Аутизм с синдромом дефицита внимания
Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог, стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе
Дата публикации: 20 июля, 2019
Обновлено: 20 февраля, 2020
Синдром дефицита внимания и аутизм (РАС — расстройства аутистического спектра) – «модные» диагнозы, которые любят раздавать детям, чье поведение кажется окружающим взрослым странным. При том, что обыватели не способны установить, есть ли подобные проблемы у ребенка в принципе, и о каком нарушении конкретно идет речь.
И СДВГ, и аутизм, характеризуются набором схожих симптомов, однако и различия между ними выражены. Даже одинаковое внешнее проявление, часто обусловлено различными причинами.
Чем отличается аутизм от СДВГ?
Несмотря на то, что оба синдрома классифицируются как расстройства психоэмоционального развития, гиперактивность и аутизм у детей – в корне отличающиеся состояния.
Если СДВГ с аутическими чертами считается неврологическим расстройством, влияющим на поведение ребенка, то аутизм вызван отсутствием зеркальных нейронов в головном мозгу.
Некоторые схожие черты у двух расстройств есть, но эти патологии отличаются друг от друга. Первая из них поддается коррекции, вот вторая – нет.
Ребенок научится жить с аутизмом, интегрируется в общество, но избавиться от особенностей восприятия мира не сумеет.
Наиболее явные отличия аутизма от СДВГ или особенности:
- Аутичный ребенок зацикливается на одном действии изо дня в день. Он старается выбирать постоянный маршрут прогулки, одинаковую одежду, может проводить часы за выполнением монотонного, не несущего какой-то пользы действия: переливает воду из одного сосудов другой, или переставляет предмет с места на место. Гиперактивному малышу напротив, необходима постоянная смена впечатлений, монотонность для них невыносима. Поэтому им сложно долго заниматься одним делом или каждый день ходить по одной дороге.
- Понимание новой информации через конкретную схему, рисунок или таблицу. Аутист разберется в любой информации, если получится ее систематизировать, у носителей СДВГ не хватает на это терпения, концентрации.
- Бедная мимика. Аутисты не склонны посылать окружающему миру сигналы о своих переживаниях. В то время как гиперактивные дети активно выражают эмоции, часто строят рожицы.
- Ребята с СДВГ любят перемены в мире вокруг них. А вот аутист может впасть в настоящую панику, даже если просто переставить в его комнате мебель или изменить привычный ему распорядок дня. Им комфортно находиться в максимально неизменных условиях.
- Аутизм чаще встречается у мальчиков. У девочек он редок и слабо выражен.
- Интеллектуальный уровень. Интеллект аутистов, как правило сохранен, но слабо реализуется из-за особенностей заболевания. Более того, они часто показывают очень высокие результаты на тестах IQ, но не могут демонстрировать ум на людях. Различия СДВГ и аутизма кроются в особенностях нервных систем, но обе патологии вызывают у ребят проблемы с развитием, приобретением социальных навыков. Ребенок с СДВГ сложно осваивает новое из-за необходимости постоянно переключаться на другой вид деятельности и проблем с вниманием, а не из-за того, что ему неинтересно.
- Гиперактивность и аутизм у детей приводят к проблемам с общением. Но аутисту просто не нужно и даже неприятно контактировать с другими людьми, даже близкими, они часто плохо реагируют даже на объятия родителей. А гиперактивный сорванец просто не умеет заводить отношения, но с удовольствием играет с теми, кто его понимает и принимает, проявляет заботу, ласку.
- Рассеянное внимание. Аутичному ребенку неинтересно происходящее вокруг, он погружен в свой мир, а гиперактивный отвлекается на любой вид деятельности.
Несмотря на схожесть некоторых внешних проявления, дети с этими синдромами по-разному воспринимают мир и себя, им необходима различная помощь.
Крайне важно, чтобы при постановке диагноза врач видел не только вершину айсберга в виде внешних проявлений, но и понял причины, вызывающие те или иные реакции.
Чем похожи РАС и СДВГ?
Несмотря на такое количество коренных различий, эти два диагноза часто путают, особенно у маленьких детей, так как сходных черт у обеих патологий также предостаточно. Однако схожесть их только внешняя: причины поведенческих реакций различаются психологически и физиологически.
Важно распознать, что конкретно движет ребенком при совершении той или иной деятельности, чтобы подобрать правильную терапию и не упустить время для коррекции синдрома и социальной адаптации маленького члена общества.
Спутать СДВГ с аутичными чертами и истинный аутизм у ребенка, довольно просто из-за схожих симптомов:
- Неуклюжесть движений.
- Проблемы со сном, беспокойство, приступы бессонницы, совсем маленькие способны плакать от того, что хотят спать, но уснуть не могут.
- Сложность при установлении социальных контактов, как со сверстниками, так и со взрослыми. Но если аутисту просто неинтересно, то гиперактивные дети будут пытаться. Просто их часто не принимают в компанию из-за неумения вести диалог, вслушиваться в слова собеседника.
- Неумение понимать эмоции, чувства, плохая способность ориентироваться в человеческой мимике.
- Дословное понимание метафор, любых идиоматических фраз. Детям сложно осмыслить понятие многозначности слова.
- Повторение каких-либо действий на протяжении долгого времени, зацикливание на словах и фразах.
- Неприятие смены режима или перемен в окружающей обстановке.
- Страх нового: вещей, людей, мест или занятий.
- Проблемы с обучением новым навыкам.
- Задержки в развитии речи, используемой для коммуникации. Больные легко учат слова и выражения, которые им нравятся и регулярно их повторяют, но изучать конструкции, необходимые для создания диалога не стремятся.
- Полностью сохраненный интеллект, часто выше среднего. Однако это не обеспечивает успеха при обучении, часто даже наоборот. Так как из-за проблем с концентрацией внимания, ребенок не может вникнуть в суть нового материала или запомнить его надолго.
- Тиганов А.С., Башина В.М. Современные подходы к пониманию аутизма в детстве // Журнал неврологии и психиатрии. 2005. Т. 105. С. 4-13.
- . Bruce B., Kirkland S., Waschbusch D. The relationship between childhood behaviour disorders and unintentional injury events. Paediatrics & Child Health. 2007; 12 (9): 749-754.
- Красноперова М.Г. Клиника и психопатология процессуального детского аутизма, протекающего с манифестными психозами и задержкой психического развития: Автореф. дисс. … канд. мед. наук: 14.00.18. Науч. центр псих. здоровья РАМН. М., 2003. 24 с.
- Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях. М., 2001. 96 с.
Была ли эта статья полезна?
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Приносим извинения!
Как можно улучшить эту статью?
Гимранов Ринат Фазылжанович
Записаться к специалисту
×
Источник
Изображение взято из интернета в свободном доступе
По последним оценкам, примерно 11% детей школьного возраста имеют “синдром дефицита внимания и гиперактивности” (СДВГ). Однако большинство родителей и учителей зачастую не видят у таких школьников признаки РАС (расстройства аутистического спектра). Наличие двух или более нарушений определяются как коморбидные или сопутствующие расстройства, которые при этом могут иметь разную этиологию.
Обзор недавних исследований показал, у 30-50 % детей с аутизмом имеются признаки СДВГ, аналогичным образом, предполагается, что и у 2/3 детей с СДВГ проявляется аутистическое расстройство. Также исследователи определили, что у детей в спектре в сопутствии с СДВГ, имеют более тяжелую степень нарушения в развитии. Поэтому так важна и необходима ранняя, точная и своевременная диагностика, которая в будущем позволит добиться наибольших успехов в коррекции расстройств.
Положительным моментом в данной ситуации является то, что многие методы реабилитации подходят для обоих расстройств одновременно.
В чем же сходство РАС от СДВГ?
Специалисты отмечают сложность в дифференциации этих двух расстройств в связи с их пересекаемыми признаками. Более того, симптомы СДВГ прослеживаются в поведении типичных детей, однако не имеют тенденции к ухудшению без коррекционного вмешательства.
Вот некоторые сходства:
- расстройство внимания;
- сложности в коммуникации;
- импульсивность;
- различные степени возбужденного состояния и гиперактивности;
- чаще встречается у мальчиков, чем у девочек;
- первые признаки проявляются в младшем дошкольном возрасте;
- имеет наследственную предрасположенность
- основные проявления вызывают поведенческие, эмоциональные, академические и адаптационные проблемы в образовательных учреждениях, дома и других общественных местах.
Что касаемо отличий этих расстройств: если СДВГ определяется нарушениями в сфере внимания, проявлением гиперактивности и импульсивности, то РАС характеризуется именно дисфункцией в социальном взаимодействии и часто повторяющимися действиями.
Отличительные особенности РАС от СДВГ:
- невосприимчивость к окружающему миру;
- избегание социального взаимодействия (в т.ч. зрительного контакта);
- непонимание тонких социальных моментов (сложность с распознаванием эмоций другого человека);
- “зацикленность” на одном предмете или действии;
- часто повторяющиеся движения;
- нежелательное поведение (неадекватные реакции).
Некоторые стратегии для дальнейшего успеха.
Совместная работа родителей с коррекционным педагогом, в частности в школе, очень важная составляющая для успешного лечения этих двух сопутствующих расстройств. Специалисты подбирают общие и только проверенные методы коррекции как для СДВГ, так и для РАС. Особое внимание стоит уделить прикладному анализу поведения. Также, школьные педагоги обязаны разрабатывать и реализовывать стратегии вмешательства, основываясь на индивидуальных качествах ребенка и его возраст. В основном, коррекция должна сосредотачиваться именно на результатах коррекции, а не на “вечной” диагностике школьника.
Перечислим некоторые общеполезные приемы для этих двух нарушений:
- реализация позитивной коммуникации и ее подкрепление;
- создание и поддержание разнообразия в повседнеывной жизни ребенка;
- поведенческая коррекция;
- постоянная работа с детским психологом;
- организация режима дня, в т.ч. создание четкого расписания (можно визуального);
- поощрение адекватного социального взаимодействия и желательного поведения и т.д.
Очень важно родителям таких сложных детей научиться управлять их поведением, обучить их владеть своими эмоциями и желаниями.
В общей же сложности, существует огромное количество методов при одновременной коррекции РАС и СДВГ, о которых родители могут узнать в свободном доступе в интернете или специалистов, и изучить их самостоятельно. Однако, чем больше будет задействовано стратегий вмешательств, тем лучше будет динамика и прогноз на будущее.
Источник
Ребенок требует внимание
Из-за того, что проявления синдрома дефицита внимания и аутизма иногда бывают очень схожими, специалисты затрудняются с диагнозом. Прежде чем сделать заключение, врач проводит ряд тестов и анализов. Родители иногда преждевременно паникуют, принимая СДВГ за аутизм. Но между данными расстройствами есть принципиальная разница.
Схожесть и различия аутизма и СДВГ
Оба синдрома имеют следующие внешние проявления:
- невнимательность, плохая концентрация. Данный критерий обязателен для постановки диагноза СДВГ;
- гиперактивность. Присуща обоим заболеваниям, но не является обязательным пунктом для конечного заключения;
- импульсивность, малая осознанность своих действий;
- плохая способность к организации своего труда и времени.
Также схожесть между СДВГ и РАС (расстройство аутического спектра) заключается в том, что им чаще получают диагноз мальчики.
При всем этом большинство специалистов придерживается мнения, что данные заболевания взаимоисключающие, т.к. носят разную природу.
У аутиста могут также быть тревожные состояния и невнимательность. Но они имеют другую причину возникновения. Если при СДВГ плохая устойчивость внимания считается одним из главных критериев, то при аутизме — скорее дополнением к анамнезу.
Также деткам с СДВГ менее свойственны аутические проявления в виде отрешенности. Да, они могут засмотреться в окно, задуматься о чем-то своем. Но это вызвано непосредственно неспособностью концентрироваться долго на разговоре или выполнении определенного действия. Аутичный ребенок будет именно «замкнутым», отрешенным.
Одним из главных различий между СДВГ и РАС выступает отстраненность от социальных контактов. Трудности при построении межличностных отношений возникают в обоих случаях. Но при аутизме причиной выступает просто нежелание и равнодушие самого ребенка, а при СДВГ – неспособность выслушать до конца собеседника, привычка перебивать и т.д.
Для точной постановки диагноза необходимо обратиться к врачу: неврологу, психологу и психиатру. Больше информации даст МРТ.
Главное – проконсультироваться у специалиста, а не вешать ярлыки на ребенка преждевременно. Своевременное обращение за помощью позволит ускорить процесс выздоровления.
Ребенок игнорирует просьбы родителей
Что о заболеваниях говорят родители деток
Проявления синдромов похожи, и нередко родители прибегают к неправильным методам лечения, паникуют и тем самым травмируют своих детей. Если же при первых подозрениях, что с вашим чадом что-то не так, вы обратитесь к врачу, то негативных последствий можно избежать. Ниже представлены отзывы родителей, у которых детки больны СДВГ и РАС.
Опыт постановки диагноза | |
Позитивный | Негативный |
Пришлось море литературы перелистать, прежде чем мы узнали, что с нашим сыном. Сходили к неврологу – он подтвердил наши опасения. У малыша СДВГ. Ну, ничего, лечимся. Сейчас немного симптоматика сходит «на нет». Гость. | Мы, наверное, месяца четыре проходили диагностику в разных больницах. Сначала врач сказал, что у нас аутизм. Пошли к психологу – тот посмеялся с диагноза и компетентности врача. В конечном итоге оказалось, что малышка с дефицитом внимания. Пока бегали по клиникам, могли лечиться. Гость. |
Мы как-то сразу поняли, почему ребенок такой гиперактивный. После консультации с психологом и неврологом, наши подозрения были подтверждены. Гость. | У нас горький опыт постановки диагноза. Год лечили ребенка от аутизма, а оказалось – СДВГ. Жаль, что сразу к толковому специалисту не попали. Гость. |
Нам в садике сказали, чтобы сына на консультацию сводили к психологу. Он нас направил еще к неврологу и психиатру. Оказалось, что у нас СДВГ, а не аутизм, как воспитательницы кричали. Наталья. |
Больше отзывов можете прочесть на сайте stranamam.ru.
Статья в тему: Советы как вести себя с ребенком СДВГ
Вывод
Как только у ребенка начала проявляться симптоматика расстройства, не медлите и обращайтесь к врачу. Посетите невролога и психиатра. Так вы сможете избежать дальнейшего развития заболевания.
Высококвалифицированный специалист сможет определить наличие расстройства у ребенка и его природу. Тогда вы сможете избежать путаницы и пустой траты время на малоэффективное лечение.
Видео — Аутизм. Гиперактивность. Лечение.
Видео — РДА ( ранний детский аутизм) СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)
Источник
Рассеянный с Бассейной – детская сказка про СДВ
До знакомства с собственным сыном я думала, что “Рассеянный с Бассейной” – это вымысел Маршака. Но нет… Диалог с 4-х летним сыном.
-Сынок, одевай трусы.
Сын прыгает по кровати…
-Сын, одевай трусы , ррраз, – включаю я стоп-слово.
Трусы отправляются на голову…
– Я пойду гулять одна?
– Неет, – мальчик, голый, с трусами на голове, устремляется к калошнице, выхватывает пару зимней обуви и поспешно натягивает на ноги.
На дворе, между тем, около нуля…
Аутисты часто бывают гиперактивны, но и другие дети тоже рождаются “шилопопыми”.
Вот ребенок:
– инфантильный, хотя интеллектуальное развитие в норме;
– наивный, верит всему, что ему говорят;
– беспокойный, проблемы со сном;
– моторно неловкий, неуклюжий, “слон в посудной лавке”;
– имеет проблемы с концентрацией внимания и усидичивостью;
– избегает организованной коллективной деятельности в садике: лепки, рисования, физкультуры, танцев;
– обожает подвижные игры, но часто пренебрегает их правилами;
– речевые проблемы;
– невежливый, бестактный, часто перебивает собеседника, пренебрегает вежливыми словами, пренебрегает социальными нормами, плохо понимает настроение собеседника или пренебрегает им;
– непослушный, сложности с выполнением инструкций;
– прибегает к стиммингу: грызет карандаши, крутит пряди волос, теребит и жует одежду;
– склонен к полевому поведению: теряется, убегает;
– рассеянный: часто теряет вещи, забывает о важных вещах, проблемы в быту;
– эмоционально нестабильный: истерики, вспышки гнева и необузданного веселья.
Он кто? Аутист или просто гиперактивный?
Как говорится, найдите 10 отличий…
Современная медицина предполагает, что у 30-50 % детей с аутизмом имеются признаки СДВГ. Аналогичным образом, предполагается, что и у 2/3 детей с СДВГ проявляются аутистические черты. Вы не верите? Давайте познакомимся с нашими героями.
Вене 3, 5 годика. Официально это гиперактивный мальчик с ЗПРР. Венечка беспорядочно скачет по комнате, залипая на яркие предметы. Меня он словно бы и не замечает, зато попытался схватить мои влажные салфетки в ярко-оранжевой упаковке. Веня – довольно контактный мальчик, он может прилежно заниматься и адекватно себя вести, но первый раз на новом месте он должен оббегать каждый угол и осмотреть каждый предмет.
-Врачи подозревали у нас аутизм, но потом диагноз сняли, – заявила счастливая мама.
Володе 7. Посещает логопеда из-за заячьей губы: успешно прооперирован, без шрамов, но произношение все равно слегка уходит в нос, как будто Вольдемар француз или страдает насморком. Плюс моторика: отставание от возрастной нормы.
Володя умен, дружелюбен, хорошо и складно, адекватно отвечает на вопросы… на все которые зададут, даже если – не ему. Заниматься вместе с маленькими детьми ему скучно, поэтому Володя – бесконечный поток жалоб:
– Это дурацкий рисунок.
– Это глупое задание.
– Не хочу, не буду.
Каждые 5 минут Володя заваливается на подушки в углу комнаты, чтобы поиграть там с мягкими игрушками. Мама – женщина с утомленным лицом- возвращает его на место. Если Володя обижен на маму, он может ее легонько стукнуть или расплакаться. Гораздо продуктивнее на мальчика действует система наказаний-поощрений: если Володя хорошо занимается, то после занятий они с мамой поедут на дачу, если нет – сын останется в душной городской квартире.
Честно говоря, высокофунциональный аутизм и СДВГ сильно похожи. Отличие лишь в том, что гиперактивные дети лучше понимают законы социума, а гиперактивные аутисты часто болезненно концентрируются на каких-то темах и идеях, подолгу зависая над лужей, камушком, фантиком или каким-то сенсорным ощущением. Если учеба входит в их список особых интересов, учиться они будут превосходно.
Нам всесторонне не повезло с одеванием, да и коммуникация хромает. Но за учебным столом сын преображается: педагоги часто хвалят его за сообразительность и умение схватывать на лету.
Сын не гиперактивен, а избирательно гиперактивен: на площадке час висит на качелях, дома кричит и бесится. Подолгу играет с водой, но устраивает веселую возню и беготню с малышами в поликлинике. В итоге кто-нибудь из маленьких пациентов оскальзывается на кафельном полу, -и родители прекращают вакханалию.
Гиперактивные аутисты кажутся более жизнерадостными и общительными , поэтому часто избегают диагноза “аутизм”, особенно если нет когнитивных расстройств. В школе дети обоих категорий часто бывают драчунами, приставалами или шутами, чья детская непосредственность веселит одноклассников.
Чистый СДВГ – мозг не успевает обдумывать поступки, РАС – мозг неправильно анализирует поступки хозяина.
Когда мы только начали распутывать клубок наших проблем, нам порекомендовали книгу Екатерины Мурашовой “Дети-тюфяки и дети-катастрофы”.
Некоторые советы показались мне полезными:
– ребенок СДВГ нуждается в очень жестком режиме дня с ритуалами укладывания спать и во время занятий;
– до школы заниматься дома очень короткими сессиями по 10 минут;
– определять для занятий часы максимальной работоспособности;
– ориентироваться на состояние ребенка у детей бывают плохие дни, когда надо снижать требования или отменять занятия, научить ребенка сообщать о плохом самочувствии;
– если ребенок агрессивно себя ведет по отношению к другому ребенку, то: либо дать обиженному ребенку отлупить нарушителя спокойствия, либо увести домой с площадки;
– активные прогулки, закаливание, спорт;
– не торопиться с цифрами, буквами, пусть созреют друге функции мозга;
– не торопиться со школой;
– ходить на курсы по подготовке к школе за год до поступления;
– выбирать лояльного учителя, ориентироваться на рекомендации мам таких же детей;
– контролировать учебу выполнение уроков, в старших классах частично приучать к самоконтролю и планированию дня, выдавать карманные деньги строго раз в неделю;
– разбивать одно задание на несколько мелких;
– искать для ребенка отдушину, сублимацию , завести домашнее животное, поощрять участие в общественных мероприятиях;
– предлагать поощрения и лишать их ненавязчиво: у тебя болит голова идти на занятия: жаль, а мы вечером в парк на машинках, у тебя две пятерки, пойдем купим тебе мороженое;
– не шлепать;
– много говорить по душам, учить анализу собственных эмоций;
– хвалить, повышать самооценку;
– воевать на стороне ребенка против синдрома, а не против ребенка.
Некоторые советы мне показались спорными для детей с РАС+СДВГ:
– обучение в процессе игры (для аутистов игра может быть сложнее собственно классического обучения за партой, игра – это отдельный “учебный блок” в программе аутиста, а для детей с нарушениями понимания речи игровая инструкция – лишний груз);
– позволять в процессе игры прыгать и бегать (не всегда выполнимо на занятиях с логопедами, терапистами);
– отдавать в садик, т.к. гиперактивные дети очень общительны, но нуждаются в социализации (я обеими руками “за”, но ребенка РАС+СДВГ не всегда можно устроить в садик без подготовки, общение должно быть дозированным);
– озвучивать свои эмоции , не “нельзя кидаться камнями”, а “мне не нравится, что ты кидаешься камнями” (ребенку РАС+СДВГ может быть фиолетово на ваши эмоции).
Если говорить о научном исследовании РАС и СДВГ: одни ученые считают, что у людей с аутизмом не бывает СДВГ, это просто похожие симптомы, но большинство все таки склоняется к тому, что это два разных диагноза у одного человека. Современная медицина допускает установку одновременно двух диагнозов.
Но как бы там ни было, если классическими методами гиперактивный ребенок не воспитывается, родителям просто гиперактивных детей предлагают попробовать поведенческий анализ (ABA).
Источник