Движения языка синдром у детей

Дизартрия у детей – это сложное речевое расстройство, возникающее при нарушении нейромоторного механизма речи. Синдром проявляется артикуляционными трудностями, звукопроизносительными дефектами, диспросодией. Возможны затруднения глотания, гиперсаливация, расстройства произвольной моторики и координации. Для установления центральных причин дизартрии выполняется церебральная МРТ, ЭФИ. Неврологическое обследование дополняется нейропсихологическим и логопедическим тестированием. В лечении применяется комплекс методов: фармакотерапия, физическая реабилитация, логотерапия.
Общие сведения
Дизартрия – распространенный паторечевой синдром в логопедии детского возраста. Ее стертая форма выявляется у 25-70% детей с перинатальной патологией ЦНС. В клинике детского церебрального паралича частота дизартрических расстройств составляет от 60 до 85%. По своему речевому статусу дети-дизартрики могут относиться к категории ФФН или ОНР 1-4 уровня. Степень расстройства речевой функции зависит от тяжести и локализации церебрального поражения, колеблется от стертой дизартрии до анартрии.
Дизартрия у детей
Причины
Патогенез
Перечисленные вредоносные воздействия вызывают поражение церебральных структур, регулирующих моторное звено речи: черепно-мозговых нервов (чаще IX – языкоглоточного, X – блуждающего, XII – подъязычного; реже VII – лицевого и V – тройничного), их ядер, коры или пирамидных путей. В зависимости от топики поражения развиваются различные расстройства мышечного тонуса речевой мускулатуры и двигательные нарушения, препятствующие нормальной артикуляции.
Так, при поражении корковых речевых центров ведущим звеном в структуре дефекта становится артикуляционная апраксия. На повреждение проводящих корково-ядерных путей указывают спастические и вялые параличи. При поражении стриопаллидарной системы развиваются гиперкинезы и мышечная дистония. Повреждение ствола мозга проявляется синкинезиями, мышечной ригидностью, оральными автоматизмами. Мозжечковые поражения сопровождаются атаксией и мышечной гипотонией.
Классификация
Дизартрию у детей классифицируют с учетом локализации поражения, тяжести протекания, симптомологии. Наиболее часто в неврологической практике используется топическая классификация, выделяющая следующие формы:
- Псевдобульбарная. Самый частый вариант дизартрии у детей. Возникает в результате поражения корково-ядерного (пирамидного) тракта. Может быть паретической и спастической.
- Бульбарная. Обусловлена поражением ганглиев черепных нервов, сосредоточенных в продолговатом мозге. Для детского возраста не характерна.
- Экстрапирамидная (подкорковая). Развивается при поражении подкорковых нервных узлов.
- Мозжечковая. Связана с повреждением мозжечка. В педиатрической практике наблюдается редко.
- Корковая. Возникает при очаговых изменениях моторных корковых областей. У детей признается не всеми исследователями. Некоторые отождествляют ее с моторной алалией, поскольку в структуре первичного дефекта также отмечается кинетическая либо кинестетическая апраксия.
По выраженности (тяжести) симптомов дизартрия может иметь следующие степени:
- анартрия – самая тяжелая форма, речь нечленораздельная или отсутствует;
- дизартрия средней степени – тяжелые и множественные дефекты звукопроизношения, речь малопонятна, голос назальный, тихий;
- стертая дизартрия (минимальные дизартрические расстройства) – легкая форма, артикуляционные движения недостаточно точные, из-за чего нарушается фонетика и слуховое восприятие.
Симптомы дизартрии у детей
Признаки нарушенного речевого онтогенеза выявляются еще в младенчестве. Крик новорожденных прерывистый, слабый. У грудничков отмечается вялое сосание, поперхивание молоком, частое срыгивание. Гуление и лепетные реакции запаздывают, характеризуются ограниченностью вокализаций. Все речевое развитие искажается и задерживается по срокам.
При дизартрическом синдроме нарушаются все операции внешнего высказывания: артикуляция и фонемообразование, голос и просодика, темпо-ритмическая организация.
При наиболее типичной для детей псевдобульбарной форме речь становится замедленной, напряженной. Движения языка и губ ограничены в виду парезов, сила воздушной струи недостаточна для внятной фонации. Характерными дефектами для детской дизартрии являются палатализация согласных (смягчение), межзубное или боковое произношение. Голос слабый, неинтонированный, осиплый, гнусавый. Речь в целом невнятная («будто каша во рту»).
Лицо ребенка амимично, асимметрично, рот часто приоткрыт. Движения губ, щек, языка ограничены. Отмечается гиперсаливация, дисфагия, трудности с откусыванием и пережевыванием жесткой пищи. Могут иметь место тремор и гиперкинезы в артикуляционной и лицевой мускулатуре, оральные синкинезии. Дополнительные трудности при артикуляции создают готическое небо, укорочение подъязычной связки, которые часто выявляются у детей с дизартрией.
Минимальный дизартрический синдром характеризует отсутствие грубых нарушений речевой моторики. Артикуляция нечеткая, смазанная. Частыми фонетическими дефектами служат сигматизм шипящих и свистящих, ротацизм, дефект озвончения. Возможно недоразвитие фонематических процессов (ФФН).
Осложнения
Дизартрия относится к тяжелым нарушениям речи, влияет на формирование всех языковых подсистем у детей. Ограниченность речевой практики приводит к задержке психического развития, снижению познавательной активности. В школьном возрасте дети обычно сталкиваются с проблемой специфических расстройств развития школьных навыков (дисграфией, дискалькулией, дислексией). Возможно формирование комплекса неполноценности, связанного с ограниченными физическими и речевыми возможностями, недоброжелательным отношением сверстников, необходимостью частых госпитализаций.
Диагностика
Из сопроводительной медицинской документации логопед-дефектолог получает необходимые сведения о сопутствующих диагнозах ребенка, его психоневрологическом статусе, результатах инструментальной диагностики (церебральной МРТ, ЭНМГ, ЭЭГ). В ходе беседы с родителями уточняет ранее психомоторное и речевое развитие пациента, динамику заболевания, актуальные жалобы. Логопедическая диагностика дизартрии включает:
- Оценку строения и функции артикуляционного аппарата. Обращается внимание на выраженность и симметричность носогубных складок, состояние тонуса лицевой мускулатуры, наличие слюнотечения, синкинезий. Выполняются статические и динамические функциональные пробы на дизартрию.
- Исследование дыхания и голоса. Определяется тип, ритм, объем дыхания, тембр и модулированность голоса. У детей с дизартрией дыхание поверхностное, неровное, голос – слабый, назальный, монотонный.
- Обследование лексико-грамматической подсистемы. Выясняется состояние сенсорной и моторной речи, объем лексического запаса. Исследуются навыки словоизменения, согласования, умение составлять фразу и связное высказывание.
- Обследование фонематических процессов: Проводятся тесты на акустическое различение фонем, сформированность фонематического синтеза, анализа, представлений. Исследуется слуховая дифференциация всех оппозиционных фонем (звонких-глухих, ротовых-носовых, свистящих-шипящих, заднеязычных-переднеязычных и т.д.).
- Обследование фонетической подсистемы языка. Начинается с проверки гласных и звуков раннего онтогенеза. Затем исследуется произношение всех остальных фонем, состояние звуко-слоговой структуры слов, просодики.
При диагностике дизартрии часто выявляются сопутствующая неврологическая симптоматика: гиперсаливация, синкинезии, рефлексы орального автоматизма, гиперкинезы, оральная апраксия. В логопедическом заключении указывается речевой статус (ОНР, ФФН) и клиническая форма дизартрического синдрома.
Лечение дизартрии у детей
Терапия и реабилитация
Медицинская терапия, физическая реабилитация и логопедическая работа неразрывно связаны между собой и должны проводиться параллельно. Наряду с логопедом, детей с дизартрией наблюдают детский невропатолог, врач ЛФК. В течение года пациенты должны проходить несколько курсов поддерживающего медикаментозного лечения с приемом ноотропов, нейропротекторов, сосудистых препаратов.
Обязательным является проведение немедикаментозных мероприятий: ЛФК, массажа, физиотерапии, гидрокинезиотерапии, рефлексотерапии. Хорошим реабилитационным потенциалом обладают новые технологии, появившиеся в последние годы: Бобат-терапия, Войта-терапия, метод Кастильо Моралес.
Логопедическая коррекция
Основными стратегическими задачами и содержанием работы с детьми, страдающими дизартрией, являются:
- Нормализация тонуса артикуляционной мускулатуры: дифференцированный логопедический массаж, пассивно-активная речевая гимнастика, логопедическое тейпирование.
- Развитие общей и тонкой моторики: логопедическая ритмика, пальчиковая гимнастика, биоэнергопластика, су-джок терапия.
- Развитие функции дыхания и силы голоса: дыхательные, фонопедические упражнения.
- Коррекция нарушенных речевых процессов: формирование лексического запаса, грамматического строя, развитие фонематических функций, звукопостановка.
Особенностью логопедической работы с ребенком-дизартриком является сложность выработки и закрепления артикуляционных укладов, их точной переключаемости, ввиду чего процесс автоматизации звуков может растягиваться на неопределенное время. Логопедические занятия при дизартрии у детей проводятся годами, нередко вплоть до средней и старшей школы.
Прогноз и профилактика
Дальнейшая социализация детей, имеющих дизартрические расстройства, напрямую зависит от причины и выраженности речевой и неврологический симптоматики, полноты лечебно-коррекционных мероприятий. Дети со стертой дизартрией хорошо компенсируются в процессе занятий, обычно не имеют проблем с коммуникацией и самореализацией. Дети-инвалиды, имеющие серьезные двигательные нарушения, когнитивное снижение, требуют постоянной помощи и ухода.
Профилактика дизартрии направлена на предупреждение факторов, вызывающих речевые нарушения: травм головы, нейроинфекций, церебральной гипоксии, токсических воздействий на мозг на всех этапах онтогенеза. Ранее обращение к логопеду позволяет избежать психологических травм, связанных с трудностями общения и обучения.
Источник
Медицинский эксперт статьи
х
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Гиперкинезы у детей проявляются в бессознательных, то есть непредумышленных учащенных сокращениях или подергиваниях отдельных групп мышц, которые периодически повторяются и при определенных обстоятельствах могут значительно усиливаться. Данная неврологическая патология встречается у детей различных возрастных групп и чаще всего затрагивает мышцы лица и шеи.
Следует иметь в виду, что до сих пор возникает путаница в использовании термина «гиперкинез» в качестве синонима к понятию гиперактивность детей. Однако гиперактивность (hyperactivity) является проблемой психиатрической и в соответствии с МКБ-10 Всемирной организации здравоохранения отнесена к детским психическим и поведенческим расстройствам – СДВГ, синдрому дефицита внимания и гиперактивности (F90). К экстрапирамидным расстройствам, каковыми являются гиперкинезы у детей, данный психогенный синдром не имеет отношения.
[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9]
Код по МКБ-10
F90 Гиперкинетические расстройства
Причины гиперкинеза у детей
Ключевые причины гиперкинеза у детей аналогичны этиологии гиперкинезов у взрослых. Данная патология является следствием:
- нарушения функций мотонейронных центров экстрапирамидной двигательной системы, расположенных в ретикулярной формации ствола головного мозга;
- поражения глубинных нейронных ядер (базальных ганглиев) подкорки головного мозга и нарушений их координации со спинным мозгом;
- поражений белого вещества мозга;
- мозжечковой или спиномозжечковой атрофии;
- расстройства латеральной двигательной системы ствола мозга, передающей импульсы от мотонейронов к мышечным нервным рецепторам;
- дисбаланса синтеза ответственных за коммуникации между нервными клетками ЦНС нейротрансмиттеров: ацетилхолина, гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), дофамина, серотонина, норадреналина и др.
- повреждения миелиновой оболочки нервных волокон, приводящие к нарушению нейросинаптической передачи.
Эти процессы могут возникать из-за поражений сосудистой системы головного мозга или компрессионного воздействия на его отдельные структуры при родовых травмах, церебральной гипоксии или гемолитической желтухе новорожденных; внутриутробных патологий мозга (ДЦП, адренолейкодистрофии); воспалений при энцефалите или менингите; системных аутоиммунных патологий (ревматизма, системной красной волчанки, тромботической васкулопатии); черепно-мозговых травм; интоксикации, а также развития опухолей головного мозга.
Среди неизлечимых генетических мутаций, вызывающих гиперкинезы у детей, неврологи обращают внимание на проявляющийся в возрасте 4-10 лет синдром Шильдера-Аддисона детскую церебральную адренолейкодистрофию. Механизм развития этого заболевания связан с нарушением функций клеточных органелл пероксисом, которые перестают окислять токсичные для белого вещества мозга жирные кислоты с длинной цепью (VLCFA), а также прекращают синтезировать плазмоген основной фосфолипид миелина. И это вызывает глубокие нарушения нервных клеток не только головного, но и спинного мозга.
[10], [11], [12], [13], [14], [15], [16], [17], [18]
Симптомы гиперкинезов у детей
Основные клинические симптомы гиперкинезов у детей различаются в зависимости от типа аномалий мышечной моторики.
Для хореического гиперкинеза (хореи) характерны нерегулярные спонтанные быстрые сокращения-расслабления мускулатуры конечностей или мимических мышц лица, заставляющие быстро двигать кистями и предплечьями рук, глазами, ртом и даже носом – на фоне общего пониженного мышечного тонуса.
При ревматической хорее (хорее Сиденхема), которая является осложнением ревматического поражения оболочек и клапанов сердца, негативно влияющим на церебральные кровеносные сосуды, у детей (особенно часто у девочек) возникают различные непреднамеренные движения мышц лица (в виде гримас) и конечностей, нарушения глотания, мелкой моторики, а также эпизодические трудности при ходьбе и сохранении определенной позы.
Гиперкинез языка у детей – разновидность так называемой орофациальной дистонии, при которой эпизодически движутся мышцы языка и нижней части лица, и ребенок бессознательно выгибает и высовывает язык, как бы выталкивая его из полости рта. При этом временно нарушаются речь и глотание.
Признаками атетоидного гиперкинеза (атетоза) являются характерные бесконтрольно производимые изгибания фаланг пальцев, запястий рук, голеностопов, а также судорожные движения языка, шеи (спастическая кривошея) или торса (торсионный спазм). Нередко эти аритмичные скручивающие движения приводят к неестественным положениям тела. А в случае миоклонического гиперкинеза очень быстрые и резкие движения языка, лицевых мышц, шеи и всей головы сменяются фазой полного мышечного расслабления с элементами тремора.
Тикозный гиперкинез у детей
Тикозный гиперкинез у детей неврологи отмечают среди наиболее часто диагностируемых экстрапирамидных расстройств. При данном виде гиперкинеза наблюдаются повторяющиеся однотипные подергивания век, мигания, зажмуривание глаз, похожие на кривлянье искажения лица, повороты и наклоны головы в различных плоскостях, глотательные движения мышц гортани. Также могут быть фонические тики, когда движения сопровождаются различными непроизвольными звуками. Если ребенок волнуется, чем-то обеспокоен или напуган, движения могут учащаться. А при попытках сдержать приступ ребенок еще больше напрягается, что выливается в усиление гиперкинетической атаки.
Отдельно специалисты отмечают наследственную болезнь (синдром) Туретта; симптомы этой разновидности тикозного гиперкинеза чаще всего проявляются у детей 2-12 лет, у мальчиков почти вчетверо чаще, чем у девочек. Голова ребенка начинает дергаться в обе стороны, ребенок пожимает плечами, вытягивает шею, часто моргает (одним или обоими глазами) и открывает рот; при этом появляется вокализация: звуки типа фырканья, кашлянья, жужжания или мычания, а в очень редких случаях – повторение только что услышанного (эхолалия) или ругань (копролалия).
Несколько слов нужно сказать о невротических тиках у детей с ранее упомянутым синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Детские психоневрологи утверждают, что у таких детей тик движение условно рефлекторное, то есть возникает не из-за патоморфологических изменений и нарушений функций мозговых структур, а является психогенной неврастенической реакцией. Невротический тик начинается только в определенных обстоятельствах и, как правило, направлен на привлечение внимания к себе.
При своевременной психологической помощи ребенку и правильном поведении его родителей невротический тик может через определенное время пройти, а вот тикозные гиперкинезы у детей в большинстве остаются и при взрослении.
[19], [20], [21], [22], [23], [24]
Гиперкинезы у детей с ДЦП
Гиперкинезы у детей с ДЦП вследствие дисфункции регулирующих различные сокращения мускулатуры стволовых и подкорковых отделов мозга характерны для экстрапирамидной формы данного заболевания, на которую приходится до 25% всех клинических случаев.
Кроме проблем с координацией движений, удержанием тела в вертикальном положении и устойчивости в сидячем положении, у детей с таким диагнозом постоянно возникают различные непроизвольные движения конечностей, шеи и головы атетоидные, хореатетоидные, дистонические или атетоидно-дистонические гиперкинезы. Эти чаще или реже повторяющиеся движения могут быть медленными и аритмичными либо быстрыми и достаточно ритмичными, могут иметь вид сильных толчков, рывков и скручиваний.
Атетозы проявляют себя замедленными ритмичными и часто повторяющимися корчами, в том числе конвульсивными скрючиваниями кистей и стоп. При хореических моторных невропатиях движения рук и ног регулярные быстрые и порывистые. Дистонические гиперкинезы при ДЦП затрагивают в основном мышцы шеи и туловища, что выражается в различных искривленных позах.
По словам специалистов в области педиатрической неврологии, при детском церебральном параличе гиперкинезы мимической мускулатуры и мышц конечностей начинают проявляться в 1,5-2 года.
Диагностика гиперкинезов у детей
Дифференциальная диагностика гиперкинезов у детей должна исключить наличие у ребенка эпилепсии (с ее характерными судорожными приступами) и врожденной детской церебральной адренолейкодистрофии (синдрома Шильдера-Аддисона).
Обследование детей с гиперкинезами проводится с помощью:
- биохимического исследования крови на содержание аминокислот, иммуноглобулинов, альфа-фетопротеина, длинноцепочечных жирных кислот (VLCFA);
- электроэнцефалографии (ЭЭГ) головного мозга;
- ультразвукового исследования (УЗИ) головного мозга;
- электромиографии (исследования электропотенциала мышц и скорости прохождения к ним нервных импульсов);
- компьютерной томографии (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга.
Поскольку в большинстве случаев гиперкинезы у детей генетически обусловлены, то уточнить этиологию конкретного заболевания помогает анализ генов обоих родителей.
[25], [26], [27], [28], [29], [30], [31], [32], [33], [34]
Лечение гиперкинезов у детей
Лечение гиперкинезов у детей процесс длительный и сложный, поскольку на сегодняшний день причины их возникновения устранить невозможно.
В арсенале неврологии есть только фармакологические средства и физиотерапевтические методы для облегчения проявлений симптомов данных заболеваний, позволяющие значительно улучшить состояние больных детей.
Для улучшения кровообращения головного мозга и полноценного обеспечения кислородом клеток его тканей применяются витаминами В1, В6 и В12, а также такие препараты, как Пирацетам, Пантокальцин, Глицин.
Пирацетам (Ноотропил, Пиратропил, Церебрил, Циклоцетам и др.) в таблетках, в форме гранул для приготовления сиропа и раствора для приема внутрь. Этот ноотропный препарат способствует нормальной работе сосудистой системы головного мозга, а также повышает уровень веществ-нейромедиаторов ацетилхолина, дофамина и норадреналина. Стандартная дозировка для детей по 15-25 мг дважды в сутки (перед утренним и вечерним приемами пищи), допускается разбавлять водой или соком. Уточнение дозы и определение длительности применения осуществляется лечащим врачом в индивидуальном порядке.
Лекарственное средство Пантокальцин (кальциевая соль гопантеновой кислоты) снижает двигательную возбудимость и назначается детям старше трех лет по 0,25-0,5 г 3-4 раза в день (через полчаса после еды), курс лечения длится 1-4 месяца. Возможные побочные действия: ринит, конъюнктивит, высыпания на коже.
Улучшает метаболизм клеток головного мозга и успокаивающе действует на ЦНС препарат Глицин (Аминоуксусная кислота, Амитон, Гликозил) в таблетках по 0,1 для рассасывания под языком. Детям 2-3 трех лет рекомендовано давать по полтаблетки (0,05 г) дважды в сутки в течение 1-2 недель, детям старше трех лет – по целой таблетке. Затем разовая доза принимается однократно. Максимальная продолжительность приема месяц, повторный курс лечения может назначаться через 4 недели.
В медикаментозной терапии гиперкинезов при ДЦП неврологи применяют аналоги гамма-аминомасляной кислоты с противоконвульсивным эффектом. Это такие препараты, как Габапентин и Ацедипрол. Габапентин (Габантин, Габалепт, Нейронтин) рекомендован для детей старше 12 лет по одной капсуле (300 мг) три раза в сутки. Однако препарат может давать побочные действия: головокружения и головную боль, повышение артериального давления, тахикардию, нарушения сна.
Расслаблению мускулатуры способствует и Ацедипрол (Апилепсин, Диплексил, Конвулекс, Орфирил) в таблетках по 0,3 г и в виде сиропа. Его назначают из расчета 20-30 мг на килограмм массы тела в сутки. Побочные действия могут быть в виде тошноты, рвоты, поноса, боли в животе, а также кожных высыпаний.
Назначение миорелаксанта Баклофена (Баклосана) при гиперкинетических формах ДЦП у детей старше 12 лет направлено на стимулирование рецепторов ГАМК и снижение возбудимости нервных волокон. Препарат принимается внутрь по определенной схеме, вызывает множество побочных действий: от энуреза и отвращения к пище до угнетения дыхания и галлюцинаций.
Также может назначаться препарат Галантамин (Галантамина гидробромид, Нивалин), который активизирует передачу нервных импульсов путем стимулирования рецепторов ацетилхолина. Данное средство предназначено для подкожных инъекций и выпускается в виде 0,25-1% раствора.
При гиперкинезах детям полезны физиотерапия и лечебная физкультура, водные процедуры и массажи. В особо тяжелых случаях может быть проведено хирургическое вмешательство: деструктивная или нейромодулирующая операция на головном мозге.
Родителям необходимо знать, что профилактика гиперкинезов у детей на сегодняшний день не разработана, если не считать генетической консультации пред планируемой беременностью. А прогноз гиперкинезов у детей сводится к хроническому течению заболеваний, которые вызывают данный синдром. Тем не менее, у многих детей с течением времени ближе в 17-20 годам состояние может улучшиться, но эти патологии являются пожизненными.
Источник