Для детей с синдромом в калининграде

________________________________________________❂ ________________________________________________
ФИО сотрудника
должность
время начала работы
время окончания работы
обеденный перерыв
Коцар Инна Александровна
Заведующая отделением,
врач ЛФК и спортивной медицины
понедельник-пятница – 09:00
понедельник-пятница -14:54
понедельник-пятница –
12:30-13:00
Страшинская Ирина Анатольевна
врач-невролог
понедельник-пятница – 08:30
понедельник-пятница -16:12
понедельник-пятница –
12:30-13:00
Ким
Вячеслав Владимирович
врач-травматолог-ортопед
понедельник, среда, пятница – 08:00
понедельник, среда, пятница-
17:30
понедельник, среда, пятница-
13:00-13:30
Дурманова
Елена Владимировна
врач-физиотерапевт
понедельник- пятница –
08:30
понедельник-пятница –
16:12
понедельник-пятница –
12:00 – 12:30
Беликова
Наталья Анатольевна
Врач функциональной диагностики
понедельник – 08:00
Среда – 08:00
понедельник – 11:30
Среда – 14:00
среда –
11:30-12:00
Соричева
Наталья Владимировна
медицинская сестра по массажу
понедельник–пятница – 09:00
понедельник–пятница – 16:42
понедельник–пятница –
13:00-13:30
Лавреньтьева Ольга Евгеньевна
медицинская сестра по массажу
понедельник–пятница – 09:00
понедельник–пятница – 16:42
понедельник–пятница –
13:00-13:30
Жильцова Лилия Александровна
медицинская сестра по массажу
понедельник–пятница – 09:00
понедельник–пятница – 16:42
понедельник–пятница – 13:00-13:30
Богатова Татьяна Владимировна
медицинская сестра по массажу
понедельник-пятница –09:00
понедельник-пятница –12:36
–
Яворская
Лариса Владимировна
медицинская сестра
понедельник-пятница –
08:00
понедельник-пятница –
15:42
понедельник-пятница –
12:00-12:30
Олейниченко Галина Юрьевна
медицинская сестра по физиотерапии
понедельник–пятница – 09:00
понедельник–пятница –
16:42
понедельник–пятница –
12:00-12:30
Ильина Нина Ивановна
медицинская сестра по физиотерапии
понедельник–пятница – 09:00
понедельник–пятница – 16:42
понедельник–пятница –
12:00-12:30
Мартынова Людмила Николаевна
медицинская сестра по физиотерапии
понедельник-пятница
–
09:00
понедельник-пятница
–
16:42
понедельник-пятница
–
12:00-12:30
ФИО сотрудника
должность
время начала работы
время окончания работы
обеденный перерыв
Иванова
Наталья Николаевна
заведующая отделением, учитель-логопед
понедельник -пятница –
9:00
понедельник -пятница –
17:30
понедельник -пятница –
13:00-13:30
Титова
Светлана Людвиговна
воспитатель
понедельник –пятница –
08:30
понедельник –пятница –
13 :30
перерыв на обед в течение рабочей смены
Карпенко
Татьяна Владимировна
воспитатель
1/1
(один день через один) –
08:00
(по графику)
1/1
(один день через один) –
18:00
(по графику)
перерыв на обед в течение рабочей смены
Вокуева Лариса Владимировна
воспитатель
1/1
(один день через один) –
08:00
(по графику)
1/1
(один день через один) –
18:00
(по графику)
перерыв на обед в течение рабочей смены
Шабулдаева
Людмила Владимировна
воспитатель
1/1
(один день через один) –
08:00
(по графику)
1/1
(один день через один) –
18:00
(по графику)
перерыв на обед в течение рабочей смены
Соибназарова Махин Мамадёровна
воспитатель
1/1
(один день через один) –08:00
(по графику)
1/1
(один день через один) –18:00
(по графику)
перерыв на обед в течение рабочей смены
Чивчиш
Евгения
Владимировна
воспитатель
понедельник –пятница –
08:00
понедельник –пятница –
13 :00
перерыв на обед в течение рабочей смены
Мельничук Наталья Николаевна
воспитатель
понедельник –пятница –
08:00
понедельник –пятница –
13 :00
перерыв на обед в течение рабочей смены
Бобарыкина Ирина Геннадьевна
педагог дополнительного образования
понедельник-пятница –
09:00
понедельник-пятница –
14:11
понедельник –пятница –
12:50 – 13:20
Вайисова
Алина Викторовна
педагог дополнительного образования
понедельник, вторник, среда, четверг – 09:00
понедельник, вторник, среда, четверг – 15:12
понедельник, вторник, среда, четверг –
11:50-12:20
Жолинская
Елена Винцасовна
педагог дополнительного образования
понедельник-пятница –
09:00
понедельник-пятница –
12:36
–
Левина Ольга Сергеевна
педагог-психолог
декретный отпуск
Даниелян
Алла Алексеевна
педагог-психолог
понедельник-пятница –
08:30
понедельник-пятница –
16:12
понедельник-пятница-
13:00-13:30
Добрынина Анна Владимировна (декретный отпуск)
педагог-психолог
понедельник-пятница –
08:30
понедельник-пятница –
16:12
понедельник-пятница-
13:00-13:30
Кузнецова
Юлия Юрьевна
педагог-психолог
понедельник-пятница –
08:30
понедельник-пятница –
16:12
понедельник-пятница-
13:00-13:30
Зотова
Ольга Алексеевна
учитель-дефектолог
понедельник-пятница – 08:00
понедельник-пятница – 12:00
–
Саввина
Алла Владимировна
учитель-дефектолог, учитель-логопед
понедельник – пятница –
08:30
понедельник – пятница –
15:00
понедельник -пятница –
12:30-13:00
Соколова
Тамара Владимировна
учитель-дефектолог
понедельник-пятница –
09:00
понедельник-пятница –
13:00
–
Иванова
Татьяна Геннадьевна
учитель-логопед
понедельник-пятница-
09:00
понедельник-пятница –
14:30
понедельник -пятница –
13:00-13:30
Долнакова
Мария Александровна
учитель-логопед
понедельник-пятница –
09:00
понедельник-пятница –
13:00
–
Бычкова
Ирина Владимировна
Музыкальный руководитель
понедельник,
среда, пятница
– 09:00
понедельник,
среда, пятница
– 13:00
–
Славян
Ольга Юрьевна
специалист по
социальной работе
понедельник-пятница
– 08:30
понедельник-пятница
– 17:00
понедельник-пятница-
12:30-13:00
Иванова Наталья Николаевна
специалист по
социальной работе
понедельник-пятница
– 08:30
понедельник-пятница
– 14:30
перерыв на обед в течение рабочей смены
Исламова Светлана Львовна
специалист по
социальной работе
понедельник-пятница
– 08:00
понедельник-пятница
– 16:30
понедельник-пятница-
12:00-12:30
Ракитянская Лариса Ивановна
тьютор
понедельник-пятница
– 08:30
понедельник-пятница
– 16:12
понедельник – пятница –
13:30-14:00
Зыбинская Елена Анатольевна
младший воспитатель
понедельник-пятница
– 08:30
понедельник-пятница
– 17:00
понедельник – пятница –
13:30-14:00
Мишенькина Светлана Дмитриевна
младший воспитатель
понедельник-пятница
– 08:30
понедельник-пятница
– 17:00
понедельник – пятница –
13:30-14:00
Акимова Людмила Ивановна
инструктор по физической культуре
понедельник-пятница –
10:00
понедельник-пятница –
16:30
понедельник-пятница-
13:20-13:50
Воробьев Руслан Юрьевич
инструктор по физической культуре
понедельник-пятница –
09:00
понедельник-пятница –
15:30
понедельник-пятница-
12:20-12:50
Иванченко Марина Станиславовна
инструктор по физической культуре
понедельник-пятница –
09:00
понедельник-пятница –
15:30
понедельник-пятница-
12:20-12:50
Уколов Алексей Вадимович
инструктор по физической культуре
понедельник-пятница – 15:00
понедельник-пятница -18:00
–
Источник
Название: ГБУ СО Калининградской области Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Особый ребенок»
Адрес: Российская Федерация, Калининградская обл., г. Калининград, ул. Подп. Иванникова, д. 3
Телефон: 8 4012 530996
Электронная почта: osobyirebenok@mail.ru
Сайт: https://osobiy-rebenok.klgd.socinfo.ru
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Особый ребенок» был создан в 1999 году.
В ГБУСО КО «Особый ребенок» принимаются дети от рождения до 18 лет со значительной умственной отсталостью, в том числе с синдромом Дауна, с расстройством аутистического спектра, а также молодые инвалиды в возрасте от 18 до 35 лет. Ежегодно в Центре оказывается комплексная помощь порядка 200 воспитанникам.
Основная цель деятельности Центра оказание комплексной реабилитационной помощи детям-инвалидам, способствующей максимально возможной адаптации детей к жизни в обществе.
Основными видами деятельности Центра являются:
- оказание социально-бытовых услуг;
- оказание социально-медицинских услуг;
- оказание социально-психологических услуг;
- оказание социально-педагогических услуг;
- оказание социально-правовых услуг.
В Центре функционирует семь групп. В первую и вторую принимаются дети дошкольного возраста. Здесь осуществляется выявление потенциальных возможностей каждого ребенка. Основной акцент делается на обучение навыкам самообслуживания.
Третья, четвертая, пятая и шестая группы группы социализации для детей от 10 до 18 лет. Здесь упор делается на формирование социально-бытовых умений, а именно элементов уборки игровых уголков, приготовление простейших блюд, использование бытовой техники.
Седьмую группу посещают молодые инвалиды в возрасте от 18 до 35 лет. Занятия в этой группе ведут: социальные работники, педагоги дополнительного образования, инструкторы по физической культуре. Упор делается на формировании социально-бытовых навыков, профессионально-трудовую реабилитацию (обучение работе на орг.технике).
Воспитанники, индивидуальные психофизические особенности которых не позволяют посещать группу, имеют возможность индивидуально заниматься со специалистами в соответствии с разработанными для них индивидуальными программами реабилитации.
В Центре функционирует ночная группа, в которой дети находятся с понедельника до пятницы.
Таким образом, воспитанники находятся на различных режимах пребывания, в соответствии с их индивидуальными особенностями:
- полный день;
- кратковременное пребывание в группе;
- круглосуточное пребывание в Центре (с понедельника до пятницы);
- индивидуальные занятия со специалистами.
Основными формами и методами работы с детьми-инвалидами в Центре «Особый ребенок» являются: занятия фронтальные; занятия по подгруппам; индивидуальная работа; сюжетно-ролевые игры; театрализованные игры; дидактические игры; настольно-печатные игры; экскурсии; целевые прогулки; наблюдения; чтение, рассказывание; работа со стихотворением; рассматривание иллюстраций; просмотр видеофильмов; беседа с детьми; рассказ воспитателя познавательного характера; социокультурные меропрития (посещение выставок, музеев; организация праздников). Также в Центре активно используются интегрированные занятия (изо, развитие речи, музыкальные, физкультурные занятия, логопедические и дефектологические занятия). В Центре организован оптимальный двигательный режим детей-инвалидов.
При поступлении воспитанника в Центр на основе проведенной первичной диагностики составляется индивидуальный реабилитационный маршрут, в соответствии с которым составляются индивидуальные планы занятий с воспитанниками, исходя из интересов, склонностей, и возможностей каждого ребенка. Внедряются инновационные формы и методы работы, которые способствуют созданию новых технологий работы с детьми, повышающих эффективность реабилитационного процесса.
В реабилитационном процессе успешно применяются такие современные методики, как:
- Иппотерапия.
- Музыкотерапия.
- Арт-терапия.
- Сказкотерапия.
- Пескотерапия.
- Сенсорная терапия.
- Физиотерапевтические технологии.
Все направления реабилитационного процесса подразделяются по блокам.
- Медицинская реабилитация
- Психолого-педагогическая реабилитация
- Социально-бытовая реабилитация
- Социально-средовая реабилитация и адаптация
- Профессионально-трудовая реабилитация
- Спортивно-адаптивная реабилитация
- Работа с родителями.
Центр «Особый ребенок» является идеальной моделью, сочетающей в себе все необходимые направления в работе с детьми-инвалидами. При этом следует подчеркнуть, что данная модель не является статичной, она постоянно совершенствуется, вбирая в себя последние достижения медицины, педагогики и психологии.
В учреждении работает коллектив высококвалифицированных специалистов, в состав которых входят воспитатели, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, социальные работники, инструкторы по физической культуре, врач-педиатр, врач-психиатр, врач-физиотерапевт, врач функциональной диагностики, медицинская сестра по функциональной диагностике, старшая медсестра, медсестра, массажист.
Деятельность всех специалистов взаимосвязана, корректируется путем систематического мониторинга достижений воспитанников.
Источник
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Калининградской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Детство» (далее – Центр «Детство») был создан в 1995 году.
В ГБУСО КО Центр «Детство» принимаются дети от рождения до 18 лет с заболеваниями, сопровождаемыми нарушением функций опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич, органическое поражение ЦНС, энцефалопатия, гидроцефалия, последствия воспалительных заболеваний ЦНС, мононевропатии конечностей, монопарезы конечностей, парапарез, гемипарез, тетрапарез, прогрессирующие мышечные дистрофии (спинальная, наследственная и идиопатическая невропатия, миопатии), торсионная дистония, полиневропатии, спондилопатии), дети со значительной умственной отсталостью, в том числе с синдромом Дауна, с расстройством аутистического спектра, а также молодые инвалиды в возрасте от 18 до 35 лет.
Основная цель деятельности Центра «Детство» – оказание комплексной реабилитационной помощи детям-инвалидам, способствующей максимально возможной адаптации детей к жизни в обществе.
Основными видами деятельности Центра «Детство» являются:
- оказание социально-бытовых услуг;
- оказание социально-медицинских услуг;
- оказание социально-психологических услуг;
- оказание социально-педагогических услуг;
- оказание услуг в целях повышения коммуникативного потенциала.
В Центре функционирует пять групп дневного пребывания.
В группу 10-и часового пребывания «Совята» принимаются дети с заболеваниями, сопровождаемыми нарушением функций опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич, органическое поражение ЦНС, энцефалопатия, гидроцефалия, последствия воспалительных заболеваний ЦНС, мононевропатии конечностей, монопарезы конечностей, парапарез, гемипарез, тетрапарез, прогрессирующие мышечные дистрофии (спинальная, наследственная и идиопатическая невропатия, миопатии). В группу 10-и часового пребывания «Колокольчики» принимаются дети со значительной умственной отсталостью, в том числе с синдромом Дауна, с расстройством аутистического спектра. Здесь осуществляется выявление потенциальных возможностей каждого ребенка. Основной акцент делается на обучение навыкам самообслуживания.
Группа с 5-и часовым пребыванием «Пчёлки» создана для детей от 3 до 8 лет. В группу принимаются дети с заболеваниями, сопровождаемыми нарушением функций опорно-двигательного аппарата, а также со значительной умственной отсталостью, в том числе с синдромом Дауна, с расстройством аутистического спектра.
Группа с 5-и часовым пребыванием «Юниор» создана для детей старшего возраста (от 8 до 18 лет). В группу принимаются дети с заболеваниями, сопровождаемыми нарушением функций опорно-двигательного аппарата, а также со значительной умственной отсталостью, в том числе с синдромом Дауна, с расстройством аутистического спектра.
Группу «Парус» посещают молодые инвалиды в возрасте от 18 до 35 лет. Занятия в этой группе ведут: социальный работник, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, инструкторы по физической культуре. Упор делается на формировании социально-бытовых навыков, профессионально-трудовую реабилитацию (обучение кулинарному мастерству).
Согласно стандарту предоставления социальной услуги «Предоставление социального обслуживания в полустационарной форме» все воспитанники групп дневного пребывания Центра «Детство» получают полый комплекс социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала.
Основными формами и методами работы с детьми-инвалидами в Центре «Детство» являются: занятия фронтальные; занятия по подгруппам; индивидуальная работа; сюжетно-ролевые игры; театрализованные игры; дидактические игры; настольно-печатные игры; экскурсии; целевые прогулки; наблюдения; чтение, рассказывание; работа со стихотворением; рассматривание иллюстраций; просмотр видеофильмов; беседа с детьми; рассказ воспитателя познавательного характера; социокультурные меропрития (посещение выставок, музеев, организация праздников). Также в Центре активно используются интегрированные занятия (изо, развитие речи, музыкальные, физкультурные занятия, логопедические и дефектологические занятия). В Центре организован оптимальный двигательный режим детей-инвалидов.
Воспитанники, индивидуальные особенности которых не позволяют посещать группу, имеют возможность индивидуально заниматься со специалистами в соответствии с разработанными для них индивидуальными маршрутами реабилитации.
Таким образом, воспитанники Центра «Детство» имеют возможность находиться на различных режимах пребывания, в соответствии с их индивидуальными особенностями:
- полный день (10 часов);
- кратковременное пребывание в группе (5 часов);
- кратковременное пребывание в группе (6 часов);
- индивидуальные занятия со специалистами.
При поступлении воспитанника в Центр на основе проведенной первичной диагностики составляется индивидуальный реабилитационный маршрут, в соответствии с которым составляются индивидуальные планы занятий с воспитанниками, исходя из интересов, склонностей, и возможностей каждого ребенка. Внедряются инновационные формы и методы работы, которые способствуют созданию новых технологий работы с детьми, повышающих эффективность реабилитационного процесса.
В реабилитационном процессе успешно применяются такие современные методики, как:
- Сенсорная терапия.
- Виртуальная реальность.
- Физиотерапевтические технологии.
- Кинезеотерапия.
- Арт-терапия.
- Пескотерапия.
- Музыкотерапия.
В Центре «Детство» работает коллектив высококвалифицированных специалистов, в состав которых входят воспитатели, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, социальные работники, инструкторы по физической культуре, врач-невролог, врач-физиотерапевт, врач-ЛФК, врач-ортопед, врач функциональной диагностики, медицинские сестры по массажу, медсестра, медицинские сестры по физиотерапии.
Деятельность всех специалистов взаимосвязана, корректируется путем систематического мониторинга достижений воспитанников.
Источник
Зачастую о проблемах детей с особенностями развития много говорят в рамках каких-либо крупных проектов — и тут же забывают после их завершения. Но есть обычная, повседневная жизнь и обычные трудности, с которыми такие дети и их родители сталкиваются ежедневно. Корреспондент «Нового Калининграда» встретился с руководителем НКО «Под одним солнцем» Марией Лерман и узнал, чем живут сейчас семьи, воспитывающие детей с синдромом Дауна.
— В декабре прошлого года сообщество родителей детей с синдромом Дауна прошло юридическую регистрацию и получило статус НКО. Что послужило импульсом для его создания?
— Объединение родителей для решения общих проблем существует уже довольно давно, лет семь. Изначально усилия были направлены на профилактику социального сиротства — тогда был высокий процент отказа родителей от детей с особенностями развития. В то время мы выпускали лишь печатные материалы, распространяли их среди врачей, пытались наладить диалог с медицинскими организациями, с перинатальным центром, с генетиками. Просили их о распространении наших брошюр. Другой деятельностью особо не занимались. В таком режиме существовали достаточно долго. Потом к нам начали присоединяться семьи. Их становилось много, сообщество росло с каждым годом. Появилось понимание, что проблемы у родителей общие. С детскими садами были тогда сложности. Начали добиваться, чтобы наших детей в обычные детские сады брали. В целом, по мере того как рос мой ребенок, возникали все новые и новые проблемы: отсутствие дополнительного образования для детей с ментальными нарушениями, спортивных групп, куда бы их брали, серьезные проблемы в школьном образовании, на решение которых, скорее всего, уйдет очень много времени. Здесь очень нужна активная родительская позиция.
Сейчас наши дети имеют возможность плавать с рождения до 18 лет, заниматься адаптивной хореографией, арт-терапией, рисовать. Несколько ребят с синдромом Дауна учатся по адаптированной программе в общеобразовательных школах Калининграда. Началось же все с информирования и профилактики социального сиротства.
— Сколько семей с «особенными» детьми, по вашим данным, в Калининграде и области?
— По официальным данным, летом прошлого года в области было 129 семей. В нашей организации — около 90 семей. Но это в основном калининградцы, из области пока мало семей.
— Сохраняются ли какие-то трудности с получением дошкольного образования?
— Сейчас ситуация намного лучше стала. В обычный сад попасть несложно, но не везде есть специалисты, которые должны заниматься с ребенком, либо они перегружены. Родители иногда вынуждены менять детский сад по этой причине, а это сложно и долго ждать. В коррекционную группу попасть непросто: по городу их мало, а многие родители хотят, чтобы дети ходили именно туда, это и понятно, так как наполняемость их меньше и с детьми занимаются. В области ситуация сложнее. Например, в нашей организации есть семья из посёлка Добровольск, где в детском саду, по их словам, сократили логопеда. И эта ситуация — не исключение, к сожалению. В любых вопросах и сложностях, считаю, нужно объединятся и стараться донести это до ответственных лиц и учреждений.
— А что со школами?
— С получением основного школьного образования все очень сложно. Сплошные вопросы и проблемы. Мы хотели обозначить их на встрече в облдуме со спикером Мариной Оргеевой, но когда там поняли объём вопросов (не только от нас, но и от других организаций), Марина Эдуардовна велела представителю от министерства образования собрать отдельную встречу по нашим вопросам. Ждем до сих пор…
Повторюсь, что сложно, более того — для всех участников процесса: родителей, детей, педагогов. При этом мы, родители, и школу понимаем, которая обязана выполнить требования, принять по месту жительства ребенка с особенностями развития. Но именно «инклюзия», о которой сейчас говорят, ее просто нет. Она не возьмется ниоткуда, не появятся обученные коррекционные педагоги, тьюторы, грамотная организация процесса инклюзивного образования внутри школы. Просто посадить ребенка с ментальными нарушениями в обычный класс — это плохо, неправильно, это не инклюзия. Есть дети с синдромом Дауна, которые могут обучаться в обычном классе, но когда вокруг создана комфортная образовательная среда для всех. По моему мнению, в калининградских школах необходимы коррекционные классы. Хотя бы в какой-то опорной школе на район. И чтобы набор туда происходил каждый год и можно было попасть не только по прописке. Выделять им квалифицированных коррекционных педагогов. Это удачный вариант для детей, которые могут освоить адаптированную программу так называемого «первого варианта».
Есть ребята, у кого «второй вариант» обучения — это более тяжелая форма умственной отсталости, зачастую это невербальные дети. Здесь возникает потребность в коррекционной школе и свои сложности. Самая главная на этот год — не хватает мест. В Калининграде две коррекционные школы, которые принимают детей с синдромом Дауна — это школа-интернат № 7 в Большом Исаково и школа-интернат № 1 на ул. Крылова. По моим данным, в каждой школе на «второй вариант» обучения выделено по три места — то есть шесть мест на следующий учебный год. Для того, чтобы их получить, родители занимали очередь с 4–5 утра, и эти места распределили за час. Некоторые ребята со «вторым вариантом» в итоге остались без места. Доходит до того, что некоторые родители просят комиссию поменять второй вариант на первый, чтобы ребенок попал в школу. Это, конечно, дикая ситуация. Она означает, что ребенок будет учиться по неподходящей ему программе.
Есть еще дети синдромом Дауна, которые могут вполне посещать обычные классы. Но с ними рядом должен находиться тьютор. Более того, сам образовательный процесс внутри школы должен быть выстроен таким образом, чтобы всем его участникам было комфортно. Такой пример есть пока только в 28-й школе Калининграда. В ней эта модель удачно внедрена. Прекрасный опыт, мы смотрим. С одной стороны, радуемся, а с другой — нам грустно, что эта практика дальше не распространяется.
— Это была инициатива руководства школы?
— Да, это позиция директора. Он очень много сделал, чтобы ребята обучались. При этом чтобы к каждому был индивидуальный подход. Для этого в школе есть необходимый штат специалистов. На самом деле несколько школ в городе имеет опыт работы с такими детьми: № № 10, 14, 15, 38. Просто в школах, где есть коррекционные классы, не каждый год проходит набор. Туда идут дети в первую очередь по прописке. Если ребенок не относится к этой школе, он будет ждать лета, и если места останутся, то его возьмут. Но не каждый родитель так готов рисковать. Касаемо коррекционных школ еще серьезный минус — их транспортная доступность, отдаленность. Через весь город родители ездят каждый день. Это тяжело.
Что в целом касается и коррекционных школ, и коррекционных классов — это отсутствие коррекционных педагогов. В регионе их очень мало, их не готовят. Есть только курсы логопедов при БФУ им. И. Канта. Но, насколько я знаю, люди туда идут, чтобы дальше вести частный прием. Никто из них не собирается идти в школу работать. Потому что известно, какие там деньги платят. Замкнутый круг получается.
— Что в этой ситуации могло бы сделать сообщество родителей, представители системы образования?
— Каждый просто должен правильно выполнять свою работу и во благо детей, а не для своего удобства или ещё с какими-то целями, не делать вид, что этой сферы образования нет. Дети есть, и есть право на образование. И родителям нужно больше информации, что делать, если по разным причинам не могут попасть в образовательное учреждение. Мы же тыкаемся, как слепые котята. Не знаем перед началом приема документов в школу почти ничего. Родителям нужна информация: сколько мест в коррекционных школах в этом году выделено на каждый вариант; какие школы, имеющие коррекционные классы, опыт работы и штат педагогов, которые набирают первые классы в этом году; и даже про курсы переподготовки педагогов, семинары, конференции, потому что иногда можно проявить инициативу и сообщить об этом директору школы. Сейчас уже больше знаем, конечно, и с родителями делимся, но когда школа дает понять родителю, что не собирается брать ребенка, то все наставления зачастую проходят даром, родители просто теряются и уходят. Пытаются всем количеством втиснуться в две коррекционные школы, возят детей через весь город каждый день. Хотелось бы диалога со всеми участниками процесса образования, чтобы про наши проблемы слышали, чтобы была возможность не только сказать, но и увидеть результат своих слов. А так все в пустоту пока со стороны власти. У нас очень хороший диалог налажен с директором ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия — прим. «Нового Калининграда») Вадимом Васильевым. Он старается по возможности изменить эту ситуацию в лучшую сторону. Благодаря нашему общению у детей прописаны в заключении помощники и тьюторы. Считаю это большим достижением для сферы образования на данный момент.
— Какие сегодня сложности с лечением в Калининграде?
— Есть вся та же неинформированность врачей в отношении нашего диагноза. Родителям приходится все контролировать самим. Когда ребенок только родился, родители ничего не знают. Из-за этого можно пропустить очень важные анализы, диагностики. Со своей стороны «Под одним солнцем» готовы всю информацию дать. Мы готовим информационный лист сейчас на эту тему. Кардиологи, неврологи, эндокринологи, ортопеды — врачи, которые должны особенное внимание проявлять к нашим детям. Моему ребенку 10 лет, и я только недавно узнала, что каждый год необходимо делать энцефалограмму, потому что может проявиться эпилепсия. Пока дочь в обморок не упала, я об этом не знала, хотя не могу сказать, что далека от этих вопросов. Никто из врачей рекомендации подобной не давал, и не знаю, какой врач ответственен за это: невролог, психиатр. Наблюдаемся и там, и там.
Вот с чем сложности, так это с бесплатным лечением зубов под наркозом. Не добиться и, боюсь, не дождаться. В итоге родители оплачивают лечение в частных клиниках. Они не верят, что можно изменить ситуацию. Я инициативу проявляю, готова это все осуществить, дойти до административных органов здравоохранения, до прокуратуры. Для этого необходимо собрать пакет документов, подать запрос на конкретных детей. Смотрю, что этот список все меньше и меньше — тех, кто нуждается. Потому что нет сил ждать, и платят по 20–60 тысяч рублей за лечение. У частных клиник на это есть лицензия, анестезиолог, есть кабинет под эту процедуру.
В областной стоматологии есть возможность лечить зубы хирургическим путем — вырывать зубы под общим наркозом. Родители ждут с нетерпением, когда откроется кабинет при Детской областной больнице. Его обещали открыть в начале этого года. Теперь уже есть информация о том, что откроют в сентябре. Проблему с лечением зубов мы обозначили на встрече Оргеевой в прошлом году. Она тогда попросила представителя министерства здравоохранения разобраться в этом вопросе. Но когда у детей болят зубы, то времени ждать нет. Идешь и платишь.
— Как дела с дополнительным образованием?
— Общими усилиями родителей, педагогов-энтузиастов работаем над этим. Когда еще мой ребенок был в дошкольном возрасте, то не было ничего. Были только платные занятия в бассейне. Когда она выросла, я поняла, что надо что-то менять, искать площадки. Проблемы все те же: есть спортивная адаптивная школа по разным видам спорта, но педагогов, тренеров, особенно обученных для работы с лицами с нарушением интеллекта, почти нет. В других регионах хорошо развивается адаптивный спорт: настольный теннис, мини-футбол, спортивная гимнастика. Перенять опыт возможно. Но все начинается с инициативы родителей и тренера. Этот союз творит чудеса. Мы счастливы от нашего нового сотрудничества с ДЮЦ «На Молодежной», руководство которого пошло навстречу нашей организации и открыло группы по арт-терапии и рисованию для наших детей. Но, конечно, хочется большего. И в спорте, и в культурном развитии. Чтобы брали в музыкальные школы города по адаптированной программе, как это делают в других регионах.
— Какой эффект дают занятия плаванием и хореографией?
— Эти занятия помогают в развитии. Дело в том, что у особенных детей очень долго формируется речь. Работа над этим должна идти в комплексе. Не только совместно с логопедом и дефектологом нужны занятия. Параллельно с ними необходима физическая нагрузка. Тогда мозг включает необходимые механизмы, задействует важные для развития зоны. Такие дети очень разбалансированные, у них с координацией большие проблемы. Есть гипотонус мышечный. Спорт им просто необходим. Вдобавок такие дети показывают отличные результаты в своей группе спортсменов с интеллектуальными нарушениями. Если происходят соревнования, то именно в этой подгруппе. Мне жаль, что наших ребят пока не берут на спортивную гимнастику. В других регионах России есть прекрасные результаты именно в этом виде спорта.
— Не менее важный момент, чем образование или медицина, в жизни семьи с особенным ребенком — это отношение к ней в обществе. Какова, на ваш взгляд, ситуация сегодня в Калининграде: не замечают, враждебно относятся?
— Отношение в обществе к нам и нашим детям меняется, но очень медленно. Здесь многое зависит и от нашей работы, и от того, как родители воспитывают своих обычных детей. Особенности воспитания и послужили поводом начать проводить уроки доброты накануне 21 марта в школах и детских садах. 21 марта — это День человека с синдромом Дауна. Мы хотели бы во время этих уроков донести мысль о необходимости воспитания человечности, воспитания понимания, что ребенок может быть другим. У нас есть сценарий. Думаю, что получится такой марафон встреч. Насколько мне известно, в одном из детских садов будет встреча именно с родителями. Потому что, к сожалению, еще очень много довольно грустных историй на тему отторжения ребенка с особенностями развития коллективом сверстников. Здесь взрослые долж