Дети с синдромом дефицита внимания в доу
Психолого-педагогическая деятельность с детьми в ДОУ
с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Беляева Е.В., МБОУ ЦПМСС№5 «Сознание», г. Красноярск, тел. (8-3912) 43-27-66, педагог-психолог.
Кузьмина Е.М., МБДОУ № 243, г. Красноярск, тел. (8-3912)247-44-46, воспитатель.
Возникновение симптомов Синдрома дефицита внимания и гиперактивности (в дальнейшем, СДВГ) относят к началу посещения детского сада (3года), а первое ухудшение – к началу обучения в школе. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы (в дальнейшем, ЦНС) ребенка, страдающим этим заболеванием, справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Максимальная выраженность проявления СДВГ совпадает с критическими периодами становления ЦНС детей. 3 года – начало активного развития внимания, памяти и речи. Повышение нагрузок может привести не только к нарушениям поведения в виде упрямства и непослушания, но и к отставанию в нервно-психическом развитии. Возраст 6-7 лет – критический период для становления письменной речи, произвольного внимания, памяти, целенаправленного поведения и др. функций высшей нервной деятельности.
В дошкольном возрасте среди детей с СДВГ преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, импульсивность, Поведение детей с СДВГ определяется факторами внешней среды, потому главный способ влияния на поведение такого ребенка – соответствующая организация воспитателем благоприятной внешней среды.
Понятие организации среды выходит за пределы сугубо физического пространства и должно отвечать следующим требованиям:
• среда должна быть четко структурированной, понятной и предсказуемой для ребенка и функционировать согласно четким правилам;
• в среде должны присутствовать четкие указательные знаки и напоминания ребенку о необходимом поведении;
• в благоприятной среде то, что важно, должно быть максимально интересным – и таким образом способствовать уменьшению проблем с вниманием;
• в благоприятной среде желательное поведение должно поддерживаться немедленными, частыми и значимыми для ребенка поощрениями, а проблемное – приводить к таким же негативным последствиям;
• среда должна быть организована по принципу предусмотрения и опережения проблем.
Важно, чтобы принципы организации среды были понятны ребенку, основные правила поведения были четкими, видимыми, наглядно воплощенными; чтобы ребенок хорошо понимал, почему эти правила важны и знал последствия их соблюдения или нарушения.
Наличие четких пунктов распорядка дня в детском саду также может значительно облегчить функционирование ребенка. Поскольку ребенок с СДВГ нуждается во внешних знаках, подсказках и сигналах, направляющих его поведение, важно, чтобы эти знаки присутствовали в достаточном количестве, а воспитатель мог быть эффективным «регулировщиком». Физическое приближение к ребенку (зрительный контакт, жесты) дает воспитателю возможность направлять его к желательному поведению без лишних слов. Чтобы эффективно влиять на поведение детей, воспитатель должен быть мобильным, использовать различные стратегии уменьшения проблем с вниманием.
Во время организации занятий, основным способом уменьшения невнимательности – сделать занятия интересными, захватывающим. Проблемы с вниманием у детей с СДВГ возникают потому, что им тяжело удержать внимание на чем-то неинтересном.
Когда ребенок смотрит мультфильм, он сконцентрирован. И мы понимаем, почему: яркие картинки, интересный сюжет, частая смена кадров, музыкальное сопровождение и т.д. Чтобы ребенок был сосредоточен на работе, занятие должно строиться, как мультфильм, – быть структурированным, наглядным, с интересным сюжетом и последовательным развертыванием событий, с частой сменой занятий, возможностью активного привлечения детей. Важно выдерживать четкие правила поведения на занятии и часто поощрять (похвалой, улыбкой, жестом) за хорошее поведение, внимательность и активность.
В процессе проведения занятий воспитатель может использовать маленькие «хитрости»: интриговать детей открытыми вопросами, использовать юмор, рассказывать истории и приводить интересные примеры.
Полезно использовать аудио- и визуальные«собиратели внимания»: зазвонить в колокольчик, хлопнуть в ладони, поднять вверх руку, включить/выключить свет и т.п. Рекомендуется также менять виды деятельности – от тех, где внимание сосредоточено на материале и лице воспитателя, к работе в группах, парах и т.п. Короткая физкультминутка в середине занятия также может оказаться чрезвычайно полезной. Альтернативой могут быть также музыкальная минутка, упражнения на воображение и т.п. Когда видно, что гиперактивный ребенок устал и находится «на грани», можно дать ему какое-то «особое» индивидуaльное задание, которое предусматривает возможность подвигаться и переключиться, отдохнуть: что-то раздать, принести и т.п.
Еще один важный способ поддержания внимания – мультисенсорная подача материала. Часть детей лучше воспринимает информацию зрительно, часть – на слух; а для других (в частности, большая часть детей с СДВГ) оптимален тактильно-кинестетический способ восприятия. Поэтому целесообразно использовать разные формы подачи учебного материала и работы с ним: и вербальные (рассказ, песня, стихотворение), и зрительные (рисунки, фильмы), и тактильно-кинестетические (наглядность, конструкторы, подвижные игры, драматизации, эксперименты и т.п.).
Воспитатель может учитывать индивидуальные особенности детей и соответственно группировать их для выполнения определенных заданий.
Нельзя забывать и об индивидуальном подборе заданий для ребенка с СДВГ: иногда они могут быть несколько меньше по объему, предлагать их следует поочередно или же на выбор. Важно часто поощрять ребенка за внимательность, активность, в случае же отвлечения – жестом или словом перенаправить на работу.
При управлении поведением ребенка с СДВГ в детском саду работают те же принципы, что и дома. Воспитатель должен понимать: такой ребенок нуждается в большем индивидуальном внимании, в более интенсивном наблюдении и регулировании поведения. Отсюда четкие, выразительные указания и правила; отсюда частый зрительный контакт. Как и дома, в детском саду важен проактивный подход – то есть действие на опережение проблемного поведения, и частые, немедленные и эффективные действия в ответ на желательное/проблемное поведение.
Разумеется, далеко не всегда воспитатель может предоставить необходимое количество внимания и помощи одному ребенку с СДВГ, ведь в группе много других детей, и все они тоже имеют свои потребности. Поэтому воспитатель должен использовать такие методы и приемы, которые не только помогают уменьшить проблемное поведение ребенка с СДВГ, но будут применимы и ко всем детям, улучшая качество педагогического процесса в целом.
Неотъемлемой частью в решении проблем поведения ребенка с СДВГ является сотрудничество с родителями, которое оказывает существенное влияние на ребенка. Близким родственникам(в частности, матери) нужно объяснить, что улучшение состояния ребенка зависит не только от назначаемого специального лечения, если таковое нужно, но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.
При воспитании гиперактивного ребенка мать (и другие близкие) должна избегать двух крайностей:
– с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
– с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями.
Частое изменение указаний и колебания настроений родителей оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других. В беседах с родителями важно подчеркивать, что сопутствующие нарушения в поведении поддаются коррекции, но процесс улучшения состояний ребенка занимает длительное время и наступает не сразу. Воспитателю важно сотрудничать с родителями и быть уверенным, что замечания помогают решить поведенческие проблемы, а не усиливают их; что родители применяют методы управления поведением дома. Патологические формы наказания(отвержение, осуждение ребенка и др.) приносят больше вреда, чем пользы, поэтому воспитателям и родителям важно быть партнерами и совместно применять единые подходы к воспитанию. Если родители испытывают трудности, педагоги ДОУ могут консультировать их или же направлять на специализированные программы помощи детям с поведенческими расстройствами.
Список литературы.
- Брязгунов И.П., Касатикова Е.В.Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С.,Васильева М.А.От рождения до школы-М: Мозаика-синтез,2010.
Источник
Воспитание и обучение детей
с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
в дошкольном возрасте.
Статья подготовлена заведующей СРОНВП от 3 до 7 лет – Бастрыгиной С.В.
В последние годы число гиперактивных детей катастрофически выросло.
Современные формы обучения, рост психоэмоциональных нагрузок, ухудшение социально-экономического состояния населения, усиление внутрисемейной напряженности, распространение асоциальных тенденций в обществе – всё это способствует нарастанию нервно-психических отклонений и нарушений поведения у детей.
Две трети детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности – это дети из семей высокого риска. К ним относятся семьи:
1) с неблагополучным экономическим положением (один или оба родителя безработные, неудовлетворительные материально-бытовые условия, отсутствие постоянного места жительства);
2) с неблагоприятной демографической ситуацией (неполные семьи, многодетные, отсутствие обоих родителей);
3) семьи с высоким уровнем психологической напряженности (постоянные ссоры и конфликты между родителями и детьми, жестокое обращение с ребенком, трудности во взаимоотношениях между родителями);
4) семьи, ведущие асоциальный образ жизни (родители страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, ведут асоциальный образ жизни, совершают правонарушения).
Такие семьи, как правило, попадают во внимание специалистов учреждений социального обслуживания.
В семьях высокого социального риска детям практически не уделяют внимания. Педагогическая запущенность способствует отставанию ребенка в психическом развитии. У этих детей появляются признаки эмоциональной депривации, вследствие недостатка материнской ласки и нормального человеческого общения. Они готовы привязаться к любому человеку, который проявит заботу о них.
Основные симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности обычно возникают в возрасте от 3 до 7 лет. Прежде всего, это относится к гиперактивности и импульсивности, а также дефициту внимания. Гиперактивность заключается в том, что ребенок находится в постоянном движении, бегает, как заведенный, не может спокойно усидеть на месте во время занятий, слишком болтлив и задает бесконечное число вопросов. Импульсивность выражается в том, что он действует, не подумав, не может дожидаться своей очереди, не ощущает ограничений в межличностном общении, вмешивается в разговоры и часто перебивает других. Игры приобретают разрушительный характер. Они неаккуратны, часто бросают, ломают вещи, плохо подчиняются требованиям взрослых, могут проявлять агрессивность по отношению к окружающим. Часто гиперактивность сочетается с недостаточной сформированностью мелкой моторики и навыков самообслуживания. Дети испытывают сложности в застегивании пуговиц, завязывании шнурков, а также при занятиях конструированием, лепкой и рисованием. Присутствует дисграфия, «зеркальное письмо». Характерна частая смена настроений, от слез к смеху и наоборот, быстро забывая неудачи. Имеются различные сочетания двигательной расторможенности, импульсивности, невнимательности, повышенной отвлекаемости. Мальчики в гораздо большей степени подвержены развитию этого состояния.
При диагностике данного синдрома необходимо обратить внимание на то, что симптомы расстройства должны:
- Появляться до 7 лет.
- Наблюдаться не менее 6 месяцев в двух сферах жизнедеятельности ребенка (дома и в учреждениях).
- Не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, к примеру, шизофрении и других нервно-психических расстройств.
- Должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.
Диагностические критерии по DSM-IV.
Измерение | Признак |
|
|
|
Импульсивность:
|
Для постановки диагноза необходимо присутствие 6 из 9 критериев в каждом измерении.
При положительных данных анкетирования и их подтверждении в устной беседе с родителями ребенка можно определять в группу риска по развитию синдрома. Для окончательной постановки диагноза обязательно проводится комплексное медико-психологическое обследование.
В качестве психологических методик используются проективные техники: «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Автопортрет». Тесты на оценку развития памяти, внимания, мышления, двигательной и эмоциональной сферы: тест Векслера, тесты «Запомни рисунок», «Заучивание четверостишия» и др. Тест Тулуз-Пьерона – один из вариантов «корректурной пробы» – возможно использовать как экспресс-способ первичной диагностики, занимает не более 15 минут.
Как правило, к моменту первого обращения к специалистам родители не понимают в полной мере, что происходит с ребенком, а его поведение их раздражает. Родители, и особенно бабушки и дедушки, склонны видеть причины плохого поведения ребенка в «неправильном воспитании» и поэтому начинают обвинять себя и друг друга. Обычно родители не знают, что делать, и разногласия по этому поводу приводят к новым внутрисемейным конфликтам. Добиться изменения в короткие сроки (за несколько месяцев) невозможно. Однако их можно в значительной степени преодолеть, но при этом от родителей потребуется немало сил и терпения. В то же время нередко встречающиеся у гиперактивных детей тревожность, непослушание, реакции оппозиции, а также агрессивность носят вторичный характер, действительно усиливаются из-за неправильного воспитания. Родственникам ребенка требуется разъяснить, чтобы они поняли: поступки ребенка не являются умышленными и в силу своих личностных особенностей он не в состоянии разрешать возникающие сложные ситуации. Родителям разъясняют, что улучшение состояния в значительной мере зависит от доброго, спокойного, последовательного отношения к ребенку.
Коррекционная работа специалистов направлена на решение следующих задач:
- Нормализовать обстановку в семье ребенка, его взаимоотношения с родителями другими членами семьи. Научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.
- Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации, способность планировать и доводить начатые дела до конца. Развить у него чувство ответственности за собственные поступки.
- Научить ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с окружающими людьми.
- Добиться повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет освоения им новых навыков, достижений в повседневной жизни. Определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него психические функции и навыки, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.
Специалисты отделения придерживаются следующей стратегии взаимодействия с родителями детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности:
- Специалисты в своей работе обязательно обращают внимание на особенности ребенка. Учёт индивидуальных особенностей – обязательная составляющая социальной реабилитации.
- Чётко разграничивают интеллектуальное развитие и сложности с вниманием и работоспособностью.
- Чётко разграничивают проявления болезни и невоспитанности.
- Специалисты вправе ожидать помощи со стороны родителей в обучении и воспитании, а также организации лечения.
- Стараются повышать уровень психолого-педагогической компетентности в вопросах обучения и воспитания детей.
- Настраивают родителей на позитивное воспитание ребенка. Находить в нем то хорошее, за что его можно похвалить, отмечает позитивные стороны в разговорах с родителями. Так как специалисты понимают, что данная особенность требует длительной работы, стараются не упоминать родителям об этом при каждой встрече. Делу это не поможет, а отношения с родителями осложнит. Родитель, получивший критику поведения своего ребенка, будет испытывать раздражение и может случиться нервный срыв, что может закончиться для ребенка наказанием, в том числе и с применением физической силы, а далее родители будут сторониться специалистов и избегать с ними встреч.
- Такому ребенку более чем другим важно почувствовать свою успешность и состоятельность.
- Содействуют родителям в получении консультации у врача – невролога. Чем раньше будет оказана помощь ребенку, тем больше шансов на успех.
В решении поставленных коррекционных задач помогают группы поддержки, тренировка навыков социального взаимодействия, тренировка навыков воспитания детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, где родителям предлагаются методы и приёмы управления поведением детей.
Одним из таких методов является использование системы символов или очков для немедленного вознаграждения хорошего поведения. Другой метод заключается в использовании «тайм-аута», или временной изоляции, когда ребенок становится слишком непослушным. «Тайм-аут» означает, что ребенок отправляется на короткое время в заранее оговоренное место, такое, как специальный стул или другая комната. Длительность обычно составляет 3-5 минут.
Эффективным способом влияния на поведение может быть система поощрений и наказаний в виде символической системы (очки, баллы, жетоны и др.) В дальнейшем баллы в достаточном количестве обмениваются на специальные привилегии (купить игрушку, посмотреть телевизор). Наказание в виде вычитания баллов, жетонов и т.д.
В отношении наказаний родителям и специалистам следует постоянно помнить о том, что дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности лучше всего реагируют на мотивацию и позитивное подкрепление. Родители обязательно должны находить время для совместных приятных занятий с ребенком, отмечать его сильные стороны. В случае, если все таки наказание необходимо, ни в коем случае не выходить из себя, реагировать без раздражения, основываясь на фактах.
Кроме того, родителям следует научиться изменять повседневные ситуации таким образом, чтобы давать гиперактивному ребенку возможность улучшить свое поведение и достичь успехов. Например, разделять большое задание на несколько фрагментов, или играть с одним двумя товарищами, не допуская перевозбуждения.
Три основных принципа, которых должны придерживаться родители, воспитывающие гиперактивных детей: терпение, последовательность, настойчивость.
Родителям рекомендуется использовать приемы модификации (изменения) поведения, которые предусматривают определенные правила, положительное подкрепление, повседневное выполнение распорядка дня, регулирование информации, ограничение отвлекающих факторов в пространстве.
Памятка для родителей:
- Уважайте ребенка. Будьте реалистичны в ожиданиях и требованиях.
- Организуйте домашнее расписание, режим дня. Изменения в расписании объясняйте заблаговременно.
- Постоянно поддерживайте дисциплину. Если ребенок нарушает правило, делайте только одно предупреждение.
- Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
- Общение с ребенком должно носить позитивный характер. Не придирайтесь к ребенку по пустякам, сдерживайтесь, избегайте постоянных «нет» и «нельзя».
- Минимизируйте замечания и критику.
- Убедитесь, что ребенок понимает ваши указания.
- Помогайте ребенку организовывать свою деятельность, правильно планировать и распределять собственные силы и время.
- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания: развивающие игры, раскрашивание, чтение и др.
- Помогайте ребенку готовится к школе.
- Ограничивайте выбор, но не навязывайте его.
- Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля. Избегайте беспокойных шумных приятелей, скопления людей.
- Научите ребенка устанавливать «тихие перерывы».
- Помогите ребенку найти возможности выделиться за счет своих достоинств.
- Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию, прививайте ему интерес к занятиям физической культурой.
Последствия и перспективы.
В школьные годы нарушения внимания и гиперактивность повлекут за собой трудности освоения школьных навыков, слабую успеваемость, неуверенность в себе и заниженную самооценку. Социальная значимость проблемы объясняется тем, что у подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности нарастают нарушения поведения, проявляется агрессивность, характерно безответственное поведение, нередко возникает тяга к алкоголю и наркотикам, различные девиации. К детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности нельзя относиться, как к бездельникам и хулиганам. В связи с этим, усилия родителей и специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию гиперактивности.
Коррекция гиперактивного расстройства должна носить комплексный характер и объединять различные подходы: специальные воспитательные приёмы для родителей и педагогов, психолого-педагогическую коррекцию, медикаментозное лечение. Безотлагательное проведение коррекционных мероприятий с применением современных эффективных методов позволяют преодолеть многие трудности и достичь значительных результатов к школьному возрасту, а также избежать негативных проявлений в подростковом возрасте .
Литература:
- Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок, или все о гиперактивных детях. – Изд-во Института психотерапии, 2003. – 96 с.
- Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: Учеб.пособие для студ. Высш. Учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256с.
- Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. – СПб: Питер, 2006. – 205 с.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб:Речь, 2006.-224 с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. – 160 с. (в помощь психологу).
- Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М. ТЦ Сфера, 2002. – 128 с. (серия «Практическая психология»).
- Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб.пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений.- М. Издательский центр «Академия», 2003 – 176 с.
- Шарапановская Е.В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП – ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. (Библиотека практического психолога).
- Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под науч. Ред. Проф. Л.М.Шипициной. – СПб.:Речь, 2005 – 240 с.
- Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: Учеб.пособие для студ. Высш.учеб.заведений. Под ред. М.Пассольта – М. Издательский центр «Академия», 2004 год. – 160с.
Источник