Бассейн для детей с синдромом дауна ярославль
Катя занимается в ремесленных мастерских, в театре, живописью, ходит в бассейн, на йогу Фото: «Лицом к миру»
В Ярославле уже семь лет работает региональная общественная организация инвалидов «Лицом к миру», которую вместе с родителями создала и возглавляет Наталия Жужнева – мама ребенка с синдромом Дауна.
Сегодня сообщество объединяет порядка 300 семей с ребятами в возрасте от 2 до 42 лет, проживающих не только в Ярославле, но и в Переславле-Залесском, Рыбинске, Угличе, Гаврилов-Яме, Тутаеве, Данилове, Ростовском, Ярославском районах.
Несколько лет Наталия активно развивает программу «Школа жизни», в рамках которого молодые люди с особенностями развития живут в отдельной квартире с педагогом и учатся навыкам настоящей «взрослой жизни».
А главным «учителем» Наталии в деле обучения самостоятельности стала ее дочь Екатерина. У девушки синдром Дауна, но это не мешает ей жить полноценной и независимой от родителей жизнью.
— Так сложилось, что Катя с рождения сама стремилась к самостоятельности. Можно сказать, что это черта ее характера. С полутора лет ей было важно научиться самой держать ложку, в два года она уже умела без помощи ходить в туалет. В этом помог музыкальный горшок, который начинал играть, если в него попадала жидкость. Надо сказать, что главный дочкин лозунг — «я сама». Благодаря этому я смогла устроить Катю в обычный детский сад. И это двадцать лет назад, когда страна была совершенно другой. Я помню физическое ощущение, как будто «камень с плеч свалился», когда дочь взяли в этот садик. Правда, целый год девочка просидела в углу, никому не мешая, но и не развиваясь. Только после этого я поняла, что садик нужен коррекционный.
Маленькая Катя Фото: «Лицом к миру»
Когда дочке было два с половиной, мы с мужем и друзьями поехали с палатками на Костромские разливы недели на три. Все родственники считали нас безумными родителями, которые неизвестно зачем и куда тащат бедного ребенка. Но Кате это путешествие очень понравилось. После нашей однокомнатной квартиры лес, река и весь этот простор был для нее чем-то удивительным. Она с восторгом возила по кочкам игрушечную коляску с куклой, мы ее ни в чем не ограничивали. За ягодами и грибами Катя тоже ходила с нами, когда уставала, то мы ее закутывали в спальник, и она спала. Дочкину самостоятельность мы не только не подавляли, наоборот, всячески поощряли и развивали. И результаты не заставили себя ждать.
Примерно с третьего класса Катя настойчиво требовала, чтобы я перестала ее водить в школу. Пришлось сначала ходить на шаг позади, а потом и вовсе прятаться. Было не так просто ослабить контроль, так как дочка должна была самостоятельно переходить перекресток. Когда я увидела, что Катя прекрасно справляется сама, просто звонила в школу по телефону и уточняла, дошла ли она.
Следующий шаг в деле отстаивания самостоятельности Катя сделала уже в возрасте 18 лет. На тот момент она посещала дополнительные занятия, которые проходили в цирке. Он находился в остановке от нашего дома. Катя на уроки и обратно тоже ездила сама. Но скоро этого ей оказалось мало, и она сказала, что хочет поехать к нашей общей знакомой, которая жила на другом конце города. Надо отдать дочке должное, Катя тщательно проработала маршрут, узнала в деталях, какие маршрутки туда едут, где надо делать пересадки.
И однажды пропала….
Когда я поняла, что прошло уже больше часа, а Катя после занятий не приехала домой, то сразу же подняла всех и организовала поиски. Мы разделились на три группы, искали везде, где можно. Кати не было, а ее телефон не отвечал. Это был еще тот период, когда дочка осваивала телефон и постоянно его теряла или забывала зарядить. В какой-то момент до меня дошло, что я звоню на ее старый номер. Когда я набрала новый, мне ответила Катя. Оказалось, что она поехала на другой конец города к той самой знакомой, в гости к которой давно собиралась. Но маршрутка изменила направление, Катя это поняла и вышла раньше, чем надо было.
Наверное, кого-то другого эта ситуация бы напугала, но не Катю. Она не готова была отказаться от той самостоятельности, которую уже себе отстояла. Так что она продолжила передвигаться по городу без меня. После школы Катя пошла в колледж, который находился очень далеко от дома. На некоторое время она согласилась, чтобы на занятия я ее отвозила на машине, а обратно уже ехала сама. Причем каждый раз экспериментировала с маршрутом: выходила на разных остановках, пересаживалась, искала новые пути. Мне, порой, звонили знакомые, что видели мою дочь где-то в «неположенном» месте. Но я была уже уверена в ней, если надо, просто звонила, чтобы убедиться, что все хорошо.
Катя настолько прекрасно знает город, что подсказывает мне. Я же обычно передвигаюсь на машине, которая сейчас в ремонте. Без совета дочки я бы не справилась.
Сейчас Кате 23 года, она достаточно самостоятельная, я много чего ей доверяю. Она сама ездит к дедушкам и бабушкам в гости по выходным, планирует свой день. И это здорово.
Наталья Жужнева Фото: «Лицом к миру»
Катя занимается в ремесленных мастерских, в театре, живописью, ходит в бассейн, на йогу. Уборка – ее постоянная обязанность. Она ходит в магазин за любимыми пельменями со сметаной, в обед ходит сама в столовую. Пожить на «Школе жизни» с подружками без родителей – это просто мечта! Конечно, все это она делает в знакомой среде и не известно, как она поведет себя в другом городе. Я очень хочу попробовать отвезти ее на «Школу жизни» в Питер, во Владимир или Москву. И конечно, понимаю, что ей будет сложно. И с ней будет сложно. Упрямый характер никто не отменял… Но выходить из зоны комфорта – значит продолжать развиваться.
Гиперопека – это то, с чем я сталкиваюсь постоянно. Когда только начинала проект поддерживаемого проживания «Школа жизни», в первый вечер и ночь мне звонили встревоженные родители и спрашивали, как там их ребенок. На второй вечер уже все более-менее успокоились, на третий – начали получать удовольствие. Самое сложное — отпустить первый раз. Но тут надо понимать, что, не позволяя ребенку почувствовать себя самостоятельнее, мы заботимся о себе, о своих переживаниях, что мы волнуемся, нам плохо. Из-за своего эгоизма мы не позволяем ребенку развиваться.
МНЕНИЕ
— Навыкам самообслуживания, самостоятельности даже в наших программах ранней помощи отводится очень большое значение, — говорит педагог-дефектолог, специальный психолог, специалист по раннему развитию Центра ранней помощи «Даунсайд Ап» Светлана Сумленная. — С 3-4 месяцев мы учим малыша держать бутылочку без поддержки взрослых, в год-полтора ребенку уже доступны навыки самостоятельной еды ложкой, в 2-2.5 года малыш может сам мыть руки, одеваться, проситься на горшок.
Для детей дошкольного возраста педагогом «Даунсайд Ап» Полиной Жияновой разработаны таблицы навыков и компетенций «Я все смогу».Замечательно, когда в семье ценят важность навыков самообслуживания. Даже когда ребенок идет в детский сад (а больше половины детей с синдромом Дауна посещают общеобразовательные дошкольные учреждения!), большое внимание отводится именно самостоятельности, а не умению собирать пазлы, пирамидки и т.д. Всем детям с синдромом Дауна доступно освоение навыков самообслуживания, но важно не только научить ребенка, но дать ему возможность применять свои умения в жизни.
Наталья — очень мудрая и понимающая мама. Бывает очень тяжело «отпускать» подросших детей во взрослую самостоятельную жизнь. Согласна с Натальей, что часто мешают нотки нашего родительского эгоизма, но это относится ко всем родителям, независимо от особенностей их детей. Катя, дочь Натальи, — взрослая и самостоятельная девушка. Важно оценить родителям степень возможной самостоятельности ребенка. Для некоторых разогреть самому суп, собрать рюкзак в школу, помыть посуду — уже важное достижение. И в будущем ребенок уже сам сможет добираться до места учебы, резать салат, гладить утюгом свою одежду, ходить за покупками и так далее. Обучая детей навыкам самостоятельности, мы дарим им свободу. Ведь это то, к чему стремится каждый взрослый человек.
Материал предоставлен благотворительным фондом «Синдром любви».
Источник
| Бесплатный подбор репетитора
|
Источник
снегурка
Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 31942
Пользователь №: 5907
Регистрация: 22.12.2005 – 14:57
хочу предложить вашему вниманию следующую тему)
вот статья.
много букав, но тема интересная, рекомендую осилить
Дети с болезнью Дауна должны ходить в обычные сады
Ивановский областной суд подтвердил решение райсуда об удовлетворении иска ивановки Людмилы Вавиловой против управления образования мэрии города. Суд обязал управление образования обеспечить реализацию права 4,5-летнего ребенка с врожденным синдромом Дауна на дошкольное образование в саду общего типа, расположенном недалеко от его места жительства, и выплатить компенсацию морального вреда матери. В суде истицу представляла председатель совета ивановской областной общественной организации инвалидов с детства “Солнышко” Ольга Литвак. 30 ноября она рассказала корреспонденту ИА REGNUM о деталях разбирательства.
“Людмила Вавилова, когда ее Мише исполнилось три года, обратилась в городское управление образования, – сообщила Ольга Литвак. – Ей сказали “нет таких садов” и предложили отдать сына в шуйский детдом. Она написала об этом губернатору. Ивановский мэр Александр Фомин, которому было спущено письмо, ответил, что пребывание детей с синдромом Дауна в садах общего типа противопоказано согласно типовому положению. В типовом положении ни о подобном противопоказании, ни о синдроме Дауна ничего не говорится”.
После этого за переписку взялась организация “Солнышко”. Его члены писали в областное правительство и его комплекс соцсферы, областную прокуратуру, мэрию, областной департамент и городское управление образования.
“В такой переписке прошел год, продолжила Ольга Литвак. – В мае мы подали заявление о понуждении управления образования реализовать право ребенка на дошкольное образование в суд, другого пути не осталось. Дело слушалось в Ленинском райсуде с 1 июня, прошло пять заседаний. То, что назначались все новые и новые заседания, нам не нравилось, но, с другой стороны, судья очень внимательно исследовала дело. 24 сентября было объявлено решение о частичном удовлетворении наших требований. Суд обязал управление образования обеспечить реализацию права ребенка на дошкольное образование путем создания условий в детском саду общего типа, приближенном к его месту жительства”.
Что касается морального ущерба, то его решено компенсировать не в том размере, какой был указан в заявлении. Организации “Солнышко” удалось доказать факт причинения вреда матери, но не ребенку. В заявлении говорилось о целом годе, потерянном для развития ребенка по вине управления, о дискриминационном подходе к нему.
“Людмила Вавилова не работает, испытывает постоянный стресс от борьбы за права своего ребенка при том, что воспитывает его одна, живет с родителями-пенсионерами”, – отметила председатель совета ивановской областной общественной организации инвалидов с детства “Солнышко”. Кроме морального, она понесла и материальный ущерб, об этом вообще не говорилось. 50 тысяч рублей, указанные в заявлении, можно было заработать за прошедший период, однако Людмиле Вавиловой приходилось самой сидеть с ребенком. Кроме того, она платила частным специалистам за то, что могла получать бесплатно от государства.
“Хоть требования удовлетворены не в полном размере, важен сам факт признания судом, что был нанесен моральный вред, – подчеркнула Ольга Литвак. – В решении написано: суд учитывает, что истица в течение двух лет борется за права своего сына, лишена возможности устроиться на работу, получить дополнительное образование, улучшить материальное положение семьи”.
“После начала суда управление образования предложило для Миши 12-й сад восьмого вида для детей с умственной отсталостью, – продолжила Литвак. – Она мотивирует свою позицию тем, что дети с особенностями в развитии должны быть в специальном учреждении, где есть специалисты. Многих детей с синдромом Дауна и туда не берут, а в этом случае, после начала судебного разбирательства, они предложили этот вариант на противоположном конце города (Вавиловы живут в Минееве, а сад находится на Харинке). Но для детей с синдромом Дауна полезно общество здоровых. Специалистов по этой болезни нет ни в одном дошкольном учреждении. Мише нужен логопед, психолог, ни того, ни другого в предложенном саду нет. Есть дефектологи, но это в некотором роде минус: они видят в ребенке, прежде всего, умственно отсталого”.
На одном из судебных заседаний, 28 июля, юрист мэрии категорически ответила “нет” на предложение судьи пойти на мировую. Она заявила: “Будем судиться с каждым”. “Теперь ради других детей и мы решили не идти на мировую, – отметила Ольга Литвак. – Проблема в том, что инвалиды, их родители хотят быть среди здоровых. Это непривычно, пугает. Притом особых условий мы не требуем. Все, чего бы хотелось – доброжелательное отношение. 80% родителей отказываются от детей с синдромом Дауна уже в роддоме, те, кто этого не сделал, намерены реабилитировать их, адаптировать в социуме. Кроме того, речь идет каждый раз не более чем об одном ребенке в один детсад. И далеко не в каждый”.
Кроме того, для Миши Вавилова выигран грант национального благотворительного фонда по проекту “Ступеньки к общей жизни” в рамках Общественной палаты РФ. Теперь организация “Солнышко” может доплачивать воспитателю или искать специалиста, ей есть, что предлагать.
“Прецедентов воспитания детей с синдромом Дауна в обычных садах достаточно, – заявила председатель совета ивановской областной общественной организации инвалидов с детства “Солнышко”. – Специально к суду “Солнышко” бросило клич на некоторых форумах в интернете “дайте имена, фамилии”, мы приложили эти данные к исковому заявлению. Есть некоторые регионы, к примеру, Самара, Томск, где все дети с синдромом Дауна ходят в обычные детсады. В Самаре распоряжением правительства доплачивается тем, кто с такими детьми занимается. В Москве и Петербурге некоторые сады накопили огромный опыт воспитания детей с этим синдромом, проводят для желающих учебу. Есть и один судебный прецедент – в Реутове был подобный процесс, суд также вынес решение предоставить ребенку место в обычном детском саду. Мы знакомили с этим решением управление образования, чтобы в нашем случае не довести до суда. И в Ивановской области несколько детей с синдромом ходят в обычные детсады (одну девочку взяли уже во время процесса, мама с двумя высшими образованиями пошла в этот сад воспитательницей)”.
“Среди аргументов против таких решений – “жестокость” детей”, – отметила Ольга Литвак. Однако она считает его не достаточно основательным. “Сколько мой ребенок с синдромом Дауна ни ходил в детсады, никто его нигде не обижал, – продолжила она. – Дети относятся к своим сверстникам часто именно так, как к ним относятся взрослые, воспитатели. Чем младше ребенок, тем легче он приживается среди обычных детей. К внешним особенностям дети очень быстро привыкают. В Мишином случае скорее будет вызывать насмешки то, что он полненький, чем синдром. Кроме того, то, что дразнят – тоже школа. В той или иной форме с недоброжелательностью окружающих людям приходится сталкиваться всю жизнь, мы же не хотим запереть своих детей в четырех стенах”.
В городе существует нехватка детсадов, многие из них были распроданы или закрыты, воспитателей, готовых работать за мизерную зарплату, тоже не хватает. “Мы – дополнительная проблема, – заявила в заключение член “Солнышка”. – Понять управление образования, конечно, можно, но если они хотят разобраться – мы предлагаем круглые столы, семинары. Московские педагоги, специалисты готовы выехать в Иваново или принять ивановских коллег у себя. Но пока желания принять эти предложения мы не увидели. Кроме того, дети-инвалиды принимаются в сады без очереди и бесплатно. Если проблема в том, что количество детей не совпадает с количеством садов, ее надо решать, не касаясь категорий, которые и так уязвимы”.
если несколько абстрагироваться от конкретно этой статьи и от условий, в которых оказалась ее героиня – то есть отсутствие необходимых ребенку специалистов и прочее… хотелось бы знать ваше мнение:
как вы считаете – дети с синдромом дауна должны ходить в коррекционный или обычный детский сад?
с одной стороны – таким ребятам важно общение со здоровыми детьми. кроме того, социализация инвалидов, о которой так много говорим мы, обращая внимание на пример запада, может происходить лишь в здоровом обществе. и начинать ее необходимо в детстве.
с другой стороны – пребывание детей в детском саду имеет свое целью не только занять ребенка, пока родители на работе – а развити е обучение. не будет ли тормозить его присутствие ребенка-дауна?
ну и еще – у даунов случаются порой приступы агрессии, насколько мне известно – и если родитель, следящий за своим ребенком может справиться со своим чадом, то воспитатель, у котор ого в группе куча детей, прсто может не уследить.
в общем, тут множество нюансов.
ваше мнение, уважаемые?
Источник