Двуязычие код по мкб 10

Содержание
- Описание
- Дополнительные факты
- Симптомы
- Причины
- Патогенез
- Классификация
- Возможные осложнения
- Диагностика
- Прогноз
- Список литературы
Другие названия и синонимы
Двуязычие.
Названия
Название: Билингвизм у детей.
Билингвизм у детей
Описание
Это одновременное владение ребенком несколькими языковыми системами, выраженными в одинаковой или разной степени. Помимо неоспоримых преимуществ, билингвизм может повлечь за собой определенные трудности в овладении звуковой стороной, лексикой, грамматическими нормами русского языка и коммуникативными проблемами. Для выявления вышеупомянутых нарушений проводится беседа с родителями, логопедия и психологическое обследование. Коррекционно-логопедическое обучение билингвизму направлено на организацию правильного языкового режима, преодоление фонетических, фонематических и грамматических пробелов, развитие коммуникативных навыков.
Дополнительные факты
Билингвизм, или билингвизм, – это способность человека использовать два языка для общения: родной и не родной. Родным языком считается национальный, этнический, который ассимилируется в семье, не родной – официальный, который используется для общения в обществе. Проблема двуязычия изучается с разных позиций несколькими науками: лингвистикой, психологией, логопедом.
Нет статистических данных о распространенности билингвизма из-за неоднородности территориальных, этнических и социокультурных аспектов этого явления. Однако достоверно известно, что число двуязычных детей за последние десятилетия постепенно увеличивалось из-за увеличения потока миграции, количества межнациональных браков и других причин. Особо актуальны вопросы преодоления речевых нарушений у детей, которые изучают русский язык как иностранный.
Влияние билингвизма на детей.
Отрицательные аспекты.
Лингвисты и логопеды отмечают двойственное влияние двуязычия на ребенка. Эти выводы основаны на многолетних наблюдениях, подтвержденных научными данными. Было замечено, что во многих двуязычных словосочетание появляется позже, чем одноязычные сверстники. Это связано с более сложным и длительным процессом создания пассивного словаря на двух языках одновременно.
До 4 лет двуязычные дети обычно смешивают изученные языки. Позже они учатся четко отличать фонетику от грамматики различных речевых систем. Тем не менее, часто эти дети имеют устойчивые стереотипы о речевом дизайне, что необычно для одного языка. Эти случаи двуязычия требуют вмешательства в речевую терапию.
Стратегии при билингвизме у детей.
Потребность, а также объем помощи в коррекционной и речевой терапии зависят от уровня знания русской речи, выявленных фонетико-фонематических проблем, грамматических дефектов, коммуникативных проблем, патологии сопутствующей речи. Программа Г. В. Чиркина за обучение дошкольников на иностранном языке из Федерального фонда социального развития и Венгерской Народной Республики.
Он основан на погружении двуязычных в русскоязычную среду, в изучение речевых правил в различных коммуникативных ситуациях. Основными задачами являются формирование правильного произношения и звуковой дискриминации, интонационная окраска речи; овладение лексическим объемом, необходимым для понимания свободы слова; закрепление грамматических навыков, умение свободно общаться на иностранном языке.
Для успешного обучения двуязычных детей были разработаны коммуникационные стратегии, которые были успешно апробированы на практике. Они включают в себя несколько фундаментальных правил, которые помогают сделать изучение языка максимально эффективным и поддерживать его на очень высоком уровне: Один язык. Каждый член семьи общается с ребенком только на одном конкретном языке (папа – только на татарском, мама – только на русском). Эта модель обучения распространена в межнациональных браках.
• «Одна ситуация / место. Один язык. Он обеспечивает использование определенного языка при определенных условиях: дома с ребенком он говорит только по-русски, а вне дома (на улице, на вечеринке, в детском саду, школе) – на другом языке, выбранном для изучения. Один язык. Он основан на использовании одного диалекта в определенные дни недели или времени суток, а другой – в другое выбранное время (например, семейные традиции для организации «французских вечеров» или «английских суббот»). Важно, чтобы соотношение времени общения на обоих языках было примерно одинаковым.
Билингвизм у детей
Симптомы
Ассоциированные симптомы: Аграмматизм. Искажение звуков. Ротацизм. Сигматизм.
Причины
Условия, в которых человек владеет двумя или более языками, могут быть естественными или искусственными. Искусственный билингвизм является результатом преднамеренного изучения второго языка как иностранного. Чаще всего это происходит в школьные годы, но часто ребенок начинает изучать иностранный язык в дошкольных учреждениях. Условиями создания естественного билингвизма могут быть:
• Общение на разных языках в семье. Обычно из-за того, что родители являются носителями разных языковых систем и общаются с детьми по-своему. В результате ребенок с раннего детства слышит и усваивает языковые нормы обеих систем.
• Переезд в другую страну. Билингвизм возникает, если язык, используемый для общения в семье, не совпадает с языком, принятым в государстве и используемым в обществе. В этом случае развитие второго языка также происходит спонтанно из-за естественного погружения ребенка в другую речевую среду.
• Иностранная языковая среда. Включает случаи, когда за пределами семейного круга друзей ребенок попадает в другую языковую атмосферу. Это возможно, если русскоязычные дети получают дошкольное образование или школьное образование на любом национальном диалекте. Другим частным случаем двуязычия является домашнее воспитание ребенка няней, разговаривающей с ним исключительно на иностранном диалекте.
Патогенез
В современных условиях развитие двух языков может происходить одновременно, поочередно или последовательно. При одновременном (одновременном) двуязычии ребенок осваивает обе языковые системы одновременно (например, использует разные языки дома и в школе, разговаривает с одним из родителей на одном диалекте и со вторым на другом) ,.
Связная природа усвоения языковых стандартов подразумевает ассимиляцию не родного языка на основе родного языка. Изучение другого языка возможно, если ребенок длительное время поочередно находится в той или иной речевой среде, периодически общаясь на любом из диалектов.
Сбалансированный билингвизм возникает, когда человек свободно говорит на обоих языках, легко переключается между ними и не смешивает их. Однако интеллектуальные способности детей в определенной степени ограничены, поэтому часто возникает явление вмешательства – смешение языков, частичный перенос фонетики, словообразование, грамматика из одной языковой системы в другую. По этой причине двуязычные дети дошкольного и школьного возраста часто могут встретить детей с дислалией, OHP и нарушениями типирования (дисграфия, дислексия).
Классификация
Разные типологии билингвизма различаются на основе разных критериев. С учетом условий развития они различают естественный (повседневный) и искусственный (образовательный) билингвизм. Уровень лингвистического знания индивида делит билингвизм на симметричный (один человек знает оба языка одинаково) и асимметричный (знание одного языка имеет приоритет над знанием другого языка). Структура образовательного процесса классифицируется по возрастному принципу, согласно которому проводится различие:
• Ранний билингвизм. Ребенок изучает оба языка с рождения или в раннем детстве в двуязычной среде.
• Поздний билингвизм. Развитие второго (не родного языка) языка начинается позже (через 5-7 лет) после освоения норм первого языка.
Существует три типа билингвизма, основанные на использовании лингвистических элементов в голосовой коммуникации: В каждом языке язык строится с использованием фонетических, лексических и грамматических средств, уникальных для него. На не родном языке (второй), двуязычные объясняются с использованием языка родного языка (первый). Две языковые системы имеют взаимное влияние на речь, существует смесь фонетических и лексических и грамматических категорий.
Возможные осложнения
Ситуация усугубляется, если у билингва есть разные формы нарушения речи: дизартрия, тахиллалия, ринолали. При логопатологии, вызванной органическими причинами, соответствующая симптоматика (нечеткая речь, судорожные колебания, назальная речь, ускоренный ритм речи) отчетливо проявляется при общении на любом языке. Труднее выявить фонетические пробелы, нарушения звуковой схемы слова, анаграмматизм, если логопед не говорит на родном языке двуязычного ребенка.
При наличии ЗПР умственная отсталость, аутизм, билингвизм могут значительно осложнить онтогенез речи, что приводит к серьезному недоразвитию речи. Некоторые исследователи, изучающие билингвизм, указывают на повышенный риск заикания при изучении второго языка в возрасте до трех лет.
Диагностика
Специальный психологический и образовательный экзамен может потребоваться детям с проблемами языка или общения. Консультация психолога помогает определить причины и механизмы возможных поведенческих отклонений и исключить задержку умственного и умственного развития у двуязычных детей. Задача логопеда – выяснить, в каком возрасте ребенок изучает второй язык, при каких условиях и в каком процентном отношении происходит общение на каждом из них. Проверка состояния родного языка ребенка проводится при участии родителей-носителей языковых стандартов.
В двуязычной ситуации уровень владения языком на не родном (русском) языке оценивается логопедом на основе следующих критериев:
• наличие фонетических и фонематических дефектов;
• характеристики лексико-грамматической конструкции;
• состояние просодики;
• Умение общаться в интерактивном режиме.
Коррекция логопедии показана детям с нерусским родным языком, у которых во время обследования был диагностирован фонетический недоразвитие (FN), FFN или OHP.
Прогноз
На вопрос, когда начинать учить ребенка второму языку, нет однозначного ответа. Некоторые эксперты считают, что это лучше делать в заранее разговорный период или в раннем возрасте (до 3 лет), когда «лингвистические» умственные способности мозга выше. Другие указывают на лучшие результаты в начале обучения с 4-6 лет, ссылаясь на тот факт, что дети уже сформировали основы своего родного языка, на основе которых приобретение второго легче и эффективнее.
Понятно, что овладение различными дошкольными языковыми системами позволяет отлично выучить оба языка, говорить свободно и без акцента. В будущем билингвизм предлагает ребенку неоспоримые преимущества в получении образования, работы и самореализации. Неправильный подход к изучению различных лингвистических систем может вызвать последующие проблемы логопедии, сбои в общении и специфические трудности в обучении.
Список литературы
1. Билингвизм и особенности овладения иностранными языками у детей дошкольного возраста/ Ефременко Л. В. , Самедова А. И. // Педагогика и психология образования. – 2017.
2. Детский билингвизм: одновременное усвоение двух языков / Чиршева Г. Н. – 2012.
3. Билингвизм. Особенности двуязычного воспитания/ Баженова О. – 2016.
4. Иностранный как родной. Помогите вашему ребенку освоить сразу два языка/ Хейнц С. , Штайнер Н. – 2015.
Источник
Содержание
- Описание
- Дополнительные факты
- Классификация
- Причины
- Симптомы
- Диагностика
- Дифференциальная диагностика
- Лечение
- Прогноз
- Профилактика
- Основные медицинские услуги
- Клиники для лечения
Другие названия и синонимы
Косноязычие.
Названия
Название: Дислалия.
Дислалия
Описание
Дислалия. Различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога. Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.
Дополнительные факты
Дислалия – нарушение нормированного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха. Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30% (по некоторым данным – 52,5%) дошкольников (5-6 лет), 17-20% младших школьников (1-2 класс) и у 1% детей более старшего возраста. В последние годы в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии и дислексии.
Дислалия
Классификация
С учетом причин нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию. Механическая дислалия связана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия обусловлена социальными факторами либо обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга.
Функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется на моторную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора) и сенсорную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора). При моторной функциональной дислалии движения губ и языка становятся в некоторой степени неточными и недифференцированными, что обусловливает приблизительность артикуляции звуков, т. Е. Их искажение (фонетический дефект). При сенсорной функциональной дислалии затрудняется слуховая дифференциация акустически сходных фонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих), что сопровождается смешением и заменами звуков в устной речи (фонематический дефект) и однотипным заменам букв на письме. В случае одновременного наличия сенсорной и моторной недостаточности говорят о сенсомоторной форме дислалии.
В зависимости от несформированности тех или иных признаков звуков (акустических или артикуляторных) и характера дефекта (фонетического или фонематического) выделяют акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую и артикуляторно-фонетическую дислалию.
С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков). Если нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.
Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческого алфавита:
• Ротацизм – недостатки произношения [р] и [р ].
• Ламбдацизм – недостатки произношения [л] и [л ].
• Сигматизм – недостатки произношения шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с], [с ], [з], [з ].
• Йотацизм – недостатки произношения [й].
• Гаммацизм – недостатки произношения [г] и [г ].
• Каппацизм – недостатки произношения [к] и [к ].
• Хитизм – недостатки произношения [х] и [х ].
• Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими и наоборот.
• Дефекты смягчения и твердости – замены мягких согласных парными твердыми звуками и наоборот.
При дислалии часто встречаются сложные комбинированные дефекты (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения ).
В том случае, если при дислалии имеет место фонематический дефект (замены звуков), к названию недостатки звукопроизношения прибавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.
Причины
В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, чаще всего встречаются короткая уздечка языка или верхней губы; реже – макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык), толстые, малоподвижные губы. При укороченной подъязычной связке, прежде всего, страдает произношение верхнеязычных звуков; при аномалиях губ – губных и губно-зубных звуков. Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием.
Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены неправильным прикусом (глубоким, перекрестным, открытым, прогенией, прогнатией), аномалиями зубных рядов (диастемами, редко расположенными или мелкими зубы ), высоким узким (готическим) или низким плоским верхним нёбом. Анатомические дефекты, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм зубочелюстной системы.
Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы, мягкого и твердого нёба, относятся не к дислалии, а к ринолалии.
При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. Е. Отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают социальные или биологические факторы. К числу неблагоприятных социальных факторов относят подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), случаи билингвизма в семье, педагогическая запущенность.
К факторам биологической природы, вызывающим функциональную дислалию, причисляют общую физическую ослабленность у часто болеющих детей, минимальную мозговую дисфункцию, способствующую запаздыванию речевого развития, несформированности фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.
Симптомы
Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков. Под пропуском звука подразумевается его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова). Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости. Если ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке (т. Е. Употребляет их то уместно, то неуместно), говорят о смешении звуков. В этом случае механизм дислалии связан с незаконченностью усвоения системы фонем.
Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка (например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и тд ). Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.
При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков. В случае механической дислалии – группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции ([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.
Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.
Ассоциированные симптомы: Замена звуков. Искажение звуков. Логофобия. Ротацизм. Сигматизм.
Диагностика
Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации). Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.
Собственно диагностика устной речи при дислалии включает обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с использованием соответствующего дидактического материала. В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения (отсутствие, замена, смешение, искажение звуков) в различных позициях – изолированно, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (в начале, середине, конце), фразах, текстах. Затем проверяется состояние фонематического слуха – способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.
В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм ). При механической дислалии ребенку может потребоваться консультация стоматолога (стоматолога-хирурга, ортодонта); при функциональной дислалии – детского невролога. Для исключения тугоухости проводится консультация детского отоларинголога и исследование функции слухового анализатора.
Дифференциальная диагностика
Дифференциальную диагностику дислалии, прежде всего, следует проводить со стертой дизартрией.
Лечение
Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.
При механической дислалии на подготовительном этапе необходимо устранение анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата (пластика уздечки языка или верхней губы, курс ортодонтического лечения). При моторной функциональной дислалии в подготовительный период проводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж); при сенсорной функциональной дислалии – развитие фонематических процессов. Также для правильного звукопроизношения важным является формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.
Этап формирования первичных произносительных навыков при дислалии включает постановку изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. Е. С использованием логопедических зондов или смешанным способом); автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).
На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.
Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 3-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий при простой дислалии от 1 до 3-х мес. ; при сложной дислалии – 3-6 мес.
Прогноз
В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.
Профилактика
Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.
Основные медуслуги по стандартам лечения | ||
Клиники для лечения с лучшими ценами
|
Источник