Дети с синдромом дауна архангельск

ПРИНЦИПЫ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА
Жизнь ребёнка в семье
Семья является максимально благоприятной средой для ребенка. Без постоянно близких отношений, которые могут быть обеспечены только в семье, полноценное развитие ребенка невозможно.
Современные исследования говорят, что проживание ребенка в закрытых учреждениях (детских домах, интернатах) оказывают непоправимый вред, а семья обеспечивает необходимые базовые условия для развития ребенка.
Раннее выявление и раннее начало
Специалисты отделения раннего вмешательства владеют методами оценки развития детей младенческого и раннего возраста, диагностическими скринингами нарушения слуха и зрения, что дает возможность определить возможные трудности еще на ранних этапах жизни ребенка, что дает возможность проведения программ ранней помощи, предупреждающих появление вторичных осложнений.
Например, ранняя диагностика нарушения слуха и своевременная поддержка дает возможность ребенку овладеть речью.
Междисциплинарный подход
В отделении раннего вмешательства работает междисциплинарная команда специалистов:
- Аксенова Ольга Женадьевна Заведующая отделением, логопед
- Шаркова Надежда Павловна Врач-невролог, педиатр развития, физический терапевт (специалист по развитию движений)
- Павлова Светлана Владимировна Специальный педагог (дефектолог), специалист по соц. работе
- Чекина Ирина Александровна Социальный педагог, специалист по соц. работе
- Лещенко Светлана Валерьевна Специальный педагог (дефектолог)
- Ларионова Анастасия Владимировна Специальный педагог (дефектолог), координаторр по иппотерапии
- Морева Юлия Владимировна Психолог, специальный педагог (дефектолог)
Командный подход позволяет грамотно оценить ребенка по всем направлениям, разработать индивидуальную программу развития с использованием современных подходов. На приемах с семьей участвуют сразу несколько специалистов в зависимости от потребностей семьи и ребенка.
Родители – как член команды
Родители принимают активное участие в оценке развития ребенка. Мнение родителей учитывается всеми специалистами. На всех приемах родители участвуют как члены команды. Родители овладевают современными подходами в развитии и воспитании ребенка.
Динамическая оценка
В оценке ребенка команда раннего вмешательства не ориентируется на так называемый «дефект», а отталкивается от сильных сторон ребенка. Проводя регулярную оценку , мы ориентируемся на достижения ребенка, сравнивая его с самим собой, а не с существующей в сознании людей «нормой».
Опора на сильные стороны ребенка и семьи
В каждом ребенке и в каждой семье есть определенные ресурсы и возможности. Самое главное постараться их найти и использовать для развития ребенка.
Акцент на коммуникацию
Каждый ребенок должен быть услышанным и понятым, Поддержка и развитие коммуникации (общения) является целью и средством программы раннего вмешательства. Для некоторых детей средствами коммуникации будут являться жесты, картинки, пиктограммы или более сложные технологии.
Программы коммуникации предполагают помощь семьям в понимании потребностей детей с нарушениями зрения, слуха, контакта, двигательными и когнитивными особенностями.
Нормализация жизни
Для семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями очень важной является возможность быть такими как все: общаться с другими родителями и детьми, играть, развиваться, справлять дни рождения, праздники, ходить в походы, развлекаться, заниматься творчеством.
Позитивный образ ребенка и родителя
Ребенок с нарушениями развития прежде всего остается просто ребенком. За всеми его проблемами и нарушениями очень важно видеть в нем то позитивное, что иногда не просто рассмотреть с первого взгляда. Каждый ребенок способен развиваться. У каждого ребенка есть то свое, что вызывает симпатию и уважение к нему. Специалисты так общаются с ребенком, что он чувствует радость и уверенность в семье, а родители чувствуют себя хорошими родителями.
Для родителей очень важно, чтобы их ребенка принимали с добрыми и теплыми чувствами.
А специалистам необходимо увидеть в семье (и в родителях, и в ребенке) тот потенциал, который они смогут развивать.
Уважение к личности ребенка и родителям
Принимая ребенка независимо от его нарушений (формирование позитивного образа ребенка), уважая личность родителей , сотрудники службы принимают мнение родителей о ребенке, их личный опыт, ожидания и решения.
Наша задача – найти совместно с родителями программу помощи, гармонично вписывающуюся в их образ жизни.
Открытость
В нашу службу может обратиться любая семья, имеющая вопросы по воспитанию и развитию ребенка, независимо от того, установлен ли статус инвалидности, уточнен или нет диагноз. Своевременная программа помощи может улучшить ситуацию, не дожидаясь, когда проблемы приведут к инвалидности.
Доступность
Наш центр находится в центре города, в легкодоступном месте. К принципу доступности относится также финансовая доступность, то есть бесплатность программы помощи. Этот принцип позволяет добиться того, что бы все нуждающиеся в программах раннего вмешательства семьи могли их получить.
Научность и доказательность
Практика раннего вмешательства строится на интеграции современных исследований, научно-обоснованных методах, с учетом экспертного мнения специалистов и семей. Все доказательства эффективности программ можно разделить на «внутренние» и «внешние».
Внутренние доказательства основываются на обоснованных мнениях клиницистов, результатах проводимой оценки и мониторинге результатов программ, а также систематической оценке мнения получателей услуг, то есть семьи и ребенка. Внешние доказательства основываются на эмпирических исследованиях, опубликованных в научных журналах, рецензируемых специалистами в данной области.
■ ■ ■
СИНДРОМ ДАУНА
Что такое синдром Дауна?
Синдром Дауна – одно из самых распространенных генетических нарушений. Частота рождения детей с синдромом Дауна составляет примерно 1 на 600-800 новорожденных. Очень часто в нашей стране используется термин «болезнь Дауна». Причем нередко говорится, что это неизлечимая болезнь. Многие также уверяют, что состояние ребенка зависит от того, имеется ли у него болезнь или синдром. Подобные утверждения являются крайне некорректными и даже абсурдными.
Синдром Дауна не является болезнью Слово «синдром» означает определенный набор признаков или особенностей. Впервые признаки людей с синдромом Дауна описал английский врач Джон Лэнгдон Даун в 1866 году. Его имя и послужило названием для данного синдрома – синдрома Дауна. Однако лишь в 1959 году ученый Жаром Лежен обнаружил причину синдрома – это лишняя хромосома.
Каждая клетка человеческого тела обычно содержит 46 хромосом. Хромосомы несут в себе признаки, которые наследует человек от родителей, и расположены они парами, одна половина хромосом наследуется от матери, другая от отца. У людей с синдромом Дауна 21-й присутствует дополнительная хромосома, то есть имеет место так называемая трисомия, поэтому в клетках организма оказывается по 47 хромосом.
Диагноз «синдром Дауна» может быть поставлен только врачом-генетиком с помощью анализа крови, показывающего наличие лишней хромосомы. Дети с синдромом Дауна рождаются с одинаковой частотой во всех странах мира, независимо от уровня благосостояния или экологии.
Такие дети рождаются в семье академиков, президентов и безработных. Появление ребенка с синдромом Дауна не зависит от образа жизни, уровня образования или социального положения родителей. Ничьей вины в появлении такого ребенка на свет нет.
Чем отличается малыш с синдромом Дауна от других детей?
Наличие этой дополнительной хромосомы обуславливает появление ряда физиологических особенностей, вследствие которых ребенок будет медленнее, чем его ровесники, развиваться и проходить общие для всех детей этапы развития.
Раньше считалось, что все люди с синдромом Дауна имеют тяжелую степень умственной отсталости и не поддаются обучению. Современные исследования показывают, что практически все люди с синдромом Дауна отстают в интеллектуальном развитии, но внутри этой группы их интеллектуальный уровень сильно различается от незначительного отставания до средней и тяжелой степени отставания.
Все-таки большинство детей с Синдромом Дауна могут научиться ходить, говорить, читать, писать и, вообще, делать большую часть того, что умеют делать другие дети, нужно лишь обеспечить им адекватную среду жизни и соответствующие программы обучения.
Люди с синдромом Дауна могут гораздо лучше развивать свои способности, если они живут в атмосфере любви, если в детстве они занимаются по программам ранней помощи, если они поучают специальное образование, надлежащее медицинское обслуживание и ощущают позитивное отношение к себе.
(информация предоставлена в буклете по синдрому Дауна Санкт-Петербургского института раннего вмешательства)
Если у вас родился ребёнок с синдромом Дауна, то в отделении раннего вмешательства:
- Вы можете оценить развитие своего ребенка;
- Будете посещать индивидуальные и групповые занятия;
- Встретитесь и сможете общаться с другими родителями, имеющими детей с подобными проблемами;
- Пользоваться имеющейся в отделении литературой;
- Посещать лекотеку и сенсорную комнату;
- Сможете получать поддержку междисциплинарной команды специалистов.
Источник
Каждый урок по нейрокоррекции состоит из дыхательных, двигательных и когнитивных упражнений.
Фото: НО ДО «Счастливое детство»
Поделиться
Педагоги архангельского Центра реабилитации и социальной адаптации «Другая сторона» — АНО ДО «Счастливое детство» реализовали в Архангельске проект по детской нейрокоррекции. Организация выиграла президентский грант, благодаря чему идея о создании кабинета нейромоторной коррекции воплотилась в жизнь.
Если говорить официальным языком, главная цель проекта — адаптировать детей в обществе и повысить их уровень качества жизни. Но как это работает на практике?
Родители должны быть готовы ко всему
Все начинается с беседы с родителями. Педагог центра, клинический психолог, нейропсихолог, АВА-терапист Надежда Прокофьева по специальным протоколам разбирает, какие факторы могут или уже повлияли на задержку развития ребенка.
Далее специалист общается с малышом, с помощью диагностических методик смотрит, в каких участках мозга идут нарушения. После этого Надежда разрабатывает для каждого индивидуальную программу и на ее основе проводит занятия. Один курс длится примерно два-три месяца, он рассчитан на 21 занятие по два раза в неделю, от 40 до 80 минут.
— В центре мы работаем с детьми с разными диагнозами — расстройство аутистического спектра, аутизм, синдром Дауна, различные задержки развития слуха, зрения. Работа по нейрокоррекции с детьми, у которых есть РАС, осложнена тем, что у детей может проявиться нежелательное поведение. Поэтому иногда на специалиста ложится дополнительная нагрузка — занятия приходится отложить и начать работу по коррекции поведения, а это может затянуться на два и три месяца, — отмечает Надежда Прокофьева.
«Советский психолог и врач-невропатолог Александр Лурия разработал систему, основанную на трех функциональных блоках мозга»
Надежда Прокофьева
Дыхание и движение помогают чувствовать себя и свое тело
Каждый урок по нейрокоррекции состоит из дыхательных, двигательных и когнитивных упражнений. Дыхательные способствуют релаксации и саморегуляции, ребенок учится владеть своим телом, чувствовать его, благодаря чему улучшается его психическое здоровье.
Как занимаются с детьми
— Мы делаем растяжку, двигаемся, ползаем, играем с мячом, используем методы арт-терапии. Если необходимо, подключаем массаж речевого аппарата. Затем переходим к занятиям на развитие внимания, памяти, мышления. Как правило, все они построены в игровой форме, — объясняет Надежда Прокофьева. — Каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Приведу пример: есть дети, которым тяжело даже лечь на коврик. Поэтому все задания приходится адаптировать и подстраивать под малышей. В целом программа построена таким образом, что с каждым разом упражнения усложняются.
«Нейрокоррекцией с детьми можно заниматься с 3 до 12 лет. Эти занятия больше подойдут тем детям, которые понимают обращенную речь»
Надежда Прокофьева
Специалисты отмечают — эффективность занятий для ребенка зависит в том числе и от родителей. Если с нормотипичным ребенком можно просто начать заниматься, то особенным детям к занятиям нужно готовиться. Кроме этого, часто занятия приходится дублировать.
— После того как я прописываю план занятия и провожу его с ребенком, план отдается родителям. Поскольку дети особенные, упражнения обязательно нужно прорабатывать и закреплять дома. Родители это хорошо понимают и работают. Для них это тоже дополнительная коммуникация с ребенком, хорошая эмоциональная зарядка. Многие отмечают, что дети стали раскрепощеннее, увереннее. Конечно, 21 занятия недостаточно, и такая работа с детьми должна идти на постоянной основе. Тем более что ребятам наши занятия очень нравятся, — говорит специалист.
Без АВА-терапии не обойтись
Далее дети начинают заниматься в группах, запускается процесс социализации. Под конец курса педагоги отмечают: ребенок начинает лучше понимать инструкции, обращенную речь, учится строить контакт с окружающими.
— Расстройство аутистического спектра — это тяжелое нарушение. Поэтому нейрокоррекция является дополнением к АВА-терапии, на которой строится основная работа с детьми с аутизмом. Если на занятиях мы более глубоко смотрим в причины задержки в развитии, то с помощью методик прикладного анализа поведения отрабатываем навыки. Лепим мы, занимаемся физкультурой или танцуем — так или иначе мы всеми силами стараемся, чтобы ребенок делал это сам, а «не рука в руке» с педагогом, как бывает в некоторых центрах, — считает Надежда Прокофьева.
Вместо педагога — метроном
Кроме этого, благодаря президентскому гранту в центре появился интерактивный метроном. Это специальная программа, установленная на компьютере, которая анализирует и диагностирует состояние ребенка, а после чего предлагает занятия и упражнения, над которыми необходимо работать. Получается, все то же самое, над чем работает Надежда, только процесс автоматизированный.
Поделиться
— На руки и ноги ребенка крепятся специальные датчики, по которым программа отслеживает, выполнено задание или нет. Компьютер отображает правильно и неправильно сделанные реакции, все это группируется, и следующие задания выдаются с учетом проделанной работы по степени сложности, — объясняет педагог.
Поделиться
Подготовка к школе начинается уже в октябре
Кроме этого проекта, педагоги центра «Другая сторона» уже начали готовить дошколят с РАС к новому учебному году. Проект по подготовке к школе впервые реализовали в 2018 году. По его результатам многие родители очень просили продолжить такую работу. В этом году организация выиграла президентский грант на реализацию второго проекта по подготовке детей к школе «Будущий первоклассник».
— Независимо от того, в какую школу пойдет ребенок, в коррекционную или общеобразовательную, к этому надо готовиться. Первый год в школе — стресс и для нормотипичного ребенка, а для детей с РАС двойной удар. Весь первый год ребенок тратит на то, чтобы адаптироваться к новым условиям, требованиям, ситуациям и людям, учится навыкам взаимодействия. За это время ему еще необходимо освоить общеобразовательную программу, что очень сложно физически. Поэтому наши дети должны быть еще более подготовлены к первому классу. К первому классу все наши дети учатся считать до десяти, читать, писать. Научиться этому в период адаптации в школе нереально, поэтому мы начинаем заранее и работаем основательно, — объяснила руководитель центра «Другая сторона» Анна Клиндюк.
Дети работают индивидуально и в мини-группах от четырех до шести детей, педагог занимается с ними по школьной программе.
Центр «Другая сторона» работает в Архангельске с 2015 года. Здесь проходят занятия с детьми по АВА-терапии, где у детей формируют основные навыки, занимаются развитием речи, игротерапией, творчеством и физической культурой. Кроме этого, при центре работает детский сад для детей с особыми образовательными потребностями. Подробнее о работе центра можно узнать по контактам ниже.
Источник
С синдромом Дауна, по статистике, на свет появляется каждый 700-800 ребенок в мире. Это – особенные дети, но им также нужна любовь, уважение и общение. В Международный день человека с синдромом Дауна мы вспомнили благотворительные фонды, центры и организации, которые помогают таким детям и их родителям.
Даунсайд Ап
Лица фонда: управляющий директор «ВТБ Капитал» Кирилл Громов, бизнесмен Марлен Манасов, член Совета Директоров ПАО «Акрон» Николай Арутюнов.
Благотворительная организация работает над повышением качества жизни людей с синдромом Дауна. Фонд принимает и денежные пожертвования, и сладкие гостинцы (фрукты и печенье), и другую помощь: от переводов до дизайна и разработки информационных и рекламных материалов.
Синдром любви
Лица фонда: первый заместитель генерального директора Mail.Ru Group, исполнительный директор ВКонтакте Дмитрий Сергеев, актриса и телеведущая Эвелина Бледанс, журналист Дмитрий Дибров, худрук Большого Московского государственного цирка Аскольд Запашный и другие.
«Синдром любви» помогает людям с генетическими особенностями получить образование и найти работу, заниматься спортом и творчеством. В фонде дейсвтует специальная программа для детей дошкольного возраста, которые не ходят в детский сад.
«Упсала цирк»
Единственный в мире цирк для хулиганов работает в Петербурге с 2000 года. В 2007 году там появилась группа «Особый ребенок», где занимаются дети с синдромом Дауна. Воспитанники «Упсала цирка» занимаются акробатикой, жонглированием, современным искусством, паркуром и брейкдансом и другими направлениями уличной культуры. Педагоги развивают потенциал детей, мотивируя их прыгнуть «выше головы» в прямом и буквальном смысле.
Время перемен
Региональная общественная организация «Время Перемен» находится в Москве и содействует защите прав и интересов людей с синдромом Дауна и членов их семей. «Время перемен» сначала было еженедельными собраниями родителей детей с синдромом Дауна, а вскоре превратилось в благотворительную организацию.
Подопечные организации участвуют в театральных и танцевальных постановках, они ходят на концерты классической музыки, участвуют в выставках, одним словом, живут активной жизнью.
Центр лечебной педагогики (ЦЛП), Москва
ЦЛП существует около 30 лет и помогает всем детям с особенностями развития и семьям, которые таких детей воспитывают.
Главные принципы центра – каждый ребенок уникален и неповторим, он заслуживает любви, уважения и достойного будущего. Чтобы стать частью общества, ребенок должен получить образование и реализовать свои таланты.
«Инновационный центр „Сияние“», Нижний Новгород
Организация объединяет родителей и других законных представителей детей с синдромом Дауна, детей с другой интеллектуальной недостаточностью, а также взрослых с синдромом Дауна.
Фонд защищает права детей с синдромом Дауна и их родственников, помогает детям развиваться и адаптироваться к жизни в обществе.
Центр «Сияние» в Нижнем Новгороде появился благодаря активным родителям. Одна из них – Светлана Рашванд была гостьей программы «ЗаДело!».
Даун-Центр, Санкт-Петербург
«Даун-Центр» – крупнейшая в Петербурге организация, помогающая детям с синдромом Дауна и их родителям.
«В Даун-Центре мы пытаемся помочь друг другу найти правильный путь для себя, для наших детей, для взрослых «особых» людей, живущих рядом с нами. Здесь мы стараемся организовать как можно больше доступных занятий для наших “солнечных” детей разных возрастов. Мы организуем много разных интересных и объединяющих нас событий: праздники, экскурсии и походы в театры и другие любопытные места. Наша организация может помочь узнать о правах ребенка с синдромом Дауна и его семьи».
Свердловская региональная общественная организация инвалидов «Солнечные дети»
У «Солнечных детей» – больше 300 подопечных из Екатеринбурга и других городов Свердловской области.
Волонтеры оказывают семьям психологическую и информационную поддержку, работают над изменением отношения общества к «солнечным детям», помогают устраивать детей с синдромом Дауна в приемные семьи. У фонда есть специальные программы по оказанию ранней помощи детям младше трех лет и специальные занятия по социализации и развитию детей.
Благотворительный фонд «ВладМама», Владивосток
У приморского фонда «Владмама» есть специальная программа «Особые дети». Сотрудники НКО оказывают таким детям социальную, правовую и психологическую поддержку, помогают им получать образование, развивать таланты, социализироваться.
Центр поддержки семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии «Дети-лучики»
В краснодарском центре есть программы для работы с «солнечными детьми» разных возрастов. Дошкольников готовят к школе, у них развивают мелкую моторику, учат их общаться с другими детьми.
У детей школьного возраста педагоги воспитывают чувство уверенности в себе, аккуратность, ответственность. Для подростков в центре есть профориентационная программа.
С детьми работают логопеды, дефектологи, олигофренопедагоги, психологи, все занятия в центре – бесплатные.
Читайте также
Люди с синдромом Дауна: актеры, юристы и рестораторы
Источник