Диссертация детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Диссертация детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью thumbnail

Копылова Л.Е.    

Коррекция поведения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в школе.

В последнее время все большую актуальность приобрета ет синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который в процессе онтогенеза может фасадно измениться в девиантность или делинквентность. Анализ литературы выявил широкую вариабельность данных по распростра ненности СДВГ. Так, например, в США гиперактивных детей 4—20%, Великобритании — 1—3%, Италии — 3—10%, в Китае — 1—13%, Австралии — 7—10%, России — 4—18% В настоящее время в Германии более полумиллиона детей страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивно сти, причем мальчиков среди них в 9 раз больше, чем дево чек. Чаще всего девочки страдают особой формой синдрома дефицита внимания без гиперактивности.

Синдрому дефицита внимания и гиперактивности ча сто сопутствуют запаздывание процессов созревания выс ших психических функций и, следовательно, специфи ческие трудности обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них свойственна слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, аг рессивность. Кроме того, у них возникает неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Подросткам с СДВГ свойственно отрицание авторитетов, незрелое и безответ ственное поведение, нарушение семейных и общественных правил. Они не могут поддерживать определенную поведенческую реакцию на протяжении длительного вре мени. Для них характерно деструктивное, оппозицион но-вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Из-за непонимания со стороны окружающих у гиперак тивного ребенка формируется трудно исправляемая аг рессивная модель защитного поведения.

Фасадные проявления СДВГ с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве отмечается незрелость двигатель ных и психических функций, то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, что может стать причиной правонарушений. Известно, что у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю и наркотическим веществам. В связи с этим данная патоло гия представляет серьезную социальную проблему. Для профилактики подростковой преступности, алкоголизма, наркомании необходимо своевременно выявлять и корри гировать детей с синдромом дефицита внимания и гипе рактивности.

У таких детей действительно есть ряд недостатков, которые могут навредить как самому ребенку, так и окружающим, но при правильном отношении и коррекции можно развить сильную и творческую личность.

            Слабые стороны:

•трудности в концентрации внимания (ребенок не способен сконцентрировать внимание на деталях, например, не обращает внимания на изменение указаний в процессе выполнения задания);

•не может сосредоточиться на выполнении заданий, требующих продолжительной концентрации внимания (такие как домашние задания, хотя, занимаясь тем, что ему нравится, ребенок может быть более внимательным);

•слушает, но не слышит (родителям и учителям приходится повторять по несколько раз);

•не выполняет инструкций и не доводит задания до конца;

•часто теряет вещи, необходимые для выполнения заданий и повседневной деятельности;

•может быть неаккуратен (как в выполнении школьных заданий, так и по отношению к своему внешнему виду);

•отвлекается на посторонние раздражители (после того, как отвлекся, вовсе может забыть, чем занимался);

•нередко проявляет забывчивость в повседневных ситуациях:

•ребенок постоянно вертится на стуле или встает со стула;

•ребенок встает тогда, когда должен сидеть (ходит по классу во время урока);

•болтлив;

•начинает отвечать на вопрос, не дослушав до конца;

•ребенок не может дождаться своей очереди, когда того требует ситуация;

•ребенок мешает другим, вмешиваясь в их разговор или в игру (может раздражать других детей).

      Сильные стороны:

•щедрые (даже в ущерб себе);

•отзывчивые (может быть помощником как дома, так и в школе);

•энергичные (активны в спорте и на физкультуре);

•добрые;

•смелые;

•творческие;

•веселые (могут стать центром внимания в кругу детей);

•дружелюбные;

•непосредственные;

•с повышенным чувством справедливости.

       У гиперактивных детей присутствуют проблемы с успеваемостью, это так называемые «качели успеваемости». Сегодня ребенок «приносит» домой одни девятки и десятки, а завтра по тем же предметам может получить два. Это очень расстраивает родителей и удивляет учителей. Учителя предполагают, что ребенок не подготовился сегодня к уроку или попросту незахотел ответить хорошо.

      На самом же деле причиной таких результатов может быть нарушение режима дня и ребенок попросту не выспался. Обычный ученик даже если и не выспался, то к середине урока может собраться и ответить, а ребенок с гиперкинетическим расстройством в течение всего дня будет несобран, импульсивен и капризен. Вследствие этого показывает результаты хуже, чем мог бы.

Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) при выполнении каких-либо заданий сильно отвлекается на посторонние раздражители, например, звуки. В итоге ни одно из дел не доводится до конца или делается поверхностно. Постоянно перескакивает с одного занятия на другое, невозможно чем-то увлечь его на длительное время. В этом кроется и причина неуклюжести, проявляющаяся в том, что они постоянно что-то роняют, сбивают, натыкаются на мебель.

Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни. Такие люди суетливы, легкоотвлекаемы, нетерпеливы, импульсивны, вспыльчивы, им труд но сосредоточиться на предмете деятельности. У них ча сто меняется настроение. Трудности планирования деятельности и неорганизованность мешают им в про движении по службе, в устройстве семейной жизни. Гиперактивные проявления сильной степени выраженно сти могут в более зрелом возрасте смениться рядом аффективных и личностных расстройств. В то же время своевременная медицинская и психологическая помощь позволяет компенсировать этот недостаток.

Система лечения и наблюдения детей с дефицитом внимания разработана недостаточно, что обусловлено неясностью патогенеза заболевания. Выделяются немедикаментозные и медикаментозные методы коррекции.

Читайте также:  Инфаркт миокарда болевой синдром купируется

Немедикаментозная коррекция включает в себя методы модификации поведения, психотерапию, педагогическую и нейропсихологическую коррекцию. Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения – минимальное количество детей в классе (идеально не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин), пребывание ребенка на первой парте (контакт глаз учителя и ребенка улучшает концентрацию внимания). Важным с точки зрения социальной адаптации является также целенаправленное и длительное воспитание у ребенка социально поощряемых норм поведения, так как поведение некоторых детей носит черты асоциального . Необходима психотерапевтическая работа с родителями, чтобы они не расценивали поведение ребенка как “хулиганское” и проявляли больше понимания и терпения в своих воспитательных мероприятиях. Родителям следует следить за соблюдением режима дня “гиперактивного” ребенка (время приема пищи, выполнение домашних заданий, сон), предоставлять ему возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге. Следует также избегать утомления при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность. “Гиперактивные” дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Так как ребенок испытывает сложности в концентрации внимания, нужно давать ему только одно задание на определенный промежуток времени. Важен выбор партнеров для игр – друзья ребенка должны быть уравновешенными и спокойными.

Эффективна семейная игровая терапия.

В. Оклендер в работе с гиперактивными детьми рекомендует использовать 2 основных приёма: сглаживание напряжения и следование за интересами ребёнка.

Коррекционную работу с такими детьми можно производить в рамках игровой терапии. Полезна работа с песком, глиной, крупой, водой.

В работе с гиперактивным ребёнком потенциальную помощь оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесные контакт. Они способствуют лучшему осознанию своего тела и осуществлению контроля.

Коррекционно – развивающая и формирующая работа, основанная на двигательных методах, должна включать в себя растяжки, дыхательные, глазодвигательные, перекрёстные телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксация развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.

Своевременная диагностика и коррекция трудностей позволяет приблизить любой вид онтогенеза к нормальному течению, облегчить вхождение ребёнка в обычную социальную среду. Наиболее коррегируеиый возраст – от 5 до 12 лет.

Главный принцип развития: «Своевременность решает всё!».

Медикаментозная терапия синдрома дефицита внимания/гиперактивности целесообразна при неэффективности немедикаментозных методов коррекции. Применяются психостимуляторы, трициклические антидепрессанты, транквилизаторы и ноотропные препараты. В международной педиатрической неврологической практике эмпирическим путем установлена эффективность двух препаратов – антидепрессанта амитриптилина и риталина, относящегося к группе амфетаминов.

Наибольший эффект в лечении синдрома дефицита внимания/гиперактивности достигается при сочетании различных методик психологической работы (как с самим ребенком, так и с его родителями) и медикаментозной терапии.

Прогноз относительно благоприятен, так как у значительной части детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов регрессирует. Однако в 30-70% случаев клинические проявления синдрома дефицита внимания/гиперактивности (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых. Факторами неблагоприятного прогноза синдрома являются его сочетание с психическими заболеваниями, наличие психопатологии у матери, а также симптомы импульсивности у самого больного. Социальная адаптация детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности может быть достигнута только при условии заинтересованности и сотрудничества семьи, школы и общества.

Помощь учителю в обучении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

          Помощь такому ребенку будет заключаться в обучении саморегуляции и контролю над собственным телом. Следует обучить ребенка техникам расслабления, научить получать удовольствие от отдыха. Этого можно достичь путем медитативных сказок, дыхательных упражнений, прослушивания расслабляющей музыки. Также необходимо направить ребенка на обучение развития скорости реакции и координации движений.

         У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности зачастую присутствуют дополнительные проблемы: заикание, дислалия, дизартрия, высокая утомляемость и агрессивное поведение, вследствие чего у ребенка возникает недостаточное усвоение школьной программы, заниженная самооценка, социальная изоляция. В таких ситуациях как можно раньше следует обратиться к специалистам: неврологам, психиатрам, психологам, логопедам и дефектологам.

         Одна из больших сложностей у детей с СДВГ – трудности в самоорганизации. Такие дети часто опаздывают, не могут распределять свое время. Отвлекаясь на посторонние раздражители, они часто не успевают выполнить контрольную работу или тест за ограниченное время, однако знаний для успешного выполнения контрольной вполне достаточно. В таких случаях негативные методы воздействия, такие как ругань или одергивания, не действуют на детей с СДВГ и вызывают протестную и агрессивную реакцию.

        В первую очередь, следует ставить перед ребенком конкретные цели и давать короткие и однозначные указания.

        Следует поощрять ребенка, что будет стимулировать его усилия к достижению поставленной задачи. Если ребенку пора поменять вид деятельности, то следует предупредить его об этом за 5-10 минут.

         Многие родители обращаются к специалистам в связи с трудностями адаптации ребенка в коллективе, большую часть этих детей учителя направляют к детскому психиатру, а в некоторых случаях это решение принимает педсовета. Родители опускают руки и теряют надежду, становятся агрессивными. Доведенные до отчаяния родители применяют к детям строгие дисциплинарные меры в виде наказаний, окриков, шлепков и т.д. Все это не дает положительного результата, а наоборот вызывает агрессию.

          Ведущую роль в коррекции СДВГ отводят поведенческой психотерапии, включающей обучение детей и их окружения. Часто в семьях, в которых растет гиперактивный ребенок, нарушен психологический микроклимат, между родителями происходят ссоры по поводу воспитания такого малыша. Поэтому акцент следует делать на развитии эмоциональной устойчивости самих родителей и выработке единой стратегии воспитания с преобладанием методов поддержки и поощрения. Кроме того, в семье должен поддерживаться четкий режим жизни ребенка.

Читайте также:  Синдром длительного сдавливания видео скачать

          Все больше и больше гиперактивных детей обучается в школах, и совсем не просто подобрать к ним подход. Ведь у учителя есть другие ученики, которые требуют внимания. Гораздо легче перевести его в другой класс или в другую школу. Достаточно часто такие дети, несмотря на удивительные способности и креативность, уже к концу первого класса оказываются в числе неуспевающих.

         Если в классе учится ребенок с СДВГ, ему однозначно следует уделять больше внимания, создать более приятную атмосферу, и впоследствии он может оказаться очень способным и ярким учеником.

В первую очередь, следует организовать рабочее место таким образом, чтобы ребенок как можно меньше отвлекался.

1.Посадите ученика впереди или в центре класса, подальше от того, что может его отвлечь.

2.Посадите его возле ученика, который может служить положительным образцом для подражания.

3.Используйте как можно больше наглядных средств обучения.

4.Если ребенок теряет внимание и начинает мешать, займите его (дайте ему прочитать вслух часть учебного параграфа или условие задачи).

5.Если ребенок отвлекается, незаметно для других подайте ему знак вернуться к заданию или просто подойдите к нему и дотроньтесь до плеча, дав понять,  что он неправильно себя ведет, не ругаясь и не крича при этом.

6.Поощряйте стремление к учебе (доска лучших учеников дня, недели, месяца).

7.Создайте список правил, которые ученики должны выполнять. Сформулируйте список в позитивной форме: что надо делать, а не то, чего делать не следует. Удостоверьтесь, чтодети знают, какого поведения от них ожидают.

8.Сообщайте родителям не только об отрицательных сторонах ребенка, но о положительных.

9.Сократите количество экзаменов и проверочных работ, ограниченных во времени. Подобные экзамены не имеют большой образовательной ценности и не позволяют многим детям с СДВГ продемонстрировать свои знания.

10.Всегда записывайте на доске указания по выполнению заданий. Оставляйте указания на доске до окончания занятий. Есть ученики, которые не могут самостоятельно записать или запомнить устные указания.

11.Позволяйте себе шутить, быть оригинальными. Это может разрядить обстановку.

12.Если одноклассники не уважают ребенка с СДВГ и посмеиваются над ним, давайте ему важные задания в присутствии других детей и объясните насколько важно выполнить его хорошо. Это повысит самооценку и ответственность.

13.Организуйте творческие уроки, где ребенок с СДВГ может показать свои творческие способности.

           Таким образом, обучение детей с СДВГ требует большого внимания и сил как стороны родителей, так и со стороны учителя, в классе которого учится такой ребенок. В этом случае родителям следует еще более тщательно выбирать учителя, способного понять и быть терпеливым в его обучении. Необходим постоянный диалог между родителями и учителем для быстрого и качественного реагирования на изменения в поведении и учебных результатах ребенка. Это будет способствовать своевременной коррекции поведения ребенка и поможет ему построить хорошие отношения с одноклассниками.

ЛИТЕРАТУРА

1.Болотовский, Г. В. Гиперактивный ребенок / Г. В. Болотовский, Л. С. Чутко, И. В. Попова. – СПБ: НПК «Омега». – 2010. – 160с.

2.Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях. – М.: Изд – во Институт психотерапии, 2001

3.Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ACT, Астрель. – 240 с.

4.Змановская Е. В. Девиантология. – М.: АРКТИ, 2004

5.Оклендер, В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии / В. Оклендер. – М.: Класс, 1997. – 336с.

Источник

«Особенности развития детей с СДВГ».

СДВГ или синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это расстройство развития и поведения, которое встречается у 3-5% детей школьного возраста (по оценкам Национального Института Психиатрии); некоторые эксперты считают, что СДВГ подвержены от 8% до 10% детей школьного возраста, причем не у всех из них он проходит с возрастом. Это значит, что СДВГ гораздо чаще встречается у взрослых, чем было принято считать ранее

Хотя это заболевание обычно проявляется в детстве, оно может сохраниться у человека и во взрослом возрасте, вызывая ряд сложностей дома, в школе и на работе, если его вовремя не диагностировать и не применять терапию.

На данный момент эксперты утверждают, что СДВГ продолжает проявляться у около 60% взрослых, у которых синдром наблюдался в детстве.

Первое описание повышенной двигательной активности ребенка появилось около 100 лет назад.

В 1962 г. Оксфордская группа по международным исследованиям по детской неврологии провела симпозиум по проблеме минимального повреждения мозга. На нем было принято решение, что более подходящим термином для обозначения данного расстройства является “минимальная дисфункция мозга”.

В 1975 г. B.D. Schmitt выступил против названия заболевания “легкая дисфункция мозга».

В 1980 г. в третьем издании Американской психиатрической ассоциации “Диагностическое и статистическое руководство психических нарушений” был впервые представлен термин “attention deficit” (дефицит внимания), который заменил термин “легкая дисфункция мозга”, “гиперактивность” и другие.

Причины возникновения СДВГ

  1. Генетическая природа синдрома.
    Исследования показывают, что СДВГ – высоко наследуемое заболевание,
    ассоциированное с множественными генами.

  2. Нейропсихологическая теория. У детей с СДВГ выявлены отклонения в развитии высших психических функций, отвечающих за моторный контроль, внимание, оперативную память.

  3. Нейроанатомическая теория. Авторы сравнивают поведение гиперактивных детей с таковым у детей с дисфункцией лобной доли.

  4. Теории токсических веществ. Авторы приписывают различным веществам (ароматизаторам, пищевым добавкам, салицилатам), а также чрезмерному потреблению сахара и сахарозы, содержанию свинца в организме возможность провоцировать проявления, характерные для СДВГ.

Читайте также:  Спондилоартроз позвоночника мышечно тонический синдром

Факторы риска развития СДВГ.

К семейным факторам относят:

  • низкое социальное положение семьи,

  • наличие криминального окружения,

  • тяжелые разногласия между родителями;

  • нейропсихиатрические нарушения в семье;

  • алкоголизация;

  • отклонения в сексуальном поведении матери.

Пре- и перинатальные факторы риска развития СДВГ включают:

  • хроническую внутриутробную гипоксию плода;

  • асфиксию новорожденных;

  • недоношенность;

  • употребление матерью во время беременности алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, курение.

Психологические и социальные факторы

  • неподготовленность родителей к семейной жизни,

  • напряжённость и частые конфликты в семье.

Классификация СДВГ

  • СДВГ с преобладанием гиперактивности;

  • СДВГ с преобладанием невнимательности;

  • СДВГ, комбинированный тип.

Диагностические критерии

  1. Особенности поведения

появляются до 8 лет; обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в труде и в играх и пр.);

Не обусловлены какими-либо психическими расстройствами, вызывают значительный психологический дискомфорт и нарушают адаптацию.

2. Невнимательность

(из нижеперечисленных признаков минимум 6 должны проявляться непрерывно не менее 6 месяцев)

  • неспособность выполнить задание без ошибок, вызванная невозможностью сосредоточиться на деталях;

  • неспособность вслушиваться в обращенную речь;

  • неспособность доводить выполняемую работу до конца;

  • неспособность организовать свою деятельность;

  • отказ от нелюбимой работы, требующей усидчивости;

  • потеря предметов, необходимых для выполнения заданий (письменные принадлежности, книги и т.д.);

  • забывчивость в повседневной деятельности;

Гиперактивность и импульсивность

(из нижеперечисленных признаков минимум четыре должны проявляться непрерывно не менее 6 месяцев)

3. Гиперактивность

Ребенок:

  • суетлив, не может сидеть спокойно;

  • вскакивает с места без разрешения;

  • бесцельно бегает, ерзает, карабкается в неподходящих для этого ситуациях;

  • не может играть в тихие игры, отдыхать.

4. Импульсивность

Ребенок:

  • выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;

  • не может дождаться своей очереди

При наличии повышенной невнимательности (присутствие шести и более признаков) и частичном соответствии критериям гиперактивности используется диагностическая формулировка “синдром дефицита внимания с преобладанием нарушений внимания”.

При наличии повышенной гиперактивности и
импульсивности (т.е. шести и более признаков гиперактивности и импульсивности) и при частичном соответствии критериям нарушений внимания используется формулировка “синдром дефицита внимания с преобладанием гиперактивности и импульсивности”.

При соответствии клинической картины одновременно всем перечисленным критериям ставится диагноз “сочетанная форма СДВГ”

Особенности обучения.

Нарушения познавательной сферы

Характерно дисгармоничное развитие познавательных функций, к которым относятся произвольные функции внимания, мышления, письма, чтения и памяти.

Многие дети с диагнозом СДВГ имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения , письма и счёта.

hello_html_m44af9585.jpg

Включение в обучение игровых ситуаций – способ стимуляции ребёнка к более успешному освоению знаний.

Внимание

Слабо развито именно произвольное внимание, нарушены такие свойства внимания как:

  • Устойчивость

  • Слабо выраженная концентрация

  • Не развито распределение

  • Страдает переключаемость

  • Низкий уровень объёма

  • Высоко развита отвлекаемость

Память

Память страдает не меньше, так как напрямую зависит от внимания:

  • Словесно-логическая, так как внимание рассеянно, то связать воедино мысли и слова, для такого ребёнка проблематично

  • Произвольная

  • Долговременная

Мышление

  • В первую очередь страдает словесно-логическое мышление

  • Логические операции с понятиями, из-за расторможенности

и плохой переключаемости

  • Преобладание непроизвольного мышления ( без участия воли) над произвольным.

Речь

  • Речь у таких детей быстрая, несвязная, порой лишена смысла.

  • Страдает и устная и письменная, кинестетическая несвязанная и суетлива «руки мельницы».

  • Ребёнок не может сконцентрироваться при чтении и письме, всё время отвлекается на посторонние действия.

Эмоционально – волевая сфера

  • Ребёнок является источником постоянного беспокойства для окружающих так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берёт чужие вещи, часто ведёт себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации).

  • Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчётливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении.

  • Ребёнок также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признаёт авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. (Более 80% криминального контингента составляют люди с СДВГ).

  • Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом возрасте (наркотики, раннее курение и т. п.), возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивность.

СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ С ДЕТЬМИ 6 – 12 лет

  • Необходимо давать чёткие указания и разъяснять задачи, которые ставятся перед ребёнком на протяжении дня. Если задача сложная или рассчитана на длительное время, её стоит разбить на этапы, что упростит её понимание. По мере того, как ребёнок учится самостоятельности, этапы можно делать сложнее и насыщеннее.

  • Вознаграждение ребёнка за хорошее поведение и за выполнение поставленных задач – формирующая система осознанности. Чёткость системы вознаграждений (баллы, звёздочки), организует ребёнка, поможет уловить целевые установки.

  • Важно помнить, что с возрастом ребёнок становится более чувствителен к отношению и оценке окружающих. В семье должен быть чёткий план того, как стоит наказывать ребёнка за плохое поведение и ослушание, но чтобы окружающим это не было заметно. Установка определённых последствий за определённое плохое поведение это наилучший метод справедливого и последовательного отношения к ребёнку.

  • Необходим активный контакт семьи с учителями ребёнка, чтобы предупредить выработку определённых стандартов плохого поведения, которые впоследствии могут стать существенной проблемой.

  • Хороший пример в семье – поведенческое моделирование. Детям с СДВГ ролевые модели поведения необходимы гораздо больше, чем их сверстникам. Поэтому пример взрослых для них очень важен.

Источник