Ава терапия при синдроме дауна

Программа 90. Задает специальные вопросы, когда недостаточно информации
Сядьте на стул лицом к ребенку. Добейтесь внимания и скажите ребенку неопределенную информацию. Например: «Я ходила куда-то вчера». Помогите ребенку задать вам вопрос относительно вашей информации: «Куда ты ходила?» Похвалите вопрос и ответьте: «Я ходила в кино». Закрепляйте ответы. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных высказываниях без подсказок.
Примеры с недостаточной информацией Реакция: Задает вопросы относительно вашей информации дата введения дата усвоения
1. «У меня новая игрушка». «Какая?»
2. «Я что-то купила в магазине» «Что ты купила?»
3. «Мой друг сделал что-то смешное» «Что он сделал?»
4. «Я что-то ела на обед» «Что ты ела?»
5. «Мой папа ездил в путешествие» «Куда он ездил?»
6. «Я куда-то собираюсь завтра» «Куда ты собираешься?»
7. «Я кого-то видела сегодня» «Кого ты видела?»
8. «Кто-то купил мне это» «Кто это тебе купил?»
9. «Мне надо идти к врачу» «Почему?»
10. «Я не могу пойти сегодня в парк» «Почему ты не можешь?»
11. «Я поеду в Диснейленд» «Когда ты поедешь?»
Начинайте с вопросов, связанных с игрой. («Я что-то строю». «Я что-то рисую». «У меня что-то есть»). Ваши утверждения должны провоцировать вопрос ребенка. Например, перед прогулкой скажите: «Мы куда-то пойдем». Пауза. Затем подскажите вопрос: «Куда мы пойдем?»
Программа 91. Отвечает на вопросы «Почему/зачем…» и «Если …»
1. Почему…
Сядьте на стул лицом к ребенку. Добейтесь внимания и задайте вопрос ребенку начинающийся с «Почему…». Например: «Почему ты ешь?» Помогите ребенку ответить на вопрос: «Потому что я голоден». Закрепляйте ответы. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных высказываниях без подсказок.
2. Если…
Сядьте на стул лицом к ребенку. Добейтесь внимания и задайте вопрос ребенку содержащий «Если…». Например: «Что ты делаешь, если ты голоден?» Помогите ребенку ответить на вопрос: «Я ем что-нибудь». Закрепляйте ответы. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных высказываниях без подсказок.
Инструкция
(1) «Почему ты …?»
(2) «Что ты делаешь, если (ты) …?» Ответ
(1) «Потому что я …»
(2) «Я …» дата введения дата усвоения
1. Есть/голоден
2. Пить/жажда
3. Спать/устал
4. Плакать/огорчен
5. Идти к врачу/болен
6. Принимать ванну/грязный
7. Надевать пальто/холодно
8. Смеяться/что-то смешное
9. Брать зонт/дождь
10. Улыбка/счастье
Используйте случайные возможности, чтобы задать вопрос, например, когда ребенок попросит пить, спросите: «Почему ты просишь пить?» Помогите ответить: «Потому что я хочу пить» (дайте ребенку попить). Учите отвечать по картинкам: «Почему мальчик плачет? – Потому что он упал с велосипеда».
Программа 92. Логически заканчивает предложения.
Сядьте на стул напротив ребенка. Добейтесь внимания и покажите картинку с примером, подобным приведенным ниже. Скажите часть предложения. Например: «У него грязные руки. Ему надо…». Помогите ребенку закончить предложение: «…вымыть их». Закрепляйте ответы. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных высказываниях без подсказок.
Примеры незаконченных предложений Реакция: Заканчивает предложения дата введения дата усвоения
1. «Он голоден. Ему надо …»
2. «Идет дождь. Ей нужен…»
3. «У него пересохло горло. Он хочет…»
4. «Дверь заперта. Ей нужен …»
5. «Он порезал палец. Ему надо …»
Программа 93. Отмечает неточности на картинках
Сядьте на стул напротив ребенка и добейтесь его внимания. Покажите картинку, на которой что-то неправильно изображено (например, машина с квадратными колесами) и спросите: «Что неверно на картинке?» Подскажите ребенку, что неверно изображено на картинке: «Колеса квадратные». Закрепляйте ответы. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. Наконец, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных высказываниях без подсказок.
Вопрос:
«Что неверно на картинке?» Реакция:
Отмечает неточности на картинке дата введения дата усвоения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Разнообразьте вопросы: «Что глупо на этом рисунке?» Со временем учите ребенка говорить, что должно быть изображено: «Колеса должны быть круглые». Совершайте неправильные действия перед ребенком (держите книгу вверх ногами, пишите вилкой) и учите ребенка говорить, что не так.
Программа 94. Предсказывает последствия
1. По картинкам.
Покажите ребенку картинку, где можно догадаться о дальнейших действиях (например: «Мальчик наливает сок»). Спросите: «Как ты думаешь, что мальчик будет делать дальше?» Помогите ребенку сказать, что будет дальше: «Мальчик собирается пить сок». Закрепляйте ответы. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. Наконец, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных высказываниях без подсказок.
2. По рассказу.
Расскажите ребенку короткую незаконченную историю, в которой можно догадаться о дальнейших действиях. Например: «Однажды Билли проголодался. Он решил сделать бутерброд. Когда он пошел на кухню взять хлеб, оказалось, что хлеба дома нет». Спросите ребенка: «Как ты думаешь, что будет делать Билли дальше?» Помогите ему ответить: «Билли пойдет в магазин и купит хлеба» или «Билли приготовит поесть что-нибудь другое». Закрепляйте ответы. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. Наконец, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных высказываниях без подсказок.
Вопрос
(1-2) «Что ты думаешь случится дальше?» или «Что ты думаешь … (имя) будет делать дальше?» Ответ
(1-2) Ребенок предсказывает соответствующие последствия дата введения дата усвоения
1. По картинке
2. По рассказу
Программа 95. Дает объяснения
Сядьте на стул напротив ребенка и добейтесь внимания. Покажите картинку, изображающую какое-нибудь событие или примечательный случай. Например: «Дети лепят снеговика», «Кухня», «Пляж» и т.п. Задайте ребенку вопрос по картинке. Например: «Какое это время года?» После того, как ребенок ответит «Зима», задайте ему вопрос: «Откуда ты знаешь что зима?» Помогите дать объяснение: «Потому что на земле лежит снег». Закрепляйте ответы. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных высказываниях без подсказок.
Вопрос:
«Откуда ты знаешь …?» Ответ: Дает объяснение дата введения дата усвоения
1. Картинка «День рождения»
Спросите: «Что они делают?»
«Откуда ты знаешь, что это день рождения?»
«Отмечают День рождения».
«Потому что она задувает свечи и у всех праздничные шапочки
2. Картинка «Парк»
Спросите: «Как называется это место?»
«Откуда ты знаешь, что это парк?»
«Это парк».
«Потому что там есть горка и детский городок».
3. Картинка «Улыбающаяся девочка»
Спросите: «Как она себя чувствует?»
«Как ты догадался, что она счастлива?»
Она счастлива».
«Потому что она улыбается»
4. Картинка «Девочка в купальнике»
Спросите: «Куда она собирается?»
«Откуда ты знаешь, что она пойдет плавать?»
«Плавать».
«Потому, что на ней купальник»
Обобщайте навыки в разных ситуациях. Увидев мальчика с ракеткой, спросите: «Куда идет мальчик?» ─ «Играть в теннис». – «Откуда ты знаешь, что он будет играть в теннис?» ─ «У него ракетка».
Программа 96. Исключает предмет по признаку и категории
1. По признаку
Разместите перед ребенком на столе несколько предметов, отличающихся по признаку. Дайте инструкцию: «Дай мне что-нибудь не… (признак). Например: «Дай мне что-нибудь не желтого цвета» или «Дай мне что-нибудь не маленькое» или «Дай мне то, что на ощупь не мягкое». Помогите ребенку дать вам в руки правильно выбранный предмет. Закрепляйте действия. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных действиях без подсказок.
Затем чередуйте эту инструкцию с противоположной: «Дай мне то, что желтого цвета».
2. По категории.
Разместите перед ребенком на столе несколько предметов, отличающихся по категориям. Дайте инструкцию: «Дай мне что-нибудь не… (категория). Например: «Дай мне что-нибудь не из еды» или «Дай мне что-нибудь, что не является животным» или «Дай мне то, что не является фруктом». Помогите ребенку дать вам в руки правильно выбранный предмет. Закрепляйте действия. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных действиях без подсказок.
Инструкция
(1-2) «Дай мне что-нибудь, но не …» Ответные действия
(1-2) Ребенок подает правильно предмет дата введения дата усвоения
1. По признаку
2. По категории
Начинайте с простого. Для примера, положите четыре предмета – три одинаковых, один отличный (три мяча и чашка) на стол и дайте инструкцию: «Дай мне что-нибудь, но не мяч». Впоследствии меняйте задание: «Что из этих предметов не является мячом?»
Программа 97. Дает определения (Люди и Места и Предметы)
1. Люди.
Сядьте на стул лицом к ребенку. Добейтесь внимания и задайте вопрос ребенку «Что такое … (название представителя какой-либо профессии, например, библиотекарь)?» Помогите ребенку определить функции человека этой профессии и ответить: «Тот, кто работает в библиотеке». Закрепляйте ответы. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных высказываниях без подсказок.
2. Места.
Сядьте на стул лицом к ребенку. Добейтесь внимания и скажите ребенку: «Что такое … (название места, например, библиотека)?» Помогите ребенку определить функции места и ответить: «Это место, где я беру книги». Закрепляйте ответы. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных высказываниях без подсказок.
3. Предметы.
Сядьте на стул лицом к ребенку. Добейтесь внимания и скажите ребенку: «Что такое … (что-нибудь, например, книга)?» Помогите ребенку определить назначение предмета и ответить: «Это то, что ты читаешь». Закрепляйте ответы. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных высказываниях без подсказок.
4. По очереди №1, №2 и №3.
Вопрос
(1-4) «Что такое …?» Ответ
(1) Определяет представителя той или иной профессии
(2) Определяет место
(3) Определяет предмет
(4) По очереди (1), (2) или (3) дата введения дата усвоения
Примеры:
1. Пожарник
Пожарное депо
Пожарная машина
2. Врач
Больница
Лекарство
3. Учитель
Школа
Доска
«Тот, кто тушит пожары».
«Место, где живут пожарные».
«Машина, на которой ездят пожарные».
«Тот, кто дает лекарство, когда я болею».
«Место, куда ходят люди, когда болеют».
«То, что я пью, когда я болею».
«Тот, кто меня учит».
«Место, куда я хожу учиться».
«Это, на чем мы пишем в школе»
Используйте картинки с изображением представителей профессий, мест и предметов.
Программа 98. Подражает сверстнику.
1. Физические движения.
Усадите ребенка на стул напротив его сверстника. Скажите сверстнику демонстрировать физические действия (например, шепните на ухо сверстнику так, чтобы ваш ребенок не слышал: «Похлопай в ладоши» или покажите только ему картинку с действием). Когда сверстник будет демонстрировать действия, дайте инструкцию ребенку: «Делай то же, что делает … (имя сверстника)». Помогите ребенку имитировать движения сверстника. Закрепляйте правильные действия. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных действиях без подсказок.
2. Действия.
Усадите ребенка и его сверстника на стулья, стоящие рядом. Скажите сверстнику выполнить действия, встав со стула и затем вернуться к стулу. Например: «Пойди и брось мяч в корзину». Он должен встать со стула, взять мяч и выполнить действие. Когда сверстник вернется на свое место, следует инструкция для ребенка: «Теперь твоя очередь. Сделай то же, что делал … (имя сверстника)». Помогите ребенку имитировать действия сверстника. Закрепляйте правильные действия. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных действиях без подсказок.
3. Устные ответы.
Сядьте на стул напротив ребенка и его сверстника. Сверстник и ребенок должны сидеть рядом друг с другом. Покажите картинку только сверстнику (ребенок не должен видеть картинку). Спросите у сверстника: «Что это?» Когда он назовет предмет, скажите ребенку: «Что видел… (имя сверстника)?» Помогайте повторить ответ сверстника, например: «Яблоко». Закрепляйте ответы. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных действиях без подсказок.
Инструкция
(1) «Делай то же что делает … (имя)»
(2) «Теперь твоя очередь. Сделай то же, что делал … (имя)»
(3) «Что видел … (имя)?» Ответ
(1-2) Ребенок имитирует действия сверстника
(3) Название предмета, который видел сверстник дата введения дата усвоения
1. Физические движения
2. Действия
3. Устные ответы
Если ваш ребенок затрудняется с п.1, пусть сверстник произносит команду: «Сделай также», когда сам выполняет физические движения. Действия должны быть игровыми. Со временем в п.2 говорите только «Теперь твоя очередь», не говоря «Делай как он», и чтобы ребенок не слышал задания, данного сверстнику. Если ребенок затрудняется в п.3, пусть сверстник произносит каждое слово непосредственно ребенку, чтобы он мог их имитировать. (Например, пусть сверстник сядет напротив вашего ребенка и скажет: «Повтори: книга»).
Программа 99. Выступает с предложением поиграть со сверстником
1. Словесные инструкции.
Во время игры со сверстником, подойдите к ребенку и скажите: «Пойди и спроси … (имя сверстника), не хочет ли он играть … (название доступной игры для обоих детей)». Например: «Пойди и спроси Билли, не хочет ли он играть с паровозиком?». Помогайте ребенку приблизиться к сверстнику, обратить на себя внимание и спросить: «Билли, ты хочешь поиграть с паровозиком?» Закрепляйте правильные действия. Затем позвольте детям поиграть. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных действиях без подсказок.
2. Без словесных инструкций.
Поместите в игровой зоне самые любимые игры и игрушки ребенка. Когда ребенок со сверстником войдут в комнату, проследите, к какой игре направляется ваш ребенок. Как только ребенок приблизится к выбранной игре (например, ваш ребенок выбрал паровозик), сразу же направьте его к сверстнику и помогите пригласить к игре (смоделируйте приглашение сами и добейтесь, чтобы ребенок повторил: «Билли, давай играть в … паровозик»). Закрепите правильные действия ребенка. Затем дайте детям поиграть. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных действиях без подсказок.
Инструкция: «Пойди и скажи … не хочет ли он играть … ?» Ответ:
Подходит к сверстнику и предлагает играть дата введения дата усвоения
1. Со словесной инструкцией
2. Без словесной инструкции
Убедитесь, что ровесник вашего ребенка будет положительно реагировать на приглашение. Как только ребенок освоит навыки приглашения к игре, учите его, что делать, если сверстник отклоняет приглашение (например, предлагает другую игру). Используйте фотографии и письменные инструкции, чтобы побудить к действиям.
Программа 100. Показывает новые ответы (через наблюдение)
1. С незнакомыми картинками.
Сядьте на стул напротив ребенка и сверстника. Дети должны сидеть рядом друг с другом. Предъявите картинку, незнакомую вашему ребенку, но которую сверстник точно сумеет назвать. Спросите у ребенка: «Что это?» Ребенок должен ответить: «Я не знаю». Покажите ту же картинку сверстнику и спросите у него: «Что это?» Сверстник должен правильно называть предмет, изображенный на картинке. Похвалите сверстника. (Например: «Правильно, молодец!»). Еще раз покажите ту же картинку своему ребенку и спросите: «Что это?» Он должен правильно повторить ответ сверстника. Закрепите правильный ответ ребенка. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных действиях без подсказок.
2. С новыми вопросами.
Сядьте на стул напротив ребенка и сверстника. Дети должны сидеть рядом друг с другом. Задайте вопрос, на который ваш ребенок не знает ответа, а его сверстник может ответить правильно. Ребенок должен ответить на него: «Я не знаю». Задайте тот же вопрос сверстнику. Сверстник должен правильно ответить на вопрос. Похвалите сверстника (например: «Молодец, правильно!»). Снова задайте тот же вопрос ребенку. Ребенок должен правильно ответить на вопрос. Закрепите правильный ответ ребенка. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных действиях без подсказок.
Вопросы
(1) «Что это?»
(2) Незнакомый вопрос Ответы
(1) Ребенок правильно называет картинку, повторяя ответ сверстника
(2) Правильно отвечает на вопрос, повторяя ответ сверстника дата введения дата усвоения
1. По картинкам
2. Незнакомые вопросы
Убедитесь, что ребенок внимательно следит за ответами ровесника. Постепенно увеличивайте интервал между смоделированным ответом сверстника и ответом ребенка (например, после ответа сверстника задайте своему ребенку несколько знакомых вопросов, чтобы он ответил сам, а потом повторите новый вопрос).
Источник
Ава-терапия- это терапия поведения ребёнка, которая направлена на внедрение каких-либо определенных навыков в жизнь ребенка с помощью системы поощрений. Правильное поведение или действие поощряется, неправильное или плохое игнорируется и не подкрепляется. Этим видом терапии можно заниматься самостоятельно в домашних условиях.
С чего начать АВА-терапию?
Для успешной терапии нужно две вещи:
- Понять. Понять что нравится и что не нравится Вашему ребёнку. Необходимо наблюдать и изучать его. Эта информация Вам очень пригодится для практических занятий по методу АВА.
- Принять. Принять своего ребёнка таким, какой он есть. Не стоит плакать, злиться на весь мир, жалеть себя и ругать. Это бессмысленное занятие, которое не поможет в этой ситуации, а лишь усугубит её.
Ава- терапия не занимается поиском причин аутизма, она занимается коррекцией последствий этого расстройства. Ава направлена на изменение поведения человека и неважно в каком состоянии находится ребёнок: тяжёлое или лёгкое.
Программа АВА всегда строится для определённого ребёнка, с учётом его исходных данных. Занятие проводится один на один, количеством до 40 часов в неделю, то есть в день на занятия должно уходить примерно шесть часов. И именно этот фактор играет очень большую роль в том, что заниматься по методу АВА необходимо родителям. Подключать специалистов стоит, но столько часов в неделю Вы врятли сможете оплатить да и у терапевта времени скорее всего не будет. Поэтому, если Вам повезло и у Вас есть АВА специалист в городе, то воспользуйтесь его услугами, но и дома занимайтесь сами с ребёнком по программе.
К чему стоит быть готовым, если Вы решили заниматься с ребёнком по методу АВА
Тоже стоит поговорить на эту тему, потому что обычно первые занятия заканчиваются провалом. Расскажу про самые типичные проблемы, которые возникают в поведении ребенка на первых занятиях.
- Ребенок часто убегает из-за стола или просто не садится за него (значит начинайте занятие там, где хочет ребёнок, правильно замативируйте его)
- Не слушает словесных объяснений (возможно, он не понимает, значит помогайте ему жестами, картинками и т.д.)
- Проявляет агрессию (ни в коем случае не подкрепляется такое поведение)
- Требуется многократное повторение одного и того же (я это называю зубрёжка и вдолбежка, запомните детям с аутизмом надо повторить одно и тоже несколько десятков раз).
- Отказ от занятий (здесь стоит выбрать правильное поощрение и правильную мотивацию для ребёнка).
Внимание! На первых занятиях похвала на словах и Ваше одобрение скорее всего будут проигнорированы ребёнком. Готовьте вкусняшки, мультики, какие-то физические поощрения (ввиде щекотки, заворачивания в плед, кружения и т.д).
Ава-обучение, его этапы
Обычно АВА- терапия в самом начале с помощью только слов неэффективна, потому что ребёнок плохо понимает речь, поэтому используется целая система подсказок, поощрений, чтобы и заинтересовать ребенка, и начать обучать.
Схематически показано из чего состоит обучение, шаги.
Объясню.
Оценка начальных навыков, здесь я думаю всё понятно, это то, что умеет уже ребёнок, его исходные данные.
Выбор функциональной цели- это то, чего мы хотим добиться и стоить выбирать цель, которая поможет ребенку жить в этом мире: наработка бытовых навыков, навыков коммуникации и т.д. навыки должны быть социально значимые для ребёнка.
Подбор эффективных инструментов– это использование подходящих методов, зависит от исходного состояния ребенка. Например, понимает речь значит работаем с речью, не понимает значит применяем картинки и вплоть до полной физической подсказки.
Систему подсказок мы разбирали ЗДЕСЬ.
Мониторинг эффективности и корректировка- каждый шаг, каждое действие ребёнка мы оцениваем, записываем, потом по этим записям проводим анализ, смотрим что получается, что нет. Следовательно, проводим корректировку по результатам, возможно, меняем методы, если прогресса нет.
Инструменты в АВА терапии
Я их перечислю, потому что про многие я уже рассказывала отдельно в статьях.
- Функциональная оценка поведения. Смотрим и анализируем почему так делает ребёнок. Например, он кричит, почему? Возможно, он просто не может и не знает как сказать Вам про своё желание.
- Чёткие инструкции. Здесь приходит в помощь правило +1, речь короткая, громкая и чёткая.
- Система подсказок. Правильно подбираем подсказки и помогаем ребёнку
- Система поощрений. Правильно подбирайте мотивацию для ребёнка.
- Визуализация. Показываем всё.
- Дробление сложных действий на простые. Это АВА-терапия блоками.
И в заключение, хочется сказать, что сложного в этом методе нет ничего, здесь главное понять саму идею, ухватить суть и в тянуться в процесс.
——
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки! Спасибо, что дочитали!
Источник