Дизартрия мкб 10 код

Дизартрия мкб 10 код thumbnail

Дизартрия (МКБ-10: R47.1) является речевым расстройством, которое возникает у лиц с пораженными функциями речевого аппарата при нарушении связи клеток с нервными окончаниями, вследствие чего ограничиваются движения органов речи и затрудняется артикуляция.

Отличительными чертами дизартрической речи являются неразборчивость и скомканность, что доставляет дискомфорт больному и нередко становится причиной развития депрессивных состояний.

Код по МКБ-10 уточняющего диагноза «дизартрия» – F 80 (Специфические расстройства развития речи и языка). 

Классификация

Неврологическая классификация данного речевого расстройства базируется на локализации пораженного очага, исходя из чего выделяют следующие формы дизартрии:

  • бульбарную – у больных снижается мышечный тонус или атрофируются мышцы речевого аппарата. Развитие данного вида отклонения связано с опухолевыми или воспалительными процессами в продолговатом отделе мозга, вследствие которых происходит разрушение ядер двигательных нервов. Речь у больных с бульбарной дизартрией замедленная, непонятная, с назальным звучанием;
  • псевдобульбарную – чаще всего свойственна детям с перенесенным поражением деятельности мозга в возрасте до одного года. Характерные признаки – ограничение движений языка и губ, обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса. Существуют несколько форм дизартрии данного вида, имеющих аналогичный код МКБ-10: спастическая дизартрия, паретическая дизартрия, смешанная форма;
  • подкорковую – поражаются подкорковые узлы головного мозга. Состояние сопровождается медленной неразборчивой речью, частыми непроизвольными движениями артикуляционных и мимических мышц, спазмами мышц лица и несдерживаемыми гортанными выкриками;
  • мозжечковую – в речи больного наблюдаются колебания громкости, он скандирует слова и выкрикивает отдельные звуки. Походка становится неустойчивой, неловкой, нарушается равновесие;
  • корковой – у больных нарушается артикуляция, им сложно воспроизводить слоги. Чтение и письмо при этом не нарушено.

Причины возникновения у взрослых и детей

Развитие дизартрии у взрослых людей чаще всего связано с перенесенными травмами и заболеваниями головного мозга:

  • инсультом головного мозга;
  • злокачественными новообразованиями в головном мозге;
  • травмами головы;
  • перенесенными нейрохирургическими вмешательствами;
  • нейросифилисом;
  • олигофренией;
  • болезнью Паркинсона;
  • рассеянным склерозом;
  • миотонией;
  • миастенией и пр.

Иногда такое состояние, как дизартрия (МКБ-10: R47.1) может диагностироваться в детском возрасте (у детей до 5 лет). Как правило, её развитие является следствием детского церебрального паралича, связанного с поражением ЦНС в период внутриутробного развития либо в течении двух лет после рождения.

Органические поражения центральной нервной системы у еще не родившегося плода могут возникать вследствие следующих негативных факторов:

  • токсикоза матери в период вынашивания ребенка;
  • резус-конфликта;
  • родовых травм;
  • асфиксии в процессе родов;
  • патологиями в период беременности;
  • преждевременными родами и пр.

В послеродовом периоде дизартрию могут вызывать перенесенные инфекционные заболевания головного мозга, средний отит, тяжелые отравления, черепно-мозговые травмы и другие причины.

Симптомы

У больных любого возраста при дизартрии нарушается речевая деятельность, что обусловлено ослаблением связи тканей речевого аппарата с нервными окончаниями. Вследствие данного нарушения происходит изменение дыхательного ритма, который в процессе речи учащается и становится прерывистым.

Для речи человека, страдающего дизартрией, характерна нечеткость и непонятность. Нарушения речи могут иметь различную степень тяжести, что зависит от стадии дизартрии. При стертой дизартрии нарушения в произношении звуков практически не заметны. Однако по мере развития патологии дефекты речи становятся более явными (речь замедлена, пропускаются те или иные звуки). Для наиболее тяжелой стадии дизартрии характерно развитие паралича мышц речевого аппарата и следующая за этим неспособность к речи.

При дизартрии наблюдается развитие артикуляционных нарушений: повышается или понижается тонус мышц речевого аппарата. Повышенный тонус сопровождается напряженностью мышц шеи, лица, языка и губ, пониженный тонус мышц – вялостью мышц губ и языка. У больных приоткрыты рот и губы, обильно выделяется слюна.

У детей с диагностированной дизартрией искажается слуховое восприятие речи, отмечается развитие других нарушений, вследствие чего возникают сопутствующие речевые отклонения смежного характера и нарушения общего развития ребенка.

Диагностика

Диагностика дизартрии в клинике неврологии Юсуповской больнице проводится в два этапа: с помощью неврологического обследования, включающего в себя проведение клинических исследований на ультрасовременном диагностическом оборудовании клиники, а также логопедического обследования.

К анализам и диагностическим процедурам, которые входят в неврологическое обследование в Юсуповской больнице относят:

  • электронейрографию;
  • магнитно-резонансную томографию головного мозга;
  • электромиографию;
  • электроэнцефалографию;
  • транскраниальную магнитную стимуляцию и иные исследования.

Логопедическое обследование проводит опытный логопед, выявляющий те или иные дефекты артикуляции и речи у пациентов. Логопед определяет, как функционирует артикуляционный аппарат больного, в каком состоянии находятся мышцы его речевого аппарата и лицевые мышцы, а также оценивает его дыхание.

Коррекция

Основной целью лечения пациентов с дизартрией в клинике реабилитации Юсуповской больницы является восстановление их способностей к изъяснению, понятному для окружающих людей. Для достижения этой цели специалисты клиники используют комплексный подход, который включает в себя качественную диагностику, грамотную медикаментозную терапию, логопедическую коррекцию и физиотерапевтические методы лечения.

Читайте также:  Мкб коды заболевания по казахстану

Медикаментозная терапия может быть назначена врачом-неврологом только после тщательного обследования пациента, которое позволяет уточнить диагноз, выявить возможные противопоказания к применению тех или иных препаратов.

Физиотерапевтическое лечение, проводимое под наблюдением квалифицированных врачей-физиотерапевтов Юсуповской больницы, состоит из традиционных методов (лечебных ванн, специальных физических упражнений, иглоукалывания, различного вида массажей и др.), так и нетрадиционных, однако не менее действенных методов (изотерапии, пескотерапии и др.).

Коррекционная логопедическая работа направлена на то, чтобы полностью восстановить артикуляционный аппарат пациента. Логопеды клиники реабилитации Юсуповской больницы используют специально разработанные упражнения, позволяющие поставить правильное дыхание и голос, верно произносить звуки. Пациентам назначается специальная гимнастика, разрабатывающая артикуляционный аппарат. Кроме того, проводится логопедический массаж.

Силы и умения высококвалифицированных психологов Юсуповской больницы направлены на улучшение эмоционального состояния больных, испытывающих огромный дискомфорт в связи с потерей возможности нормально изъясняться с окружающими. Немаловажное значение имеет и поддержка, максимальное внимание со стороны родных и близких пациента, которые должны постараться терпеливо выслушивать его, не перебивать и следовать всем рекомендациям специалистов.

Прогноз

Многие пациенты и их близкие задаются вопросом о возможности полного излечения от такой патологии, как дизартрия. Достоверные прогнозы по этому поводу отсутствуют, однако точно известно, что вероятность положительного результата значительно возрастает при условии своевременной диагностики и раннего начала лечения заболевания.

Абсолютно восстановить утраченные функции речевого аппарата удается лишь при легком протекании патологии – пациентам со стертой дизартрией. Больные с более тяжелыми формами патологии могут улучшить речь, но нужно понимать, что случаи полного выздоровления пациентов с тяжелой степенью дизартрии крайне редкие.

Источник

Связанные заболевания и их лечение

Описания заболеваний

Содержание

  1. Описание
  2. Симптомы
  3. Причины
  4. Лечение
  5. Основные медицинские услуги
  6. Клиники для лечения

Названия

 R47,1 Дизартрия и анартрия.

R47.1 Дизартрия и анартрия

Описание

 Дизартрия (из -греч. δυσ- — приставка, означающая затруднённость, расстройство + ἀρθρόω — «сочленяю, соединяю») — нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга. При дизартрии в отличие от афазии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. У взрослых дизартрия не сопровождается распадом речевой системы: нарушения восприятия речи на слух, чтения, письма. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Недостатки речи при дизартрии могут быть исправлены с помощью логопедических занятий.

Симптомы

 Нарушение звукопроизношения и речи легко распознаются, поскольку речь смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Образный «диагностический симптом» дизартрии: «Говорит, как с кашей во рту». В свою очередь дизартрия является одним из признаков бульбарного или псевдобульбарного паралича.

R47.1 Дизартрия и анартрия
R47.1 Дизартрия и анартрия

Причины

 Формы дизартрии зависят от места поражения. Различают несколько форм дизартрии:
 * бульбарная (d bulbaris от гр. — луковица, форму которой напоминает продолговатый мозг) обусловлена периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов и их ядер. Часто сочетается с расстройствами глотания. Является одним из симптомов бульбарного синдрома;
 * корковая (d corticalis) обусловлена поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции; отличается расстройством произнесения слогов при сохранении правильной структуры слова;
 * мозжечковая (d cerebellaris) обусловлена поражением мозжечка или его проводящих путей; характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением модуляции и меняющейся громкостью;
 * экстрапирамидная (гиперкинетическая, подкорковая) (d extrapyramidalis) — дизартрия, возникающая при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Речь смазанная, невнятная с носовым оттенком, резко нарушена просодика, интонационно-мелодическая структура речи, её темп;
 * паркинсоническая (d parkinsonika) — вид экстрапирамидной дизартрии, наблюдаемой при паркинсонизме, характеризующийся замедленной невыразительной речью, нарушениями модуляции голоса. Требует лечения основного заболевания;
 * псевдобульбарная (d pseudobulbaris от -греч. ψευδής — ложный + бульбарный) обусловленна центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей; проявляется монотонностью речи. Является одним из симптомов псевдобульбарного синдрома;
 * экстрапирамидная (d extrapyramidalis) обусловлена поражением стриопаллидарной системы;
 * стёртая форма — нарушение произношения свистящих и шипящих звуков по типу бокового сигматизма, впервые выделена чешским врачом М. Зееманом; часто бывает единственным симптомом, свидетельствующим о наличии у ребенка недиагностированной. См. Дислалия;
 * холодовая — симптом при миастении и миастеническом синдроме, проявляющийся в затруднениях артикуляции при понижении температуры в помещении и говорении на холоде. Требует лечения основного заболевания. Часто служит единственным симптомом, свидетельствующим о скрытой или недиагностированной врожденной миопатии.

Лечение

 При дизартрии требуется комплексное лечебно-педагогическое воздействие. Логопедическая коррекция производится в сочетании с медикаментозным лечением и ЛФК. Особое значение приобретает использование при коррекции произносительной стороны речи логопедических инструментов. В детской логопедической практике важная роль отводится общему развитию всех сторон речи: словаря, грамматического строя, фонематического слуха, поскольку дети, страдающие дизартрией, испытывают в школьные годы трудности в усвоении письменной речи. Наиболее целесообразно обучение таких детей в дошкольном периоде в логопедических группах детского сада, в школьные годы — в специальных речевых школах.

Читайте также:  Вывих правого плечевого сустава мкб 10 код

Основные медуслуги по стандартам лечения

Клиники для лечения с лучшими ценами

ЦенаВсего: 290 в 19 городах

Источник

Связанные заболевания и их лечение

Описания заболеваний

Содержание

  1. Описание
  2. Дополнительные факты
  3. Причины
  4. Патогенез
  5. Классификация
  6. Симптомы
  7. Возможные осложнения
  8. Диагностика
  9. Лечение
  10. Прогноз
  11. Профилактика
  12. Список литературы

Названия

 Название: Дизартрия у детей.

Дизартрия у детей

Описание

 Дизартрия у детей. Это сложное речевое расстройство, возникающее при нарушении нейромоторного механизма речи. Синдром проявляется затруднениями артикуляции, дефектами звуковой артикуляции, диспрозодами. Возможны затрудненное глотание, гиперсаливация, нарушения произвольной моторики и координации. Чтобы установить основные причины дизартрии, проводятся МРТ головного мозга и EFI. Неврологическое обследование дополняется нейропсихологическими и речевыми тестами. В лечении используется комплекс методов: фармакотерапия, физическая реабилитация, логотерапия.

Дополнительные факты

 Дизартрия – частый патологический синдром в детской логопедии. Его стертая форма выявляется у 25-70% детей с перинатальной патологией ЦНС. В клинике детского церебрального паралича частота дизартрийных расстройств составляет от 60 до 85%. В зависимости от языкового статуса дети с дизартрией могут принадлежать к категории уровня FFN или OHR 1–4. Степень нарушения речи зависит от степени тяжести и локализации поражения головного мозга, от стертой дизартрии до анартрии.

Дизартрия у детей
Дизартрия у детей

Причины

 Детская дизартрия – это врожденный или рано приобретенный синдром. Этиологические предпосылки его развития возникают в начальном пренатальном, родовом или послеродовом периоде. Факторами риска развития дизартрии у детей являются:
 1. В дородовой период:
 • генетическая патология;
 • внутриутробная интоксикация и инфекция;
 • гипоксия плода;
 • иммунный конфликт по резус-фактору.
 2. В интранатальном периоде:
 • удушье при рождении;
 • черепно-мозговая травма при рождении.
 3. В послеродовой период:
 • ядерная желтуха новорожденных;
 • гидроцефалия;
 • менингоэнцефалиты различной этиологии;
 • травма головы;
 • опухоли головного мозга;
 • детские курсы.
 Дизартрия может развиваться у детей с нормальным психофизическим развитием, двигательными нарушениями (церебральный паралич), церебральным параличом и олигофренией. Часто сочетается с другими речевыми синдромами: задержкой речевого развития, заиканием, моторной алалией.

Патогенез

 Перечисленные побочные эффекты повреждают структуры головного мозга, регулирующие двигательные связи языка: черепные нервы (чаще IX – языкоглоточный, X – блуждающий, XII – сублингвальный; реже VII – лицевой и V – тройничный), их ядра, корковые или пирамидные пути. В зависимости от тематики поражения развиваются различные нарушения мышечного тонуса мышц речи и двигательные расстройства, препятствующие нормальной артикуляции.
 Таким образом, при повреждении корковых языковых центров артикуляторная апраксия становится главным звеном в структуре дефекта. Спастический и вялый паралич указывают на повреждение проводящих корково-ядерных путей. При поражении стриопаллидной системы развиваются гиперкинезы и мышечная дистония. Повреждение ствола головного мозга проявляется синкинезией, ригидностью мышц и оральным автоматизмом. Поражения мозжечка связаны с атаксией и мышечной гипотензией.

Классификация

 Дизартрия у детей классифицируется с учетом локализации поражения, тяжести течения и симптоматики. В неврологической практике чаще всего используется тематическая классификация, выделяющая следующие формы:
 • Псевдобульбар. Самый частый вариант дизартрии у детей. Возникает в результате повреждения корково-ядерного (пирамидного) тракта. Может быть паретическим и спастическим.
 • Бульбар. Это вызвано поражением ганглиев черепных нервов, которые сосредоточены в продолговатом мозге. Не типично для детства.
 • Экстрапирамидальный (подкорковый). Развивается при поражении подкорковых нервных узлов.
 • мозжечок. Связано с повреждением мозжечка. В педиатрической практике встречается редко.
 • пробка. Возникает при очаговых изменениях в двигательных областях коры. Это признают не все исследователи детей. Некоторые приравнивают его к моторной алалии, поскольку в структуре первичного дефекта также отмечается кинетическая или кинестетическая апраксия.
 В зависимости от тяжести (выраженности) симптомов дизартрия может иметь следующие степени:
 • анартрия – самая тяжелая форма, речь невнятная или отсутствует;
 • дизартрия средней степени – тяжелые и множественные дефекты произношения звука, плохо понимаемая речь, носовой голос, низкий;
 • стертая дизартрия (минимальные дизартрические нарушения) – легкая форма, недостаточно точные артикуляционные движения, что приводит к потере фонетики и слухового восприятия.

Симптомы

 Признаки нарушения онтогенеза речи выявляются уже в младенчестве. Плач новорожденных прерывистый, слабый. У младенцев наблюдаются медленное сосание, рвота по отношению к молоку и частое срыгивание. Реакции на гул и тарабарщину запаздывают и характеризуются ограниченной вокализацией. Все речевое развитие искажено и задерживается во времени.
 При синдроме дизартрии нарушаются все операции внешнего выражения: артикуляция и образование фонем, голос и просодия, темпоритмическая организация.
 При наиболее типичной для детей форме псевдопузырька речь становится медленной, напряженной. Движения языка и губ ограничены из-за пареза, силы воздушной струи недостаточны для внятной фонирования. Типичными дефектами дизартрии у детей являются палатализация (смягчение) согласных, межзубное или боковое произношение. Голос слабый, не очень четкий, хриплый, гнусавый. Речь обычно невнятная («как овсянка во рту»).
 Лицо ребенка доброжелательное, асимметричное, рот часто приоткрыт. Ограничены движения губ, щек, языка. Отмечаются гиперсаливация, дисфагия, затруднение откусывания и пережевывания твердой пищи. Возможны тремор и гиперкинез в суставных и лицевых мышцах, оральные синкинезии. Дополнительные трудности с артикуляцией создают готическое небо, укорочение подъязычной связки, что часто встречается у детей с дизартрией.
 Синдром минимальной дизартрии характеризуется отсутствием тяжелых нарушений моторики речи. Сустав нечеткий, нечеткий. Частые фонетические дефекты – свистящий и свистящий сигматизм, ротаксизм, дефект вокализации. Возможно недоразвитие фонематических процессов (ФФН).
 Ассоциированные симптомы: Диспросодия. Искажение звуков. Невнятность речи. Осиплость голоса. Ротацизм. Сигматизм. Слабость мышц (парез). Слюнотечение. Тремор.

Читайте также:  Колоноптоз код по мкб

Возможные осложнения

 Дизартрия относится к тяжелым нарушениям речи, влияет на формирование всех языковых подсистем у детей. Ограничение речевой практики приводит к задержке умственного развития, снижению познавательной активности. В школьном возрасте дети обычно сталкиваются с проблемой специфических нарушений развития школьных навыков (дисграфия, дискалькулия, дислексия). Возможно формирование комплекса неполноценности, связанного с ограниченными физическими и речевыми возможностями, недружелюбным отношением сверстников, необходимостью частых госпитализаций.

Диагностика

 Из сопроводительной медицинской документации логопед-дефектолог получает необходимую информацию о сопутствующих диагнозах ребенка, его психоневрологическом состоянии, результатах инструментальных диагностик (МРТ головного мозга, ЭНМГ, ЭЭГ). Во время беседы с родителями выясняется психомоторное и предыдущее речевое развитие пациента, динамика заболевания и текущие жалобы. Логопедические диагнозы дизартрии включают:
 • Оценка структуры и функции артикуляционной системы. Обращается внимание на выраженность и симметричность носогубных складок, состояние тонуса мимических мышц, наличие слюноотделения, синкинезии. Выполняются статические и динамические функциональные пробы на дизартрию.
 • Исследование дыхания и голоса. Определяются тип, ритм, объем дыхания, тембр и модуляция голоса. У детей с дизартрией дыхание поверхностное, неровное, голос слабый, гнусавый, монотонный.
 • Изучение лексико-грамматической подсистемы. Определяется состояние сенсорно-двигательного языка, объем лексических запасов. Изучаются навыки интонации, координации, умение составлять предложение и связное высказывание.
 • Избавление от фонематических процессов. Испытания проводятся на акустическое различение фонем, формирование фонематических синтезов, анализы, репрезентации. Изучается слуховая дифференциация всех оппозиционных фонем (глухоногих, ротово-носовых, шипящих-шипящих, ретро-язычных-передне-язычных и ).
 • Обзор фонетической подсистемы языка. Он начинается с проверки гласных и звуков раннего онтогенеза. Затем исследуется произношение всех остальных фонем, состояние звуко-слоговой структуры слов, просодия.
 При диагностике дизартрии часто выявляются сопутствующие неврологические симптомы: гиперсаливация, синкинезия, рефлексы орального автоматизма, гиперкинезы, оральная апраксия. Отчет логопеда указывает языковой статус (OHR, FFN) и клиническую форму синдрома дизартрии.

Лечение

 Основными стратегическими целями и содержанием работы с детьми, страдающими дизартрией, являются:
 • Нормализация тонуса артикуляционных мышц: дифференциальный логопедический массаж, пассивно-активная логопедия, логопедическая съемка.
 • Развитие общей и мелкой моторики: логопедическая ритмика, пальчиковая гимнастика, биоэнергопластика, су-джок терапия.
 • Развитие дыхательной функции и голоса: дыхание, фонопедические упражнения.
 • Коррекция нарушенных речевых процессов: формирование лексического запаса, грамматического строя, развитие фонематических функций, звуковая постановка.
 Особенностью логопедической работы с дизартричным ребенком является сложность развития и закрепления артикуляционных паттернов, их точная переключаемость, благодаря чему процесс автоматизации звуков может растягиваться до бесконечности. Занятия логопедом при дизартрии у детей проводятся годами, часто до средней и старшей школы.

Прогноз

 Дальнейшая социализация детей с дизартрией напрямую зависит от причины и степени выраженности речевых и неврологических симптомов, полноты лечения и корректирующих мер. Дети со стертой дизартрией хорошо компенсируются по ходу занятий, у них обычно нет проблем с общением и самореализацией. Дети-инвалиды, имеющие тяжелую двигательную недостаточность, когнитивные нарушения, нуждаются в постоянной помощи и заботе.

Профилактика

 Профилактика дизартрии направлена ​​на предотвращение факторов, вызывающих нарушения речи: травмы головы, нейроинфекции, церебральную гипоксию, токсическое воздействие на мозг на всех этапах онтогенеза. Раннее обращение к логопеду помогает избежать психологической травмы, связанной с трудностями в общении и обучении.

Список литературы

 1. Логопедия. Дизартрия/ Белякова Л. И. , Волоскова Н. Н. – 2009.
 2. Основы логопедии/ Филичева Т. Б. , Чевелева Н. А. , Чиркина Г. В. − 1989.
 3. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста/ Приходько О. Г. // Специальное образование. – 2010 – №2.
 4. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. – 2007.

Источник