Азбука для детей с синдромом дауна

Азбука для детей с синдромом дауна thumbnail

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ МЕТОДОМ ПОСЛОГОВОГО ЧТЕНИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Булгаирова Р.Р., учитель-логопед

МБОУ СОШ №1 с.Мраково МР Кугарчинский район

В нашей стране в течение долгих лет дети с синдромом Дауна признавались необучаемыми. Теперь, когда отношение к этим детям стало меняться, как специалисты, так и родители столкнулись с такой проблемой, как отсутствие методик, специальной литературы, положительного опыта работы с такими детьми. Обучение чтению и письму детей с синдромом Дауна является одной из актуальных проблем в современной педагогической и специальной литературе. Общепринятый во всех образовательных учреждениях аналитико-синтетический метод обучения чтению бывает не всегда эффективен, особенно, когда речь идёт о детях с выраженной речевой патологией, или о детях с отклонениями в умственном развитии. Звуковой метод для таких детей совершенно недоступен, так как он опирается на полностью сформированную устную речь [1]. Следовательно, что детей с тяжёлыми нарушениями речи, с отклонениями в развитии, чтению необходимо обучать с помощью другого метода. Так как в моей логопедической практике впервые появился ребёнок с синдромом Дауна, я озадачилась поиском подходящего метода обучения чтению. Если исключить звуковой подход, то в моём распоряжении имели место два метода – метод целых слов (метод глобального чтения) и метод послогового чтения.

По методу глобального чтения не учат ни названиям букв, ни звукобуквенному соотношению. Ребёнка учат узнавать слова как целое, не дробя их на буквы и слоги [2]. Я взяла элементы метода глобального чтения, так как этот метод рассчитан для развития и обучения детей с рождения или с 3-4 лет. В моём случае он был использован для активизации мозговых функций (для развития внимания, мышления, памяти), для закрепления словарного запаса, коррекции лексико-грамматического строя речи и звукопроизношения. После того, как ребёнок научился сопоставлять примерно 25-30 слов с картинками (мама, баба, каша, суп, чай, кукла, машина, бусы, сани, дом, мак, суп, кошка, луна и т.д.), мы перешли к чтению слов послоговым методом.

Сущность метода послогового чтения заключается в том, что ребенка не знакомим с буквами и правилами чтения, а просто показываем и называем слог. Очень важно в рамках этой методики соблюдать определённый порядок введения этих слогов и параллельное чтение слов с изученными слогами. Изучая литературу по данной теме, я пришла к выводу, что наиболее систематизированным считается метод послогового чтения по Т.С.Резниченко . Он был разработан в процессе работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, и лег в основу «Занимательного букваря» Т.С. Резниченко[5]. Данное пособие было рекомендовано Министерством образования РФ для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Послоговой метод обучения используется и является действенным при дошкольном обучении чтению, при ТНР таких, как дизартрия, алалия, заикание, а также при тугоухости и сниженном интеллекте.

При обучении чтению и письму послоговым методом по Т.С.Резниченко, вся работа делится на несколько этапов. На начальных этапах мы знакомим ребёнка с графическим обозначением гласных букв А, У, О, И, Я, Ю, Е, Ё. Учимся находить эти буквы в напечатанных словах, фразах. После знакомства с гласными буквами переходим к знакомству и чтению слогов, образованных из согласных и уже знакомых гласных букв. В соответствии с гласными буквами составляется 10 слоговых таблиц. Каждой слоговой таблице соответствует определённый цвет. Например для слогов с буквой А — белый цвет, для слогов с гласной У — жёлтый цвет и т.д Сначала знакомимся и читаем прямые слоги, образованные из согласных букв и буквы А: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА, КА, ЛА, МА, НА, ПА, РА, СА, ТА, ФА, ХА, ЦА, ЧА, ША, ЩА. После того, как ребёнок запомнил слоги с гласной А, переходим к слогам, которые образованы с другой гласной буквой, например с буквой О: БО, ВО, ГО, ДО и т.д.. Основной задачей при работе со слоговыми таблицами является научить произносить слог, а не каждую букву в отдельности. На одном занятии можно знакомить с 4-5 слогами, из которых одновременно складываем и читаем слова. Для быстрого запоминания слогов рядом со слогом можно наклеить картинку, название которой начинается на соответствующий слог Например, на слог -МА можно наклеить рисунок машины, на слог -ГА рисунок газеты. Когда начинаем читать, используем слова из 2 слогов, типа: МАМА, ВАТА, ЯМА, ПАША, затем трёхсложные слова и короткие фразы: ПАНАМА, МАКАКА. МАМА РАДА. ВА-ЗА У-ПА-ЛА. У Е-ЖА Е-ЖА-ТА. Незнакомые слова или сложные слова для ребёнка, можно заменить картинками, мелкими игрушками. Постепенно изучая новые слоги, количество фраз читаемых ребёнком увеличивается, и отпадает необходимость показывать рисунок или предмет. После того, как ребёнок научился читать прямые слоги и слова, образованные из 2-3 слогов, переходим к чтению слов с закрытыми слогами и со стечением согласных. Над каждой новой изучаемой согласной буквой ставим точку. Каждая обозначенная точкой буква произносится отрывисто. Вначале изучаем глухие согласные, только затем переходим к звонким согласным. Согласная буква располагается сначала в конце слова, потом в середине, и в начале. Например: ЛАК, ТЫКВА, КРАБ. Предлагаемые слова : МАК, БАК, КУ-СОК, КА-БА-ЧОК, КЛУ-БОК, РЮК-ЗАК, КРУ-ЖЕ-ВА. Далее от самостоятельного чтения отдельных слов карточках можно переходить к книжкам, лучше сюжетным, с множеством цветных иллюстраций и с большим шрифтом. Через некоторое время ребенок сможет самостоятельно прочитать более сложные тексты. Также необходимо поощрять стремление детей писать. Пусть они пишут отдельные буквы, слова, а также списывают их с текста.

Читайте также:  Фото синдром видемана беквита видемана

Следующий этап обучения заключается в формировании звукобуквенного анализа слов, так как звукобуквенный анализ необходим для осмысленного письма ребенка с синдромом Дауна. Для формирования звукобуквенного анализа и синтеза я применяю различные дидактические игры и упражнения. Все эти игры направлены на формирование фонематического восприятия, слуха, на закрепление умения определять наличие заданного звука в слове, его позицию, соотносить звук с буквой, определять последовательность звуков в словах.

Нужно отметить, что по послоговому методу обучения не предусмотрена работа по формированию звукобуквенного, звукослогового анализа, поэтому она является дополнительным способом обучения детей с тяжелыми нарушениями речи и не заменяет классическую методику обучения.

Сколько времени требуется на освоение того или иного этапа обучения? На этот вопрос трудно ответить. Во многом это зависит от степени тяжести речевого нарушения, от умения заинтересовать ребёнка, от участия родителей в процесс обучения.

Обучая чтению и письму послоговым методом ребёнка с синдромом Дауна, я сделала вывод:

1) дети с синдромом Дауна могут научиться читать, писать и понимать прочитанное;

2) у детей развивается речь, т.е. обогащается словарный запас, формируется слуховое и зрительное восприятие, фонематический слух, повышается активность внимания и улучшаются все виды памяти.

Метод послогового чтения можно назвать универсальным методом, так как он подходит как для обычных детей, так и для детей с ОВЗ, можно заниматься с детьми в возрасте от 3 до 6 лет, как индивидуально, так и в подгрупповой форме.

Список литературы:

1. Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. -Москва, 2002.- 52 с.

2. Маниченко А.А. Как научить ребёнка читать. Центр Раннего Развития «Умница», 2003. -71 с.

3. Мовчанский К. Учимся читать по слогам. ООО «Издательство ЭКСМО», 2015. -32 с.

4. Новикова Е. В. Логопедическая азбука. Система быстрого обучения чтению: в 2-х книгах: книга вторая. От слова к предложению. – М.:Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 128 с.

5. Резниченко Т.С. Занимательный букварь -М.: Издательство ГНОМ, 2015.

-144с.

6. Федин С.Н. Как научить ребёнка читать . -М: АЙРИС-пресс, 2015. – 176 с.

hello_html_5853ee04.jpghello_html_m4f7d5a2a.png

Булгаирова Расима Равиловна — 05.03.1970 г.р.

Место работы — учитель-логопед МБОУ СОШ №1 с.Мраково, МАДОУ детский сад «Родничок» МР Кугарчинский район

Образование: высшее, высшая квалификационная категория, БГПИ 1992 г. учитель немецкого и англ языков; СФПК БИПКРО 1993 г. учитель-дефектолог (олигофренопедагог и логопед)

КПК – ИРО РБ, 2016 г.

Стаж работы — 25 лет

Источник

Раздел обучающих видеороликов наглядно поможет нашим родителям пошагово выстроить свои игры и занятия с их малышом, научиться помогать ребенку осваивать навыки, необходимые для их участия в повседневной жизни дома, на детской площадке, на занятиях в кружках и развивающих центрах. Специалистам Даунсайд Ап важно не только показывать родителям, что полезно для их ребенка, но и как можно этого достичь.

Уникальный проект БФ “Даунсайд Ап” по обучению чтения детей с синдромом Дауна любого возраста родителями. В курсе «Учимся читать с логопедом» педагог фонда, логопед – Панфилова Ирина Анатольевна, подробно рассказывает об обучении чтению и показывает упражнения, которые помогут родителям самостоятельно научить своих детей читать и говорить.

Курс "Учимся читать с логопедом" с Ириной Анатольевной Панфиловой

04.02.2020

Курс “Учимся читать с логопедом” с Ириной Анатольевной Панфиловой

Анонс курса. Тема “Ребенок не говорит: что делать?”

Ответы на частые вопросы родителей.

В курсе «Учимся читать с логопедом» педагог фонда, логопед – Панфилова Ирина Анатольевна,…

Видеопрезентация "Знакомство с буквами" к блоку №1 Курса "Учимся читать с логопедом"

03.02.2020

Видеопрезентация “Знакомство с буквами” к блоку №1 Курса “Учимся читать с логопедом”

Курс “Учимся читать с логопедом” предназначен для тех, кто хочет помочь своему ребенку научится читать или улучшить его навыки чтения. Из этой презентации вы узнаете: когда начинать…

Читайте также:  Лечение синдрома дефицита внимания у подростков

Видеофрагмент 1 "Обводка сенсорных букв по контуру" к блоку №1 Курса "Учимся читать с логопедом"

05.02.2020

Видеофрагмент 1 “Обводка сенсорных букв по контуру” к блоку №1 Курса “Учимся читать с логопедом”

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок быстро запомнил букву, то карточки, с вырезанными буквами из наждачной бумаги (шкурки), вам помогут. Дети с удовольствием обводят пальцем такие…

Видеофрагмент 2 "Повторение букв за логопедом" к блоку №1 Курса "Учимся читать с логопедом"

05.02.2020

Видеофрагмент 2 “Повторение букв за логопедом” к блоку №1 Курса “Учимся читать с логопедом”

Ребёнок только начинает говорить и учить буквы, хотя ему уже 5 лет. Здесь мальчик повторяет буквы и называет их. Не всегда он может произнести их ещё чётко, но движения помогают…

Видеофрагмент 3 "Вызывание произнесения букв по карточкам с картинками" к блоку №1 Курса "Учимся читать с логопедом"

05.02.2020

Видеофрагмент 3 “Вызывание произнесения букв по карточкам с картинками” к блоку №1 Курса “Учимся читать с логопедом”

Карточки со звукобуквенными обозначениями очень помогают вызвать речевой звук. Дети их очень любят и с удовольствием работают с ними. Не все буквы пока может произнести ребёнок,…

Видеофрагмент 4 "Узнавание и называние букв с использованием деревянной азбуки" к блоку №1 Курса "Учимся читать с логопедом"

05.02.2020

Видеофрагмент 4 “Узнавание и называние букв с использованием деревянной азбуки” к блоку №1 Курса “Учимся читать с логопедом”

Очень помогают в изучении букв деревянные азбуки! Занимаясь, ребёнок может пощупать букву, покрутить в руках, прижать к ладошке, найти ее место в алфавите и поставить в вырезанный…

Видеофрагмент 5 "Называние парных согласных" к блоку №1 Курса "Учимся читать с логопедом"

05.02.2020

Видеофрагмент 5 “Называние парных согласных” к блоку №1 Курса “Учимся читать с логопедом”

Мальчику только 4 года, а он уже запомнил все буквы алфавита! И запомнил легко, в игре и бытовой жизни. В презентации упоминалось, что дети хорошо запоминают гласные парами. Здесь…

Видеофрагмент 6 "Обводка букв по контуру карандашами" к блоку №1 Курса "Учимся читать с логопедом"

02.03.2020

Видеофрагмент 6 “Обводка букв по контуру карандашами” к блоку №1 Курса “Учимся читать с логопедом”

Девочка берёт в руки карандаш и обводит графический образ буквы по контуру, не упуская детали. Каждый раз надо предлагать ребёнку обвести другим цветом, чтобы образ буквы хорошо…

Видеофрагмент 7 "Учим буквы, играя!" к блоку №1 Курса "Учимся читать с логопедом"

04.03.2020

Видеофрагмент 7 “Учим буквы, играя!” к блоку №1 Курса “Учимся читать с логопедом”

Среди игрушек вашего ребёнка обязательно должна быть азбука с буквами, которые он может поставить в свой домик. Деревянные буквы, магнитная азбука, карточки с буквами создают игровую…

Видеофрагмент 8 "Артикуляционные упражнения" к блоку №1 Курса "Учимся читать с логопедом"

06.03.2020

Видеофрагмент 8 “Артикуляционные упражнения” к блоку №1 Курса “Учимся читать с логопедом”

Для более чёткого и правильного воспроизведения звуков нужно тренировать их артикуляцию. Ребёнок может повторять за вами артикуляционные позы перед зеркалом или друг напротив друга….

Видеофрагмент 9 "Подбор и называние букв" к блоку №1 Курса "Учимся читать с логопедом"

08.03.2020

Видеофрагмент 9 “Подбор и называние букв” к блоку №1 Курса “Учимся читать с логопедом”

Мальчик называет букву, ищет такую же, называет слова на эту букву. Обратите внимание, что ребёнок не всегда правильно называет кратко букву, как звук, вместо М говорит МЭ, поэтому…

Видеофрагмент 10 "Работа по карточкам со звуками" к блоку №1 Курса "Учимся читать с логопедом"

10.03.2020

Видеофрагмент 10 “Работа по карточкам со звуками” к блоку №1 Курса “Учимся читать с логопедом”

Карточки очень помогают ребёнку привязать звук к определённому образу и действию. При произнесении звука ребёнок помогает себе движениями сказать его более чётко. Даже если он …

Источник

И говорим с синдромом Дауна. Да, такие дети могут говорить. И такие дети довольно часто приходят на занятия к логопеду. Я Ольга, многомама и логопед, и на своем канале начинаю цикл статей под рабочим названием “Не только буква РЭ” ???? Расскажу о сложных случаях в работе логопеда.

Для начала – немного о генетических заболеваниях вообще. В студенчестве увесистый томик под названием “Наследственные болезни и медико-генетическое консультирование”, полный устрашающих фотографий, был моим излюбленным чтением.

С тех пор считаю данную дисциплину обязательной для изучения в школе, не для того, чтобы навсегда отбить охоту рожать, нет. А для того, чтобы никто, никогда и ни от кого не услышал распространенную ныне сентенцию вроде “Что ж вы его такого родили, УЗИ что ли не делали?”

После прочтения данного труда я приобрела здоровый фатализм и твердое знание о том, что генетических болезней – тысячи, часть из этих тысяч при рождении вообще никак не проявляется, зато потом с возрастом приводит к тяжелейшей инвалидности и даже смерти, а на УЗИ видны – единицы. Поэтому рождались, рождаются и рождаться будут дети с разнообразными генетическими нарушениями. И за очередное “а что же УЗИ -то не сделали?”, людям, которые мало-мальски в теме, хочется кинуть в говорящего чем-нибудь тяжёлым.

Часть наследственных болезней и генетических нарушений на интеллекте и речи никак не отражается, часть, к счастью, вообще проявляется лишь своеобразным внешним видом и не влияет ни на продолжительность жизни, ни на ее качество.

Читайте также:  Что такое синдром повышенного пса

Но огромное множество подобных заболеваний влияет на развитие очень существенно, и дети с разнообразными генетическими состояниями приходят в том числе и к логопеду. И об этих состояниях логопеду тоже надо иметь представление, чтобы наметить общую канву коррекционной работы, найти сильные стороны ребенка и развить слабые .

Также логопеду полезно в принципе иметь представление о так называемых стигмах дизэмбриогенеза – некоторых минимальных особенностях внешности, совокупность которых может навести на мысли о каком-либо генетическом нарушении. Своевременная консультация генетика может очень помочь в коррекционной работе .

Синдром Дауна встречается чаще других генетических заболеваний, и почти каждый логопед, наверное, такого ребенка хоть раз в жизни в своей практике встречал. А если встречал – знает, что категория далеко не безнадёжная.

Есть такой известный в логопедических кругах специалист – Романа Августова. Дети с синдромом Дауна после ее занятий не только разговаривают, но и читают, пересказывают, пишут сочинения, свободно рассуждают на практически любые темы. Поэтому желающих полнее углубиться в тему отсылаю к ее книге “Говори! Ты это можешь!” Книга отличная, кстати. Написана живым и лёгким языком, читается как популярная литература.

Дети с синдромом Дауна при рано начатой и постоянной коррекционной работе практически все способны к активной речи. Брошенные же на произвол судьбы – практически все неспособны совсем.

Клеймо глубоко умственно отсталых и безречевых стоит на таких детях со времён советской традиции оставлять “даунят” в роддомах. Воспитанный в детдоме ребенок с синдромом Дауна именно таким и будет, без вариантов, сам – не разовьётся. Это в тему моих статей про норму и ее норму. Норму можно не трогать вообще – сама заговорит, читать, писать, считать научится. Ребенок же с синдромом Дауна нуждается в постоянном подталкивании и стимуляции извне, без этой стимуляции его развитие стоит на месте. Оттого и не развиваются такие дети в детдомах, и умирают рано.

При постоянной же работе с таким ребенком результаты могут быть очень впечатляющими, вплоть до овладения им общеобразовательной программы и успешной профессиональной реализации.

Какова же специфика именно логопедической работы с детьми с синдромом Дауна. Понимание речи у таких детей, растущих в условиях семьи, относительно сохранно, активная лексика значительно отстает от пассивной, наблюдается выраженная гипотония мышц органов артикуляции, а также заметная апраксия. Зная эти особенности, строим коррекционную работу.

Как и с любым другим ребенком, при работе логопеда с ребенком с синдромом Дауна, необходимо учитывать его сильные стороны и на них опираться. У детей с синдромом Дауна это, в первую очередь, абсолютно сохранная эмоциональная сфера, хорошо развитая подражательность и, значит, потенциал для развития игры. А на базе подражания и игры можно уже строить и речь!

Но все было бы очень просто, если бы кроме сильных сторон не было бы слабых. У детей с синдромом Дауна это, в первую очередь, гипотония мышц и слабый контроль за положением и движением органов артикуляции. Контроль вообще функция, развивающаяся довольно поздно даже в норме, а у детей обсуждаемой категории он вообще не развивается без специального обучения. Поэтому нормализация тонуса и обучение контролю за органами артикуляции – основная задача логопеда .

Реализация этой задачи происходит параллельно с работой над пониманием речи, которое находится в прямой зависимости от состояния интеллекта. С такими детьми очень хорошо идёт любимая мной игровая логопедия, разумеется, после создания базы для речевого подражания. Дети нуждаются в многочисленных опорах для осознания звука как результата определенного положения органов артикуляции, массаж и артикуляционная гимнастика тоже совершенно необходимы .

Зрительное восприятие и зрительная память у детей с синдромом Дауна обычно хорошо развиты и, значит, можно смело вводить раннее обучение чтению глобальным способом и альтернативную коммуникацию при помощи письма и чтения. Даже при специальном обучении дети с синдромом Дауна начинают говорить поздно, но а общении нуждаются, поэтому альтернативная коммуникация – этап необходимый .

Также дети с синдромом Дауна хорошо осваивают жестовую речь, при отсутствии обучения – изобретают собственные жесты и общаются с их помощью. Этот момент тоже надо использовать на пользу коммуникации на этапе безречия, и не стоит бояться закрепления общения таким образом – ребенок сам откажется от жестов, когда речь при помощи органов артикуляции станет для него возможной .

В целом прогноз для развития речи при синдроме Дауна благоприятный, как я уже писала. При обучении практически все дети с этим синдромом говорят и общаются при помощи речи.

Источник