Богдашина вопросы коммуникации при аутизме и синдроме аспергера

Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет): Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACH
https://pedlib.ru/Books/1/0445/1_0445-9.shtml

Розитта Зюмалла. Обучение и сопровождение детей с аутизмом по программе ТЕАССН. Перевод с немецкого: А. Ладисов, О. Игольников
https://pedlib.ru/Books/6/0042/6_0042-1.shtml

—————————————-
Брюс Бейкер, Алан Брайтман: Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам
https://pedlib.ru/Books/1/0451/1_0451-1.shtml

Сара Ньюмен: Игры и занятия с особым ребенком: Руководство для родителей
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/102048/

Никольская, Баенская, Либлинг
Аутичный ребенок. Пути помощи
https://www.labirint.ru/books/367500/

Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми
https://www.e-reading.me/bookreader.php/99879/Dimensht..

Ольга Рудик
“Как помочь аутичному ребенку. Книга для родителей. Методическое пособие”
https://www.labirint.ru/books/448396/

Ольга Рудик:
“Коррекционная работа с аутичным ребенком. Книга для педагогов. Методическое пособие”
https://www.labirint.ru/books/448397/

Елена Янушко: Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия
https://www.labirint.ru/books/102055/
———————————————————————————————-
Айрес Э.Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция
www.childneurologyinfo.com/sensory-text-library1.php

Сенсорная интеграция в диалоге. Улла Кислинг
https://www.childneurologyinfo.com/sensory-text-librar..

Разбалансированный ребенок. Кэрол Сток Крановиц
https://id-redactor.ru/blog/?tag=rr
————————————————————————————————–
Фон, Мартинсен: Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию. Жесты и графические символы для людей…
https://www.labirint.ru/books/460614/

Фрост, Бонди: Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)
https://www.labirint.ru/books/286870/

Виктория соловьева. Моя книга
https://eii.ru/filemanager/download/530/
————————————————————————————————-
Маленькие ступеньки.
“Маленькие Ступеньки” – это фундаментальная Программа ранней педагогической помощи детям с нарушениями умственного (физического) развития. Программа включает в себя комплект из восьми книг, дополненный учебными видеоматериалами.
https://www.chaconne.ru/author.php?id=25667
————————————————————————————————-
Эрнст Й.Кипхард
Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного развития. От рождения до 4 лет
https://www.chaconne.ru/viewitem.php?id=2351510
https://www.labirint.ru/books/116009/

Хельга Зиннхубер
Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного развития, игры и упражнения
https://www.labirint.ru/books/193885/

VB-MAPP
https://www.aba-kurs.com/vb-mapp.html
—————————————————————————————————-
Августова Р.Т.
Говори! Ты это можешь: Книга для родителей
https://pedlib.ru/Books/5/0292/index.shtml?from_page=1
https://www.labirint.ru/books/504978/
https://www.ozon.ru/context/detail/id/34802543/

Ромена Августова
В начале было слово. Авторский метод по обучению речи детей с трудностями развития
https://www.labirint.ru/books/477626/

Лариса Нуриева: Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки
https://www.labirint.ru/books/102046/

Екатерина Климонтович: Увлекательная логопедия. Учимся понимать речь. Для детей 2,5-4 лет
https://www.labirint.ru/books/352535/

есть электронный вариант Мэри Линч Барбера “Детский аутизм” ? Её раздавали бесплатно, может есть и сканированный экземпляр

Руслан, Сканированный экземпляр не встречал.

Александр, отсканировал, помогли люди, могу скинуть

Нейропсихологические основы понимания аутизма
https://autism-info.ru/catalog/dzhozef-robert-m-nejrop..

Чарльз Ньокиктьен: Детская поведенческая неврология. В 2 томах. Том 1
https://shop.terevinf.ru/catalog/books/lechebnaya-peda..
https://www.labirint.ru/books/189237/

Чарльз Ньокиктьен: Детская поведенческая неврология. Том 2
https://shop.terevinf.ru/catalog/books/lechebnaya-peda..
https://www.labirint.ru/books/244107/

Посицельская, Константинова, Бондарь: Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы
https://www.labirint.ru/books/299124/

Права людей с инвалидностью: теория, законодательство, практика
https://perspektiva-inva.ru/userfiles/pravo/publicatio..

«Права особого ребенка в России»
https://shop.terevinf.ru/catalog/books/lechebnaya-peda..
https://detiangeli.ru/book/child1rights2010.pdf

Ларикова, Дименштейн, Волкова
Взрослые с ментальными нарушениями в России. По следам Конвенции о правах инвалидов
https://www.labirint.ru/books/486718/

ИНФОСЕТ
Как проявляются симптомы расстройств аутистического спектра (РАС)
у детей раннего возраста. Пособие для родителей, семьи и друзей.
https://psypress.ru/files/27376/A5_empty_fields.pdf

Выявление риска развития расстройств аутистического спектра в условиях первичного звена здравоохранения у детей раннего возраста.Пособие для врачей
https://psypress.ru/files/27376/morozov_210x297.pdf

Глеб Сенкевич: Компьютер для людей с ограниченными возможностями
https://www.labirint.ru/books/413346/

Марк Стидж, Т. Стюарт Уотсон “Введение в функциональную оценку поведения в школе. Учебно-методическое пособие.”
https://www.operant.ru/shop/vvedenie-v-funktsionalnuju..

Беррес Фредерик Скиннер: По ту сторону свободы и достоинства
https://www.operant.ru/shop/skinner-po-tu-storonu-svob..

Дайен Крон, Линн Хокен, Роберт Хорнер “Профилактика и коррекция проблемного поведения в школах. Практическое руководство.”
https://www.operant.ru/shop/profilaktika-i-korrektsija..

Ольга Богдашина «Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме»
https://autism-wp.kspu.ru/книги/

«Расстройства аутистического спектра: введение в аутизм»
https://autism-wp.kspu.ru/книги/

«Психолого-педагогические технологии обучения детей с расстройствами аутистического спектра».
https://autism-wp.kspu.ru/книги/

«Психолого-педагогические практики сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра»: региональный опыт.
https://autism-wp.kspu.ru/книги/

«Тьютор в современной школе: сопровождение особого ребенка».
https://autism-wp.kspu.ru/книги/

Добрый день. Если у вас есть электронный вариант книги Мэри Линч Барбера “Детский аутизм и вербально поведенческий подход” буду очень благадарна если вы мне ее перешлете. Наи эту книгу очень рекомендовали elena_kudriavtseva@gmail.com

Есть электронный вариант книги Мэри Линч Барбера “Детский аутизм и вербально поведенческий подход” и ТАРА ДЕЛАНИ РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ – однако они только отсканированы и не переработаны

Татьяна, можно мне книгу Тары Делани? Готова даже перенабрать ее в ворде!!

Татьяна, о да, это она!!! Спасибо огромное от нашей семьи!
Постараюсь поскорее привести в человеческий вид и выложить ))) да простят нас авторы, но реабилитация детишек важнее всех этих пресловутых авторских прав!

Руслан, отправьте мне пожалуйста элетронный вариант книги “Детский аутизм и вербально-поведенческий подход (The Verbal Behavior Approach). Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами” Барбера

и мне, пожалуйста, можно?

Руслан, скиньте мне пожалуйста книгу Мэри Линч Барьера “Детский аутизм”

Источник

Богдашина вопросы коммуникации при аутизме и синдроме аспергераПроблема
действенной помощи аутичным детям является
одной из самых сложных и пока что неразрешимых.
Среди специалистов, изучающих это явление, нет
единого мнения о том, что представляет из себя
аутизм – болезнь или функциональное нарушение,
почему он возникает и, главное, как помочь детям с
этим диагнозом.

Недавно в Красноярске
состоялся большой разговор на эту тему. Перед
врачами, психологами и педагогами выступила наша
бывшая соотечественница, а ныне профессор
Бирмингемского университета (Великобритания),
доктор психологических наук Ольга Богдашина.
Она представила новые методы лечения детей,
страдающих аутизмом.

Ольга имеет собственный успешный опыт
воспитания ребенка-аутиста. Ее сыну Алеше в
раннем детстве поставили страшный диагноз —
шизофрения и предложили сдать ребенка в
специализированное лечебное учреждение. Но мать
не только не бросила сына, но и стала
разрабатывать собственную методику его
развития, а затем создала в украинском городе
Горловке небольшую школу для детей с подобными
диагнозами.

Сегодня Ольга — автор шести книг и учебников
по аутизму, а Алеша — первокурсник технического
колледжа.

Мы воспользовались возможностью задать
Ольге Богдашиной несколько вопросов,
проясняющих подходы к работе с аутичными детьми.

Что стоит
за понятием «аутизм» и является ли он приговором
ребенку?

Сейчас, после нескольких десятилетий
интенсивных исследований в этой области, мы
знаем гораздо больше об аутизме, чем раньше, но до
сих пор нет общепринятого его определения.
Существуют две полярные точки зрения. Одни
считают, что аутизм — это нарушение развития.
Другие рассматривают его как состояние. Возник
даже термин «аутистическое состояние». Есть и
промежуточная точка зрения, когда аутизм, в
зависимости от проявлений, рассматривают и как
состояние, и как нарушение.

Мы пытаемся различать тяжелые формы аутизма,
которые нуждаются в коррекции, порой даже
медикаментозной, и формы с высоким уровнем
развития психических функций, когда достаточно
только психологической поддержки в обучении,
развитии и адаптации в обществе.

Некоторые исследователи полагают, что аутизм —
это не одно специфическое состояние, а целый
класс нарушений. Другие считают, что аутизм — это
нарушение общего развития, вызванное
дисфункцией мозга, которое приводит к тому, что
человек не в состоянии осознать информацию,
полученную через органы чувств. Третья группа
ученых определяет аутизм как поведенческий
синдром, рассматривая его как набор нескольких
типов аномального поведения. Есть авторы,
рассматривающие аутизм как поведенческий
синдром и нарушение развития или как
гетерогенное нарушение, характеризующееся
широким спектром аномалий адаптивного
поведения.

Общепринятые критерии аутизма — это нарушения
поведения, проявляющиеся в сферах социального
взаимодействия, социального общения
(коммуникации), а также триада нарушений — в
сферах социального взаимодействия,
общения/коммуникации и воображения.

Читайте также:  У нас синдром детского сотрясения

Получается,
что аутизм — широкое понятие, при котором могут
проявляться самые различные симптомы?

Да, существует классификация нарушений при
аутизме. Это не официальная классификация, но все
специалисты ею пользуются.

• Тяжелый аутизм, классический аутизм, синдром
Каннера — это разные названия одного и того же.
Мы имеем дело с ребенком, который не
разговаривает, совсем не идет на контакт, может
сидеть часами, раскачиваясь, погруженный в
собственный внутренний мир. Некоторые дети из
этой группы могут иметь тяжелые поведенческие
проблемы, проявляющиеся в агрессии и
аутоагрессии. Например, головой бьются о стену.

• Обычный аутизм. В данном случае дети также
нуждаются в комплексной помощи.

• Высокофункциональный аутизм. Эти дети часто
не только могут разговаривать, но и имеют
нормальный IQ. При этом они испытывают трудности
адаптации в обществе, не знают, как себя вести,
как начать разговор с другим человеком.

• К следующей группе мы можем отнести детей с
синдромом Аспергера. Специалисты выделили
подгруппу людей, которые отличаются наивностью,
не понимают общепринятых норм поведения; имеют
ограниченные интересы, плохую координацию
движений, неуклюжи; характеризуются
повторяющейся речью, не соблюдают правил ведения
диалога; не проявляют, что называется, здравого
смысла.

Многие исследователи полагают, что аутизм —
это проблема понимания сигналов, поступающих
через органы чувств, особенно через зрение и
слух. Когда информация у таких детей достигает
мозга, она не складывается в целостную картину
мира, что приводит к непониманию речи, а это, в
свою очередь, вызывает неспособность к
коммуникации. Таким образом, сторонники этой
теории рассматривают аномальное поведение
ребенка с аутизмом как сенсорную дисфункцию, что
является отражением аномального восприятия им
мира.

Именно поэтому аутичные дети кажутся
отрешенными и живущими в своем собственном
изолированном мире. Более того, огорчение и
безысходность, вызванные неспособностью
общаться, часто становятся причиной
неадекватного поведения. Поскольку такие дети
живут в мире искаженного восприятия, где ничто не
является тем, чем кажется, не удивительно, что они
подвержены сильному беспокойству, страху, и это
отражается в поведении.

Каковы
причины возникновения аутизма?

Если бы я знала ответ на этот вопрос, то
получила бы Нобелевскую премию. Более чем в 90%
случаев причины аутистического синдрома —
генетические. Но здесь нет такой однозначной
взаимосвязи как, например, при синдроме Дауна.
Речь идет скорее о предрасположенности к
аутизму. Например, кто-то из предков мог быть
необщительным человеком, но с блестящими
способностями в той или иной области. А в каком-то
поколении это проявится в картине аутизма.

Профессор Лондонского университета Бэйли,
который занимается этой проблемой, считает, что
при аутизме важную роль играет не один ген, а их
сочетание. Называют до 14 генов, но окончательный
результат еще не получен. Многие боятся, что
матерей с набором «генов аутизма» будут
заставлять делать аборт. Известный
исследователь аутизма Вэнди Лоусон говорит, что
могла бы не появиться на свет, если б ее матери
провели скрининг на аутизм. Действительно, в
раннем детстве у Вэнди проявился этот синдром.

На самом деле определить аутизм заранее нельзя.
Даже если ребенок родился отрешенным, пассивным,
это не значит, что он таким и останется на всю
жизнь. При правильной работе с таким ребенком он
может достичь высокофункциональных уровней. Да,
он останется аутистом, но может благополучно
функционировать в обществе. Говоря об этом, часто
вспоминают Альберта Эйнштейна, Билла Гейтса.

Когда и как
можно диагностировать аутизм?

Признаки аутизма проявляются примерно в 18
месяцев, иногда чуть позднее, хотя опытный
специалист может заподозрить его гораздо раньше,
месяцев в шесть-семь. Полная уверенность
появляется примерно к трем годам. У аутиста очень
неровная история развития. Он может быть умным,
но не уметь завязать шнурки. Иногда, когда
детки-аутисты начинают говорить, их первые слова
очень забавны — хризантема, параллелограмм, а не
мама и папа.

Читайте также:  Антифосфолипидный синдром лечится или нет

Диагноз ставится, если есть триада развития.
Если в наличии любые два признака, то
диагностируется атипичный аутизм.

Английские исследователи разработали
Диагностическую карту аутизма (CHAT) для детей в
возрасте до 18 месяцев. Согласно CHAT, в группу риска
развития аутизма попадают дети, проявившие
неспособность развить до 18 месяцев навыки в
следующих трех ключевых действиях:

• «Протодекларативное указание» —
указательный жест на предмет с целью привлечения
внимания другого человека к этому предмету — не
для того, чтобы получить этот предмет, а просто
чтобы продемонстрировать свой интерес к нему.

• «Управление взглядом» — направление взгляда
туда же, куда смотрит взрослый.

• «Игра понарошку».

Многие аутичные дети не показывают на предмет
пальцем, а берут взрослого за руку и «толкают» ее
в направлении нужного предмета. Когда мой сын был
маленьким, он брал меня за руку, вел к
холодильнику и прикладывал мою руку к ручке
холодильника — он использовал ее как инструмент.

Как можно
помочь аутичному ребенку?

Учитывая качества, присущие ребенку с аутизмом,
мы прежде всего рассматриваем способы смягчения
трудностей восприятия (перцептуальные
трудности). Чтобы достичь этой цели и помочь
детям с аутизмом, необходимо «войти» в их мир.

Для этого надо увидеть, услышать,
почувствовать, ощутить запах и вкус их мира через
их органы чувств, то есть воссоздать модель того,
«второго», искаженного мира и затем найти
соответствующие способы удалить искажения,
выведя, таким образом, детей в наш, реальный мир. И
лишь затем проводить коррекцию вторичных
нарушений.

При выборе методов мы следуем рекомендации
Донны Вильямс: «Если верблюду тяжело идти под
грузом соломы на спине, самый простой способ
облегчить ему задачу, это убрать как можно больше
соломы…», а не тренировать верблюда «делать вид,
что он может идти и нести этот груз».

Для нормализации сенсорного опыта людей с
аутизмом используются специальные способы
терапии и методы коррекции. Проблема в том, что, с
одной стороны, люди с аутизмом имеют много
общего, с другой стороны, каждый из них имеет свои
собственные уникальные проблемы восприятия и
стратегии адаптации к ним. А мы должны
идентифицировать их и подобрать соответствующие
методы коррекции.

Какие
подходы в работе психолога с детьми-аутистами, на
ваш взгляд, наиболее действенны?

Есть хорошая программа TEACCH — «North Carolina» (авторы
Gary Mesibov и Eric Schopler). Специалисты, объединившись с
родителями, разработали систему
структурированного обучения. Сейчас весь мир
работает по этой методике. Они первые сказали,
что аутизм — на всю жизнь, но его можно
скорректировать. В основе работы лежит
структурирование пространства, времени и
создание визуальных сигналов (меток). Кроме того,
обязательно нужен учет особенностей сенсорного
развития ребенка. Над этим я сейчас работаю.

Есть опросники для определения сенсорных
предпочтений, где оцениваются все органы чувств
ребенка. Он заполняется и родителями, и
учителями. Потом, используя ключ, мы получаем
сенсорный профиль ребенка. Из него видно, какая
система у малыша преобладает или отстает:
тактильная, визуальная, аудиальная. В
зависимости от этого мы используем различные
методы работы: если ребенок визуал, то работаем с
картинками, зрительными образами, если аудиал —
со звуками и т.д.

Материал подготовила
Ольга РЕШЕТНИКОВА

Источник