Доклад на тему синдром маугли

Доклад на тему синдром маугли thumbnail

Синдром Маугли

Синдром Маугли – совокупность симптомов, наблюдающихся у детей, выросших в условиях полной социальной изоляции. Отсутствие опыта общения, человеческих отношений формирует выраженное отставание и искажение умственного, эмоционального, личностного развития. Движения, поведение детей схожи с активностью животных: передвигаются на четырех конечностях, ловко прыгают. Вместо речи – звукоподражание. Эмоциональные реакции примитивны, отражают гнев, страх, удовольствие. Диагностика психопатологических отклонений проводится методом наблюдения. Лечение основано на развивающих и коррекционных занятиях, реабилитации.

Общие сведения

Название синдром получил благодаря сборнику рассказов Д. Р. Киплинга «Книга джунглей». Главный герой по имени Маугли с ранних лет воспитывался волками в джунглях. Автор приписывает ему относительно развитый интеллект, физические навыки людей (прямохождение, использование орудий), дифференцированные социальные эмоции и чувства. В отличие от героя книги, реальные дети перенимают поведение животных и значительно отстают в развитии интеллекта. Синонимичные названия синдрома Маугли – одичавшие, дикие, феральные дети. В России общественной изоляции чаще подвержены дети алкоголизировавшихся и психически больных родителей.

Синдром Маугли

Синдром Маугли

Причины синдрома Маугли

Вопрос о причинах абсолютной социальной изолированности детей продолжает исследоваться. Когда развитие протекает в дикой природе, невозможно определить условия, при которых ребенок оказался среди животных. При искусственно созданной изоляции удается установить контакт с матерью и/или отцом. Предположительно причинами синдрома Маугли становятся:

  • Гибель родителей. Наиболее вероятная причина в небольших поселениях, расположенных вблизи диких лесов. Дети остаются одни, блуждают, примыкают к звериным семьям.
  • Недостаточный присмотр. Младенцы могут быть украдены некоторыми животными (например, крупными видами обезьян). Малыши постарше уходят из дома самостоятельно, дезориентируются в природных условиях, не находят обратный путь.
  • Психические расстройства родителей. Детей-Маугли находили в подвалах, клетках для животных, закрытых комнатах дома. Условия заточения создавались родителями, имеющими психопатологию, в том числе спровоцированную употреблением наркотиков, алкоголя.

Патогенез

В психическом развитии ребенка существуют сенситивные периоды – временные интервалы, характеризующиеся оптимальным сочетанием внутренних условий для развития определенных психических процессов. Психика становится максимально чувствительной к внешним социальным воздействиям, способствующим формированию произвольности памяти, мышления, внимания, освоению речи, различных форм деятельности. При дефицитарности развивающей среды возникает задержка психических функций.

Синдром Маугли – результат тотальной социально-психологической депривации в сензитивные периоды развития. Недостаток общения, воспитания, любви и других форм человеческого взаимодействия приводит к выраженному интеллектуальному, эмоциональному и поведенческому дефекту. Педагогические, воспитательные, коррекционные воздействия, осуществляемые после завершения сенситивных периодов, оказываются малоэффективными. Базовые психические функции развиваются до 5 лет, поэтому чем меньше возраст, в котором малыш оказался в «диких» условиях, тем более выраженным и стойким будет дефект.

Классификация

Типология синдрома пока окончательно не разработана. Недостаточное количество эмпирических данных, устаревшие методы исследования большинства случаев (XIX, начало и середина XX века) не позволяют произвести классификацию по клиническим проявлениям, характеру течения, патогенетическим механизмам. С середины прошлого столетия как разновидность синдрома Маугли стали рассматривать синдром Каспара Хаузера, названного в честь имени мальчика, находившегося в заточении с раннего возраста. В настоящее время пациенты подразделяются на две группы:

  • Феральные дети. Развитие и воспитание происходит в условиях дикой природы без присутствия людей. Последствия практически не поддаются коррекции.
  • Дети с синдромом Хаузера. К данной группе отнесены малыши, оставленные без помощи и подвергшиеся заключению. Предположительно, насильственная изоляция в ранние годы проявляется менее устойчивыми нарушениями психики.

Симптомы синдрома Маугли

Длительное нахождение в изоляции отражается на всех сферах психики – на интеллектуальном развитии, эмоциональном реагировании, поведении. Уровень когнитивного дефицита сопоставим с тяжелой умственной отсталостью. «Дети джунглей» не владеют речью, абстрактным образным и логическим мышлением. Все функции психики реализуются на наглядном, конкретном уровне: доступно освоение простых орудий, манипулятивные (реже предметные) действия, образное запоминание. Речь заменена звукоподражанием, дети имитируют вой, лай, скуление, хрюканье, шипение.

Отсутствует способность к прямохождению, передвижение осуществляется на четырех конечностях – ползанье, прыжки. Дети не могут устанавливать и поддерживать контакты с людьми, при их приближении демонстрируют испуг или ярость – забиваются в угол, скулят, рычат, оскаливаются, кусают, хватают за волосы, царапаются. Эмоции ярко выраженные, примитивные, обусловленные инстинктом выживания – страх, гнев. Зачастую «маугли» не умеют улыбаться, удовольствие проявляется гримасой с искривлением рта. Дети идентифицируют себя с животными, иногда проявляют любовь к представителям «родного» вида.

Изменены особенности физического развития, сенсорной чувствительности. Кости скелета (особенно конечностей) деформированы, чувствительность к температурным, болевым воздействиям снижена, хорошо развиты слух, зрение, обоняние. Не установлены суточные ритмы, сон преобладает днем или хаотично распределяется в течение суток. Привычным рационом являются ягоды, фрукты, орехи, сырое мясо. Навык использования столовых приборов, предметов обихода отсутствует. Дети едят руками, отказываются от ложки и вилки, сопротивляются проведению гигиенических процедур, использованию одежды.

Осложнения

Осложнения более вероятны в случаях продолжительной изоляции, отсутствия педагогического и воспитательного воздействия. Основная проблема диких детей – невозможность полноценной социализации. Случаи позднего овладения речью, развития высших форм поведения единичны. Чаще формируется бездумное повторение слов и фраз, осваиваются простейшие формы бытового взаимодействия, но обучение в школе, освоение профессии остается недоступным. Неизученным осложнением является внезапная смерть некоторых детей-маугли в неволе. Перед гибелью они проявляют выраженное стремление к бегству, возвращению в дикую природу.

Диагностика

Диагностика синдрома Маугли выполняется врачом-психиатром, неврологом. Значимым условием постановки диагноза является факт полной длительной изоляции от социума. К данным обследования добавляется информация от родителей, людей, нашедших ребенка и ухаживающих за ним в настоящий момент. Используются физикальные и клинические методы:

  • Опрос. Беседа проводится с родителями, но полноценный контакт в большинстве случаев невозможен, устанавливается лишь информация о продолжительности заключения. Опрашиваются люди, нашедшие ребенка – определяются условия его жизни, особенности поведения.
  • Осмотр. Невролог исследует чувствительность, сформированность и адекватность рефлексов, особенности двигательной активности. Характерен высокий болевой порог, хорошие показатели ловкости движений.
  • Наблюдение. Проводится врачами различных специальностей. Оцениваются различные показатели физического и психического развития: сформированность прямохождения, речи, интеллекта, социальных способов взаимодействия, бытовых навыков.

Лечение синдрома Маугли

Методы лечения остаются предметом исследований. Основное направление – психолого-педагогическая коррекция. Используются техники, применяемые для работы с детьми, имеющими глубокую умственную отсталость. Доказана эффективность поведенческих методов обучения, основанных на простой цепочке «стимул-реакция-подкрепление или наказание». Выученные поведенческие шаблоны – бытовые, коммуникативные навыки – позволяют минимально адаптировать ребенка к социуму. Общая схема терапевтических и педагогических мероприятий включает:

  • Развивающие методы. Занятия проводят психологи, олигофренопедагоги, дефектологи, логопеды. Первичная цель – обучить установлению контакта, выражению потребностей и нужд, снизить вероятность агрессивных реакций. На втором этапе разрабатывается индивидуальная программа развития, ориентированная на формирование речи, произвольности, освоение навыков самообслуживания.
  • Медикаментозная терапия. Препараты подбираются неврологом, психиатром с учетом клинической картины и данных инструментальных обследований. При расторможенности поведения назначаются транквилизаторы, нейролептики. При сопутствующих органических поражениях ЦНС применяются медикаменты для улучшения мозгового кровообращения, ноотропы.
  • Реабилитация. Усилия педагогов направлены на адаптацию детей в коллективах. В интернатах, психоневрологических диспансерах они посещают трудотерапию, творческие занятия. Формируются простые коммуникативные и рабочие навыки.
Читайте также:  Список литературы по синдрому патау

Прогноз и профилактика

Прогноз синдрома Маугли определяется длительностью периода развития вне социума и возрастом, до которого ребенок находился в нормальных условиях. Общая тенденция такова, что тем позже началась изоляция и чем менее продолжительной она была, тем лучше происходит адаптация, легче развивается речь и социальные навыки. Специфические профилактические меры отсутствуют. Снизить распространенность случаев принудительного заключения представляется возможным через усиление контроля социальных служб за неблагополучными семьями, в которых родители страдают психическими расстройствами, алкоголизмом, наркоманией.

Источник

Ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ ñèíäðîìà Ìàóãëè ó äåòåé. Çàäà÷è èíñïåêòîðîâ ïî äåëàì íåñîâåðøåííîëåòíèõ, ïðèâëå÷åíèå ê îòâåòñòâåííîñòè ðîäèòåëåé. Ïîìåùåíèå ïñèõè÷åñêè áîëüíûõ â ðåàáèëèòàöèîííûå öåíòðû. Ðàçâèòèå íàâûêîâ ñîöèàëüíîãî îáùåíèÿ, îáó÷åíèå ÷åëîâå÷åñêîé ðå÷è.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://allbest.ru

ÄÅÒÈ Ñ ÑÈÍÄÐÎÌÎÌ ÌÀÓÃËÈ

“Ñèíäðîì Ìàóãëè” – ýòèì òåðìèíîì íàçûâàþò ïñèõè÷åñêîå ñîñòîÿíèå äåòåé, êîòîðûõ âîñïèòûâàëè æèâîòíûå, ÷àùå âñåãî ñîáàêè. Îáû÷íî ñèíäðîì Ìàóãëè ðàçâèâàåòñÿ ó äåòåé, çàáðîøåííûõ ñîáñòâåííûìè ðîäèòåëÿìè – â Ðîññèè â ïîñëåäíèå ãîäû íàéäåíî óæå íåñêîëüêî òàêèõ íåñ÷àñòíûõ ðåáÿòèøåê, áðîøåííûõ ðîäèòåëÿìè â ñîáñòâåííîì äîìå. Ñèëüíîå îòñòàâàíèå â ðàçâèòèè, ïîëíàÿ ñîöèàëüíàÿ äåçàäàïòàöèÿ, îòñóòñòâèå ÷åëîâå÷åñêîé ðå÷è è ïîâàäêè æèâîòíîãî – âîò ëèøü ìàëûé ñïèñîê ñèìïòîìîâ, íàáëþäàåìûé ó äåòåé ñ ñèíäðîìîì Ìàóãëè.

 2004 ã.  Çìåèíîãîðñêîì ðàéîíå Àëòàéñêîãî êðàÿ áûë îáíàðóæåí ñåìèëåòíèé ìàëü÷èê, êîòîðîãî âûðàñòèëà ñîáàêà. Ìàëü÷èêà ïðèâåçëè â ïðèþò. Ïîíà÷àëó îí íå õîòåë îáùàòüñÿ ñ ëþäüìè, à â ñâîåì ïîâåäåíèè êîïèðîâàë ïîâàäêè æèâîòíûõ: ðåáåíîê ïåðåäâèãàëñÿ íà ÷åòâåðåíüêàõ, êóñàëñÿ, à ïîäàííóþ åìó åäó ñíà÷àëà îáíþõèâàë.

Êàê ñîîáùèëè ìåñòíûå ÑÌÈ, ìàòü áðîñèëà Àíäðåÿ, êîãäà åìó áûëî òðè ìåñÿöà. Îòåö ïèë, à ïîòîì óåõàë è íèêîãäà íå âñïîìèíàë î ñûíå. Äîì, ãäå îíè æèëè, íàõîäèëñÿ â áåçëþäíîé ìåñòíîñòè. Åäèíñòâåííûì æèâûì ñóùåñòâîì, êîòîðîå ìîãëî ïîçàáîòèòüñÿ î ðåáåíêå, áûë ñòîðîæåâîé ïåñ. ×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ Àíäðåé ñòàë õîäèòü íà äâóõ íîãàõ è ïåðåñòàë áîÿòüñÿ ëþäåé, âîñïèòàòåëè â ïðèþòå íà÷àëè îáùàòüñÿ ñ íèì æåñòàìè, åãî íàó÷èëè çàïðàâëÿòü ïîñòåëü, åñòü ëîæêîé è èãðàòü â ìÿ÷.

 2008 ã. â Âîëãîãðàäå îáíàðóæåí ðåáåíîê ñ ñèíäðîìîì Ìàóãëè. Åãî ïðîçâàëè “Ìàëü÷èê-ïòèöà”. 6-ëåòíèé Âàíÿ Ïàâëîâ (ôàìèëèÿ èçìåíåíà), íå óìåë ðàçãîâàðèâàòü, òîëüêî ÷èðèêàë ïî-ïòè÷üè. Ìàòü ðåáåíêà 31-ëåòíÿÿ Ñâåòëàíà îòðèöàëà, ÷òî ó å¸ ñûíà åñòü çàäåðæêà â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè.  êâàðòèðå, ãäå æèë Âàíÿ, îáèòàëè äâà äëèííîõâîñòûõ ïîïóãàÿ, à ìàòü ðåáåíêà èçîëèðîâàëà åãî îò ìèðà, çàïåðëà â êâàðòèðå, íå ïóñêàëà ãóëÿòü, íå îòäàëà â äåòñêèé ñàä. Ñïåöèàëèñòû çàòðóäíÿþòñÿ ñêàçàòü, ñìîæåò ëè ðåáåíîê ïîëíîñòüþ àäàïòèðîâàòüñÿ â ìèðå ëþäåé.

 ïîëóòåìíîì óãëó íà ïîëó íà ÷åòâåðåíüêàõ ãîëàÿ äåâî÷êà æàäíî ãðûçåò áîëüøóþ êîñòü. Ðÿäîì ïåñ ðàçäèðàåò êàêèå-òî îãðûçêè. Êîãäà ñîáàêà ïîäáèðàåòñÿ ñëèøêîì áëèçêî, äåâî÷êà åùå êðåï÷å õâàòàåòñÿ çà êîñòü- îòñòàèâàåò ñâîé «îáåä». À çà ñòîëîì ìàòü ìàëûøêè ñïîêîéíî ÷òî-òî åñò èç òàðåëêè. ñèíäðîì ìàóãëè ñîöèàëüíûé ïñèõè÷åñêèé

Òàêóþ êàðòèíó çàñòàëè èíñïåêòîðû ïî äåëàì íåñîâåðøåííîëåòíèõ â îäíîì èç äîìîâ ïî óëèöå Ïîæàðñêîãî â Ëåíèíñêîì ðàéîíå Óôû. Îíè ïðèøëè ñþäà ñ ïðîâåðêîé ïîñëå çâîíêà ñîñåäåé â 2009 ã. Òðåõëåòíþþ äåâî÷êó, åñòåñòâåííî, ñðàçó çàáðàëè â áîëüíèöó. Ìàìà èñêðåííå óäèâèëàñü òàêîìó ïîâîðîòó ñîáûòèé. È äàæå çàïëàêàëà, êîãäà ìèëèöèîíåðû ðåøèëè óâåñòè ðåáåíêà. Îíà-òî ñ÷èòàëà, ÷òî õîðîøî çàáîòèòñÿ î äî÷åðè. Ïðè æèâîé ìàòåðè Ìàäèíà âûðîñëà ñ äâîðîâûìè ñîáàêàìè. Âìåñòå ñ íèìè îíà åëà, ñïàëà, ñïàñàÿ äðóã äðóãà îò õîëîäà çèìíèìè íî÷àìè.

Òðåâîãó ìåäèêîâ âûçûâàåò ïñèõè÷åñêîå ñîñòîÿíèå äåâî÷êè. Îíà êàê íàñòîÿùèé ðåáåíîê Ìàóãëè: ïîáàèâàåòñÿ ëþäåé, âñå íîðîâèò êàê ñîáàêà âñòàòü íà ÷åòâåðåíüêè, èç ñëîâ âûó÷èëà òîëüêî «äà» è «íåò», ÷òî òàêîå ëîæêà – íå çíàåò. Ïîñëå áîëüíèöû äåâî÷êó óñòðîèëè â ñîöèàëüíûé ðåàáèëèòàöèîííûé öåíòð äëÿ íåñîâåðøåííîëåòíèõ. Îñòàåòñÿ íàäåÿòüñÿ, ÷òî èíñïåêòîðû âìåøàëèñü íå ñëèøêîì ïîçäíî, è ïðè ïðàâèëüíîì ëå÷åíèè è âîñïèòàíèè äåâî÷êà ñìîæåò ñòàòü ïîëíîöåííûì ÷ëåíîì îáùåñòâà.

 2009 ã. íå òîëüêî Çàáàéêàëüå, íî è âñþ ñòðàíó, ïîòðÿñëà óæàñíàÿ èñòîðèÿ ïÿòèëåòíåé Íàòàøè Ìèõàéëîâîé, îáíàðóæåííîé â ×èòå â òðåõêîìíàòíîé êâàðòèðå, ãäå âìåñòå ñ äåâî÷êîé ïðîæèâàëè îòåö, äåä ñ áàáêîé, ïÿòü ñîáàê è ÷åòûðå êîøêè.

– Ñïàñèòå æå êòî-íèáóäü ðåáåíêà! – òàêîé àíîíèìíûé çâîíîê ïîñòóïèë íà ïðÿìóþ ëèíèþ â ÓÂÄ ×èòû. – Åå ðîäíûå â êâàðòèðó íèêîãî íå ïóñêàþò. Òàéêîì âûõîäÿò ïîãóëÿòü ñ ñîáàêàìè, äà è òî ñòàðàþòñÿ íå ïîïàäàòüñÿ íà ãëàçà ñîñåäÿì…

Íåñêîëüêî äíåé ìèëèöèîíåðû ñòó÷àëèñü â ýòó êâàðòèðó. Óæå ñîáèðàëèñü ëîìàòü äâåðü. Íàêîíåö, ïîäêàðàóëèëè äåäà äåâî÷êè, êîòîðûé âûâåë ïîãóëÿòü ñîáàê.

Êîãäà îòêðûëàñü äâåðü, äàæå ïîâèäàâøèå íåìàëî çà ñâîþ ñëóæáó îïåðàòèâíèêè ïîòåðÿëè äàð ðå÷è – ìàëåíüêàÿ äåâî÷êà ñ ëàåì áðîñèëàñü èì íàâñòðå÷ó.

Äåâî÷êà-ìàóãëè ïðîæèëà â êâàðòèðå ðîäñòâåííèêîâ â ïîëíîé èçîëÿöèè áîëåå äâóõ ñ ïîëîâèíîé ëåò. Óñëîâèÿ ñóùåñòâîâàíèÿ ìàëûøêè áûëè ÷óäîâèùíûìè. Ðåáåíîê æèë â îäíîé êîìíàòå ñ ñîáàêàìè è êîøêàìè, åë ñ íèìè èç îäíîé ìèñêè, Íàòàøó íå âûïóñêàëè íà óëèöó è íå çàíèìàëèñü åå âîñïèòàíèåì. Êîãäà ïðàâîîõðàíèòåëüíûå îðãàíû çàáðàëè Íàòàøó ó îòöà, îíà ñîâñåì íå ðàçãîâàðèâàëà, à óìåëà òîëüêî ëàÿòü è ìÿóêàòü.

Äàëåå ñîáûòèÿ ðàçâèâàëèñü ïî ñòàíäàðòíîìó ñöåíàðèþ. Ðåáåíêà îòâåçëè â ñîöèàëüíî-ðåàáèëèòàöèîííûé öåíòð «Íàäåæäà», à â îòíîøåíèè åå ðîäèòåëåé ïðàâîîõðàíèòåëüíûå îðãàíû âîçáóäèëè óãîëîâíîå äåëî ïî ñò. 156 ÓÊ ÐÔ – íåèñïîëíåíèå îáÿçàííîñòåé ïî âîñïèòàíèþ íåñîâåðøåííîëåòíåãî. Íà çàñåäàíèè àäìèíèñòðàòèâíîé êîìèññèè ìàòåðè Íàòàøè ßíå Ìèõàéëîâîé âûíåñëè ïðåäóïðåæäåíèå, à îòöà îøòðàôîâàëè âñåãî íà 500 (!) ðóáëåé. Ïîñëå ýòîãî ñîòðóäíèêè ìèëèöèè ïåðåäàëè âñå èìåþùèåñÿ ó íèõ ìàòåðèàëû â ñóä, êîòîðûé ðåøèë âîïðîñ î ëèøåíèè ðîäèòåëåé Íàòàøè èõ ðîäèòåëüñêèõ ïðàâ.

Читайте также:  Синдром длительного сдавливания и его степень

Òàêèì îáðàçîì, äåòè äæóíãëåé èëè äåòè ñ ñèíäðîìîì Ìàóãëè — ÷åëîâå÷åñêèå äåòè, êîòîðûå æèëè âíå êîíòàêòà ñ ëþäüìè ñ ðàííåãî âîçðàñòà è ïðàêòè÷åñêè íå èñïûòûâàëè çàáîòû è ëþáâè ñî ñòîðîíû äðóãîãî ÷åëîâåêà, íå èìåëè îïûòà ñîöèàëüíîãî ïîâåäåíèÿ è îáùåíèÿ. Òàêèå äåòè, îñòàâëåííûå ðîäèòåëÿìè, âîñïèòûâàþòñÿ æèâîòíûìè èëè æèâóò â èçîëÿöèè.

Âîñïèòàííûå æèâîòíûìè äåòè ïðîÿâëÿþò (â ïðåäåëàõ ôèçè÷åñêèõ âîçìîæíîñòåé ÷åëîâåêà) ïîâåäåíèå, ñâîéñòâåííîå äëÿ ñâîèõ ïðèåìíûõ ðîäèòåëåé, íàïðèìåð, ñòðàõ ïåðåä ÷åëîâåêîì.

Åñëè äî èçîëÿöèè îò îáùåñòâà ó äåòåé áûëè íåêîòîðûå íàâûêè ñîöèàëüíîãî ïîâåäåíèÿ, ïðîöåññ èõ ðåàáèëèòàöèè ïðîèñõîäèò çíà÷èòåëüíî ïðîùå.

Òå, êòî æèë â îáùåñòâå æèâîòíûõ ïåðâûå 5-6 ëåò æèçíè, ïðàêòè÷åñêè íå ìîãóò îñâîèòü ÷åëîâå÷åñêèé ÿçûê, õîäèòü ïðÿìî, îñìûñëåííî îáùàòüñÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè, íåñìîòðÿ äàæå íà ãîäû, ïðîâåä¸ííûå â ïîñëåäóþùåì â îáùåñòâå ëþäåé, ãäå îíè ïîëó÷àëè äîñòàòî÷íî çàáîòû. Ýòî ëèøíèé ðàç ïîêàçûâàåò, íàñêîëüêî âàæíûìè äëÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ÿâëÿþòñÿ ïåðâûå ãîäû åãî æèçíè. Íàèáîëåå ëåãêî ïðîõîäèò ïðîöåññ ñîöèàëèçàöèè ó äåòåé, âîñïèòàííûõ îáåçüÿíàìè, â îòíîøåíèè íèõ ïðîãíîçû íàèáîëåå áëàãîïðèÿòíû, ÷åì ó äåòåé, ïîïàâøèõ â îáùåñòâî äðóãèõ æèâîòíûõ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник

Маугли является популярным персонажем, придуманным Киплингом. На протяжении длительного времени этим героем продолжают восхищаться как любители книг, так и киноманы. И ничего странного в этом нет, ведь Маугли воплощает в себе красоту, ум и благородство, являясь при этом всего лишь сказкой джунглей.

Есть еще один достаточно известный персонаж, воспитанный обезьянами. Речь, конечно же, идет о Тарзане. Согласно книге, он сумел не только влиться в общество, но и удачно жениться. При этом звериные повадки практически полностью исчезли.

Синдром Маугли

Есть ли место сказкам в реальном мире?

Естественно, истории выглядят вполне привлекательно, они захватывают дух, увлекают в мир приключений и заставляют верить, что персонажи найдут себе место в любой стране, в любых условиях. Но в реальности все выглядит не так прекрасно. Еще не было таких случаев, когда ребенок, воспитанный животными, становился со временем человеком. У него начнет развиваться синдром Маугли.

Основные черты болезни

Развитие людей характеризуется наличием конкретных границ, когда происходит закладка определенных функций. Обучение речи, подражание родителям, прямохождение и многое другое. И если ребенок не будет всему этому учиться, то он не станет этого делать, когда повзрослеет. И реальный Маугли вряд ли научится человеческой речи, начнет ходить не на четвереньках. Да и моральные принципы общества он бы никогда не понял.

Так что под собой подразумевает синдром Маугли? Речь идет о некотором ряде признаков и параметров, которыми обладают те, кто воспитывался не в человеческом обществе. Это и умение разговаривать, и страх, вызываемый людьми, и непризнание столовых предметов и т. п.

Конечно, «человеческого детеныша», воспитанного зверьми, можно научить имитировать речь или поведение, присущее людям. Но синдром Маугли превращает все это в обыкновенную дрессировку. Естественно, адаптироваться к обществу ребенок способен, если его вернуть до наступления 12-13 лет. Однако он все равно будет страдать от психических отклонений.

дети маугли

Был случай, когда ребенка воспитали собаки. Со временем девочку научили разговаривать, но она от этого не стала считать себя человеком. По ее мнению, она была именно собакой и не принадлежала к человеческому обществу. Синдром Маугли иногда приводит и к смерти, ведь дети, воспитанные животными, попадая к людям, начинают испытывать еще и культурный шок, а не только физиологический.

Специалисты знают большое количество историй «человеческих детенышей», и только малая часть из них известна обществу. В данном обзоре будут рассмотрены самые известные дети-Маугли.

Мальчик-шимпанзе из Нигерии

В 1996 году в джунглях Нигерии был найден мальчик Белло. Точный его возраст определить было сложно, но по предположениям специалистов исполнилось ребенку всего 2 года. У найденыша были обнаружены отклонения физического и умственного характера. Видимо из-за этого его и оставили в лесу. Естественно, постоять за себя он не мог, но шимпанзе не только не причинили ему вреда, но и приняли в свое племя.

Как и многие другие одичавшие дети, мальчик по имени Белло перенял звериные повадки, начал ходить как обезьяны. Широкое распространение история получила в 2002 году, когда мальчик был обнаружен в интернате для брошенных детей. В первое время он часто дрался, бросался разнообразными вещами, бегал и прыгал. Однако со временем стал более спокойным, но разговаривать так и не научился. В 2005 году Белло умер по неизвестным причинам.

дети которых воспитали животные

Мальчик-птица из России

Синдром Маугли давал о себе знать во многих странах. Исключением не стала и Россия. В 2008 году в Волгограде был найден шестилетний мальчик. Человеческая речь ему была незнакома, вместо этого найденыш щебетал. Данный навык он приобрел благодаря своим друзьям-попугаям. Звали мальчика Ваней Юдиным.

Следует отметить, что физически парень никак не пострадал. Однако выходить на контакт с людьми он был не способен. Ваня обладал птичьими манерами поведения, для выражения эмоций использовал руки. Связано это было с тем, что долгое время парень прожил, не выходя из комнаты, в которой обитали птицы его матери.

Хоть мальчик и жил с матерью, но, по словам социальных работников, она не только не разговаривала с ним, но и обращалась как с еще одним пернатым питомцем. На современном этапе парень находится в центре психологической помощи. Специалисты стараются вернуть его из птичьего мира.

Мальчик, воспитанный волками

В 1867 году индийскими охотниками был найден 6-летний мальчик. Произошло это в пещере, где обитала стая волков. Дин Саничар, а именно так звали найденыша, бегал на четвереньках, как и животные. Парня пытались лечить, но в те времена еще не было не только соответствующих средств, но и эффективных методик.

Первое время «человеческий детеныш» ел сырое мясо, отказывался от посуды, пытался срывать с себя одежду. Со временем он начал есть приготовленные блюда. А вот разговаривать так и не научился.

Девочки-волчицы

В 1920 году в Индии в логове волков были обнаружены Амала и Камала. Первой было 1,5 года, второй уже исполнилось 8 лет. Большую часть жизни девочки воспитывались волками. Хоть они и были вместе, но специалисты не считали их сестрами, так как разница в возрасте была достаточно значительной. Просто их оставили в одном месте в разное время.

Читайте также:  Синдром двигательных дисфункций у детей

Амала и Камала

Одичавшие дети были найдены при достаточно интересных обстоятельствах. В то время в деревне большое распространение получили слухи о двух призрачных духах, которые обитали вместе с волками. Испуганные жители пришли за помощью к священнику. Он, спрятавшись возле пещеры, дождался ухода волков и заглянул в их логово, где и были обнаружены дети, которых воспитали животные.

По описанию священника, девочки были «отвратительными с ног до головы существами», передвигались исключительно на четвереньках, и не обладали какими-либо человеческими признаками. Хоть у него и не было опыта в адаптации таких детей, он их забрал с собой.

Амала и Камала спали вместе, отказывались от одежды, ели только сырое мясо и часто выли. Ходить вертикально они уже не могли, так как сухожилия с суставами на руках стали короче в результате физической деформации. С людьми девочки общаться отказывались, стараясь вернуться обратно в джунгли.

Через некоторое время умерла Амала, из-за чего Камала впала в глубокий траур и даже впервые заплакала. Священник думал, что и она скоро умрет, поэтому стал более активно работать над ней. В итоге хоть немного, но ходить Камала научилась, и даже выучила несколько слов. Но в 1929 году и она умерла по причине почечной недостаточности.

Дети, воспитанные собаками

Мадина была обнаружена специалистами в трехлетнем возрасте. Ее воспитанием занимались не люди, а собаки. Мадина предпочитала лаять, хоть и знала некоторые слова. Найденная девочка после обследования была признана умственно и физически полноценной. Именно по этой причине девочка-собака еще имеет шанс вернуться к полноценной жизни в человеческом обществе.

девочка собака

Еще одна подобная история приключилась в Украине в 1991 году. Родители оставили свою дочь Оксану в трехлетнем возрасте в конуре, где она и росла в течение 5 лет в окружении собак. В связи с этим, она переняла поведение животных, стала лаять, рычать, передвигалась исключительно на четвереньках.

Девочка-собака знала только два слова – «да» и «нет». После курса интенсивной терапии ребенок все-таки приобрел социальные и вербальные навыки, начал разговаривать. Но психологические проблемы так никуда и не делись. Девочка не умеет выражать себя, и довольно часто пытается общаться не речью, а проявляя эмоции. Сейчас девушка живет в Одессе в одной из клиник, часто проводя свое время с животными.

Девочка-волк

Девочку Лобо впервые увидели в 1845 году. Она вместе со стаей хищников нападала на коз рядом с Сан-Фелипе. По прошествии года информация о Лобо подтвердилась. Ее увидели, когда она поедала мясо убитой козы. Жители деревни приступили к поискам ребенка. Именно они поймали девочку и назвали ее Лобо.

Но, как и многие другие дети-Маугли, девочка пыталась вырваться на свободу, что у нее и получилось. В следующий раз ее увидели только через 8 лет у реки с волчатами. Испугавшись людей, она подхватила животных и скрылась в лесу. Больше ее никто не встречал.

синдром маугли примеры

Дикий ребенок

Девочка Рочом Пьенгенг пропала вместе с сестрой, когда ей было всего 8 лет. Нашли ее только через 18 лет в 2007 году, когда родители уже и не надеялись на это. Обнаружен дикий детеныш был крестьянином, у которого девочка пыталась украсть еду. Ее сестру отыскать так и не получилось.

С Рочом много работали, всеми силами старались вернуть к нормальной жизни. Через некоторое время она даже начала произносить некоторые слова. Если Рочом хотела есть, то показывала на свой рот, часто ползала по земле и отказывалась от одежды. К человеческой жизни девушка так и не привыкла, сбежав в лес в 2010 году. С того времени ее местонахождение неизвестно.

Запертый в комнате ребенок

Всем тем, кого интересуют дети, которых воспитали животные, известна девочка по имени Джин. Хоть она и не жила со зверьми, но напоминала их своими повадками. В 13-летнем возрасте она была заперта в комнате, где находился только стул и привязанный к нему горшок. Также отец любил связывать Джин и закрывать ее в спальном мешке.

Родитель ребенка злоупотреблял своей властью, не давал разговаривать девочке, наказывая за попытки что-нибудь произнести палкой. Вместо человеческого общения он рычал и лаял на нее. Глава семьи не давал общаться с ребенком и ее маме. По этой причине словарный запас девочки включал в себя всего 20 слов.

Джин была обнаружена в 1970 году. В первое время думали, что она страдает аутизмом. Но потом врачи все-таки обнаружили, что ребенок стал жертвой насилия. На протяжении длительного периода Джин лечилась в детской больнице. Но к каким-то значительным улучшениям это не привело. Хоть она и была способна отвечать на некоторые вопросы, но все еще обладала повадками животного. Руки девочка все время держала перед собой, словно это были лапы. Она не переставала царапаться и кусаться.

Впоследствии ее воспитанием стал заниматься терапевт. Благодаря ему она научилась языку жестов, начала выражать эмоции через рисунки и общение. Обучение длилось на протяжении 4 лет. Потом она уехала жить к своей матери, а затем и вовсе попала к приемным родителям, с которыми девочке опять не повезло. Новая семья заставила ребенка стать немой. Сейчас девушка проживает в Южной Калифорнии.

синдром маугли психология

Дикий Питер

Синдром Маугли, примеры которого были описаны выше, проявился и у ребенка, живущего в Германии. В 1724 году людьми был обнаружен волосатый мальчик, который двигался только на четвереньках. Поймать его смогли с помощью обмана. Питер совсем не разговаривал и питался только сырыми продуктами. Хоть впоследствии он и начал выполнять простую работу, но общению так и не научился. Умер дикий Питер в преклонном возрасте.

Заключение

Это далеко не все примеры. Можно без конца перечислять людей, у которых имеется синдром Маугли. Психология диких найденышей вызывает огромный интерес у многих специалистов хотя бы потому, что еще ни один воспитанный животными человек так и не смог вернуться к нормальной, полноценной жизни.

Источник