Депривационный синдром детей что это

Создайте Ваш сайт учителя
Курсы ПК и ППК
Видеоуроки
Олимпиады
Вебинары для учителей
- Главная
- Психологу
- Прочее
- Депривационный синдром у детей
ДЕПРИВАЦИОННЫЙ СИНДРОМ
Ещё сто лет назад приём грудного ребёнка в детский дом – приют для подкидышей – означал практически гибель в раннем возрасте. Даже в детской клинике “Шарите” в Берлине в конце девятнадцатого века умирало до 70% поступивших детей. Детские врачи и позже психологи, наблюдавшие за выжившими воспитанниками, обнаружили, что они значительно отстают в развитии от семейных сверстников, даже несмотря на тщательный медицинский уход со стороны персонала и обучение воспитателями. Английский педиатр Болби определил это отставание как депривационный синдром в связи с потерей матери. (Депривация – сенсорная недостаточность или недогрузка системы анализаторов, наблюдаемая у человека в условиях изоляции или при нарушении работы органов чувств). Регулярные исследования в Мюнхенском детском центре с применением методов функциональной диагностики показали, что детский депривационный синдром в первую очередь влияет на развитие речи и социальное развитие.
Дети из домов малютки оказались неспособны соответственно своему возрасту нормально общаться с другими детьми и со взрослыми, у них обнаруживаются нарушения социального развития. Они не умеют соблюдать дистанцию, чрезмерно пугливы, болезненно упрямы. Сильно страдает развитие речи. Дети плохо умеют играть, у них недостаточно развиты мелкие мышцы рук, страдает и грубая моторика (умение ходить, сидеть, ползать).
Чем дольше дети остаются в доме малютки, тем в большей степени от отстают в развитии. Это связано не столько с таким учреждением как детский дом сам по себе, сколько с тем, что отсутствует материнское внимание к ребенку. Ему не хватает ежедневного, ежечасного ласкового общения с лицом, которое заменило бы ему мать. Даже самые современные детские дома с идеальными бытовыми условиями и квалифицированным персоналом не в состоянии решить эту проблему. Наилучшим решением для малыша является усыновление.
Замечено, что отставание в развитии речи и в социальном развитии ребенка тем больше, чем больше персонала участвует в уходе за ребенком раннего возраста и чем чаще меняются воспитательницы. Грудные дети настолько чувствительны к каждой смене ухаживающих за ними лиц, что если одна женщина ухаживанет больше, чем за тремя младенцами одновременно, у них всегда возникает синдром депривации.
Следует отметить, что синдром депривации может возникать и у ребенка, воспитывающегося в семье, если мать не уделяет малышу достаточного внимания. Предоставленный самому себе, лишенный материнского внимания и ласки, ребенок точно так же, как и дети, растущие вне семьи, начинает отставать в развитии и проявлять различные признаки депривации. Отчасти поэтому в ряде европейских стран столь быстро решаются вопросы лишения матери родительских прав – женщину, которая проявляет к усыновленному ребенку истинную любовь и внимание, считают лучшей матерью, чем ту, что родила, но обделила материнской любовью.
Особенности восприятия ребенка таковы, что чем раньше он будет усыновлен, тем легче будет протекать процесс адаптации к нормальной семейной жизни, тем быстрее и проще ребенок преодолеет все последствия депривации. Дети, усыновленные в возрасте старше трех лет, почти всегда нуждаются в корректирующей работе педагогов и психологов, так как у них уже присутствуют нарушения социального развития. Дети, которых усыновили в раннем возрасте, позднее настолько похожи в манерах поведения, речи, жестах и мимике на приемных родителей, что их почти невозможно отличить от родных.
Для окружающих и близких усыновленного ребенка важно понимать, что депривационный синдром – не заболевание, а обозначение нарушений в развитии, которые могут быть скорректированы обучением, развивающей терапией, занятиями с психологом, а главное – самой жизнью в семье. Нельзя требовать от усыновленного малыша, чтобы он изменился в один день, словно по мановению волшебной палочки. Коррекция социальных нарушений требует терпения и понимания – проявления депривационного синдрома не являются ни “доказательством плохой генетики”, ни подтверждением “дурных наклонностей”. Ребенку нужно время для преодоления трагических обстоятельств, в результате которых он оказался без жизненно важной любви матери. И чем тактичнее и умнее будут все окружающие, тем быстрее и легче усыновленный ребенок преодолеет последствия этих обстоятельств.
Просмотр содержимого документа
«Депривационный синдром у детей»
Автор: Атанова Наталья Геннадьевна
Дата: 15.11.2015
Номер свидетельства: 253595
Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО
Добавить
свою работу
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после
добавления Вами Вашей работы на сайт
Удобный поиск материалов для учителей
Источник
Автор Ирина Кирьянова На чтение 7 мин. Просмотров 452 Опубликовано 24.12.2017
По мнению специалистов из области медицины, первые несколько лет после рождения ребенка, являются определяющим периодом в умственном и физиологическом развитии. Именно в этот временной отрезок потенциал развития ребенка имеет наивысшую степень, а само направление зависит от условий его обитания. Пребывание ребенка в условиях депривации приводит к тому, что темп развития снижается и в определенный момент времени, ребенок значительно уступает в развитии своим сверстникам. В данной статье мы рассмотрим, что такое материнская депривация и её последствия.
Как проявляется материнская депривация
Термин «депривация» переводится с латыни как «лишение» и используется для характеристики определенного состояния психики. Склонность ребенка к беспричинной агрессии, вымещение своих обид на сверстниках и депрессия, являются одним из проявлений недостатка материнской любви. Само понятие депривации обозначает психическое состояние человека, которое проявляется при невозможности удовлетворить собственные нужды. Существует множество различных стимулов, в которых нуждаются маленькие дети. К таким стимулам относятся потребность общения, познавание окружающего мира при помощи игры и множество других нужд.
Специалисты из области психологии говорят о том, что дефицит внимания со стороны родителей является основной причиной развития материнской депривации.
Если отойти от медицинских терминов, то можно сказать о том, что данное психическое расстройство вызывается недостатком близких контактов с родителями. Чаще всего термин «материнская депривация» используется в отношении детей-сирот и воспитанников неполноценных семей. Но важно обратить внимание на тот факт, что нередко подобные проблемы наблюдаются и в полноценных ячейках общества, которые полностью соответствуют нормам, установленных обществом.
По мнению специалистов из области психологии, синдром депривации у детей-сирот проявляется в виде различных отклонений в области психического развития. Чаще всего расстройства наблюдаются именно в тех функциях, что развиваются у младенцев, благодаря близкому контакту с матерью. Так как у младенца, лишенного образа матери, отсутствуют определенные акценты в восприятии окружающего мира, многие дети испытывают проблемы в общении с окружающими их людьми.
Специалисты говорят, что в полноценной семье младенец способен эмоционально идентифицировать родителей среди большого количества окружающих людей. Данная способность объясняется тем, что в подсознании младенца образ материи ассоциируется с заботой и теплотой. У детей-сирот отсутствует данная способность из-за того, что их эмоциональному развитию уделяется недостаточное внимание. Чаще всего такие дети предоставлены сами себе, что заставляет их самостоятельно познавать окружающий мир.
Даже при условии появления человека, который будет прикладывать усилия для налаживания контакта с малышом, лишённым родительской заботы, существует вероятность равнодушного отношения со стороны ребенка. Более того, последствия разрыва превращаются в своеобразный шрам на психике, с которым человек вынужден жить всю свою жизнь. По мнению ученых, ранний эмоциональный разрыв с матерью становится причиной глубоких психических изменений.
Депривация у детей-сирот проявляется в виде задержки интеллектуального развития и формирования неправильной модели поведения, а также видения окружающего мира. Многие воспитанники детских домов проявляют свою подозрительность и недоверчивость в отношении окружающих их людей. Обидчивость и мстительность вызваны недоверием и страхом предательства со стороны окружающих.
Проявление материнской депривации
Специалисты говорят о том, что первые признаки материнской депривации зарождаются на момент вынашивания плода. Отсутствие радости у будущей мамы негативно влияет на само развитие плода. По словам специалистов, многие «нежеланные» дети часто не соответствуют установленным нормам развития. Также врачи отмечают тот факт, что наличие негативных эмоций во время беременности, отрицательно сказывается на здоровье ребенка. Важно обратить внимание на тот факт, что для новорожденных детей мать является единственным источником удаления эмоционального «голода». Отсутствие физической и эмоциональной взаимосвязи между матерью и малышом может привести к катастрофическим последствиям для детской психики.
Следует обратить внимание на тот факт, что даже раннее прекращение депривации (прием сироты в новую семью) негативно отражается на состоянии ребенка. Несмотря на отсутствие отклонений в интеллектуальных функциях и поведенческой модели, многие дети, пережившие депривацию, страдают от проблем, связанных с развитием речевого аппарата. Ученые говорят о том, что чем раньше осуществилось избавление от депривации, тем ниже риск возможных отклонений в восприятии окружающего мира у ребенка. Согласно статистическим данным, у детей в возрасте до одного года наблюдаются нарушения работы речевого аппарата, интеллектуального развития и межличностных привязанностей.
Возможные последствия
Взаимосвязь между матерью и младенцем, позволяет последнему быть уверенным в собственной безопасности. Материнская депривация – это состояние, при котором ребенок утрачивает доверие к окружающим его людям. В школьном возрасте наличие депривации приводит к появлению невротических симптомов, которые проявляются в виде зависимости от мнения окружающих, низкой самооценке и навязчивых страхов.
Дети, воспитанные в условиях интерната, не ощущают себя частью социума, что приводит к проблемам в дальнейшей интеграции в общество. Помимо этого, у людей с подобной проблемой наблюдается неспособность любить и взаимодействовать с противоположным полом. Наличие душевных травм компенсируется агрессией, которая направляется не только в отношении других людей, но и собственной личности.
Отсутствие поддержки, внимания и заботы заставляет детей создавать ложные программы, направленные на деструкцию собственной личной жизни. В подобном состоянии человек находится в твердой уверенности собственной малозначительности для окружающего мира. Он не верит в любовь и в то, что способен сам кого-либо полюбить. Давайте рассмотрим психологический портрет человека с синдромом психической депривации:
- Гиперактивность и проблемы с концентрацией внимания.
- Упрямство, низкая самооценка и агрессия к окружающему миру.
- Беспричинные фобии, нарушение психоэмоционального баланса.
- Замкнутость в собственном мире, отставание от сверстников в интеллектуальном развитии.
- Отсутствие умения взаимодействовать с окружающими людьми.
- Нарушения в развитии когнитивных навыков.
- Эмоциональная нестабильность, апатия, отсутствие желания изменить свою жизнь к лучшему.
Следует понимать, что факт наличия материнской депривации, напрямую отражается на будущем потомстве ребенка. По словам психологов, дети-сироты редко обладают способностью построить крепкие отношения с противоположным полом, и не понимают в полной мере важность создания «ячейки общества». Ощущение собственной малозначительности и внутренняя опустошённость приводит к тому, что у человека возникает беспокойная привязанность.
Подобные проблемы, перенесенные во взрослую модель поведения, выражаются в потребности ощущать поддержку от окружающих и получить их любовь. Чаще всего подобные проявления характера выражаются в виде ипохондрии, частой смене половых партнеров и самоистязании. Опасность материнской депривации заключается в том, что люди, страдающие от этого синдрома, перекладывают свой «психологический груз» на будущее потомство.
По мнению психологов, биологическая привязанность младенца к материи имеет особую важность в формировании сознания. Данный фактор является своеобразной базой для формирования личности и фундамента поведенческой модели.
Заключение
Многие психологи объясняют феномен массового распространения синдрома депривации тем, что многие люди безответственно подходят к вопросу деторождения. Беременность является одним из важных этапов человеческой жизни, к которому следует подойти осознанно. Во время процесса вынашивания плода, очень важно испытывать положительные эмоции, так как ребенок подсознательно воспринимает чувства, которые испытывает мать. Беременность должна являться сознательным выбором, поэтому женщина должна быть готова полностью посвятить младенцу несколько лет своей жизни.
Детям, столкнувшимся с материнской депривацией, сложно изменить свой взгляд на устройство мира. Для того чтобы заслужить доверие детей-сирот, следует оказывать им постоянную заботу и пытаться построить эмоциональную взаимосвязь. Чтобы преодолеть враждебность и недоверие, важно дать почувствовать ребенку его значимость в вашей жизни.
Источник
От автора: Очень часто приходится сталкиваться с такой современной бедой нынешнего времени – родители совершенно не хотят заниматься воспитанием своих детей, отстраняются от воспитания, мотивируя это тем, что они работают, у них нет времени, они не знают, что делать с их непослушным ребёнком (подростком) и т.п. А порой, родители просто живут своей жизнью, так как будто у них нет ребёнка. Живут в своё удовольствие, очень часто злоупотребляя алкоголем. В связи с этим дети испытывают депривацию, со стороны родителей – недополучают элементарного внимания, заботы, ласки, Любви!
Родительская депривация или синдром «недолюбленности»
Депривация (лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, вызванное лишением самых необходимых жизненных потребностей (таких как сон, пища, жилище, общение ребёнка с отцом или матерью, и т. п.) либо лишением благ, к которым человек был привычен долгое время.
В данной статье речь пойдёт именно о депривации родительской, выражающейся в недостаточном воспитании, заботе, эмоционально тёплого и близкого общения, Любви и ласки (гипоопека) либо гиперопеки над ребёнком, либо отсутствия единого воспитательного стиля у родителей (всё это в авторской интерпретации – синдром «недолюбленности»).
Спектр психических, психосоматических расстройств, тесно связанных с родительской депривацией, очень широк. В литературе сложилось единодушное мнение о важности родительского (прежде всего материнского) воспитания ребенка особенно в периоде до 3-х лет. По мнению J. Bowlby, 1952, у ребенка, находящегося в условиях недостаточности эмоциональной теплоты и не привязанного к матери, развиваются существенные нарушения психического здоровья, тесно связанные со стойкостью и длительностью материнской депривации. В Международной классификации психических расстройств (МКБ-10) они выделены в отдельную рубрику как “расстройства привязанности” (F93) [2]. Синдром недолюбленности может быть сформирован у ребёнка начиная с внутриутробного периода и заканчивая старшим подростковым возрастом (а может быть и чуть позже). В общем, до тех пор, пока психика ребёнка ещё не окрепла и не сформировалась.
Дети, у которых наблюдается синдром недолюбленности, в анамнезе имеют диагнозы перинатальной энцефалопатии (ПЭП), резидуальной энцефалопатии (РЭП), минимальные мозговые дисфункции (ММД), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), задержка психического развития (ЗПР), логопедические диагнозы (в основном общее недоразвитие речи, дислалия, дизартрия).
В эмоциональной сфере наблюдается непонимание (и нарушения) ребёнком социальных норм и правил поведения, невротические реакции, неврозоподобные состояния; истерические реакции на неудовлетворение их желаний; повышенная эмоциональность, раздражительность, возбудимость, при бедности эмоциональных реакций; повышенный или пониженный эмоциональный фон.
В поведении таких детей можно выделить Реактивный тип, Астеничный тип, Ригидный тип [4].
Реактивный тип. Присутствие учителей или родителей не является для таких детей сдерживающим фактором. Они и при взрослых ведут себя так, как остальные ведут себя только в их отсутствие. Попытки сдержать реактивного ребёнка приводят к тому, что он начинает действовать по принципу отпущенной пружины. Именно такие дети доставляют больше всего хлопот и неприятностей родителям, учителям и друзьям, но и сами от этого страдают. Часто лезут со своей инициативой везде и всюду, стремятся завладеть чужим вниманием. Лезут помогать, кому надо и не надо, бывают очень навязчивы. Из-за этого часто бывают отвергаемы сверстниками и родителями. Что вторично пробуждает и усиливает их травму недолюбленности. Из-за этого могут наблюдаться протестное поведение, противопоставление себя сверстникам и взрослым (в частности – учителям).
Астеничный тип. Астеничные дети обычно отличаются бедностью сферы представлений. В силу своей ограниченности внутренний опыт этих детей бывает очень специфичным. Поэтому они часто выглядят необычными, кажутся задумчивыми, уходят в себя, нередко дают странные, нестандартные ответы. Некоторые эту специфичность принимают за талантливость. Для астеничных детей характерна эмоциональная инертность, вялость. Лёгкие положительные эмоции оказывают на них энергетизирующее влияние, но сильные – истощают.
Ригидный тип. Такие дети часто очень медлительны, долго могут «раскачиваться». Ригидные дети с большей задержкой, чем другие, отвечают на вопросы, долго думают.
Помимо этого в младшем и старшем подростковом возрасте у таких детей часто начинают формироваться и проявляться акцентуации характера [1] (нельзя с полной уверенностью сказать, какие конкретно акцентуации являются причиной недолюбленности, но то, что некоторые из них являются следствием именно родительской недолюбленности – это факт, который подтверждается на консультациях с такими детьми и/или их родителями. Выясняя особенности воспитания родителями детей, распутывая клубок непростых отношений между ними и, зная характеристики акцентуаций, приходишь к логическому выводу, что такие проблемы у детей не могли не возникнуть). Именно следствием недолюбленности, в этом возрасте может наблюдаться девиантное, делинквентное поведение. Реакции протестного поведения, противопоставления себя взрослым, демонстративность, негативизм, злобность, вспышки ярости и гнева и другого аффективного и неадекватного поведения могут достигать своего пика. Своим поведением, эти дети как бы говорят своим родителям (и учителям) – любите нас! Дайте нам Любви!
Есть и другой вариант проявления синдрома недолюбленности, когда дети очень застенчивы, замкнуты, неконтактны, молчаливы, боязливы, тревожны.
Часто у детей страдающих синдромом недолюбленности, в младшем и даже среднем школьном возрасте наблюдается проявление ябидничания, частые жалобы на других, даже по самому незначительному поводу.
В поведении такие дети могут быть очень навязчивыми, прилипчивыми. Относительно часто такие дети могут начать неосознано манипулировать своими родителями, выпрашивая (или требуя – шантажируя) у них подарков, любого рода поощрений, привилегий за хорошее поведение, послушание, учёбу, помощь по дому и т.п.
Интеллектуальная и познавательная сфера детей с синдромом недолюбленности страдает не всегда. Однако наблюдается большой спектр проблем, среди которых, как уже говорилось, дети с минимальными мозговыми дисфункциями, задержка психического развития, проблемы с кратковременной памятью, неустойчивое внимание и т.д.
Что касается Задержки психического развития, то тут из четырёх видов можно выделить следующие [3]:
З.П.Р. – психогенного происхождения, следствие не благоприятных условий воспитания. В силу психогенной ситуации, сила зависит от времени воздействия – чем раньше и чем тяжелее интенсивность воздействия, тем тяжелее задержка, тем более вероятно характерное формирование личности. Не благоприятные условия: гиперопека, безнадзорность, в результате которой З.П.Р. может привести к патологическому развитию личности по не устойчивому типу. Проявляется в импульсивности, не способности сдерживать свои эмоции и желания, не сформировано чувство долга и ответственности. Гиперопека формирует эгоцентризм, установки тормозящие развитие воли, жестокое и грубое отношение с ребенком приводит к невротическому развитию личности. З.П.Р. проявляяется в отсутствии инициативы, не самостоятельности и робости.
З.П.Р. конституционального происхождения – инфантильная психика сочетается с инфантильным телосложением. Детская пластичность мимики и моторики. Развитие эмоциональной сферы соответствует более раннему возрастному этапу. Эмоции яркие и живые, в поведении преобладают эмоциональные реакции. В деятельности доминирует игровой интерес, отмечается внушаемость и не самостоятельность. Неутомимость в игре, могут играть часами. В игре много элементов творчества и фантазии. В интеллектуальной деятельности быстро наступает пресыщение. Проблемы возникают при поступлении в школу, нет интереса к учебе, не сформированы представления о дисциплине, затрудненно формирование социальной позиции школьника. Эмоциональная незрелость затрудняет адаптацию ребенка в коллективе. Возможно патохарактерологическое формирование личности по не устойчивому типу.
З.П.Р. – соматогенного происхождения, эмоциональная незрелость обусловлена длительным хроническим заболеванием, пороками физического развития внутренних органов, после операций, при сахарном диабете, бронхиальной астме, патологии желудочно- кишечного тракта. Физическая и психическая астенизация, формируется робость, боязливость, не уверенность в себе, не способность к самостоятельному принятию решения, зависимость и безынициативность. Этому способствует режим жестких ограничений и контроля, фактор искусственной инфантилизации, гиперопека.
Исследования показывают [1], что у детей с синдромом недолюбленности наблюдается повышенный уровень заболеваемости вирусными, респираторными заболеваниями, хроническими соматическими и психосоматическими заболеваниями, психическими отклонениями. Именно среди таких детей наблюдается повышенный процент самоубийств, саморазрушительного поведения, алкоголизации, наркомании, преступления с особой жестокостью.
И естественно, в эмоциональной сфере таких детей наблюдается заниженная самооценка, эгоцентризм, высокомерие, самомнение, ощущение безысходности, фатальности, комплекс мученика и жертвы, непринятие себя и нелюбовь к себе. Так же может наблюдаться непринятие своей половой принадлежности (точнее выразиться – непринятие в себе женщины, для девочек/девушек; непринятие в себе мужчины, для мальчиков/парней).
Хотелось бы также отметить, что при синдроме недолюбленности очень часто страдает мотивационная сфера. У таких детей отсутствует либо снижена мотивация, в частности к обучению. Часто такие дети апатичны, безынициативны, пессиместичны – всё это прямое следствие недолюбленности и недопонятости родителями!
И ещё много, много другого…
P.S. Дорогие родители! Ребенку нужны и мать, и отец. Мать творит духовный мир, отец – творец материального мира. Родители, которые уже освоились в нынешнем физическом мире, обязаны учить ребенка, чтобы и он освоился, умел оставаться самим собой в любой жизненной ситуации.
Ребенок видит мир таким, какова атмосфера в его семье. А детские болезни – это следствие отчуждения между родителями.
Любите своих детей! Больше уделяйте им ИСКРЕННЕГО внимания. Чаще говорите им, что вы их Любите. Обнимайте их не менее четырёх раз в день. Разговаривая с ребёнком, смотрите ему прямо в глаза. Помните, что ему (ребёнку) ОЧЕНЬ необходимо эмоционально-тёплое отношение к нему. Он постоянно ждёт от вас Любви, заботы и понимания его души!
Список источников
- Оден М. Изучение любви.
- Пережогин Л. О., Девятова О. Е. Диагностика и коррекция психических расстройств, возникающих у несовершеннолетних вследствие семейной депривации.
- Специальная психология, под ред. Лубовского
- Ясюкова Л.А., Пугач В.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕНСАЦИЯ НАРУШЕНИЙ ВНИМАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ. Методические рекомендации для учителей начальной школы.
[1] Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний. Крайний вариант нормы. Считается, что с возрастом, в большинстве случаев, компенсируется. В неблагоприятных случаях переходит в психопатию.
* при копировании материала, ссылка на сайт b17 обязательна!
Источник