Диагноз у ребенка неврозоподобный синдром

Для полного понимания такой проблемы, как неврозоподобный синдром у детей, что это такое, и к каким последствиям он приводит, следует рассмотреть причины возникновения такого состояния. Решение данного вопроса позволит предотвратить появление неврозов у подростков.
Виды детских неврозов
Под неврозом понимается функциональное и обратимое расстройство нервной системы. Первичные признаки психических нарушений возникают обычно в возрасте старше трех лет. В некоторых случаях подобные расстройства могут развиваться еще раньше.
В медицинской практике принято выделять следующие виды неврозов у детей и подростков:
- истерия;
- неврастения;
- навязчивое состояние;
- энурез;
- пищевой невроз.
Появление истерических реакций у детей вызывает частую смену настроения и эгоцентризм.
При такой форме нарушений у пациентов как истерический невроз отмечаются судорожные задержки дыхания. Однако клинические явления в данном случае обусловлены поведением ребенка. Дети искусственно вызывают истерию, стремясь привлечь к себе внимание взрослых. Головная боль при неврозе этого типа либо спазмы желудка возникают при условии, что расстройство обусловлено соматической патологией.
При неврастении возникает депрессия. У детей дошкольного возраста неврологические расстройства этого типа вызывают стремление спать дольше необходимого. Они в состоянии депрессии не выказывают интереса в отношении игрушек или подарков.
У подростков на неврастению указывают частые жалобы на боли, локализующиеся в районе сердца или желудка. Ребенок в этом состоянии полагает, что страдает от смертельной патологии.
Неврозы навязчивого состояния вызывают появление беспричинного страха. Причем в качестве объекта, провоцирующего тревожное состояние, могут выступать как реальные вещи или животные, так и абстрактные понятия. Например, подростки опасаются наступления скорого конца света.
Навязчивые состояния характеризуются тем, что дети постоянно выполняют повторяющиеся действия: почесывают нос, теребят ухо, потирают руки и так далее. При таком типе расстройства требуется психологическая коррекция. Дети не способны силой воли избавиться от навязчивости. Но даже если им удается, например, прекратить почесывать нос, в стрессовом состоянии это действие будет заменено другим повторяющимся движением.
Энурез как проявление неврозоподобного синдрома часто выступает в качестве единственного признака, указывающего на психические нарушения. В отсутствии лечения данное состояние делает пациентов замкнутыми, излишне ранимыми.
При пищевом неврозе у детей наблюдается отсутствие аппетита, а после еды возникает рвота. Этот тип расстройства возникает у людей любого возраста вплоть до новорожденных. Без лечения пищевые нарушения провоцирует развитие авитаминоза и анорексии. Часто к расстройству приводят насильственные действия со стороны родителей, которые силой заставляют малыша есть то, что ему не нравится.
Причины неврозов у детей
Причины неврозов у детей носят разнообразный характер. Появление расстройств в первые годы жизни обычно обусловлено биологическими факторами:
- наследственность;
- нарушение внутриутробного развития, что происходит из-за патологий во время беременности матери;
- перенесенные патологии в раннем возрасте.
Позднее неврозы у детей возникают по следующим причинам:
- физическое и умственное переутомление;
- недостаток сна;
- особенности психики пациента (мнительность, повышенная чувствительность).
Также расстройства нервной системы возникают из-за органической патологии головного мозга. Однако основная причина возникновения неврозов в детском возрасте кроется в поведении родителей и социального окружения. В данном случае речь идет о психологической травме.
Неврозы у детей возникают из-за неспособности адаптироваться к изменяющимся условиям. Внешние факторы оказывают угнетающее воздействие на психику, поэтому и возникают нарушения в работе нервной системы.
Особую роль в этом играют родители.Ошибки в воспитании, семейные конфликты могут спровоцировать невротическое состояние. Подобные явления часто возникают у детей с повышенной самооценкой. Из-за эгоцентризма дети постоянно испытывают потребность во внимании со стороны близких людей. В случаях, когда они не получают удовлетворения, у них возникает страх перед одиночеством и другие навязчивые состояния.
Отдельного внимания заслуживает так называемый школьный невроз. Постоянные учебные нагрузки, неправильное поведение со стороны учителей и сверстников вызывают у детей неприятие подобного образа жизни, что приводит к нервным расстройствам.
В действительности самостоятельно выявить причины неврозоподобного состояния достаточно сложно. Поэтому при появлении симптомов нервных расстройств необходима помощь психолога.
Общие признаки и симптомы неврозов
Невроз у детей вызывает различные симптомы. Характер клинической картины определяется множественными факторами. В частности, признаки психического расстройства зависят от возраста пациента. У детей до 6-7 лет патологическое состояние характеризуется боязнью темноты, одиночества, неизвестности. Пациент, испытывающий страх, становится беспомощным и теряет способность совершать простые действия.
У подростков на неврастению могут указывать следующие клинические явления:
Приступы невроза характеризуются повышением температуры тела. Психические расстройства также изменяют поведение пациента. У детей отмечаются:
- ранимость, мнительность;
- зацикленность на конфликте;
- нарушение когнитивных функций;
- непереносимость яркого света, громких звуков;
- проблемы со сном;
- приступы тахикардии.
Во время сильного стресса возможно непроизвольное выделение кала и мочи.
Как лечить невроз у детей?
Диагностика и лечение невроза осложнена тем, что при таких нарушениях симптомы во многом напоминают проявления различных заболеваний.
Поэтому при подозрении на психические расстройства требуется комплексное обследование пациента, в ходе которого уточняются все обстоятельства, которые могут привести к развитию рассматриваемой проблематики.
Какие врачи лечат детский невроз?
При подозрении на детский невроз лечение определяет врач-невропатолог. При этом пациента отправляют на обследование к кардиологу, психологу, эндокринологу и другим специалистам. Такой подход позволяет исключить течение заболеваний, вызывающих описанные выше симптомы.
Медикаментозное лечение
Лечение неврозов у детей медикаментами дополняет психотерапевтическую коррекцию. Лекарственные препараты восстанавливают работу нервной системы и устраняют депрессивное состояние. В зависимости от характера клинической картины медикаментозное лечение включает в себя прием:
- витаминов группы С и В;
- мочегонных сборов и отваров;
- ноотропов («Ноотропил», «Пирацетам»);
- лекарств для лечения астении (подбираются с учетом сложности случая);
- транквилизаторов;
- седативных средств;
- антидепрессантов.
При сильной возбудимости пациента лечение дополняется «Сонопаксом». Принимать антидепрессанты и транквилизаторы необходимо под непосредственным контролем со стороны врача. В ином случае снизится эффективность психотерапии при неврозоподобном синдроме.
Психотерапия
Основу лечения детских неврозов составляют психотерапевтические методики. Для восстановления психического состояния пациента применяются:
- гипноз;
- арт-терапия;
- рациональная терапия;
- игровая терапия;
- суггестивная психотерапия.
Каждый метод лечения подбирается, исходя из характера развития невроза, индивидуальных особенностей психики и причинного фактора.
Психотерапевтическое вмешательство направлено на коррекцию поведения пациента. В особых случаях (особенно, когда лечатся неврозы у подростков) занятия с больным проводятся в группах.
Семейная терапия
Чтобы повысить эффективность лечения неврозов у детей дошкольного возраста, нередко проводятся сеансы семейной терапии. Такой подход позволяет выявить истинную причину развития психического расстройства.
На начальном этапе врач в рамках данного метода лечения устанавливает особенности поведения и взаимодействия внутри семьи. В дальнейшем проводятся консультативные беседы с родителями. Затем назначаются сеансы совместной психотерапии, в которых участвуют взрослые и дети. На этом этапе врач прорабатывает с пациентов и его родителями сценарии, которые могут вызвать негативную реакцию.
Лечение неврозов у подростка также часто проводится в рамках семейной терапии, так как часто именно из-за негативного отношения со стороны взрослых возникают нервные расстройства.
Как снизить риск развития неврозоподобного синдрома?
Профилактика неврозов у детей предусматривает комплексный подход к решению данной проблемы. Важную роль в предотвращении развития нервных расстройств играет психологический климат в семье. Родители не должны конфликтовать между собой на глазах у ребенка. Также им следует скорректировать тактику поведения с детьми, отказавшись от чрезмерного давления.
Рекомендации по профилактике школьных неврозов сводятся к обеспечению умеренных физических и умственных нагрузок.
Кроме того, необходимо постоянно общаться с ребенком, чтобы сразу выявить наличие у того проблем со сверстниками или учителями.
К профилактике неврозов нужно прибегать сразу после появления малыша на свет. Родители должны внимательно следить за поведением детей, отмечая излишнюю требовательность или капризность.
Источник
Малыш тревожный, пугливый и беспокойный. Плаксивый и плохо спит, ночами мучается от кошмаров. Обеспокоенные родители ищут причину: вероятно, его что-то напугало? Ребенок пережил какой-то стресс? Чаще всего невротические симптомы действительно возникают на почве психологической травмы. Но бывают исключения, когда не «болезни – от нервов», а наоборот «нервы – от болезни». Речь о неврозоподобных состояниях: все симптомы невроза налицо, но причина их не снаружи, источник проблемы в самом организме ребенка.
Неврозоподобные состояния у детей – это группа нервно-психических нарушений у ребенка, которые внешне очень напоминают невроз, но не имеют психологических причин возникновения. Специалисты считают этот синдром неким промежуточным состоянием, между органической патологией и неврозом, причем все-таки ближе к органической патологии. Чаще всего, неврозоподобный синдром возникает у детей в возрасте от 2 до 7 лет, и имеет органическую природу (в основе лежит нарушение работы головного мозга).
Отчего нарушается работа мозга
Неврозоподобный синдром у ребенка может возникнуть под воздействием таких факторов:
- нарушение внутриутробного развития ( а также негативные факторы во время беременности – алкоголизация родителей, и.т.п.);
- перенесенные в раннем возрасте заболевания нервной системы (они могут иметь различное происхождение: травматическое, инфекционное, и.т.д.);
- соматические нарушения (очаги хронической инфекции, нарушения работы сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта, аллергия);
- наследственная неполноценность определенных систем мозга.
Факторы могут быть разные, но как результат – возникает определенное нарушение в работе мозга ребенка. У детей, имеющих неврозоподобный синдром, при обследованиях обнаруживают небольшие органические нарушения и дисфункцию некоторых глубинных структур мозга.
Такие нарушения иногда могут сопровождать и серьезные психические заболевания (шизофрения, эпилепсия). Но в последнем случае ребенка с детства наблюдает психиатр, и лечение назначает именно он. Здесь патологию ни с чем не спутаешь.
В остальных случаях, когда у ребенка обнаруживается неврозоподобный синдром, лечение осуществляет невропатолог.
Признаки заболевания
Этот синдром действительно имеет симптомы, очень похожие на невроз:
- чрезмерная эмоциональная возбудимость, гиперактивность, дефицит внимания;
- страхи, фобии, ночные кошмары;
- депрессия, плаксивость, иногда – агрессия;
- тревожность, беспокойство;
- общая слабость, сниженный тонус;
- энурез, логоневроз (заикание), тики;
- нарушения стула (запор или диарея);
- тошнота или рвота, нервная анорексия;
- чрезмерная потливость, или наоборот – сухость кожи.
Чтобы отличить неврозоподобный синдром от невроза, нужна квалифицированная врачебная диагностика. Поскольку психологической причины для возникновения этого состояния нет, то методы психотерапии оказываются менее результативны, чем при неврозах. Пока не найдена органическая причина заболевания – симптомы никуда не денутся.
Лечение
Неврозоподобный синдром у детей требует комплексного индивидуального лечения. Ведь причина возникновения болезни у каждого ребенка своя. Возможно, сначала придется пролечить хроническую инфекцию, или аллергические состояния, и только потом лечить сам синдром.
Лечение неврозоподобных состояний у детей осуществляет детский невропатолог. Чтобы определить диагноз, он назначит специальные обследования (электроэнцефалограмма, магнитно-резонансная томография мозга и другие). В любом случае, комплекс мероприятий, с помощью которых лечат неврозоподобный синдром, должен включать в себя:
- Медикаментозное лечение – направлено, в первую очередь на устранение причины заболевания, и в дальнейшем – на восстановление нормальной работы мозга.
- Физиотерапия (по назначению невропатолога).
- Психологическая помощь. Она необходима ребенку в любом случае. Хоть его заболевание и не вызвано психологической травмой, но сами последствия и симптомы заболевания могут восприниматься ребенком тяжело.
- Создание спокойной, благожелательной домашней атмосферы для успешной реабилитации ребенка. Здесь тоже могут быть полезны советы психолога, особенно в области выработки оптимальной модели воспитания.
Источник
Невроз у детей – это нервно-психическое расстройство, возникшее в результате острой или длительно существующей психотравмирующей ситуации. К симптомам относятся общие, вегето-сосудистые и невротические нарушения. Последние имеют различную клинику: тики, фобии, капризность, замкнутость или расторможенность. Диагностика основана на сборе жалоб, истории развития заболевания, определении причинного фактора. Дополнительные обследования проводятся для исключения схожих органических патологий. Лечение включает психотерапевтические, медикаментозные и физиотерапевтические техники.
Общие сведения
Неврозы — общая проблема для педиатрии и детской психиатрии, так как больной ребенок одновременно страдает физически и эмоционально. Иногда соматическая составляющая настолько сильна, что невроз сопровождается повышенной болезненностью, склонностью к возникновению патологий общего характера при нормальном органическом фоне. По данным статистики, доля детских неврозов среди всех нервно-психических заболеваний составляет 45%. Мальчики болеют в 1,5 раза чаще девочек. Пик заболеваемости приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст.
Неврозы у детей
Причины
Этиология заболевания многогранна. Считается, что решающее значение в развитии невроза имеет межличностный конфликт ребенка и значимых для него членов семьи. На втором месте находятся школьные разногласия. Провоцирующие факторы неврозов:
- Социально-психологические: эмоциональная изоляция ребенка (единственный в семье, первенец в многодетной семье), непоследовательность воспитательного стиля, вредные привычки у родителей, семейные конфликты, перестановка семейных ролей.
- Социально-культурные: проживание в большом городе, темп жизни, не соответствующий возможностям и потребностям ребенка, сложные отношения в коллективе.
- Социально-экономические: неполная семья, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, ранний выход матери на работу, раннее помещение ребенка в дошкольное учреждение.
- Биологические: осложненное течение беременности и родов, лабильная нервная система, наследственные или индивидуальные особенности психики, проблемы с физическим здоровьем, церебральная органическая недостаточность.
- Общеистощающие: хроническая усталость, дефицит сна, умственная и физическая перегрузка (секции, кружки), пережитый стресс (смерть близкого человека, невольное участие в аварии, драке).
Патогенез
Патофизиология неврозов имеет несколько этапов. В ответ на действие триггерного фактора происходит сбой процессов торможения или возбуждения в ЦНС. У детей в норме возбуждение превалирует над торможением, потому, обычно наиболее ранний ответ − именно церебральная возбудимость. При запредельном действии раздражителя, который нервная система не в состоянии переносить, следует защитная реакция торможения.
Организм, приспосабливаясь к новым условиям, изменяет психическую реактивность. Включается каскад нарушений неврологического и соматического характера. У ребенка возникает внутренний конфликт, основанный на несоответствии требований (родителей, общества) и его жизненного опыта. Пытаясь найти выход, дети входят в несвойственные им роли, что приводит к дезорганизации нейропсихической деятельности.
Классификация
Неврозы у детей классифицируют в зависимости от полисимптомности проявлений. Согласно международной номенклатуре, определяют следующие виды:
- Общие. В клинике присутствуют различные, в том числе неспецифические проявления. Представители группы — неврастения, истерический, депрессивный невроз, невроз навязчивых движений.
- Системные. Неврозы, которые имеют ведущий симптом. Включают в себя энурез, энкопрез, заикание, расстройства аппетита и сна.
Симптомы неврозов у детей
Астенический невроз (неврастения)
Формируется у детей, отличающихся робостью, мнительностью. Часто возникает после длительно текущих инфекционных заболеваний, на фоне хронического стресса или переутомления. Невроз проявляется расстройствами сна, тревожностью, необоснованными страхами. У больного появляется неадекватная чувствительность к привычным раздражителям: шуму, яркому свету.
Из соматических симптомов отмечаются головные боли, дискомфорт в области сердца, желудочно-кишечные нарушения. Нередко присоединяются вегетативные компоненты: ощущение мурашек, озноб, потливость.
Истерический невроз
К истерическому неврозу склонны дети с чертами демонстративности, публичности, инфантилизма. В раннем возрасте характерны нарушения физиологических функций (аффективно-респираторные приступы, непроизвольные дефекации и мочеиспускания), падение на пол с криком.
У детей с нормальным речевым развитием появляются симптомы мутизма – отсутствие ответной реакции в диалоге, нежелание вступать в речевой контакт. Для старшего и подросткового возраста типична яркая картина истерики: театральность, выгибание в нефизиологических позах, громкое эмоциональное рыдание. Реже могут возникать судороги, истерическая слепота.
Невроз навязчивых состояний
Среди заболевших чаще встречаются дети с повышенной моральной ответственностью. Больные обычно отличаются педантичностью, принципиальностью, дотошностью. Ребенка преследуют навязчивые переживания, фобии, от которых он сам хочет избавиться: боязнь смерти, войны, разлуки с родителями.
Присутствует обсессивная составляющая, которая реализуется судорожными спазмами, навязчивыми движениями (моргание, покашливание, наморщивание лба). У детей существуют «успокаивающие» ритуалы, например, сосание края подушки, длительное мытье рук.
Депрессивный невроз
Нередко развивается вследствие действия постоянного психотравмирующего фактора в семье. К деперессивному неврозу более склонны подростки, дети в пубертатном возрасте. Ребенок замкнут, желает уединиться, постоянно пребывает в подавленном настроении. Речь становится скудной, лицо – гипомимичным. Характерно снижение физической активности, плохой аппетит, бессонница.
Системные (малосимптомные) неврозы
Группа включает ряд заболеваний, которые представлены отдельными проявлениями. Один из видов – тики или тикозные движения. Невроз выглядит как периодические подергивания век, мышц лица, конечностей или туловища в целом. К данной категории также принадлежит потеря контроля над мочеиспусканием (энурез) или испражнениями (энкопрез). Представитель системного невроза — логоневроз, или невротическое заикание, при котором нарушение ритма и плавности речи у детей связано с судорогами речевой мускулатуры.
Осложнения
На фоне нераспознанных неврозов развиваются тяжелые депрессии, нейрогенная анорексия, аффективные расстройства. При подобных осложнениях у детей возможны суицидальные попытки или оконченный суицид. По статистическим подсчетам, 70-75% подростков с попыткой самоубийства имеют психотравмирующий фактор в семье или в школе. Без своевременного оказания помощи при неврозах последние определяют устойчивые изменения личности и характера. Во взрослой жизни это приводит к проблемам социализации, нарушению взаимопонимания в браке и формированию неврозов у будущих детей.
Диагностика
Постановка диагноза в основном базируется на клинической картине заболевания. Важен тщательный сбор жалоб и анамнеза у ребенка и его родителя/родственника. Невроз требует дифференциации с органической патологией нервной системы, астеническим синдромом при общих заболеваниях. Ребенок с подозрением на невроз обследуется у детского психиатра. Алгоритм диагностики:
- Первичная консультация. Родители предъявляют жалобы на необоснованную вялость или суетливость ребенка, плохой сон, появление непроизвольных, стереотипных движений, гримасничанье. Из общих симптомов возможны нарушение сердцебиения, дискомфорт в груди, животе.
- Инструментальные обследования. ЭКГ не выявляет патологии. На ЭЭГ возможны признаки дисфункции гипоталамо-гипофизарной системы. РЭГ показывает невыраженные сосудистые изменения.
- Осмотр смежных специалистов. Исходя из характера жалоб, могут понадобиться консультации детского кардиолога, невролога, гастроэнтеролога. Как правило, при неврозах узкие специалисты не обнаруживают у детей данных за органическую патологию.
Лечение неврозов у детей
Консервативное лечение
Большинство детей проходят терапию амбулаторно. Госпитализации подлежат пациенты с тяжелыми формами истерического невроза. Цель лечения — регресс симптомов или достижение длительной ремиссии. Схема лечения комплексная, направлена на физическое и психологическое восстановление. Для получения результата обязательно исключить фактор или среду, которые провоцируют заболевание.
Из режимных мероприятий рекомендуется наладить оптимальное соотношение активности и отдыха, полноценное регулярное питание. На старте лечения желательно освободить ребенка от уроков на 1-2 недели. Фармакотерапия включает:
- транквилизаторы небензодиазепинового ряда: мебикар, гидроксизин;
- седативные средства растительного происхождения, содержащие зверобой, мелиссу, мяту;
- нейролептики, преимущественно галоперидол;
- психостимуляторы из группы метилфенидата;
- ноотропы на основе аминофенилмасляной кислоты;
- поливитаминные комплексы.
Психотерапия
Психотерапевтические методики занимают ведущее место в лечении неврозов у детей. На протяжении курса требуется поднять самооценку ребенка, сформировать чувство полноценности, снизить уровень тревожности. Психотерапия проводится в двух формах — индивидуальной или групповой. Одна из разновидностей — семейная терапия, представляет собой работу со всеми участниками конфликта, направлена на коррекцию психотравмирующей составляющей внутри семьи.
Физиотерапия
Применение физиолечения позволяет сократить курс медикаментозной нагрузки, снизить дозу препаратов до минимально эффективной. Различные техники ЛФК применяются с расслабляющей или тонизирующей целью. Проводится электрофорез воротниковой зоны с седативными или сосудистыми средствами. Из водных процедур при неврозе используются душ Шарко, хвойные ванны, ножные ванны. Также назначается массаж спины, шеи, конечностей.
Прогноз и профилактика
Невроз у детей — состояние обратимое, при своевременно начатом лечении прогноз для выздоровления благоприятен. К профилактическим мероприятиям относятся соблюдение режима сна и бодрствования, адекватные физические и эмоциональные нагрузки, соответствующие возрасту, темпераменту и возможностям ребенка. В предупреждении детской психотравмы большая роль принадлежит семье — важен комфортный климат и правильные расстановки ролей в отношениях.
Источник