Аутизм у детей синдромы психиатрия
Что такое аутизм?
Аутизм – это комплексное нарушение психических функций. Характеризуется отсутствием способности к социальному взаимодействию, общению, шаблонностью поведения и различными неспецифическими общими симптомами (страхи, тревога, двигательное возбуждение, нарушения пищевого поведения), приводящими в итоге к нарушению социальной адаптации.
Касаясь темы аутизма, вспоминается драматический фильм 2017 г. «Please stand by», Венди — главная героиня, которая страдает этим заболеванием. Она проживает в пансионате для душевнобольных, где каждый день по чёткому расписанию. Создана среда, где ей спокойно и комфортно, где каждый день она общается со своим врачом, а днём работает в кафе. У Венди есть специфическое увлечение — она огромная поклонница «Звёздного пути» и всё знает об этом мире. Однажды, увидев объявление на конкурс сценариев, она решается написать свою работу. Тут и начинаются все приключения. Зрители вместе с главной героиней впадают в тревогу, панику и напряжённо наблюдают за тем, как ей действительно тяжело себя преодолеть в этом мире. Посмотрев этот фильм, вы сможете составить для себя клиническую картину заболеваний аутистического спектра.
Аутизм относится к группе расстройств аутистического спектра (РАС), по Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) шифр заболеваний F 84.0 — F84.8.
Почему возникает аутизм?
На данный момент всемирно признанной и чёткой концепции возникновения аутизма не существует. Догадки складываются в различные гипотезы возникновения аутизма (генетические, инфекционные, социальные, психологические, биологические и даже экологические). Причём данные теории не исключают друг друга, а больше описывают комплексность нарушений, проблем на различных уровнях. Распространённость заболеваний аутистического спектра достаточно широкая: 34 — 90 на 10000 населения. Встречаемость у мальчиков и девочек 2,6 — 4:1 соответственно.
Патогенез аутистических расстройств не известен. Однако с уверенностью можно утверждать о генетической основе нарушений при РАС. Происходят поломки генома на различных уровнях: заменяются нуклеотиды в генах, меняется количество копий генов в клетках. Таким образом, дефект развития структур головного мозга происходит на ранних этапах. Причём изменения носят диффузный характер и не могут быть связаны с поражением какого-либо конкретного отдела мозга.
Из причин появления аутизма ведущее место занимают различные внешние факторы: травмы, в том числе и родовая травма, нарушение обмена веществ, инфекционные заболевания, токсические вещества, лекарства, вакцинации.
Какие существуют варианты расстройств аутистического спектра?
РАС классифицированы в рубрику F 84 согласно МКБ-10 «Общие расстройства психологического развития». В разделе F84.0 рассматривается детский аутизм и классическое его проявление — синдром Каннера.
Существует также атипичное течение аутизма, оно проявляется в виде атипичного детского психоза и умственной отсталости с чертами аутизма.
Для того чтобы диагностировать аутизм, необходимо хотя бы 5 из представленных симптомов:
- проблемы взаимодействия с обществом: неспособность во время общения жестикулировать, взаимодействовать с другими детьми и находить точки соприкосновения, эмоционально реагировать на окружающих, проявлять эмпатию, переживать радость и выражать эмоции;
- изменения форм речи: задержка в развитии или отсутствие разговорной речи, невозможность вступить в общение или поддержать речевой контакт с другими людьми, стереотипии (повторяющиеся предложения и отдельные слова) в речи или неуместное использование слов и фраз, отсутствие типичных для младшего возраста ролевых игр;
- стереотипии – это узконаправленные и повторяющиеся стереотипные шаблоны в поведении, интересах: как правило, существование одного крайне необычного по содержанию увлечения (ребёнок досконально изучает модели холодильников, карты дорог, знает все флаги стран), ритуальные действия;
- неспецифические нарушения: страхи, фобии, агрессия вплоть до нанесения самоповреждений, возбуждение, нарушения сна и пищевого поведения (крайняя избирательность в еде, отказ от другой предложенной вкусной еды);
- начало симптоматики до трёхлетнего возраста.
Как клинически проявляется аутизм?
Синдром Каннера — классический вариант аутизма, заболевание начинается с самого младенчества. Оно характеризуется дефектом функций психики и частичным их недоразвитием, нарушением способности к общению. Можно выделить 3 основных комплекса: недостаточная социализация, отсутствие общения и стереотипное поведение.
Родители чаще всего обращают своё внимание на задержку речи. С самого младенчества гуление и лепет крайне бедны, жесты не используются. Первые слова крайне странные, в виде повторов слогов. Словарный запас пополняется медленно. После 3 лет речь содержит клишированные фразы, ребёнок обращает всё внимание на собственную личность. Дети — аутисты затрудняются вступать в диалог, пересказывать текст. Основная цель речи — общение, эта функция коммуникации у аутистов практически утрачивается. Игры таких детей лишены радости импровизации, выдумки и творчества. В движениях малыша можно заметить угловатость, стереотипные действия (например, ходьба на цыпочках, махание руками как бабочка).
Эмоциональная сфера притуплена, обычно у ребёнка нет характерной радости и эмоциональности, когда родители берут на руки, нет и различения на близких и чужих. Абстрактное мышление не развивается. Интеллект таких детей, как правило, снижен. Заболевание специфически изменяет развитие ребёнка, сохраняет неизгладимый дефект на протяжении всей оставшейся жизни.
При детском инфантильном психозе начальные фазы заболевания характеризуются преобладающим кататоническим симптомокомплексом и возникают в первые 3 года жизни ребёнка. Кататонические расстройства – нарушения двигательной сферы, как правило, возбуждение и стереотипные гиперкинезы: будь то бег по кругу, прыжки, качание на стуле или потряхивания кистями, ходьба с опорой на пальцы ног, неустойчивый тонус мышц.
Выражены реакции вегетативной нервной системы, часто наблюдается потливость. У детей нет тяги и потребности в общении с родными и близкими. Речь нечёткая, бессвязная. Такие приступы длятся 2 — 3 года, затем наступает ремиссия. В ремиссии дети долго не могут сидеть на месте, вертятся, бегают во время занятий, легко отвлекаются. К возрасту 7 — 9 лет приступы купируются, и преодолевается задержка психического развития. Лишь при увеличении нагрузки и чрезмерном эмоциональном напряжении возникают кратковременные стереотипные движения. У части больных детей нарушена коммуникация и сохраняется снижение интереса к социальным взаимосвязям, они одиноки. Что касается прогноза, необходимо отметить, что своевременная реабилитация способствуют благоприятному исходу в 84% случаев (выздоровление – в 6%; «высокофункциональный аутизм» – в 50%, регредиентное течение – в 28%).
К атипичному аутизму в детском возрасте относится большинство тяжёлых форм аутизма при других заболеваниях (шизофрении, болезни Дауна, фенилкетонурии). Атипичный, т.е. не такой, как классический вариант, аутизм может начинаться в позднем возрасте (после 3 лет), при включении в клинику различной дополнительной патологии — психотической и непсихотической (умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами).
Как диагностировать аутизм?
Выявить наличие аутизма может только врач-психиатр. Задача родителей, психологов и педагогов образовательных учреждений – как можно раньше выявить ребёнка с отклоняющимся поведением, помочь создать комфортные условия в семье, детском коллективе и, конечно, направить к врачу-психиатру.
Важно не упустить периоды развития ребёнка, когда он должен активно познавать окружающий мир и налаживать общение со сверстниками и другими взрослыми, чтобы не произошло закрепления и прогрессирования аутистической симптоматики.
Хороший эффект наблюдается от комплексного использования лекарственных и немедикаментозных методов лечения (дефектологическая, психологическая, педагогическая, нейропсихологическая коррекция, психотерапевтическая и социальная работа с маленьким пациентом и его семьёй). Преемственность помощи при лечении аутизма – один из принципов терапии. Таким образом создаются предпосылки к возможности обучения, трудоустройству и полноценному функционированию как полноценного члена нашего общества.
Родителей должно насторожить, если:
- до 12 месяцев ребёнок не гулит и не лепечет;
- после 1 года ребёнок не использует указательный жест, чтобы обратить на что-либо внимание родителей;
- до 1,5 лет он не произносит слова;
- в возрасте 2 лет он не произносит коротких фраз;
- он теряет ранее приобретённые речевые и социальные навыки, вне зависимости от возраста.
Для того чтобы выявить наличие аутизма из всей большой группы детей, необходимо провести кратковременное, но эффективное скрининговое исследование. На сегодняшний день широко используются экспресс-оценка аутистических проявлений — ADOS (2011 г.), модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста М-CHAT, социально-коммуникативный опросник — SCQ1, анкета для родителей по выявлению нарушений психического (психологического) развития, риска возникновения расстройств аутистического спектра у детей раннего возраста (до 2 лет).
При беседе в спокойной и доверительной обстановке врач собирает объективные сведения о пациенте, изучает имеющуюся медицинскую документацию, характеристики из дошкольных учреждений, коррекционных центров, школ, а также беседует с самим пациентом и его родственниками.
Далее диагностику развития проводят психологи для выявления особенностей личности ребёнка, оценки его коммуникативных навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы.
Инструментальные исследования при диагностике РАС. Широко используется электроэнцефалография (ЭЭГ). У больных детей существуют определённые изменения в биоэлектрической активности головного мозга, связанные с клинической симптоматикой. Из несомненных плюсов ЭЭГ стоит отметить повсеместную доступность и невысокую стоимость данного метода. ЭЭГ позволяет не только обнаруживать эпилептическую активность, но и оценивать уровень зрелости и функциональной активности мозга, дезорганизации корковых структур мозга, что очень важно при диагностике онтогенетических нарушений.
Методы нейровизуализации, используемые для диагностики аутизма, неспецифичны: компьютерная томография (КТ), магнитно-ядернорезонансное исследование (МРТ) проводятся по показаниям.
Лечится ли аутизм?
Лечение аутизма, прежде всего, должно быть комплексным, с использованием как медикаментозных, так и немедикаментозных методов лечения (дефектологическая, психологическая, педагогическая, нейропсихологическая коррекция, психотерапевтическая, социальная работа с маленьким пациентом и его семьёй). Основная цель лечения аутизма: улучшение когнитивных функций, уменьшение тяжести аутизма, налаживание социального взаимодействия ребёнка с другими людьми, создание возможности для дальнейшего обучения. Опираясь на поставленные цели, врач должен создать баланс между лекарственной терапией и немедикаментозными методиками, активизировать биологические и психологические возможности ребёнка. Совместно с врачом к лечению должны подключаться педиатры, неврологи, психологи, логопеды, педагоги, социальные работники.
Стационарное лечение показано при грубом изменении поведения, острой психопатологической симптоматике, опасности для жизни и здоровья ребёнка, затруднении в уходовых мероприятиях и невозможности компенсировать данное состояние амбулаторно. Лечение проводится в детском психиатрическом отделении, где создаются комфортные условия для пребывания матери и ребёнка. После стационарного лечения и купирования острого состояния маленький пациент поступает на долечивание в амбулаторное звено. На этом этапе к лечению добавляется педагогическая коррекция с использованием специальных адаптированных по возрасту программ восстановительного типа.
Медикаментозная терапия при лечении аутизма имеет огромное значение, особенно раннее её начало. Это связано с особенностями развития головного мозга ребёнка, выделением специфических периодов развития психических функций, когда существует возможность остановки активного течения заболевания. Подбор терапии всегда осуществляется индивидуально после тщательно проведённой диагностики и соотношения положительного эффекта и нежелательных побочных реакций. Выбор препаратов для лечения аутизма осуществляется с учётом возраста начала заболевания, психопатологической симптоматики, сопутствующей патологии других систем и органов. Имеются в виду и способы приёма препаратов, происходит подбор удобных для пациента форм препаратов в виде капель, растворимых в полости рта таблеток.
При возникновении острого психоза с преобладанием неспецифических аутистических проявлений (паника, страхи, тревога, психомоторное возбуждение, агрессия) назначаются антипсихотики с успокаивающим и снотворным эффектом (например, хлорпромазин, левомепромазин, хлорпротиксен, алимемазин, перициазин и др.). С целью поддержки умственных функций используют, как правило, атипичные нейролептики (рисперидон, клозапин, палиперидон), т.к. именно эта группа препаратов сохраняет реабилитационный потенциал и не даёт болезни прогрессировать. При более грубых нарушениях личности предпочтительны классические нейролептики с общим антипсихотическим действием (галоперидол, клозапин, рисперидон).
При наличии в структуре аутистического расстройства выраженного депрессивного состояния назначаются антидепрессанты, желательно с седативным действием (амитриптилин, сертралин).
При преобладающих неспецифических изменениях в виде тревоги, напряжения, нарушений сна, навязчивых проявлений или выраженного двигательного возбуждения применяют транквилизаторы (диазепам).
Группа нормотимиков назначается в случаях с выраженным колебанием настроения, стереотипиями (карбамазепин, вальпроат натрия, ламотриджин).
У детей при всех видах РАС в комплексной терапии обязательно используются ноотропы и вещества с ноотропным действием. Наиболее часто используются в практике кортексин, церебролизин, гопантеновая кислота, пирацетам, глицин, циннаризин, актовегин.
Психокоррекция и социальная реабилитация являются базовыми при лечении аутизма, так как направлены на формирование и развитие навыков общения и подстройки к окружающему миру. Одна из лучших в мире – программа «Обучение и воспитание детей с аутизмом и сопутствующими нарушениями развития» (TEACCH -Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children) и методика поведенческой терапии — Прикладной анализ поведения (ABA –Behavior treatment and technology).
Логопедическая коррекция индивидуально учитывает особенности больных с аутизмом, нарушения речи и направлена на формирование словарного запаса, развитие внимания, речевого слуха.
Нейропсихологическая коррекция также полезна, в ней используются специальные программы упражнений для снятия напряжения. В этом комплексе задействованы дыхательные и релаксационные методики, физические упражнения для различных групп мышц (глазодвигательные, мышц языка, лица, челюсти, мелкой моторики рук).
Необходимо отметить, что и обучение детей-аутистов должно проводиться в специализированных учреждениях: детских садах компенсирующего вида и учреждениях, имеющих группы компенсирующего и комбинированного назначения для детей с нарушениями слуха, речи, моторики, с нарушением интеллекта.
В имеющейся структуре школьного образования больных с аутистическими расстройствами можно обучать в коррекционных образовательных учреждениях: 5-го вида для детей с тяжёлыми нарушениями речи, 7-го вида для детей с задержкой психического развития, 8-го вида для умственно отсталых, в школах индивидуального обучения на дому для детей — инвалидов по общеобразовательной программе, либо обучаться по индивидуальному учебному плану.
Мнение специалиста: родители, не меньше, чем дети-аутисты, нуждаются в помощи и поддержке. Психотерапевтические методики помогут снять тревогу и эмоциональное напряжение в семье. Врач подробно объясняет природу заболевания, особенности течения болезни и обучает навыкам выхода из сложных ситуаций, коррекции поведенческих нарушений. Большой труд научиться принимать ребёнка таким, какой он есть и не брать на себя вину за возникшее заболевание. Теперь важной задачей родителей становится создание такой атмосферы, где ребёнок будет чувствовать любовь и понимание, поддержку и доброжелательность, необходимо учитывать его особенности и интересы.
Каков прогноз?
При разных формах расстройств аутистического спектра прогноз отличается, но в целом, своевременно установленный клинический диагноз, адекватное ведение психофармакотерапии, проведение реабилитации являются достаточно эффективными и способствуют благоприятному исходу: у 70% больных с РАС наблюдается стабильное улучшение, в 10% случаев — больные полностью восстанавливаются. 20% больных с тяжёлыми формами атипичного аутизма, синдромом Каннера имеют неблагоприятный прогноз, когнитивный дефицит и становятся инвалидами с детства.
В заключении
Дети-аутисты совершенно необыкновенные. Не плохие и не хорошие. Они такие, какие есть. В наших силах вовремя увидеть и распознать, что с малышом что-то не так, что развитие не соответствует возрастным нормам и вовремя обратиться к специалисту. Современное общество рано или поздно научится принимать и таких особых людей, создавать необходимые условия для обучения и работы.
Специальность по диплому – лечебное дело. Окончила Омскую Государственную Медицинскую Академию, в 2013-м г. получила специализацию по психиатрии. С 2014-го г. работаю участковым врачом-психиатром в психоневрологическом диспансере и медико-реабилитационном отделении БУЗ ОО “Клиническая психиатрическая больница им. Солодникова Н.Н.” г. Омска. Стаж работы – 4 года. Являюсь специалистом 2-й квалификационной категории. Сертифицированный НЛП-практик (260 академич.ч).
Оценка статьи
Мы приложили много усилий, чтобы Вы смогли прочитать эту статью, и будем рады Вашему отзыву в виде оценки. Автору будет приятно видеть, что Вам был интересен этот материал. Спасибо!
Загрузка…
Источник
Аутизм – это нарушение развития, которое характеризуется изменениями в социальных коммуникационных навыках, мелкой и крупной моторики, речи и потенциале интеллекта. Поскольку симптомы аутизма и их степень выраженности отличается от человека к человеку аутизм называют расстройством аутистического спектра (РАС).
Символ аутизма – знак бесконечности цвета радуги, как напоминание о том, что аутизм – это спектр, а не заболевание
Нарушения развития диагностируются в детстве и сопровождают человека всю жизнь. К сожалению, от РАС пока не придумано лечения, но симптомы аутизма можно смягчить, а социальные навыки выстроить путем различных терапий, например, поведенческой, образовательной и, конечно же, семейной, поскольку появление в семье ребенка с РАС требует особых навыков и знаний, а также смелости и готовности принять диагноз самого близкого человека и научиться с этим жить.
Признаки и симптомы аутизма
Признаки аутизма обычно делят на частые и редкие. Одни из них проявляются достаточно рано и присутствуют у большинства людей разных возрастов, другие – реже. Признаки аутизма у взрослых и детей выражаются по разному, разница состояний зависит от степени выраженности признаков, которые типичны при детском или взрослом аутизме, а также от уровня адаптации человека с аутизмом жить в обществе.
Ранние признаки аутизма у детей
Признаки аутизма у детей можно обнаружить уже в раннем возрасте, как правило, до трех лет. Есть немало настораживающих сигналов, но родители, которые подозревают, что у малыша может быть РАС или беспокоятся по поводу необычного поведения ребенка, должны знать, на какие первые признаки аутизма у детей надо обращать внимание:
1. Годовалый малыш не гулит и не показывает на окружающие его предметы, не интересуется происходящим вокруг – должно быть, это самый частый распространенный симптом аутизма. Ведь ползунки и дети, которые начинают сидеть и ходить, активно включаются в коммуникацию с внешним миром и стремятся познать его. Они лепечут, смеются, тянут предметы в рот, подолгу рассматривают объекты, которые их заинтересовали, и конечно же, реагируют на значимых взрослых – улыбаются, смеются, тянут ручки. Если ребенок всего этого не делает, это может свидетельствовать о детском аутизме.
2. 16 – месячный или полуторагодовалый ребенок не говорит, а двухлетка не употребляет короткие фразы из двух слов.
3. Не отзывается, когда его зовут по имени.
4. При общении с ребенком заметна деградация социальных навыков и языка.
5. Ребенок не смотрит в глаза и избегает зрительного контакта.
6. Малыш может не улыбаться и вообще не реагировать на попытки общаться с ним.
Другие симптомы аутизма у детей включают необычную реакцию на различные сенсорные раздражители, например, касание, свет, звук. Ребенка может пугать даже запах и вкус. А иногда наблюдается отсутствие реакции вообще.
Тревожные симптомы раннего аутизма не только отсутствие адекватных социальных реакций, но и стремление упорядочивать вещи и объекты. Если ваш ребенок может часами складывать башни из кубиков, при этом он не реагирует на ваши прикосновения, не поворачивается к вам, когда вы зовете его по имени, не просит телесного контакта, и не лепечет, обратитесь к специалисту.
Поздние признаки аутизма
Не всегда аутизм дает о себе знать в раннем детстве. Иногда признаки и симптомы аутизма бывают выражены не ярко – такое случается при атипичном аутизме, легкой или высоко функциональной форме расстройства. Так что РАС могут диагностировать и после трех лет, и во взрослом возрасте. Взрослый аутизм часто выражается в том, что человек не чувствует потребности в социальном контакте, поэтому не заводит друзей, например. Другие симптомы аутизма у взрослых включают:
- нетипичное использование речевых конструкций,
- ограниченный круг интересов при довольно интенсивном фокусе внимания,
- зацикленность и пристрастие к каким-то действиям, которые приобретают ритуальный характер.
Это так называемое повторяющееся и бессмысленное поведение. Однако, не стоит путать такие поведенческие паттерны с простыми привычками. То есть, если перед вами просто организованная личность или человек, который предпочитает какую-то определенную еду, это еще не значит, что у него расстройство аутистического спектра.
Редкие признаки аутизма
Эти симптомы проявляются нечасто. Как правило, они характерны для тяжелых форм аутистического расстройства. Они могут включать:
- судороги;
- отставание в интеллектуальном развитии;
- синдром саванта или савантизм, который характеризуется тем, что человек, несмотря на нарушения развития, обладает каким – то уникальным талантом или экстраординарными способностями в одной области. Например, довольно часто аутизм у взрослого или ребенка приводит к тому, что человек может взглянув на что-то всего раз затем идеально точно отобразить увиденный предмет по памяти. Синдром саванта встречается не так уж редко, в одном из десяти случаев РАС;
- гиперлексия, например, способность ребенка декодировать слова, хотя он не понимает их значения;
- пониженный тонус мышц и, как следствие, трудности с действиями, которые требуют владения мелкими или крупными моторными навыками.
Интересен факт, что то, как проявляется аутизм у детей, зависит не только от тяжести расстройства, но и от пола.
Аутизм у мальчиков и девочек
Известно, что аутизм поражает мальчиков чаще, чем девочек. Но у девочек диагностируется реже. Потому что признаки РАС у мальчиков и девочек различаются. Мальчики с аутизмом ведут себя «выраженнее», чем девочки – они, к примеру, могут раскачиваться, потому что им трудно усидеть на одном месте, могут кричать и быстро впадают в ярость, если им приходится участвовать в каких – то занятиях или играх, которые заставляют их чувствовать дискомфорт.
Девочки с аутизмом, наоборот, ведут себя сдержаннее, они тихие и закрытые. Они одиночки по доброй воле, потому что им просто не нравится участвовать в каких – то командных мероприятиях и быть в группе. Поэтому необычное поведение мальчиков привлекает к себе внимание учителей и родителей быстрее, чем поведение девочек, которым культурный код и так предписывает сдержанное поведение, застенчивость и скромность.
Типы и формы аутизма
Говоря об аутизме мы говорим о расстройстве аутистического спектра. Он может быть выражен в разной степени. Часто можно услышать о так называемом синдроме Аспергера. Это легкая форма аутизма. Его сложно обнаружить в раннем детстве, поскольку ребенок с синдромом развивается также, как и другие дети. У него нет задержки в развитии речевых навыков, например, а если и есть какие-то особенности, то все они в пределах нормы. Зато признаками высоко функционального аутизма без сомнения являются трудности с социализацией. Потому что люди с синдромом Аспергера высоко интеллектуальны, но ведут себя «странно» – поэтому часто эту форму расстройства называют «синдромом гика» или «синдромом маленького профессора». В общем-то отличить легкую и высоко функциональную форму аутизма практически невозможно. В обоих случаях у человека с таким расстройством будут наблюдаться трудности с коммуникацией и социализацией, а также неадекватные реакции на сенсорную нагрузку. Все вышеперечисленные формы аутизма относят к первой степени РАС.
Ни высоко функциональный, ни низко функциональный аутизм не являются на сегодняшний день официальным диагнозом. Это просто способ определить степень тяжести расстройства. Тяжелая или низко функциональная форма РАС проявляется в отсутствии речевых навыков, социализации, а также в отставании в интеллектуальном развитии. Люди с третьей или тяжелой степенью РАС практически не говорят, у них низкий уровень интеллекта, а их поведение очень часто агрессивно и предсказать его невозможно.
Диагностика аутизма
Не существует какой – либо единой методики, как определить аутизм у ребенка или взрослого. Это приводит к тому, что порой РАС диагностируется довольно поздно, хотя проявляет себя рано, поэтому можно предположить, что многие дети с аутизмом не получают необходимой им медицинской помощи. Диагностика аутизма проходит в два этапа. Первый позволяет выявить аутизм в раннем детстве. Это так называемый скриннинг развития в виде короткого теста, который выявляет отклонения, симптомы и признаки аутизма у детей. Врач может задавать вопросы родителям о том, как ребенок себя ведет, как говорит, как играет и играет ли вообще. К тому же, врач может сам поиграть с ребенком, понаблюдать за его поведением, и прийти к определенному диагнозу. Следующий этап выявлением симптомов, характерных РАС – это всестороннее диагностическое исследование. Сюда входит не только собеседование с родителями ребенка, или тест или игра, но и скриннинг зрения и слуха, генетическое и неврологическое тестирование, и любое другое медицинское обследование.
Причины аутизма
К сожалению, причины аутизма у детей до сих пор неизвестны. В мире проводятся множество исследований, цель которых выяснить, что же провоцирует развитие синдрома. Согласно последним данным, выявлено несколько генов, которые коррелируют с появлением расстройства. Иногда эти гены появляются в организме в результате спонтанных мутаций. В другом случае, люди могут просто унаследовать их. Кстати, исследование близнецов показали, что если у одного диагностирован аутизм, то и второго он проявится, с вероятностью 36–95 процентов. Отмечено, что у взрослых и детей с расстройством фиксируются изменения в тех областях мозга, которые отвечают за поведение и речь. К причинам аутизма относят также такие факторы окружающей среды, как плохая экологическая обстановка, однако, эти данные пока не подтверждены исследованиями. А вот стиль воспитания на развитие РАС никак не влияет, поэтому родителям не стоит винить себя, если у ребенка будет диагностирована любая степень расстройства. Следующее заблуждение, касающееся причин возникновения аутизма относится к прививкам. Многочисленные исследования подтверждают – связи между развитием РАС и компонентами, которые входят в состав прививок, не наблюдается, а значит, последние не могут быть причиной возникновения аутизма у детей.
Лечение аутизма
Аутизм – это не заболевание, это спектр определенных расстройств развития и поведения ребенка или взрослого, поэтому единого алгоритма лечения аутизма не существует. Врачи, которые наблюдают и ведут множество пациентов с РАС, говорят следующее: «Если вы видели одного ребенка с аутизмом – вы видели только это. Одного ребенка с аутизмом.» Иными словами, признаки аутизма одинаковы и присутствуют у всех, но выражают эти люди себя по разному. Поэтому лечение аутизма у детей и у взрослых направлено в первую очередь на то, чтобы поддерживать физиологическое здоровье и адаптировать человека в социуме. Нередко докторам приходится лечить эпилептические припадки, учить пациентов справляться с обсессивно – компульсивным расстройством, устранять нарушения сна, ведь все это может проявляться у людей с диагнозом РАС.
Условно лечение можно подразделить на психотерапевтическое и медикаментозное. Людям с РАС помогает:
1. Поведенческая терапия, которая направлена на то, чтобы улучшить коммуникационные, в том числе речевые, навыки, способность концентрироваться, а также развить способность учиться. Для маленьких детей, возрастом от одного до четырех лет, эта терапия проходит в форме игр. Конечно же, в такую терапию всегда вовлекают родителей.
2. Оккупационная терапия или терапия занятностью, когда человека учат следить за собой, одеваться без посторонней помощи, расчесываться, умываться, заботиться о себе, и также развивают мелкую моторику.
3. Терапия, посредством которой человека с РАС учат понимать других людей, их перспективу, развивают эмоциональный интеллект, гибкость и динамичность мышления.
4. Речевая терапия, которая включает в себя обучение пониманию того, что хотят сказать другие люди. Сюда же входит и навык распознавания эмоций и языка тела другого человека.
Медикаментозное лечение применяется в тех случаях, когда у человека с РАС случаются судороги, он страдает от эпилептических припадков, нарушений сна, депрессии, синдрома дефицита внимания, гастроэнтерологических проблем. В последнем случае врач скорее всего назначит особую диету при аутизме, которую надо будет соблюдать.
Чем и как помочь ребенку с аутизмом
Самое главное, что следует знать о человеке любого возраста с РАС любой степени тяжести, не все поведенческие реакции или паттерны вредны и мешают ему жить. Но лишь те, что ведут к социальной изоляции и усугубляют стресс. Люди с РАС и так склонны к одиночеству, они не идут на контакт с другими людьми или делают это крайне неохотно, они могут впасть в буйство, если кто – то просто коснулся их, а могут испугаться при виде автоматических дверей, как это происходило с героиней одноименного фильма «Темпл Грандин».
Ни в коем случае не стоит подавлять такие реакции и стараться убедить, что это плохо. Надо дать механизмы, которые помогут человеку жить с РАС и преодолевать трудности, вызванные расстройством. Поэтому, если у ребенка диагностирован аутизм, прежде всего надо создать комфортную для него обстановку, которая поможет ему раскрыться, почувствовать себя в безопасности, искать поддержки и помощи.
Вот несколько советов, как помочь человеку с РАС:
1. Понимать, что у таких людей может быть и бывает задержка речевого развития и принимать это во внимание, общаясь с таким человеком, а именно не торопить, не перебивать, не подсказывать и не договаривать за него, и уж, конечно, не злиться и не выказывать свое недовольство.
2. По возможности создать спокойную обстановку без громких звуков, движения и ограничить количество объектов в пространстве, потому что все это отвлекает детей с аутизмом.
3. Помочь с организацией времени и пространства, в общении давать четкие инструкции, разговаривать просто и понятно.
4. Демонстрировать адекватные социальные навыки на собственном примере.
Другая полезная информация
Сегодня на вопрос, что такое аутизм, не существует единого ответа. Речь всегда идет о спектре. А в него входит множество признаков РАС. Людей с таким диагнозом часто называют аутистами. Но значение слова аутист, которое говорит лишь о том, что у человека именно аутизм, а не какое-то другое расстройство, не определяет личность.
Поэтому в Европе призывают отказаться от этого слова, как от дискриминирующего. В обществе бытует мнение, что РАС – это нечто ужасное, однако, известные люди с аутизмом – лучшее доказательство тому, что аутизм не приговор и что его не надо бояться. В истории человечества, действительно, достаточно людей, сумевших добиться небывалых высот даже с таким диагнозом.
Аутистами были любимые детьми и взрослыми Льюис Кэррол и Ганс Христиан Андерсен, выдающиеся Чарльз Дарвин и Альберт Эйнштейн. Аутистом был Стив Джобс, диагноз РАС имеется и у здравствующего ныне Билла Гейтса. Аутизм был диагностирован у ученых Темпл Грандин и Барбары МкКлинток.
Источник