Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью скачать
Здесь находятся книги и пособия для родителей, психологов, педагогов и других специалистов, которые работают и живут с детьми с СДВ(Г)
ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
Автор: Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С.
Проблема гиперактивности весьма актуальна и междисциплинарна. Данная монография — одна из первых попыток реализации комплексного подхода не только на уровне теории, но и на уровне ее практического применения. В книге представлен опыт врачей, психологов и педагогов. В книге освещены многие важные темы, которые будут интересны как специалистам, работающим с данной проблемой, так и родителям гиперактивных детей. Распространенность и причины синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Признаки заболевания и сопутствующие расстройства. Диагностика и различные методы лечения СДВГ. Программа тренинга для родителей и детей. Обучение и коррекционные занятия для ребенка с СДВГ. Рекомендации для родителей, педагогов и воспитателей.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. – “Шпаргалка для взрослых”
Соавтор: Елена Константиновна Лютова-Робертс, кандидат психологических наук, член Британского психологического общества (BPS), детский практический психолог, психолог-консультант (Лондон), автор книг по детской практической психологии и психологическому консультированию.
Книга поможет научиться понимать “сложных” детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними.
Авторы предлагают конкретные рекомендации по выявлению симптомов гиперактивности, агрессивности, тревожности, аутизма у детей.
В книге содержится подробное описание практических приемов, игр и упражнений, способствующих адаптации таких “проблемных” детей, а также советы родителям.
Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей
Книга посвящена одному из наиболее распространенных поведенческих расстройств детства – синдрому дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В ней представлены как современные научные знания (этиология, патогенез, клиническая картина), так и практический опыт помощи детям с этим расстройством. Рассматриваются вопросы диагностики и терапии (организация помощи в семье, в школе, медикаментозная терапия). Книга опровергает распространенные мифы об СДВГ и предлагает целостную модель помощи детям и их семьям.
Предназначена для широкого круга специалистов – педагогов, психологов, врачей и в целом всех, кто интересуется проблематикой психического здоровья детей, воспитанием и обучением детей с особыми потребностями.
Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство.
Дети с различными проявлениями патологиями ЦНС имеют определенные особенности в развитии, носящие типологический характер и наиболее ярко проявляющиеся с началом интенсивной интеллектуальной деятельности в младшем школьном возрасте.
ММД — наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную, невыраженную, стертую симптоматику, и проявляются в виде функциональных нарушений, нормализуемых по мере роста — созревания мозга [22]. При ММД отмечается общее замедление темпов роста мозга.
Таким образом, при ММЦ можно ожидать следующие отклонения, по сравнению с возрастной нормой:
1. Быструю умственную утомляемость и сниженную работоспособность (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать).
2. Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности.
3. Выраженные нарушения в деятельности ребенка (в том числе, и умственной) при эмоциональной активации (не только отрицательной, но и положительной).
4. Значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, отсутствие распределения, проблемы с переключением в зависимости от преобладания лабильности или ригидности.
5. Снижение объема оперативных памяти, внимания, мышления (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации).
6. Трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную (проблема упрочения временных связей).
7. Неполную сформированность зрительно-моторной координации (дети допускают разнообразные ошибки и неточности при оперативном переводе визуальной информации в двигательно-графический аналог, т. е. при списывании и срисовывании, не замечают несоответствий даже при последующем сравнении).
ПРОБЛЕМЫ МАЛЕНЬКОГО РЕБЁНКА
Авторы: Монина Г.Б., Лютова Е.К.
Книга окажет существенную помощь родителям в воспитании ребенка. В ней описаны особенности развития ребенка раннего возраста, пути разрешения разнообразных поведенческих проблем ребенка, игры и советы по изготовлению методических пособий
Книга предназначена для педагогов, воспитателей, психологов, дефектологов, логопедов и родителей.
Хэлловэлл Э. Не отвлекайте меня! Как сохранять высокую концентрацию несмотря ни на что; пер.
с англ. А. Анваера. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015.
В этой книге известный эксперт по СДВГ (синдрому дефицита внимания и гиперактивности) и практикующий психиатр Эдвард Хэлловэлл предлагает эффективный план по решению величайшей проблемы современности — потери продуктивности. Доктор Хэлловэлл дает полезные и научно обоснованные рекомендации для достижения высокой концентрации в хаосе отвлекающих факторов и постоянных перегрузок.
Книга предназначена для всех, кто хочет больше успевать на работе и сохранять высокую продуктивность несмотря ни на что. Все права защищены. Никакая часть настоящего издания ни
Хэлловэлл Э., Рэйти Дж. Почему я отвлекаюсь. Как распознать синдром дефицита внимания у взрослых и детей и что с ним делать; пер. с англ. В. Горохова ; [науч. ред. Н. Никольская]. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 368 с.
В этой книге авторитетные специалисты Эдвард Хэлловэлл и Джон Рэйти делятся актуальной и научно обоснованной информацией о син- дроме дефицита внимания и гиперактивности. Авторы рассматривают такие вопросы, как мифы и правда о болезни, современные способы лечения, полезные методики борьбы, воспитание ребенка с СДВГ и многие другие. Книга содержит «живые» истории людей с этим диагнозом, кото-рые вдохновляют и позволяют посмотреть на СДВГ с другого ракурса. Вос- пользуйтесь рекомендациями авторов, и вы сможете извлечь из синдрома дефицита внимания только преимущества и добиться своих целей!
Как помочь невнимательному и гиперактивному ученику: памятка для учителей
Презентации по СДВ(Г) и особенностям внимания
Источник
Слайд 1
Синдром дефицита внимания И гиперактивность Автор: Тихомирова И.П. МОУ СОШ №58
Слайд 2
Определение понятия и проблемы Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ )— неврологическо-поведенческое расстройство развития , начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Внимание — это направленность психической деятельности на какой либо предмет, ситуацию или социальные отношения. Внимание- основа познавательной и учебной деятельности. Гиперактивность — состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту развитию ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью.
Слайд 3
Диагностические критерии СДВГ Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться не менее 6 месяцев: 1 Неспособность сосредоточиться на деталях. 2 Ошибки по невнимательности. 3 Неспособность вслушиваться в обращенную речь. 4 Неспособность доводить задания до конца. 5 Низкие организаторские способности. 6 Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения. 7 Потери необходимых предметов при выполнении задания. 8 Отвлекаемость на посторонние раздражители. 9 3абывчивость.
Слайд 4
Признаки гиперактивности Для диагностики гиперактивности необходимо наличие по крайней мере 5 из перечисленных ниже симптомов. Ребенок гиперактивен, если он: совершает суетливые движения руками и ногами; часто вскакивает со своего места; гиперподвижен в ситуациях, когда это неприемлемо; не может играть в “тихие” игры; всегда находится в движении; очень много говорит.
Слайд 5
Признаки импульсивности Под импульсивным мы понимаем ребёнка, который не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие. Ребенок импульсивен, если: отвечает на вопрос, не выслушав его; не может дождаться своей очереди; вмешивается в разговоры и игры других. делает что либо не подумав о том, какие будут последствия. Такому человеку трудно задержаться и подумать хотя бы на один шаг вперёд. Интересный вопрос “Что будет, если я сделаю это?” если и всплывает в голове человека с СДВГ, то только на короткое время. И здесь нужна постепенная тренировка умения предвидеть результаты своей деятельности, начиная с детского возраста. Импульсивность — черта характера, выражающаяся в склонности действовать без достаточного сознательного контроля , под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний.
Слайд 6
Этиология и возможные причины СДВГ СДВГ — это комплексное хроническое расстройство мозговых функций, которое проявляется в различных областях функционирования и поведения. Нарушения, вызывающие СДВГ: Недостаточное энергоснабжение мозга Архаичность и незрелость связей в мозгу Личностная зрелость ребёнка Органические поражения мозга Черепно-мозговые травмы и нейроинфекции Пренатальные и перинатальные факторы Семейные факторы Генетические причины Пищевой фактор
Слайд 7
Сопутствующие нарушения при СДВГ Нарушение зрительного восприятия Нарушение зрительно-моторной координации Вестибулярные нарушения Нарушение крупной моторики Нарушение мелкой моторики Повышенная тактильная чувствительность Повышенная слуховая чувствительность Низкая чувствительность Депрессии Тревожность Оппозиционно –вызывающее расстройство Трудности обучения – дисграфия , дислексия , дискалькулия 13. Трудности в обработке информации 14. Тики и подёргивания 15. Частые головные боли 16. Отягощенный период полового созревания Необходимо понять, что многие проявления плохого поведения обусловлены теми нарушенными биохимическими процессами, которые происходят у детей с СДВГ в мозгу.
Слайд 8
Эмоциональные особенности развития детей с СДВГ Мотивационная сторона деятельности всегда страдает. Невнимательность к чувствам других людей . Задержка эмоционального развития. Несоответствие уровня интеллекта и уровня развития. Особенности формирования системы интересов. Раздражительность и эмоциональная лабильность. Избыточное реагирование. Страхи и тревожность. Особое реагирование на отношения родителей. Особое реагирование на отношение учителей. Особая система поощрения и наказания. Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача.
Слайд 10
Основы коррекционной работы при СДВГ Дети с СДВГ испытывают широкий спектр поведенческих, когнитивных и коммуникативных затруднений , нарушающих их повседневное функционирование и самочувствие. Дети с СДВГ любопытны, но не любознательны. Они всё смотрят, слушают, трогают и пробуют, но беспорядочные сенсорные и моторные акты не складываются в необходимые действия. Знания, представления и умозаключения таких детей поверхностны. Понимание предметов и явлений также поверхностное, представления о социальных и межличностных отношениях довольно упрощенные. Формируется невнимательность . Внимательный человек глубже понимает то, что происходит вокруг и глубже чувствует и переживает свой личный опыт. Внимательность надо развивать с раннего детства, а не надеяться на то, что ребёнок перерастёт и с возрастом всё пройдёт. В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Такая мотивация может возникнуть, если в классе хороший и понимающий учитель, если родители действительно заинтересованы в том, чтобы помочь своему ребёнку. Обязательно нужна совместная работа родителей и учителей , построенная на эмоциональной заинтересованности родителей. Ребёнок может удерживать внимание достаточно долго, если задание или игра интересная и доставляет ему удовольствие. Если ребёнок увлёкся и у него хорошо получается, он будет сидеть над этой игрой часами.
Слайд 11
Школьная программа психологической коррекции Учитель должен иметь всю информацию об особенностях развития детей с СДВГ, о заболевании СДВГ. Ребёнок с СДВГ требует индивидуального подхода. Ученик с СДВГ должен сидеть на первой парте перед доской и учителем. Урок строится по чётко распланированному порядку. Задания пишутся на доске. Для каждого задания существуют временные рамки выполнения. Большие задания дробятся на более чёткие и мелкие. При выполнении задания следует ориентироваться на одну способность ребёнка и тренировать только её. Например, только внимательность без усидчивости или только усидчивость и спокойствие без сосредоточения его внимания на каком- либо задании. Не следует подавлять физическую активность ребёнка, нужно её задействовать. Например, просить ребёнка помогать учителю – раздавать тетрадки, поливать цветы, писать на доске… но при этом не акцентировать внимания на аккуратности и поощрять его, хвалить. Необходимо помогать ребёнку переключать деятельность с одного вида на другой, подготавливать его к смене заданий. Искать методы индивидуального мотивирования. Система запретов обязательно должна сопровождаться альтернативными вариантами. Импульсивность и агрессия могут снижаться от положительного эмоционального и тактильного воздействия.
Слайд 13
Система «скорой помощи» при работе с ребёнком с СДВГ Система «скорой помощи»: 1. Отвлечь ребенка от капризов. 2. Поддерживать дома и на уроках четкий распорядок действий. 3. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность). 4. Задать неожиданный вопрос. 5. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка). 6. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме. 7. Не приказывать, а просить (но не заискивать). 8. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас). 9. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном). 10. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает. 11. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья). 12. Не настаивать на том, чтобы ребенок, во что бы то ни стало, принес извинения. 13. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).
Слайд 14
СДВГ: методы организации деятельности Организация пространства Внешняя среда Чёткая организация. Отсутствие посторонних раздражителей. Концентрация внимания ребёнка на определённых составляющих среды. Домашняя среда Устойчивость домашней среды. Большое свободное пространство. Отсутствие перемещений предметов и мебели в квартире. Организация рабочего места Тихая и спокойная обстановка. Отсутствие внешних раздражителей, шумов. Организация времени Определённый последовательный режим дня. Упорядоченность действий = привычка хорошего поведения. Наиболее продуктивное время – начало дня и начало урока. Интересное необычное оформление распорядка действий. Например, в картинках.
Слайд 15
Заранее обговоренные правила поведения Озвучить правила поведения, выполнения задания. Записать их. Попросить ребёнка повторить их всему классу или записать их на доске. Объяснить ребенку, что за выполнение установленных правил он получит поощрение. За невыполнение правил наиболее целесообразным будет лишать ребенка определенных преимуществ или же возможности заняться тем, что ему интересно. Все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими, не более 10 слов. В противном случае ребенок эту инструкцию не поймет, на запомнит, не будет ей следовать. Давая инструкцию, нужно также учитывать неумение ребенка выслушивать до конца, неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быструю утомляемость. Краткость инструкций Системность подачи информации создает системно организованную память, облегчает поиск необходимой информации, развивает мышление. Такая подача информации снижает нагрузку на внимание и систематизацию материала при запоминании. Формулировки, иллюстрации, оформления не должны содержать ничего лишнего и отвлекающего. Алгоритмичная организация учебной деятельности
Источник
Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам взаимодействия с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Задачи: информировать родителей об особенностях детей с СДВГ, путях коррекции; дать рекомендации по взаимодействию с ними;
закрепить полученные знания.
Методы: словесный (устный, монологический); наглядный (схематичный, словестно-образное описание); практический (выполнение психологического теста, дидактические игры).
Время проведения: 1 час.
6. Рекомендации для родителей по воспитанию детей с СДВГ.
7. Тест на гиперактивность.
8. Используемая литература.
1.Что такое СДВГ и откуда он берется?
Диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания, гиперактивность) ставит врач. По сути, данный синдром представляет собой проявление ММД – минимальной мозговой дисфункции, то есть очень незначительного нарушения в деятельности центральной нервной системы. О причинах появления подобных нарушений пока не существует единого мнения, однако уже доказано, что самой распространенной
причиной появления ММД является родовая микротравма шейных отделов позвоночника, которая часто своевременно не диагностируется. На созревании мозга ребенка могут сказаться и многие другие факторы – длительная нехватка кислорода у ребенка, травмы головы во время родов или в раннем детстве, токсическое поражение плода во время беременности (курение, принятие алкоголя, наркотиков матерью, работа на вредных производствах и т.п.) и другие. В последние годы доказана также и генетическая природа СДВГ.
Основными
признаками СДВГ являются нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность. Эти особенности поведения ребенка имеют физиологическую основу, поэтому ребенок не может с помощью волевой регуляции корректировать собственное поведение или же это дается ему (под давлением педагогов, родителей) с большим трудом, часто за счет подрыва здоровья. Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. 2.Особенностью познавательной деятельности
таких детей является цикличность: дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на воспитателя, не воспринимает информацию. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5 – 15 минут. Например, если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга. Дети с СДВГ имеют “мерцающее” сознание, могут “впадать” и “выпадать” из него, особенно при отсутствии двигательной активности. В связи с этим у таких детей бывают довольно специфичные пробелы в знаниях. Для поддержания умственной активности гиперактивному ребенку необходима двигательная стимуляция, то есть ему необходимо двигаться (крутиться, вертеться теребить что-то в руках) для того, чтобы лучше воспринимать информацию.Детей с СДВГ характеризует высокая утомляемость, особенно интеллектуальная (физическое утомление может, вообще, отсутствовать); низкая работоспособность; сниженные возможности саморегуляции; трудности перехода информации из кратковременной в долговременную память; трудности при оперировании большим объемом информации.
Проявления СДВГ с возрастом меняются. В раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций, в подростковом – нарушение адаптационных механизмов, что может стать причиной правонарушений. Далее неадекватность поведения, социальная дезадаптация, личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни.
СДВГ является легким поражением нервной системы, поэтому при адекватном подходе к такому ребенку он, скорее всего, будет вполне успешен в обучении (часто среди таких детей встречаются и одаренные), возможно практически полное исчезновение проявления синдрома.3.Ребенок с СДВГ – какой он?
(Информация оформляется в виде таблицы и вывешивается перед родителями.)
Нарушение внимания:
– с трудом удерживает внимание;
– часто допускает ошибки из-за небрежности;
– ребенок не слышит обращенную к нему речь;
– не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца;
– сложно самому организовать себя на выполнение задания;
– избегает, не любит задания, требующие длительного сохранения умственного напряжения;
– часто теряет свои вещи;
– легко отвлекается на посторонние стимулы;
– часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Гиперактивность:
– частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то теребит в руках и т.п.;
– встает со своего места, когда нужно оставаться на месте;
– проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т.д.
– не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге;
– находится в постоянном движении, «будто к нему прикрепили мотор»;
– часто бывает болтливым.
Импульсивность:
-часто отвечает на вопросы, не задумываясь и выслушав их до конца;
-обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях;
– часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.
Если вы наблюдаете у ребенка 5 и более признаков невнимательности из перечисленных выше и 5 и более признаков гиперактивности и импульсивности, причем они устойчивы во времени (сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев) и в ситуации (то есть проявляются и в детском саду, и дома), то с большой долей вероятности можно говорить о наличии у этого ребенка СДВГ.
4.Коррекция СДВГ
Система лечения и наблюдения детей с дефицитом внимания разработана недостаточно, что обусловлено неясностью заболевания. Выделяются
немедикаментозные и медикаментозные методы коррекции. При этом выбор методов должен носить индивидуальный характер с учетом степени выраженности основных проявлений синдрома и наличия сопутствующих ему нарушений.Немедикаментозная коррекция включает в себя:
психотерапию;
педагогическую коррекцию;
нейропсихологическую коррекцию.
Медикаментозная терапия применяется лишь, в крайнем случае, при неэффективности других методов коррекции. За рубежом же лекарственная терапия используется широко. Чаще всего больному назначают психостимуляторы, которые впервые стали применяться с 1937 года и до сих пор являются самыми эффективными препаратами при этом заболевании.Психотерапевтическая коррекция: ее может применять только психолог.
– Аутогенная тренировка – упражнения, с помощью которых человек расслабляется;
– Гипноз, самогипноз;
– Медитация – сознательная фиксация внимания на моменте времени;
– Визуализация – мысленное слияние с воображаемым предметом или картиной.
Педагоги могут применять педагогическую и нейропсихологическую коррекцию. Ключевой момент программы коррекции – изменение окружения ребенка в образовательном учреждении и дома. Используются конкретные рекомендации для родителей и педагогов. Также программу нейропсихологической коррекции может составить психолог, заниматься по которой с ребенком могут и родители и педагоги. В программе могут быть психокоррекционные игры.
5.Игровой тренинг взаимодействия родителей с гиперактивными детьми.
Учитывая индивидуальные особенности гиперактивного ребенка (быструю утомляемость, усталость от однообразных действий, частое переключение внимания с одного вида деятельности на другое, выполнение заданий нужно проводить лучше в утреннее время т. к вечером ребенок будет напряженным и уставшим. С ребенком надо сразу проговорить правила, сроки выполнения задания и какое вознаграждение ждет его по окончанию работы.
Сейчас мы с вами попробуем поиграть в игры, и выполним игровые упражнения, которые в дальнейшем вы сможете использовать, дома играя со своими детьми.
1. Упражнение «Инструкция»
Родитель вместе со своим ребенком садится за стол напротив друг друга. Взрослому дается карточка с нарисованным предметом состоящим из различных фигур, ребенку дается набор фигур разных цветов и размеров и лист бумаги, между ними на столе стоит ширма. Задача родителя при помощи слов объяснить пошагово составление предмета из фигур. Задача ребенка услышать правильно инструкцию взрослого и выложить такой же предмет из фигур у себя на листке. По окончанию работы ширма убирается, и смотрят полученный результат. Если ребенок не устал, то можно поменяться ролями.
2. Игра «Сто мячей»
Участники встают в круг (желательно дети с одной стороны родители с другой). Водящий держит в руках мяч и без слов, а при помощи взгляда устанавливает контакт с кем-либо из круга и бросает ему мяч. Задача каждого из участников, не прибегая к словам бросать мяч, при этом мяч не должен касаться пола.
3. Игра «Черепахи и лошадки»
Дети встают напротив противоположной стены группы и превращаются в черепах. По условиям игры дети должны услышать сигналы воспитателя и вовремя успеть отреагировать и превратиться или в черепаху или в лошадку, Хлопок-лошадка, два хлопка черепаха). По сигналу (хлопку) дети превращаются в лошадок и начинают скакать галопом по всей группе.
3. Да и нет, не говорить
Детская старинная игра, заключается в ответах на вопросы, начинается стишками о условиях игры-
Вам катенька прислала
Кусочек покрывала
Коробку от конфет
просила-не смеяться, и не улыбаться,
цветное не носить,
Да и нет не говорить.
В ответе на вопросы не должны звучать слова да и нет. А также нельзя улыбаться и смеяться.
Вопросы?
Сейчас осень?
Поздняя?
Снег белый?
Грязь черная?
А мама с папой поедут?
И так придумываем любые вопросы которые требуют быстрого ответа (да и нет). Игра заканчивается, если игрок засмеется или скажет запрещенные слова.
4. Игра, направленная на развитие внимания «чего не стало»
Ребенок в течении 2-х минут смотрит на предметы стоящие перед ним (начинать следует с 4- 5 предметов, затем закрывает глаза, а взрослый убирает один из предметов. Открыв глаза, ребенок называет тот предмет, которого не стало, со временем количество предметов увеличивается и задание усложняется.
5. Игра на развитие волевой регуляции «Гантели и штанга»
Дети представляют, что поднимают сначала тяжелую штангу, им очень тяжело руки напряжены и затем также тяжело её опускают. Потом берут две легкие гантели и поднимают их. Игра повторяется несколько раз.
6. Игры на снятие мышечного напряжения «Выбиваем пыль»
Ребенку даётся “пыльная подушка”. Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её “почистить”. Дома можно простить ребенка выбить вместе с вами ковер или одеяло. Это поможет ребенку успокоиться, снять напряжение.
7. Игра на развитие внимания «Запрещенное движение»
Дети стоят в кругу. Педагог показывает им движение, которое считается запрещенным. По команде игроки должны повторять движения педагога, кроме запрещенного. Вариант: Движения не показывают, а только называют. Данную игру можно использовать дома заранее обговорив с ребенком что будет являться запрещенным движение (бег по квартире, или что еще) .
8. Игра клубочек
Педагог берет клубок ниток, и говорит о как он провел сегодня время, понравилось, что понравилось и обматывает указательный палец ниткой, передает следующему участнику он говорит слова, обматывает палец и так до тех пор, пока все участники не выскажут свое мнение. На такой положительной ноте тренинг заканчивается.
По окончанию тренинга родителям выдаются игры в напечатанном варианте.
6.Рекомендации для родителей по воспитанию детей с СДВГ:
- В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
- Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
- Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
- Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с конструктором, раскрашивание, чтение, письмо).
- Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
- Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.
- Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
- Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
- Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
- Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
7.Тест на гиперактивность
Найдите пять определений подходящих гиперактивному ребенку.
1. Ребенок – неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.
2. Большую часть дня “не сидит на месте”, предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать – может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.
3.Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…
4.Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.
5.Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
6.Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) – скорее исключение.
7.Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для таких деток всевозможные аллергии не редкость.
8.Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
9.Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный – в садике, в гостях у малознакомых людей.
10.Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать “коллеге по песочнице”, но сам редко провоцирует скандал.
Ключ к тесту.
Гиперактивный ребенок № 1,3,5,7,8.
8. Используемая литература.
1.Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. пособие для препод. и аспирантов вузов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 304 с. Брязгунов 2.И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.: Изд – во Института психотерапии, 2001
3.Герасимова Т.Ф. Оптимизация способов взаимодействия ребенка и родителя. Семейная психология и семейная терапия. – № 1, 1999.
4.Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие
. —— СПб.: Питер, 2005. — 250 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
5.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства: Учебное пособие. М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2003. – 319 с.
6.Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) / 7.Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин – М., 2001, Т.2., С.144-152.
8.Троицкая Л.А., Давиденко Н.В. Практикум по коррекционно-развивающему обучению: теория и практика. – М.: Принта, 2011. – 104с.
9.Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей / Пер. с укр. – М.: Генезис, 2010. – 336 с.
Источник