Центры развития для детей с синдромами

Начиная с 2014 года наш реабилитационный центр оказывает медико-социальную помощь детям с расстройствами аутистического спектра, генетическими синдромами, задержкой психоречевого развития, алалией, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, трудностями обучения и другими проблемами. Занятия проводятся в реабилитационных подразделениях, расположенных в Москве: в Кузьминках. Многопрофильные специалисты помогают ребенку раскрыть свой потенциал, получить возможность всестороннего взаимодействия с окружающим миром, развить навыки самообслуживания.
В течение всего 2016 г. наш центр вновь работает по программе, финансируемой из бюджета Правительства г. Москвы. Приглашаются дети-инвалиды от 2 до 14 лет вследствие расстройств аутистического спектра (РАС) и синдрома Дауна. Занятия проводятся в нестационарных условиях в Москве, на базе подразделения в Кузьминках (Волгоградский проспект, д. 110, корп. 3).
Для подачи заявления на реабилитацию по данной программе необходимо обращаться в центр социального обслуживания по месту проживания.
План реабилитации разрабатывается нашими специалистами индивидуально с учетом особенностей поведения ребенка, прогресса в его состоянии в процессе коррекционных мероприятий. Родители могут получить индивидуальную и семейную консультацию у психолога, научиться лучше понимать друг друга и своего ребенка, решить внутренние проблемы и приобрести уверенность в себе и своем ребенке.
Специалисты подразделения проводят психологическую, психотерапевтическую, логопедическую коррекцию, а также коррекцию движения. Двигательная реабилитация – кинезитерапия, является неотъемлемой составляющей курса. Кинезитерапия реализуется с применением индивидуально подобранного рефлекторно-нагрузочного устройства «Гравистат», массажа, ЛФК, нейропсихологической активно-пассивной гимнастики, комплекса упражнений на стабилоплатформе.
В комплексе реабилитационных мероприятий используется также транскраниальная и трансвертебральная микрополяризация и транскраниальная электротерапия с обратной связью (ТЭТОС) с целью нормализации биоэлектрической активности головного мозга ребенка.
Предлагаем вашему вниманию интервью с руководителем подразделения «Кузьминки» Анной Николаевной Субботкиной, которую мы попросили ответить на вопросы родителей о том, как происходят занятия и каковы прогнозы проводимой коррекционной работы.
— Для кого и для чего было создано подразделение «Кузьминки»?
Для помощи детям с различными особенностями развития. В Центре проходят реабилитацию дети с расстройствами аутистического спектра, генетическими синдромами, нарушениями умственного развития, трудностями обучения и другими проблемами. Реабилитационные мероприятия имеют первоочередную цель помочь ребенку раскрыть свой потенциал, дать ему возможность всестороннего взаимодействия с окружающим миром, развить навыки самообслуживания. План реабилитации разрабатывается индивидуально с учетом особенностей поведения ребенка, прогресса в его состоянии в процессе коррекционных мероприятий.
— Какая продолжительность курса реабилитации с 1 ребенком?
В Центре ребенок проходит программу реабилитации, в рамках которой группа специалистов выстраивает для него индивидуальный реабилитационный маршрут. Регулярно проводятся консилиумы, на которых специалисты, работающие с ребенком, оценивают результаты своих усилий, корректируют дальнейшую индивидуальную программу. Средняя продолжительность курса реабилитации – 7 недель.
— Много ли родителей обращаются в Ваше подразделение и с какими проблемами?
Много. Большинство, это родители, имеющие детей с диагнозом Аутизм и синдром Дауна. Нарушение социального взаимодействия и способности к общению, специфическое развитие или полное отсутствие речи у ребенка.
— Какую помощь родители могут получить в рамках программы?
Родители могут получить индивидуальную и семейную консультацию у психолога Центра, научиться лучше понимать друг друга и своего ребенка, решить внутренние проблемы и приобрести уверенность в себе и своем ребенке.
— Обращались ли родители в другие центры за помощью или в основном это первичное обращение?
Все без исключения родители, конечно, обращались за помощью в другие центры. Родители постоянно находятся в поиске эффективных методов лечения и специалиста, который поможет их ребенку. Давайте говорить откровенно, не каждый психолог, логопед или дефектолог имеет опыт работы с категорией «особый ребенок».
— Как Вы оцениваете состояние ребенка до курса реабилитации, какие прогнозы на его дальнейшее состояние?
При своевременной и правильно организованной коррекционной работе 60% детей получают возможность обучаться по программе массовой школы, 30% – по программе специальной школы того или иного типа и 10% адаптируются в условиях семьи. В тех случаях, когда коррекция не проводится, 75% вообще социально не адаптируются, 20-30% адаптируются относительно – они нуждаются в постоянной опеке, и лишь 2-3% достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации.
— Нуждаются ли в помощи психолога родители детей, приходящих на реабилитацию?
Работа с семьей – это одна из составляющих всего курса реабилитации. Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Действительно, воспитание ребёнка с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь привычный ритм жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологической сложной ситуации. Родители впадают в отчаяние, кто-то плачет, кто-то несет боль в себе, кто-то становится агрессивным и озлобленным, родители такого ребенка могут полностью отдалиться от друзей, знакомых, часто и от родственников. Помочь преодолеть сложный период родителям поможет психолог. Посмотреть на ситуацию с другой стороны: возможность пересмотреть свою жизнь, свои ценности и перспективы, собрать всю свою силу, волю и полюбить ребенка таким, какой он есть; жить вместе с ним, дарить ребенку тепло, заботу и внимание, радоваться жизни обрести душевное равновесие.
— С помощью каких технологий проходит реабилитация?
Реабилитационные мероприятия имеют первоочередную цель помочь ребенку раскрыть свой потенциал, дать ему возможность всестороннего взаимодействия с окружающим миром, развить навыки самообслуживания. План реабилитации разрабатывается индивидуально с учетом особенностей поведения ребенка, прогресса в его состоянии в процессе коррекционных мероприятий. Комплексная медико-психолого-педагогическая реабилитация включает в себя:
Психологическую коррекцию, где основной задачей является вовлечение ребенка в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Развитие памяти, внимания, восприятия и мышления.
Психотерапевтическая коррекция направлена на коррекцию поведения ребенка, на коррекцию и укрепление семьи, привлечение семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приемам работы с ним.
Логопедическая коррекция начинается с определения особенностей речевого развития и направлена на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, вводится дыхательные, голосовые упражнения. Важной является задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, работа над связным текстом.
Речь, как наиболее молодая функция центральной нервной системы, страдает в болезни в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно, в обратном порядке.
Речь очень тесно связана с движением – наш мозг устроен таким образом, что речевые и двигательные зоны находятся рядом, поэтому двигательная реабилитация – кинезотерапия, является неотъемлемой составляющей курса. Кинезотерапия реализуется с помощью ношения детьми индивидуально подобранного рефлекторно-нагрузочного устройства «Гравистат», массажа, ЛФК, нейропсихологической активно-пассивной гимнастики, комплекса упражнений на стабилоплатформе.
Также в комплексе реабилитационных мероприятий используется Транскраниальная и трансвертебральная микрополяризация и Транскраниальная электротерапия с обратной связью (ТЭТОС) с целью нормализации биоэлектрической активности головного мозга ребенка.
— Предлагает ли Ваше реабилитационное подразделение какие-то инновационные технологии?
В 1997 году конструкторы НПЦ «Огонек» разработали рефлекторно – нагрузочное устройство «Гравистат» – это принципиально новая генерация устройств, продолжающая традиции применения технологий космической медицины для восстановительного лечения. Метод динамической проприоцептивной коррекции (ДПК) с использованием рефлекторно-нагрузочного устройства «Гравистат» позволяет улучшить мышечный тонус, скоррегировать позу и положение частей тела относительно друг друга, увеличить объем активных движений, улучшить равновесие и ориентировку в пространстве,а как мы ранее обсуждали с Вами речь ребенка очень тесно связана с движением.
Комплекс упражнений на стабилометрической платформе используется для оценки и тренировки равновесия, походки, нагрузки на опорную поверхность в статичном состоянии. Выполняемые на платформе упражнения направлены на стимуляцию костно-мышечной и нервной системы ребенка.
Транскраниальная электротерапия с обратной связью (ТЭТОС) -восстанавливает нарушенные функции организма человека, воздействуя электросигналами на структуры головного мозга, ответственными за регуляцию гомеостаза (нейрофизиологическую и нейрогуморальную регуляцию). Непрерывная регистрация и автоматический анализ ЭЭГ и ЭКГ обеспечивает высокое качество диагностики и оценить реакцию организма на электровоздействие, оптимизировать параметры лечебного тока индивидуально и обеспечить эффективность терапии. В результате ТЭТОС – терапии нормализуется биоэлектрическая активность мозга, повышается стрессовая устойчивость и работоспособность. Повышается качество освоения практических навыков на 25-40%. Повышается общая резистентность и адаптационные возможности организма.
Транскраниальная и трансвертебральная микрополяризация – лечебный метод высокоэффективный, позволяющий направленно изменять функциональное состояние различных звеньев центральной нервной системы (ЦНС) под действием малого постоянного тока. Позволяет улучшить или восстановить двигательные, психические, речевые функции, купировать гиперкинезы, судорожные приступы, нормализовать функции тазовых органов, уменьшить очаги деструктивного поражения головного мозга у больных с инсультом и черепно-мозговой травмой в острый период. С помощью микрополяризации удается улучшить познавательные функции мозга, зрение, память, эмоциональное состояние человека, привести в норму процесса сна, развивать речевые функции и двигательные навыки. С помощью микрополяризации удается улучшить познавательные функции мозга, зрение, память, эмоциональное состояние человека, привести в норму процесса сна, развивать речевые функции и двигательные навыки.
Источник
Синдром Дауна – врожденное генетическое заболевание, оказывающее значительное влияние на все высшие психические функции ребенка. У таких детей развитие речи идет со значительным отставанием, снижен интеллект, у одних в большей степени, у других — в меньшей, замедлено развитие координации движений.
Конечно, полностью устранить проявления заболевания невозможно, но занятия по развитию речи, когнитивных навыков, моторики и координации таким детям просто необходимы.
При условии раннего начала стимуляции развития по специальным методикам есть шанс, что ребенок сможет учиться в обычных классах массовых школ.
Учитывая особенности детей с синдромом Дауна, в том числе и свойственную им доброту, открытость и доверчивость, специалист, работающий с ними, должен не только владеть специальными методиками и большим опытом, но и особым складом характера – быть таким же теплым и душевным, как и его маленькие ученики.
К счастью, в наших центрах такие профессионалы есть.
Работа с детьми с синдромом Дауна требует дифференцированного подхода для выработки индивидуальной стратегии коррекции и ведется на основе поэтапного (ступенчатого) освоения умений.
Есть 5 основных областей развития, по которым ведется работа:
- общая моторика;
- тонкая моторика;
- зрительно-моторная координация;
- восприятие и понимание речи;
- развитие когнитивных и социальных навыков.
На первом этапе коррекции ключевая задача – это научить ребенка концентрировать внимание. Этим занимается дефектолог, поэтому мы рекомендуем начать занятия по развитию речи именно с ним. Не пытайтесь сразу начать с логопедических занятий, даже если вам очень хочется, чтобы ваш малыш как можно скорее смог начать с вами общаться. Сначала необходимо научить его концентрироваться.
Есть 3 аспекта в освоении этого навыка:
1) на человеке путем поддержания зрительного контакта;
2) на предмете или звуке;
3) на предмете одновременно с другим человеком.
Итак, первый шаг – это дефектологические занятия с логопедом-дефектологом 2 раза в неделю.
Хорошим подспорьем для работы дефектолога станут занятия в группе логоритмики и в игровой группе по развитию коммуникативных способностей. Музыка, пение, творчество, общение с другими детьми под присмотром и руководством опытного специалиста-дефектолога – отличная база для развития моторики и координации и, как следствие, появления речи. И еще более хорошее подспорье для активизации социальных навыков малыша.
На определенном этапе можно будет подключать логопедические занятия с логопедом-дефектологом 2 раза в неделю для более интенсивной работы над развитием речи ребенка. В идеале, вводить логопедические занятия следует при сохранении дефектологических. В некоторых случаях, возможно совмещенное комбинированное занятия, но о целесообразности такого подхода будет правильно посоветоваться с вашим ведущим дефектологом.
Также не стоит пренебрегать возможностями, которые дает нейропсихология. Курс нейрокоррекции по специальным методикам показан детям с синдромом Дауна, дает хорошую динамику в развитии крупной моторики, зрительно-моторной координации и способствует развитию речи и самостоятельности.
Работа нейропсихолога также направлена на развитие тех основных областей, о которых мы говорили в начале статьи.
И в развитии моторики и координации его усилия будут более эффективны благодаря владению специальными нейропсихологическими методиками.
Помощь “солнечным детям” в развитии – работа кропотливая и требующая объединенных усилий родителей и специалистов.
И чем раньше она начата, тем больше можно будет сделать.
Но все усилия того стоят.
Источник
Виды заболеваний
Диагностика, лечение и реабилитация проводится детям и подросткам с:
- расстройствами аутистического спектра (Детский аутизм, Атипичный аутизм, синдром Ретта, дезинтегративные расстройства, синдром Аспергера)
- задержками психического развития,
- расстройствами речи (задержка речевого развития, дизартрия, алалия)
- гиперкинетическими расстройствами (нарушения активности и внимания, расстройства поведения)
- эмоциональными расстройствами (тревожные расстройства, фобии, элективный мутизм, расстройство привязанности в детском возрасте)
- тиками (моторные и вокальные тики, синдром Жиль де ля Туретта)
- аффективными расстройствами (депрессии непсихотического уровня)
- расстройствами пищевого поведения (нарушение приема пищи в детском возрасте, нервная анорексия, булимия).
- психологическое консультирование родителей.
- помощь женщинам при планировании беременности, во время беременности, при подготовке к родам и в послеродовой период.
Виды диагностики
Диагностика проводится в соответствии со стандартами ведения пациентов, включает в себя:
- осмотр психиатра, невролога, генетика, диетолога, сурдолога, физиотерапевта;
- консультация психолога: диагностика любых нарушений высших функций у детей и подростков — проблемы с понимаем, усвоением и последующим воспроизведением информации; отставание в освоении материала школьной программы, сложности в освоении письма, чтения, счета; повышенная активность или, наоборот вялость, повышенная тревожность и нервозность, неустойчивость в эмоциях, колебания настроения; тики и заикание; нарушения мышечного тонуса; нарушения моторики, координации; диагностика неврозов, депрессий, психотравм, вопросов профессиональной ориентации, самореализации; диагностика психологического бесплодия, послеродовой депрессии, причин отсутствия контакта с младенцем.
- консультация логопеда (диагностика ОНР, дизартрии, дислалии, алалии, дислексии, дисграфии)
- инструментальные методы исследования – ЭЭГ, УЗИ, КТ, МРТ,
- лабораторную диагностику (общие анализы крови и мочи, биохимия крови – глюкоза, тимоловая проба, АсАт, АлАт, уровень пролактина, гормоны щитовидной железы,
- скрининговые и диагностические тесты.
По результатам диагностики составляется индивидуальный план реабилитационных мероприятий, лечения.
Виды лечения
Проводятся следующие виды терапии:
- медикаментозное лечение
- психотерапевтическая коррекция
- физиотерапевтическое лечение
Виды реабилитации
Реабилитация включает:
Логопедическую коррекцию: развитие речи детей раннего возраста от 1 до 2х лет, «запуск» речи у неговорящих детей при алалии, расстройствах аутистического спектра, активизация и развитие связной речи детей с ОНР по авторской методике, коррекция дефектного произношения при дислалии, дизартрии, коррекция дислексии и дисграфии. При проведении логопедической коррекции используются:
- проведение артикуляционной гимнастики и логопедического массажа,
- кинезиологическое тейпирование, тейпирование аку- и кросс-тейпами
- ДЭНАС – терапия
Психологическую, нейропсихологическую коррекцию: составление комплексных коррекционно-развивающих программ и проведение коррекционных занятий для детей с задержкой психоречевого развития, расстройствами аутистического спектра; комплексная психолого-педагогической коррекция психических нарушений при эпилепсии; вестибулярная нейрокоррекция; коррекция невротических и неврозоподобных расстройств ( тики, заикание). Психологическое сопровождение ЭКО и ВРТ, коррекция психологического бесплодия, депрессий беременных и послеродовой депрессии, трудностей с принятием родительской роли, сопровождение женщин в период репродуктивного выбора. Коррекция и реабилитация проводится с использованием следующих методов:
- метод замещающего онтогенеза,
- кинезиологические методы,
- методы Домана, Бельгау,
- эвристический и репродуктивный методы,
- метод развивающего обучения
- методы АВА-терапии,
- методы эмоционального стимулирования
- практические методы дидактических игр, обучения по алгоритму,
- когнитивно-поведенческую терапию,
- арт-терапию,
- игровую терапию,
- Sand-play,
- логотерапию,
- психоанализ
Занятия с дефектологом: проведение коррекционных занятий с использованием методов музыкотерапии, хромотерапии, песочной терапии, метода дидактической игры, метода контроля достижений, проведения развивающих занятий по методики Монтессори.
Физиотерапевтическое лечение (на базе физиотерапевтического отделения):
- транскраниальная микрополяризация,
- рефлексотерапия,
- БОС терапия,
- аэроионотерапия,
- жемчужные ванны/души/теплолечение/криотерапия/сухая иммерсия
- массаж с эластичным псевдокипящим слоем (ЭПС-массаж)
Коррекция на базе ЛФК: кинезиотерапия
Почему именно мы?
Особенностью отделения является комплексный, междисциплинарный подход, использование индивидуальных программ диагностики и реабилитации, уникальных, авторских коррекционных методик.
Оборудование
В работе отделения используется Дэнас-тренажер, Дэльфа-тренажер, логопедические тейпы.
История отделения
Отделение Расстройств аутистического спектра и других психических расстройств детского возраста было создано в апреле 2019 года в Центре детской психоневрологии НМИЦ здоровья детей, в котором на основе комплексного, междисциплинарного подхода осуществляется медико-психолого-педагогическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) . В своей работе специалисты отделения используют современные методы, авторские программы диагностики, лечения и реабилитации РАС. Для оптимальной диагностики и реабилитации детей с РАС в отделении разработаны и используются комплексные диагностические и реабилитационные программы с учетом степени выраженности аутистических расстройств и сопутствующей патологии, ведется консультирование родителей детей с РАС.
Сотрудники отделения
Источник