Буклет по синдрому эмоционального выгорания

«Ничто не становится для человека
такой сильной нагрузкой и таким
сильным испытанием,
как другой человек»
Джеймс Морроу
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Профессиональное выгорание возникает в результате накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.
Причины возникновения
профессионального выгорания:
Существуют три основных фактора, которые играют существенную роль в синдроме эмоционального сгорания — личностный, ролевой и организационный.
Исследования показали, что возраст человека, его семейное положение, стаж работы никак не связаны с уровнем эмоционального сгорания.
Развитие синдрома эмоционального сгорания у человека в современном обществе связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: активное восприятие и переработка получаемой информации, необходимость быстрого принятия многих решений. Другой фактор развития эмоциональных стрессов — дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера в коллективе, на рабочем месте. Это, прежде всего, нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых технических средств бюрократические моменты, многочасовая и сверхурочная работа, наличие конфликтов как в системе «руководитель — подчиненный», так и между коллегами. Ученые выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального сгорания — существование психологически трудного контингента, с которым приходится работать.
Симптомы СЭВ
Физические: усталость, слабость, частые головные боли, бессонница, расстройства желудочно-кишечного тракта и т. п.
Поведенческие и психологические: неуверенность, беспокойство, частые обиды, раздражительность, подозрительность, общая негативная установка на жизненные перспективы, ощущение невостребованности и т. п.
Профилактика профессионального выгорания.
∙ Если вы заметили первые признаки выгорания, прежде всего, признайте, что они есть.
∙ Стремитесь к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни,
∙ Удовлетворяйте потребности в общении;
∙ Старайтесь как можно больше и чаще получать удовольствие (релаксация);
∙ Отвлекайтесь от переживаний, связанных с работой.
∙ Находите смысл во всем (как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах);
∙ Боритесь со своими негативными убеждениями;
∙ Повышайте уровень своего профессионального мастерства.
ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ
· НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами;
· НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими;
· НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь;
· НЕ ожидайте, что тяжелое состояние, характерное для выгорания, уйдет само собой.
· Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений;
· Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе;
· Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно;
· Старайтесь чаще использовать методы саморегуляции.
Способы саморегуляции
Упражнение на дыхание
Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.
На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вздох. На следующие четыре счета проводится задержка дыхания. Затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6. снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.
Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.
Упражнение, связанное с воздействием слов
Самоприказ – это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда испытываете чувство гнева, раздражения.
«Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокации!» – это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики.
В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец! Умница! У тебя хорошо получается!».
Муниципальное автономное образовательное учреждение «лицей №2»г.Балаково
Синдром эмоционального выгорания
Рекомендации педагогам
2017 г.
Источник
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.
Стадии профессионального выгорания
Первая стадия:
- приглушаются эмоции, сглаживаются острота чувств и свежесть переживаний;
- исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;
- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.
Вторая стадия:
- возникают недоразумения с коллегами;
- появляются антипатия, а затем и вспышки раздражения по отношению к коллегам.
Третья стадия:
- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным;
- безразличие ко всему.
ТРЕТЬЯ ГРУППА
Поведенческие симптомы:
- ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;
- сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
- постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
- чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
- невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
- дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности.
Подготовила: педагог – психолог
Ливадняя Ирина Викторовна
Симптомы профессионального выгорания
ПЕРВАЯ ГРУППА
Психофизические симптомы:
- чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
- ощущение эмоционального и физического истощения;
- снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакция страха на опасную ситуацию);
- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
- резкая потеря или резкое увеличение веса;
- полная или частичная бессонница;
- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
- одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.
Профилактика профессионального выгорания
- НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям возможность обсуждать их вместе с вами.
- НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
- НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
- НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.
- Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
- Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
- Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
- Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
ВТОРАЯ ГРУППА
Социально-психологические симптомы:
- безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
- частые нервные срывы (вспышки гнева, злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств);
- немотивированный гнев или отказ от общения, уход в себя;
- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
БУКЛЕТ
Эмоциональное выгорание педагогов и способы борьбы с ним
Подготовила: педагог – психолог
Ливадняя Ирина Викторовна
2018г
Источник
8. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
9. Перестаньте жить за других – их жизнью. Живите своей жизнью.
10. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на частную жизнь.
11. «Свободное время педагога – это корень, питающий ветви педагогического творчества».
12. У вас нет хобби? Обязательно найдите себе занятие по душе.
13. Время от времени вносите в вашу жизнь что-то новое: переставляйте мебель в квартире, изменяйте прическу, ходите на работу другим маршрутом… Тогда стресс будет «приставать» к вам реже.
14. Умейте отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
15. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
16. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
17. Дни, проведенные вдали от дома, помогут отвлечься, взглянуть на свои проблемы со стороны.
18. Многие пытаются всюду успеть, делать больше, чем в их силах. Снизьте темп жизни! Разумнее делать меньше, но лучше, чем много, но плохо, а потом еще и переживать из-за этого «плохо».
19. Проблемы и трудности могут коснуться каждого, это норма жизни. Помните: жизнь ритмична, спады чередуются с подъемами.
20. Научитесь жить с юмором.
Смех – это отдушина. Посмеявшись над чем-то, человек чувствует себя свободнее.
Памятка
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Педагог-психолог: Михайленко С.И.
Стадии профессионального выгорания
Стадии профессионального выгорания
Первая стадия:
приглушаются эмоции, сглаживаются острота чувств и свежесть переживаний;
исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;
возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.
Вторая стадия:
возникают недоразумения с коллегами;
появляются антипатия, а затем и вспышки раздражения по отношению к коллегам.
Третья стадия:
притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным;
безразличие ко всему.
Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания
Во-первых:
хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).
высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Во-вторых:
опыт успешного преодоления профессионального стресса;
способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
высокая мобильность;
открытость;
общительность;
самостоятельность;
стремление опираться на собственные силы.
В-третьих:
способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Как избежать встречи с эмоциональным выгоранием
1. Относитесь к жизни позитивно. Помните правило: если можешь изменить ситуацию – измени ее, не можешь изменить обстоятельства – измени к ним отношение.
2. Ведите разумный образ жизни.
3. Будьте внимательны к себе.
4. Почаще прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Он может подсказать вам, в каких мероприятиях не следует участвовать, чтобы предупредить стресс.
5. Заботьтесь о себе: ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои потребности в общении. Любите себя или старайтесь себе нравиться.
6. Высыпайтесь! Стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.
7. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
Источник
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнетивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.
На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза.
К профессиональным факторам риска относят врачей, медицинских сестер, учителей, социальных работников, психологов, священнослужителей.
Формирование СЭВ в профессиональной деятельности социального работника может
быть связано с такими факторами, как ситуации изменения или утраты социального статуса, – риск, экстремальные условия, неопределенные ситуации. Вероятность возникновения СЭВ увеличивается в следующих условиях: вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании; работа с клиентами, постоянно противодействующими усилиям помочь им; недостаточность условий для самовыражения на работе; напряженность и конфликтность в профессиональной среде; неудовлетворенность своей профессией. Риск развития СЭВ оказывается более высоким для молодых специалистов, и объясняется это тем, что в зрелом возрасте уже пройден этап профессионального становления и адаптации к профессии, определены конкретные цели, сформированы профессиональные интересы, выработаны механизмы профессионального
самосохранения.
Причины СЭВ. Среди главных причин СЭВ выделяют профессиональные и личностные.
Стресс на рабочем месте – несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями – является ключевым компонентом СЭВ. Среди профессиональных стрессоров отмечают: обязательность работы в строго установленном режиме дня, большая эмоциональная насыщенность актов общения, которое может длиться часами, повторяться в течение многих лет, где клиентами выступают больные с тяжелой судьбой, неблагополучные дети и подростки, преступники и пострадавшие в катастрофах, рассказывающие о своем сокровенном, страданиях, страхах, ненависти; а так же высокая рабочая нагрузка, отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства, недостаточное вознаграждение за работу, высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы, невозможность влиять на принятие решений, двусмысленные, неоднозначные требования к работе, постоянный риск штрафных санкций, однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность, необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям, отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.
Развитию СЭВ так же способствуют личностные особенности: высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью “внутреннего стандарта” и блокированием в себе негативных переживаний; ригидная личностная структура.
Признаки СЭВ. Выделяются три ключевых признака СЭВ.
Развитию СЭВ предшествует период
повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак – истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию.
Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность. Человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к клиенту, который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно.
Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей
профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается
вера в свои профессиональные возможности. Существует двухфакторный подход, согласно которому в СЭВ входят:
– эмоциональное истощение –
жалобы на плохое физическое самочувствие, нервное напряжение;
– деперсонализация – изменение отношений к клиентам и к себе).
Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:
– физические симптомы (усталость, утомление, истощение; изменение веса; бессонница; затрудненное дыхание; тошнота, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы);
– эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, беспокойство, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других; преобладает чувство одиночества);
– поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время
работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая
физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи – падения, травмы, аварии и пр.);
– интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам; формальное выполнение работы);
– социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные
отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими).
Лечение и профилактика СЭВ. Профилактические и лечебные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением, улучшение условий его труда, характер взаимоотношений в коллективе, личностные реакции и заболеваемость.
Но и сам человек, учитывая следующие рекомендации сможет предотвратить возникновение СЭВ:
– определение краткосрочных и долгосрочных целей;
– использование “тайм-аутов”, что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
– овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
– профессиональное развитие и самосовершенствование (курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
– уход от ненужной конкуренции (исключение ситуаций, порождающих тревогу, что делает человека агрессивным);
– эмоциональное общение (анализировать свои чувства и делиться ими с другими);
– поддержание хорошей физической формы (отказ от вредных привычек).
Составил: педагог – психолог
Ишимова И.П.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 212 «Солнышко»
общеразвивающего вида
Эмоциональное выгорание: причины возникновения и профилактика
г. Барнаул 2016
Источник