Дистония у детей и их синдромы
Расстройства движения могут определяться не только у взрослых, но и у детей. Причем нередки случаи, когда подобные нарушения во взрослом возрасте своими корнями достигают детства. В любом случае у родителей возникает много вопросов. Что такое дистония? Как это повлияет на жизнь ребенка? Повлияет ли это на других детей из семьи? Станет ли ребенку хуже или лучше?
Дистония – это расстройство движения, которое поражает, по меньшей мере, 70 000 человек в Великобритании, и примерно у трети из них расстройство начинается в детстве. Основной клинической особенностью дистонии является неправильное положение пораженной части тела, вызванное ненормальной непроизвольной мышечной активностью.
Дистония часто возникает на фоне выполнения конкретной задачи или действия, например, она может развиваться только во время письма.
Постановка диагноза дистонии у детей, как и у взрослых, в основном связана с оценкой клинической картины, анализом анамнеза жизни и определением предрасполагающих факторов. В целом при своевременном проведении лечения состояние больного может улучшиться, но иногда рецидивы болезни наблюдаются на протяжении всей жизни.
Видео: Дистония
Характеристика дистонии у детей
Дистония в детстве – это расстройство движения, которое вызывает непроизвольные сокращения мышц. Эти мышечные сокращения приводят к скручиванию, повторяющимся движениям и неправильному положению различных частей тела. Неправильные движения и позы могут быть хроническими или возникать эпизодически. Симптомы нередко варьируют в зависимости от положения тела, конкретных выполняемых задач, эмоционального состояния больного и уровня его сознания.
Механизм развития дистонии, как правило, связан со сдвигом патологического сокращения агониста и антагониста. Это вызывает довольно подвижную ненормальную осанку в сочетании с медленными корчащимися движениями, иногда известными как атетоз.
Дистония может относительно отсутствовать в покое, но резко проявляться во время определенных или даже любых действий. Эта специфичность заболевания также может определяется, когда дистония возникает во время ходьбы – больному может быть очень трудно идти вперед, но при этом он легко передвигается назад.
В некоторых случаях является положительным сенсорный прием. Это когда легкое прикосновение к пораженной части тела позволяет значительно исправить ее положение. Боль или дискомфорт могут возникать из-за мышечного спазма, но подобные признаки обычно не является доминирующей клинической особенностью.
Общие проблемы для детей с дистонией могут выглядеть следующим образом:
- Управление болью.
- Трудности с ежедневными задачами.
- Проблемы с использованием рук.
- Трудности с сидением.
- Проблемы с подвижностью.
- Проблемы со сном.
- Проблемы с общением.
Дети с дистонией, особенно наследственной формой болезни, могут иметь более высокий уровень тревоги и депрессии, чем другие дети в целом.
Классификация дистонии
Простейшая классификация дистонии основана на местоположении пораженной части тела.
- Дистония является очаговой – поражается только одна часть тела.
- Сегментарная дистония – болезнь затрагивает две соседние части тела.
- Гемидистония – патологический процесс определяется только с одной стороны тела.
- Генерализованная дистония, если она затрагивает несколько частей тела, включая туловище.
Дистония, поражающая определенные части тела, называется блефароспазмом (глаза) и кривошея / цервикальная дистония (шейная).
Распространенная классификация дистонии основана на причине развития болезни:
- Первичная дистония.
- Вторичная дистония.
- Дегенеративная дистония.
При первичной дистонии определяется единственная клиническая особенность, и другие неврологические и системные проявления не встречаются. Также нередко отсутствует дегенерация головного мозга, но после примерно одного года прогрессирования болезни дистония может привести к инвалидности.
Первичная дистония у детей и подростков почти всегда поражает конечности, а не лицо, в то время как у взрослых (старше 45 лет) чаще диагностируется дистония лица и шеи.
При вторичной дистонии существует внешняя причина, такая как инсульт, черепно-мозговая травма или воздействие определенных лекарств (лекарств, блокирующих дофаминовые рецепторы).
При дегенеративной дистонии могут быть множественные неврологические (а иногда и системные) признаки. У больного ребенка также определяется прогрессивная выраженность симптомов.
Дистония у ребенка: симптомы
Дистония у детей может проявляться следующими признаками:
- Часть тела согнута или искривлена, находится в ненормальном положении.
- Наблюдаются повторяющиеся движения тела, которые могут напоминать тремор.
- Двигательные нарушения усиливаются при произвольных действиях. (Это может привести к неправильному восприятию того, что ребенок “симулирует” симптомы.)
- Признаки могут присутствовать при одной активности, но отсутствовать при других действиях. Например, симптомы могут возникать при ходьбе вперед, но вовсе не определяться при беге или плавании.
- Проявления чаще всего уменьшаются или исчезают во время сна.
- Попытка движения на одной стороне тела может способствовать появлению симптомов дистонии с другой стороны.
Важно помнить, что дистонические движения и позы могут быть временно уменьшены легким прикосновением или специальным действием, называемым сенсорный прием. Подобный способ воздействия особенно эффективен при первичной дистонии, тогда как он же может не подействовать при вторичной форме болезни.
Видео: 10 признаков нарушения нервной системы у новорожденного которые Вы можете определить самостоятельно
Особенности дистонии у младенцев и детей первого года жизни
Не все симптомы дистонии у детей указывают на хроническое двигательное расстройство. Существуют состояния, которые должны быть диагностированы квалифицированным врачом, и они обычно могут быть разрешены в течение первых нескольких месяцев или лет жизни ребенка:
- Доброкачественная идиопатическая дистония у младенцев
У детей могут возникать преходящие дистонические позы и / или движения. Симптомы появляются в первые месяцы жизни и проходят без лечения.
- Доброкачественная пароксизмальная кривошея
Представляет собой повторяющееся наклонение головы или скручивание шеи, часто сопровождающееся рвотой и раздражительностью. Эпизоды, как правило, возникают с некоторой регулярностью и становятся менее частыми по мере развития ребенка.
- Врожденная мышечная кривошея
Редкое заболевание, характеризующееся укорочением мышц шеи, вызывающее ее скручивание и поворот головы. Подобное видно у новорожденных или очень маленьких детей. Заболевание не является истинным дистоническим расстройство. Лечение включает в себя физическую реабилитацию, а иногда и хирургическое вмешательство.
- Тонический пароксизмальный приступ
Характеризуется повторяющимися эпизодами устойчивых движений глаз у детей в возрасте до одного года. Симптомы могут внешне напоминать эпилептический припадок, но потеря сознания отсутствует. Эпизоды тонических пароксизмов со временем уменьшаются.
Причины мышечной дистонии у ребенка
Многочисленные первопричины дистонии у детей поддаются лечению, поэтому много внимания должно уделяться предрасполагающим факторам дистонии. Возможные причины включают:
- Гипоксическое повреждение головного мозга.
- Инфекционное повреждение.
- Аутоиммунные нарушения.
- Расстройство обмена веществ.
- Воздействие токсических веществ и некоторых лекарств.
Дискинетический церебральный паралич является одной из наиболее распространенных причин дистонии у детей. Дискинетический церебральный паралич характеризуется сочетанием непроизвольных движений, включая дистонию и хореоатетоз (извивающиеся, извилистые движения). Симптомы обычно возникают по обе стороны тела и проявляются после первого года жизни. У больных также может определяться спастичность (мышечное напряжение).
Дистония, приобретенная вследствие повреждения мозга по типу инсульта или опухоли головного мозга, может развиться через несколько месяцев или лет после основного заболевания.
Существует ряд наследственных дистоний, поражающих детей, многие из которых относятся к одному генному варианту. Эти гены включают DYT1 / TOR1A, DYT6 / THAP1, DYT11 / SGCE и другие.
Несколько генных панельных тестов доступны для скрининга генов, вызывающих дистонию. Но даже если определен ген, связанный с дистонией, вероятность того, что у человека разовьется заболевание, составляет лишь около 30%. Также степень, в которой может быть затронут ребенок, нередко варьирует в широких пределах. Если есть желание узнать больше о наследственной предрасположенности, можно обратиться к генетическому консультанту.
Dopa-реагирующая дистония – это группа разнообразных наследственных расстройств, часто ошибочно диагностируемых как церебральный паралич. Консенсус среди большинства клиницистов предполагает, что детям, страдающим дистонией, следует назначать исследование леводопы, потому что дистония, реагирующая на допу, обычно хорошо поддается воздействию этой терапией, и у детей с различными дополнительными типами дистонии также может улучшиться состояние.
Диагностика синдрома дистонии у детей
Диагностика дистонии у детей является сложной и требует тщательной оценки специалистами в области двигательных расстройств в детском возрасте. Дистония может быть единственным симптомом нарушения движения у ребенка или проявляться вместе с другими патологическими признаками, например, в виде миоклонуса (рывковых движений).
Диагностика дистонии у детей может быть сложным процессом, учитывая его многочисленные проявления и причины. Некоторые вопросы могут быть полезны для обсуждения с лечащим врачом ребенка в процессе его оценки или после постановки диагноза дистонии.
- Как удалось прийти к диагнозу дистония у ребенка?
- Определяются ли патологические движения или неврологические симптомы?
- Может ли дистония возникать в результате реакции на лекарства?
- Можно ли приписать дистонию церебральному параличу, поражению головного мозга, аутоиммунному заболеванию или инфекции?
- Рекомендуется ли нейровизуализация, такая как МРТ?
- Можно ли отнести дистонию к нарушению обмена веществ? Рекомендуется ли люмбальная пункция?
- Необходимо ли проведение генетического тестирования? Может ли быть рекомендован генетический консультант?
- Какие процедуры рекомендуются и почему?
- Что можно сделать для устранения определенных симптомов (например, боли, проблем со сном и т. д.)?
- Кто может помочь разработать стратегии для оказания помощи в повседневной жизни? (Например, в вопросах мобильности, ухода за собой, общения и т. д.)
Дистония у детей диагностируется, прежде всего, при экспертном наблюдении за физическими симптомами. Диагностические исследования могут включать:
- Анализы крови.
- Генетическое тестирование.
- Исследование на нарушение обмена веществ (люмбальная пункция)
- Магнитно-резонансную томографию (МРТ).
- Электроэнцефалографию (ЭЭГ).
Во время диагностики врач должен убедиться, что дистония не будет ошибочно принята за спастичность, слабость, брадикинез или другие признаки нарушения движения, такие как тики.
Видео: Когда нужен невролог? – Доктор Комаровский
Лечение дистонии у детей
Для лечения дистонии у детей может потребоваться команда медицинских работников, включая невролога или детского (педиатрического) невролога, прошедшего специальную подготовку по вопросам двигательных расстройств.
Симптомы дистонии в большинстве случаев трудно полностью устранить, но все же лечение проводится и оно может включать:
- Физиотерапию.
- Трудотерапию.
- Занятия на адаптивном оборудовании и устройствах.
- Логопедию.
- Поведенческие стратегии.
Поведенческие стратегии могут основываться на техниках расслабления, приеме пероральных препаратов, инъекциях ботулинического нейротоксина. В крайнем случае проводится операция по глубокой стимуляции головного мозга.
Медикаментозное лечение является малоэффективным, но при наличии показаний используется баклофен, тригексифенидил, леводопа и диазепам. Побочные эффекты являются общими. Важно знать, что дети могут быть менее склонны распознавать или жаловаться на побочные эффекты лекарств, чем взрослые.
Лечение дистонии у детей имеет тенденцию фокусироваться на уменьшении двигательных симптомов, но другие, не двигательные, аспекты дистонии могут оказывать значительное влияние на общее качество жизни, поэтому должны рассматриваться как часть комплексного плана лечения.
Заключение
Дистония – это расстройство движения, которое влияет на физическое тело, а также может оказывать влияние на эмоциональное и психологическое здоровье. У детей различают несколько форм болезни, как вот первичная, вторичная и дегенеративная, а также очаговая, сегментарная, гемидистония и генерализованная дистония.
Диагностика болезни основана на врачебном осмотре ребенка неврологом, лучше всего детским. При необходимости может проводится МРТ, ЭЭГ, анализы крови, генетические тестирования.
В лечении дистонии у детей важную роль играют консервативные способы воздействия, физиотерапия, комплексная реабилитация. При наличии показаний может выполняться глубокая стимуляция головного мозга.
Жизнь с дистонией включает в себя лечение физических симптомов, защиту эмоционального и психологического благополучия и удовлетворение индивидуальных потребностей ребенка как личности.
Видео: Детская гимнастика для грудничков при синдроме мышечной дистонии
5.00 avg. rating (93% score) – 1 vote – оценок
Источник
Вегето-сосудистая дистония или ВСД – это совокупность различных симптомов и синдромов, которые возникают у ребенка в связи с нарушением регуляторных механизмов вегетативной нервной системы. В связи с этим возникает нарушение активности нервных импульсов, которые влияют на тонус сосудов, правильную работу сердца, мочеполовой и пищеварительной систем, а также выделение различных биологически активных веществ в организме. Но все эти нарушения имеют функциональный характер без патологических изменений в обследуемых органах и системах.
Важно своевременно заподозрить первые признаки заболевания, определить его причины и помочь организму ребенка справиться с болезнью.
Почему развивается ВСД у ребенка
Чаще всего признаки заболевания появляются у малышей после 6-7 лет, в большинстве случаев после поступления в первый класс или в период полового созревания.
Это связано с неправильной адаптацией ребенка к школе, которая связана с тем, что первый год обучения в школе считается крайне сложным и переломным периодом в жизни детей, повышением определенной психологической нагрузки и социально-экономическими факторами у подростков.
Запросы общества в отношении школьного образования растут с каждым годом – ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации и ориентироваться в нем.
Кроме этого должна произойти физиологическая и социально-психологическая его адаптация к школе. Часто сбои правильной адаптации малыша к школе и провоцируют проявление признаков ВСД.
Дополнительными, но не менее важными факторами возникновения дисбаланса в автономной вегетативной нервной системе считаются:
- гормональная перестройка в подростковом возрасте;
- наличие эндокринных или обменных нарушений;
- быстрый рост организма – не все системы развиваются одновременно;
- нестабильность процессов возбуждения и торможения нервной системы.
Также особое значение в настоящее время имеет неправильное питание с введением в рацион новых «вредных» продуктов, частым использованием бытовой химии и/или косметических средств, которые имеют отрицательное влияние на здоровье ребенка.
Всегда ли это патология
Родители 6-7 или 10 летнего ребенка отмечают, что он начинает часто жаловаться на потемнение в глазах, частые головные боли, перебои в работе сердца, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание и дискомфорт в грудной клетке.
Иногда появление подобных признаков можно объяснить особенно излишней эмоциональностью, усталостью, психологическим или физическим перенапряжением. Но их периодическое возникновение в сочетании со слабостью, повышенной утомляемостью и появлением специфических симптомов дисбаланса пищеварительной, сердечнососудистой и мочевыделительной систем нельзя игнорировать.
Родители ни в коем случае не должны игнорировать жалобы на усталость, слабость и головную боль,
Важно помнить, что проявление симптомов вегетососудистой дистонии у ребенка – это пограничное состояние между здоровьем и развитием органической патологии.
Если своевременно не устранить причины возникновения дисфункции автономной дисфункции у ребенка могут возникнуть различные психосоматические патологии (неврозы, нервные тики, заикания, астения), психологическая или физическая дезадаптация.
Социальные причины считаются ведущими в развитии этой патологии, особенно на фоне генетической предрасположенности развития ВСД.
Это связано:
- с постоянным увеличением объема учебных программ и/или физических нагрузок;
- с необходимостью приспособиться к новым условиям школьной жизни и/или отношений в обществе;
- со стрессовыми ситуациями в школе и семье;
- с большим потоком информации и переоценкой ценностей.
Облегчение и полное устранение симптомов наблюдается после нормализации режима дня и питания, снижения физических и психоэмоциональных нагрузок и устранения других причин развития вегетативной дисфункции.
Симптомы вегетососудистой дистонии
Признаки вегетососудистой дистонии у детей разнообразны.
К ним относятся:
- частые головные боли;
- головокружения;
- метеочувствительность;
- повышение или снижение артериального давления;
- одышка, частые вздохи, жалобы на недостаток воздуха;
- проявление рвоты, тошноты, чередование запоров спастического характера и поносов, спастические боли в животе;
- стойкое снижение аппетита, апатия;
- страхи, перепады настроения, беспричинная тревожность;
- обморочные состояния;
- беспричинные повышения или снижения температуры тела;
- учащенное или затрудненное мочеиспускание;
- сухость кожных покровов или чрезмерная потливость;
- сильное или слабое слюноотделение;
- панические атаки;
- рассеянность, отвлекаемость, снижение памяти;
- бессонница или сонливость.
Чаще всего это признаки вегетативного дисбаланса, то могут быть и сигналы любой другой патологии или же…взросления.
У детей после трех лет признаками ВСД считаются спад подвижности и активности малыша, потеря интереса к ранее любимым играм и занятиям, резкие смены настроения, появление страхов и нарастающего чувства тревоги.
В группу риска возникновения вегето-сосудистой дистонии относятся:
- дети с родовыми травмами и с внутриутробной хронической гипоксией;
- недоношенные и ослабленные малыши.
Какие признаки должны насторожить родителей
Проявления ВСД у ребенка чаще всего появляются после начала посещения школы.
К характерным симптомам относятся плаксивость и апатия у ребенка, панические атаки, одышка и повышение температуры без причин, синдром гиперактивности и дефицита внимания.
Если у ребенка появился один или несколько этих симптомов необходимо обратиться к педиатру, пройти обследование и уточнить диагноз, чтобы полностью исключить возможные сложные органические патологии.
ВСД у детей школьного возраста и подростков чаще всего связаны с перестройкой гормонального фона в периоды быстрого роста и полового созревания. Их признаки наиболее ярко проявляются после 12 лет, и проявляется дисфункциями сердца и тонуса сосудов, депрессиями и паническими атаками.
Изменяется не только поведение и самочувствие ребенка, но и отмечается ухудшение адаптации ребенка в социальной среде – отмечаются проявления астенического невроза, которые сопровождаются нарушением речи, походки, зрения, слуха.
Дети предъявляют разнообразные жалобы, связанные с нарушением общего самочувствия, сна, вегетативные кризы в виде синкопальных (обморочных) состояний, ощутимое сердцебиение, боли в сердце, головокружения.
При этом важно помнить, что под «маской» сосудистых дистоний и вегетативных расстройств часто скрываются серьезные заболевания сердца, сосудов, пищеварительного тракта, мочеполовой и дыхательной систем.
Лечение вегетососудистой дистонии у ребенка
Терапия заболевания основана на полном устранении всех причин развития ВСД:
- переутомления:
- стрессов;
- нормализации обстановки в семье и школе.
Иногда нормализация режима дня и питания, здоровый сон не менее 8 часов и ограничения работы с компьютером через определенный промежуток времени полностью устраняет все симптомы дистонии.
Кроме того важно помнить:
- об адекватных физических нагрузках;
- о длительном пребывании на свежем воздухе не менее 2-3 часов в день;
- стабилизации питания в виде ограничения острых и соленых блюд, копченостей, маринадов, продуктов, содержащих консерванты, красители и ароматизаторы, исключении тонизирующих напитков;
- укрепление иммунной системы.
Также для коррекции вегетативных дисфункций назначают:
- водные процедуры (плаванье, циркулярный душ, хвойные ванны);
- физиотерапевтические процедуры (электросон, электрофорез);
- фитотерапия (седативные травы, растительные адаптогены);
- массаж;
- аромотерапия;
- климатотерапия и лечение в санатории.
Лекарственные средства назначают только при отсутствии эффекта от немедикаментозных методов лечения.
Терапия включает прием:
- нейролептиков;
- ноотропных средств;
- препаратов магния, калия;
- препараты для снижения или повышения артериального давления;
- спазмолитики, кардиотонизирующие средства;
- витамины и минеральные комплексы.
Лекарственные средства назначаются с целью активизации определенных функций мозга, улучшения памяти, увеличения способности к обучению, устойчивости мозга к повышающимся нагрузкам.
Все препараты назначают индивидуально с ограниченным их количеством и в минимальных дозах.
Сочетание немедикаментозных методов и индивидуально подобранного комплекса лекарственных средств позволяется добиться стабилизации состояния больного и устранения всех симптомов ВСД у ребенка.
врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна
Источник