Болевой синдром в конечностях у детей

Болевой синдром в конечностях у детей thumbnail

Боли в конечностях у детей: причины, диагностика

Эпизоды генерализованных болей в нижних конечностях (так называемые боли роста или ночные идиопатические боли) нередко наблюдают у детей дошкольного и школьного возраста. Ребёнок просыпается из-за болей, которые уменьшаются при растирании (массаже) ног. В дневное время боли возникают существенно реже, в остальных отношениях ребёнок чувствует себя хорошо, какие-либо признаки заболеваний скелетно-мышечной системы отсутствуют.

Дети старшего возраста и подростки с синдромом гипермобильности суставов могут жаловаться на скелетно-мышечные боли, главным образом в нижних конечностях и спине, при отсутствии припухлости суставов. Для синдрома гипермобильности характерна повышенная подвижность суставов: большой палец руки и мизинец при сгибании достигают предплечья, разгибание локтевых и коленных суставов превышает 10°, при наклоне вперёд ладони рук полностью касаются пола без сгибания ног в коленных суставах.

Отклонения со стороны нижних конечностей при синдроме гипермобильности включают плоскостопие, отведение переднего отдела стопы, чрезмерную пронацию стопы (вследствие повышенной подвижности в голеностопном суставе), рекурвацию в коленных суставах; для коррекции этих нарушений можно использовать твёрдые ортопедические стельки, направленные на поддержание продольного свода стопы и стабилизацию голеностопного сустава.

Для достижения эффекта необходим тщательный индивидуальный подбор стелек специалистом. В большинстве случаев суставные боли, связанные с механическими факторами, усиливаются после физических нагрузок и во второй половине дня, тем не менее иногда по утрам возникает чувство скованности в течение 1-2 дней после физической нагрузки.

Наиболее выраженные идиопатические мышечно-скелетные боли наблюдают у подростков, они могут быть как локализованными (комплексный регионарный болевой синдром), так и генерализованными (фибромиалгия).

боль в конечностях у детей

Комплексный регионарный болевой синдром у детей

Комплексный регионарный болевой синдром у детей может развиться после травмы (часто незначительной) или при отсутствии каких-либо провоцирующих факторов. Клинические проявления включают выраженные боли, гиперестезию (повышенную чувствительность к стимулам), аллодинию (болевые ощущения в ответ на неболевые стимулы), ограничение движений в поражённой конечности вплоть до принятия причудливой осанки и, иногда, отёчность конечности и изменения кожных покровов (мраморность, побледнение кожи, снижение кожной температуры).

Синдром диффузной скелетно-мышечной боли у детей

Синдром диффузной скелетно-мышечной боли характеризуется нарушением сна (бессонницей, отсутствием свежести при пробуждении, сонливостью днём) и наличием болезненных при пальпации триггерных пунктов в мягких тканях при отсутствии других симптомов, подозрительных на органическую патологию. В части случаев может быть проявлением синдрома хронической усталости.

Синдром диффузной скелетно-мышечной боли часто ассоциируется с состоянием стресса, о чём родители могут и не знать (напряжённой ситуацией в школе, запугиванием или другими формами насилия, давлением со стороны родителей). Необходимо тщательное физическое обследование и дополнительные исследования в разумном объёме, чтобы исключить органическое заболевание.

Иногда синдром диффузной скелетно-мышечной боли может развиваться при органической патологии, например, при ЮИА. Лечение (проводят как в амбулаторных, так и в стационарных условиях) должно быть индивидуализированным и мультидисциплинарным.

Опухоли костей как причина боли в ногах у детей

Злокачественные опухоли (остеогенную саркому, опухоль Юинга) наблюдают редко. Они проявляются болями или появлением припухлости, иногда — патологическими переломами. Остеоидная остеома — доброкачественная опухоль, наблюдаемая обычно у подростков, чаще мальчиков. Как правило, поражаются бедренная или большеберцовая кость.

Боли более выражены в ночное время, уменьшаются при приёме салицилатов. Иногда выявляют умеренную локальную болезненность. Диагноз в большинстве случаев можно поставить при рентгенологическом исследовании: обнаруживают чётко ограниченный рентгенопрозрачный очаг остеоидной ткани, окружённый зоной остеосклероза. При отсутствии изменений на рентгенограмме необходимо проведение КТ или МРТ. Лечение хирургическое.

Острые боли в конечностях у детей

Остро возникшие боли в конечностях могут быть обусловлены многими причинами, но чаще всего связаны с травмами, обычно случайными (при занятиях спортом, падениях), но иногда и умышленными. Остеомиелит и опухоли кости наблюдают редко, но при них необходимо неотложное лечение.

– Также рекомендуем “Остеомиелит у детей: причины, диагностика, лечение”

Оглавление темы “Заболевания детей”:

  1. Деформации стопы-косолапость у детей: диагностика, лечение
  2. Причины боли в спине у детей. Особенности
  3. Сколиоз и кривошея у детей: причины, диагностика
  4. Боли в конечностях у детей: причины, диагностика
  5. Остеомиелит у детей: причины, диагностика, лечение
  6. Причины артритов у детей. Особенности
  7. Септический артрит у детей: клиника, диагностика, лечение
  8. Ювенильный идиопатический артрит (ЮИА) у детей: клиника, диагностика, лечение
  9. Наследственные болезни скелета у детей: клиника, диагностика
  10. Головная боль у детей: причины, диагностика, лечение

Источник

Синдром костно-мышечной боли у детей. Почему у ребенка ночью болит нога или рука?

Синдром костно-мышечной боли можно предполагать у детей с нелокализованной болью в конечностях, у которых ни при физикальном, ни при лабораторном исследовании не удается обнаружить сколько-нибудь определенных нарушений. Иногда этот синдром развивается после травмы у детей с исходными ревматическими заболеваниями. Чтобы отличить такое осложнение от обострения основного заболевания, необходимо тшательное наблюдение за больными. Сходные клинические проявления отмечаются при рефлекторной симпатической дистрофии, эритромелалгии, фибромиалгии и синдроме хронической усталости. Все эти состояния лечатся практически одинаково.

Иногда приходится целиком полагаться на слова родителей, но если симптомы сохраняются годами, то и сами дети могут жаловаться на постоянную боль, причем их жалобы часто не совпадают с предположениями родителей. Боль может быть как локальной (в одной из конечностей), так и генерализованной. Зачастую ее не удается снять НПВС и анальгетиками. Неэффективна и физиотерапия.

С болевыми синдромами связаны утомляемость, нарушения сна и плохая посещаемость школы. В отличие от многих детей с ревматическими болезнями, больные с синдромом костно-мышечной боли обычно не хотят возвращаться в школу. Поскольку ранее они прекрасно учились, не исключено, что развитие симптомов совпало во времени с ухудшением успеваемости. Иногда на сходную боль органического или функционального характера, причем в тех же участках тела, жалуются и родители.

Физикальное обследование не обнаруживает ни снижения мышечной силы, ни отека или ограничения подвижности суставов. Прикосновение к конечностям вызывает сильную боль, однако при повторном обследовании локализация болезненных точек может оказаться иной. Иногда отмечается цианоз дистальных отделов конечностей, холодных и влажных на ощупь. Это позволяет предполагать нарушение функций вегетативной нервной системы, например рефлекторную симпатическую дистрофию. Физические упражнения могут устранять такие симптомы.

Фибромиалгию отличает наличие триггерных точек, при надавливании на которые возникает сильная боль, хотя это проявляется не всегда. У многих детей с фибромиалгией отмечается разболтанность суставов.

При синдроме костно-мышечной боли отсутствуют сколько-нибудь специфические изменения лабораторных показателей. Следует исключить анемию и гипотиреоз. Переломы и трещины костей выявляют с помощью рентгенографии, а поражение связочного аппарата — с помощью МРТ. Необходимость дополнительных исследований зависит от конкретных симптомов и результатов физикального обследования.

костно-мышечная боль у детей

Если тщательные и повторные физикальные и лабораторные исследования не обнаруживают какой-либо патологии, то диагноз синдрома костно-мышечной боли устанавливают методом исключения. Нарушения сна и разлитая костно-мышечная боль в сочетании с наличием триггерных точек свидетельствуют о фибромиалгии.

Детям с соответствующими жалобами необходима консультация психиатра. Постоянное нежелание посещать школу может говорить о боязни, школьной фобии. Когда утомляемость выражена сильнее, чем боль, следует подумать о синдроме хронической усталости. К болевым синдромам может приводить физическое и сексуальное насилие; у девочек-подростков возникают головокружения. При синдроме Мюнхгаузена (когда родители придумывают или вызывают симптомы заболевания у своего ребенка) жалобы на боль обусловлены желанием пройти ненужное (часто инструментальное) исследование.

Повторные физикальные обследования могут в конце концов выявить признаки ревматического или какого-либо иного заболевания. Рентгенография, МРТ и сканирование костей с 99mТс позвонков, обнаружить очаговую патологию, обусловленных инфекцией, злокачественной опухолью или травмой. Слабость может быть результатом заболеваний щитовидной железы, миозита, мышечных дистрофий или неврологических расстройств. Причины боли в груди включают воспаление реберных хрящей, перикардит, ИБС или стеноз аорты. Если в бедрах, обычно по ночам, может быть обусловлена остеоид-остеомой, а боль в спине — спондилолистезом, поражением межпозвоночных дисков и микропереломами позвонков.

Если у ребенка блуждающей болью развивается энтезопатия, мледует предположить анкилозирующую спондилоартропатию.

Лечение костно-мышечной боли у детей. Прежде всего необходимо выявить и устранить возможные психические расстройства. Следует убедить больного и его семью в отсутствии серьезных заболеваний и провести симптоматическое лечение, отказавшись от ненужных диагностических исследований и терапевтических вмешательств. Лечебные мероприятия должны быть направлены на восстановление сна, укрепление мышц путем регулярных физических упражнений и психологическую поддержку.

Ребенок чувствует себя лучше, если медицинскому персоналу удалось убедить родителей в необходимости физиотерапии с целью укрепления суставов. Полезно также увеличивать домашние нагрузки. Иногда перед ними назначают антидепрессанты. Однако если их приходится назначать долго, то необходима консультация психиатра. В случае сохранения симптомов показана госпитализация в центры лечения

Осложнения костно-мышечной боли у детей. В отсутствие лечение возможно изменение строения тела. Длительные пропуски школьных занятий ограничивают возможность получения образования и профессиональной подготовки. Если родители отвергают помощь психиатра, то возникает риск развития или обострения депрессии.

– Также рекомендуем “Рефлекторная симпатическая дистрофия у детей. Эритромелалгия и рецидивирующий полихондрит”

Оглавление темы “Диагностика детских болезней”:

  1. Аортоартериит – болезнь Такаясу у детей. Диагностика и лечение
  2. Узелковый полиартериит у детей. Диагностика и лечение
  3. Гранулематоз Вегенера у детей. Диагностика и лечение
  4. Синдром костно-мышечной боли у детей. Почему у ребенка ночью болит нога или рука?
  5. Рефлекторная симпатическая дистрофия у детей. Эритромелалгия и рецидивирующий полихондрит
  6. Болезнь Мухи-Габерманна, Свита. Вторичные поражения суставов детей
  7. Микроскопия. Выделение возбудителя инфекции у детей
  8. Посев крови, спинномозговой жидкости, мочи при инфекции у детей
  9. Посевы из зева, носоглотки при заболеваниях дыхательных путей у детей
  10. Посев испражнений, гноя детей. Оценка чувствительности микробов к антибиотикам

Источник

Комментарии

Опубликовано в журнале:

«Практика педиатра», сентябрь 2012, с. 40-42

Н.А. Супонева, ФБГУ Научный центр неврологии РАМН, к. м. н., старший научный сотрудник

Одной из самых частых причин обращений в педиатрической практике является болевой синдром, причины которого разнообразны. Согласно определению Международной ассоциации по изучению боли (IASP), наряду с сенсорным переживанием, обусловленным непосредственным раздражением болевых рецепторов поврежденной ткани, важнейшим компонентом боли является ее эмоциональное переживание [1], базирующееся на социальном и личном опыте.

Оценка степени выраженности болевого синдрома у ребенка является непростой, но крайне важной задачей, поскольку от этого зависит лечебная тактика. Восприятие боли и реакция на нее в зависимости от возраста разная. Золотым стандартом оценки боли у взрослых является визуальная аналоговая шкала, которую можно применять у детей с 5–6-летнего возраста [14]. Детям в возрасте 3–5 лет с этой целью можно предложить модифицированную шкалу, где цифры заменены рисунками в виде выражений эмоций на лице, или так называемую лестницу боли, по которой ребенок должен ответить, на сколько ступеней могла бы подняться игрушка, если бы ей было так же больно, как и малышу. Кроме эмоциональной, боль также вызывает ряд патофизиологических и поведенческих реакций, которые могут быть использованы для объективной оценки степени выраженности болевого синдрома.

Дети разных возрастных групп выражают свою боль иначе, чем взрослые. Так, тело младенцев может интенсивно напрягаться, вытягиваться, одновременно выгибаясь дугой, а на лице наблюдается гримаса боли (брови опущены и наклонены друг к другу, глаза зажмурены, рот открыт в форме квадрата [3]). Ребенок громко и безутешно плачет, прижимает колени к груди, гиперчувствителен или раздражен. Следует отметить, что плач является самым неспецифическим симптомом и может считаться проявлением реакции на боль только в том случае, когда исключены другие, наиболее частые причины (голод, жажда, тревога, желание привлечь внимание родителей). Малыши постарше выражают словесную агрессию, отстраняются от общения и игр, физически сопротивляются, отталкивая болевой стимул после его применения, щадят область тела, причиняющую страдания. Таким образом, у детей в возрасте старше 3 лет оценка болевого синдрома существенно облегчается, поскольку в этом возрасте ребенок может достаточно определенно выразить и идентифицировать боль с помощью специальных оценочных шкал (например, Faces Pain Rating Scale [2]), а также четко показать место, где болит, на своем теле или на картинке. Однако следует помнить о том, что дети, страдая от боли, не всегда предъявляют активные жалобы. Причиной тому могут быть: боязнь врача или болезни, обида или раздражение на родителей или окружающих, боязнь инъекций или лекарств, а также того, что их могут положить в больницу, опасения в проведении дополнительных обследований. В связи с этим врачам рекомендуется максимально использовать информацию, полученную при опросе родителей, тестированиях по шкалам и оценке физиологических и поведенческих реакций.

Дошкольники уже могут описать интенсивность боли, цепляются за родителей, требуя дополнительной эмоциональной поддержки (поцелуи, объятия), осознают, что из своего состояния можно извлечь выгоду, а в ряде случаев воспринимают боль как наказание. Дети школьного возраста в описании боли используют объективные характеристики и сравнительные прилагательные, могут жаловаться на ночные кошмары, а также сжимают кулаки, стискивают зубы, нахмуривают брови, закрывают глаза, напрягают мышцы туловища, щадят больное место, а также ведут себя как дети более младшего возраста. Старшие дети осознанно локализуют и вербализируют боль, их поведение неустойчиво и может изменяться (раздражительность, капризы, грубость). В любом возрасте может нарушаться аппетит и сон.

В интерпретации и оценке болевого синдрома у новорожденных и младенцев, а также у детей с задержкой психомоторного развития и нарушением коммуникативных функций существенную помощь оказывает использование специально разработанных шкал, позволяющих в комплексе оценить поведенческие и физиологические реакции ребенка: шкала Neonatal/Infant Pain Scale (NIPS) для детей до 1 года [4], шкала FLACC [5] для детей от 1 до 3–4 лет и др. Дополнительную помощь может оказать использование шкалы прикроватной оценки боли, а также с помощью родительской шкалы [6], согласно которым болевые ощущения ребенка градируются как отсутствие боли, легкая боль, умеренная и тяжелая.

К немедикаментозным методам облегчения боли у ребенка относятся: эмоциональная продержка со стороны родителей, в том числе обеспечение возможности их совместного пребывания во время болезни или болезненных диагностических процедур; физические методы, к которым относятся поглаживание, массаж, вибрация, укачивание, местное применение холода или тепла, контролируемое глубокое спокойное дыхание; когнитивные методы, такие как отвлечение ребенка, чтение книг, рисование, пение, игры, посещение церкви, молитвы. Известно, что применение 0,5–1мл 30%-го раствора глюкозы перорально за 1–2 минуты до проведения болезненной процедуры (забор крови, инъекции) вместе с пустышкой облегчают восприятие боли у новорожденных и младенцев до 3-месячного возраста. Все вышеперечисленные методы являются дополнительными, широко применяются в зарубежной педиатрической практике обезболивания, но ни в коей мере не заменяют лекарственных препаратов.

Легкая и умеренная боль в детской практике встречается наиболее часто, что обуславливает необходимость остановиться на способах ее купирования более подробно. Такая боль наблюдается при прорезывании зубов, болях в ухе при отитах и евстахиитах, головной боли, болях в мышцах и суставах, в том числе после ушибов и растяжений, при радикулитах и артритах, при местной поствакцинальной реакции. Наиболее часто используемыми анальгетиками являются парацетамол и ибупрофен (Ибуфен). Традиционно рекомендуемой с целью снижения температуры тела дозы парацетамола обычно достаточно для обезболивания: перорально 20 мг/кг, а затем 15–20 мг/кг каждые 6–8 часов, или ректально 30–40 мг/кг, а затем 15–20 мг/кг каждые 6 часов, но не более 90–100 мг/кг/сут для детей и 60 мг/кг/сут для новорожденных. Такая максимальная суточная доза разрешена у детей до 3 месяцев жизни в течение не более 2 дней, а для детей старше 3 месяцев – не дольше 3 суток [6]. Однако, как показывает практика, обезболивающее действие у парацетамола у многих детей бывает слабо выражено, а противовоспалительный эффект вовсе отсутствует.

В таких случаях неоспоримым преимуществом обладает единственный разрешенный у детей с 3-месячного возраста препарат из группы нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП) – Ибуфен (ибупрофен). Его тройной эффект обеспечивает уменьшение жара, обезболивание и подавление воспаления. Основной патогенетический механизм действия Ибуфена заключается в подавлении циклооксигеназы [7]. Обезболивание достигается путем уменьшения образования простагландинов, брадикинина, эндогенных пирогенов, радикалов кислорода и оксида азота, что в свою очередь угнетает воспалительную реакцию и уменьшает болевую рецепцию непосредственно в области повреждения. Такое удачное сочетание общего и локального механизмов действия Ибуфена дает возможность существенно облегчить состояние малыша путем назначения всего одного медикамента.

Разовая доза Ибуфена составляет 5–10 мг /кг с кратностью приема каждые 6–8 часов, но не более 30 мг/кг в сутки (максимум 500 мг /сут). Ибуфен выпускается в двух формах – с ложкой-дозатором и шприцем-дозатором, что позволяет родителям выбрать оптимальный способ ввода лекарства своему ребенку.

Эффективность и безопасность ибупрофена была подтверждена Bertin с соавт. в 1996 году, когда 219 детей с острым отитом в возрасте от 1 до 6 лет были включены в рандомизированное двойное слепое мультицентровое контролируемое исследование. Из них 71 человек получал ибупрофен (Ибуфен) в дозе 10 мг/кг, 73 человека – парацетамол, 75 человек – плацебо, перорально трижды в день в течение 2 суток. Одновременно всем проводилась антибиотикотерапия в течение 7 дней. В ходе исследования был доказан очевидный обезболивающий эффект ибупрофена (Ибуфен) по сравнению с плацебо, сопоставимый с эффектом парацетамола [10]. Bertin с соавт. [15] оценивали анальгезирующий эффект ибупрофена (Ибуфен) в дозе 10 мг/кг по сравнению с парацетамолом (10 мг/кг) или плацебо у 231 ребенка с тонзиллитом и фарингитом, дополнительно принимавших в течение 7 дней антибиотики. Уже в течение 48 часов 80% детей в группе ибупрофена (Ибуфен) и 70,5% детей в группе парацетамола не отмечали спонтанных болей и болей при глотании, что существенно отличалось от группы плацебо (55% детей, р<0,01).

Ибуфен – безопасный препарат, что особенно актуально в педиатрической практике. Lesko S.M. с соавт., проанализировав 84 000 детей, получавших ибупрофен (Ибуфен) с фарингитом, средним отитом, ОРВИ или гастроэнтеритом в дозе 5 или 10 мг/кг коротким курсом, показали, что этот препарат не увеличивает риск госпитализаций вследствие желудочно-кишечных кровотечений, почечной недостаточности, синдрома Рея или анафилаксии [13]. Безопасность Ибуфена была подтверждена и в ходе другого исследования, проведенного McIntyre J. и Hull D. [11]. В этом рандомизированном контролируемом исследовании принимали участие 150 детей с лихорадкой различного генеза. Результаты продемонстрировали одинаковую антипиретическую эффективность препарата, а также низкую частоту побочных эффектов. Таким образом, было доказано, что суспензия Ибуфена является эффективным и хорошо переносимым жаропонижающим средством у детей.

Бронхиальная обструкция у детей, особенно раннего возраста, является частым симптомом ОРВИ. Lesko S.M. с соавт. в 2002 году в ходе крупномасштабного рандомизированного двойного слепого ацетаминофен-контролируемого клинического исследования, включавшего 1879 детей с бронхиальной астмой, не имеющих непереносимости аспирина, сумели доказать, что ибупрофен (Ибуфен) не увеличивает риск бронхоспазма у этой категории больных [12]. Однако ибупрофен, как все НПВП, может увеличивать время кровотечения, что следует учитывать при его назначении у пациентов с адено-/тонзилэктомией или другими оперативными вмешательствами [9].

Таким образом, необходимость в адекватном и одновременно безопасном обезболивании в педиатрической практике возникает достаточно часто. Этим требованиям в полной мере соответствует Ибуфен, рекомендуемый Всемирной организацией здравоохранения.

Список литературы находится в редакции.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)

Источник

Читайте также:  Кариотип характерный для больного с синдромом эдвардса