Болевой синдром у детей нуждающихся в паллиативной помощи

Болевой синдром у детей нуждающихся в паллиативной помощи thumbnail

ПРО ПАЛЛИАТИВ использует cookie для статистики и аналитики, чтобы сделать сайт максимально удобным. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie.

Обезболивание

Что изменилось в правах пациентов за 2020 год и что изменится в 2021
О временном порядке получения и продления инвалидности, увеличении сроков действия рецептов на лекарства, дополнительном информировании о льготах и пособиях и других нововведениях

Симптоматическое лечение

Вебинар: Длительная домашняя неинвазивная вентиляция легких. Когда? Кому? Как?
Плюсы и минусы длительной домашней вентиляции легких, показания/противопоказания при конкретных нозологиях

Уход

Фонд «Вера» дарит книги о том, как позаботиться о себе и поддержать близкого в болезни
Закажите книги и памятки в помощь тяжелобольному человеку и его родным, и мы отправим их вам почтой

Общение

Вебинар: Профилактика и «лечение» конфликта в опыте врача по паллиативной помощи
Навыки построения правильной коммуникации с пациентом и его близкими, наиболее частые ошибки при взаимодействии с пациентом в практике врача по паллиативной помощи

Психология

Фонд «Вера» дарит книги о том, как позаботиться о себе и поддержать близкого в болезни
Закажите книги и памятки в помощь тяжелобольному человеку и его родным, и мы отправим их вам почтой

Конец жизни

Врач, пациент, родственники: трудности коммуникации
Психологи – о личных, профессиональных, социальных, командных проблемах, которые препятствуют хорошей коммуникации

На II конференции с международным участием Ассоциации профессиональных участников хосписной помощи «Развитие паллиативной помощи взрослым и детям» в г. Москве 1 декабря 2016 года были утверждены клинические рекомендации «Болевой синдром (БС) у детей, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи».

Источник

1. 2016 Клинические рекомендации «Болевой синдром (БС) у детей, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи» Ассоциация профессиональных участников хосписной помощи, Российское общество детских онкологов, Объединение детских анестезиологов и реаниматологов, Национальное общество детских гематологов онкологов России

Любое восприятие боли субъективно, поэтому не существует метода для объективного ее измерения.

  • Рекомендуется для оценки интенсивности боли и эффективности леченияприменять специальные шкалы оценки боли, регистрировать локализацию, время появления, тип, характер и длительность болевого синдрома.

Комментарии: Боль необходимо рутинно оценивать наряду с артериальным давлением, частотой сердечных сокращений, температурой и частотой дыхания пациента. Цель оценки боли – понимание, что испытывает ребенок, и установление влияющих на нее факторов (усиливающих и облегчающих). Рутинно используют субъективные методы оценки боли с помощью шкал: это делает сам пациент или врач, медсестра или родители больного ребенка. В процессе оценки проводят идентификацию типа боли (ноцицептивная, нейропатическая, диссоциативная, смешанная), ее интенсивность (например, по 10-ти балльной шкале: слабая – 1-3 балла, умеренная – 4-6 баллов, сильная – более 7 баллов) и продолжительность; устанавливают локализацию и определяют эффективностьлечения. При любом виде боли нужно понять причину и лечить ее, если это возможно.

Оценка боли у детей включает:

  • анализ предыдущего опыта болевых ощущений, анамнеза болезни, лечения и ответа на лечение;
  • анализ болевых ощущений в настоящее время (отношение к боли ребенка и родителей, личностные особенности ребенка до болезни и в настоящее время; вербальные и поведенческие сигналы, которые использует ребенок для выражения боли; как родители описывают боль; что делают или не делают родители и/или лица, ухаживающие за ребенком; что эффективнее всего облегчает боль; динамика боли; влияет ли боль на сон, эмоциональное состояние и привычную активность ребенка).

При оценке боли учитывают невербальные знаки со стороны ребенка и уровень развития пациента. Важно, чтобы ребенок сам рассказал о своей боли. Если ребенок не может говорить, описание боли ложится на родителей или опекунов. Родители, как правило, знают типичную реакцию своих детей на боль. Для оценки боли у детей младше 3 лет, а также у детей с задержкой речевого и умственного развития используется метод наблюдения за поведением.

Основные поведенческие реакции при острой боли: выражение лица, движения тела, плач и невозможность утешить ребенка, стоны. Наиболее часто встречающиеся поведенческие реакции при хронической боли: вынужденное положение, нежелание его менять, выражение лица маскообразное, страдальческое, безучастное, снижение интереса к происходящему вокруг, чрезмерно тихое поведение, повышенная раздражительность, сниженное настроение, расстройство сна, гнев, нарушение аппетита.

Механизмы регуляции болевой чувствительности определяют поведенческие особенности детей и подростков: при слабой боли, как правило, отсутствуют жалобы на боль; при умеренной боли – пассивные жалобы; при сильной боли – жалобы активные.

Для эффективноголеченияболи важно знать, как ведут себя дети при боли разной интенсивности:

  1. Слабая боль. Пациенты, независимо от возраста, испытывают дискомфорт, они раздражительны, конфликтны, меняется поведение. Плохое самочувствие с болью не связывают. Боль как ощущение не распознают, жалоб не предъявляют. Аппетит сохранен, игрушками интересуются и играют, контакт с окружением и сон не нарушены.
  2. Умеренная боль. Боль как ощущение распознают, но жалобы пассивные. Аппетит снижен, игрушками интересуются, но не играют. Внимание напряженное, сон беспокойный.
  3. Сильная боль. Жалобы активные. Аппетит отсутствует, могут пить воду. Игрушками не интересуются. Ночной сон нарушен – инсомния. Контакты с окружением отвергают. Положение пассивное. Может быть громкий нерегулируемый плач.
  4. Очень сильная боль. Контакта нет, взгляд потухший, может быть беззвучный плач.

Шкалы оценки боли (см. табл.1) помогают оценивать динамику боли и ответ налечение; сформировать у ребенка понимание, что к его боли неравнодушны и пытаются помочь; стандартизировать профессиональное обсуждение болевого синдрома.

Таблица 1. Шкалы оценки болевого синдрома у детей разного возраста

Возраст

Название шкалы

См. Приложение

до 1 года

Шкала оценки боли у новорожденных/детей до 1 года (Neonatal Infant Pain Scale, NIPS

Приложение Г1

до 3 лет

Поведенческая шкала (FLACC Scale)

Приложение Г2

Шкала тактильной и визуальной оценки боли (TVP scale)

Приложение Г7

От 3 до 7 лет

Рейтинговая шкала Вонга-Бейкера оценки боли по изображению лица(Face scale)

Приложение Г3

Шкала рук (Hand scale)

Приложение Г4

Цветная шкала Эланда (Eland body tool)

Приложение Г5

старше 7 лет

Визуально-аналоговая шкала

Приложение Г6

Числовая рейтинговая шкала

Нет в приложении


Принципы использования шкал оценки боли у детей:

  • наличие исходных баллов измерения боли для сравнения с баллами после назначения или коррекции лечения;
  • регулярная оценка боли, например, каждые 4-6 часов, а в тяжелых случаях – чаще;
  • выбор шкалы в соответствии с возрастом и когнитивно-вербальным статусом ребенка;
  • наличие четких инструкций по использованию и интерпретации результатов;
  • документирование в амбулаторной/стационарной карте пациента названия шкалы и результатов оценки боли (в баллах);
  • при отсутствии боли указывать в медицинской документации, что боли нет.

Приложение Г1. Шкала оценки боли у новорожденных/детей до 1 года (Neonatal Infant Pain Scale, NIPS)

Шкала оценки боли у новорожденных/детей до 1 года – это поведенческий инструмент оценки боли у детей, родившихся как доношенными, так и недоношенными.

Читайте также:  Острый коронарный синдром нестабильная стенокардия инфаркт миокарда

Она включает оценку следующих параметров:

  1. Выражение лица.
  2. Плач.
  3. Дыхание.
  4. Руки.
  5. Ноги.
  6. Состояние возбуждения.

Уровень боли выражен в виде суммы баллов за каждый из шести параметров; минимально возможная сумма баллов – 0, максимально возможная – 7 (Lawrence et al., 1993 г.). Сумма баллов выше трех означает наличие боли.

Показатель

0 баллов

1 балл

2 балла

Баллы

Выражение лица

Расслабленные мышцы.
Спокойное лицо, нейтральное выражение

Гримаса. Сжаты мышцы лица, изборожденный лоб, страдальчески изогнуты брови, подбородок и челюсть (негативное выражение лица – нос, рот, брови)

––

Плач*

Отсутствие плача, спокойствие

Хныканье, умеренные прерывистые стоны

Сильный плач. Сильный крик, высокий, пронзительный, непрерывный

Дыхание

Дыхание расслабленное. Обычное для данного ребенка

Визуальное изменение дыхания. Вдыхание воздуха нерегулярное, быстрее обычного, рвотные движения, задержка дыхания

––

Руки

Руки расслаблены. Нет напряженности мышц, случайные движения рук

Руки согнуты/вытянуты. Напряженные, выпрямленные руки, напряженное и/или быстрое движение, сгибание рук

––

Ноги

Ноги расслаблены. Нет напряженности мышц, случайные движения ног

Ноги согнуты/вытянуты. Напряженные, прямые ноги, напряженное и/ или быстрое движение, сгибание ног

––

Состояние возбуждения

Сон/пробуждение. Спокойный, мирный сон со случайными движениями ног;

Суетливое состояние. Тревога, беспокойство и нервные движения

––

Суммарный балл:


* – Внимание: 
безмолвный плач может быть просуммирован, если ребенок интубирован и плач очевиден по движениям рта и лица

Приложение Г2. Поведенческая шкала FLACC (face, legs, activity, cry, consolability) для детей до 3 –х лет

Шкала учитывает выражение лица, движения ног, характер крика, а также насколько ребенок поддается успокаиванию, и особенности его поведения. Общая оценка по шкале FLАСС равна сумме баллов по всем пунктам описания.

Минимальная оценка равна 0, максимальная – 10 баллам. Чем выше оценка, тем сильнее боль и тем хуже себя чувствует ребенок.

Читайте также:  Болезни сердца синдром синусового узла

Параметры

Характеристика

Баллы

Балл оценки

Лицо

Неопределенное выражение или улыбка.

Редко – гримаса или сдвинутые брови. Замкнутость. Не проявляет интереса.

1

Частое или постоянное дрожание подбородка. Сжимание челюстей.

2

Ноги

Нормальное положение, расслабленность.

Не может найти нормального положения, постоянно двигает ногами. Ноги напряжены.

1

Брыкание или поднимание ног.

2

Движения

Лежит спокойно, положение нормальное, легко двигается.

Корчится, сдвигается вперед и назад, напряжен.

1

Выгибается дугой; ригидность; подергивания.

2

Плач

Нет плача (в состоянии бодрствования и во сне)

Стонет или хнычет; время от времени жалуется.

1

Долго плачет, кричит или всхлипывает; часто жалуется.

2

Насколько поддается успокоению

Доволен, спокоен

Успокаивается от прикосновений, объятий, разговоров. Можно отвлечь.

1

Трудно успокоить

2

Суммарный балл:

Приложение Г3. Рейтинговая шкала Вонга-Бейкера для детей от 3 до 7 лет

Ребенка просят: «покажи, как сильно у тебя сейчас болит». Иногда, используя эту шкалу, ребенок может больше определять свои эмоции, чем боль.

Приложение Г4. Шкала рук (Hand Scale) для детей старше 3 лет

Оценивает колебания боли: отсутствие боли – сжатая в кулак рука, сильная боль – полностью разжатая рука.

Приложение Г5. Цветная шкала Эланда для детей от трех до семи лет (можно старше)

Помогает оценить интенсивность боли в разных локализациях.

Попросите ребенка определить боль с помощью цвета, например,

  • нет боли – нет цвета;
  • слабая боль – желтый цвет;
  • умеренная боль – оранжевый;
  • сильная боль – красный.
   

Нет боли

Слабая боль

Умеренная боль

Сильная боль

 
Попросите ребенка показать места боли, раскрасив изображение человека выбранными цветами в соответствующих местах.

Приложение Г6. Визуально-аналоговая шкала для детей старше 7 лет

Попросить ребенка положить пальцы на ту высоту шкалы, с которой он ассоциирует свои болевые ощущения.

Приложение Г7. Шкала тактильной и визуальной оценки боли (Touch Visual Pain, TVP scale)

Шкала тактильной и визуальной оценки боли (TVP scale) была создана для ВИЧ-инфицированных детей с мультиорганной патологией и пока не утверждена (Albertyn, 2010 г.). Она использует прикосновения и наблюдение для оценки боли наряду с оценкой беспокойства и дискомфорта, наблюдаемыми у ребенка.

Шкала основана на наблюдении за следующим параметрами:

  • Положение головы.
  • Словесное описание (вербализация) боли.
  • Напряженность лица.
  • Положение рук и ног.
  • Дыхание.
  • Частота сердечных сокращений.

Это десятибалльная шкала, 1 балл дается за наличие симптома. Минимальная сумма баллов – 0, максимальная сумма баллов – 10.

Параметр

Характеристика

Балл

(нет – 0, есть – 1)

Напряженность лица

Напряжение на лице (страх или боль), сжатый рот, напряжение или обеспокоенность в глазах, расстроенный взгляд

Положение головы

Голова асимметрична

Шея несимметрично расположена на плечах, плечи приподняты

Дыхание

Грудное и/или нерегулярное дыхание и/или дыхание ртом и/или межреберными мышцами и/или раздувание крыльев носа и/или потрескивание

Частота сердечных сокращений

Учащение и/или снижение частоты сердечных сокращений

Положение рук и ног

Руки плотно прижаты к телу или скрещены у лица, груди или живота

Кулаки (невозможно или сложно открыть пальцем)

Колени плотно вместе или туго скрещены

Одна нога прикрывает область подгузника

Пальцы загибаются вверх с твердыми ступнями, лодыжки плотно сведены

Суммарный балл:

Читайте также:  Синдром у женщины когда она старше мужчины

Источник

МКБ-10

R52.1Постоянная некупирующаяся больR52.2Другая постоянная боль

1. 2016 Клинические рекомендации «Болевой синдром (БС) у детей, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи» Ассоциация профессиональных участников хосписной помощи, Российское общество детских онкологов, Объединение детских анестезиологов и реаниматологов, Национальное общество детских гематологов онкологов России

Определение

Эпидемиология

Этиология

Классификация

Диагностика

Лечение

Профилактика

Боль – это не только симптом большинства заболеваний, но и сложный психофизиологический феномен, в который вовлечены механизмы регуляции и формирования эмоций, моторные, гуморальные и гемодинамические проявления, формирующие болевой синдром. Международная ассоциация по изучению боли (IASP) дала следующее определение понятию боль: «Боль — неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с существующим или возможным повреждением ткани или описываемое в терминах такого повреждения».

Адъювантные анальгетики – препараты, прямое назначение которых не связано с обезболиванием, однако они помогают уменьшать боль в некоторых ситуациях.

Анальгетики – препараты, которые при резорбтивном действии избирательно подавляют болевую чувствительность. Они не выключают сознание и не угнетают другие виды чувствительности. Исходя из фармакодинамики соответствующих препаратов, их подразделяют на следующие группы: опиоидные (наркотические) и неопиоидные (ненаркотические) анальгетики.

Боль – неприятное сенсорное или эмоциональное переживание, связанное с фактическим или потенциальным повреждением тканей, или описываемое в терминах такого повреждения.

Интенсивность боли – термин, равноценный термину «тяжесть боли» и относящийся к уровню боли, испытываемой и описываемой пациентом.

Методы оценки боли – методы, используемые для оценки интенсивности боли и других ее характеристик, таких, как локализация, интенсивность, частота. Методы измерения интенсивности боли часто называют шкалами боли. Также применяют такие термины, как инструменты и методики оценки боли.

Нейропатическая боль – боль, вызванная структурным повреждением или дисфункцией нервных клеток периферической или центральной нервной системы. Нейропатическая боль может персистировать даже без продолжающейся стимуляции.

Острая боль – это сенсорная реакция с последующим включением эмоционально-мотивационных, вегетативных и других факторов при нарушении целостности организма. В нормальных условиях боль является биологически обусловленным защитным феноменом и исчезает при устранении причин, вызвавших повреждение.

Персистирующая боль – термин, используемый для обозначения длительной боли, связанной с соматическим заболеванием, тяжелыми инфекциями, злокачественными новообразованиями, хронической нейропатической боли, эпизодической боли.

Привыкание (толерантность) – снижение чувствительности к фармакологическому препарату после повторных введений. Для получения прежнего эффекта требуется повышение дозы.

Пролонгированные лекарственные формы – термин, используемый равноценно с такими терминами, как «пролонгированное высвобождение», «медленное высвобождение», «длительное высвобождение», «контролируемое высвобождение».

Прорывная боль – временное нарастание интенсивности боли до или выше исходного уровня. Например, ребенок принимает анальгетики и хорошо контролирует боль при стабильном режиме их приема, но внезапно развивается острый приступ боли. Этот вид боли обычно появляется внезапно, является очень интенсивным и коротким по времени. Это частое явление при онкологической боли, но может встречаться при незлокачественных состояниях.

Синдром отмены – развитие комплекса (синдрома) неприятных симптомов или физиологических изменений, вызванных резким прерыванием или снижением дозы после многократного применения фармакологического препарата. Синдром отмены также может быть вызван применением препарата-антагониста.

Смена опиоидных анальгетиков – в настоящем руководстве под сменой опиоидных анальгетиков имеется в виду клиническая практика замены одного опиоидного анальгетика на другой в связи с дозолимитирующими побочными эффектами и/или недостаточным обезболивающим действием.

Тяжесть боли – термин, равноценный термину «интенсивность боли» и относящийся к уровню боли, испытываемой и описываемой пациентом.

Источник