Что такое ммд с синдромом внимания

Что такое ммд с синдромом внимания thumbnail

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) — это синдром, который возникает при нарушении регуляции ЦНС и характеризуется различными неврологическими симптомами и расстройствами. Последние могут выражаться в виде физиологических, психологических, когнитивных и поведенческих отклонений. Если верить статистике, 25% детей дошкольного и младшего школьного возраста страдают синдромом минимальной мозговой дисфункции. «Легкие нарушения» родители могут не посчитать опасными, но без должного лечения и коррекции они ведут к более серьезным последствиям.

Несмотря на то, что некоторые специалисты до сих пор используют термин «Минимальная мозговая дисфункция», этот диагноз является устаревшим. Те расстройства, которые раньше описывались термином ММД, в настоящее время называют целым рядом других наименований, согласно МКБ-10 (Международной классификации болезней 10 пересмотра) — перинатальная энцефалопатия (ПЭП), СДВ, СДВГ, нарушения обучения и памяти и другие. Это произошло из-за того, что ММД было слишком общим понятием. Медицина не смогла получить точные данные о причинах заболевания, его развитии и предложить универсальные методы лечения, одинаково эффективные для всех проявлений ММД. Новые более узкие и точные диагнозы позволяют применять наиболее действенные способы коррекции нарушений. По сути, слишком общее понятие ММД охватывало большое количество разнообразных нарушений, каждое из которых нуждается в специальном подходе к лечению.

Почему же это понятие до сих пор встречается? Все дело в том, что многие действующие врачи обучались уже давно и старый диагноз ставят или потому, что не повышали квалификацию, или просто по привычке. Также это делается, когда ребенок имеет «смазанную симптоматику», и точный диагноз без дополнительных обследований поставить невозможно, но наличие определенных признаков, характерных для ММД, имеется.

Причины минимальной мозговой дисфункции

Данная патология чаще всего является результатом родовой травмы. Она может быть получена или во время беременности, или во время самих родов. Позвоночник ребенка в целом, а в особенности его шейный отдел, испытывает огромные нагрузки при движении по родовым путям. Когда малыш протискивается между костями таза, он поворачивается практически на 360 градусов. Это нередко вызывает смещение шейных позвонков, а в будущем и проблемы с кровоснабжением.

Часто причиной становятся и неверные действия акушерки, которые приводят к сдавливанию и деформации черепа, а иногда и его повреждениям. Крупный плод, кесарево сечение, стремительные роды и т.д. тоже относят к возможным причинам.

Также нарушение может начать развиваться еще в период беременности. Это может быть вызвано такими причинами, как:

  • несбалансированное и неправильное питание будущей мамы;
  • сильный токсикоз;
  • употребление алкоголя и курение;
  • недостаточный сон и стрессы;
  • преждевременные роды или переношенная беременность;
  • угроза выкидыша;
  • длительные роды;
  • гипоксия плода;
  • инфекционные болезни;
  • травмы шейного отдела позвоночника ребенка во время родов;
  • использование сильнодействующей фармакологии и др.

Существуют случаи, когда ММД возникает после рождения малыша. Причинами этого могут стать неблагоприятные условия для жизни и неудовлетворение базовых потребностей ребенка, осложнения после заболеваний, повреждения головного мозга.

Патология проявляется на уровне центральной нервной системы, вследствие чего нарушаются речь, внимание и поведение. Стоит отметить, что хотя некоторые процессы развития у малыша с ММД проходят медленнее, чем у здоровых детей, его интеллект, как правило, находится в пределах нормы.

Симптомы минимальной мозговой дисфункции

Симптоматика у этого болезненного состояния крайне обширна. Обычно можно заметить нарушения уже с самого рождения ребенка. Если вы обнаружили у малыша один или несколько признаков, описанных ниже — незамедлительно обратитесь к врачу-неврологу:

  • Малыш часто начинает кричать и плакать без видимой причины, проявлять неадекватную реакцию на происходящее;
  • Ребенок отстает в развитии, позже начинает сидеть, ползать, ходить и разговаривать. В более старшем возрасте демонстрирует плохую координацию движений;
  • Голова может быть нестандартной формы — чересчур большой или маленькой, несимметричной;
  • Гипо- или гипердинамия, проявляющаяся в слишком спокойном или, наоборот, слишком нервозном состоянии;
  • Проблемы со зрением, такие как косоглазие или близорукость, астигматизм, которые переходят с годами в более серьезную форму;
  • Частые заболевания и депрессивные состояния (детская депрессия);
  • Нарушения сна — постоянные кошмары ночью, невозможность заснуть перед важным событием;
  • Ухудшение состояния ребенка при смене погоды;
  • Дети с ММД позже начинают говорить, не могут произносить сложные слова, заикаются;
  • Сложно даются мелкие движения. Для такого ребенка застегнуть пуговицы или зашнуровать обувь будет настоящим испытанием;
  • Плоскостопие или косолапость, сколиоз, и т.д.

В раннем детском, дошкольном и младшем школьном возрасте ММД у ребенка может выражаться в следующих проблемах:

  • трудности в коммуникации со сверстниками и чужими взрослыми, неумение донести свои мысли и желания;
  • проблемы с самооценкой, неуверенность в себе;
  • вегетососудистая дистония;
  • неспособность к играм в одиночестве и тишине;
  • низкая успеваемость в начальной школе, проблемы с письмом, чтением, счетом (дисграфия, дислексия, дискалькулия);
  • диспраксия (проблемы с координацией, нарушение произвольных движений при отсутствии патологии мышечного тонуса, общая неуклюжесть);
  • отсутствие понимания последствий рискованных игр и их инициирование.
Читайте также:  К какому врачу идти при синдроме беспокойных ног

У детей с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность) наблюдаются проблемы с вниманием, повышенная активность и импульсивность. Они не слушают учителей в школе, постоянно допускают ошибки из-за невнимательности. Такие дети стараются избегать длительного интеллектуального напряжения, не могут усидеть на месте.

Взрослые же с СДВГ, которое не было вовремя скорректировано, часто социально не адаптированы: у них низкий профессиональный уровень, психические заболевания, могут страдать алкоголизмом и наркоманией.

Лечение минимальной мозговой дисфункции и последствий

Для успешного лечения ММД прежде всего нужно установить точный диагноз (или несколько) согласно МКБ-10. Это могут сделать только врачи: невролог, в некоторых случаях – детский психиатр (особенно если речь идет про СДВГ). Помимо диагностики врачи проводят медикаментозное лечение. Если диагноз поставлен правильно и вовремя, при некоторых нарушениях этих мер оказывается достаточно.

После 2-3 лет ребенку часто требуется дополнительное обследование и коррекция у следующих специалистов:

  • нейропсихолог;
  • логопед-дефектолог;
  • детский психолог.

Диагнозы у этих специалистов могут отличаться от тех, что поставили врачи, но они важны для понимания структуры нарушений и последующей коррекции.

Также может понадобиться аппаратная диагностика (ЭЭГ, «вызванные потенциалы» и др.).

Также ребенку с минимальной мозговой дисфункцией очень важна правильная обстановка дома и гармоничные отношения с родителями:

  • здоровый сон — не менее 8 часов ночью и 2 часа днем. Это оптимальное количество сна для детей до 7 лет;
  • режим дня;
  • правильное питание ребенка. В нем должны присутствовать все необходимые витамины и минералы для его развития. Лучше всего использовать обычные продукты питания, но можно купить и специальные витаминно-минеральные комплексы и пищевые добавки, если у ребенка, например, плохой аппетит.
  • отсутствие стрессов и конфликтных ситуаций. Следует всегда помнить, что некоторые поступки ребенка могут быть продиктованы симптомами его болезни. Позаботьтесь также о том, чтобы его не оскорбляли из-за этого в детском саду или в школе;
  • не стоит требовать от ребенка сразу же новых материалов и навыков — лучше преподносить это дозированно;
  • ребенок должен чаще гулять и двигаться, чтобы в кровь поступало достаточное количество кислорода.

Коррекция нарушений специалистами идет в зависимости от тех дефицитов, которые имеются у ребенка. Для эффективного исправления симптомов рекомендуются занятия с нейропсихологом, логопедом-дефектологом, очень важно участие в коррекции детского психолога. Дети с ММД могут испытывать трудности с адаптацией в обществе и иметь низкую самооценку. Психолог поможет ребенку понять и принять себя, научиться максимально спокойно реагировать на стрессовые ситуации, избавиться от страхов, развить внимание и мышление. Также детский психолог будет работать с родителями, помогая им создать благоприятную обстановку для ребенка дома.

Высокую эффективность при коррекции нарушений, связанных с ММД, показывает аппаратное стимулирование головного мозга. В нашем центре для этих целей применяется Томатис-терапия, а также гарнитура Forbrain и устройство Soundsory.

При правильной коррекции со стороны необходимых специалистов (невролог, нейропсихолог, детский психолог, логопед) и внимательного отношения родителей к особенностям развития ребенка прогноз ММД благоприятный, к переходному возрасту все симптомы исчезают.

Источник

На дворе 21 век, а аббревиатура ММД (минимальная мозговая дисфункция) то и дело мелькает в детских историях болезни. Особенно с его рождения до трёх лет.

Как такового медицинского диагноза минимальные мозговые дисфункции — нет. Но врачи давно заметили некоторые признаки, отклоняющиеся от нормы в развитии, и назвали их минимальными мозговыми дисфункциями. Признаки эти не складываются в понятие синдром и тем более болезнь, но врачи все-таки пишут эти буквы. Возможно для того, чтобы обратить наше внимание на развитие конкретного ребёнка до школы и не пропустить ничего важного. А так же вовремя обратиться за помощью к психологу, логопеду-дефектологу, неврологу если в этом будет необходимость.

Еще раз отмечу, современная наука и практика ушла далеко вперед с середины 20 века, когда единственным возможным вариантом для детского невролога при изучении анамнеза (истории болезни ребёнка) и жалоб родителя, было вместить в эти три буквы общий смысл фразы: “С ребёнком что-то не так”. Он бегает, вертится, задерживается в развитии, часто болеет, имеет родовую травму, асфиксию при рождении и внутриутробную гипоксию в анамнезе и прочее. В целом, имелось ввиду, что ничего страшного в этом нет, просто ребёнок находится в зоне особого наблюдения. И, по традиции, чтобы не быть для мамы плохим доктором, назначались какие-то лекарства, как правило: общеукрепляющие, витамины, ноотропы, сосудистые препараты и другое. Я придерживаюсь мнения, что таблеток полезных не бывает. И, к сожалению, многие неврологи, попали в ножницы: нужно что-то выписать, но диагноза нет. Но мы здесь не о фармокологии, а о психологическом и логопедическом опыте работы с такой проблемой. В этой статье я её так и обозначу — ММД (минимальные мозговые дисфункции).

Важно! Со временем, к общему ММД добавились расшифровки под вопросом, которые требовалось уточнить у психиатра. К психиатру, по сей день идут далеко не все. А зря. Можно просмотреть то, что требует медицинского включения и внимания и потерять время. А как известно, чем быстрее родитель сориентируется в ситуации и посодействует процессу коррекции, тем быстрее и качественнее будет результат.

Нам, психологам, приходилось и приходится работать с такими детьми и помогать им в решении трудностей с поведением, развитием, обучением и прочим. Много материалов по этому поводу было и есть. Давайте попробуем извлечь из этого пользу.

Читайте также:  Как принимать корвалол при похмельном синдроме

Если обратить внимание и направить ребенка в правильное русло, то в школе (как раз тогда, когда становится понятно, что было ММД) не придется волноваться и жалеть о потраченном времени.

Итак, ММД глазами психолога или если ребенку написали ММД и надо понять что с этим делать или не делать.

1. Точно — делать.

Во- первых ММД связана с последствием ранних повреждений головного мозга у детей. Безусловно, кто-то из родителей возможно достаточно осведомлен, что это такое.

В 60-е годы широкое распространение получил термин «минимальная мозговая дисфункция» ММД. Минимальная мозговая дисфункция выражается в возрастной незрелости высших психических функций (внимания, памяти, мышления). ММД связано с трудностями в обучении, социальной адаптации, эмоциональными нарушениями, расстройствами поведения, не связанными с выраженными нарушениями интеллектуального развития. ММД у детей проявляется в виде нарушений психологического развития, сюда относятся: формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия), расстройств развития речи, расстройств развития двигательных функций (диспраксия); поведенческие и эмоциональные расстройства к ним относят: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нарушения поведения. ММД являются наиболее распространенной формой нервно-психических нарушений детского возраста, которые по статистике, к сожалению встречаются у каждого третьего из наших детей. 

2. Как проявляется ММД в разном возрасте?

ММД неврологи обычно пишут уже в первые месяцы жизни ребенка, в этот период родителям следует обратить внимание на наличие повышенной возбудимости у ребенка, нарушения сна, немотивированный беспричинный плач, избыточную двигательную активность, повышение мышечного тонуса, тремор различных частей тела, покраснения или мраморность кожных покровов, усиленную потливость, трудности с кормлением и желудочно-кишечные нарушения. 

В возрасте от 1 года до 3 лет у детей с ММД часто отмечается повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушения сна и аппетита, слабая прибавка массы тела, некоторое отставание в психоречевом и моторном развитии. 

К 3 годам обращают на себя внимание повышенная утомляемость, моторная неловкость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивность, упрямство и негативизм. Нередко наблюдается задержка в формировании навыков опрятности (энурез, энкопрез). Симптомы ММД нарастают к началу посещения детского сада (в возрасте 3 лет) или школы (6-7 лет). Эта закономерность может быть связана с неспособностью центральной нервной системы (ЦНС) справляться с новыми требованиями предъявляемыми к ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок.

Максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития у детей. К первому периоду относят возраст 1-2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. Второй период приходиться на возраст 3 лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. В это время у детей с ММД обнаруживаются задержка развития речи и нарушение артикуляции. Третий критический период относится к возрасту 6-7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей с ММД в этом возрасте характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения.

3. Как распознать ММД самостоятельно?

Можно говорить о том, что причины возникновения ММД разнообразны, это: патология беременности и родов (тяжелое течение беременности); токсикоз первой половины беременности, (особенно первого триместра); угроза выкидыша; это вредное воздействие на организм беременной женщины химических веществ, радиации, вибрации, инфекционных болезней, некоторых микробов и вирусов; это нарушение сроков беременности (ребёнок рождается недоношенным или переношенным), затяжные роды со стимуляцией родовой деятельности, ускоренные, быстрые роды, недостаток кислорода (гипоксия) из-за сдавливания пуповины, асфиксия, обвитие пуповины вокруг шеи, кесарево сечение, родовые травмы; инфекционные, сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания матери; несовместимость крови плода и матери по резус фактору; психические травмы матери во время беременности, стрессы, физическая нагрузка; ребенок до года перенес инфекционное заболевание, сопровождавшееся различного рода осложнениями, получил травму или перенес операцию. 

Читайте также:  Формы синдрома дауна транслокационная форма

Это всё говорит о том, что к сожалению ребенок относится к группе риска.

4. Пути помощи ребенку с ММД.

Если Вы распознали у ребенка ММД, тогда понимаете, что он как никто другой нуждается во внимании специалистов и ранней медико-психолого-педагогической поддержке.

Какие прежде всего нужны ребенку специалисты:

1. невролог/психиатр;

2. педиатр;

3. нейропсихолог;

4. логопед-дефектолог;

5. ЛОР;

6. учитель-логопед.

Врачи, невролог, психиатр и педиатр помогут подобрать ребенку адекватный курс медикаментозного лечения и дифференцировать диагноз. 

Логопед-дефектолог поможет развить ребенку познавательную и речевую сферы, подберет индивидуальную программу коррекции задержек психоречевого и психического развития, поможет детям с нарушениями интеллектуального развития. 

Нейропсихолог проведет диагностику готовности дошкольника к школе, диагностику развития высших психических функций (внимания, памяти, мышления) и эмоционально-личностной сферы. Поможет понять причины школьной неуспеваемости ребенка и проведет коррекционные занятия, разработает индивидуальную программу коррекции познавательной сферы ребенка (развитие внимания, памяти, мышления), поможет понять причины плохого поведения ребенка и подобрать индивидуальную или групповую форму коррекции поведения и эмоционально-личностной сферы. Научит новым способам реагирования на ребенка и общения с ним. Что даст вам возможность лучше понимать своего ребенка, быть ближе к нему и эффективнее как родителю, а ребенку даст возможность стать успешным в обществе, зрелым и развитым.

Учитель-логопед подберет индивидуальную программу коррекции расстройств развития речи, поможет понять в чем проблема речевого нарушения у ребенка, сформирует навыки письма, чтения и счета. 

ЛОР выявит заболевания ЛОР-органов (ухо, горло, нос). 

Что отличает ребенка, имеющего функциональные нарушения в работе мозга или (ММД, ЗПРР), от нормально развивающихся детей:

Задержка и нарушение речевого развития.

Проблемы обучения в школе.

Быстрая умственная утомляемость и снижение умственной работоспособности (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать).

Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности.

Нарушения в поведении от вялости, сонливости в одиночестве, до двигальной расторможенности, хаотичности, дезорганизации деятельности в многолюдной, шумной обстановке.

Сложности в формировании произвольного внимания (неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, распределения и переключения внимания).

Снижение объема оперативной памяти, внимания, мышления ( ребенок может удерживать в уме и оперировать ограниченным объемом информации).

Несформированность ориентации во времени и пространстве.

Повышенная двигательная активность.

Эмоционально-волевая неустойчивость (раздражительность, вспыльчивость, импульсивность, неумение контролировать свое поведение в игре и общении).

В наше время все эти проблемы преодолимы, при своевременном обращении родителей к специалистам и оказании совместной комплексной помощи ребенку. Способов оказания помощи сейчас достаточно, чтобы помочь ребенку гармонично расти и развивать свой потенциал.

Существуют разные психологические программы индивидуальной и групповой помощи детям с ММД, которые направлены на:

1. снижение двигательной активности у детей во время учебного процесса;

2. повышение коммуникативной компетентности ребенка в семье, в детском саду и школе;

3. развить навыки распределения внимания, двигательного контроля;

4. обучение навыкам саморегуляции (умение владеть собой и конструктивно выражать свои эмоции);

5. сформировать навыки конструктивного общения со сверстниками;

6. формировать умение контролировать импульсивность своих действий;

7.узнать свои сильные качества и более эффективно их использовать;

8. формировать у родителей представление об особенностях детей, с проявлениями гиперактивности и синдромом дефицита внимания.

Долгое время в психологических центрах было обязательным информирование родителей по этой проблеме. Возможно сейчас, вам это сможет помочь быстрее сориентироваться в том, какие именно программы и курсы нужны ребёнку и как быть, если вы заметили что-то из того, что здесь перечислено. В любом случае, рекомендую, все вопросы по этой теме, которые вас взволновали, обсудить с врачом-неврологом.

Статья подготовлена на основе психолого-педагогических методичек и современных взглядов доказательной медицины, которые требуют нашего внимания по сей день.

Детский семейный психолог, эксперт по детскому развитию, Ася Колбасина

Если вам понравилась статья — ставьте палец вверх, подписывайтесь на мой канал Я про детей. Рекомендуемая статья по проблеме речи здесь, жмите.

Будьте здоровы!

Источник