Дети с синдромом дефицита внимания в доу

         
         Психолого-педагогическая деятельность с детьми в ДОУ
         с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
     

Беляева Е.В., МБОУ ЦПМСС№5 «Сознание», г. Красноярск, тел. (8-3912) 43-27-66, педагог-психолог.  

Кузьмина Е.М., МБДОУ № 243, г. Красноярск, тел. (8-3912)247-44-46, воспитатель.

Возникновение симптомов Синдрома дефицита внимания и гиперактивности (в дальнейшем, СДВГ) относят к началу посещения детского сада (3года), а первое ухудшение – к началу обучения в школе. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы (в дальнейшем, ЦНС) ребенка, страдающим этим заболеванием, справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения психических  и физических нагрузок. Максимальная выраженность проявления СДВГ совпадает с критическими периодами становления ЦНС детей. 3 года – начало активного развития внимания, памяти и речи. Повышение нагрузок может привести не только к нарушениям поведения в виде упрямства и непослушания, но и к отставанию в нервно-психическом развитии. Возраст 6-7 лет – критический период  для становления письменной речи, произвольного внимания, памяти, целенаправленного поведения и др. функций высшей нервной деятельности.

  В дошкольном возрасте среди детей с СДВГ преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, импульсивность, Поведение детей с  СДВГ определяется факторами внешней среды, потому главный способ влияния на поведение такого ребенка – соответствующая организация воспитателем благоприятной внешней среды.

Понятие организации среды выходит за пределы сугубо физического пространства и должно отвечать следующим требованиям:

• среда должна быть четко структурированной, понятной и предсказуемой для ребенка и функционировать согласно четким правилам;

• в среде должны присутствовать четкие указательные знаки и напоминания ребенку о необходимом поведении;

• в благоприятной среде то, что важно, должно быть максимально интересным – и таким образом способствовать уменьшению проблем с вниманием;

• в благоприятной среде желательное поведение должно поддерживаться немедленными, частыми и значимыми для ребенка поощрениями, а проблемное – приводить к таким же негативным последствиям;

• среда должна быть организована по принципу предусмотрения и опережения проблем.

Важно, чтобы принципы организации среды были понятны ребенку, основные правила поведения были четкими, видимыми, наглядно воплощенными; чтобы ребенок хорошо понимал, почему эти правила важны и знал последствия их соблюдения или нарушения.

Наличие четких пунктов распорядка  дня в детском саду также может значительно облегчить функционирование ребенка. Поскольку ребенок с СДВГ нуждается во внешних знаках, подсказках и сигналах, направляющих его поведение, важно, чтобы эти знаки присутствовали в достаточном количестве, а воспитатель мог быть эффективным «регулировщиком». Физическое приближение к ребенку (зрительный контакт, жесты) дает воспитателю возможность направлять его к желательному поведению без лишних слов. Чтобы эффективно влиять на поведение детей, воспитатель должен быть мобильным, использовать различные стратегии уменьшения проблем с вниманием.

Во время организации занятий, основным способом уменьшения невнимательности – сделать занятия интересными, захватывающим. Проблемы с вниманием у детей с СДВГ возникают  потому,  что им тяжело удержать внимание на чем-то неинтересном.        

Когда ребенок смотрит мультфильм, он сконцентрирован. И мы понимаем, почему: яркие картинки, интересный сюжет, частая смена кадров, музыкальное сопровождение и т.д. Чтобы ребенок был сосредоточен на работе, занятие должно строиться, как мультфильм, – быть структурированным, наглядным, с интересным сюжетом и последовательным развертыванием событий, с частой сменой занятий, возможностью активного привлечения детей. Важно выдерживать четкие правила поведения на занятии и часто поощрять (похвалой, улыбкой, жестом) за хорошее поведение, внимательность и активность.

В процессе проведения занятий воспитатель может использовать маленькие «хитрости»: интриговать детей открытыми вопросами, использовать юмор, рассказывать истории и приводить интересные примеры.

Полезно использовать аудио- и визуальные«собиратели внимания»: зазвонить в колокольчик, хлопнуть в ладони, поднять вверх руку, включить/выключить свет и т.п. Рекомендуется также менять виды деятельности – от тех, где внимание сосредоточено на материале и лице воспитателя, к работе в группах, парах и т.п. Короткая физкультминутка в середине занятия также может оказаться чрезвычайно полезной. Альтернативой могут быть также музыкальная минутка, упражнения на воображение и т.п. Когда видно, что гиперактивный ребенок устал и находится «на грани», можно дать ему какое-то «особое» индивидуaльное задание, которое предусматривает возможность подвигаться и переключиться, отдохнуть: что-то раздать, принести и т.п.

Еще один важный способ поддержания внимания – мультисенсорная  подача материала. Часть детей лучше воспринимает информацию зрительно, часть – на слух; а для других (в частности, большая часть детей с СДВГ)  оптимален тактильно-кинестетический способ восприятия. Поэтому целесообразно использовать разные формы подачи учебного материала и работы с ним: и вербальные (рассказ, песня, стихотворение), и зрительные (рисунки, фильмы), и тактильно-кинестетические (наглядность, конструкторы, подвижные игры, драматизации, эксперименты  и т.п.).

Воспитатель может учитывать индивидуальные особенности детей и соответственно группировать их для выполнения определенных заданий.

Нельзя забывать и об индивидуальном подборе заданий для ребенка с СДВГ: иногда они могут быть несколько меньше по объему, предлагать их следует поочередно или же на выбор. Важно часто поощрять ребенка за внимательность, активность, в случае же отвлечения – жестом или словом перенаправить на работу.

Читайте также:  Паранеопластические синдром в онкологии реферат

При управлении поведением ребенка с СДВГ  в детском саду работают те же принципы, что и дома. Воспитатель должен понимать: такой ребенок нуждается в большем индивидуальном внимании, в более интенсивном наблюдении и регулировании поведения. Отсюда четкие, выразительные указания и правила; отсюда частый зрительный контакт. Как и дома, в детском саду важен проактивный подход – то есть действие на опережение проблемного поведения, и частые, немедленные и эффективные действия в ответ на желательное/проблемное поведение.

Разумеется, далеко не всегда воспитатель может предоставить необходимое количество внимания и помощи одному ребенку с СДВГ, ведь в группе много других детей, и все они тоже имеют свои потребности. Поэтому воспитатель должен использовать такие методы и приемы, которые  не только помогают уменьшить проблемное поведение ребенка с СДВГ, но будут применимы и ко всем детям, улучшая качество педагогического процесса в целом.

          Неотъемлемой частью в решении проблем поведения ребенка с СДВГ является сотрудничество с родителями, которое оказывает существенное влияние на ребенка. Близким родственникам(в частности, матери) нужно объяснить, что улучшение состояния ребенка зависит не только от назначаемого специального лечения,  если таковое нужно, но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.

 При воспитании гиперактивного ребенка мать (и другие близкие) должна избегать двух крайностей:

– с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;

– с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями.

          Частое изменение указаний и колебания настроений родителей оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других. В беседах с родителями важно подчеркивать, что сопутствующие нарушения в поведении поддаются коррекции, но процесс улучшения состояний ребенка занимает  длительное время и наступает не сразу.  Воспитателю  важно сотрудничать с родителями и быть уверенным, что замечания помогают решить поведенческие проблемы, а не усиливают их; что родители применяют методы управления поведением дома. Патологические формы наказания(отвержение, осуждение ребенка и др.) приносят больше вреда, чем пользы, поэтому воспитателям и родителям важно быть партнерами и совместно применять единые подходы к воспитанию. Если родители испытывают трудности, педагоги ДОУ могут консультировать их или же направлять на специализированные программы помощи детям с поведенческими расстройствами.

Список литературы.

  1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В.Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
  2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С.,Васильева М.А.От рождения до школы-М: Мозаика-синтез,2010.

Источник

Воспитание и обучение детей

с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

в дошкольном возрасте.

Статья подготовлена заведующей СРОНВП от 3 до 7 лет – Бастрыгиной С.В.

В последние годы число гиперактивных детей  катастрофически выросло.

Современные формы обучения, рост психоэмоциональных нагрузок, ухудшение социально-экономического состояния населения, усиление внутрисемейной напряженности, распространение асоциальных тенденций в обществе – всё это способствует нарастанию нервно-психических отклонений и нарушений поведения у детей.

Две трети детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности – это дети из семей высокого риска. К ним относятся семьи:

1) с неблагополучным экономическим положением (один или оба родителя безработные, неудовлетворительные материально-бытовые условия, отсутствие постоянного места жительства);

2) с неблагоприятной демографической ситуацией (неполные семьи, многодетные, отсутствие обоих родителей);

3) семьи с высоким уровнем психологической напряженности (постоянные ссоры и конфликты между родителями и детьми, жестокое обращение с ребенком, трудности во взаимоотношениях между родителями);

4) семьи, ведущие асоциальный образ жизни (родители страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, ведут асоциальный образ жизни, совершают правонарушения).

         Такие семьи, как правило, попадают во внимание специалистов учреждений социального обслуживания.

В семьях высокого социального риска детям практически не уделяют внимания. Педагогическая запущенность способствует отставанию ребенка в психическом развитии. У этих детей появляются признаки эмоциональной депривации, вследствие недостатка материнской ласки и нормального человеческого общения. Они готовы привязаться к любому человеку, который проявит заботу о них.

Основные симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности обычно возникают в возрасте от 3 до 7 лет. Прежде всего, это относится к гиперактивности и импульсивности, а также дефициту внимания. Гиперактивность заключается в том, что ребенок находится в постоянном движении, бегает, как заведенный, не может спокойно усидеть на месте во время занятий, слишком болтлив и задает бесконечное число вопросов. Импульсивность выражается в том, что он действует, не подумав, не может дожидаться своей очереди, не ощущает ограничений в межличностном общении, вмешивается в разговоры и часто перебивает других. Игры приобретают разрушительный характер. Они неаккуратны, часто бросают, ломают вещи, плохо подчиняются требованиям взрослых, могут проявлять агрессивность по отношению к окружающим. Часто гиперактивность сочетается с недостаточной сформированностью мелкой моторики и навыков самообслуживания. Дети испытывают сложности в застегивании пуговиц, завязывании шнурков, а также при занятиях конструированием, лепкой и рисованием. Присутствует дисграфия, «зеркальное письмо». Характерна частая смена настроений, от слез к смеху и наоборот, быстро забывая неудачи. Имеются различные сочетания двигательной расторможенности, импульсивности, невнимательности, повышенной отвлекаемости. Мальчики  в гораздо большей степени подвержены развитию этого состояния.

Читайте также:  Хронический гломерулонефрит нефритический синдром история болезни

При диагностике данного синдрома необходимо обратить внимание на то, что симптомы расстройства должны:

  1. Появляться до 7 лет.
  2. Наблюдаться не менее 6 месяцев в двух сферах жизнедеятельности ребенка (дома и в учреждениях).
  3. Не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, к примеру, шизофрении и других нервно-психических расстройств.
  4. Должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.

Диагностические критерии по DSM-IV.

Измерение

Признак

  1. Нарушение внимания
  1. Ребенок не может сосредоточиться, делает много ошибок.
  2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр.
  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  4. Не может закончить поставленную задачу.
  5. Слушает, но, кажется, что не слышит.
  6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания.
  7. Плохо организован.
  8. Часто теряет личные вещи (карандаши, игрушки и т.д).
  9. Забывчив.
  1. Гиперактивность/импульсивность
  1. Ребенок суетлив.
  2. Не способен усидеть на одном месте.
  3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутиться, ёрзает на месте).
  4. Не может тихо, спокойно играть на досуге.
  5. Всегда нацелен на движение, ведет себя как «вечный двигатель».
  6. Болтлив.

Импульсивность:

  1. Часто начинает отвечать, не подумав и не дослушав вопрос.
  2. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  3. В разговоре часто прерывает, мешает окружающим.

Для постановки диагноза необходимо присутствие 6 из 9 критериев в каждом измерении.

При положительных данных анкетирования и их подтверждении в устной беседе с родителями ребенка можно определять в группу риска по развитию синдрома. Для окончательной постановки диагноза обязательно проводится комплексное медико-психологическое обследование.

В качестве психологических методик используются проективные техники: «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Автопортрет». Тесты на оценку развития памяти, внимания, мышления, двигательной и эмоциональной сферы: тест Векслера, тесты «Запомни рисунок», «Заучивание четверостишия» и др. Тест Тулуз-Пьерона – один из вариантов «корректурной пробы» –  возможно использовать как экспресс-способ первичной диагностики, занимает не более 15 минут.

Как правило, к моменту первого обращения к специалистам родители не понимают в полной мере, что происходит с ребенком, а его поведение их раздражает. Родители, и особенно бабушки и дедушки, склонны видеть причины плохого поведения ребенка в «неправильном воспитании» и поэтому начинают обвинять себя и друг друга. Обычно родители не знают, что делать, и разногласия по этому поводу приводят к новым внутрисемейным конфликтам. Добиться изменения в короткие сроки (за несколько месяцев) невозможно. Однако их можно в значительной степени преодолеть, но при этом от родителей потребуется немало сил и терпения. В то же время нередко встречающиеся у гиперактивных детей тревожность, непослушание, реакции оппозиции, а также агрессивность носят вторичный характер, действительно усиливаются из-за неправильного воспитания. Родственникам ребенка требуется разъяснить, чтобы они поняли: поступки ребенка не являются умышленными и в силу своих личностных особенностей он не в состоянии разрешать возникающие сложные ситуации. Родителям разъясняют, что улучшение состояния в значительной мере зависит от доброго, спокойного, последовательного отношения  к ребенку.

Коррекционная работа специалистов направлена на решение следующих задач:

  1. Нормализовать обстановку в семье ребенка, его взаимоотношения с родителями другими членами семьи. Научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.
  2. Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации, способность планировать и доводить начатые дела до конца. Развить у него чувство ответственности за собственные поступки.
  3. Научить ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с окружающими людьми.
  4. Добиться повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет освоения им новых навыков, достижений в повседневной жизни. Определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него психические функции и навыки, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.

Специалисты отделения придерживаются следующей стратегии взаимодействия с родителями детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности:

  1. Специалисты в своей работе обязательно обращают внимание на особенности ребенка. Учёт индивидуальных особенностей – обязательная составляющая социальной реабилитации.
  2. Чётко разграничивают интеллектуальное развитие и сложности с вниманием и работоспособностью.
  3. Чётко разграничивают проявления болезни и невоспитанности.
  4. Специалисты вправе ожидать помощи со стороны родителей в обучении и воспитании, а также организации лечения.
  5. Стараются повышать уровень психолого-педагогической компетентности в вопросах обучения и воспитания детей.
  6. Настраивают родителей на позитивное воспитание ребенка. Находить в нем то хорошее, за что его можно похвалить, отмечает позитивные стороны в разговорах с родителями. Так как специалисты понимают, что данная особенность требует длительной работы, стараются не упоминать родителям об этом при каждой встрече. Делу это не поможет, а отношения с родителями осложнит. Родитель, получивший критику поведения своего ребенка, будет испытывать раздражение и может случиться нервный срыв, что может закончиться для ребенка наказанием, в том числе и с применением физической силы, а далее родители будут сторониться специалистов и избегать с ними встреч.
  7. Такому ребенку более чем другим важно почувствовать свою успешность и состоятельность.
  8. Содействуют родителям в получении консультации у врача – невролога. Чем раньше будет оказана помощь ребенку, тем больше шансов на успех.

В решении поставленных коррекционных задач помогают группы поддержки,  тренировка навыков социального взаимодействия, тренировка навыков воспитания детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, где родителям предлагаются методы и приёмы управления поведением детей.

Читайте также:  Вероятность синдрома дауна у плода

Одним из таких методов является использование системы символов или очков для немедленного вознаграждения хорошего поведения. Другой метод заключается в использовании «тайм-аута», или временной изоляции, когда ребенок становится слишком непослушным. «Тайм-аут» означает, что ребенок отправляется на короткое время в заранее оговоренное место, такое, как специальный стул или другая комната. Длительность обычно составляет 3-5 минут.

Эффективным способом влияния на поведение может быть система поощрений и наказаний в виде символической системы (очки, баллы, жетоны и др.) В дальнейшем баллы в достаточном количестве обмениваются на специальные привилегии (купить игрушку, посмотреть телевизор). Наказание в  виде вычитания баллов, жетонов и т.д.

В отношении наказаний родителям и специалистам следует постоянно помнить о том, что дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности лучше всего реагируют на мотивацию и позитивное подкрепление. Родители обязательно должны находить время для совместных приятных занятий с ребенком, отмечать его сильные стороны. В случае, если все таки наказание необходимо, ни в коем случае не выходить из себя, реагировать без раздражения, основываясь на фактах.

Кроме того, родителям следует научиться изменять повседневные ситуации таким образом, чтобы давать гиперактивному ребенку возможность улучшить свое поведение и достичь успехов. Например, разделять большое задание на несколько фрагментов, или играть с одним двумя товарищами, не допуская перевозбуждения.

Три основных принципа, которых должны придерживаться родители, воспитывающие гиперактивных детей: терпение, последовательность, настойчивость.

Родителям рекомендуется использовать приемы модификации (изменения) поведения, которые предусматривают определенные правила, положительное подкрепление, повседневное выполнение распорядка  дня, регулирование информации, ограничение отвлекающих факторов в пространстве.

Памятка для родителей:

  1. Уважайте ребенка. Будьте реалистичны в ожиданиях и требованиях.
  2. Организуйте домашнее расписание, режим дня. Изменения в расписании объясняйте заблаговременно.
  3. Постоянно поддерживайте дисциплину. Если ребенок нарушает правило, делайте только одно предупреждение.
  4. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
  5. Общение с ребенком должно носить позитивный характер. Не придирайтесь к ребенку по пустякам, сдерживайтесь, избегайте постоянных «нет» и «нельзя».
  6. Минимизируйте замечания и критику.
  7. Убедитесь, что ребенок понимает ваши указания.
  8. Помогайте ребенку организовывать свою деятельность, правильно планировать и распределять собственные силы и время.
  9. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания: развивающие игры, раскрашивание, чтение и др.
  10. Помогайте ребенку готовится к школе.
  11. Ограничивайте выбор, но не навязывайте его.
  12. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля.  Избегайте беспокойных шумных приятелей, скопления людей.
  13. Научите ребенка устанавливать «тихие перерывы».
  14. Помогите ребенку найти возможности выделиться за счет своих достоинств.
  15. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию, прививайте ему интерес к занятиям физической культурой.

Последствия и перспективы.

В школьные годы нарушения внимания и гиперактивность повлекут за собой трудности освоения школьных навыков, слабую успеваемость, неуверенность в себе и заниженную самооценку. Социальная значимость проблемы объясняется тем, что у подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности нарастают нарушения поведения, проявляется агрессивность, характерно безответственное поведение, нередко возникает тяга к алкоголю и наркотикам, различные девиации. К детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности нельзя относиться, как к бездельникам и хулиганам. В связи с этим, усилия родителей и специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию гиперактивности.

Коррекция гиперактивного расстройства должна носить комплексный характер и объединять различные подходы: специальные воспитательные приёмы для родителей и педагогов, психолого-педагогическую коррекцию, медикаментозное лечение. Безотлагательное проведение коррекционных мероприятий с применением современных эффективных методов позволяют преодолеть многие трудности и достичь значительных результатов к школьному возрасту, а также избежать негативных проявлений в подростковом возрасте .

Литература:

  1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок, или все о гиперактивных детях. – Изд-во Института психотерапии, 2003. – 96 с.
  2. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: Учеб.пособие для студ. Высш. Учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256с.
  3. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. – СПб: Питер, 2006. – 205 с.
  4. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в  развитии. – СПб:Речь, 2006.-224 с.
  5. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. – 160 с. (в помощь психологу).
  6. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М. ТЦ Сфера, 2002. – 128 с. (серия «Практическая психология»).
  7. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб.пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений.- М. Издательский центр «Академия», 2003 – 176 с.
  8. Шарапановская Е.В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП – ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. (Библиотека практического психолога).
  9. Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под науч. Ред. Проф. Л.М.Шипициной. – СПб.:Речь, 2005 – 240 с.
  10. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: Учеб.пособие для студ. Высш.учеб.заведений. Под ред. М.Пассольта – М. Издательский центр «Академия»,  2004 год. – 160с.

Источник