдром Ферстера). Отличается от прочих разновидностей ДЦП тем, что мышечный тонус у больных не повышен, а понижен, при этом движения сохранены, но их координация нарушена. Такие больные очень поздно приобретают способность стоять и ходить. Речь бывает нарушена в 60% случаев, а изменения со стороны психики (дебильность или имбецильность) имеют место лишь в 55%.
Атонически-астатическая форма детского церебрального паралича
Рассмотрим эту форму ДЦП более подробно. Здесь мы имеем дело с поражением мозжечка, вместе с которым бывают поражены и лобные доли мозга.
У больных настолько понижен мышечный тонус, что они не могут сохранять равновесие не только во время ходьбы, но и в состоянии абсолютного покоя. У них нарушена координация движений, отмечается гиперметрия и выраженное дрожание конечностей.
Больные неспособны удерживать вертикальное положение. Способностью удерживать и контролировать голову, сидеть, стоять и ходить они овладевают очень медленно либо не овладевают вовсе. Невозможность координации движений выражена очень ярко, но этот симптом не относится к основным.
Неизбежным проявлением атонически-астатической формы ДЦП является глубокая задержка развития психики и речи.
Следует отметить, что в грудном возрасте бывает крайне сложно отличить атонически-астатическую форму ДЦП от атактической, поскольку на данной стадии обе они характеризуются, прежде всего, мышечной гипотонией, а остальные симптомы возникают гораздо позже.
Проявления атонически-астатической формы ДЦП
В горизонтальном положении мышечный тонус у ребенка резко снижен, при этом в верхних конечностях он выше, чем в нижних. Дети рассматривают кисти рук, но они никогда не проявляют интерес к игрушке и не тянутся к ней ввиду задержки психического развития. Ребенок не может удерживать голову (такая способность у него появляется только по достижении второго полугодия жизни) и опираться на руки, поэтому ползать такие больные начинают очень поздно. Со временем они все-таки начинают передвигаться на четвереньках или своеобразными прыжками.
Функция хватания и манипулирования предметами появляется поздно, при этом наблюдается выраженный тремор рук, а координация движений расстроена. Уровень мотивации снижен, к тому же ребенок боится потерять равновесие, поэтому развитие способности осуществлять манипуляции руками существенно задерживается.
По достижении 1,5 – 2 лет такие дети начинают сидеть, ноги при этом они широко разводят в стороны. Со стороны грудного отдела позвоночника наблюдается кифоз. Более или менее устойчивыми в сидячем положении они становятся только по достижении возраста 4 – 6 лет, до наступления этого периода они сидят очень плохо и нестабильно, поскольку их руки не выполняют защитную функцию.
По достижении 4 – 8-летнего возраста дети начинают стоять, но они могут это делать лишь очень короткое время и при наличии поддержки либо опоры. При этом наблюдается повышенное напряжение ног. Лишенный поддержки ребенок сразу падает, его руки не проявляют защитную реакцию, а туловище не совершает движений, направленных на сохранение равновесия.
Дети падают даже при легком толкании. Ходить самостоятельно такие больные начинают только после 7 – 9 лет или не ходят вовсе, при этом они широко расставляют ноги, а походка отличается отсутствием ритмичности и слабой устойчивостью. Падают такие дети очень часто, их руки совсем не участвуют в реакциях, направленных на поддержание равновесия. Естественно, преодолевать большие расстояния больные атонически-астатической формой ДЦП не могут. Чаще всего для них бывает крайне трудно научиться обслуживать себя самостоятельно, поскольку они страдают от повышенного тремора рук.
До 90% детей с этой формой ДЦП отличаются сильным снижением интеллекта, к которому добавляются негативизм, высокая агрессивность и малая эмоциональность. До 50% больных страдают от судорог, нистагма и косоглазия, зрительные нервы часто бывают атрофированы. Речь недоразвита.
Лечение атонически-астатической формы ДЦП
Фактически данная форма ДЦП не поддается лечению, возможно лишь проведение процедур, способствующих реабилитации.
Больным назначают курсы массажа, ЛФК и физиотерапии, но они если и приводят к положительной динамике, то крайне редко, эффект, как правило, низкий. Лечение медикаментозными препаратами также не дает заметного результата. В целом прогноз у заболевания неблагоприятный в отношении овладения двигательными навыками. Дети, у которых, помимо серьезных двигательных нарушений, наблюдается тяжелая степень психических нарушений и умственной отсталости, как правило, направляются в специализированные медицинские учреждения, поскольку они неспособны овладеть навыками, необходимыми для обучения, и не могут социально адаптироваться.
Оцените статью:
3 голосов, в среднем: 1,67 из 5
Загрузка…
Источник
Давайте я попробую ответить на вопросы, которые предлагались в других темах:
На спине
1. Поднимает ли ноги, насколько высоко, ДА, МОЖЕТ ВЗЯТЬ НОГУ (ОДНУ) В РОТ
2. Тянется ли к игрушке, выпрямляет ли при этом руку, может ли водить рукой за игрушкой ДА
3.При присаживании
за руки голова опережает корпус, отстает или на одном уровне ИНОГДА ОТСТАЕТ, ИНОГДА НА ОДНОМ УРОВНЕ
4.Перевороты со спины на живот и обратноДА
Поза на животе:
5.Лежит ли на животе с согнутыми локтями. ДА, НО РУКИ В ПРЕДПЛЕЧЬЯХ НЕ ВЫПРЯМЛЯЕТ НИКОГДА
6. Может ли в этой позе взять игрушку, может ли для этого оторвать руку от опоры ДА
7.Лежит ли на животе опираясь на ладони рук, выпрямленных в локтях НЕТ
8.Поджимает ли согнутые ноги под попку ДА
9 Стоит ли на четвереньках.НЕТ Качается ли в этой позе НЕТ
10 Как перемещается по поверхности (ползает, перекаты, в позе сидя, на четвереньках, по-медвежьи). ПЕРЕКАТЫ
Сидя
11.Какая поддержка ему нужна при сидении – НУЖНА ОПОРА СЗАДИ, МОЖЕТ СИДЕТЬ ОКОЛО МИНУТЫ БЕЗ ОПОРЫ, ЕСЛИ ЕМУ ДЕРЖАТЬ НОГИ
Как сидит в седле. Опирается руками или удерживает равновесие сам САМ, НО НЕДОЛГО, ПЫТАЕТСЯ СПОЛЗТИ НА СПИНУ
Поза стоя и смена поз
12. Стоит ли с опорой и с какой (у дивана, за руки, поддержка подмышками) СТОИТ С ПОДДЕРЖКОЙ ПОД МЫШКАМИ, ПРИ ЭТОМ МАШЕТ РУКАМИ И С ПОДДЕРЖКОЙ ЗА РУКИ, ПРИ ЭТОМ ШАТАЕТСЯ
13.Умеет ли сесть из позы лежа/на четвереньках НЕТ
14. Умеет ли встать к опоре НЕТ
15.Умеет ли стоять и/или ходить у опоры . НЕТ
16. Умеет ли садиться от опоры. НЕТ
Игра:
1Может ли взять из ваших рук игрушку ДА
2. Удерживает ли ее ДА
3. Удержит ли большую игрушку двумя руками ДА
4.Что делает, если дать игрушку с деталями (кольцо с ключами) или две игрушки связанные вместе? ТЯНЕТ В РОТ ПО ОДНОМУ ПЛАСТМАССОВЫЕ КЛЮЧИ НА СВЯЗКЕ
Общение и речь
1.Смотрит ли на вас, когда вы с ним разговариваете? ДА
2.Какие звуки издает? ИНОГДА_МА, БУХ, ЧАЩЕ ГРОМКО ПОЕТ-А
3.Улыбается вам или игрушке? ДА
4.Как реагирует, когда вы его подкидываете, щекочите, дуете в животик? – хохочет, улыбается, смотрит в глаза ДА
Развитие мелкой моторики и движений рук
• Использует «пинцетный» захват НЕТ
• Держа в руках кубики, ударяет ими друг о друга НЕТ
• Кладет предметы в разные емкости НЕТ
• Вынимает предметы из различных емкостей НЕТ
• Осознанно выпускает предметы из рук ДА
• Толкает/трогает предметы указательным пальцем – НЕТ
• Пытается рисовать каракули, имитируя то, как пишут взрослые – НЕТ
Развитие языковых навыков
• Все больше интересуется речью окружающих НЕТ
• Реагирует на несложные устные просьбы ИНОГДА
• Реагирует на слово «нет» – НЕТ
• Пользуется несложными жестами, например, отрицательно качает головой, говоря тем самым «нет» – НЕТ
• Лепет становится более выразительным – НЕТ
• Говорит «мама» и «папа» НЕТ
• Произносит определенные звуки с особой интонацией для того, чтобы привлечь ваше внимание, например, «Э!» или «А!» НЕТ
• Пытается повторять слоги и простые односложные слова НЕТ
Развитие процесса познания
• Изучает предметы самыми разнообразными способами (трясет, ударяет, бросает, роняет) НЕТ
• Легко находит спрятанные предметы НЕТ
• Когда называют какой-то предмет, может найти его на картинке НЕТ
• Копирует жесты НЕТ
• Начинает использовать предметы по их прямому назначению (из чашки – пьет, расческой – причесывается, по телефону – звонит, телефонную трубку – слушает) – пьет из чашки, телефонную трубку слушает) НЕТ
Социальное и эмоциональное развитие
• Ведет себя беспокойно или скованно в присутствии незнакомцев – НЕТ
• Плачет, когда мама или папа уходит НЕТ
• В своих играх любит копировать других – НЕТ
• Отдает особое предпочтение определенным людям и игрушкам НЕТ
• Проверяет, как будут реагировать родители на его действия во время кормления (Что вы будете делать, если он откажется есть?) ДА
• Проверяет, как реагируют родители на его поведение (Что вы будете делать, если он заплачет, когда вы выйдете из комнаты?) НЕТ
• В определенных ситуациях может пугаться ДА
• Предпочитает маму и/или того, кто больше других о нем заботится, всем остальным – ДА
• Повторяет звуки или жесты, чтобы привлечь внимание – НЕТ
• Сосет свой пальчик – ДА
• Вытягивает руки или ноги, чтобы помочь тому, кто его одевает ДА
Надолго его внимание привлечь не удается ничем пока,игрушки-максимум на пару минут, потом бросает, любит музыку, у него уже давно есть любимые песни на телефоне, он смеется при первых звуках этих песен, может послушать мин.3, но потом все оканчивается тем, что он добирается до телефона и начинает его грызть.Еще он любит, сидя на ручках включать и выключать свет, умываться.Да еще, пожалуй, плавать в ванне с кругом на шее.
Источник