Делать уроки синдрому дефицита внимания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности сегодня стал очень распространённым диагнозом. Учителям работать с такими детьми непросто: они срывают уроки, не усваивают информацию, не могут долго сидеть на одном месте. Но их надо учить. И как же это сделать? Рассказывает наш блогер, психолог Наталья Вечерина.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Проявления СДВГ многообразны — отмечается до 100 особенностей поведения при это синдроме. Но есть и основные черты:
- невнимательность,
- импульсивность,
- гиперактивность.
Обратите внимание: традиционно в нашем сознании дефицит внимания ассоциируется с гиперактивностью. Это не совсем верно: среди детей с СДВ можно встретить детей и без гиперактивности.
СДВ без гиперактивности
Дети с синдромом дефицита внимания без гиперактивности не просто не проявляют активности, они даже более медлительны, чем остальные. Это дети, которые «спят на ходу», «витают в облаках», «не от мира сего», легко запутываются и отвлекаются. У них появляются трудности с учебой, они медленно обрабатывают информацию, им трудно что-либо вспомнить. Складывается впечатление, что в основном у таких детей нарушена скорость обработки информации и избирательное внимание. Они часто не способны удерживать внимание на деталях, плохо слушают обращенную к ним речь, могут «выпадать» из разговора, терять нить рассказа.
Это дети-мечтатели, они часто забывают и теряют вещи в школе и дома. У них могут наблюдаться расстройства настроения. Часто бывают тревожными, озабоченными. Они не срывают уроки. Как правило, бывают очень стеснительными. СДВ не вызывает у них проблем с поведением, их проблема — плохая концентрация внимания. Чего не скажешь про другой тип детей.
СДВ с гиперактивностью
Эти ученики сразу обращают на себя внимание. Они способны сорвать любое занятие. Гиперактивность, как следует из названия, — чрезмерно активное поведение. Но в отличие от активности других детей с повышенной энергичностью, дети с СДВГ могут двигаться просто так, без всякой цели. Это может быть бесцельное передвижение по классу, ерзанье на стуле или постукивание по парте карандашом.
Избыточная подвижность и непоседливость особенно проявляется в ситуациях, требующих относительного покоя
Такие дети не способны сидеть неподвижно в течение всего урока. Если чего-то хочется, они стремятся получить это быстрее других: им сложно дождаться своей очереди или соблюдать правила. Действуют согласно первому желанию, часто берут чужие вещи. Этот список можно продолжать и продолжать.
Однако статистика говорит нам, что таких детей — от 3 до 20%. И учить их, конечно, тоже нужно. Беда в том, что стандартные приёмы и методы на таких учеников не действуют. К ним нужен особый подход как во время занятий в учебном центре или школе, так и дома.
Особенности работы, практические приёмы и способы
Продолжительность и время занятий
Гиперактивному ребенку прощу работать в начале дня, а не вечером. В самом начале урока, а не в конце. Ребенок с СДВГ не способен удерживать внимание в течение школьного урока (45 минут), уже на 7-8 минуте после начала урока он проявляет двигательное беспокойство и теряет внимание.
Для гиперактивных детей характерна цикличность: они продуктивно работают 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребёнок отвлекается и не слушает учителя. Детям будет значительно легче, если всё занятие делить на короткие периоды. А после выполнения 2-3 заданий проводить физкультминутки или гимнастику для пальцев.
Рассадка в классе
Во время урока детям тяжело концентрировать внимание, они быстро отвлекаются, не умеют работать в группе, требуя к себе индивидуального внимания учителя. Часто не могут завершить работу, мешая при этом одноклассникам. Поэтому гиперактивному ребёнку лучше сидеть ближе к учителю и подальше от возможных источников отвлечения (окно, шкаф и т. д.)
Наиболее частая ошибка — посадить ребенка за последнюю парту. Без внешней помощи учителя ребенок не сможет работать и вести себя на уроке нужным образом. Посадив его поближе, мы предоставляем ученику возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случае затруднения.
Как правило, в классе учитель требует, чтобы ученики сидели прямо и не отвлекались, но для таких детей эти два требования вступают в противоречие: если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга. Чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности: например, шатаются на стуле. Поэтому для таких детей хорошо подходят не столы или стандартные парты, а специально предназначенные конторки, которые позволяют стоять на уроке, а не сидеть в статичной позе.
Работа со взрослым
Работая со взрослым один на один, ребёнок с гиперактивностью ведёт себя гораздо спокойнее, а следовательно — успешнее справляется с работой.
Работа с детьми
В групповую работу таких детей следует включать поэтапно. Начинать с индивидуальной работы, включать в малые группы и только потом привлекать к коллективной деятельности.
Понимание и распределение времени
Ребенок с СДВГ не может сам структурировать своё время. Взрослые должны следить за его рациональным использованием, чтобы не было перегрузок. У них «узкое окно времени»: они видят только то, что происходит здесь и сейчас, не могут прогнозировать отсроченный результат. Чтобы руководить поведением ребенка, необходимо строить систему поощрения и наказания в понятной для него плоскости «здесь-сейчас», мотивируя пошагово к нужным действиям.
Самоконтроль, самоорганизация и выполнение правил
У детей с СДВГ лобные доли коры головного мозга, отвечающие за контроль поведения, формируются позднее, чем у сверстников, поэтому они, имея нормальный и даже высокий уровень развития интеллекта, не обладают способностью к самоконтролю. Поэтому особое внимание следует уделить обучению навыкам самоорганизации — научить записывать задания, следовать плану. В этом вам помогут упражнения, в которых задания придумываются ребенком для родителя или педагога. Обучая другого, ребёнок формирует самоконтроль, соотношение цели и результата, исправление ошибок.
Гиперактивному ребенку тяжело заставить себя делать то, что требуют взрослые. Его нужно отдельно учить соблюдать правила и следовать инструкциям. На уроке можно использовать следующий прием: прежде чем дать новое задание, попросите гиперактивного ребенка рассказать сверстникам, как и что надо сделать, озвучить правила выполнения или инструкцию.
Если ребёнок нарушает правила, то указать на эти правила нужно оперативно и без лишних слов
Все инструкции должны быть короткими и конкретными, состоящими не более чем из десяти слов. В противном случае ребенок всё равно не услышит взрослого и не выполнит задание.
Выполнение заданий
Задания, предлагаемые на уроке, пишем на доске. Большое значение имеет то, как мы даем инструкцию к выполнению задания: она должна быть четко структурированной, лучше начертить её или нарисовать, чем проговорить — то есть задействовать все формы предъявления информации.
Прежде чем ребёнок начнет выполнять упражнение, важно проверить, что он действительно понял задачу: попросите ребёнка объяснить своими словами, что нужно сейчас сделать. Начинать работу можно только тогда, когда ребенок дал внятный ответ. На определенный отрезок времени даем только одно задание. Так как при выполнении упражнений детям сложно поддерживать произвольное внимание и мотивацию к выполнению задачи.
Большие по объему задания:
- делим на части;
- для каждой части устанавливаем свою цель выполнения;
- для каждой части устанавливаем свои временные рамки;
- периодически контролируем ход работы каждой из частей, вносим необходимые поправки в работу.
Выполнение большой задачи по частям компенсирует трудности ребенка и создает у него положительную эмоцию переживания успеха, которая становится основой формирования мотивации к следующему упражнению.
При решении математических задач
Если задача, условия, путь решения не складывается у ребенка «в голове», то:
1. Выносим условия задачи во внешний план, когда ребенок может «увидеть» все это и физически совершить требуемые действия (поставить опыт).
2. Решаем задачи с использованием конкретных предметов или с помощью рисования картинок и схем.
При работе с текстом
- Делим текст на небольшие смысловые отрывки.
- Работаем с каждой частью отдельно
- К каждому отрывку просим ребенка нарисовать схематичную картинку, которая поможет ему впоследствии припомнить содержание.
- Не забываем определить цели каждого этапа работы и время его выполнения.
Такая работа не только помогает вспомнить содержание, но и заставляет сначала проанализировать смысловое содержание текста, чтобы потом перевести его в символический вид.
Особенности памяти у детей с СДВГ
Объем информации и установка на запоминание
Как правило, объем информации, который может быть запомнен с первого раза, у детей с дефицитом внимания (ДВ) не отличается от нормы. Однако это справедливо только для тех случаев, когда перед ребенком поставлена цель — запомнить. Дети без дефицита внимания обычно держат в голове информацию в течение некоторого времени, даже если их не попросили ее запомнить. А вот если ребенка с дефицитом внимания не просить запоминать, а, например, просто предложить повторить (слова или фразу), то он забудет повторенное очень быстро. Стоит отвлечь его на какое-либо другое задание, а потом попросить вспомнить, что он повторял перед этим, и выяснится, что воспоминания не сохранились.
Иногда дети с ДВ даже забывают факт того, что они что-то заучивали. Это касается как речевого, так и зрительно-пространственного материала. Поэтому прежде чем начинать что-то учить очень важно детям поставить такую цель, установку — запоминай.
Звуковая информация
При СДВ нередки и проблемы с обработкой звуковой информации. Такие нарушения мешают мозгу в полной мере понимать то, что он слышит. Ребенок или взрослый с этой проблемой не имеют дефектов органа слуха: звук легко передается в головной мозг, однако уже коре сложнее обработать его и полностью распознать смысл.
Например, ребенок на уроке может услышать, что учитель говорит: «Джордж Вашингтон был первым президентом США», но понять это как «Джордж Вашингтон — президент США». Если потом спросить его про Джорджа Вашингтона, он повторит свою переработанную версию и будет выглядеть нелепо и глупо. Из-за неспособности правильно осмыслить сказанное у детей могут возникать и социальные сложности.
Смена деятельности
В силу своей импульсивности детям с СДВГ трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Поэтому если вы хотите дать какое-то задание гиперактивному ребенку, сообщите о своих намерениях за несколько минут до начала новой деятельности. А за несколько минут до окончания занятия можно предупредить: «Осталось три минуты».
Помимо этого, на специальном стенде можно отметить основные моменты распорядка дня, очередность выполнения задания или правила поведения
Легче будет восприниматься информация, которая не только написана словами, но символами, картинками, понятными детям.
Чтобы у ребенка не возникали отрицательные эмоции по отношению к взрослому, который отрывает его от интересного и понятного дела, можно использовать сигнал таймера, заведенного на определенный отрезок времени. О том, на какое время завести таймер и что необходимо будет сделать после его сигнала, с ребенком тоже договариваются заранее. В этом случае у него не возникает агрессии по отношению к педагогу, и он готов к перемене вида деятельности. Конечно, это не решит полностью проблемы, но поможет педагогу сохранить добрые отношения с ребенком.
Формы работы
Использование нетрадиционных форм работы способствует повышению учебной мотивации. Это могут быть:
- Возможность выбора домашнего задания,
- Объяснение учебного материала учащимся из младших классов,
- Роль «учителя» при объяснении одноклассникам того или иного задания,
Привыкшие к постоянным замечаниям дети с СДВГ, почувствовав свою значимость, с гораздо большим удовольствием и энтузиазмом выполняют даже не очень интересные для них задания. Для гиперактивного ребенка хорошо подбирать индивидуальные задания, они могут быть несколько меньше по объему. Предлагать их поочередно или на выбор. Важно часто поощрять ребенка за внимательность, а в случае отвлечения — перенаправлять на работу.
Поощрения и наказания
Система поощрения и наказания должна быть гибкой, но последовательной. Гиперактивный ребенок не умеет долго ждать. Поэтому поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15-20 минут. Один из вариантов поощрения — выдача жетонов, которые в течение дня можно обменять на какие-то значимые для ребенка награды. При наказании избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
Особенности работы педагога
Работа педагога на начальном этапе должна опираться на активное использование сильной стороны учащихся, не зацикливайтесь на устранении недостатков.
От ребёнка нельзя требовать выполнения комплексных задач. Например, он одновременно не может быть внимательным, усидчивым и сдержанным. Если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании.
В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие — повысить учебную мотивацию). Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.
Если не заострять внимание на дисциплине, то ребенок способен работать продуктивно и более спокойно себя ведет. Поэтому рекомендуется не обращать внимания на мелкие дисциплинарные нарушения — например, можно сидеть поджав ноги, «мотать» ими под столом, вставать рядом с партой и т. п.
Плюсы гиперактивности, или Не так-то все и плохо
Если ребенок всё-таки учится контролировать свои проявления, развивает волевые качества, усидчивость и внимание, учится справляться с тревогой другими способами, тогда гиперактивность переходит в конструктивную активность. И человек может добиться больших успехов в той деятельности, которую выбрал за счет изначального большого заряда энергии.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может на совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock / GoodStudio
Источник
Словосочетание «гиперактивный ребёнок» мы слышим сегодня очень часто. Кто-то считает это особенностью развития детей, кто-то болезнью, а кто-то убеждён, что данное понятие указывает не столько на проблему ребёнка, сколько на нерадивость родителей, учителей и воспитателей, которые не хотят заниматься малышом из-за собственных эгоизма, лени и неумения.
В действительности синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) официально внесён в медицинские справочники и упоминается в международной классификации болезней. При этом по части диагностики заболевание остается одним из наиболее проблематичных. Трудности вызывают:
- Клиническое диагностирование, для которого не существует лабораторных или радиологических подтверждающих заболевание тестов и характерных физиологических особенностей организма.
- Частое изменение критериев диагностики и очень разный процент заболеваемости в различных странах.
- Отсутствие эффективного способа лечения, не считая очень долгих и медикаментозных, с использованием психотропных веществ (метилфенидата, декстроамфетамина).
Недостаточная ясность по поводу СДВГ рождает этические и юридические проблемы. Но как быть тем, кому диагноз уже поставлен или имеются на него серьёзные подозрения? Для начала всё же определим, что это за синдром и как он может возникнуть.
Что такое СДВГ и каковы причины его возникновения
«Наденьте на голое тело шерстяную, колючую одежду, и ваше поведение будет полностью повторять поведение детей с СДВГ», – предлагает врач-исследователь Родион Кузнецов, который более 20 лет занимается составлением математической модели нервной системы и имеет в этой области патенты на изобретения, авторские свидетельства и книги.
Согласно его исследованиям, синдром дефицита внимания и гиперактивности – это следствие неэффективного распространения энергии по нервным волокнам. Ребёнок постоянно испытывает дискомфорт и даже боль. Он пытается найти положение, при котором эти ощущения уменьшаются, и физически не может находиться в покое. Со стороны это выглядит как повышенная физическая активность. Традиционные способы успокоить ребёнка здесь малоэффективны. Ведь уменьшение частоты поступления нервных сигналов в мозг снижает его работоспособность, не позволяет сосредоточиться и полноценно проявить заложенный умственный потенциал.
Более «официальное» определение причин заболевания даёт психолог, детский нейропсихолог Михаил Владимирский. Причины возникновения СДВГ он разделяет на биологические и социальные.
К биологическим относятся неблагоприятная наследственность и нарушения в период вынашивания ребёнка и/или непосредственно после родов. В итоге из-за возникших неврологических расстройств происходит недостаточная активация корковых структур головного мозга и больные СДВГ ищут более сильной стимуляции, которая присутствует в драках, азартных играх, экстремальном спорте.
К социальным причисляется ситуация хаоса в сознании период взросления ребёнка. Неудержимые информационные потоки с экранов телевизоров и гаджетов чреваты для детей потерей контроля над эмоциями и импульсивностью. В итоге при отсутствии грамотного наставника изменения могут нести клинический характер. Пресловутый клиповый стиль мышления молодёжи формируется клиповым стилем подачи медиаобразов. Подобная форма познания мира похожа на СДВГ до степени смешения.
СДВГ – синдром конфликта со школой?
Американский эволюционный нейропсихолог Питер Грей, не отрицая существования СДВГ, тем не менее с большим сомнением относится к количеству его носителей. В существенном завышении реальных цифр он обвиняет самую обыкновенную общеобразовательную школу.
Как свойственно учёным, он не грешит голословными утверждениями, а делает выводы из проведённых исследований. Так, в 16 разных школах с общим количеством учеников, превышающим 3000, учителей попросили заполнить стандартный диагностический опросник о нарушениях поведения детей. По результатам заполнения диагностировали СДВГ у 25% учеников начальной школы и 20% учеников средней школы. Получилось, что каждый четвертый ученик начальной школы и каждый пятый в средней школе психически нездоров. Остаётся надеяться, что это мнение американских педагогов и российские их коллеги относятся к своим подопечным более щадящим образом. Ведь там и обладателей диагноза в процентном отношении значительно больше. Питер Грей же разъясняет ситуацию так:
«Традиционно люди жили сообществами, а сообщества выигрывают от разнообразия. Кто-то более консервативен и сдержан, кто-то осторожен, а другой безрассуден и т. д. Каждый находит подходящую нишу и вносит свой особый вклад в общество.
Современная же школа требует единообразия, все должны делать одно и то же. Большинство приспосабливается. Диагноз ставится детям, которые конфликтуют с системой». И далее: «СДВГ можно назвать синдромом конфликта со школой».
В практическом смысле СДВГ – это неспособность ребёнка адаптироваться к условиям обычной школы. «Проблемный» ребёнок – источник постоянного раздражения учителей: он невнимателен, не выполняет заданий, мешает классу, вертится, болтает. Своё отношение к ученику, который мешает учиться и играть, находят свои способы выразить и одноклассники. И если говорить о школах, не готовых к особому отношению к детям с нестандартными потребностями, то такое образовательное учреждение становится пыткой для ребёнка. Последствия школьных переживаний преследуют человека многие годы.
Нужно заметить, что обучение в обычной школе может иметь и свои плюсы при неосложнённом диагнозе. Это возможность социализации среди сверстников и адаптации к жизни в обществе, адаптации к своим особенностям. Правда, об этом можно говорить только при наличии хороших педагогов, которые представляют себе особые потребности такого ребёнка.
Так как же помочь ребенку с СДВГ?
По российской статистике, СДВГ страдают около 4 % школьников, причём у мальчиков его диагностируют в 5–6 раз чаще, чем у девочек. Его обладателям от сомнений в существовании недуга не становится легче, ведь у них портятся отношения с родителями, сверстниками, да и с успеваемостью всё складывается не так, как хотелось бы.
Подборкой рекомендаций о том, как помочь таким детям, делится детский нейропсихолог Михаил Владимирский.
1. Соблюдайте дома условия неврологического здоровья:
- твёрдый режим дня (отдыха и питания);
- спокойная обстановка, порядок, минимум отвлечений;
- дружественные отношения со взрослыми. За правильное поведение (концентрацию внимания, пусть это всего лишь собирание кубиков) – немедленная похвала;
- спортивные игры с усложняющейся инструкцией;
- отсутствие телесных наказаний.
2. Желательны еженедельные занятия с нейропсихологом в присутствии взрослых, которые могут повторять их в течение недели дома.
3. Рекомендации Американской ассоциации СДВГ (ADDA)
- Постарайтесь удалить причины рассеивания внимания. Сажайте ученика с проблемами внимания поближе к учителю и ученикам с хорошим поведением, подальше от окон и одноклассников, которые могут отвлекать.
- Готовьте к смене занятий. Напоминайте ученику о предстоящих событиях (следующий урок, перемена, взять другой учебник). Перед особыми событиями, например экскурсией, повторите напоминание многократно!
- Разрешайте ученику двигаться или ёрзать. Дайте повод для физической активности: отправьте его за мелом или за водой, попросите очистить доску. Разрешите играть с мелкими объектами на парте, если это не отвлекает других.
- Не занимайте перемену уроками. Пусть дети играют. Игра тренирует фокусирование внимания при СДВГ.
Рекомендации Американской ассоциации родителей детей с СДВГ
- Предлагайте на выбор несколько игровых способов запоминания правописания слов.
- Структурируйте задания и дайте ребёнку план.
- Покажите видео с навыками написания сочинения и оставьте на видном месте ключевые пункты.
- Вовлекайте ребёнка в групповую работу.
- Ученики пишут ответы на доске, отвечают хором или показывают ладонью ответ на вопрос. Ладонь вверх значит «да», вниз – «нет», горизонтальная – «не знаю».
- Используйте наглядно-образное мышление. Пусть дети разыгрывают сценку или собирают модели.
Рекомендации учителям
1) С помощью учеников сформулируйте простые правила в позитивных формулировках. Повесьте их на стене. Пример:
- «Войдя в класс, прочти задание на доске и приступай к работе».
- «Сев на место, можешь тихо поговорить с соседом, пока учитель не начнёт урок».
2) Установите рутинные действия.
Домашнее задание всегда записывают на доске. Дежурные проверяют, что все задания записаны, а тетради собраны на проверку. После уроков одноклассники проверяют, что ученики с СДВГ правильно поняли задания.
3) Повышенное внимание детям с СДВГ.
Такие ученики более забывчивые, отвлекаемые и неорганизованные. Найдите им «шефа» – одноклассника, который напоминал бы им о текущем задании. Помогайте «шефам» в этой работе.
Лечение СДВГ, которое позитивно воздействует на любого ребёнка
Родион Кузнецов обращает внимание читателя на другие методы, а именно на использование физиотерапевтических воздействий. Нужно отметить, что такой подход может порадовать любого ребёнка, а не только обладателей неприятного диагноза.
Наиболее перспективным методом из существующих учёный считает создание новых рефлекторных путей с нервными волокнами высокой проводимости. Говоря проще, все занятия, которые доставляют радость, являются такими рефлексами. Неслучайно и обучение в виде игры обретает всё большую популярность.
«Найдите то, что доставляет вашему ребёнку настоящую радость. Не уход от реальности, а именно радость. И стройте школьное обучение вокруг этого занятия. Не заставляйте непоседу сидеть неподвижно, делая уроки. Пусть он каждые 5 минут попрыгает, пусть во время прыжков изучает счёт до 10. Если в это время он счастлив, то через 3–4 недели домашние занятия для него станут удовольствием. Постепенно уменьшайте время на физические упражнения и добавляйте спокойные занятия. Но не перегибайте палку.
Многие родители готовы усадить ребёнка на весь вечер за стол потому, что задали много уроков. Ни один ребёнок не способен высидеть более 45 минут. Помните, что ваша задача – не выучить всю школьную программу за один год, а создать у ребёнка рефлекс, связывающий учебу и удовольствие. Никто не знает его лучше вас. Пробуйте, экспериментируйте, советуйтесь со специалистами, но помните, что результатом должно быть удовольствие от учёбы».
Дополнительно напомним, что, конечно же, не следует забывать об оздоровительном массаже, плавании и ЛФК. В результате таких занятий происходит дополнительное раздражение рецепторов, увеличивается количество энергии, протекающей по нервным путям. Возможно, применительно к конкретному заболеванию эффективность таких воздействий не абсолютна. Однако они точно положительно влияют на иммунитет и способствуют получению массы позитивных эмоций. А это, как показывает практика, уже весьма эффективный путь к выздоровлению.
Как сделать будущее детям с СДВГ
Кем же вырастают дети с диагнозом СДВГ и стоит ли ставить крест на качественном образовании? Практика показывает, что от 25 до 50% из них теряют симптомы с возрастом. При отсутствии травли и дополнительных стрессов в школе у таких подростков и взрослых отклонений от нормы не наблюдается. В большинстве оставшихся случаев симптомы разной степени просматриваются, однако патологическими не являются. Дети, не умея сосредоточиться на школьных предметах, тем не менее вполне успешно работают с темами, которые им интересны. «Когда сыну что-то очень интересно, он зарывается в информацию как крот, – рассказывает мама ребёнка с диагнозом СДВГ. – Хотя обычно с ним очень тяжело: он импульсивен, оппозиционен, конфликтен, постоянно спорит…».
Худший вариант – когда ребёнка не понимают, считая, что его проблемы лишь плод плохого воспитания и нежелания «взять себя в руки». У таких детей портится здоровье, простуды следуют одна за другой с переходом в сопутствующие более сложные заболевания. Человек замыкается в себе, в нём возникает чувство социальной неадекватности и низкой самооценки. Ни к чему хорошему это, конечно, не приводит.
Как же сделать так, чтобы ребёнка-непоседу не травили в школе, не издевались над ним, а позволяли заниматься тем, что ему интересно и у него оставалось желание работать над собой? Семейное и дистанционное образование для многих становится выходом из непростой ситуации. Домашняя школа «ИнтернетУрок» позволяет полноценно осваивать школьные предметы в удобном темпе. Видеоурок можно остановить в любой момент, когда у ребёнка появится потребность подвигаться, «прокрутить» назад, если он отвлёкся и пропустил объяснение. По ряду предметов – алгебре, геометрии, физике – разработан специальные эффективные курсы обучения, позволяющие освоить школьную программу за меньшее количество уроков.
Всегда стоит помнить, что, если ребёнок с симптомами СДВГ, поддерживаемый родителями, находит силу и мужество, несмотря на сложности, продолжать заниматься, учиться работать со своими особенностями, брать обстоятельства в руки, то нередко он становится лидером в своем окружении и добивается больших успехов. Проявления синдрома в этом случае резко идут на убыль.
Поэтому, как бы ни было сложно с СДВГ, очень многое остаётся в ваших руках!
Источник