Что такое синдром компьютерной зависимости

Что такое синдром компьютерной зависимости thumbnail

Что такое синдром компьютерной зависимости

    КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ –

    психологическое расстройство, при котором человек стремится все свободное время проводить в социальных сетях, онлайн-играх, «сёрфить» в Интернете.

    Зависимость от гаджетов не несет здоровью столь явного вреда как алкоголизм или наркомания, но постепенно приводит к тяжелым последствиям: социофобии, социальной дезадаптации, паническим атакам, навязчивым мыслям.

     Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) внесла в Международную классификацию  болезней  11-го пересмотра (МКБ-11) зависимость от компьютерных игр под названием «игровое расстройство»( 6C51, 6C51.0, 6C51.1).Теперь чрезмерное пристрастие к видеоиграм будут рассматривать как заболевание, которое требует специального лечения.

        Причины компьютерной зависимости

    1. Проблемы с общением и социальной адаптацией. 

    Интернет расширяет рамки общения. Люди из разных уголков Земли переписываются в чатах, создают группы по интересам, наблюдают за жизнью блогеров.

    Человек, которому трудно завести друзей в реальной жизни, который боится отвержения и критики, увлекается виртуальным общением.

    Анонимность, возможность создать любой образ себя раскрепощают, снимают неуверенность в себе.
Онлайн-общение компенсирует или заменяет реальное.

     Интернет-зависимый человек избегает встреч с друзьями, разговоров с родственниками. старается свести социальные контакты к минимуму – работать удаленно, заказывать еду и одежду в интернет-магазинах с доставкой.

    2. Нехватка поддержки и одобрения. 

     Неудовлетворенная потребность в общении и поддержке провоцирует постоянную проверку мессенджеров, электронной почты, соцсетей. Человек, получая очередное сообщение, чувствует личную значимость. И боится, что, если не ответит вовремя, его перестанут принимать и «любить».

    3. Иллюзия достижения целей. 

    В компьютерных играх появляется возможность строить замки, создавать семью, накачивать мышцы, не прилагая усилий, которых требует реальность.Если не получается сразу, пройди уровень еще раз.

     Создается иллюзия достижений: виртуальный герой совершенствуется, получает блага, предусмотренные игрой. А зависимый игрок чахнет перед монитором, в настоящей жизни ничего не меняется.

    4. Недостаток эмоций. 

    Нехватку собственных впечатлений компенсируют игры, фильмы, чужие фотографии, видео.

    Такие эмоции похожи на фастфуд, когда человек вместо сбалансированного обеда утоляет голод бургером. Изо дня в день.

    Для ярких событий в собственной жизни нужна активность. Куда проще подсматривать за чужими приключениями, кликая мышкой, подпитываться эмоциями других людей.

    5. Безопасность. 

     В компьютерных играх нет рисков для здоровья и материального благополучия. Создания фейковых страниц в соцсетях позволяет оставлять откровенные комментарии, спорить, доказывать свою точку зрения.

     В виртуальной реальности люди смелее предпринимают попытки завести дружеские или романтические отношения. Если что-то пойдет не так, можно забанить (удалить из друзей) занести оппонента в черный список.

       Симптомы компьютерной зависимости у взрослых

      1. Переживание синдрома отмены.

     Человек испытывает раздражительность, «ломку», если приходится жить в реальном мире дольше, чем привык. Отключение Интернета по техническим причинам, неисправность компьютера или другое препятствие на пути в виртуальный мир вызывают стресс.

     2. Игроман тратит деньги на обновления игр и компьютерной техники, постоянно стремится улучшать гаджеты.

     3. Из-за мощного потока информации ухудшается память. Обещания близким, друзьям, коллегам забываются, дела остаются невыполненными.

     4. Время за компьютером пролетает незаметно, человеку трудно оторваться от монитора. Это приводит к опозданиям, пренебрежению регулярным питанием. Приемы пищи сводятся к перекусам за компьютером, утолению голода едой быстрого приготовления.

       Известны случаи, когда из-за невозможности оторваться от компьютера, люди умирали от обезвоживания и сердечных приступов.

      5. Интересы сужаются, ограничиваются виртуальной жизнью. Постепенно формируется страх и отсутствие вовлеченности в социальные взаимодействия.

      6. Наблюдается пренебрежение сном, чтобы как можно больше времени проводить за компьютером.

            Причины и симптомы компьютерной зависимости у детей и подростков

     К «взрослым» причинам, перечисленным выше, добавляется недостаточное внимание родителей, педагогов, сверстников.

      Ребенок, предоставленный сам себе или не получающий эмоциональной поддержки, пребывает в эмоциональном вакууме.Быстро поддается влиянию виртуального мира и иллюзии достижений. Положительные эмоции, которые сложно получить от близких появляются, когда в руках гаджет. 

     Современные дети получают гаджеты в раннем возрасте, привыкают развлекаться и обучаться в виртуальной реальности.

     И что у ребенка на деле: перед лицом иллюзия успеха, достижения, азарт, интерес, а за спиной контролирующие и недовольные родители, жизненные ситуации и сложности. Не трудно догадаться, что выберет ребёнок в такой ситуации. 

     Дети и подростки отказываются от конструкторов, кукол, рисования, спорта, прогулок во дворе в пользу компьютера. Снижается успеваемость в учебном заведении. Появляется замкнутость, нежелание общаться. Запрет на гаджеты, попытки ограничения времени за монитором вызывают агрессию, обиды.

          Рекомендации  родителям

     Оставаясь взрослым, который отвечает за жизнь и развитие ребенка, быть в реалии с современным миром, и не перегибать палку ни в сторону полного ограничения, ни в сторону полной вседозволенности и бесконтрольности.
   

     Без интернета и гаджетов уже сложно. Ребенок это усваивает с раннего детства и хочет быть равным среди равных в общении со сверстниками (иметь смартфон, общаться в соцсетях, получать информацию, играть, обучаться, готовить школьные задания).

      Профилактика компьютерной зависимости у детей:

  *  Здоровая вовлеченность и заинтересованность родителей в жизнь детей

  *  Помощь и поддержка в начинаниях и трудностях

  *  Понимание и озвучивание эмоций ребенка

  *  Стремление передать контроль за свою жизнь

   * Отсутствие излишней тревоги за действия и интересы ребёнка. 

        Что делать. Как избавиться.

    * Выяснить причины компьютерной зависимости, снизить факторы риска.

    * Постепенно сокращать пребывание за компьютером, чётко обозначить временные рамки «зависания» в соцсетях, просмотра сайтов, игр. 

Читайте также:  Как написать характеристику на ребенка с синдромом дауна

   !!! Резкая отмена приведет в негативной реакции, срывам.

    * Частично или полностью заменить чтение электронных книг, ведение электронных органайзеров, дневников на бумажные. 

    * Наполнять жизнь эмоциями. Гулять, заниматься любимым видом спорта или хобби. Общаться с друзьями вне соцсетей.

     * Если причины зависимости не удается выявить и устранить самостоятельно – потребуется помощь профессионального психолога, психотерапевта.

     !!! Интернет-зависимость – не безобидное увлечение, а распространенное психическое расстройство со специфическими симптомами и причинами, которое ухудшает качество жизни и требует лечения.

     * Психологи призывают рассматривать компьютерную зависимость, как следствие серьезных внутриличностных проблем.

     Для диагностики и лечения компьютерной зависимости и тех последствий, которые она вызывает, применяется психотерапия и медикаментозная поддержка.

      Применяется аутогенная тренировка, поведенческая,  семейная психотерапия, психосинтез,  гипноз, арт-терапия, групповая психотерапия.

      Неотъемлемым звеном будет длительная и глубинная психотерапия в разных подходах: гештальт, гуманистический, экзистенциальный, психоанализ и др.

      Для детей подходит арт-терапия, песочная, игровая терапия, когнитивно-поведенческая, семейная и групповая психотерапия.

      Психотерапия направлена на восстановление и стабилизацию отношений в семье клиента, осознавание, проявление эмоций, желаний и потребностей.

     Проводится коррекция деструктивных установок человека (например, необщительность и замкнутость, низкая самооценка), терапия детских страхов, неуверенности и/или сексуальных проблем у взрослых, терапия нарушения привязанности, способности строить и быть в отношениях.

      Важна индивидуальная терапия членов семьи. Это позволит справиться с эмоциями, преодолеть личные трудности, понять свой вклад в развитие компьютерной зависимости у члена семьи и будет способствовать избавлению от этого недуга.

      Симптоматическая медикаментозная терапия направлена на лечение раздражительности, высокого уровня тревожности, бессонницы, депрессивных состояний, агрессии.

     Для нормализации сна применяются снотворные препараты. Не менее важно наладить правильное питание и нормализовать обмен веществ – назначают курс витаминов и общеукрепляющих препаратов.

      Компьютерная зависимость, как и любая другая зависимость может серьезно повлиять на жизнь и благополучие человека и его окружение. Необходимо вовремя применять меры профилактики, при появлении компьютерной зависимости обращаться за профессиональной помощью.

Книги о компьютерной зависимости:

1.      Краснова С.В. “Как справиться с компьютерной зависимостью.” 

2.      Януш Леон Вишневский., “Одиночество в сети.” 

3.      Дуглас Коупленд., ” Рабы «Майкрософта».” 

4.      Бурлаков И., Homo Gamer. “Психология компьютерных игр” .

5.      Зайцев В., Шайдулина А. ” Как избавиться от пристрастия к азартным играм.”

6.      Днепров А., “Защита детей от компьютерных опасностей.” 

7.      Кристин Керделлайн, Габриель Грезийон, “Дети процессора. Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых.” 

8.      Шпак В., “Как победить компьютерную зависимость и получить суперсилы.” 

Психолог. Экзистенциально-гуманистический психотерапевт, Детский игровой психотерапевт Карпова Любовь.

Получить консультацию или записаться на приём вы можете по тел. +7(903) 728 34 28или на моем сайте https://www.lkarpova.ru Консультирую лично (в Москве) и on-line. Скайп: luba_karpova

Источник: https://psychologyjournal.ru/stories/kompyuternaya-zavisimost/

Источник

Характеристика компьютерной зависимости: типы, симптомы, этапы развития, профилактика, принципы лечения.

От 5 до 14% пользователей Интернета страдают компьютерную зависимость. Чаще всего это подростки и лица молодого возраста.

Важной особенностью зависимого поведения лиц молодого возраста является возможность легкого перехода от одной формы аддикции к другой. Достаточно часто у них наблюдается одновременное существование различных видов зависимости.

Компьютерная зависимость висококоморбидна с девиантным формам поведения, депрессивными и личностными расстройствами, с различными видами химических аддикций.

Типы компьютерной зависимости

На сегодня выделяют 5 типов компьютерной зависимости:

  • навязчивый серфинг (путешествие в сети, поиск информации по базам данных и поисковым
  • сайтам)
  • пристрастие к онлайновым биржевым торгам и азартным играм;
  • виртуальные знакомства;
  • киберсекс (увлечение порносайтами);
  • компьютерные игры.

Компьютерная аддикция формируется гораздо быстрее, чем другие аддиктивные расстройства: около 25% больных получили зависимость течение 6 мес после начала работы с компьютером, 58% – в течение второго полугодия, 17% – через 1 год.

Вверх

Симптомы компьютерной зависимости

М.Н. Оггаск (1999) выделила ряд психологических и физических симптомов, характерных для компьютерных аддиктов:

  1. Психологические симптомы:

    • хорошее самочувствие или эйфория за компьютером
    • невозможность остановиться, увеличение времени, проводимого за компьютером;
    • пренебрежение семьей и друзьями;
    • ощущение пустоты, депрессии, раздражения вне компьютера;
    • предоставление ложных сведений работодателям или членам семьи о своей
    • деятельность;
    • проблемы с работой или учебой.
  2. Физические симптомы:

    • синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
    • сухость в глазах; головная боль по типу мигрени;
    • боль в спине;
    • нерегулярное питание;
    • пренебрежение личной гигиеной;
    • расстройства сна, изменение режима сна.

Вверх

Стадии развития

Компьютерная зависимость формируется в три этапа (Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот, 2006):

  1. 1-й этап – этап риска развития компьютерной зависимости. Основными характеристиками этого этапа является увеличение времени, проводимого для достижения поставленной цели и работы за компьютером, потеря ощущения времени, получение эмоционального удовлетворения за компьютером, расходования большего количества денег на компьютерную дияльнис ть, первые признаки социальной дез адаптации.
  2. 2-й этап – этап сложившейся компьютерной зависимости. Основные признаки, характерные для этого этапа: эмоционально – волевые нарушения и психическая зависимость. Отмечает ться рост толерантности к компьютеру, навязчивые мысли о нем и фантазирование. Наблюдается дезактуализация базовых потребностей – сна, отдыха, приема пищи, личной гигиены. Нарушаются режимы “сон – бодрствование” и “отдых – нагрузка”, работа за компьютером – не только в дневное, но и в ночное время. Деятельность по персональным компьютером происходит за счет обучения, работы, социальных и личных отношений. С одной стороны, пациенты вполне ориентированы в компьютерных технологиях, с другой стороны, имеет место своеобразная форма инфантилизма, практически полная беспомощность в мире социальных норм и отношений.
  3. 3-й этап – этап тотальной компьютерной зависимости. На этом этапе наблюдаются признаки как психической, так и физической зависимости. Остаются безуспешными попытки контролировать работу за персональным компьютером. В структуре синдрома актуализации компульсивного влечения преобладают агрессивность, злобность, психомоторное возбуждение, депрессивные феномены, рассеянное внимание, непроизвольные “печатающие” движения пальцев рук. Возможно демонстративно-шантажное суицидальное поведение в случае попытки окружающих препятствовать компьютерной деятельности. На данном этапе наблюдаются физические симптомы: головная боль по типу мигрени, боли в позвоночнике, сухость в глазах, онемение и боль в пальцах кисти (синдром карпального канала). Выраженная социальная и семейная дезадаптация.
Читайте также:  Синдром беспокойных ног у ребенка причины и лечение

Вверх

Профилактика компьютерной зависимости

Первичную профилактику следует начинать в школе и направлять на улучшение психической адаптации учащихся, их межличностных отношений, на ознакомление с проявлениями компьютерной зависимости и ее возможных последствий. Необходимо информирование родителей и учителей о формировании первых признаков компьютерной зависимости.

Разработаны технологии первичной профилактики компьютерной зависимости, фокусируются на таких направлениях (Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот, 2006):

  1. 1. Информационный (публикации, телефон доверия, психологическая служба, социальная поддержка).
  2. 2. Образовательный (просветительские программы; программы обучения родителей, педагогов, психологов, социальных работников, работников компьютерных клубов, учебные программы для учащихся школ, лицеев и колледжей).
  3. 3.Обеспечение занятости (клубная работа, дополнительное обучение, временное трудоустройства и т.п.).
  4. 4.Корекция семейных отношений (формирование отношений, способствующих полноценному воспитанию ребенка, общие интересы всех членов семьи, эмоциональная поддержка, психологическая защита и т.п.).

Вторичная профилактика основана на выявлении группы риска и направлена ​​на предупреждение развития компьютерной зависимости и восстановления личностного и социального статуса в этих лиц.

Вверх

Принципы терапии и коррекции компьютерной зависимости

В некоторых случаях необходима госпитализация в стационар для купирования абстинентного синдрома. С этой целью используют антидепрессанты, анксиолитики и / или седативные препараты. Но ведущее место в лечении занимает психотерапия. Большинство специалистов рекомендуют индивидуальную и / или групповую психотерапию с акцентом на работе с образами и эмоциями. Учитывая определенные трудности в осуществлении межличностных контактов и социальной адаптации лиц с компьютерной зависимостью, целесообразнее использовать групповые виды терапии.

Перспективным является также применение семейной психотерапии, потому что очень часто основой компьютерной аддикции является семейная дисфункция и неадекватный стиль воспитания и отношений с ребенком.

Вверх

Вернуться в основной раздел

Источник

Эта новая болезнь поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста и молодых взрослых. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии. Очень много сообщений в прессе о том, что тут и там агрессивное поведение подростка привело к трагическим последствиям. Наверное, многие помнят, как американский подросток расстрелял своих сверстников и учителей из автомата, другой пример, гибель китайской девушки, которая перед трагедией сообщила своим товарищам по игре, что очень устала.

Выводы экспертов не утешительны. Опасность стать зависимым от компьютерной игры грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более двух часов в день. Как не попасть в рабство современной техники? Есть ли способы предотвращения или преодоления компьютерной болезни? В нашей клинике «Альтернатива» разработана комплексная программа лечения компьютерного рабства.

Как формируется зависимость?

У компьютерной зависимости те же корни, что и у игромании (лудомании). Мозг каждого человека снабжен центром удовольствия. Постоянная стимуляция этого центра у лабораторных животных приводит к тому, что они забывают обо всем на свете. Отказываясь от потребления пищи в угоду удовольствиям, лабораторные животные погибают от истощения. Компьютерная болезнь – это недуг, который формируется постепенно. Если виртуальщика оттащить от компьютера на 2 часа и более он, подобно алкоголику, страдающему от похмелья, испытывает абстинентный синдром.

Основные типы компьютерной зависимости

  • Зависимость от Интернета (сетеголизм)
  • Зависимость от компьютерных игр (кибераддикция)

Сетеголизм

Сетеголиками (зависимость от Интернета) проявляются бесконечным пребыванием человека в сети. Иногда они находятся в виртуальном мире по 12-14 часов в сутки, заводя виртуальные знакомства, скачивая музыку, общаясь в чатах. Это неряшливые, неуравновешенные люди, которые наплевательски к близким.

Есть некоторые признаки сетеголика:

  • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
  • предвкушение следующего сеанса он-лайн;
  • увеличение времени, проводимого он-лайн;
  • увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

Кибераддикция

Кибераддикция (зависимость от компьютерных игр) подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры:
I. Ролевые компьютерные игры (максимальный уход от реальности).
II. Неролевые компьютерные игры (стремление к достижению цели – пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков).

Признаки компьютерной зависимости:

  • Значительное улучшение настроения от работы за компьютером,
  • Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере,
  • Если Вы отрываете больного от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам,
  • Неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере,
  • Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера,
  • Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера,
  • При общении с окружающими сведение любого разговора к компьютерной тематике,
  • Отказ от общения с друзьями.

Физические отклонения у больного, страдающего компьютерной зависимостью:

  • нарушение зрения,
  • снижение иммунитета,
  • головные боли,
  • повышенная утомляемость,
  • бессонница,
  • боли в спине,
  • туннельный синдром (боли в запястье).

Диагностика компьютерной зависимости

Как при большинстве психических заболеваний, именно окружающие первыми замечают изменение характера и поведения больного. Убедить же самого игромана в том, что он болен очень сложно. Первый шаг в лечении пациента – это осознание своей патологической зависимости от компьютера. Очень важно позитивно настроить больного на визит к психотерапевту, иногда для этого может быть использован какой-либо предлог в виде психологического тестирования, профессионального ориентирования. Всю остальную работу Вы можете смело доверить профессионалу. Как правило, компьютерной зависимости подвержены люди, которые неуверенны в себе, испытывают трудности в общении, неудовлетворенность своей жизнью, имеющие низкую самооценку и комплексы. Уже после первого сеанса у психотерапевта игроман начинает более критично воспринимать свое пагубное пристрастие. Окончательно изменить себя и избавиться от компьютерной зависимости можно после курса психотерапии.

Важным этапом успешного лечения компьютерной зависимости является выявление причин, побудивших человека уйти от реальности. Основой лечения являются сеансы психотерапии. В случае обнаружения скрытой депрессии поводится лекарственное лечение. Психокоррекция проводится как индивидуально, так и в группах. В результате лечения улучшаются взаимоотношения с близкими и сверстниками, воспитываются волевые качества, повышается самооценка, формируются новые жизненные увлечения. Очень важно провести работу не только с игроманом, но и с членами его семьи. Только при их содействии результаты лечения будут прочными, а внутрисемейные отношения – гармоничными. На индивидуальных лечебных сеансах психотерапевт освобождает пациента «игрового гипноза», формирует у него безразличие к азартной игре.

Читайте также:  Как выявляют синдром дауна по узи

Советы по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей и подростков

  • Так как первопричиной ухода ребенка из реального мира является неудовлетворенность существующей действительностью, необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребенка уйти «в компьютер».
  • Неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером.
  • Если вы видите у ребенка признаки компьютерной зависимости, не обостряйте ситуацию, отведите его к психотерапевту.
  • Можно попытаться вникнуть в суть игры, разделив интересы ребенка, это сблизит ребенка с родителями, увеличит степень доверия к ним.
  • Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.

Тест на интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004)

Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда

1. Как часто Вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали?
2. Как часто Вы забрасываете свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в сети?
3. Как часто Вы предпочитаете развлечения в Интернете близости со своим партнером?
4. Как часто Вы строите новые отношения с друзьями по сети?
5. Как часто Ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, что Вы проводите в сети?
6. Как часто из-за времени, проведенном в сети страдает Ваше образование и/или работа?
7. Как часто Вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто страдает Ваша эффективность или продуктивность в работе из-за использования Интернета?
9. Как часто Вы сопротивляетесь разговору или скрываете, если Вас спрашивают о том, что Вы делала в сети?
10. Как часто Вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об Интернете?
11. Как часто Вы чувствуете приятое предвкушение от предстоящего выхода в сеть?
12. Как часто Вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной?
13. Как часто Вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает Вас, когда Вы находитесь в сети?
14. Как часто Вы теряете сон, когда поздно находитесь  в сети?
15. Как часто Вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что Вы там?
16. Как часто вы замечаете свои слова «еще пару минут…», когда находитесь в сети?
17. Как часто Вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в сети?
18. Как часто Вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети?
19. Как часто Вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?
20. Как часто Вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда Вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит Вам выйти в Интернет?

При сумме баллов 50-79 стоит учитывать серьезное влияние Интернета на вашу жизнь.
При сумме баллов 80 и выше, у Вас с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и Вам необходима помощь специалиста.

Тест на детскую Интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004)

Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда

1. Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью?
2. Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети?
3. Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?
4. Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети?
5. Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в сети?
6. Как часто учеба Вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенном Вашим ребенком в сети?
7. Как часто Ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?
9. Как часто Ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?
10. Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли?
11. Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?
12. Как часто Ваш ребенок получает странные звонки от его  новых сетевых «друзей»?
13. Как часто Ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в сети?
14. Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета?
15. Как часто Ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?
16. Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети?
17. Как часто Ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети?
18. Как часто Ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в сети?
19. Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?
20. Как часто Вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?

При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи.
При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста.

Источник