Детский сад и синдром дауна иркутск

Не секрет, что воспитывать детей-инвалидов сложно: малыши, которые имеют какие-то отклонения от нормы, требуют повышенного внимания. Большинство таких детей, несмотря ни на что, живут в семьях — и это не может не радовать. Но тут возникает другая проблема: несмотря на материнскую заботу, в таких условиях им не хватает элементарного — общения с другими людьми. Выход из ситуации пытаются найти в Иркутске, где уже второй год подряд в отдельных частных детсадах по выходным дням проводят развивающие занятия для детей с инвалидностью. В октябре этого года к проекту, который не имеет аналогов в России, присоединились Ангарск и Слюдянка.
Диагноз — не приговор
Если в семье один ребенок, то общение с другими детьми для него редкий праздник. Часто на игровых площадках, такие особенные дети видели в глазах сверстников непонимание, а то и испуг. Многое стало меняться, когда в январе 2014 года в Иркутске открыли первую группу «выходного дня» для особенных детей.
— Дети не должны чувствовать, что они особенные! — говорит Антонина Боровик, исполняющий директор центра дневного присмотра за детьми «Потешки». — И в них точно так же нужно развивать умение жить в обществе. Ведь именно способность общаться делает нас людьми…
Руководителями «Потешек» являются Антонина Ивановна и Игорь Михайлович Боровик. Он офицер в отставке, а она педагог с многолетним стажем. Пять лет назад супруги решили начать собственный бизнес и создали центр по уходу за детьми. С понедельника по пятницу к ним ходят самые обычные малыши в возрасте до трех лет, а по субботам здесь занимаются с ребятишками постарше — с теми, кому врачи поставили неутешительные диагнозы: ДЦП, ЗПРР, синдром Дауна, аутизм, гидроцефалия, умственная отсталость… И хотя «Потешки» коммерческая организация, с особенными детьми здесь занимаются совершенно бесплатно.
— Зачем нам это надо? — переспрашивает Антонина Боровик. И отвечает: — Не знаю! Я знаю только одно: это необходимо делать. Когда наш центр только открылся, одними из первых к нам пришли близнецы — брат и сестра. Но если мальчик был абсолютно здоров, то у девочки оказался синдром Дауна. Мы наблюдали, как дети общаются, и были удивлены тому, как легко им давалось общение. Все, кому было грустно или кого обидели, всегда шли к этой девочке, потому что она умела проявлять сочувствие… Потом к нам ходил мальчик с ДЦП, который всегда заступался за девочек, а ему, в свою очередь, помогали все дети в группе. И мы поняли — нельзя разделять детей на обычных и инвалидов. Только в этом случае детки с проблемами в развитии не будут чувствовать себя изгоями и станут полноценными членами общества.
Другое дело, что не у всех родителей есть возможность платить за коммерческие группы, а в государственных детсадах для них просто нет мест.
— Большая часть наших детей выключена из дошкольного образования, — говорит Татьяна Топоркова, мама 7-летнего Максима. — От государства нам ничего не положено, считается, что с таким диагнозом люди ни на что не годятся — не могут учиться, работать. Единственное, что мне, например, порекомендовали, — отдать сына в интернат. Но ведь это совершенно невозможно! Максим — домашний ребенок, очень привязан ко мне, ему необходимо, чтобы я всегда была рядом.
У Татьяны есть еще дочь — ей десять лет, и она здорова. Максиму же после рождения диагностировали гидроцефалию и поставили сопутствующий диагноз: тяжелая умственная отсталость. Отчего это произошло, врачи сказать не могут — что-то не так пошло во время беременности. И хотя никто не застрахован от подобной беды, что делать семьям, в которых она случилась, в нашем обществе до сих пор не знают.
— Трудности возникают из-за недопонимания многих взрослых того, насколько важно таким детям ходить в обычный детский сад, — подтверждает Антонина Боровик. — Конечно, сегодня, когда группы в государственных детсадах переполнены, об этом не может быть и речи. Воспитатель просто не в состоянии уследить за группой, где больше десяти человек, не в силах разглядеть личность в каждом ребенке. Тут нужен совсем иной подход.
Группы счастливого дня
Одним из таких подходов стала инновационная методика групп выходного дня, которую в Иркутской области стали внедрять в прошлом году. И многие родители особенных детей уже почувствовали на себе положительный эффект. Татьяна Топоркова и Максим, например, стали больше выходить в общественные места, ходить в театры, кино, в кафе. Еще год назад это было настоящим испытанием, но сейчас мальчик учится, как и все остальные дети, вести себя на людях.
Еще одна жительница Иркутска, Елена Рубцова, впервые привела на такое занятие своего сына — пятилетнего Никиту.
— Нам очень понравилось! — восклицает она. — Такая разнообразная программа! Ребята и музыку послушали, и пообщались друг с другом, и аппликацией занимались, и спектакль посмотрели…
Главная задача таких занятий — научить детей с физическими, интеллектуальными и психическими отклонениями контактировать с другими людьми. Для этого здесь с ними работают педагоги и логопеды-дефектологи. В числе последних — студенты Иркутского педуниверситета, которые проходят здесь практику.
— Родители не вечны, и такие дети должны уметь что-то делать сами, — говорит Надежда Бурмакина, студентка 3-го курса факультета школьной дефектологии. — Наша задача — научить их элементарным бытовым навыкам, чтобы они умели помогать по мере возможности взрослым.
Последним, кстати, еженедельные занятия помогают тоже. Глядя на успехи своих и чужих детей, родители сами вдохновляются и приобретают веру как в свои силы, так и в то, что их дети не хуже других.
— Раньше Лиза от меня ни на шаг не отходила, — говорит иркутянка Ирина Воронцова, мама шестилетней Лизы с диагнозом ЗПРР (задержка психоречевого развития). — А сейчас она уже общается с другими, становится более самостоятельной. И мне тоже становится легче.
— Рождение особенных детей — непростое испытание для родителей, — замечает Антонина Боровик. — Первое время им сложно смириться с тем, что произошло в их жизни. Мы же даем им возможность оттаять, помогаем увидеть тот факт, что их жизнь можно изменить к лучшему.
Инициатива создания подобных групп принадлежит членам иркутской региональной общественной организации родителей детей-инвалидов «Солнечный круг», которые обратились к уполномоченному по правам ребенка в Иркутской области Светлане Семеновой. Омбудсмен, в свою очередь, нашла спонсора, который взял на себя все расходы по проекту.
— Это, конечно, не альтернатива дошкольному образованию, — отмечает сама Светлана Семенова, — а скорее возможность познакомиться с профессиональными педагогами. В прошлом году в Иркутске группы работали в шести частных детсадах, но сейчас их количество сократилось вдвое — некоторые группы периодически пустовали из-за того, что дети болели, кому-то понадобились площади в выходные для других нужд. Но наши педагоги готовы расширять группы и создавать новые при устойчивом спросе.
Так, в этом году к проекту присоединились еще два частных детских сада — в Ангарске и Слюдянке. Сейчас там идет набор. Всего же в области подобные услуги оказывают в пяти группах, где занимаются около тридцати детей от года до семи лет.
По всем вопросам можно обращаться в аппарат уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области, по тел.: 24-21-45, 24-12-29.
Список детсадов
- «Акуна матата»: г. Иркутск, Ново-Ленино, ул. Баумана, 233/6
- «Потешки»: г. Иркутск, мкр. Первомайский, д. 33/5-1
- «Мамино солнышко»: г. Иркутск, ул. Дальневосточная, 155-22 (только набираются)
- «Панда»: г. Слюдянка, ул. Заречная, д. 6
- «Дети-ангелы», г. Ангарск, 15-й мкр., д. 7
Источник
За социальный проект директор детского центра взялась для того, чтобы помочь своему собственному ребенку и другим похожим детям
Директор детского развивающего центра “Жар-птица” Елена Шувалова. Фото: Тимур Балашов, РИА IrkutskMedia
Первый частный детский сад для детей с нарушением речи и опорно-двигательного аппарата открылся в Иркутске. Дошкольное учреждение расположено в коттедже общей площадью 270 кв. метров. В нем есть вся необходимая мебель, красивое игровое оборудование, развивающие игрушки, а также оборудованная игровая площадка во дворе. В саду кроме повара, воспитателя и няни предусмотрен дефектолог и логопед, эти специалисты начинают работу в феврале. Стоимость посещения от 7,5 до 17,6 тысячи рублей в месяц в зависимости от того полный день ребенок посещает сад или сокращенный. Елена Шувалова, директор детского развивающего центра “Жар-птица”, взялась за социальный проект чтобы помочь своему ребенку, а заодно и другим таким же детям. Об этом она рассказала в интервью корр. ИА IrkutskMedia.
– Расскажите, как вам пришла идея создать в Иркутске первый частный детский сад для детей с особенностями развития?
– Я поняла, что такой сад нужен после того, как не смогла устроить своего собственного сына (которому сейчас 4,5 года) в специализированную группу. Мой ребенок имеет серьезные речевые проблемы, но посещает обычный муниципальный сад. В Иркутске есть муниципальный коррекционный детский сад для детей с проблемами речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата, но попасть туда очень сложно – огромная очередь. Мы тоже стоим в этой очереди. Тогда я решила создать свой детсад для особенных детей.
Первый частный детский сад для особых детей открылся в Иркутске , Фото с места события собственное. Автор фото: Тимур Балашов, РИА IrkutskMedia
Наш детский центр начал работать 12 января 2015 года. Мой ребенок уже ходит в группу для детей с нарушением речи. Всего в группу планируется принять 15 человек, и еще есть места. В феврале запланировано открытие группы кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата на 10 человек. Набор в эту группу идет уже сейчас.
– Как строится работа в вашем детском саду?
– Педагоги в нашем центре будут работать над развитием речи, предусмотрены коррекционные занятия с дефектологом и логопедом. Сейчас у нас работает два педагога, повар. У них есть опыт работы в дошкольных учреждениях. Логопед и дефектолог начнут работать в феврале.
Часто особенные дети большую часть времени находятся дома. Родители зачастую не знают, куда обратиться, где искать помощь. Мы намерены помочь особым детям социализироваться, дать возможность общаться со сверстниками, развиваться и преодолевать трудности развития.
Первый частный детский сад для особых детей открылся в Иркутске , Фото с места события собственное. Автор фото: Тимур Балашов, РИА IrkutskMedia
Первый частный детский сад для особых детей открылся в Иркутске , Фото с места события собственное. Автор фото: Тимур Балашов, РИА IrkutskMedia
В Иркутске для детей с ДЦП работает только четыре группы в одном муниципальном коррекционном детском саду. Всем детям с таким диагнозом мест в учреждении не хватает, а таких ребят очень много. Насколько я знаю, муниципальный детский сад покрывает всего 10-15% потребности в Иркутске.
Когда ты не в этой теме, кажется, что этих проблем, также как и этих детей, не существует. Когда ты с этим сталкиваешься, оказывается, что таких детей и семей очень много. У нас в городе огромная потребность в специализированных детских садах, а также в специалистах, которые готовы заниматься с этими детьми.
Я об этой проблеме знаю не понаслышке. Мы с сыном как только начали ходить на приемы к специалистам, увидели, как много родителей, воспитывающих особых детей. В Иркутске есть несколько общественных организаций, занимающихся проблемами таких детей, все они созданы родителями. Они много делают для того, чтобы помочь не только своим детям, но и другим, а также поддержать родителей, которые недавно столкнулись с этими проблемами. От многих родителей я слышала, что они тоже думали об открытии частного садика для своего ребенка и других детей. Это может свидетельствовать о том, что потребность давно назрела…
– Чем будут заниматься дети в вашем развивающем детском центре?
– У ребят будут проходить музыкальные занятия, где они смогут развивать чувство ритма, которое тоже способствует развитию речи. Будут занятия по физкультуре, развитию речи. В группы мы набираем детей от 3 до 6 лет.
Во дворе мы оставили небольшие грядки. Летом будем возделывать свой огород. Ребятишки будут сами сажать овощи, поливать, ухаживать, наблюдать за ростом. В эти выходные мы закончили обустраивать уличную игровую площадку, уже есть беседка, песочница, из Красноярска приехал красивый игровой комплекс с горкой, летом будет газон, цветники.
Если правильно выстроить процесс, то такие занятия помогут детям изучать окружающий мир, следить за изменениями, происходящими в природе, помогут вызвать интерес к труду и результатам своего труда.
Группа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата находится на первом этаже сада, это требование Роспотребнадзора. Для детей с речевыми нарушениями предусмотрено общее пространство, где есть отдельная просторная игровая, спальня, санузел и кабинет логопеда-дефектолога.
– Что было сделано для открытия? Сколько вам пришлось потратить денег на открытие детского сада для особенных детей?
– Мы сделали косметический ремонт, переделывали санузлы для детей. Мне очень нравится как все получилось. Когда все планировали руководствовались принципом “а как бы мы хотели сделать для своего ребенка?”. Мне нравится коллектив, который сейчас сформировался, я верю что у нас все получится.
Первый частный детский сад для особых детей открылся в Иркутске , Фото с места события собственное. Автор фото: Тимур Балашов, РИА IrkutskMedia
На детсад потрачено уже около 1 млн рублей. В администрации поддержали наш социально значимый проект. Была помощь от отдела по поддержке предпринимательства, за что мы им очень признательны. В конце прошлого года мы получили субсидию в размере 200 тысяч рублей на поддержку малого бизнеса, направленного на создание групп ухода и присмотра для детей.
– Как вы считаете, будет ли приносить прибыль ваш детский развивающий центр?
– Понятно, что собственный частный детский сад – затратный проект. Сейчас в городе тенденция к тому что частные сады закрываются – городская администрация открывает много муниципальных садов. Но у нас здесь интерес не столько предпринимательский, сколько родительский. Делай, что должен делать, и будь, что будет. Что же касается дохода – я уверена он будет, проект нужный для города и для детей. Будет доход – будем развиваться, расширять перечень услуг, привлекать лучших специалистов. Уверена что все получится. Это наше детище, в него вложено много сил, связано много надежд.
– Каких детей вы принимаете?
– В первую очередь это дети в возрасте от 3 до 6 лет, имеющие отклонения в развитии. К нам можно обратиться если у ребенка: задержка речи, психо-речевого развития, гиперактивность, нарушения опорно-двигательного аппарата, синдром Дауна. Мы готовы работать с любыми детьми, если потребность в услуге будет высокая – будем открывать еще группы.
Первый частный детский сад для особых детей открылся в Иркутске , Фото с места события собственное. Автор фото: Тимур Балашов, РИА IrkutskMedia
– Какой совет вы дадите родителям, которые воспитывают детей с нарушениями в развитии и детей-инвалидов?
– Наверно не родителям, родители лучше меня знают что нужно их детям. Я бы хотела сказать немного всем людям. Мы так или иначе, реже или чаще сталкиваемся с особенными детьми. Особенные дети ничем не отличаются от обычных. Они тоже любят маму и папу, не любят рано ложиться спать и рано вставать, любят играть, любят сладости и не любят уколы.
Не вешайте ярлыков по части диагнозов, вы можете заблуждаться в своих ожиданиях. Все дети разные, но все равно они просто дети. С любым ребенком можно найти контакт. Дети, как никто другой, чувствуют отношение к себе. И если вы несете им добро, участие и искреннюю заинтересованность, то и они ответят вам тем же.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Около 11 млн рублей получила подпрограмма “Дети Приангарья”
Две трети детей-сирот нашли новую семью в Иркутской области
Источник
Почему с коллектива иркутского детского сада № 100 советуют брать пример?
Иркутский детский сад № 100 «Берегиня» существует с 1924 года. За это время он несколько раз сменил местоположение (сейчас находится в микрорайоне Топкинском) и вот уже больше 30 лет занимается развитием особенных детей. Сейчас здесь 8 групп — дети с задержкой психического развития и 1 группа — с общим интеллектуальным недоразвитием. Всего 130 детей, среди них 24 инвалида, 3 с синдромом Дауна. Таким детям нужны особые условия, а созданы они всего в нескольких детских садах Иркутской области. «Берегиня» — один из лучших примеров среди таких садов компенсирующего вида: 63% выпускников поступают в общеобразовательную школу! На этой неделе в «Берегине» побывала рабочая группа педагогов, чиновников, депутатов — прямо в детском саду прошло выездное заседание по вопросам доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Группы «Берегини» оснащены всеми необходимыми развивающими пособиями и материалами, есть музыкальный и спортивный залы, бассейн. Занятия проходят в игровой форме. И вот так, через игру, многие дети обретают то, чего им недоставало в развитии. «Дети лепят, рисуют, собирают мозаику, конструкторы, выполняют простейшие логические задачи, занимаются в бассейне, преодолевают препятствия в спортзале, танцуют, поют — для каждого разработаны индивидуальные программы, созданы необходимы условия, — говорят в детском саду. — Все занятия проходят с участием воспитателей, логопедов, дефектологов».
Специалисты говорят: главное — вовремя начать заниматься с ребенком.
Не пугаться диагнозов, не закрывать глаза на проблемы и не ждать, что проблема решится сама, а идти к специалистам, и тогда можно многого добиться. К счастью, сегодня возможность правильно развивать детей есть — программа «Доступная среда» работает.
— Главная цель программы — дать возможность каждому особенному ребенку получить образование, начиная с детского сада и заканчивая специальным, профессиональным обучением, — убеждена Ирина Синцова, депутат Законодательного собрания Иркутской области, председатель Комитета по социально-культурному законодательству.
— Эти дети внешне не отличаются от других детей, а в старших группах и вовсе исчезает какая-то разница: проблемы с речью и вниманием компенсируются. В итоге диагноз ЗПР (задержка психического развития. — Авт.) снимается. Ребята поступают в обыкновенную школу — это хороший результат, — улыбаются педагоги. — Начинать занятия желательно как можно раньше, а в три года желательно попасть в специализированное образовательное учреждение вроде нашего детского сада.
— Здесь максимально созданы условия, которые описаны в федеральных образовательных стандартах по дошкольному образованию, поэтому детки, которые здесь находятся, а их 130 человек, получают весь необходимый комплекс для компенсирующего развития. В итоге большая часть детей догоняют своих сверстников и идут вместе с ними в общеобразовательную школу. С этого сада можно смело брать пример! — Ирина Синцова, председатель Комитета ЗC по социально-культурному законодательству Иркутской области не скрывает удовлетворения от увиденного в «Берегине».
Все будет хорошо
«Мой сын Никита родился с синдромом Дауна, — рассказывает мама бывшего воспитанника «Берегини». — Врачи тогда предложили отказаться от ребенка, говорили о трудностях развития таких детей. Сейчас ему 14 лет, и он не отличается от других: в «Берегине» его научили всему. Я очень благодарна за это педагогам! Знакомые, когда узнают о нашем диагнозе, удивляются, потому что он не отстает от других. Теперь мы рассчитываем получить профессию и даже думаем, что в будущем он женится — и все будет, как у всех!»
Источник