Что такое синдром детства в психологии

Странное для русского языка слово «кидалт» сейчас звучит все чаще. Это калька английского Kidult: kid (ребенок) + adult (взрослый). В психологии означает человека, застрявшего в детстве, – не чувствующего себя взрослым, сохраняющего подростковые увлечения, а порой – и поведение, образ мысли. Здесь же всплывают еще два близких понятия – синдром Питера Пэна и синдром отложенного взросления. Некоторые говорят, что в наши дни эти состояния охватили буквально целые поколения. Проблема в том, что из-за частого употребления (по делу и нет) значения указанных терминов стали размываться, особенно слова «кидалт».
Кидалты: два значения
На наш взгляд, сейчас слово «кидалт» употребляется в двух основных значениях – как синоним отложенного взросления и как синоним синдрома Питера Пэна. Некоторые специалисты рассматривают все три состояния как идентичные, однако, с нашей точки зрения, разница все же есть – и довольно важная. Предлагаем рассмотреть все три термина, и тогда вы сможете составить свое мнение о терминологических тонкостях и о том, правы ли противники кидалтов.
Важно! Ни один из перечисленных терминов не является синонимом инфантилизма. Инфантильные люди не могут принимать решения и справляться с проблемами, они нуждаются в родителе, который будет говорить им, что делать и как жить. Герои нашего сегодняшнего рассказа ведут себя по-другому.
Кидалты и синдром отложенного взросления
Как правило, о синдроме отложенного взросления говорят, когда люди 25-30 лет (и старше) сохраняют модели поведения и увлечения, свойственные подросткам. Такие личности легки на подъем, энергичны, готовы рисковать и жаждут всего нового – знаний, эмоций, ощущений. Правда, они не всегда доводят до конца старые дела, прежде чем переключиться на что-то новое. Порой они слегка наивны, чересчур увлекаются, иногда ими движет максимализм. Они могут быть необязательными и в большинстве случаев не хотят брать на себя некоторые взрослые обязанности, среди которых ответственность за домашнее хозяйство, создание семьи, рождение детей.
Кидалт или синдром отложенного взросления: как взрослому остаться в детстве
Именно то, что взрослые по паспорту люди променяли быт, семью и детей на фантастику/фэнтези, компьютерные игры, коллекционирование каких-либо предметов и т.д., обычно выводит из себя представителей старшего поколения и заставляет воспринимать кидалтов как нечто отрицательное. При этом считается, что среди последних поколений процент людей с синдромом отложенного взросления чрезвычайно высок.
Сторонники теории заговоров говорят, что правительствам, так же как компаниям сферы торговли и услуг, выгодно поддерживать большое число невыросших взрослых среди населения. Такие личности охотно покупают различные товары, ими проще управлять и они мало интересуются политикой. Якобы кидалтов скорее увлечет киноновинка или новая модель смартфона, чем участие в митинге по отстаиванию гражданских прав.
Вместе с тем психологи, социологи и другие ученые признают, что рост количества кидалтов объясняется текущими преобразованиями в обществе. Сейчас молодежь позже выходит из подросткового возраста (например, после школы многие идут в вуз и при этом все так же остаются на попечении родителей). Изменяются бытовые условия (можно не готовить, а покупать еду; для стирки и мытья посуды есть специальные приборы и т.д.), трансформируются социальные роли мужчин и женщин, переоценивается институт брака. Многие откладывают время рождения детей или в принципе не хотят заводить их.
Все эти процессы влияют на распространение кидалтов в нашем обществе. Иными словами, люди сохраняют в себе детство просто потому, что у них есть такая возможность. При этом, вероятно, дальнейшие изменения заставят переоценить и само понятие кидалтов / отложенного взросления. Собственно, данный процесс можно считать запущенным – ведь, как мы сказали, уже сейчас рассматриваемые в этой статье понятия размываются. Так или иначе, мы считаем, что в описанном выше смысле термины «кидалт» и «отложенное взросление» не стоит считать каким-либо отклонением или в принципе чем-либо отрицательным. Это следствие текущих социальных, экономических и технологических преобразований нашего общества.
Кидалт или синдром отложенного взросления: как взрослому остаться в детстве
Синдром Питера Пэна
В свою очередь синдром Питера Пэна порой причиняет больше неприятностей – если не самому «носителю», то его окружению. При этом в словах «отложенное взросление» показывается, что взросление все же наступает – но позже, а вот синдром Питера Пэна взросления часто не подразумевает. Однако это далеко не самое важное. Куда неприятнее то, как именно в таких личностях проявляются подростковые черты.
Такой человек не хочет принимать на себя взрослые обязанности, но прекрасно принимает решения (что качественно отличает его от инфантила). Он эгоцентричен, думает о себе, ставит свои потребности выше остальных, не умеет расставлять приоритеты, между «надо» и «хочу» выбирает хочу, необязателен, может предать, просто потому что не думает о потребностях того, кого предает. Не любит брать на себя какую-либо ответственность и находит всяческие пути, чтобы снять ее с себя. Вместе с тем он бывает очень ярок в общении, харизматичен, умеет себя подать, завязать знакомства.
Питеры Пэны не взрослеют, а перевоспитать их практически невозможно, так как корни подобного поведения идут из проблем в семье.
Подробнее о синдроме Питера Пена можно прочитать здесь
Все рассматриваемые в статье состояния характерны для представителей обоих полов, хотя синдром Питера Пэна чаще встречается среди мужчин. При этом носители данного синдрома существовали всегда, во все времена, а распространение синдрома отложенного взросления, на наш взгляд, является следствием социальных преобразований в обществе.
Источник
Пять характерных типов поведения, которые жертвы психических травм детства демонстрируют во взрослом возрасте.
Автор Клубер На чтение 7 мин. Просмотров 1.2k. Опубликовано 20.08.2020
«Травмы детства может вызвать все, что заставляет ребенка чувствовать себя беспомощно, и разрушает его ощущение безопасности и уверенности в том, что будет дальше, включая сексуальное, физическое или вербальное насилие в отношении их самих или других членов семей, нестабильную или небезопасную атмосферу, в которой он растет, расставание с родителем или родителями, пренебрежение со стороны родителей или опекунов, буллинг, серьезное заболевание или неприятные медицинские процедуры» — психологический центр Каза Пальмера.
Сокрушительный.
Этим одним простым словом можно весьма точно описать эффект, который травмы детства способны оказать на всю последующую жизнь.
Представьте, как любая психическая травма — неважно, полученная в результате насилия, токсичной атмосферы в семье, развода родителей, буллинга, игнорирования, болезни или чего-то еще — способна повлиять на восприятие ребенком себя, как личности, а также окружающего его или ее мира.
Травмы и их влияние на взрослую жизнь
Конечно же, травмы детства никуда не деваются лишь потому, что ребенок повзрослел. Человеческий мозг сильнее всего растет и развивается в возрасте от 0 до 6 лет, и поэтому психическая травма, произошедшая с ребенком в этот период, становится одним из кирпичиков, заложенных в фундамент формирующейся личности.
Человек, страдающий от травм, нанесенных его психике, зачастую даже не осознает, насколько сильно они определяют его нынешнюю жизнь — и причиной этого является то, что, как правило, воспоминания о вызвавших их конкретных событиях похоронены глубоко в недрах его подсознания. Мы часто слышим истории о пациентах, которые во время сеанса с психотерапевтом не просто вспоминают, но и как бы проживают заново свои травматичные воспоминания. И хотя это и является важным шагом в процессе восстановления, вспоминать о таких событиях может быть очень и очень больно.
Вот пять характерных типов поведения, которые жертвы психических травм детства демонстрируют во взрослом возрасте:
1. Хроническая напряженность
Травмы, источник которых находится за пределами тела (насилие, буллинг, стресс и так далее) заставляет мозг ребенка активировать реакцию типа «бей или беги». Активизируется выработка гормонов стресса (таких, как кортизол и норэпинефрин), и они поступают в тело, чтобы помочь ему защититься от угрозы. В этот период наше тело автоматически напрягается.
Проблема этой напряженности в том, что она далеко не всегда уходит даже после того, как угроза исчезает или нейтрализуется. Если этого не происходит, нейронные сети мозга дальше стараются поддерживать состояние максимальной бдительности, ведя себя так, будто угроза все еще актуальна — и, естественно, тело реагирует на это соответствующим образом.
2. Социальная отстраненность
Ученые считают, что травмы детства являются одной из самых распространенных причин возникновения так называемой социальной тревожности. Чаще всего она оказывается вызванной насилием в отношении ребенка со стороны родителей (унижением, оскорблением, преуменьшением заслуг и достижений, вербальной агрессией), а также эмоциональным пренебрежением (чувством того, что о нем не заботятся, не любят, и он им, в общем-то, не нужен).
Жертвы травм детства, демонстрирующие социальную отстраненность, чаще всего делают это, идя на поводу у своей тревожности и страха. Пациенты, страдающие от социальной тревожности, сообщают о «невероятно сильном и постоянном страхе того, что окружающие наблюдают за ними и осуждают их», и могут идти на самоизоляцию от общества, чтобы избавиться от этого чувства.
3. Постоянная паника
И тревожный, и не тревожный мозг постоянно учится чему-то новому. Однако, в отличие от человека, страдающего от хронической тревожности, обычному человеку куда проще «забыть» о каком-то жизненном уроке после того, как он извлечет из него все возможные выводы. Тревожному же человеку это сделать намного труднее.
К примеру, представьте ситуацию, в которой двум сотрудникам, чьи показатели в последнее время ухудшились, сообщают о том, что их непосредственный начальник хочет с ними пообщаться.
Тот из сотрудников, который не страдает от тревожности, скорее всего, не будет воспринимать эту встречу как что-то угрожающее, и будет считать ее нейтральной (если только заранее не узнает, что это не так). Тревожный же человек может сразу же начать паниковать, считая, что его наверняка вызывают о том, чтобы сообщить о каких-то ошибках в сделанной им работе.
Более того, его тревожный разум может оказаться неспособен сосредоточиться на чем-либо кроме предстоящей встречи. В результате этот человек изводит себя почем зря по причине, которой может и не существовать.
4. Подчинение страху
Все мы в той или иной мере пытаемся избегать неприятных для нас ситуаций, но жертвы психологических травм детства доводят это стремление до предела. Когда обычный человек боится идти к зубному врачу, он, скорее всего, все равно пересилит себя и пойдет к нему. Почему? Потому что потенциальная польза от этого визита намного перевешивает наш страх.
Слишком часто взрослые, в чьем детстве есть одна или несколько психических травм, позволяют своим страхам управлять их жизнью. Вспомнив о том, что визит к зубному врачу может быть неприятным, они могут поддаться стремлению отменить уже назначенный визит, позволяя тем самым страху сломать свои планы. Сильное стремление избегать хотя бы потенциально неприятных вещей может серьезно ухудшить качество жизни любого человека.
5. Неспособность реализовать весь свой потенциал
Исследователи из Университета Флориды и Университета Джорджа Мейсона четко связали травмы детства с качеством жизни ниже среднего.
Как пишут они сами, «Ученики, которым в детстве были нанесены психические травмы, часто показывают недостаточные успехи в учебе, что, в свою очередь, ведет к антисоциальному поведению, уменьшению количества возможностей, и даже к неспособности заработать в будущем себе на жизнь».
Также исследовательская команда нашла четкую связь между социально-экономическим статусом и травматическим стрессом. Люди, воспитывавшиеся в бедных семьях низкого социального статуса с более чем на 65% вероятностью страдают от психических травм детства, чем дети из «среднего класса».
Как со всем этим справиться
Во-первых (и, пожалуй, это важнее всего), если вы знаете о ребенке, с которым плохо обращаются, или над которым совершают насилие, свяжитесь со службой защиты детей или полицией. Если уж начинать лечить раны прошлого, то лучше это делать как можно раньше — хотя делать это никогда не поздно. И хотя активные действия в таких ситуациях не всегда возможны, если такие дети смогут хотя бы поговорить с дружественными взрослыми о том, что с ними происходит, это может оказать на них очень благотворное влияние.
Но что же делать взрослым? Как считают специалисты Helpguide.org, всемирно известной организации, занимающейся душевным здоровьем, есть целых четыре вещи, которые помогают взрослым в исцелении своего травматического прошлого.
1. Займитесь физическими упражнениями
«Травма выводит ваше тело из естественного равновесия, вводя его в состояние гипервозбуждения и страха. Грубо говоря, ваша нервная система «застывает» в одном состоянии».
Чтобы противостоять этому, регулярно занимайтесь какими-то физическими упражнениями — по 30 минут в день, пять дней в неделю. Если вам пока что сложно это сделать, начните с трех десятиминутных разминок в день.
2. Не изолируйте себя от общества
«Общение и откровенные разговоры с другими людьми вполне способны помочь вам исцелиться, так что старайтесь не запускать ваши отношения и не проводить слишком много времени в одиночку».
3. Приведите в баланс свою нервную систему
Это очень важный пункт, так что обратите на него максимальное внимание.
«Неважно, насколько сильно вы нервничаете, насколько сильную тревожность вы ощущаете, или настолько не в своей тарелке вы себя чувствуете — вы должны помнить о том, что ваша нервная система подвластна вашему контролю, и вы вполне можете успокоиться, если зададитесь такой целью».
Вы можете уменьшить уровень возбуждения вашей нервной системы с помощью дыхательных упражнения или медитации. Сделайте 60 глубоких вдохов и выходов, сосредоточив свое внимание на каждом вдохе и каждом выдохе.
4. Следите за своим здоровьем
«Чем крепче здоровье вашего тела, чем выше его способность справляться со стрессом, вызванным психическими травмами».
Врачи рекомендуют выделять на сон не менее 7-9 часов, максимально избегать алкоголя и табака (или других веществ) максимально сбалансировать свою диету и регулярно отдыхать для снижения стресса.
Источник
От автора: Счастливое детство должно быть не только у каждого ребенка, но и у каждого взрослого. В своей статье я затрагиваю некоторые моменты психологических травм, которые некоторые взрослые получают в детстве и, которые впоследствии очень сильно мешают жить, накладывая отпечаток на всё то, что происходит с человеком во взрослой жизни.
Найти себя настоящего.«Раненый внутренний ребенок» или психологические травмы детства.
Многие люди, страдающие от тех или иных психологических проблем, затрагивающих страхи, комплексы, фобии, тревоги и депрессии, отношения с социумом и т.д., считают, что причины их подобных состояний заключаются во влиянии негативных факторов внешнего мира. Они, зачастую, даже не подозревают, что корни их сегодняшних проблем растут из детства. Следы психологических травм детства часто оказывают влияние на то, каким человек становится во взрослом возрасте и могут передаваться последующим поколениям.
Счастливое детство должно быть у каждого ребенка, но, к сожалению, его обладателями становятся не все дети. Пережитые в детстве насилие, издевательства, жестокость со стороны родителей, пренебрежение и прочее увеличивают риски развития различных психических проблем, таких, как депрессии, зависимости, фобии, посттравматические расстройства, сложности в построении отношений или их отсутствие, и многое другое. Психика ребенка довольно хрупкая и большинство тяжелых и сильно травмирующих событий вытесняется из памяти или остается в смутном представлении, что-то утрачивает актуальность. Однако, пережитые психологические травмы детства, которые не воспринимаются на сознательном уровне, очень прочно «сидят» на уровне бессознательного, оказывая большое влияние на «программу жизни» человека. В результате этого воздействия качество жизни ухудшается, мешая радоваться ей и отравляя многие её сферы.
Какой бы ужасной не была травма, важно знать и понимать, что это не приговор, с ней можно и нужно работать – это жизненно необходимо. Можно это делать самостоятельно, осознав, что существуют какие-то моменты прошлого, которые портят жизнь сегодня, вооружившись литературой, обсуждая это на тематических форумах и тому подобное – это не быстрый, довольно болезненный процесс, при котором возможен результат. Но среди нескольких вариантов работы с психологической травмой детства, самым очевидным, эффективным и оптимальным будет терапия – работа со специалистом, который поможет наметить оптимальные пути к устойчивому эффективному результату обретения себя настоящего, целостного, способного жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Чтобы начать решать эти задачи, для начала, необходимо задуматься и понять, каким образом и как влияют психологические травмы детства на личность. В психотерапии это называется установлением контакта со своим «раненным внутренним ребенком». В данном случае понятие «раненный внутренний ребенок» включает в себя весь психологический и эмоциональный опыт из детства, который продолжает создавать проблемы в настоящем.
Как этот «раненный ребенок» проявляется в настоящем? – Всё довольно просто, достаточно заметить, что в жизни уже взрослого человека снова и снова повторяются одни и те же негативные сценарии с переживаниями и соответствующим поведением, которые скопированы в детстве, при наблюдении за другими и проявлениями окружающей среды.
Пример 1: Девочка регулярно присутствует и видит, как отец жестоко избивает мать. Во взрослом возрасте она неоднократно вступает в отношения с мужчинами, которые жестоко обращаются уже с ней, взрослой.
Пример 2: Мать регулярно избивает дочь по любому поводу (не сделала, сделала плохо, плохое настроение, делаешь медленно, делаешь быстро, получила «плохую» по её мнению оценку 4 и т.д.). В возрасте 12 лет (начало пубертатного периода) девочка после очередного рукоприкладства пишет в школьной тетрадке «у меня никогда не будет детей!». Что в результате? – Долгие годы (8 лет) лечения от бесплодия, поиск причин на уровне организма, потерянные отношения.
Пример 3: Женщина очень сильно страдает от любой неудачи, причем проявления отражаются и на физическом уровне в виде острой и болезненной кожной реакции. Причина: сильно завышенные требования родителей к ребенку, при полном отсутствии желания знать о его интересах, мнении и возможностях. Они говорили ей: будь первой, иначе…, будь лучшей, иначе…, делай идеально, иначе… и так далее. В результате, хорошо развит «синдром отличника», который породил внутренний конфликт между «хочу, могу, буду» и «должен, обязан, надо», что лишило её перспективы счастливой жизни.
Условно, события, которые трудно переносятся ребенком и порождают психологические травмы можно разбить на несколько укрупненных групп:
- 1.Семья и общество (отношения между членами семьи, в том числе и к ребенку, нарушение внутрисемейных взаимоотношений, отчуждение родителя от ребенка, гиперопека, дефицит родительского внимания, нестабильная стратегия воспитания, отсутствие единого подхода в требованиях к ребенку, аморальное воспитание, асоциальная среда окружения и т.д.)
- 2. Сильное негативное эмоциональное воздействие (болезнь самого ребенка или родителя, смерть близких, развод родителей, уход одного из семьи, несправедливость со стороны взрослых и друзей, обман, предательство, конфликты в коллективе ровесников, психологическое давление, разочарование и неудовлетворенность и пр.)
- 3. Насилие (моральное, физическое, сексуальное).
Приступая к работе над проблемами, связанными с травмой детства и затрагивающими психическое здоровье, важно знать, что они поддаются решению, и, что независимо от того, что пережито в детстве, в результате работы возможна счастливая гармоничная взрослая жизнь.
В терапии психологических травм детства существует несколько техник, одна из которых применяется в моей практике более часто – это техника эпистемологической метафоры.
Эпистемология – это область знаний каждого человека, которая отвечает на вопрос «как мы знаем о чем-то?». Метафоры в этой области содержатся в каждой нашей мысли, каждого чувства, ощущения и эмоции, являясь языком самого бессознательного, в котором, как было написано выше, очень прочно «сидят» события детства, оказывая большое влияние на «программу жизни» человека.
Когда человек радуется, как он понимает, что это именно радость, а не что-то другое? Если попросить его описать это чувство, что он расскажет? Попробуйте выполнить это простое, но одновременно сложное упражнение и вы обнаружите, что говорите метафорой, наделяя радость некоторой сущностью, в своем роде материализуя её. Почему так происходит? – Потому, что есть эпистемологическая метафора, которая содержит всю историю и воспоминания, связанные с этим конкретным чувством. И, поверьте, каждая «радость» будет уникальна и специфична.
Использование данной техники в работе с психологической травмой достаточно эффективно и по своей экологичности находится на высоком уровне, уделяя большое внимание возможностям человека, проявляя уважение к целостности и индивидуальности личности, а также осторожность в обращении с самым ценным, что есть у него – его чувствам. При этом техника эпистемологической метафоры является довольно мощной и результативной, которая способна создать длительные и стабильные позитивные изменения.
В процессе совместной работы пробуждаются собственные эпистемологические метафоры человека, на основе которых развивается и разворачивается история, всплывают воспоминания и обнаруживаются фрагменты раненного внутреннего ребенка – такие элементы психики, которые составляют основу проблемы взрослого. В результате, у человека в меньшей степени присутствуют психологические защиты, что позволяет осуществлять изменение психологической структуры на более глубоких уровнях, чем при других подходах.
Самое главное, что отличает технику эпистемологической метафоры от других – это то, что травмы эффективно прорабатываются без эмоционального переживания, вовлечения и осознания ситуации, в том числе и в случаях психологического вытеснения, когда человек не может вспомнить травмирующую ситуацию.
Область применения техники не ограничивается психологическими травмами детства, также это эффективно для любого вида психологических травм любого возраста, полученных при различных обстоятельствах и решения других запросов.
Наличие желания человека в разрешении волнующих его моментов собственной жизни, вера и упорный труд над собой вместе с профессионализмом специалиста непременно приводят к хорошему результату.
Источник