Что такое синдром дон кихота

Материал из S Class Wiki
Комплекс Дона Кихота – идеализация женщины, обожествление своей избранницы, иллюзорные ожидания, которые позже разбиваются о жестокую и несправедливую (по мнению мужчины) реальность.
Происхождение термина
Термин был позаимствован из знаменитого романа Мигеля Сервантеса. Ключевая фигура произведения была позже признана человеческим архетипом. Это фантазер, мечтатель и выдумщик, который далек от реальности. Он не желает систематизировать и раскладывать по полочкам. Увлекающаяся натура живет в мире своих иллюзий.
Один из социоников-теоретиков, В.В. Гуленко, использовал образ Дон Кихота для своей классификации типов личности. Он называет «дон кихотов» интуитивно-логическими экстравертами и характеризует их как людей, для которых главное – собственное удобство. Они считают единственно правильными собственные убеждения и болезненно реагируют на любое посягательство на свою свободу.
Причины возникновения комплекса Дон Кихота
Объяснение формирования Комплекса Дон Кихота можно найти в психологических защитах психоанализа. Общее понятие психологических защит кроется в активной борьбе «Я» индивида против страха и опасностей (боязнь утраты любви, страх угрозы потери объекта любви). Психологические защиты относятся к бессознательному, защитные механизмы искажают реальность и разрушают ее аспекты. К ним относится вытеснение из сознания, смещение акцентов, регрессия, изоляция.
Психоанализ трактует идеализацию как естественный и необходимый компонент зрелой любви и сексуальности. Корни явления можно рассмотреть в любой религии. Однако встречаются патологии, когда у индивида гипертрофируется желание настаивать на иллюзорных убеждениях в совершенстве объекта любви. Мужчина в таких случаях склонен к крайнему проявлению максимализма, идеализации женщины и вознесению ее на пьедестал.
Для мужчины с комплексом Дон Кихота его возлюбленная – богиня, само совершенство, она непогрешима и безупречна. Он оторван от действительности и не желает воспринимать объективную реальность. Такая склонность чаще проявляется у безвольных и зависимых людей, которые в детстве идеализируют своих родителей, приписывая им сверхчеловеческие способности и могущество. Таким образом включается механизм примитивной идеализации – психологическая защита, вера в то, что существует сила, которая защитит от любых жизненных невзгод и опасности, оградит от суровой реальности.
Последствия комплекса Дон Кихота
Примитивная идеализация свойственна людям с заниженной самооценкой, это их механизм защиты. Неизбежна и другая сторона комплекса Дон Кихота, в психоанализе она называется примитивным обесцениванием. Любая архаическая идеализация рано или поздно приводит к жестокому разочарованию. И чем сильнее иллюзии, чем гипертрофированнее бессознательная идеализация – тем болезненнее пробуждение и разрушение этих воздушных замков.
В результате имеющий комплекс Дон Кихота мужчина становится по отношению к объекту своего обожания жестоким и агрессивным. Любимая, не оправдавшая иллюзорных ожиданий, вызывает мощный всплеск негатива, гнева и ненависти. Разуверившийся в любви «дон кихот» не останавливается на достигнутом, а отправляется на поиски нового сексуального объекта. Начинается повторный цикл: идет этап примитивной идеализации, за которым следует обесценивание.
У мужчины с комплексом Дон Кихота могут развиваться неврозы. Невротический конфликт зачастую становится причиной аномалий поведения. Если же индивид склонен к агрессии, у него есть сексуальные или психотические нарушения (садизм, шизофрения), то он может отомстить своей бывшей возлюбленной, которая так жестоко его разочаровала (нанести ей травму, покалечить, убить).
СУЩЕСТВУЮТ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ, НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА!
Источник
— Ах ты, господи! — воскликнул Санчо.
Не говорил ли я вашей милости,
чтобы вы были осторожнее,
что это всего-навсего ветряные мельницы?
Их никто бы не спутал, разве тот,
у кого ветряные мельницы кружатся в голове.
В опыте психотерапевтической работы иногда приходится сталкиваться с клиентами, в процессе взаимодействия с которыми в воображении ярко рисуется образ Дон Кихота из классического романа Сервантеса. Удивляешься, во-первых, психологической проницательности автора, так правдиво и цельно передавшего этот образ, а во-вторых – живучести этого типажа, ведь со времени написания романа прошло уже не одно столетие.
Основной особенностью клиентов такого типа является их склонность к идеализации. Удивительно, что несмотря на современный предельно практичный мир, в нем находится место и для идеалистов. В связи с некоторыми личностными особенностями таким людям бывает сложно адаптироваться к реальному миру, и иногда они оказываются в кабинете у психолога.
Рассмотрим личностные особенности такого рода клиентов и их типичные психологические проблемы.
Из книги Сервантеса мы узнаем, что Дон Алонсо Кихано (реальное имя героя романа) был совершенно нормальным, пока не погрузился с головой в чтение. Он продал свои земли и купил на эти деньги книги о приключениях рыцарей. И вот, начитавшись романтических историй о рыцарских приключениях, он уже путает ветряные мельницы с великанами, нападает на стада овец, принимая их за войска неприятеля… Весь роман является по сути описанием различных невероятных «подвигов» героя, вызывающих у читателя гамму чувств – удивления, недоумения, раздражения, иронии, сочувствия…
С житейской точки зрения, мы можем назвать героя романа сумасшедшим, с клинической – психотиком. Для него восприятия характерна бредово-галлюцинаторная интерпретация реальности (наиболее выраженными являются бред величия и бред преследования). Он игнорирует реальность, творчески ее преображая, погружается в ирреальный мир злобных колдунов и заклинаний и сражается с ними.
В своей книге Сервантес намеренно гротескно нарисовал образ своего героя, что позволяет нам увидеть характерные для него черты-симптомы и в людях, считающихся условно нормальными. Они следующие:
- Отрыв от реальности, наличие идеальной, несовместимой с реальностью картины мира;
- Гипертрофированный критицизм в отношении реальности, неспособность смириться с реальностью, принять ее;
- Обостренное чувство справедливости, связанное с полярным, черно-белым, плюс-минус восприятием мира и других людей;
- «Праведный гнев» в ответ на все «несовпадения» с идеальной картиной мира, наличие установки «переделать мир под себя»;
- Неспособность напряженной работы, желание иметь что-то значимое, но нежелание вкладываться в это;
- Романтизм. Склонность к фантазированию, очарованию, творческому «перерабатыванию» реальности;
- Инфантилизм. Неумение и нежелание брать на себя ответственность за свою жизнь, не говоря уже о жизни близких людей.
Описанные черты-симптомы можно объединить в симптомокомплекс. Назовем его синдромом Дон Кихота.
Синдром Дон Кихота, как уже отмечалось, – не явление прошлого. И сегодня многие люди страдают от него, оправдывая свои, по сути, несуществующие проблемы. Смело строя проекты, не принимая в расчет собственные реальные способности, возможности и условия для их воплощения, клиенты типа Дон Кихот кто-то активно, а кто-то не очень (но всегда неизбежно настойчиво и упорно) пытаются их воплощать: сражаются с великанами и ветряными мельницами, которых сами же творчески создали в своей фантазии.
В то же время клиент типа Дон Кихот не может и не считает нужным отвлекаться на житейские проблемы от размышления над своими проектами. Его раздражают любые требования окружающих, поскольку они отвлекают от гениальных, исключительных и уникальных по его мнению идей на какие-то несущественные бытовые мелочи.
Дон Кихот борется за право избавить себя от этих раздражителей, оградить себя от них, поскольку вообще не желает сталкиваться с какими бы то ни было помехами на своем «творческом» пути. Его «гениальные» проекты должны приниматься в том виде, в каком он их представляет, причем бесспорно и безоговорочно. Никакой рутинной работы, связанной с их описанием и разработкой требовать от него нельзя, поскольку это тормозит его творческую мысль и бесполезно расходует его драгоценное время.
В свете существования таких установок у Дон Кихота часто возникают серьезные психологические проблемы. Это касается как проблем на индивидуальном уровне, так и проблем в плане межличностных отношений.
Проблемы индивидуального плана будут связаны с неадекватной (завышенной) оценкой себя, идеализацией представлений о себе и вследствие этого с неизбежным последующим разочарованием. Для таких людей типичным феноменом будут «нарциссические качели» – полярные переживания о себе от грандиозности до ничтожности. Клиническими спутниками-симптомами на полюсе грандиозности будут высокомерие, тщеславие, самолюбование, на полюсе ничтожности – депрессия, апатия, зависть, переживание бессмысленности собственной жизни.
Другим вариантом жизненного проекта такого типа людей с неадекватной самооценкой будет неспособность что-либо делать, реализовывать свои творческие замыслы. Такие люди будут предпочитать оставаться в иллюзиях собственной гениальности, не решаясь «показать свой проект миру», так как в подсознании у них присутствует страх «оказаться разоблаченным» и встретиться с собой реальным. Например, человек, считающий себя поэтом, писателем нигде не публикует свои произведения.
В межличностном плане для них будут свойственны конфликты с близким окружением из-за нестыковки разных картин мира. Не всякий из его близкого окружения понимает, что в то время как Дон Кихот целыми днями лежит на диване и смотрит в потолок, в его голове вызревают великие идеи, способные «осчастливить все человечество».
Наличие в арсенале Я Дон Кихота примитивных (а, следовательно, рано сформированных, и в силу этого устойчивых) психологических защит позволяет отнести такого клиента к пограничным и сильно затрудняет работу с ним.
Терапевтические задачи для клиентов типа Дон Кихот
В терапии клиентов, склонных к идеализации, а именно это является центральной характеристикой клиента типа Дон Кихот, можно выделить следующие стратегические направления работы:
• преодоление инфантилизма;
• принятие ответственности;
• организация встречи с реальностью.
Преодоление инфантилизма. Картина мира человека, склонного к идеализации, во многом «детская». Такой, по факту уже взрослый человек, не в состоянии решать задачи развития, характерные для его паспортного возраста. Терапевтическая работа с такого рода клиентами должна строиться в контексте осознавания, коррекции и развитии ими представлений об образе своего Я, или Я-концепции, концепции Другого и концепции Мира и преследовать цель психологического взросления клиента.
Принятие ответственности. Идеалисты являются типичными представителями людей, для которых свойственен экстернальный локус контроля. Люди с экстернальным локусом контроля локализуют ответственность вовне. Они склонны приписывать ответственность за себя, свою жизнь, здоровье, счастье и т.д. другим людям, обстоятельствам, случаю, судьбе, карме, погоде… Отсюда их установка к обвинению – не сложно найти кого-то или что-то, на кого/что можно переложить свою ответственность и, в случае неудачи, обвинить кого-то/что-то. Задачей терапии с такими клиентами является осознание и принятие ими на себя ответственности за собственную жизнь, «взращивание» чувства авторства, творца своей личной истории.
Организация встречи с реальностью. Для людей, склонных к идеализации, типично искажение реальности. Это касается как восприятия мира, так и восприятия другого человека. Проективно организованное восприятие близкого другого не позволяет «встречаться» с ним как иным, встреча в таком случае происходит со своим образом, что приводит к многочисленным проблемам во взаимодействии. Коррекция образа близкого другого предполагает осознание собственных вкладов в образ другого, что неизбежно влечет за собой разочарование в нем. Это касается в первую очередь работы «на границе контакта» с терапевтом. Терапевт не является здесь исключением, и он неизбежно попадает под идеализацию клиента. Задачей для терапевта в работе с таким клиентом будет актуализация и сопровождение процесса де-идеализации клиентом своего позитивно инвестированного им образа. Для этого ему придется наряду с большой поддержкой и принятием клиента (особенно на начальном этапе работы с ним) с необходимостью постепенно включать в терапевтические отношения элементы фрустрации его (клиента) “оральной установки” к миру, к близким людям, к терапевту. Данную технику работы хорошо описал Х. Кохут в своей книге “Восстановление самости”, назвав ее преобразующей интернализацией. Появление в терапевтическом и реальном контакте у клиента элеменов установки “давать” является важным критерием позитивной терапевтической работы.
В целом терапевтическая работа с клиентами, склонными к идеализации, – это проект по взрослению, взращиванию клиента. Профессиональный терапевт в такого рода терапии во многом принимает на себя родительскую функцию, сопровождая клиента по пути его взросления ко все большей его автономии, осознанности и ответственности, формируя у него более адекватный контакт с реальностью – реальностью собственного Я, Мира и Другого человека. Психотерапия такого клиента во многом будет связана с возможностью встречи с реальным собой, миром. В процессе терапии неизбежно будет много разочарования, но за ним возможно принятие себя, мира и умиротворение.
Источник
Донжуанизм или синдром Дон Хуана – термин для обозначения психосексуального комплекса человека, стремящегося заниматься сексом с разными партнершами. Мужчина желает покорить женщину, а достигнув благосклонности, резко теряет интерес.
Донжуанизм: происхождение термина
Название происходит от имени легендарного Дон Жуана – известного ловеласа, персонажа книг и оперы. Слово «сатириазис» иногда используется как синоним донжуанизма. Термины «донжуанизм», «нимфомания» и «сатириазис» применяют для обозначения аналогичных психологических расстройств.
Донжуанизм в психоанализе
Психиатр Карл Юнг предполагал, что донжуанизм – бессознательное желание человека искать свою мать в каждой встреченной женщине. Юнг не считал, страдающих комплексом, полностью отрицательными личностями и отмечал положительные аспекты донжуанизма: героизм, упорство, силу воли. Психиатр утверждал, что к связанным с матерью комплексам/отклонениям относятся:
- гомосексуализм;
- донжуанизм;
- импотенция (частично).
В гомосексуализме вся гетеросексуальность сына в бессознательной форме направлена на мать; в донжуанизме он подспудно ищет свою мать в каждой встреченной женщине. Комплекс матери не проявляется у мужчин в чистом виде. Причина несходства – разница архетипов матерей, роль сексуального образа мужчины (отца).
Психолог Теодор Миллон определял сексотип индивида с комплексом донжуанизма, как влюбчивый и самовлюбленный. По Миллону Дон Жуан или Казанова нашего времени эротичен, с незаурядными актерскими возможностями и изрядной долей эксгибиционистских наклонностей.
Зигмунд Фрейд исследовал связь между фиксацией на матери и длинной серией коротких любовных привязанностей в статье «Психология любви». Психоаналитик Отто Ранк в 1922 году опубликовал статью о гештальт-терапии донжуанизма. Его коллега Отто Фенихель увидел связь донжуанизма с нарциссизмом: доказательство, своеобразную подпитку эго своими достижениями (количеством завоеваний). Он писал: «Человек вынужден бежать от одной победы к другой в бессознательном, но никогда не заканчивающемся поиске, чтобы преодолеть безотчетное чувство вины». Шандор Ференци акцентировал причину синдрома на страхе наказания, связывая его с комплексом Эдипа.
Современный психоанализ подчеркивает отказ индивида от психической реальности. Способ избежать изменений – погоня «Дон Жуана» за партнершами.
Донжуанизм в культуре
Аспекты характера рассматриваются либреттистом Лоренцо да Понте в опере Моцарта «Дон Жуан», пожалуй, самом знаменитом художественном произведении на эту тему. Чтобы написать оперу, Моцарт и да Понте консультировались с известным развратником Джакомо Казановой, считавшимся историческим примером донжуанизма. Окончательно не установлено, но есть вероятность, что Казанова присутствовал на премьере этой оперы. Пианист Чарльз Розен отмечал «соблазнительную физическую силу» музыки Моцарта, связанную с распутством XVIII века, политическим пылом и зарождающимся романтизмом.
Альбер Камю также писал на тему донжуанизма («Миф о Сизифе»). Писательница Джейн Остин была очарована характером Дон Жуана: «Я не видела никого на сцене, кто был столь интересным персонажем, как это соединение жестокости и жажды». Энтони Пауэлл в своем романе «Китайский ресторан Казановы» выстраивает ряд отличий Дон Жуана и Казановы: «Дон Хуан просто не мог насытиться. Он, вероятно, не знал, что такое чувственность. Казанова, несомненно, наслаждался чувственными моментами».
СУЩЕСТВУЮТ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ, НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА!
Источник
Психиатр Тибурсио Ангосто из Испании предложил переосмыслить образ знакового персонажа испанской литературы – Дон Кихота Ламанчского, поспорив с самим Сервантесом.
“Идальго наш с головой ушел в чтение, и сидел он над книгами с утра до ночи и с ночи до утра; и вот от того, что он мало спал и много читал, мозг у него стал иссыхать, так что в конце концов он и вовсе потерял рассудок”, – написал автор в первой главе бессмертного романа, вызвав широко распространенное мнение о том, что Алонсо Кихано спятил, поскольку прочел слишком много рыцарских романов. Доктор Ангоста говорит, что это упрощенный взгляд на ситуацию, пишет La Voz de Galicia.
В комментарии изданию, который переводит InoPressa, врач говорит, что учитывать стоит не столько количество прочитанных идальго книг, а то, что именно он читал. Герой романа увлекся сложной, многослойной прозой, он не мог спать, пытаясь найти смысл там, где не справился бы сам Аристотель, доведись ему воскреснуть для такого дела.
Когда Алонсо Кихано видит великанов на месте мельниц, это не галлюцинация, а бред, рассуждает психиатр. Когда он назначает Санчо губернатором острова, это проявление мании величия. А уверенность, что Дульсинея Тобосская без ума от его тощей фигуры, – бред эротико-маниакального характера, утверждает исследователь.
Тибурисио Ангосто возглавлял отделение психиатрической больницы. Сейчас он на пенсии, но продолжает практиковать. Доктор говорит, что если бы Алонсо Кихано оказался утром в больнице Фатимской Божией Матери, у него был бы диагностирован реактивный психоз. Вообразившего себя рыцарем мужчину поместили бы в больницу общего профиля, в отделение острых психических расстройств.
Психиатр уверен, что Кихано потребовалось бы непродолжительное и довольно незамысловатое лечение. Он порекомендовал идальго нейролептики в небольших дозах с эффектом транквилизаторов, а также психотерапию. По словам врача, пациентам в состояниях, подобных описанному Мигелем Сервантесом, важно осознать происходящее с ним, это ключ к исцелению.
Стоит отметить, в финале романа главный герой, находясь при смерти, объявляет, что он больше не Дон Кихот, а Алонсо Кихано. Он говорит, что ему отвратительны все прочитанные истории о рыцарстве, он называет их глупыми и опасными и, по мнению Ангосто, умирает здоровым. По мнению психиатра, Дон Кихот – “замечательный персонаж, он сползает в безумие, но в конечном итоге он прав”.
По оценкам Института Сервантеса, “Дон Кихот” – тонкий, аллегорический роман о странствующем рыцаре и протесте против обыденности и пошлости – стоит на втором месте после Библии по количеству переводов на иностранные языки. Этот роман читают на 145 языках и диалектах, его адаптируют для детей и взрослых.
Первый том романа Мигеля Сервантеса был опубликован в 1605 году. В течение нескольких лет он был переведен на английский и французский языки, причем в первом случае переводчики добавили в речь персонажей характерные черты кокни, а во втором дописали несколько эротических сцен. Второй том появился на свет 10 лет спустя, а в 1616 году Сервантес, принявший монашеский постриг, умер в нищете и одиночестве. Его могила была утеряна. Останки писателя обнаружили и опознали только в прошлом году.
Не так давно выяснилось, что половине испанцев недоступно культовое произведение испанской литературы в связи с тем, что язык, которым описаны приключения Дон Кихота, устарел. По данным исследования CIS The College for International Studies, почти шесть из десяти жителей Испании читали по крайней мере несколько глав из 1000-страничного романа или его адаптации, но более половины из них заявили, что текст крайне труден для понимания.
Источник