Что такое синдром салонный дурак

Что такое синдром салонный дурак thumbnail

Наблюдение за ЖЖ-зоопарком дает отличную практику для студентов-психологов и начинающих психиатров.
Не надо никуда ходить, сиди себе, собирай коллекцию.
Особенно ярко тут проявляется “салонное слабоумие”. Или конституциональная глупость. Сей термин ввел Петр Ганнушкин, выдающийся советский психиатр. Немец Блейлер назвал этот вид die Unklaren – неясные.
Это НЕ патология, НЕ болезнь, НЕ расстройство. Это вариант нормы.
Просто интеллектом не блещут.
При этом, обладают хорошей, а, иногда, просто феноменальной памятью. Благодаря чему могут школу окончить с золотой медалью, а ВУЗ с красным дипломом. А интеллект ниже среднего. Как так?
Представьте себе комп. У компа гигантский жесткий диск, хорошая оперативка, но очень слабый процессор. Это будет типичный образец “салонного слабоумия”. Человек может хранить в голове терабайты информации, но пользоваться ими не умеет.
Такому человеку очень тяжело даются объяснительные науки – физика, аналитическая химия, история, философия. Зато легко даются науки описательные – ботаника, география. С техническими науками им тоже проще. “Я вижу, следовательно это есть”. Если же не видит – то он не может это понять. Запомнить может, понять – нет.
Раньше таких называли эрудитами. Помнится, был такой знакомый. Еще в школе он переписывал в тетрадку Большую Советскую Энциклопедию. И не просто переписывал, а классифицировал по своему. В одну тетрадку лингвистику, в другую военное дело. Закончил естгеофак Кировского педа и… И сгинул куда-то в дебри вятской провинции. Тогда у него интернета не было. Иначе был бы “экспертом” во всем.
Такие “салонные хомячки-ункларены” очень любят все классифицировать. Правда, в силу того, что не могут строить логические связи хотя бы второго порядка, то классификации получаются у них мутными, понятными только им самим да кучке подобных.
Вы не поверите, но они могут писать книги и даже издаваться. Они это любят. Зайдите в книжный магазин… Правда, книги те перенасыщены чужими мыслями, банальностями, общими местами, трескучими фразами, в которых нет никакого смысла. При этом, умудряются облекать эти сентенции с таким пафосно-торжественным видом, что большая часть тех, кто не догадывается о слабоумии индивида, в восхищении умолкает перед гением. Представьте себе, сидит такой хомячок и со слегка усталым видом говорит вам: “Многие задаются вопросом, а впадает ли Волга в Каспийское море? Надо сказать, что благодаря нашим исследованиям трудов предшественников, мы можем с уверенностью заявить, что в Каспийское море впадает именно Волга”. И ведь не поспоришь?
Однако, само построение этой фразы уже говорит о слабости интеллекта и неумении строить логические связи. Попытаюсь продемонстрировать эти признаки.
1 ошибка. Обобщение. “Многие задаются…”. Батенька, да никто этим вопросом не задается. Кроме вас, конечно.
2 ошибка. Очевидность. “благодаря нашим исследованиям трудов предшественников”. Очень хорошо исследовать то, что давно исследовано.
3 ошибка. Логическая. Из положения “Волга впадает в Каспийское море” никак не следует вывод “В Каспийское море впадает именно Волга”. Там еще Терек есть, Урал, Эмба и так далее. (Впрочем, эту ошибку часто делают и нормальные люди. Например, из моего утверждения, что из ункларенов получаются шикарные архивные работники, библиотекари и бухгалтера, совершенно не следует, что все архивные работники, библиотекари и бухгалтера поражены салонным слабоумием).
Собственно, что мы узнали из приведенной сентенции? Ни.Че.Го.
Можете поменять Волгу и Каспий на все, что угодно. Космос и Гагарин, Великая Отечественная и 22 июня, Маяковский и футуризм. Никакой разницы в терминах нет. Сентенция будет глупой, банальной и пафосной. Требовать от салонного дурачка оригинальности и нешаблонности – это глубоко оскорбить его. Он не умеет думать. Он умеет запоминать.
Еще один признак салонного слабоумия: синдром княгини. Какой? Да Марьи Алексеевны же! Ункларен всегда нуждается в одобрении. Что скажет княгиня обо мне и моих трудах? Нормальный человек всегда живет своей жизнью, ориентируясь на свои собственные критерии, выработанные жизнью и оценки очень близких людей. Мнение княгини его волнует в последнюю очередь. Ункларен же всегда ждет высказывания княгини, а затем набегает толпой, пересказывая с апломбом чужое мнение. Собственного-то нет.
Следующий признак. Он знает все. По всем отраслям человеческого бытия. Потому что он читал! Не важно, что он читал: “Оборону Одессы” или блог Навального, но он же читал! А значит он знает. Правда, собственные выводы сделать не может, потому транслирует чужие.
Совершенно не восприимчив к критике. Он ее не понимает. Он полностью отождествляет себя со своими трансляциями, и, следовательно, критика, направленная на продукт творчества, воспринимается им как критика направленная на него.
Пример. Сделал человек хромоногую табуретку. Вы ему – а табуретка-то у тебя кривая! Фигня какая-то! Он вам – ебенькс этой табуреткой! Вы не работу его оценили, а его самого. Заметьте, вы не сказали ему, что он криворукий. Просто табуретка – кривая. Вот конкретно эта.
Теперь поменяйте слово “табуретка” на слово “книга”. Мне кажется, что именно отсюда идут писательские срачи всех времен и народов. Просто полное срастание себя со своей книгой. Ну и так же – мол, если вот тот чего-то написал, так это он про себя, ага.
Увы, увы, это глобальное заблуждение.
Полное неприятие чужого мнения, особенно если оно противоречит знаниям ункларена. Салонный дурачок не может осознать того факта, что все на свете знать и помнить невозможно. И его знания – неполны и недостаточны. И таковыми будут всегда. Ибо предела знаниям нет. Ну и если – ВНЕЗАПНО! – находится человек, который знает немного больше в данной сфере, то обязательно будет обсмеян и предан обструкции. Да ладно, больше… Просто знает другое. Например, есть цепочка фактов – A, B, C, D. Факты эти друг другу не противоречат, но дополняют картину. Один знает факты А и В, другой – C и D. Кто больше знает? Да никто. Однако, для нормального человека нормально сказать – “Да я этого не знаю”. Для салонного дурачка – сказать такое невозможно.
Бывает очень мил и вежлив в личном общении, но вежливость это характеристика воспитания, но не интеллекта. При этом за глаза, в своей “стае” – тусовке, может обливать грязью кого угодно, кто с тусовке не принадлежит. И, кстати, необязательно матом. Смеяться могут над чем угодно – над тэгом в ЖЖ, над высказанной мыслью, над одеждой – да без разницы. “Он же ходит в шортах!”. Изумляюсь до невозможности таким нападкам.
И вот еще странный факт. Факт, который я никак не могу понять. Почему-то в жизни они вечно занимаются не тем, на кого учились, а получать новое образование по выбранной сфере интересов – не спешат. Почему?
Психиатры прошлого были великие люди. Перечитывая их справочники, лучше понимаешь собеседников.  Особенно ункларенов.

Источник

В тридцатые годы прошлого века это явление описал Пётр Борисович Ганнушкин, назвав его конституциональной глупостью. В 1960-м Биликиевич и Лемке окрестили его физиологической глупостью. A. Hoche был в выражениях менее сдержан и корректен, и по его версии таких людей следовало величать салонными дураками.

Конституциональная глупость — это явление врождённое. Проявляется оно главным образом в некоторой ограниченности психики. Не такой явной, чтобы во время тестов на показатель IQ можно было бы на полном основании назвать человека дебилом (я имею в виду уточнённый диагноз, а не оценочное суждение) — да, цифры обычно невысоки, но чаще всего повыше, нежели пограничные с умственной отсталостью значения. При этом память, усердие и усидчивость чаще всего как раз хороши и основательны — из таких детей получаются прилежные ученики с неплохим набором оценок в дневнике и школьном журнале. Что же до всего прочего…

Читайте также:  Как выглядят взрослые люди с синдромом дауна

Одноклассницы про таких говорят: “Она, конечно, умничка, но такая дура!”. И одноклассники тоже — пол тут роли не играет, так что активистки-феминистки пусть попридержат при себе томики Фрейда, коими уже почти готовы меня закидать. Равно как и исходящие тестостероном любители забить козла и обозвать его добытым мамонтом… впрочем, я отвлёкся.

Итак, интеллект по его количественным показателям у таких товарищей укладывается в границы нормы, но чаще любит прикорнуть на нижнем пороге. И определённый багаж знаний у них имеется, и зачастую приличный. Однако можно туго набивать черепную коробку знаниями и выучить наизусть кучу сводов правил и понятий (не путать с Конституцией РФ!), и совсем другое — уметь всем оным правильно и свободно оперировать. Вот как раз с этим у конституционально глупых беда. Вот нет того полёта мысли, нет той свободы и раскованности. 

При этом они чаще всего отлично овладевают всем, что нужно делать руками, будь то профессия или увлечение вроде вышивания крестиком или фигурного вырезания по кости. Это как раз тот случай, когда говорят: “Умеет больше, чем знает”. В принципе способны, если нужно, вести непринуждённую беседу, если собеседник не имеет привычки особо придираться к качественному её содержанию и его не сильно плющит от обилия распространённых штампов и избитых сентенций — просто родить что-то своё, оригинальное и свежее, им будет сложнее и мучительнее, чем пресловутого Erinaceus europaeus против роста игл.

Собственно, название “салонный дурак”, видимо, и произошло от тех недалёких (и чаще всего безобидных) завсегдатаев светских салонов, что тусовались на всех мыслимых и немыслимых приёмах и званых ужинах, снискав себе лавровый венок милых, но непроходимо глупых созданий, готовых вынести мозг всем, кто не успел спрятаться, сентенциозными беседами за жизнь, за “куда катится этот мир” и за “о-о-о, Рио-де-Житомир (Монте-Карло, Анталья, нужное подчеркнуть)!.. Парадиз на земле, ах-ах!..”.

В большинстве случаев довольно милы, безвредны и безобидны (если речь идёт о гомеопатических дозах). Гораздо хуже, если ими вдруг овладела в извращённой форме какая-нибудь (несомненно, светлая) идея что-нибудь улучшить, модернизировать или оптимизировать. Или срочно начать против кого-нибудь дружить. Поверьте, это страшно — во имя светлой цели эти милые люди готовы причинить своим лбом тяжёлый материальный ущерб церковному недвижимому имуществу. И хорошо, если вовремя найдётся кто-то бесконечно терпеливый и мудрый, умеющий направить их энергию в мирное русло. Остальным лучше вовремя совершить экстренную эвакуацию из зоны поражения.

Женившись или выйдя замуж, умрут, но сдохнут, чтобы уж в их семье было всё как у людей: квартира, машина, гараж, дача, любовница, любовник… Хотя нет, два последних пункта вычёркиваем. Между прочим, вот это самое “как у людей” — для них мощнейший стимул, мантра и самый крепкий якорь. На борьбу со страховыми компаниями, инстанциями и администрацией можно и нужно отправлять именно их, ибо в этом священном походе они методичны и последовательны, как асфальтовый каток, неутомимы и безжалостны, как карательный отряд, прибывший с благородной миссией локального геноцида — не по злобе, а просто работа такая.

Чаще всего в силу незатейливости их психика довольно стабильна и пуленепробиваема, что и понятно с точки зрения обычной механики: чем проще устроен механизм, тем меньше в нём деталей, подверженных риску поломки, — вот взять, к примеру, лом: вечная же вещь, он железный, ему же ничего не сделается! Безусловно, сложные финты внутренней и внешней политики, всякие экономические кризисы и прочие события, особенно те, что нужным образом подогреты и раскошмарены по телевидению и в Интернете, время от времени лишают их почвы под ногами, и это именно они, должным образом впечатлившись, стараются нахомячить запасы стратегических продуктов на случай ядерной войны и способны мгновенно смести с прилавков соль и спички, но при всём при том удивительно маловосприимчивы к ударам судьбы.

С возрастом зачастую становятся носителями пыхтящего ханжества — дескать, мы такими не были, а всё нынешнее поколение появилось в результате почкования и самоопыления. На самом деле это просто сожаление по упущенным возможностям и ностальгия по поре, когда стояло либо у них, либо на них, и ничего личного.

Источник

Сейчас я познакомлю Вас с одним человеком. Нарисую его словесный портрет. Итак…

Этот человек умеет держать себя в обществе, быть любезным,

Он легко и непринуждённо поддержит разговор о погоде и прочих банальностях,

Он религиозен,

Он следует моде,

Он всегда консерватор,

Он очень внушаем,

У него нет своего мнения и он радостно соглашается с мнением большинства,

Однако он никогда не идёт за пороком, скорее следует добродетели,

Он умеет довольно неплохо рассуждать о высокопарных вещах, хотя и не специалист,

Его рассуждения это набор штампов,

Вы бы не назвали его оригинальным ни в чём,

Он не имеет способностей к какому-либо творчеству (петь, танцевать, рисовать, сочинять),

Он часто шутит, но шутки его — плосковатые и к тому же — повторяются,

Он не понимает смысла окружающих его реальных вещей (почему «не падает» самолёт, почему «течёт ток» по проводам, почему тесто поднимается, почему варенье засахаривается),

Да, это человек «шаблона, банальности, моды» …

Однако, у него хорошая память, он успешно учился и в школе, и даже в вузе,

Когда ему нужно применять свои знания к действительности или проявлять инициативу — вот тут у него возникают реальные затруднения,

Однако к элементарным нуждам повседневной жизни он приспособлен более чем отлично и может кое-чему Вас поучить,

В общем, этот человек лишён духовных запросов, но, добрый малый — как Вы, как я, как целый свет…

Кто же он? Обыватель, бюргер, филистёр, среднестатистический гражданин? Нет, нет, нет — не угадали!

Я привела Вам почти дословное определение из Медицинского словаря. Я почти процитировала Вам описание пациента, страдающего одним очень интересным психическим расстройством. Это психическое расстройство имеет много ходовых названий-синонимов в медицинской литературе, вот они: «Конституциональная глупость», «Слабоумие высшее», «Слабоумие относительное», и, наконец, «Салонное слабоумие»!

А хотите сжатую характеристику, как выражается одна моя знакомая, хотите палкой в глаз?


«Салонное слабоумие — ограниченность психики с инфантильным, шаблонным, банальным мышлением, но нередко с хорошей памятью и значительным запасом разрозненных знаний, правильным поведением в привычных ситуациях».

Знаете почему данный вид психического расстройства получил это странное название «салонное слабоумие»? Потому что, в прежние времена, воспитание богатых наследников, которым не нужно было бороться за выживание, зачастую сводилось к тому, чтобы научить их прилично вести себя в свете — в салонах буржуазных и аристократических кругов.

Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал,

Легко мазурку танцевал, и кланялся непринужденно.

Чего ж Вам боле? Свет решил, что он умён и очень мил.

Правда, я Вас разочарую — Онегин у Пушкина не страдает салонным слабоумием, и это становится понятно из дальнейшего развития сюжета. Просто в начале романа Пушкин так «подкалывает» своего героя. Мол, ты выглядишь «как все», а зачем?

Слабоумие (оно же — деменция) это постоянное снижение познавательной деятельности. Оно сопровождается утратой ранее усвоенных знаний.

Оно чревато затруднением в приобретении новых знаний.

Деменция — это распад психических функций.

Деменция сопровождается отмиранием нейронов, упрощением функций, дистрофией мозга. Деменция характерна для состояния старости.

Деменция это и есть старость головного мозга.

Читайте также:  Дети с синдромом дауна при рождении

Отсутствие личности — это другое определение слабоумия.

Если не давать мозгу сложные задачи — слабоумие может наступить в 35-40 лет.

Слушайте, люди, Вам ещё не стало страшно? Мне уже стало. Так что извините меня, я пойду нагружать свой мозг, до свидания.

P.S. Не забыть выбросить в мусорное ведро все журналы, купленные вчера в супермаркете.

Назаренко Елена

Источник

Что такое синдром салонный дуракПросыпаясь по утрам, миллионы людей умываются и чистят зубы. Далеко не все чистят при этом свои мысли. Если бы чистили, то не ругались бы по утрам между собой, не осуждали беспрестанно страну, погоду, соседей, здоровье. Человечество пока еще ребенок, которого надо учить элементарным правилам ухода за психикой. Приемы ухода за психикой можно обозначить как «психическая гигиена». Этим приемам нужно следовать, чтобы психика развивалась и чтобы психическая жизнь не превратилась в застойное болото отживших привычек.

Как часто в разговоре мы слышим поток гневных жалоб на что-то или кого-то, как часто тонем в потоке ненужной, общеизвестной информации. Как часто приходится выслушивать откровенно глупые, поверхностные суждения, да еще смоченные похабным юмором. Бывает, что мы из-за этого спешно покидаем собеседника, как если бы от него нестерпимо пахло. Бывает наоборот – человек говорит на тему, которая вроде бы не к месту, но слова и фразы настолько «свежи», что заставляют прислушаться и переменить свое отношение к этому человеку. В практической психиатрии есть термин «аромат шизофрении». Это когда в речи человека все правильно, логично, так что не подкопаешься, но исходит от речи словно бы специфический запах, и опытного врача этот запах не обманывает. «Ароматов», подобных шизофреническому, полно в повседневной жизни. Это запахи сытости, агрессии, глупости, похоти, страха, зависти. Люди, чьи мысли и слова «несвежи», постепенно собираются в группы себе подобных. Образуют среду, где запах застойной мысли не является неприятным, а даже наоборот, поощряется.

Люди – существа бесконечно любопытные. И нет такого проявления реальности, куда бы человек не старался заглянуть. «Запах» мысли – давнее открытие. И правила психической гигиены известны людям тоже очень давно. Они разбросаны в текстах философских доктрин и религий, оздоровительных систем и магических приемов. Почему разбросаны, а не собраны воедино? Почему нет до сих пор учебника психической гигиены? Я думаю, потому что нет еще ответа на вопрос – что есть психическое здоровье? Приемы психической гигиены йога-отшельника не вполне подойдут императору. Кто более здоров – император или отшельник? Один способен управлять империей, другой – чудесным образом исцелять людей и предвидеть будущее. Очевидно, что здоровы и тот, и другой. Но настолько велика разница их мировоззрений, что для отшельника император является слабоумным, а для императора отшельник – полным психом.
Тем не менее, объективные правила психической гигиены существуют. Я собрал здесь правила, которые одинаково важны и для отшельника, и для императора, которые считаются базовыми в йоге, белой магии, белом шаманизме, христианстве, буддизме, даосизме.

Мыслительные правила, которым нужно следовать внутри головы

  • Не желай зла кому бы то ни было.
  • Не бойся.
  • Не осуждай.
  • Не отчаивайся.
  • Цени то, что есть сейчас.

Правила, которые нужно использовать во внешнем общении

  • Не лжесвидетельствуй.
  • Не сквернословь.
  • Не участвуй в пустых разговорах.

Правила для баланса эмоций

  • Танцуй (регулярный выплеск эмоций через танец или единоборство, или заменяющий их способ).
  • Если смешно – смейся до боли в животе.
  • Если грустно – не сдерживай рыданий и слез.

Духовные правила

  • Постоянный поиск ответа – как устроен мир? (поиск божественного.)
  • Последовательность веры (двух богов не бывает).

Специальные правила

  • Их много в каждом направлении духовного знания, от академической науки до шаманизма. Отдельная дисциплина психического здоровья – медитативный секс.

Правила выглядят разумно и извест-ны давно. Но у человечества столько умных фраз, столько правил, а глупости и страдания что-то не уменьшается. В чем дело? Дело в секрете. Существует секрет, значение которого перекрывает все известные человечеству мудрые высказывания и правила. Этот секрет никто ни от кого специально не прячет. Вот он: правила психической и духовной гигиены надо не понимать, а ощущать и следовать им. Так, например, смысл выражения «не желай зла врагу» надо ощутить телом и душой. И делать дела, находясь в этом состоянии. Надо хотя бы раз погрузиться в состояние «нежелания зла врагу», как в воду. Это как плавание или езда на велосипеде. Один раз почувствовал равновесие на двухколесном велосипеде – и дальше тебе инструкции не нужны, будешь всю жизнь кататься ровно. Проплыл самостоятельно несколько метров – значит, когда-нибудь проплывешь и километр, если захочешь.

Второй секрет. Правила легче почув-ствовать, если рассматривать их через специальную призму. Через калейдоскоп разных мировоззрений. Когда прикидываешь на себя разные мировоззрения, то в какой-то момент замечаешь, как все перечисленные правила гигиены приобретают чувственный смысл. Пример: примите мир таким, как описывает Новый Завет, потом примерьте на себя правила психической гигиены. Затем поверните калейдоскоп, посмотрите на мир, словно вы буддист или индуист, и снова прикиньте правила на себя. Снова поверните калейдоскоп и посмотрите вокруг с точки зрения Нео из «Матрицы». И снова примените правила. Чередуя таким образом мировоззрения, вы нащупаете переменчивый вкус описанных правил. Как только мировоззрение будет наиболее близким вашей личности, сразу правила психической гигиены раскроются вам, как родные, как ваши собственные. Только в этом виде они будут иметь смысл и реальную силу. Понятно, что для этого надо, как минимум, иметь представление об основных философских доктринах планеты. Что ж, развитие интеллекта – это тоже раздел психической гигиены.

А как работают правила психической гигиены?

У шаманов все объясняется просто – вот человек родил зло в мыслях и послал его к другому. Духи, которые защищают противника, отбрасывают зло обратно, и злу некуда лететь, кроме как к своему хозяину. Даже если духи врага слабо защищают его, зло, словно отраженная волна, все равно вернется к пославшему его хозяину. В йоге и белой магии есть такой прием защиты. Например, вы знаете, что другой человек ненавидит вас. Это значит, что его зло направляется в вашу сторону. Нужно искренне полюбить этого человека или хотя бы почувствовать, что вы не желаете ему зла. Тогда посланное им зло не сделает вам вреда, а пройдет сквозь вас и вернется бумерангом к хозяину. Чем вредно отчаяние? Отчаяние издает запах, который привлекает духов-паразитов, которые экранируют душу человека от сил-помощников. Отчаявшийся человек сам лишает себя помощи со стороны. Страх тоже издает характерный запах. На него слетается огромное количество самых отвратительных существ тонкого мира. Они устраивают пиршество над бедным человеком. В жизни такого человека начинается полоса неудач, нелепых совпадений, случайных травм. В тибетском буддизме есть практика тшед, о которой я уже рассказывал. Ее смысл в том, чтобы не бояться и не отгораживаться от страшных духов, а дать им полную, абсолютную свободу. «Пусть жрут мое тело без остатка!» При этом надо лишиться страха и даже испытывать некоторую радость от того, что происходит. Базовым переживанием здесь служит полное понимание того, что бояться в жизни нечего. Если тшед прошел успешно, то человек чувствует себя после очень хорошо. Он спокоен, ироничен, легок, его тело излучает свободу. Как и в приеме «не желаю зла врагу» из йоги, здесь происходит пропускание зла сквозь себя. Не прячась от мерзких духов, вы открываете им ворота своего «замка» и иронично смотрите, как они грабят и уничтожают ваше имущество. В итоге эти духи становятся вашими слугами. Ведь они едят страх, а его-то у вас нет. Вот они и съедают всякий мусор, то, что вам не нужно.

Читайте также:  Синдром цитолиза у детей что это такое

Каждое мгновение человеческой жизни заключает в себе зародыш будущих мгновений. То, что мы чув-ствуем сейчас, уже сейчас формирует наше будущее. Поэтому момент, в котором вы находитесь, надо любить. Или хотя бы уважать, потому что ничего другого, по большому счету, у вас, кроме этого  самого момента, нет.

«Цени то, что есть сейчас» – следующее базовое, «золотое» правило. В представлениях йоги каждое мгновение человеческой жизни заключает в себе зародыш будущих мгновений. Иными словами, то, что мы чувствуем сейчас, уже сейчас формирует наше будущее. Например, то, что вы переживаете, читая эти строки, уже начало формировать определенным образом следующие мгновения вашей жизни, те, что будут через секунду, через минуту и дальше. Недовольство породит недовольство, счастье породит счастье, юмор породит юмор. Каждое мгновение жизни посылает в будущее волны, в которых содержится информация о вашем настроении и ваших желаниях, ваших мечтах и страхах. Поэтому момент, в котором вы находитесь, надо любить. Или хотя бы уважать, потому что ничего другого, по большому счету, у вас, кроме этого самого момента, нет. Нет мгновения – нет жизни, нет ничего. Вот почему «цени то, что есть сейчас».

Внешние правила. Ложь, участие в сплетнях, пустопорожних разговорах, злобных осуждениях чего-то или кого-то нарушают энергетический баланс мозга. Человек, вынужденно ведущий долгие пустые разговоры, буквально теряет энергию. Не абстрактную, эзотерическую энергию, а буквальную, которая производится специальными белковыми молекулами и реализуется как чувство тонуса через нейрогормоны – серотонин, дофамин, норадреналин. К распылению энергии ведут зависть, гнев. Но человек создан эмоциональным суще-ством, в котором заложены не только любовь, сострадание, но и гнев, и ярость, и страсть. Эти чувства не надо давить, это бесполезно. Правильнее давать им возможность выплеска. Самый доступный и проверенный способ выплеска диких эмоций – спорт. Другой, не менее эффективный способ сохранения психического здоровья, – танцы. В танце аэробная нагрузка сочетается с эмоциональным выплеском. Это великолепный клапан для эмоций.

Для поддержания психического здоровья человек должен хотя бы раз в день вспотеть от аэробной физической нагрузки (бег, ходьба, плавание, футбол, пинг-понг, бадминтон, единоборства, аэробика, тай-бо, танец, капоэйро и т. д.).

Наличие постоянного духовного поиска. Поиск божественного – такой же необходимый компонент психического здоровья, как правила мышления и физические упражнения. Как видно, психическая гигиена подразумевает гармонию разных сфер жизни организма – мыслительной, эмоциональной, духовной, физической.

Как практически следовать правилам психической гигиены? С какого правила лучше начать? Чтобы управлять психикой, надо научиться видеть ее со стороны. Для начала помогут курсы психоанализа, например, или сеансы групповой психотерапии, гештальт-терапия, психодинамическая психотерапия. Забудьте, что к психотерапевту ходят только психи. Групповая психотерапия – неплохая возможность заметить за собой то, чего раньше не замечал. Получив навык наблюдения за своими реакциями в социуме, перейдите к более глубоким ощущениям внутри вас. Например, к медитации.
С каких видов медитации лучше начать? Техник множество, но начать лучше с тех, которые связаны с музыкой или движением. Так проще. Например, танцевальная медитация Кундалини, описанная Шри Раджнишем (Ошо), или динамическая медитация. Если у вас нет специальной музыки – ничего страшного. Опишу самый доступный способ медитации – дыхательную медитацию. Необходимо помещение, где вас никто и ничто не побеспокоит. Сядьте в удобной позе на стуле, пуфике или высокой подушке, так чтобы спина была по возможности прямой. Минут пять просто сидите и настраивайте себя на то, что сейчас будете делать упражнение, которое окажет вам помощь. Потом начните слушать, как воздух входит в ваши ноздри и выходит обратно. Прислушивайтесь к ощущениям в области крыльев носа. Минут пять-десять просто внимательно отмечайте вход-выход воздуха. Затем отслеживайте дальнейшее движение воздуха вглубь тела, сначала в область глотки, потом в область гортани, трахеи. Секрет: не ждите результата. Согласитесь с тем, что происходит. Еще секрет: попробуйте ощутить любовь к акту собственного дыхания. Ощущайте вход и выход воздуха как что-то нежное, священное и дорогое, без чего вас не может быть. Поклоняйтесь дыханию как любящему вас божеству. В медитативном переживании может присутствовать оттенок сексуальности. И еще раз – не ждите результата, чуда, необычайных переживаний, откровений. Все это придет само в свое время, если понадобится. Не прогоняйте мысли. Согласитесь с их присутствием, но следите не за ними, а за дыханием. Постепенно, минуте на двадцатой, придет ощущение, что мысли сами летают в вашей мыслительной сфере, как снежинки или тополиный пух. Постепенно мысли будут видны со стороны и перестанут вызывать беспокойство. У вас появится возможность пребывать в необычном, очень спокойном состоянии духа, и в то же время контролировать мысли и ситуацию.

Существуют и физиологические эффекты медитации. Когда вы находитесь в медитативном трансе, в вашем мозге преобладает активность так называемых альфа-волн. Эти волны соответствуют ровному, стабильному функционированию всего организма. Активность альфа-волн снижает артериальное давление, урежает сердцебиение. Во время медитации снижается выработка кортизола – гормона, провоцирующего стресс. Медитативный транс стимулирует иммунную систему организма, снижает восприимчивость к вирусам.

Медитация – это модель духовно-психического развития. Если вы освоите начальные пространства медитации, вы не сможете не заметить интересную закономерность. Приемы медитации легко переносятся на жизнь и удивительным образом повторяют главные правила психической гигиены. В этом стратегическая роль медитативных практик.

Некоторые дополнительные факторы психической гигиены
Каждый йог знает, что нельзя практиковать в комнате, где накануне велись никчемные пустые разговоры. Не правда ли, высокая требовательность к условиям! Невольно приходят на ум кровавые сцены на телеэкране, многочасовое обсуждение каких-то безумных проблем, грязь, насилие. Погружение в массовую культуру противоречит правилам психической гигиены. Для сохранения психики здоровой и воспитания ее необходимо фильтровать фильмы и передачи, которые вы смотрите.

Некоторое влияние на психику оказывает и одежда, которую мы носим. Я не углублялся в исследование этой проблемы, но в рамках моей программы «Сагарматха» (лечение наркоманов в Гималаях) я обязательно переодеваю своих пациентов. Как правило, эти люди поначалу сопротивляются новой цветовой гамме, новому стилю свободного путешественника. Особенно трудно дается расставание с костюмами «адидас» черного цвета. «Гопнический» стиль прирастает к людям, как кожа, и становится второй натурой. И наоборот, одежда путешественника расковывает человека, проявляет спрятанное раньше чувство юмора.

Напоследок хочу рассказать об одном виде психического отклонения. Оно стало сегодня настолько распространенным, что успешно замаскировалось под норму и даже сформировало целую идеологию. Цитата из «Словаря терминов психиатрии» В. М. Блейхера: «Гохе: салонное слабоумие, маскируемое внешне кажущейся хорошей, но построенной на шаблонах речью, усвоенными в процессе воспитания манерами, изысканной одеждой, известной социальной установкой и духовными претензиями. Проявляется, главным образом, в заученной фразеологии при скрытой недостаточности критики суждений…»
Термин «салонный дурак» возник еще в XIX веке в Европе. В России в 1933 году он был описан выдающимся психиатром П.Б.Ганнушкиным как «группа конституционально-глупых». Да, видимо, печальные перемены произошли в обществе, если те, кого относили раньше к «конституционально-глупым», представляют сейчас «сливки общества». Этот вид слабоумия непременно должен быть известен современным людям. Ибо далеко не все, кто вращается в гламурной тусовке, слабоумны. Но долгое общение со слабоумными, долгая маскировка под них может повредить психику нормального человека.

Источник