Церебральный паралич и другие паралитические синдромы

Церебральный паралич относится к непрогрессирующим синдромам, характеризуется нарушением произвольных движений или позы и возникает в результате пренатального порока развития или перинатального и послеродового поражения центральной нервной системы. Синдромы проявляются у детей до 2 лет. Диагноз ставится на основе клинических данных. Лечение может включать кинезиотерапию, физиотерапию, эрготерапию, ортодонтические скобы, психолого-логопедическую и дефектологическую коррекцию, лекарственную терапию, инъекции ботулотоксина, консервативное ортопедическое лечение с применением ортезов, нейро-ортопедическое хирургическое лечение, интратекальный баклофен, или в некоторых случаях, селективную дорзальную ризотомию.
Детский церебральный паралич (ДЦП) представляет собой группу синдромов, которые вызывают непрогрессирующую спастичность, атаксию или непроизвольные движения (гиперкинезы, дистонии). Это не конкретное заболевание или один синдром. Синдромы церебрального паралича возникают у 0,1–0,2% детей и затрагивают до 15% недоношенных детей.
Этиология церебрального паралича является многофакторной, и иногда бывает трудно определить конкретную причину. Наиболее частыми причинами являются недоношенность, внутриутробные нарушения, неонатальная энцефалопатия, ядерная желтуха. Перинатальные факторы (например, перинатальная асфиксия, инсульт, инфекции центральной нервной системы [ЦНС]), вероятно, вызывают развитие ДЦП в 15–20% случаев.
Примеры типов ДЦП:
спастическая диплегия после преждевременных родов
спастический тетрапарез после перинатальной асфиксии
атетоидная и дистоническая формы после перинатальной асфиксии или ядерной желтухи
Травмы ЦНС или тяжелые системные расстройства (например, инсульт, менингит, сепсис, обезвоживание) в раннем детстве (до 2-х лет) также могут вызывать ЦП.
Клинические проявления
Перед формированием устойчивого двигательного стереотипа (конкретной формы детского церебрального паралича) на первом году жизни часто выявляется отставание двигательного развития, задержка редукции рефлексов новорожденного и тонических рефлексов, сухожильная гиперрефлексия и изменение мышечного тонуса (гипер- или гипотонус).
Синдромы, в основном, классифицируют в зависимости от того, какая часть ЦНС неправильно сформирована или повреждена
Спастические синдромы возникают в > 70% случаев. Спастичность является состоянием сопротивления пассивным движениям; сопротивление возрастает с увеличением скорости движения. Это связано с поражением верхних двигательных нейронов и может незначительно или серьезно повлиять на двигательную функцию. Эти синдромы могут вызвать гемиплегию, квадриплегию, диплегию или параплегию. Как правило, при спастических синдромах глубокие сухожильные рефлексы в пораженных конечностях усилены, отмечается гипертонус мышц, произвольные движения ребенка слабы и плохо скоординированы. С возрастом спастичность мышц приводит к развитию контрактур, подвывихов и вывихов суставов. Ножнице-образная походка и ходьба на пальцах являются типичными проявлениями. В легких случаях, заболевания нарушение походки может проявляться только в процессе определенных видов деятельности (например, бега). Дисфункция кортико-нуклеарных путей приводит к нарушениям движений рта, языка и неба с последующей дизартрией или дисфагией.
Атетоидный или дискинетический синдромы возникают примерно в 20% случаев в результате вовлечения в патологический процесс базальных ганглиев. Синдромы определяются медленными червеобразными, вычурными непроизвольными движениями проксимальных отделов конечностей и туловища (атетоидные движения), последние часто активируются попытками произвольного движения. Также могут развиваться резкие, отрывистые, дистальные (хореоидные) движения. Движения усиливаются при эмоциональном напряжении и исчезают во время сна. При данных синдромах дизартрия развивается часто и протекает тяжело.
Атактические синдромы выявляют в < 5% случаев; они являются результатом поражения мозжечка или его путей. Слабость, нарушение координации движений и интенционный тремор являются причинами неустойчивости, походки на широко расставленных ногах, а также трудности совершения быстрых и тонких движений.
Смешанные синдромы характеризуются сочетанием спастичности и атетоза.
Около 25% пациентов чаще всего наряду со спастическими нарушениями имеют другие клинические проявления заболевания. Может возникнуть косоглазие и другие нарушения зрения. Вследствие перенесенной ядерной желтухи у детей с атетозом обычно имеет место нейросенсорная тугоухость и паралич взора вверх.
Многие дети со спастической гемиплегией или параплегией имеют нормальный интеллект; дети со спастической тетраплегией или смешанным синдромом могут иметь тяжелую умственную отсталость.
МРТ головы
Иногда проводится исследование для исключения наследственного метаболического или неврологического расстройства
Если подозревается ДЦП, важно выявить основное заболевание. Сбор анамнеза может прояснить причину нарушений. МРТ мозга может выявить аномалии в большинстве случаев.
Детский церебральный паралич редко может быть подтвержден в раннем младенческом возрасте и форма заболевания часто не может быть охарактеризована до возраста 2 лет. Анамнестические данные о перенесенной асфиксии в родах, неонатальный инсульт, желтуха, менингит, судороги, мышечный гипотонус или гипертонус, угнетение рефлекторной деятельности, а также наличие перивентрикулярных изменений вещества головного мозга при УЗИ у новорожденных детей являются факторами риска развития ДЦП. С целью предупреждения или минимизации развития стойкого неврологического дефицита у данной категории больных на первом году жизни требуется их тщательное медицинское наблюдение и ведение.
ДЦП следует отличать от прогрессивных наследственных неврологических нарушений и расстройств, требующих хирургического или других специфических неврологических видов лечения.
Атаксические формы ЦП особенно трудно дифференцировать, и у многих детей с персистирующей атаксией в конечном счете диагностируют прогрессирующие мозжечковые дегенеративные расстройства как первопричину.
Наличие атетоза, проявлений аутоагрессии и гиперурикемии у мальчиков указывает на синдром Леша – Нихана.
Детская спинальная мышечная атрофия, мышечные дистрофии, расстройства нервн-омышечной передачи, проявляющиеся мышечной гипотонией и гипорефлексией, обычно не проявляются церебральными симптомами.
Лейкодистрофии на первый взгляд могут быть ошибочно приняты за детский церебральный паралич, однако более поздние сроки развития заболевания, а также наличие признаков его проградиентности позволяют исключить ДЦП.
Другие прогрессивные расстройства (например, младенческая нейроаксональная дистрофия) могут быть заподозрены после исследования нервной проводимости и электромиографии. Эти и многие другие расстройства мозга, которые вызывают ДЦП (и другие проявления), все чаще выявляются при генетическом тестировании, которое может быть сделано для выявления конкретного расстройства или для выявления многих заболеваний (микроматричный метод и исследование всего экзома).
Большинство детей доживают до зрелого возраста. Серьезные ограничения сосания и глотания, которые могут потребовать кормления через гастростому, уменьшают продолжительность жизни.
Цель лечения детей – развить максимальную самостоятельность в пределах двигательных и ассоциированных дефицитов. При соответствующем ведении многие дети, особенно со спастическими параплегиями или гемиплегиями, могут прожить почти нормальную жизнь.
Физиотерапия и реабилитационное лечение
Для лечения спастичности применяются корсеты, ортезы, терапия, ограничивающая активные движения, медикаментозные средства или хирургическое вмешательство
Инъекции токсина ботулизма
Интратекальный баклофен
Вспомогательные устройства
Физиотерапия и реабилитационная терапия, направленная на растяжение и укрепление мышц, а также на закрепление полезных двигательных навыков, обычно начинается сразу и продолжается всю жизнь. Дополнительно используются корсеты и ортезы, терапия, ограничивающая активные движения, и лекарственные средства.
Ботулинический токсин вводится в спастические мышцы для уменьшения избыточного напряжения, а также для предотвращения формирования фиксированных контрактур суставов.
Баклофен, бензодиазепины (например, диазепам) и, иногда, дантролен (в РФ не зарегистрирован) могут уменьшить спастичность. Наиболее эффективное средство для лечения выраженной спастичности – интратекальное применение баклофена с помощью подкожно расположенной помпы и специального катетера.
Ортопедическая хирургия (например, выведение или пересадка мышечного сухожилия) может помочь уменьшить ограниченное движение или несовпадение сустава. Селективная дорзальная ризотомия, выполняемая нейрохирургами, применяется в тех случаях, когда спастичность поражает в первую очередь ноги.
When intellectual limitations are not severe, children may attend mainstream classes and take part in adapted exercise programs and even competition. Может потребоваться логопедия и другие формы помощи для развития коммуникативных навыков с целью улучшения общения.
Некоторым детям с тяжелыми проявлениями может быть полезно обучение навыкам повседневной деятельности (например, мытью, одеванию, кормлению), которые увеличивают их независимость и поднимают самооценку, а также значительно снижает нагрузку на членов семьи или опекунов. Вспомогательные устройства могут улучшить мобильность и коммуникации, расширить диапазон движений и помочь в повседневной активности. Некоторые дети требуют пожизненного опекунства и различных видов помощи.
Многие детские учреждения предоставляют специальные программы пациентам переходного возраста для адаптации к уменьшению посторонней помощи в зрелом возрасте.
Родители ребенка с детским церебральным параличом, имеющим стойкое нарушение или ограничение жизнедеятельности, нуждаются в специальной психологической помощи (коррекция чувства вины, гнева, отрицания болезни ребенка, а также в осознании его социального статуса и потенциала) ( Дети с хроническими заболеваниями : Воздействие на семью). Такие дети достигают своего максимального потенциала только при стабильном продуманном родительском уходе и помощи государственных и частных учреждений (например, общественных учреждений здравоохранения, организаций профессиональной реабилитации, непрофессиональных медицинских организаций, таких как, например, Объединенная ассоциация по борьбе с церебральным параличом [United Cerebral Palsy]).
ЦП является синдромом (не конкретным заболеванием), который включает непрогрессирующую спастичность, атаксию, и/или непроизвольные движения.
Этиология синдрома часто многофакторна и иногда причина не ясна, но включает пренатальные и перинатальные факторы, которые ассоциированы с пороками или повреждениями центральной нервной системы (ЦНС) (например, генетическими и внутриутробными нарушениями, недоношенностью, желтухой, перинатальной асфиксией, инсультом, инфекциями ЦНС).
Интеллектуальная инвалидность и другие неврологические проявления (например, косоглазие, глухота) не являются частью синдрома, но могут присутствовать в зависимости от конкретной причины.
Синдромы проявляются в возрасте до 2 лет; позднее начало подобных симптомов указывает на другое неврологическое расстройство.
Необходимо провести МРТ мозга и, при необходимости, другие исследования для исключения наследственных метаболических и неврологических расстройств.
Лечение зависит от характера и степени инвалидизации, но, как правило, применяется физиотерапия и эрготерапия; некоторым детям показано использование корсетов и ортезов, введение ботулотоксина, бензодиазепинов, других миорелаксантов, интратекального баклофена и/или ортопедические операции (например, мышечно-сухожильная мобилизация или перемещенея, иногда дорзальная ризотомия).
Источник
Детские церебральные параличи —
собирательный клинический термин, объединяющий хронические:
- НЕПРОГРЕССИРУЮЩИЕДВИГАТЕЛЬНЫЕ, ПОЗОТОНИЧЕСКИЕ И ДРУГИЕ
НАРУШЕНИЯ, связанные с поражениям и/или аномалиям головного мозга,
возникающие: - В ПЕРИНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ- антенатальный, с 22-23 недели (вес плода более 500г), интранатальный (период непосредственно
родов), постнатальный -7 дней после родов.
ДЦП не является наследственным заболеванием.
ПРИЧИНА любых форм детских церебральных
параличей — ПАТОЛОГИЯ В КОРЕ, ПОДКОРКОВЫХ ОБЛАСТЯХ, В КАПСУЛАХ ИЛИ СТВОЛЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА.
Принципиальное отличие ДЦП от других параличей это возникшее в результате поражения головного
мозга в перинатальном периоде приведшее к:
- Замедлению
редукции позотонических рефлексов характерных для новорождённых. – СЕГМЕНТАРНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ АВТОМАТИЗМОВ, обеспечивающиеся сегментами
мозгового ствола (оральные автоматизмы)
и спинного мозга (спинальные автоматизмы); - Одновременно – с замедлением развития НАДСЕГМЕНТАРНЫХ
ПОЗОТОНИЧЕСКИХ АВТОМАТИЗМОВ, обеспечивающих
регуляцию мышечного тонуса в зависимости от положения тела и головы
(регулируются центрами продолговатого и среднего мозга). Впервые подробно подобными
нарушениями занялся в 1830-х выдающийся
хирург Джон Литтл, когда читал лекции по родовым травмам. В 1853 году он опубликовал
труд под названием «On the nature and treatment of the deformities of the human frameТем самым он первый описал то, что сейчас известно как одна из форм
спастического детского церебрального паралича — спастическая диплегия. В
течение длительного времени она называлась болезнью Литтля. В 1889 году не менее выдающийся ученыйОслер опубликовал книгу «The
cerebral palsies of children», введя термин церебральный паралич (в его
англоязычном варианте — cerebral palsy) и показал,
что нарушения касаются полушарий головного мозга, а не повреждений спинного
мозга. Вслед за Литтлом, в течение более чем века, основной причиной ДЦП
считалась асфиксия в родах. - Фрейд,
будучи неврологом, заметил связь между ДЦП и некоторыми вариантами умственной
отсталости и эпилепсии. В 1893 году им
был введён термин «детский церебральный паралич» («infantile
Zerebrallähmung»), а в 1897 году он высказывал предположения, что данные
поражения связаны больше с нарушением развития мозга ещё во внутриутробном
периоде. Именно Фрейд, на основании своих работ в 1890-х объединил различные
нарушения, вызванные ненормальным перинатальным развитием головного мозга под
одним термином, и создал первую классификацию детского церебрального паралича. - гемиплегия
- церебральная диплегия (двусторонний церебральный паралич)
- генерализованная ригидность (болезнь Литтла)
- параплегическая ригидность
- двусторонняя гемиплегия
- генерализованная хорея
- двойной атетоз
На основании этой классификации
были составлены все последующие.
КЛАССИФИКАЦИЯ
В настоящее время мы, в клинике
Времена года, придерживаемся классификации и терминологии согласно МКБ-10:
Класс VI БОЛЕЗНИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Церебральный
паралич и другие паралитические синдромы (G80 — G83)
- G 80. Детский церебральный паралич
- G 80.0. Спастический церебральный паралич
- G 80.1. Спастическая диплегия
- G 80.2. Детская гемиплегия
- G80.3. Дискинетический церебральный паралич. Атетоидный церебральный паралич
- G80.4. Атактический церебральный паралич
- G80.8. Другой вид детского церебрального паралича Смешанные синдромы
церебрального паралича - G80.9. Детский церебральный паралич неуточнённый
- G 81. Гемиплегия
- G 81.0. Вялая гемиплегия
- G 81.1. Спастическая
гемиплегия - G81.9. Гемиплегия неуточнённая
- G 82. Параплегия и
тетраплегия - G 82.0 Вялая параплегия
- G 82.1 Спастическая параплегия
- G 82.2 Параплегия неуточнённая
- G 82.3 Вялая тетраплегия
- G 82.4 Спастическая тетраплегия
- G 82.5 Тетраплегия неуточнённая. Квадриплегия
- G 83. Другие паралитические синдромы
- G 83.0 Диплегия верхних конечностей
- G 83.1 Моноплегия нижней конечности. Паралич нижней
конечности - G 83.2 Моноплегия верхней конечности. Паралич верхней
конечности - G 83.3 Моноплегия неуточнённая
- G 83.4 Синдром конского хвоста. Неврогенный
мочевой пузырь, связанный с синдромом конского хвоста - G 83.8 Другие уточнённые паралитические
синдромы. Паралич Тодда (постэпилептический) - G 83.9 Паралитический синдром неуточнённый
Наиболее распространенные формы детского церебрального паралича:
Спастическая
диплегия
(«Тетрапарез со
спастикой в ногах», по Michaelis)
Наиболее распространённая
разновидность церебрального паралича (3/4 всех спастических форм), известная
ранее также под названием «болезнь Литтля». Нарушается функция мышц с обеих сторон,
причём в большей степени ног, чем рук и лица. Для спастической диплегии
характерно раннее формирование выраженных деформаций позвоночника и суставов,
вплоть до развития контактур. Преимущественно диагностируется у детей,
родившихся недоношенными (последствия внутрижелудочковых кровоизлияний,
перивентрикулярной лейкомаляции, других факторов).
В отличие от спастической
квадриплегии, больше поражены задние и, реже, средние отделы белого вещества.
При этой форме, как правило, наблюдается тетраплегия (парез), с выраженной
спастикой преимущественно в ногах. Наиболее распространённые проявления —
задержка психического и речевого развития, наличие псевдобульбарного синдрома,
дизартрии. Часто встречается патология черепных нервов: сходящееся косоглазие,
сложные нарушения остроты зрения, нарушение слуха, нарушение речи в виде
задержки её развития, умеренное снижение интеллекта, в том числе вызванное
влиянием на ребёнка окружающей среды (оскорбления, сегрегация). Прогноз
двигательных возможностей менее благоприятен, чем при гемипарезе. Эта форма
наиболее благоприятна в отношении возможностей социальной адаптации. Степень
социальной адаптации может достигать уровня здоровых при нормальном умственном
развитии и хорошем функционировании рук.
Спастическая
тетраплегия
При большей выраженности
двигательных расстройств в руках может использоваться уточняющий термин
«двусторонняя гемиплегия».
Одна из самых тяжёлых форм ДЦП,
являющаяся следствием аномалий развития головного мозга, внутриутробных
инфекций и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного
мозга. У недоношенных основной причиной при перинатальной гипоксии является избирательный
некроз нейронов.
Клинически диагностируется
спастическая тетраплегия (парез); псевдобульбарный синдром, нарушения зрения,
когнитивные и речевые нарушения. У 50% детей наблюдаются эпилептические
приступы. Для данной формы характерно
раннее формирование контрактур, деформаций туловища и конечностей. Почти в
половине случаев двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных
нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха,
псевдобульбарными расстройствами. Тяжёлый двигательный дефект рук резко
ограничивают возможности самообслуживания и передвижения, но в некоторых
случаях при длительном специализированном лечении, удается добиться хороших
результатов.
Гемиплегическая
форма
Характеризуется односторонним
спастическим гемипарезом. Рука, как правило, страдает больше, чем нога.
Причиной у недоношенных детей является перивентрикулярный (околожелудочковый)
геморрагический инфаркт (чаще односторонний), и врождённая церебральная аномалия.
Ишемический инсульт (инфаркт мозга) или внутримозговое кровоизлияние обычно
происходит в одном из полушарий (чаще в бассейне левой средней мозговой
артерии) у доношенных детей. Уровень социальной адаптации как правило,
определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными
возможностями ребёнка.
Клинически характеризуется развитием
спастического гемипареза (походка по типу Вернике-Манна), задержкой психического
и речевого развития.
Дискинетическая
форма
(Иногда используется и термин «гиперкинетическая
форма»)
Одной из самых частых причин данной
формы является перенесённая, гемолитическая болезнь новорожденных, которая
сопровождалась развитием «ядерной» желтухи. Также причиной является status
marmoratus базальных ганглиев у доношенных детей. При этой форме, как правило,
повреждаются структуры экстрапирамидной системы и слухового анализатора. В
клинической картине характерно наличие гиперкинезов: атетоз, хореоатетоз,
дизартрия, глазодвигательные нарушения, снижение слуха. Гиперкинезы обычно
сопровождаются повышением мышечного тонуса, одновременно с которыми могут быть
параличи (парезы). Речевые нарушения наблюдаются чаще в форме гиперкинетической
дизартрии.
Интеллект развивается в основном
удовлетворительно. Отсутствует правильная установка туловища и конечностей. У
большинства детей отмечается сохранение интеллектуальных функций, что
прогностично благоприятно в отношении социальной адаптации, обучения. Дети с
хорошим интеллектом заканчивают школу, средние специальные и высшие учебные
заведения, адаптируются к определённой трудовой деятельности. Выделяются
атетоидный и дистонический (с развитием хореи, торсионных спазмов) варианты
данной формы ДЦП.
Атаксическая
форма
Характеризуется низким тонусом мышц,
атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые
расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. Наблюдается
при преобладающем повреждении мозжечка, лобно-мосто-мозжечкового пути и,
вероятно, лобных долей вследствие родовой травмы, гипоксически-ишемического
фактора или врождённой аномалии развития.
Клинически характеризуется
классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами
мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия). При этой
форме ДЦП подчёркивается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде
случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или
имбецильности. Более половины случаев диагностированной данной формы являются
нераспознанные ранние наследственные атаксии.
Смешанные
формы
Несмотря на возможность диффузного
повреждения всех двигательных систем головного мозга (пирамидной,
экстрапирамидной и мозжечковой), вышеупомянутые клинические симптомокомплексы
позволяют в подавляющем большинстве случаев диагностировать конкретную форму
ДЦП. Однако в ряде случаев сочетание спастической и дискинетической (при
сочетанном выраженном поражении экстрапирамидной системы) форм, отмечается и
наличие гемиплегии на фоне спастической диплегии и другие индивидуальные
сосбенности, которые затрудняют определение формы ДЦП.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ в клинике
«ВРЕМЕНА ГОДА»
Основу нашего
подхода составляет ИНТЕНСИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ, базирующаяся на современной доказательной медицине. Команда
специалистов в различных областях медицины формирует индивидуальный комплекс восстановительного
лечения для каждого пациента. В каждом комплексе, кроме методов физической
реабилитации, присутствует психокоррекция, логопедическая помощь, эрготерапия, контроль
и лечение сопутствующих заболеваний. Для детей школьного возраста,
дополнительно предусмотрены обучающие программы общеобразовательного и
специального профиля. Много внимания уделяется специальному питанию и
организации оптимального режима занятий и отдыха. Конечной целью лечения
является не только максимально возможное восстановление функций перемещения,
самообслуживания, но и активная социализация ребенка.
Разработанные в
нашей клинике технологии физической
реабилитации, с использованием достижений современной доказательной
медицины в этой области, а также принципов рефлекторной локомоции Войта —
формирование (восстановление) двигательных навыков, используя врожденные
двигательные рефлексы, концепции Бобат – технологии борьбы со спастичностью и
восстановления произвольных движений.
Технология
физической реабилитации – это последовательность
и содержание лечебных мероприятий направленных на восстановление произвольных движений, в
объеме, достаточном для пребывания в вертикальной позе, ходьбы, двигательной
активности, связанной с бытовым самообслуживанием.
Обычно,
базовый комплекс, включает широкий
перечень физических методов воздействия – активные и пассивные физические
упражнения – кинезитерапия в зале и в воде, с использованием различных
тренажеров и специальных устройств.
Физиотерапия (различные методы
электрического, магнитного, ультразвукового, температурного и
механического воздействия), массаж,
бальнеолечение (грязевые аппликации), специальные технологии релаксации, и др.
Основные
методы физической реабилитации построены в нашей клинике таким образом, что имеют влияние на управление
движением телом в целом и его составные части:
- Целенаправленные отдельные движения частей тела
- Содружественные движения различных частей тела – динамические стереотипы (в частности, движения конечностей при
ползании на животе, ходьбе на четвереньках, ходьбе в вертикальном положении и
др.)
Контроль
вертикальной позы и перемещение тела в пространстве – содержат элементарные
компоненты передвижения – выпрямление тела против силы тяжести и простые
целенаправленные движения, которые, путем тренировок по специальным методикам,
формируют содружественные движения – динамические стереотипы, позволяющие осуществлять
функцию перемещения и самообслуживания.
Основные
динамические стереотипы (условные рефлексы) необходимые для передвижения и
самообслуживания, для восстановления
требуют достаточно много времени (как правило, не менее 4-8 месяцев).
Управление осанкой и движением, активизируемое при кинезитерапии, является одной
из важнейших составляющих восстановления (обучения) пребывания в вертикальном
положении, ходьбе, и другим двигательным стереотипам, составляющим основу
элементарной физической активности и самообслуживания.
Восстановления
управления равновесием и элементарной физической активности удается добиться
практически во всех случаях у пациентов с ДЦП при сохраненных базовых
интеллектуальных функциях.
Занятия на имитаторе ходьбы (начало комплекса лечения)
То же через 4 недели
ОСОБЕННОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ
ДЕТЕЙ с ДЦП
- При ДЦП или
некоторых других поражениях у ребенка отсутствует навык обычных
целенаправленных движений, зачастую
ребенок в 10-12 лет не может самостоятельно сидеть, никогда не ходил, т.е. функция пребывания в вертикальном положении и функция ходьбы неизвестна
ребенку. - Требуют
первичной разработки (обучению) обычные произвольные движения,
связанные с бытовым самообслуживанием, и пользованием привычными, здоровому
человеку предметами (взять и положить предмет, застегнуть расстегнуть пуговицу,
нажать кнопку и т.п.) - В этом случае
речь идет не о восстановлении утраченных функций, а о воссоздании пропущенных
функций физического развития свойственных возрасту, т.е. обучении
пребывания в вертикальной позе, обучение ходьбе (фазовая подвижность). - Почти всегда имеет место несоответствие между
физическим и психическим развитием, свойственное определенному
возрасту. - Еще одна немаловажная проблема состоит в том, что при
ДЦП длительность, регулярность, преемственность лечения имеет
ключевое значение, поскольку ребенок
растет и эффект достигнутый за какой то отрезок времени (месяц-два) может
нивелироваться в связи сростом ребенка (ложное прогрессирование, быстрое формирование
контрактур и т п.), в связи с этим, лечение должно быть постоянным и
длительным. - Задача обучения родителейне менее тяжелая, чем лечение ребенка, особенно учитывая современную
доступность информации, форумы и массу шарлатанства. - Строгая индивидуальность, дозированность, постепенность.
Вальгсная деформация ног (вначале лечения)
Тот же пациент через 2 месяца ( появления вальгусной деформации радикально уменьшились) Применялись методы восстановительного лечения в клинике «Времена года», без операций.
Источник