Бабич профилактика синдрома профессионального выгорания скачать

Бабич профилактика синдрома профессионального выгорания скачать thumbnail

Тренинг: «Профилактика эмоционального выгорания»

1)Обоснование выбора темы: Предупреждение профессионального “выгорания” требует психологической иммунизации, то есть актуализации личностных ресурсов, которые и являются тем самым иммунитетом против “выгорания” и других проблем личности взрослого человека. Глубокая психопрофилактическая работа позволяет обучить человека психогигиеническим навыкам поведения, умению самостоятельно выстраивать вектор собственной жизни.

2) Цель: предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния педагогов.

3)Задачи:

  1. Научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом практического выгорания”

  2. Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости , дружелюбия и доверия друг к другу.

  3. Формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.

4) Литература:

  1. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ О.И Бабич – Волгоград: Учитель, 2009. – 116 с.

  2. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2005. – 184 с.

  3. Митина Л.М.Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция/ Л.М.Митина. – М.: 2003. – 312 с.

  4. Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях/ Т.И.Рогинская. Психологический журнал – М.: 2002. – № 3 – с. 85–95.

  5. Семенова Е.М.Тренинг эмоциональной устойчивости педагога/ Е.М. Семенова – М.: Издательство института психотерапии, 2002. – 211 с.

  6. Рычкова В.В. Формирование эмоциональной устойчивости педагога/ В.В. Рычкова – Чита: ЧИПКРО, 2005. – 75 с.

2. Форма организации семинара

1) Семинар проводился в виде тренинга так как это позволяло научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом эмоционального выгорания, создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости, а также формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.

3. План и конспект хода занятия

Правила, принятые группой педагогов, участвующих в тренинге.

  1. Не опаздывать.

  2. Заботиться о конфиденциальности жизни группы.

  3. Стремиться быть активным участником того, что происходит.

  4. Не отказываться от права сказать «нет», а так же от права самому решать, как себя вести. Как поступать в той или иной ситуации.

  5. По возможности, быть искренним, сообщать достоверные сведения.

  6. Иметь право получать поддержку, помощь со стороны группы.

  7. Стремиться слушать говорящего, стараясь не перебивать.

  8. Иметь право высказывать свое мнение по любому вопросу.

  9. Высказываться только от своего имени и о том, что воспринято, прочувствовано, переживается, происходит здесь и сейчас.

  10. Не говорить о присутствующих в третьем лице.

Занятие № 1

Задачи: создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу; формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.

Испорченный телефон”

Цель:

  • сплочение коллектива, снятие напряжения участников, сократить дистанцию в общении;

  • способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Инструкция: участники встают в колонну по одному, ведущий встает в конце колонны. Все участники повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника. Затем он жестом показывает какой-либо предмет (надувной шар, часы, и пр.) первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй передает третьему и так далее. Последний участник называет предмет.

Условия: все делается молча, только жестами, но можно попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу.

Рефлексия:

Как вы себя чувствуете? Что вы чувствовали во время выполнения упражнения? Что трудно было сделать для вас и как вы справились с этим? Что открыли для себя нового?

Характеристика человека по предъявляемой фотографии

Цель: развитие мыслительных процессов ивыработка умения слушать и слышать свою интуицию.

Инструкция: выберите любую из предложенных фотографий, внимательно посмотрите на нее и составьте характеристику человека, которого вы видите на этой фотографии.

Рефлексия:

Впечатления от проделанной работы; возможные трудности, с которыми столкнулись во время выполнения задания; находки, которые сделали в ходе выполнения упражнения.

Письма-пожелания

Цель: развитие умения давать и принимать обратную связь.

Инструкция: ведущий раздает участникам группы по листу бумаги, который предлагает прикрепить на спины друг друга и просит написать пожелания тем, кому хочется.

Затем участники группы читают адресованные им письма – пожелания.

Рефлексия:

В обсуждении участники делятся впечатлениями о том, что они чувствуют сейчас, когда прочитали письмо –пожелание и тогда, когда писали пожелания другим участникам группы.

Овладение техникой интонирования и мимикой

Многократными исследованиями психологов подтвержден тот факт, что любая ин формация передается не только словом, но и через интонацию, жесты, позу, походку, мимику говорящего.

Цель: развитие простейших навыков общения, умение привлечь внимание окружающих средствами мимики, пантомимики, передача эмоциональных состояний.

Инструкция:

А) сказать с разными интонациями в голосе слова: “Здравствуй”, “До свидания” – громко, тихо; кратко, растянуто; заикаясь, убедительно, утвердительно; восторженно, задумчиво; вызывающе, скорбно; нежно, грубо; иронически, шутливо, злобно; тоном ответственного работника; разочарованно торжественно и т.д.
Б) войти как глубокая старушка, артистка балета, солдат и т.д.
В) улыбнуться как победитель; побежденный; подхалим, начальнику, начальник подчиненному, мать младенцу.

Рефлексия:

Что может выразить походка (тон и сила голоса) человека: Его профессию? Его эмоции? Его возраст? Как реагирует на разные стили походка?

Земляничная поляна”

Ведущий рассказывает о том, что в случаях, когда испытываешь напряжение, “зажатость”, тревогу, можно помочь себе, расслабляясь с помощью простых приемов, которые помогают не только почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, которое не наносит ущерб интересам другого человека. Затем он проводит упражнения на релаксацию.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения участников.

Инструкция: сядьте удобно на стул, закройте глаза. Представьте, что вы мысленно перенеслись на земляничную поляну так, как если бы она была перед вами. Земляника созрела, она вокруг, она везде. Побудьте на этой поляне. Попробуйте земляники. Делайте на поляне то, что вы хотите делать. Или ничего не делайте, просто побудьте там”.

Рефлексия:

Как вы себя чувствуете? Какие эмоции вы испытывали во время выполнения упражнения? Что вы открыли для себя нового?

Пожелание по кругу”

Цель: дать возможность проговорить то, что не успели сказать или обсудить в ходе работы группы.

Инструкция: ситуация стресса может мобилизовать к продуктивной активности, но может вызвать в нас и различные негативные чувства, такие как обида, злость, ощущение отчаяния и другие. Самое главное – выговориться. Если такой возможности нет, то можно изложить свои чувства и мысли на бумаге (написать или нарисовать что-то).

Рефлексия:

У вас есть возможность выразить, то, что вы не успели сказать раньше

Занятие № 3

Нестандартное приветствие”

Цель:

  • продолжить работу насплочение коллектива, снятие напряжения участников, сокращение дистанции в общении;

  • создание позитивного эмоционального единства группы.

Читайте также:  Средства при похмельном синдроме отзывы

Инструкция: группа сидит в кругу. Первый участник нежно, ласково прикасается к соседу и приветствует его. Второй передает приветствие третьему, и так всем участникам тренинга.

Рефлексия:

Что чувствовал участник, когда передавал или принимал приветствие соседа?

Золотой и черный стул

Цель: развитие умений открыто высказывать свое мнение и слушать мнение других участников группы о себе.

Инструкция: Ведущий предлагает участникам группы узнать мнение о них других участников. Высказываться друг о друге он рекомендует приблизительно в такой форме: “Мне не приятно, когда ты делаешь или говоришь то-то и то-то, у меня возникают такие чувства, и мне кажется, что это могло бы быть то-то и то-то. Следует избегать определений “хорошо”, “плохо”.

Один из участников по желанию выходит в центр круга и выбирает стул, на котором будет сидеть, если он садится на золотой стул, то все говорят ему комплименты, а если садится на черный стул, то остальные по очереди говорят на “Я высказывании” то, что не приятно им в этом человеке.

Рефлексия:

В обсуждении участники делятся впечатлениями, как изменились их чувства по отношению друг к другу после этого упражнения? Какие чувства испытывали, когда слушали или высказывали свое мнение?

Найди и промолчи

Цель: развивать интуицию, умение концентрировать зрительное внимание, сдерживать эмоции.

Инструкция: Участники группы отворачиваются, закрывают глаза или выходят из комнаты. Ведущий ставит игрушку так, чтобы она была в поле зрения участников. Группа молча ищет игрушку. Нашедший молча и никоим образом не показывая виду, что он нашел, садится на свое место. Чем меньше остается, ищущих, тем сложнее найти предмет.

Рефлексия:

В обсуждении участники делятся впечатлениями о том, что помогло найти предмет, о том, что чувствовали в тот момент, когда нашли предмет и как смогли скрыть это чувство? Что привлекло внимание в поведении остальных участников группы.

Кошка, которая гуляет сама по себе

Цель: отработка навыков выразительного использования мимики и жестов, необходимых педагогу в его повседневной жизни.

Ведущий говорит о том, что многие люди боятся показаться окружающим смешными, нелепыми, и спрашивает участников, кому знакомо это чувство. Следующая игра предлагается, как средство избавления от этого опасения.

Инструкция: Все встают в круг, оставляя побольше места в центре. Участникам предлагается поочередно пройти через круг, но не обычной походкой. Если человек затрудняется, предложите ему пройти, как шпион (крадучись, на цыпочках), как супермодель, как солдат, как воришка, как крутой, как и т.д.

Рефлексия:

Что может выразить походка человека: его эмоции? Его профессию? Как реагирует на разные стили поведения походка, мимика, жесты?

Рекомендации профилактики стресса и выгорания

  1. Проявляйте заботу о своем настроении и положительном жизненном настроении, овладевайте навыками самовнушения “радости дня”, радости выполняемой работы.

  2. Радуйтесь любому своему достижению. “Ничто не обескураживает больше, чем неудача; ничто не одобряет сильнее, чем не успех”. Даже после сокрушительного поражения боритесь с угнетающей мыслью о неудаче лучше всего с помощью воспоминаний о бывалых успехах.

  3. Не откладывайте надолго важные дела, ибо стресс «незавершенного действия» будет истощать ваши ресурсы.

  4. Важно научиться говорить “нет” и только после этого браться за большие объемные работы.

  5. Постоянно стремитесь завоевать любовь, но все же не заводите дружбы с бешеной собакой.

  6. Признайте, что совершенство невозможно, но в каждом виде достижений есть своя вершина. Стремитесь к ней и довольствуйтесь этим.

 3.Резюме обсуждения темы на семинарском занятии: Участники занятия убедились, что не следует считать “выгорание” чем-то неизбежным. Нужно предпринимать определенные шаги по профилактике, которые могут предотвратить, ослабить и исключить его возникновение. Нужно пробуждать личностные ресурсы, помогающие преодолеть жизненные и рабочие стрессы. Если степень “выгорания” высока, наряду с приемами “самопомощи” целесообразно обратиться за поддержкой к специалистам-психологам. В заключительной части участники тренинга ответили на ряд вопросов: что каждый из участников получили от тренинга? Оправдались ли ожидания? Как участники будут применять эти приемы тренинга в обычной жизни. Все учителя принимали активное участие в обсуждении тренинга, что позволило членам группы сконцентрироваться на том, что они почувствовали и узнали во время занятия. Кроме того, участники отметили, что каждый из них приобрел новый опыт.

Источник

 МКДОУ ХМР «Детский сад «Берёзка» п. Горноправдинск»

Тренинг для педагогов:

«Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе»

Подготовил:

Педагог-психолог Панова С.М.

28 апреля 2016 год

Предварительная работа: 
Цель: изучить психоэмоциональное состояние педагогов ДОУ.
До мероприятия с воспитателями и специалистами проводится диагностика педагогов ДОУ. Результаты демонстрируют уровень профессионального выгорания в дошкольном учреждении.
Используемые методики:
Методика Диагностика «эмоционального выгорания» у педагогов МДОУ (автор В.В. Бойко, адаптация Е.Е. Алексеевой).

  Форма: тренинг.

Цели: Повышение уровня компетентности педагогов по профилактике профессионального выгорания.   

Задачи:

  • Знакомство с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными причинами и симптомами.
  • Получить опыт практических способов борьбы с синдромом профессионального выгорания.
  • Развитие толерантности и эмпатии друг к другу.

Оборудование: мультимедийное оборудование: ноутбук, проектор, проекционный экран; 3 листа А3, листы бумаги, цветные маркеры, фломастеры, столы объединены в три мини-группы. 

Участники: педагоги дошкольных образовательных учреждений.

– Здравствуйте, уважаемые педагоги! Мы очень рады приветствовать вас сегодня на нашей встрече.  А начать хотелось бы с продолжения следующей фразы по кругу: “Здравствуйте! Меня зовут …, И я уверена, что сегодняшний день подарит мне…”.      

Определение понятия «Эмоциональное выгорание».

Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.

Синдром «эмоционального выгорания» – это выработанный личностью механизм психологической защиты, который предполагает исключение эмоций в ответ на некоторые психотравмирующие факторы. СЭВ – это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Данный синдром оказывает негативное влияние на профессиональную деятельность человека, мешает установлению адекватных отношений не только с детьми, их родителями, но и с близкими людьми. Состояние «эмоционального выгорания» является сигналом психологического неблагополучия самого педагога.

Синдром профессионального выгорания формируется на фоне постоянного стресса. Он ведёт к истощению личностных и эмоционально-энергетических ресурсов организма работника. Такая проблема возникает из-за того, что накопившиеся отрицательные эмоции не находят выхода. Такому человеку просто необходима некоторая разрядка, которая позволит «выпустить пар». Причины профессионального выгорания могут быть самые разные.

Читайте также:  Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью форум

Основные стадии синдрома профессионального выгорания

1 стадия:

Поведение характеризуется на уровне произвольного: забывание каких- то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, выключен ли дома утюг, внесена ли нужная запись или нет в документацию т.д.), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей педагога первая стадия может формироваться в течении 3-5 лет.

2 стадия:

Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьники), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с полоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от 5 до 15 лет.

3 стадия:

Собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми.

    Стадия может формироваться от 10 до 20 лет.

Факторы, способствующие возникновению синдрома:

Группа внешних факторов:

  • Хроническая напряженность психоэмоциональной  деятельности ( активно ставить и решать проблемы, усиленно запоминать и быстро интерпретировать информацию);
  • Дестабилизирующая организация деятельности (нечеткая организация  и планирование труда, недостаток оборудования, завышенные требования);
  • Повышенная ответственность  за исполняемые функции (самоотдача и самоконтроль столь высоки, что к следующему рабочему дню психические ресурсы не восстанавливаются)
  • Неблагополучная  психологическая атмосфера (конфликтность по вертикали «руководитель- подчинённый», и по горизонтали «коллега- коллега»);
  • Психологически трудный контингент (дети с аномалиями в развитии, нервной системе и т.д).

Группа внутренних факторов:

  • Склонность к эмоциональной ригидности (кто неактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан);
  • Интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности (повышенная ответственность за порученное дело, «отдаётся делу без остатка»)
  • Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.    Не привык  и не умеет поощрять себя за  проделанную  работу.
  • Нравственные дефекты и дезориентация личности. Включенность при работе такие моральных аспектов, как совесть, честность, уважение прав и достоинств других, добропорядочность.

Синдром включает в себя 3 компонента:

Эмоциональное истощение –  чувство опустошенности, усталости, вызванное  собственной работой, перенапряжения, исчерпанности.

Деперсонализация – чувства равнодушия и негативного отношения к людям, циничное отношение к труду и объектам труда.

Редукция профессиональных достижений –  недовольство собой, чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Три фазы синдрома эмоционального выгорания:

1. нервное (тревожное) напряжение  его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая  обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента

2. резистенция (сопротивление) человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений; 

3.     Истощение оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

Диагностика «эмоционального выгорания» педагогов.

Цель обследования: определить уровень нервно-психической устойчивости и симптомы «эмоционального выгорания» воспитателей.
Сроки проведения: март-апрель 2016 г.
В диагностике принимали участие педагоги и специалисты  МКДОУ  ХМР «Детский сад «Берёзка» п. Горноправдинск»

Диагностический комплекс: Диагностика «эмоционального выгорания» у педагогов МДОУ (автор В.В. Бойко, адаптация Е.Е. Алексеевой).

Выявление симптомов «эмоционального выгорания» является первым этапом в сохранении и укреплении психологического здоровья педагогов.

В диагностике по данной методике принимали участие 24 педагога с различным трудовым стажем.

«Эмоциональное выгорание» возникает поэтапно. По итогам мониторинга можно сказать, какие фазы данного синдрома сформировались, и какие симптомы являются доминирующими

 Первая фаза – «Тревожное напряжение» – предвестник синдрома «эмоционального выгорания».

Данная фаза в стадии формирования у 17% педагогов. Здесь также важно обратить внимание на развитие отдельных симптомов, составляющих содержание тревожного напряжения.


  • Симптом переживания психотравмирующих обстоятельств формируется у 13% педагогов, уже сложился у 8% педагогов. Для него типично понимание трудно устранимых психотравмирующих факторов профессиональной деятельности.

  •  Симптом неудовлетворенности собой находится в стадии формирования у 14% воспитателей, уже сложился у 4% педагогов, а у 13% является доминирующим. Можно предположить, что они недовольны какими-либо своими личностными качествами или профессиональными умениями.

  • У  педагогов не наблюдается ощущение загнанности в клетку.

  • Крайней точкой в формировании тревожной напряженности является симптом тревоги и депрессии. У 25% педагогов находится на этапе формирования.

 Вторая фаза – Резистенция, или сопротивление: профессионал осознанно или неосознанно стремится восстановить психологический комфорт, уменьшая влияние внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Другими словами, человек ищет любые пути выхода из стрессовой ситуации. Попытки оградить себя от неприятных впечатлений наблюдаются у 13% педагогов. В стадии формирования данная фаза находится у 33% педагогов. Рассмотрим варианты сопротивления профессиональному стрессу.


  • 34% педагогов ограничивают включение эмоций в профессиональное общение.

  •  Симптом эмоционально-нравственной дезориентации находится в стадии формирования у 21%. У некоторых педагогов (21%) этот симптом уже сформировался, а у 8% является доминирующим. Не проявляя должного эмоционального отношения к человеку, педагог защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться». Подобные мысли и оценки, бесспорно, свидетельствуют о том, что эмоции не пробуждают или не достаточно стимулируют нравственные чувства.

  •  Симптом экономии эмоций прослеживается у 8% педагогов, у 17% может быть сформирован в скором времени. Педагоги устают от профессионального общения настолько, что отказываются от любых контактов вне работы.

  •  Сокращение профессиональных обязанностей наблюдается у 61% педагогов. В основном они упрощают деятельность, требующую больших эмоциональных затрат. Данный симптом находится в стадии формирования у 25%, а уже сформирован у 34% педагогов. .

Третья фаза – Истощение. У 29% педагогов данная фаза находится в стадии формирования. На этой фазе эмоциональная защита в форме “выгорания” является неотъемлемым атрибутом личности.


  • Симптом эмоционального дефицита. 12% педагогов испытывают ощущение, что не могут сопереживать окружающим. Постепенно симптом может усиливаться, в результате чего положительные эмоции заменяются на отрицательные. Данный симптом находится на этапе развития у 21% педагогов.

  • Симптом эмоциональной отстраненности. 13% педагогов практически полностью исключают эмоции из профессиональной деятельности. В случае формирования данного симптома развивается эмоциональная защита, проявляющаяся в отсутствии эмоционального отклика на какие-либо события. Человек постепенно начинает работать как робот. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом “выгорания”, который наносит ущерб профессиональной деятельности и общению. Симптом развивается у 33% педагогов.
  •  Симптом личностной отстраненности сложившийся симптом у 13% воспитателей. В этом случае человек воспринимается не как субъект профессиональной деятельности, а только как объект для манипуляций, который обременяет своими проблемами. В этом случае, профессионал может утверждать, что работа с людьми неинтересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.

  • Симптом психосоматических и психовегетативных нарушений сформирован у 4% педагогов, у 17% – в стадии формирования. Он проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» – самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами организма. Таким способом он спасает себя от разрушительной силы эмоциональной энергии.
Читайте также:  Когда проводят анализ на синдром дауна

 Количественный анализ данных представлен в таблицах и на диаграммах.Таблица 1. Фазы «эмоционального выгорания»

Название фазы «эмоционального выгорания»

Не сформирована

В стадии формирования

Сформировавшаяся фаза

1.

Тревожное напряжение

20 чел. – 83%

4 чел. -17%

2.

Резистенция или сопротивление

13 чел. – 54%

8 чел.- 33%

3 чел. –13%

3.

Истощение

17 чел. – 71%

7 чел. – 29%

Средний показатель

69%

27%

4%

Проведенное психологическое обследование эмоционального состояния педагогов позволяет предположить, что в ДОУ, большинство педагогов уже выработали собственную психологическую защиту, основанную на экономии эмоции и упрощении профессиональных обязанностей.

У некоторых педагогов наблюдается формирование фазы «тревожное напряжение». Данная фаза может сочетаться с другими, когда в ответ на постоянное нервное напряжение формируется защитная реакция организма, которая при крайних вариантах может нанести серьезный вред здоровью педагога.

В ДОУ на основании полученных результатов можно предположить, что 29% воспитателей также подвержены различным негативным изменениям в физическом и психическом самочувствии.

Доминирующими следует считать такие симптомы как неудовлетворенность собой, неадекватное избирательное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция (сокращение) профессиональных обязанностей и эмоциональный дефицит. В стадии формирования находятся симптом тревоги и депрессии, неадекватное избирательное реагирование, эмоциональная отстраненность (Диаграмма 1).

Диаграмма 1. Данные по каждому симптому (в сравнении)

*Расшифровка аббревиатуры представлена в таблице 2. (см. ниже)

Также следует отметить, что у педагогов отмечается меньшее количество сложившихся и доминирующих симптомов «эмоционального выгорания», чем формирующихся на данное время. На основании этих данных можно предположить, что педагоги, работающие в ДОУ мало подвержены синдрому «профессионального выгорания», (Диаграмма 2.)

Диаграмма 2. Симптомы «эмоционального выгорания»

Вывод. Анализ полученных данных показал, что у 69% педагогов синдром «эмоционального выгорания» не сложился (низкий уровень). У 27% воспитателей отмечается средний уровень сформированности данного синдрома, у 4% наблюдается большинство симптомов «эмоционального выгорания» (высокий уровень). (Диаграмма 3)

Диаграмма 3. Уровень «эмоционального выгорания»

Таблица 2. Формирование симптомов «эмоционального выгорания»

Симптомы

«эмоционального выгорания»

Не сложился

Складывающийся симптом

Сложившийся симптом

Доминирующий симптом

Фаза «Тревожное напряжение»

1.

Переживание психотравмирующих обстоятельств

(ППО)

19 чел. – 79%

3 чел. – 13%

2 чел. – 8%

2.

Неудовлетворенность собой (НС)

6 чел. – 25%

14чел. – 58%

1 чел. – 4%

3 чел. – 13%

3.

Симптом загнанности в клетку (ЗВК)

22 чел. – 92%

2 чел. – 8%

4.

Симптом тревоги и депрессии (ТД)

18 чел. – 75%

6чел. – 26%

 Фаза «Резистенция»

1.

Неадекватное избирательное реагирование (НИР)

5 чел. – 20%

11 чел. – 46%

4 чел. – 17%

4 чел. – 17%

2.

Эмоционально-нравственная дезориентация (ЭОД)

12 чел. – 50%

5 чел. – 21%

5 чел. – 21%

2 чел. – 8%

3.

Расширение сферы экономии эмоций (СЭЭ)

18 чел. – 75%

4 чел. – 17%

1 чел. – 4%

1 чел. – 4%

4.

Редукция (сокращение) (РПО) профессиональных обязанностей

10 чел. – 41%

6 чел. – 25%

3 чел. – 13%

5 чел. – 21%

1.

Эмоциональный дефицит (ЭД)

16 чел. – 67%

5 чел. – 21%

1 чел. – 4%

2 чел. – 8%

2.

Эмоциональная отстранен

ность (ЭО)

13 чел. – 54%

8 чел. – 33%

3 чел. – 13%

3.

Личностная отстраненность (ЛО)

75 чел. – 18%

3 чел. – 12%

3 чел. – 13%

 4.

Психосоматические и психовегетативные нарушения (СВН)

19 чел. – 79%

4 чел. – 17%

1 чел. – 4%

Средний показатель

61%

25%

8%

6%

Как восстановить эмоционально- психологический баланс?

• психотренинг, психотерапия, арт-терапия, визуализация, музыкотерапия, ароматерапия;

• соблюдение психогигиены (настрой на позитив, расчет и обдуманное распределение своих нагрузок; переключение с одного вида деятельности на другой; конструктивное разрешение конфликтов; создание на рабочем месте ощущения безопасности и уюта, визуального и акустического комфорта);

• профессиональное развитие и самосовершенствование

• уход от ненужной конкуренции;

• эмоциональное общение

• поддержание хорошей физической формы (правильное питание, активный образ жизни, занятия спортом);

• овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, дыхательные техники, аутогенная тренировка, словесные формулы (самовнушение), мышечная релаксация, визуализация (расслабление через     образ).

Упражнение

 Рисунок «Образ выгоревшего педагога. Негатив в позитиве»

Цель: пробуждение творческого потенциала участников. Стимулирование к тому, что бы выйти из своих привычных ролей, посмотреть на ситуацию воспитания в детском саду с разных позиций, на себя со стороны.

Материал: Ватманы на группы, фломастеры. Карандаши.

Инструкция: «Сейчас мы с вами разделимся на мини группы и разойтись как можно дальше что бы другие участники не слышали ваших творческих замыслов.. Деление на группы происходит следующим образом вытаскиваем билетики с названием группы(Педагоги, воспитатели, творческая группа).

У каждой группы будет лист ватмана, на которой нужно изобразить придуманный вами образ выгоревшего педагога. Это может быть человек с некой характерной внешностью, предмет, символизирующий эмоциональное выгорание, все что угодно, но нельзя это описывать словами. Придумайте образ и его название, запишите его на оборотной стороне ватмана. Вам дается на это 10 мин.

Теперь по очереди покажите свои рисунки, авторы молчат и слушают, а другие группы обсуждают. Вопрос: Что вы видите на рисунке, какие символы используются чтобы выразить эмоциональное страдание?

А теперь авторы назовите свой рисунок и скажите, каков был ваш изначальный замысел, кого вы рисовали, что хотели сказать рисунком.

Теперь передайте соседней группе по часовой стрелке свой рисунок. Ваша задача – так изменить полученные вами соседский рисунок, чтобы вместо выгорания там было изображено что- то позитивное, можно дописывать фразы. Придумать новое название. Давайте обсудим , как изменился рисунок. Авторы молчат. Какой была идея автора.

Вот видите все можно изменить, даже  самую тяжелую ситуацию.

Источник