Белоусова е д синдром дефицита внимания
- Журналы
- Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова
# 5, 2016
- Синдром дефицита внимания с гиперакти…
Авторы:
- А. И. Федотчев
ФГБНУ «Институт биофизики клетки» РАН, Пущино, Московская область, Россия - А. А. Земляная
ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» Минздрава России, Москва, Россия - С. А. Полевая
Нижегородская государственная медицинская академия, Нижний Новгород, Россия - Л. В. Савчук
Нижегородская государственная медицинская академия, Нижний Новгород, Россия
Журнал:
Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2016;116(5): 98-101
Просмотрено:
790
Скачано:
857
Основные признаки расстройства, определяемого в настоящее время как «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ), были описаны более 200 лет назад. Однако его систематические исследования начались 50 лет назад и продолжают активно развиваться, что в большей мере связано с высокой социальной значимостью заболевания [1].
СДВГ — одно из наиболее распространенных расстройств у детей и подростков. Он встречается примерно у 5% детского населения [2], а также у 3—6% популяции взрослых [3].
Если СДВГ возникает у детей, то максимальных проявлений он достигает в начальной школе и затем не исчезает, а видоизменяется в своих проявлениях у подростков и взрослых. Если у детей преобладает гиперактивность, то у подростков и взрослых более очевидны проявления дефицита внимания и пограничные психические нарушения, проблемы адаптации в семье и на работе, повышенная аварийность при вождении и др. [4]. Симптомы СДВГ сохраняются у 50—80% подростков, затем присоединяются неадекватность поведения, трудности организации труда, конфликтность, сложности с работой, злоупотребление алкоголем и наркотиками [5]. У студентов с диагнозом СДВГ отмечены явные признаки психологического дистресса в повседневной жизни, а также достоверное снижение уровня когнитивных и исполнительских функций [6].
Лечение включает психолого-педагогическую коррекцию у больных с легкой формой СДВГ, для среднетяжелой формы — медикаментозную терапию нейрометаболическими и психотропными препаратами вместе с использованием различных тренингов, направленных на улучшение когнитивных функций [5]. В недавнем исследовании показано [7], что при сочетании медикаментозной терапии с приемами психотерапевтической коррекции достигается 83% позитивных долговременных эффектов. Однако существующие к настоящему времени лекарственные и нелекарственные подходы к лечению СДВГ характеризуются существенными недостатками. Так, до 30% детей с СДВГ, получающих лекарственную терапию психостимуляторами, страдают от негативных побочных эффектов [8] и испытывают страх при приеме назначенных препаратов [9]. Наиболее распространенный прием психотерапевтической коррекции СДВГ — когнитивный тренинг — характеризуется трудностью организации лечебных процедур и лишь незначительным кратковременным эффектом [10]. Поэтому поиск альтернативных подходов к лечению СДВГ крайне актуален.
Одним из альтернативных подходов является метод адаптивного биоуправления с обратной связью по электроэнцефалограмме (ЭЭГ), или метод нейробиоуправления (НБУ). В англоязычной литературе ему соответствует понятие «neurofeedback».
Метод НБУ сформировался в конце прошлого столетия на основе выдающихся открытий, установивших, что ряд функций организма, эволюционно не предназначенных для произвольного контроля, могут при наличии информации об их текущем состоянии произвольно и осознанно управляться человеком. Метод НБУ был использован для лечения более 20 различных заболеваний и функциональных расстройств, в том числе СДВГ [11].
Накопленные к началу нашего столетия сведения об использовании метода НБУ в лечении СДВГ были обобщены ранее [12]. Однако в последние 10 лет интерес к данной теме существенно возрос, а количество отраженных в международной базе данных Medline публикаций увеличилось за период 2006—2015 гг. более чем в 6 раз. Это позволяет более детально рассмотреть современные данные о методе НБУ и возможностях его использования при лечении СДВГ.
В методе НБУ амплитуда того или иного ЭЭГ-ритма с помощью различных компьютерных средств отражается в параметрах световых и/или звуковых сигналов обратной связи, предъявляемых пациенту с целью обучения сознательному контролю выраженности собственных ритмических компонентов ЭЭГ для достижения требуемых лечебных эффектов. Если человек может в реальном времени видеть или слышать адекватное отражение собственных биопотенциалов, он получает возможность постепенно обучиться изменять их в нужном направлении. Сначала достигнутые эффекты кратковременны, но в процессе тренировки у большинства людей этот навык закрепляется. Таким образом, метод НБУ предоставляет дополнительные возможности для реабилитации различных форм патологии мозга через прямую перестройку паттернов ЭЭГ вместо использования лекарств [13].
Современные системы НБУ состоят из набора датчиков ЭЭГ, усилителя и аналого-цифрового преобразователя, подключенного к компьютеру с программным обеспечением, способным анализировать паттерны ЭЭГ и выполнять их преобразования в визуальные и/или звуковые сигналы обратной связи. Эти сигналы предъявляются пациенту, который располагается в удобном кресле перед монитором компьютера. В ходе тренировок (до 20 получасовых сеансов в течение 6—12 нед) пациент обучается повышать выраженность желаемых частот ЭЭГ и подавлять нежелательные, ориентируясь на подкрепление в виде приятных звуков или картинок [14].
Таким образом, в методе НБУ пациенты тренируются модулировать специфические аспекты собственной биоэлектрической активности путем оперантного обучения с положительным подкреплением в виде своеобразной компьютерной игры, что особенно привлекательно для детей и подростков [15]. В течение последних десятилетий при использовании НБУ были установлены долговременные эффекты, касающиеся улучшения внимания, контроля за поведением, увеличения корковой активации и роста показателей интеллекта и успеваемости [16].
Основой для использования метода НБУ при лечении СДВГ являются специфические особенности электрической активности мозга у данной категории больных. Согласно данным литературы [17, 18], у пациентов с СДВГ отмечается чрезмерная выраженность θ-ритма (4—7 Гц) на ЭЭГ, что характерно для состояния дремоты, и снижение β-активности (13—30 Гц), которая в норме характеризует состояния бодрствования и внимания. Поэтому соотношение θ/β считается общепринятым ЭЭГ-биомаркером СДВГ [19], а наиболее эффективным и специфичным вариантом НБУ при лечении СДВГ являются процедуры, направленные на подавление θ- и увеличение β-активности [20].
Механизмы лечебного действия НБУ при СДВГ до конца не выяснены, хотя большинство авторов главную роль отводят структурным и функциональным изменениям нейронных образований мозга в процессе тренировок. Согласно одним представлениям, потенциальными механизмами НБУ являются перестройки нейронных сетей, включая увеличение их глобальной взаимосвязанности и нейропластичности [21]. Другие авторы [22] предлагают две модели: «обусловливания и ремонта», предполагающую восстановление нейронных дисфункций в процессе оперантного обусловливания, и «приобретения навыка», подчеркивающую важность целенаправленного обучения подавлению симптомов СДВГ напрямую через использование когнитивно-поведенческих стратегий. Еще одна группа авторов [23] считают, что НБУ осуществляет настройку колебаний электрической активности мозга на такой гомеостатический уровень, который обеспечивает оптимальный баланс между гибкостью и стабильностью нейронной сети.
Многочисленными исследованиями последних лет продемонстрирован ряд преимуществ использования метода НБУ при лечении СДВГ. Так, подчеркивается [24], что он характеризуется неинвазивностью, практическим отсутствием противопоказаний, хорошей переносимостью и долговременным поведенческим эффектом. При строго контролируемом сравнении результатов лечения СДВГ обычными медикаментозными средствами и с помощью НБУ выявлена их идентичность, однако достоверное долговременное улучшение интеллектуальных показателей зарегистрировано только в результате НБУ [25]. Использование НБУ очень привлекательно как альтернативное лечение СДВГ, особенно для тех 20% пациентов, которые не реагируют на медикаментозную терапию или реагируют негативными побочными эффектами [26]. Особая привлекательность метода НБУ по сравнению с другими подходами к лечению СДВГ заключается в его внутренней природе, позволяющей самому мозгу «обучиться» адаптивным реакциям вместо зависимости от внешних стимулов или лекарств при коррекции дисфункций [21].
Метод НБУ постоянно совершенствуется. В последнее время много внимания уделяется вопросам повышения его эффективности при лечении СДВГ и перспективам развития данного направления исследований. В недавно опубликованном обзоре [27] в качестве ключевых усовершенствований выделяются два аспекта — оптимальная реализация персонализированных режимов ЭЭГ обусловливания и комплексное использование разных форм НБУ. Так, при использовании индивидуально подобранных компонентов ЭЭГ вместо традиционных ЭЭГ-ритмов эффективность НБУ при лечении СДВГ значительно возрастает [28]. Продемонстрирована также перспективность сочетания обычных процедур НБУ с тренировками биоуправления по электромиограмме [29] и величине электрокожного сопротивления [30].
Ранее нами [31] был разработан оригинальный вариант метода НБУ — метод резонансного биоуправления с двойной обратной связью от ЭЭГ осцилляторов пациента, который полностью соответствует указанным выше перспективным направлениям исследований. В данном варианте используются не заранее заданные излишне широкополосные (4—5 Гц) традиционные ЭЭГ-ритмы, а автоматически выявляемые в реальном времени характерные и значимые для индивида узкочастотные (0,2—0,4 Гц) ЭЭГ-осцилляторы, которые используются в двух независимых контурах обратной связи. Первый из них представляет собой обычный контур биоуправления, где компьютер выделяет доминирующий у пациента узкочастотный осциллятор в заданном диапазоне ЭЭГ и генерирует на его основе звуковые или световые сигналы обратной связи, подаваемые через наушники или светодиодные очки и служащие ориентиром для подавления/активации этих компонентов собственной ЭЭГ. Второй — является дополнительным контуром резонансной стимуляции и используется в качестве помощи пациентам, у которых возникают затруднения при осознании сигналов обратной связи. В нем параметры аудио-визуальных воздействий автоматически настраиваются компьютером на частоту доминирующего у пациента узкочастотного ЭЭГ осциллятора с целью резонансной активации. Таким образом, оба контура используют выявление в реальном времени характерных для данного пациента узкочастотных ЭЭГ-осцилляторов. Однако во втором контуре сигналы обратной связи не осознаются субъектом, а служат для автоматической модуляции параметров резонансной стимуляции.
Особый интерес в плане рассматриваемой темы представляет также недавно разработанная нами [32] версия метода резонансного биоуправления с двойной обратной связью от ЭЭГ-осцилляторов пациента, получившая название «музыкальное ЭЭГ-биоуправление». Она сочетает предельную индивидуальность ЭЭГ-биоуправления с достоинством неосознаваемого восприятия воздействий, характерного для музыкальной терапии. Основу данного метода составляют музыкальные или музыкоподобные воздействия, которые организуются в строгом соответствии с текущими значениями характерных и значимых для индивида узкочастотных ЭЭГ-осцилляторов. Главным преимуществом метода является возможность применения для коррекции неблагоприятных функциональных состояний в условиях, не требующих осознанных усилий испытуемых. Это особенно важно при проведении лечебных сеансов с детьми или пациентами, для которых характерно изменение психического состояния.
Тестирование описанного метода было проведено нами [33] на лицах, обратившихся в кабинет психологической разгрузки с жалобами на состояние психоэмоционального напряжения и стресса и давших согласие на участие в обследовании. Установлено, что в результате одновременного предъявления музыкально-акустических сигналов и светодиодных мельканий, управляемых текущими значениями ЭЭГ-осцилляторов субъекта, происходит достоверный рост выраженности α-ритма ЭЭГ, наблюдаются положительные сдвиги показателей самочувствия и настроения, а также снижение уровня эмоциональной дезадаптации.
В настоящее время нами проводятся [34] обследования детей с СДВГ для выявления психофизиологических маркеров заболевания. Полученные данные используются в предварительных исследованиях, направленных на устранение признаков СДВГ методом музыкального ЭЭГ-биоуправления.
Рассмотренные данные позволяют заключить, что современные варианты метода НБУ открывают новые возможности в лечении СДВГ. Как указывается в литературе [23], результаты дальнейших исследований могут привести к созданию эффективного, безопасного и неинвазивного метода лечения СДВГ, основанного на природных механизмах регуляции функций.
Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, гранты РГНФ № 15−06−10894 и № 16−06−00133.
Список литературы:
- Efron D. Attention-deficit/hyperactivity disorder: the past 50 years. JPaediatrChildHealth. 2015;51(1):69-73. doi: 10.1111/jpc.12809.
- Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Результаты фармакотерапии синдрома дефицита внимания и гиперактивности: оценка с применением нейропсихологических методов. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2014;114(9):19-24.
- Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Яковенко Е.А., Никишена И.С., Анисимова Т.И. Синдром дефицита внимания у взрослых: клинические, психофизиологические проявления и терапия. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2013;113(8):38-41.
- Морозова Е.А., Белоусова М.В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: эволюция, клиника, лечение. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2009;109(2):31-34.
- Зыков В.П., Бегашева О.И. Методы диагностики и основные подходы к лечению синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Журналневрологииипсихиатрииим. С.С. Корсакова. 2011;111(9-2):32-36.
- Gray SA, Fettes P, Woltering S, Mawjee K, Tannock R. Symptom Manifestation and Impairments in College Students With ADHD. J Learn Disabil. 2015. doi: 10.1177/0022219415576523.
- Arnold LE, Hodgkins P, Caci H, Kahle J, Young S. Effect of treatment modality on long-term outcomes in attention-deficit/hyperactivity disorder: a systematic review. PLoS One. 2015;10:2:0116407. doi: 10.1371/journal.pone.0116407.
- Holtmann M, Pniewski B, Wachtlin D, Wörz S, Strehl U. Neurofeedback in children with attention-deficit/hyperactivity disorder (ADHD) — a controlled multicenter study of a non-pharmacological treatment approach. BMC Pediatr. 2014;14:202. doi: 10.1186/1471-2431-14-202.
- Johnson MR. Fear of stimulant therapy for children and adolescents with attention-deficit/hyperactivity disorder. J Child Adolesc Psychopharmacol. 2015;25:2:182. doi: 10.1089/cap.2014.0117.
- Cortese S, Ferrin M, Brandeis D, Buitelaar J, Daley D, Dittmann RW, Holtmann M, Santosh P, Stevenson J, Stringaris A, Zuddas A, Sonuga-Barke EJ. Cognitive training for attention-deficit/hyperactivity disorder: Meta-Analysis of Clinical and Neuropsychological Outcomes From Randomized Controlled Trials. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2015;54(3):164-174. doi: 10.1016/j.jaac.2014.12.010.
- Федотчев А.И., Бондарь А.Т., Матрусов С.Г., Семенов В.С., Соин А.Г. Использование сигналов обратной связи от эндогенных ритмов пациента для нелекарственной коррекции функциональных расстройств. Успехи физиол наук. 2006;37(4):82-92.
- Кропотов Ю.Д., Пономарев В.А., Гринь-Яценко В.А. Метод ЭЭГ-биоуправления в лечении синдрома нарушения внимания и гиперактивности у детей. Физиологиячеловека. 2001;27(4):126-135.
- Hammond DC. What is neurofeedback: an update. J Neurotherapy. 2011;15(4):305-336. doi: 10.1080/10874208.2011.623090.
- Friel PN. EEG biofeedback in the treatment of attention deficit hyperactivity disorder. Altern Med Rev. 2007;12(2):146-151.
- Gevensleben H, Kleemeyer M, Rothenberger LG, Studer P, Flaig-Röhr A, Moll GH, Rothenberger A, Heinrich H. Neurofeedback in ADHD: Further Pieces of the Puzzle. Brain Topogr. 2014;27(1):20-32. doi: 10.1007/s10548-013-0285-y.
- Arns M, Heinrich H, Strehl U. Evaluation of neurofeedback in ADHD: The long and winding road. BiolPsychol. 2014;95(2):108-115. doi: 10.1016/j.biopsycho.2013.11.013.
- Яковенко Е.А., Чутко Л.С., Пономарев В.А., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С., Кропотов Ю.Д. Особенности спектров мощности основных ритмов ЭЭГ у детей с разными типами синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Физиологиячеловека. 2013;39(1):30-35.
- Heinrich H, Busch K, Studer P, Erbe K, Moll GH, Kratz O. EEG spectral analysis of attention in ADHD: implications for neurofeedback training? Front Hum Neurosci. 2014;8:611. doi: 10.3389/fnhum.2014.00611.
- Snyder SM, Rugino TA, Hornig M, Stein MA. Integration of an EEG biomarker with a clinician’s ADHD evaluation. Brain Behav. 2015;5(4):00330. doi: 10.1002/brb3.330.
- Bink M, van Nieuwenhuizen C, Popma A, Bongers IL, van Boxtel GJ. Behavioral effects of neurofeedback in adolescents with ADHD: a randomized controlled trial. Eur Child Adolesc Psychiatry. 2014. doi: 10.1007/s00787-014-0655-3.
- Niv S. Clinical efficacy and potential mechanisms of neurofeedback. Personality and Individual Differences. 2013;54(6):676-686. doi: 10.1016/j.paid.2012.11.037.
- Gevensleben H, Moll GH, Rothenberger A, Heinrich H. Neurofeedback in attention-deficit/hyperactivity disorder — different models, different ways of application. Front Hum Neurosci. 2014;8:846. doi: 10.3389/fnhum.2014.00846.
- Ros T, Baars BJ, Lanius RA, Vuilleumier P. Tuning pathological brain oscillations with neurofeedback: a systems neuroscience framework. Front Hum Neurosci. 2014;8:1008. doi: 10.3389/fnhum.2014.01008.
- Moriyama TS, Polanczyk G, Caye A, Banaschewski T, Brandeis D, Rohde LA.Evidence-based information on the clinical use of neurofeedback for ADHD. Neurotherapeutics. 2012;9(3):588-598. doi: 10.1007/s13311-012-0136-7.
- Meisel V, Servera M, Garcia-Banda G, Cardo E, Moreno I. Neurofeedback and standard pharmacological intervention in ADHD: A randomized controlled trial with six-month follow-up. Biol Psychol. 2014;95(2):116-125. doi: 10.1016/j.biopsycho.2013.04.015.
- Duric NS, Assmus J, Elgen IB.Self-reported efficacy of neurofeedback treatment in a clinical randomized controlled study of ADHD children and adolescents. Neuropsychiatr Dis Treat. 2014;10:1645-1654. doi: 10.2147/NDT.S66466.
- Vollebregt MA, van Dongen-Boomsma M, Slaats-Willemse D, Buitelaar JK. What future research should bring to help resolving the debate about the efficacy of EEG-neurofeedback in children with ADHD. FrontHumNeurosci. 2014;8:321. doi: 10.3389/fnhum.2014.00321.
- Базанова О.М., Афтанас Л.И. Использование индивидуальных характеристик ЭЭГ для повышения эффективности нейробиоуправления. Журналневрологииипсихиатрииим. С.С. Корсакова. 2006;106(2):31-36.
- Maurizio S, Liechti MD, Brandeis D, Jäncke L, Drechsler R. Differential EMG biofeedback for children with ADHD: a control method for neurofeedback training with a case illustration. Appl Psychophysiol Biofeedback. 2013;38(2):109-119. doi: 10.1007/s10484-013-9213-x.
- Salomone S, Fleming GR, Shanahan JM, Castorina M, Bramham J, O’Connell RG, Robertson IH. The effects of a Self-Alert Training (SAT) program in adults with ADHD. FrontHumNeurosci. 2015;9:45. doi: 10.3389/fnhum.2015.00045.
- Федотчев А.И., Бондарь А.Т., Семенов В.С. Нелекарственная коррекция функциональных расстройств у человека. Принцип двойной обратной связи от ЭЭГ осцилляторов пациента. Saarbrucken: LAP Lamberts Academic Publishing; 2010.
- Федотчев А.И. Возможности коррекции психофизиологического состояния человека с помощью музыкальных воздействий, управляемых биопотенциалами мозга пациента. Психическое здоровье. 2013;11:3:51-55.
- Федотчев А.И., Бондарь А.Т., Бахчина А.В., Парин С.Б., Полевая С.А., Радченко Г.С. Музыкально-акустические воздействия, управляемые биопотенциалами мозга, в коррекции неблагоприятных функциональных состояний. Успехи физиол наук. 2016;47:1:67-79.
- Савчук Л.В., Полевая С.А., Федотчев А.И., Циркова М.М.Психофизиологические маркеры синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников младшего школьного возраста. В кн.: Нелинейная динамика в когнитивных исследованиях. Нижний Новгород: Изд. ИПФ РАН; 2015.
Источник