Дислексией и сдвг синдром дефицита внимания и гиперактивности

В этой статье психолог CogniFit (“КогниФит”) Борха Эчеварриа приводит 16 основных фактов о дислексии. Вы узнаете о том, что такое дислексия и какие её виды встречаются, передаётся ли это когнитивное расстройство по наследству, можно ли предупредить развитие дислексии у ребёнка, а также о том, как лечится дислексия и какие упражнения рекомендуют специалисты для детей с дислексией.

16 основных фактов о дислексии

1. Дислексия – это реальность?

Многие сомневаются в том, что детская дислексия – это действительно реальное заболевание. Некоторые люди считают, что этого расстройства не существует, в том время как другие спорят о том, что же на самом деле представляет из себя дислексия, считая, что речь идёт всего лишь об определённых проблемах со чтением. Сторонники этой версии вместо дислексии употребляют термин “специфическое расстройство чтения”.

2. Что такое дислексия

В 1975 году Всемирная федерация по неврологии впервые применила термин “дислексия развития”. Таким образом, данному термину было дано следующее значение: “Дислексия – это расстройство, проявляющееся в трудности обучения чтению, несмотря на традиционное образование, адекватный интеллект и социально-культурные возможности. Зависит, главным образом, от когнитивных нарушений, на происхождение которых влияют конституциональные факторы”. Это определение дислексии актуально и по сей день.

Трудности с доступом к лексике у детей, страдающих дислексией, вызваны следующими нейронными ошибками:

  • Структурные нарушения в лингвистической обработке;
  • Ухудшение рабочей памяти;
  • Низкая скорость обработки информации.

В настоящее время существуют научно разработанные программы, такие как CogniFit Дислексия, позволяющие корректировать дислексию у детей с помощью клинических упражнений. Чтение – это сложный процесс, требующий не только визуальной обработки изображений, но и понимания значения слов и умения устанавливать связи в предложении.

Если ваш ребёнок не любит и не хочет читать, как понять – он просто ленится или у него дислексия? Узнайте прямо сейчас с помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на дислексию, присутствуют ли признаки, которые могут указывать на риск наличия дислексии. Получите результаты менее, чем за 30-40 минут!

Инновационный нейропсихологический тест CogniFit (“КогниФит”) на дислексию

3. Какие виды дислексии существуют

Дислексию подразделяют на врождённую и приобретённую. Под приобретённой понимают дислексию, появляющуюся в результате поражений мозга. Наиболее распространена врождённая дислексия, возникающая при развитии мозга. Эта классификация дислексий – единственная, с которой соглашаются специалисты.

Также была предпринята попытка разделить дислексию на различные классы в зависимости от того, каким образом ребёнок с дислексией учится читать. Несмотря на эти попытки, общее согласие не было достигнуто, и данная классификация не признана официально.

4. Дислексия чаще встречается у мальчиков или у девочек?

До недавнего времени считалось, что дислексия чаще встречается у мальчиков, однако недавние исследования показали, что это различие незначительно, с небольшим перевесом в пользу мальчиков.

5. Насколько распространена дислексия?

По оценкам, дислексиками являются более 10% населения. Это означает, что из 30 учеников в классе по меньшей мере трое – дислексики.

Дислексия – очень распространённое расстройство обучения, и вопреки тому, что многие думают, оно не проходит с возрастом.

Зачастую эту патологию путают с недостаточно прилагаемыми усилиями или интересом. Когда ребёнок получает плохие оценки в школе, удобнее всего думать, что он не старается, ленится, не хочет заниматься дома или что ему вообще не нравится учиться.

В школах вряд ли существуют внедрённые методики раннего выявления дислексии, поэтому многие дислексики действительно верят в то, что они менее умны и эффективны, хуже, чем остальные. На самом деле дислексия не связана с уровнем интеллекта.

Дислексия не связана с уровнем интеллекта

6. Дислексия передаётся по наследству?

На развитие дислексии влияет множество генетических факторов, поэтому это расстройство может быть унаследовано. 40% детей, сёстры или братья которых страдают дислексией, также сталкиваются с данной трудностью обучения. Также, если ребёнок является дислексиком, с большой вероятностью дислексией страдает и кто-то из его родителей.

7. Дислексия – расстройство обучения нейробиологического происхождения

Дислексия – расстройство обучения нейробиологического происхождения. Это наиболее распространённое расстройство нейроразвития, проявляющееся при обучении чтению, которое представляет собой трудности с чтением, письмом и орфографией. Узнайте, чем отличается дислексия от дискалькулии.

Дислексия возникает на ранних эволюционных стадиях: по мере развития мозга некоторые из его отделов претерпевают изменения, препятствующие нормальной работе нейронной структуры, отвечающей за обработку языка и речи. У дислексиков наблюдается структурная дисфункция в определённой нервной сети, в определённом независимом модуле мозга, что не позволяет им корректно обрабатывать информацию.

Вернемся к вопросу о том, что такое дислексия. Ранее её интерпретировали как нарушение зрения. По прошествии времени было подтверждено, что дислексия связана со структурным дефицитом нейронных сетей, отвечающих за язык и речь.

8. Может ли дислексия также быть проблемой восприятия?

В 60-ые годы было принято думать, что причиной трудностей с обучением являются проблемы со зрением или слухом. Многие эксперты зашли настолько далеко, что даже пересмотрели понятие дислексии, придя к выводу, что дислексия – это прежде всего проблема со зрением. Однако учёные Гольдберг (Goldberg), Хельвестон (Helveston) и Левин (Levine) выяснили, что проблемы со зрением у детей-дислексиков ничем не отличаются от подобных проблем у обычных детей, не страдающих никакими расстройствами. Поэтому эта теория была отвергнута.

Читайте также:  Артериальная гипертензия и метаболический синдром лечение

9. Как связаны дислексия и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

Была обнаружена связь между СДВГ и дислексией как с когнитивной, так и нейроанатомической точек зрения.

Различные исследования показали, что как СДВГ, так и дислексия связаны с проблемами с рабочей или оперативной памятью.

Различают следующие типы синдрома дефицита внимания и гиперактивности:

  • СДВГ с преобладанием дефицита внимания
  • СДВГ с преобладанием гиперактивности/импульсивности
  • Комбинированный СДВГ с преобладанием всех трёх основных симптомов.

Крайне важно выявить, страдает ли ребёнок-дислексик также синдромом дефицита внимания, поскольку в данном случае программа вмешательства и лечение будут отличаться.

Ученик-дислексик прилагает так много усилий для выполнения заданий на чтение и письмо, что он, как правило, устаёт, теряет концентрацию, отвлекается и избегает подобных заданий. В связи с этим часто оба расстройства, СДВГ и дислексию, путают.

С помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на СДВГ проверьте прямо сейчас, присутствуют ли у вашего ребёнка когнитивные симптомы, которые могут указывать на наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё, или развитие когнитивных навыков соответствует норме. Получите результаты теста менее, чем за 30-40 минут!

Нейропсихологический тест CogniFit на синдром дефицита внимания и гиперактивности

10. Симптомы дислексии и диагностика

Если у ребёнка старше 9 лет наблюдаются несколько из этих симптомов, вероятно, он страдает дислексией:

  • Ему сложно читать редкие, а также отдельные слова.
  • Читает медленно и с большим количеством ошибок.
  • Проблемы с орфографией.
  • Небольшие проблемы с речью.
  • Ему сложно распознать геометрические фигуры.
  • Проблемы со чтением и письмом наблюдаются давно.
  • Делает много ошибок в тестах с множественным выбором.

Если у ребёнка наблюдаются эти симптомы, следует обратиться к специалисту.

11. Можно ли провести раннюю диагностику дислексии?

Вполне естественно подозревать начало развития дислексии у ребёнка, если ему трудно научиться читать, однако в раннем возрасте со 100%-ой уверенностью нельзя сказать, будет ли он страдать дислексией. Медленная обучаемость также может быть связана с задержкой созревания.

12. Предупреждение дислексии

При первых ранних признаках дислексии можно назначить терапию, основанную на принципах обучения чтению: улучшение фонологических навыков и распознавания слов. Важно вовремя диагностировать расстройство и устранить трудности с обучением в раннем возрасте.

Можно ли распознать развитие дислексии у ребёнка в раннем возрасте?

13. Излечима ли дислексия?

Трудности обучаемости из-за дислексии сохраняются на протяжении всей жизни. Это хроническое расстройство, однако его воздействие может меняться со временем. С возрастом может сильно измениться проявление и последствия расстройства. Взрослые дислексики могут правильно читать, однако для этого им нужно прилагать больше усилий, чем остальным людям. Чтобы достичь таких результатов необходима интенсивная и продолжительная терапия в детстве.

14. Как обнаружить дислексию. Существуют ли биологические маркеры?

Последние годы было проведено множество исследований на основе генетических данных и техник нейроизображения, которые позволили объяснить структурные и анатомические аспекты дислексии, однако эти биологические маркеры не стандартизированы для учёта при диагностике.

В настоящее время диагностика дислексии фокусируется на изучении клинической истории пациента и оценки результатов различных психометрических тестов. Один из наиболее используемых специалистами инструментов – нейропсихологический тест CogniFit (“КогниФит”) на дислексию. Данный инструмент тщательно изучает функции мозга, связанные с дислексией, и идентифицирует присутствие когнитивных расстройств или нарушений.

15. Как помочь ребёнку с дислексией в школе? Полезные советы

  • Скажите ребёнку, что вы понимаете его трудности и будете поддерживать его.
  • Помогайте ему правильно произносить слова.
  • Не заставляйте его “подтягивать” чтение до уровня одноклассников.
  • Убедитесь, что он понял прочитанное.
  • Поддержите его, когда он задаёт вопросы.
  • Оценивайте письменные работы, прежде всего, по их содержанию.
  • По возможности проводите устное тестирование или экзамен.
  • Не заставляйте дислексика читать вслух перед другими детьми, чтобы не ставить его в неловкую ситуацию.
  • Задавайте меньше упражнений на чтение и письмо.
  • Признайте наличие проблем с концентрацией внимания.

Мы рекомендуем практиковать эти увлекательные упражнения и игры всей семьёй. Они помогут улучшить состояние ребёнка-дислексика и отлично провести время.

Не забывайте о когнитивной тренировке. Коррекция детской дислексии с помощью научно валидированных упражнений поможет улучшить исполнительные функции, повысить беглость чтения и снизить количество ошибок.

16. Дети-дислексики менее умны?

Отнюдь. Зрительное мышление детей-дислексиков в 400-2000 раз быстрее, чем вербальное, и является более полным и глубоким. Среди дислексиков много талантливых и известных личностей, многие дислексики сделали успешную карьеру в архитектуре, дизайне и скульптуре – сферах, в которых они могут прежде представить то, что они хотят сделать, прежде чем взяться за это.

Читайте также:  Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом памятка

Перевела с испанского Анна Иноземцева

Источник

Клиника DocDeti, 4 декабря 2019

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Такой диагноз ставят детям, чаще мальчикам старше 4 лет. Это расстройство работы нервной системы, которое проявляется характерным поведением ребенка и требует коррекции.

Суть расстройства

В основе СДВГ лежит волнообразная и не соответствующая ситуации выработка веществ, с помощью которых по нейронным цепям передается информация, происходит это в зонах мозга, ответственных за удержание внимания, принятия решений. 

При СДВГ возникают трудности с:

  • удерживанием внимания на определенном объекте, которым может быть предмет, движение или ситуация;
  • принятием решений (например, в процессе выбора игрушек);
  • усидчивостью;
  • участием в разных видах деятельности;
  • поведением, соответствующим возрастным нормам и социальным правилам.

СДВГ проявляется в детском возрасте. Синдром сохраняется на долгие годы, затрудняя процесс обучения и социализации ребенка.

Распознаем синдром самостоятельно

О наличии устойчивых нарушений можно говорить только после достижения ребенком 4-5-летнего возраста. Все отклонения, которые возникают раньше, принято считать поведенческими реакциями, которые поддаются коррекции и не требуют специфического лечения.

Следует подозревать СДВГ, если родители замечают следующие симптомы (один или несколько):

  • Проблемы внимательности. Малыш не может сконцентрироваться на выполнении одного действия даже короткое время, ко всему в считанные минуты теряет интерес, забывчив, рассеян.
  • Поведенческие проблемы. Ребенок не способен принимать осознанные решения, выполняет действия бездумно, не оценивая ситуацию и не принимая во внимание ее последствия, игнорирует нормы поведения.
  • Проблемы активности. Малыш не может играть в игры, требующие концентрации внимания и выполнения заранее оговоренных правил.

На СДВГ указывает сочетание перечисленных симптомов со следующими критериями:

  • расстройства присутствуют дольше 6 месяцев и оказывают значительное влияние на общение с другими людьми;
  • симптомы сохраняются в различных ситуациях, не зависят от окружения;
  • проблемное поведение сохраняется таким в школе и дома, на площадке, в других общественных местах;
  • ребенку менее 12 лет.

Подозрения или диагноз?

Родители чрезмерно активного ребенка могут заподозрить у него СДВГ. Подкрепить или опровергнуть подозрения помогут опросники (Виндербильта или Коннорса), которые можно найти в интернете. Однако самостоятельно делать выводы не стоит. Прояснить ситуацию поможет врач-невролог.

Диагноз СДВГ ставят на основании:

  • жалоб;
  • анамнеза (сведений о жизни, развитии, заболеваниях);
  • беседы с родителями и маленьким пациентом.

Специалист поможет подобрать правильный подход к ребенку, расскажет об АВА (прикладном анализе поведения), а при необходимости назначит медикаментозное лечение.

Какие лекарства назначают

Для коррекции СДВГ важно урегулировать выработку нейромедиаторов, чтобы поддерживать их уровень стабильным. В РФ зарегистрирован только 1 препарат с нужным эффектом – атомоксетин (психостимулятор).

Если средство недоступно или у пациента обнаружены сопутствующие патологии, в индивидуальном порядке подбирают препараты из группы антидепрессантов. Седативные и ноотропные препараты при СДВГ не используются.

Нужны ли консультации с другими специалистами?

При любой проблеме неврологического профиля помощь должна соответствовать проблеме. Например, если ребенок предрасположен к тревожным состояниям или страхам, требуется работа с психологом.

Базовым методом лечения СДВГ выступает АВА-терапия, на которой специализируются АВА-тераписты. Это неврологи, психиатры, психотерапевты и психологи, прошедшие соответствующую специализацию. Родителям детей с СДВГ стоит пройти специальные курсы, которые помогут внедрить поведенческую АВА-терапию в образ жизни семьи.

Заниматься этим методом дважды в неделю по часу не получится, поскольку синдром требует постоянного правильного взаимодействия с пациентом. Не стоит терять связь со специалистом, может потребоваться помощь специалиста в решении некоторых вопросов.

Нужен ли нейропсихолог

Нейропсихологи занимаются топической диагностикой нарушений высших корковых функций, что в будущем поможет более дифференцировано подходить к их коррекции. 

Для терапии СДВГ в услугах нейропсихолога необходимости нет, достаточно помощи невролога и психотерапевта. Врачи подберут рациональные методы АВА-терапии для тренировки нарушенных функций, а при необходимости назначат психостимуляторы.

На сегодняшний день других терапевтических подходов, доказавших результативность и неопасность, к синдрому дефицита внимания и гиперактивности не существует.

Автор: Ольга Шемятовская, врач-невролог, член Российского межрегионального общества по изучению боли, член Общества специалистов доказательной медицины.

Оригинал статьи: https://docdeti.ru/baza-znaniy/788/

Клиника DocDeti

Детская клиника доказательной медицины

Источник

Синдром дефицита внимания и гиперактивности встречается у довольно большого числа детей. В каждом классе или группе детского садика есть хотя бы один ребенок с проявлениями этого синдрома. Данный диагноз означает наличие отклонений психики, выражающихся в повышенной возбудимости, эмоциональности, гиперактивности, сопровождающейся вспышками агрессии, а также сниженной способности к восприятию информации, усидчивости, проблемами с вниманием.
Дети, имеющие проявления СДВГ, хуже учатся в школе, плохо налаживают контакты и осваиваются в коллективе. Но происходит это отнюдь не по причине отставания в психическом развитии. Интеллект полностью сохранен. Страдает эмоционально-волевая сфера, способность к самоконтролю и концентрации внимания.

Читайте также:  Результаты анализа на антифосфолипидный синдром

Как правило, диагноз СДВГ озвучивается родителям маленького непоседы в возрасте 5-7 лет, когда от ребенка начинают ожидать успешного обучения. В раннем возрасте отсутствие усидчивости и целенаправленного внимания можно было объяснять незрелостью, к школьному же периоду проблема встает в полный рост.

Симптомы СДВГ

Как выглядит ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности? Это маленький энерджайзер, не способный усидеть на месте ни минуты. У таких детей наблюдается:

  • Нарушения внимания. Отсутствие организованности, забывчивость, неспособность довести сложное дело до конца, склонность постоянно отвлекаться от занятия или даже игры.
  • Гиперактивность проявляется в отсутствие усидчивости. Во время занятия ребенок может вскочить, побежать куда-то, он находится в постоянном движении, ерзает и суетится. Часто такое дети болтливы, могут вмешиваться в разговор других, спешат ответить, недослушав вопрос, им трудно ждать своей очереди. Тихие и спокойные игры им категорически не подходят, так как не дают возможности выплеснуть энергию.
  • Заметны проблемы с развитием речи. Нечеткое произношение звуков, задержка развития речи, неправильный темп речи и дыхания в процессе разговора. Отмечается также небольшой словарный запас, грамматические нарушения, в школьном возрасте часто проявляются дислексия и дисграфия. А иногда речь в 4-5 лет полностью отсутствует.

Такие особенности психики мешают усваивать знания, развиваться и строить отношения. Однако это не означает, что ребенок плохо воспитан. Он просто не способен к самоконтролю. Нарушения возникают по причине ММД — минимальной мозговой дисфункции.

Причины возникновения СДВГ

За последние годы исследований выделено несколько причин, способных спровоцировать синдром дефицита внимания и гиперактивности:

  • Генетическая предрасположенность. Многие ученые отмечают, что в семье, где есть маленький энерджайзер, в 50% случаев есть родственник с таким же синдромом. Кроме того, у других детей этих же родителей могут быть дети с СДВГ.
  • Экологические факторы — отрицательное влияние на плод во время беременности алкоголя, наркотиков, никотина, перенесенных матерью тяжелых инфекций не может не сказаться на развитии мозга.
  • Гипоксия в период гестации или родов также может являться одной из причин возникновения синдрома.
  • Психологические — сложные отношения внутри семьи не являются основной причиной появления синдрома, однако очень осложняют его течение.

Как помочь ребенку с СДВГ?

Важно понимать, что проявления синдрома у ребенка — это не капризы или результат дурного настроения. Дети хотят быть такими же, как сверстники, но не способны к этому. Им требуется помощь и поддержка.

Очень важно постараться вовремя начать коррекционные мероприятия. Ведь имеющиеся проявления помешают ребенку не только хорошо учиться, но и строить свою жизнь в дальнейшем. Проявления СДВГ могут «сгладиться» в более старшем возрасте, однако известно, что многие взрослые так и продолжают жить с проявлениями этого синдрома.

Терапевтическая тактика должна включать комплексные меры по коррекции состояния ребенка. Обязательно нужно обследовать ребенка, чтобы специалисты могли дать правильные назначения.

Таблетка от СДВГ

В качестве коррекционных мер медикаментозные назначения детям с СДВГ даются врачом-неврологом. Однако важно понимать, что таблетки «от невнимательности или гиперактивности» не существует.

При лечении применяются в основном стимуляторы и ноотропы. Основные принципы применения лекарств при СДВГ:

  • Прием исключительно под контролем врача.
  • Динамическое наблюдение и коррекция.
  • Осознание, что это данные назначения не являются панацеей!

Медикаментозная коррекция проводится лишь в том случае, когда состояние ребенка мешает ему обучаться и строить свое общение в коллективе. В любом случае психологическая коррекция является основным способом помощи ребенку.

Логопедические занятия при СДВГ

Учитывая тот факт, что практически все дети с данным синдромом имеют проблемы в области развития речи, важно вовремя начать занятия с логопедом. Для подобной работы родителям необходимо найти специалиста, обладающего опытом занятий именно с такими детьми. Особенности состояния требуют отдельного подхода:

  • Эффективнее «работают» индивидуальные занятия, так как позволяют педагогу найти контакт с ребенком. Но иногда подойдут и групповые занятия, об этом Вам сообщит логопед после консультации.
  • Занятия должны подчиняться строгому «ритуалу», определенной последовательности, чтобы ребенок мог увереннее себя чувствовать.
  • В построении уроков значительное время уделяется развитию моторики, грубой и мелкой, задания, требующие внимания, должны сочетаться с двигательной активностью.
  • Для улучшения работы артикуляционного аппарата проводится логопедическая гимнастика, отработка и автоматизация звуков должна проходить последовательно и постепенно.
  • Для детей-непосед важно научиться строить связное повествование, для чего проводятся различные занятия по построению рассказа по картинкам.
  • В занятия входят дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, задания на развитие памяти и логики.
  • Важной составляющей являются упражнения на развитие фонематического слуха.

Занимаясь с ребенком, имеющим СДВГ, нужно понимать, что результат потребует времени и усилий. Однако, чем раньше будут предприняты коррекционные меры, тем больших успехов сможет достичь ребенок.

Источник: https://karkusha.su/sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-sdvg-simptomyi-prichinyi-i-lechenie/

Источник