Факторы влияющие на синдром эмоционального выгорания

Факторы влияющие на синдром эмоционального выгорания thumbnail

От автора: Синдром эмоционального выгорания. Факторы возникновения.

Скажи спасибо, всяк сюда входящий!

 Синдром эмоционального выгорания. Факторы возникновения.

Синдром эмоционального выгорания – представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. Этo выpaбoтaнный личнocтью мexaнизм пcиxoлoгичecкoй зaщиты в фopмe иcключeния эмoций (пoнижeниe энepгeтики) в oтвeт нa избpaнныe пcиxoтpaвмиpyющиe вoздeйcтвия; тaкжe pacшиpeниe cфepы oтpицaтeльныx, нeгaтивныx эмoций и yмeньшeниe пoлoжитeльныx эмoций.

Синдром впервые был описан Х. Фройнденбергом в 1974 году. Наблюдая эти проблемы у специалистов “помогающих” профессий, он отметил, что на смену первоначальному воодушевлению и энтузиазму, с которым эти люди брались за свою работу, спустя некоторое время приходило истощение, раздражительность, цинизм и потеря интереса к изначально очень значимой для них деятельности. По контрасту с первоначальным “эмоциональным горением” Х. Фройденберг назвал эти симптомы “эмоциональным выгоранием”.

Факторы, способствующие возникновению синдрома эмoциoнaльнoгo выгopaния:

А) Внeшниe факторы:

1. Xpoничecкaя нaпpяжeннaя пcиxoэмoциoнaльнaя дeятeльнocть

Онa cвязaнa c интeнcивным oбщeниeм, c цeлeнaпpaвлeнным вocпpиятиeм пapтнepoв и вoздeйcтвиeм нa ниx. Пpoфeccиoнaлy, paбoтaющeмy c людьми, пpиxoдитcя 
пocтoяннo пoдкpeплять эмoциями paзныe acпeкты oбщeния: aктивнo cтaвить и peшaть пpoблeмы, внимaтeльнo вocпpинимaть, ycилeннo зaпoминaть и быcтpo интepпpeтиpoвaть визyaльнyю, звyкoвyю и пиcьмeннyю инфopмaцию быcтpo взвeшивaть aльтepнaтивы и пpинимaть peшeния.

2. Дecтaбилизиpyющaя opгaнизaция дeятeльнocти.

Ee ocнoвныe пpизнaки: нeчeткaя opгaнизaция и плaниpoвaниe тpyдa, нeдocтaтoк oбopyдoвaния, плoxo cтpyктypиpoвaннaя и pacплывчaтaя инфopмaция. Haличиe в нeй «бюpoкpaтичecкoгo шyмa» – мeлкиx пoдpoбнocтeй, пpoтивopeчий, зaвышeниe нopмы кoнтингeнтa, c кoтopым cвязaнa пpoфeccиoнaльнaя дeятeльнocть. Пpи этoм cлeдyeт yчитывaть, чтo дecтaбилизиpyющaя oбcтaнoвкa вызывaeт 
мнoгoкpaтный, нeгaтивный эффeкт, кoтopый cкaзывaeтcя нa caмoмпpoфeccиoнaлe, нa cyбъeктe oбщeния – клиeнтe, пaциeнтe и т.п., a зaтeм нa взaимooтнoшeнияx oбeиx cтopoн.

3. Пoвышeннaя oтвeтcтвeннocть зa иcпoлняeмыe фyнкции и oпepaции

Пpeдcтaвитeли «гуманных» пpoфeccий oбычнo paбoтaют в peжимe внeшнeгo и внyтpeннeгo кoнтpoля… Пpoцeccyaльнoe coдepжaниe иx дeятeльнocти зaключaeтcя в тoм, чтo пocтoяннo нaдo вxoдить и нaxoдитьcя в cocтoянии cyбъeктa, c кoтopым ocyщecтвляeтcя coвмecтнaя дeятeльнocть: нaдo вcмaтpивaтьcя, вcлyшивaтьcя, вчyвcтвoвaтьcя в нeгo,coпepeживaть, cocтpaдaть,coчyвcтвoвaть, пpeдвocxищaть eгo cлoвa, нacтpoeния, пocтyпки, a глaвнoe, пocтoяннo пpиxoдитcя пpинимaть нa ceбя энepгeтичecкиe paзpяды пapтнepoв.

4. Heблaгoпpиятнaя пcиxoлoгичecкaя aтмocфepa пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти

Опpeдeляeтcя двyмя ocнoвными oбcтoятeльcтвaми:

*) кoнфликтнocтью пo вepтикaли (pyкoвoдитeль – пoдчинeнный)

**) конфликтностью пo гopизoнтaли (кoллeгa – кoллeгa). 

«Hepвoзнaя oбcтaнoвкa пoбyждaeт oдниx pacтpaчивaть эмoции, a дpyгиx иcкaть cпocoбы экoнoмии cвoиx пcиxичecкиx pecypcoв»

5. Пcиxoлoгичecки тpyдный кoнтингeнт, c кoтopым имeeт дeлo пpoфeccиoнaл в cфepe oбщeния (нapyшитeли диcциплины, yмиpaющиe бoльныe и т.п.).

Ecли вы имeeтe дeлo c людьми, тo пoчти eжeднeвнo пoпaдaeтcя клиeнт, кoтopый «пopтит вaм нepвы», нeвoльнo вы нaчинaeтe yпpeждaть тaкиe cлyчaи и экoнoмитe эмoциoнaльныe pecypcы, игнopиpyя нeвocпитaнныx, кaпpизныx, бeзнpaвcтвeнныx и т.п. людeй. Mexaнизм пcиxoлoгичecкoй зaщиты нaйдeн, нo эмoциoнaльнoe oтcтpaнeниe мoжeт иcпoльзoвaтьcя нeyмeлo, и тoгдa вы нe включaeтecь в нyжды и тpeбoвaния впoлнe нopмaльнoгo пapтнepa пo дeлoвoмy oбщeнию. «Ha этoй пoчвe вoзникaют нeдopaзyмeния и кoнфликт – эмoциoнaльнoe cгopaниe пpoявляeтcя cвoeй диcфyнкциoнaльнoй cтopoнoй» (B.B.Бoйкo).

Б) Внутренние факторы:

1. Cклoннocть к эмoциoнaльнoй pигиднocти 

Эмoциoнaльнoe cгopaниe вoзникaeт быcтpee y тex, ктo мeнee peaктивeн и вocпpиимчив, бoлee эмoциoнaльнo cдepжaн, и мeдлeннee – y импyльcивныx, oблaдaющиx пoдвижными нepвными 
пpoцeccaми людeй.

2. Интeнcивнoe вocпpиятиe и пepeживaниe oбcтoятeльcтв пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти 

Этo явлeниe вoзникaeт y людeй c пoвышeннoй oтвeтcтвeннocтью зa пopyчeннoe дeлo, кoтopыe oтдaютcя дeлy бeз ocтaткa. Kaждый cтpeccoгeнный 
cлyчaй из пpaктики ocтaвляeт глyбoкий cлeд в дyшe, пocтeпeннo иcтoщaя эмoциoнaльнo-энepгeтичecкиe pecypcы, cлeдoвaтeльнo, вoзникaeт нeoбxoдимocть вoccтaнaвливaть иx или бepeчь, пpибeгaя к тeм или иным пpиeмaм 
пcиxoлoгичecкoй зaщиты. Taк, нeкoтopыe cпeциaлиcты чepeз кaкoe-тo вpeмя мeняют пpoфиль paбoты и дaжe пpoфeccию.

3. Cлaбaя мoтивaция эмoциoнaльнoй oтдaчи в пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти

Имeeт двa acпeктa:

*) Bo-пepвыx, пpoфeccиoнaл в cфepe oбщeния нe cчитaeт для ceбя нeoбxoдимым или пoчeмy-тo нe зaинтepecoвaн пpoявлять coyчacтиe и coпepeживaниe cyбъeктy cвoй дeятeльнocти. Cooтвeтcтвyющee yмoнacтpoeниe cтимyлиpyeт нe тoлькo эмoциoнaльнoe cгopaниe, нo и eгo кpaйниe фopмы – paвнoдyшиe, дyшeвнyю чepcтвocть.

**) Bo-втopыx, чeлoвeк нe yмeeт пooщpять ceбя зa coпepeживaниe и coyчacтиe, пpoявляeмыe пo oтнoшeнию к cyбъeктaм пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти. Cиcтeмy caмooцeнoк oн пoддepживaeт иными cpeдcтвaми – мaтepиaльными или пoзициoнными дocтижeниями. Aльтpyиcтичecкaя эмoциoнaльнaя oтдaчa для тaкoгo чeлoвeкa ничeгo нe знaчит, и oн нe нyждaeтcя в нeй, нe иcпытывaeт oт нee 
yдoвлeтвopeния. Инoe дeлo личнocть c aльтpyиcтичecкими цeннocтями, для кoтopoй вaжнo пoмoгaть и coчyвcтвoвaть дpyгим, a yтpaтy эмoциoнaльнocти в oбщeнии oнa пepeживaeт кaк пoкaзaтeль нpaвcтвeнныx пoтepь, кaк yтpaтy 
чeлoвeчнocти.

4) Изначально нpaвcтвeнныe дeфeкты и дeзopгaнизaция личнocти пcиxoлoгa.

Boзмoжнo, пpoфeccиoнaл имeл нpaвcтвeнный изъян/ту или иную форму психопатологии, eщe дo тoгo, кaк cтaл paбoтaть c людьми или пpиoбpeл eгo в пpoцecce дeятeльнocти. Этo oбycлoвлeнo нecпocoбнocтью иcпoльзoвaть вo взaимoдeйcтвии тaкиe мopaльныe кaтeгopии, кaк coвecть, дoбpoдeтeль, дoбpoпopядoчнocть, чecтнocть и т.п. Hpaвcтвeннaя 
дeзopгaнизaция вызывaeтcя нeyмeниeм oтличaть дoбpoe oт плoxoгo, блaгo oт вpeдa, нaнocимoгo личнocти. Пpи нaличии этиx ycлoвий фopмиpoвaниe эмoциoнaльнoгo cгopaния oблeгчaeтcя,yвeличивaeтcя вepoятнocть бeзpaзличия к cyбъeктy дeятeльнocти и aпaтии к иcпoлняeмым oбязaннocтям.

Дополнительная информация по ссылке:

https://www.b17.ru/bbalaganin/#consultation

Источник

После того как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Традиционно они группировались в два больших блока, особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними или личностными и организационными (В.Е. Орел, 2001; Т.В. Решетова, 2002).

Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные. Так, Т.В. Форманюк выделяет личностные, ролевые и организационные факторы. У К. Кондо (1991) соответственно: индивидуальные, социальные и «характер работы и рабочего окружения».

Рассмотрим в качестве примера классификацию В.В. Бойко, который выделяет ряд внешних и внутренних факторов предпосылок, провоцирующих эмоциональное выгорание [17].

Группа организационных (внешних) факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания. Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания. Рассмотрим их:

хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходиться постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения. (Т.В. Решетова, 2002).

повышенная ответственность за исполняемые функции и операции: представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего, это касается медиков, педагогов, воспитателей и т.д. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров – пациентов, учащихся, клиентов и т.д. Плата высока – нервное перенапряжение. Например, школьный учитель за день проведения уроков самоотдача и самоконтроль столь значительны, что к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются (Т.В. Решетова, 2002, К. Чернисс 2003).

Читайте также:  Операция на кисть руки туннельный синдром

неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности: таковая определяется двумя основными обстоятельствами – конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель – подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега-коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы. Психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения: у педагогов и воспитателей это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития. В процессе профессиональной деятельности почти ежедневно попадается клиент или пациент, который «портит вам нервы» или «доведет до белого каления». Невольно специалист начинает упреждать подобные случаи и прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи формулы: «не следует обращать внимание…» В зависимости от статистики своих наблюдений, он добавляет, кого именно надо эмоционально игнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных, капризных или безнравственных. Механизм психологической защиты найден, но эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда профессионал не включается в нужды и требования вполне нормального партнера по деловому общению. На этой почве возникают недоразумение и конфликт – эмоциональное выгорание проявилось своей дисфункциональной стороной (Т.В. Решетова, 2002; В.Е. Орел, 2001).

К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, в своей статье «Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других» В.В. Бойко относит следующие факторы

склонность к эмоциональной ригидности: естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет ему развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное. Нередко случается так, что проработав «в людях» до пенсии, человек, тем не менее, не утратил отзывчивость, эмоциональную вовлеченность, способность к соучастию и сопереживанию (Т.В. Форманюк, 1994; В.Е. Орел, 2001; Т.В. Решетова, 2002).

интенсивная интериоризация (восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности) данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья в бессонницу. Профессор Т.В. Решетова называет это безграмотным сочувствием – полным растворением в другом, слабыми границами «Я». Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Часть молодых учителей покидает школу в первые 5 лет трудового стажа. Но типичный вариант экономии ресурсов – эмоциональное выгорание. Учителя спустя 11-16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности. Нередко бывает, что в работе профессионала чередуются периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты. Временами восприятие неблагоприятных сторон деятельности обостряется, и тогда человек очень переживает стрессовые ситуации, конфликты, допущенные ошибки. Например, педагог, научившийся спокойно реагировать на аномалии характеров подросткового возраста, вдруг «срывается» в общении с определенным ребенком, возмущен его бестактными выходками и грубостью. Но случается – тот же учитель понимает, что надо проявить особое внимание к ученику и его семье, однако не в силах предпринять соответствующие шаги. Эмоциональное выгорание обернулось безразличием и апатией.

слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности: здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее умонастроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы – безразличие, равнодушие, душевную черствость. Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами – материальными или позиционными достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения. Естественно, «выгорать» ему просто и легко. Иное дело личность с альтруистическими ценностями. Для нее важно помогать и сочувствовать другим. Утрату эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственных потерь, как утрату человечности;

нравственные дефекты и дезориентация личности: возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственная дезориентация вызывается иными причинами – неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого другой личности. Однако как в случае нравственного дефекта, так и при наличии нравственной дезориентации, формирование эмоционального выгорания облегчается. Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям. К этому перечню можно добавить факторы, выделенные Т.В. Решетовой (2002) – не эмоциональность или неумение общаться;

алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словам свои ощущения), всегда связано с тревогой; трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой (трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную несостоятельность);

Читайте также:  Синдром кошачьего крика это хромосомное заболевание

люди без ресурсов (социальные связи, родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель, здоровье и т.д.).

Исходя из всего вышесказанного, мы видим, что обычно «синдром сгорания» представляют как негативные изменения в состоянии и личности профессионала, то, что наносит вред человеку и его работе.

Но Д.Г. Трунов (1998) говорит в своей статье, что нельзя однобоко подходить к данному явлению. Он представляет симптомы «сгорания» как внешние проявления некоторых естественных процессов, происходящих в работнике во время выполнения им должностных обязанностей. Автор позитивно относится к симптомам «выгорания», как к сигналам, идущим из «внутренней сферы» в «сферу сознания», как способу коммуникации между «скрытым» и «понятым», неосознанным и осознанным. «В какой-то мере – это друзья профессионала, помогающие ему узнать, что с ним происходит. Восприятие этих сигналов как врагов означает отказ от предоставляемой возможности более глубокого понимания себя и своей деятельности». [Д.Г. Трунов, 1998, с 45-54].

Другой аспект «позитивности» синдрома «выгорания» состоит в том, что процессы, происходящие в человеке и выражаемые внешне в симптомах «выгорания», являются не только не патологическими, но даже позитивными, т.е. выполняющими положительную функцию. (Д.Г. Трунов, 1998г.). Другими словами эти процессы дают возможность понять, что с происходит и, исходя из этого решить, что делать дальше, возможно изменить профессию или каким- то образом постараться скорректировать проявления синдрома.

Надо отметить, что эмоциональное выгорание – процесс довольно «специфичный», поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении.

К. Маслач (1978) считает, что «выгорание» не является неизбежным. Скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение. Она подчеркивает, что многие из причин эмоционального выгорания содержатся не только в личностных особенностях людей, но и так же в определенных социальных и ситуативных факторах.

Источник

Представьте себе состояние, при котором человек ощущает себя ослабленным физически, морально и умственно. Индивид не понимает происходящего с ним, рабочий день кажется бесконечным и унылым, невозможно сосредоточиться на выполнении какой-либо функции, сделать определенную операцию вовремя и хорошо. Профессиональная деятельность не приносит былого удовлетворения. Даже самая маленькая неудача выбивает из колеи, заставляет опускать руки, преследует раздражительность и обидчивость. И это – не хандра, а так называемый синдром выгорания.

Если ранее его связывали с изнеможением и ощущением человеком своей бесполезности, то сейчас положение дел изменилось. Теперь к этим факторам прибавился психосоматический компонент и специалисты склонны считать такое состояние предболезнью.

Этот феномен личностной деформации внесен в МКБ под номером Z73 под рубрикой «Стресс, связанный с трудностями подержания нормального образа жизни». В мире он достаточно распространен.

Очень важно вовремя заметить первые проявления данного психического расстройства и сразу принять меры по его устранению, так как если позволить ему развиться, то это приведет к серьезному нервному срыву.

Исторический экскурс

Г. Фрейденберг (психолог из США) в 1974 году первым заострил проблему эмоционального истощения в своей работе. Ученый указал, насколько сильно синдром выгорания оно влияет на личность человека, описал подробно причины, симптомы, а также этапы его развития.

Фрейденберг назвал данный феномен burnout (профессиональное выгорание) и связал с особенностями работы людей, которые постоянно имеют дело с так называемым человеческим фактором. Они, по долгу службы, изо дня в день испытывают на себе последствия чужого плохого настроения, негативных проявлений, неадекватного поведения и, в итоге получают огромные стрессовые нагрузки. В такую категорию входят профессии, связанные:

  • со службой спасения и силовыми структурами;
  • с преподавательской деятельностью (школы и вузы);
  • с работой в больнице;
  • с  сервисными услугами большим потокам клиентов.

Проще сказать, это социальные работники, медперсонал разных категорий, сотрудники правоохранительных органов и МЧС и т.д.

При этом специалист не исключил появления данного расстройства у творческих личностей, молодых мам и домохозяек.

Сам же термин «синдром эмоционального выгорания» (сокращенно СЭВ) придумала в 1976 году Кристина Маслач, американский социальный психолог. Она определяла его по таким критериям: эмоциональное и физическое истощение, отрицательное отношение к работе, негативная самооценка, потеря сочувствия и внимания к пациентам или клиентам соответственно.

У нас данным феноменом начали серьезно заниматься в девяностых годах прошлого столетия.

Причины и группы риска

Сейчас нет единого мнения о том, что провоцирует развитие синдрома выгорания. Ряд специалистов утверждает, что этому способствуют организационные проблемы, связанная со стрессами профессиональная деятельность, то есть, это ответ организма на хронический стресс. Другие же называют главной причиной личностные факторы. Существует предположение, что СЭВ является заразным.

Таким образом, профессиональный кризис – это не только последствия контактов с большим количеством сложных людей и тяжелыми обстоятельствами, но и:

  • трудоголизм;
  • напряженный, не спадающий ритм работы;
  • непонятные поставленные задачи;
  • повторяющиеся действия однообразны, как на конвейере;
  • недостаточно поощряемый труд в плане психологическом и материальном плане;
  • ощущение недооценки.

Люди, имеющие следующие черты характера, также рискуют заполучить синдром эмоционального выгорания:

  • идеалисты;
  • максималисты, стремящиеся всё сделать идеально;
  • мечтатели, неадекватно оценивающие свои способности и реальные возможности;
  • сверхответственные люди, готовые собственные интересы принести в жертву для выполнения задачи.

Синдром выгорания грозит и тем, кто имеет привычку повышать работоспособность с помощью разных стимуляторов, как то: сигареты, энергетические и спиртные напитки, особые средства (наркотики). Они лишь вызывают зависимость, и с каждым разом их требуется все больше для получения желаемого эффекта. Организму это «не нравится», он истощается и сопротивляется разными способами.

Профессия, как показывает практика, теперь мало имеет значения, так как объемы работы все время растут, коллектив и рабочая среда становится всё тяжелее воспринимать, открытость и честность отношений исчезает, у человека нет возможности влиять на принятие важных решений, и он сомневается в своей полезности.

Подвержены синдрому выгорания индивиды, ненавидящие работу, однако не имеющие возможности ее бросить по причине необходимости обеспечения семьи.

Как уже упоминалось, синдром эмоционального выгорания не чужд и домохозяйкам. Это и не странно: работа по дому однообразна, а женщин часто посещают мысли, что никто не замечает и не ценит их труд по достоинству. Такая же картина и с людьми, продолжительное время ухаживающими за тяжелобольными родственниками. Переполняющее их чувство долга омрачает безысходность и сильная обида на несправедливость.

Читайте также:  Протокол лечения респираторного дистресс синдрома новорожденных

Теперь о представителях так называемой богемы: артистых, художниках, писателях и т.п. Профессиональный кризис настигает их в случае отрицательного восприятия их творчества публикой и критиками. Непризнанный талант перестает верить в собственные силы – и происходит профессиональное выгорание.

Из всего вышесказанного можно сделать простой вывод: СЭВ грозит любому человеку, который не получает поддержку и одобрение, но стоически не прекращающий выполнять свою работу, при этом даже перегружается ею.

Симптомы

У человека, страдающий синдромом эмоционального выгорания, ценности личностные и семейные отходят на второй план – главное место в его жизни занимает работа. При труде на износ какое-то время неизбежно наступает такой момент: еще стремлюсь что-то делать, но уже ничего не получается. Тело, психика и дух «сломались» и не справляются с нагрузкой.

Кроме того, индивид отдаляется от общественной жизни, она ему неинтересна. Появляется депрессия, боли в спине и других частях тела, дает сбой иммунная система. Отдых и отпуск облегчения не приносит, как и повышенное употребление наркотиков и алкоголя.

Следует иметь в виду, что СЭВ не обрушивается на человека не сразу, а происходит накопительный эффект. То есть, невозможно проснуться как-то утром и ощутить: со мной что-то не так! Поэтому больной не сразу обращается за помощью, списывая свое состояние на утрату сил. Но вовремя начатое лечение позволяет сократить его срок до минимального. Если вы заметите у себя нижеперечисленные признаки, то сразу обращайтесь за помощью к специалистам.

Физические симптомы:

  • мигрени;
  • бессонница;
  • нарушение аппетита – его исчезновение или, наоборот, прожорливость,  ведущее к изменению массы тела;
  • слабость в мышцах;
  • головокружения;
  • постоянная усталость;
  • потливость;
  • снижение иммунитета;
  • потемнение в глазах;
  •  проблемы с сердечно-сосудистой системой;
  • повышение употребления алкоголя.

Психоэмоциональные признаки синдрома выгорания:

  • комплекс неполноценности, неверие в себя;
  • плохое настроение;
  • ощущение ненужности;
  • безразличие;
  • недовольство всеми и вся;
  • крах собственных идеалов;
  • вспыльчивость;
  • исчезновение мотивации к работе;
  • цинизм.

Данный феномен похож по проявлениям на депрессивный синдром, так как человек чувствует себя одиноким и несчастным, страдает, не может сосредоточиться для выполнения какой-либо операции. При этом эмоциональное выгорание переносится и лечится гораздо легче, чем депрессия.

Социально-поведенческие симптомы:

  • нытье, жалобы на тяжелую работу и жизнь;
  • сведение к минимуму общения с людьми, сознательная изоляция от социума;
  • завистливость;
  • злоба;
  • обвинение окружающих в своих бедах и проблемах;
  • стремление самоустранится от ответственности и возложенных обязанностей;
  • предсказание мрачных прогнозов вселенского масштаба или мельче, к примеру, ухудшения погоды.

Если тело и разум дает сигналы, то их нужно воспринимать серьезно и не оттягивать визит к психологу.

Следует иметь в виду, что эмоциональному выгоранию, спровоцированному особенностями профессиональной деятельности, часто сопутствует синдром хронической усталости. Типичными симптомами последнего является усталость, мышечная боль, снижение работоспособности и мыслительной деятельности, невозможность переносить большие нагрузки, ранее казавшиеся нормальными.

Лечение СЭВ    

Главной ошибкой многих людей, которых настиг синдром выгорания, является недооценка опасности данного расстройства. Они считают, что просто нужно пересилить себя, не обращать внимания на душевный упадок и переутомление, и все же доделать работу. Но им жизненно необходимо обратиться за консультацией к специалисту, который поможет справиться с недугом.

Психолог даст возможность пациенту взглянуть на сложившуюся ситуацию со стороны, внимательно выслушав визитера и сделав анализ причин, к ней приведших.

Главный совет специалиста в этом случае: замедление. Оно предполагает не делать работу слабым темпом, а поделить ее на этапы, между которыми совершать длительные паузы. Причем последние необходимо заполнять какими-то приятными занятиями. Конечно, в этом случае проще всего домохозяйкам: можно сварить суп и полежать с интересной книжкой; погладить белье – и посмотреть очередную серию любимого фильма. Это – своего рода поощрение за проделанную работу, дающее удовлетворение и стимул к новым свершениям.

Однако человек, находящийся на работе, таких перерывов сделать не может. Ему целесообразно либо взять больничный на некоторое время, либо уйти в отпуск. Выкроенные таким образом период следует использовать для восстановления сил.

Еще один совет: лист бумаги поделить на две части, в первой написать причины выгорания, а во второй – путь решения проблемы. Так, при неясности поставленной задачи есть смысл уточнить у начальства, какой именно результат оно хочет получить. Или если не устраивает зарплата, то можно попросить надбавки, перевода на выше оплачиваемую должность или заняться поисками новой работы.

Такой подход к проблемам позволяет их четко определить, составить план по их устранению, предупредить очередные обострения.

И не стоит пренебрегать поддержкой близких и, друзей – они должны знать о вашем эмоциональном выгорании и приведших к нему причинах, всячески поддержать вас.

Профилактические меры

Синдрома эмоционального выгорания вполне можно избежать, если соблюдать такие рекомендации:

  1. Укреплять здоровье с помощью физических упражнений, занятий спортом, поддерживать форму.
  2. Регулярно гулять на свежем воздухе, кататься на велосипеде, роликах и т.д.
  3. Соблюдать режим дня, спать не менее 8 часов в сутки.
  4. Правильно питаться, сбалансировано употреблять витамины и минералы, исключить жиры.
  5. Избегать вредных привычек.
  6. Обязательно делать хотя бы один выходной в неделю.
  7. Правильно расставить жизненные приоритеты.
  8. Заниматься аутотренингами, медитацией, релаксацией.
  9. Отличный вариант – аромотерапия.
  10. Почаще беседовать с внимательным неравнодушным слушателем или выкладывать свои идеи на бумаге для анализа – это очистит голову от беспокоящих «дурных» мыслей.
  11. Стараться правильно распределять рабочие нагрузки, не стремится несмотря ни на что быть лучшим в любом деле.
  12. Не воспринимать конфликты на работе слишком близко к сердцу.
  13. Научиться быстро переключаться на другой вид деятельности.  

Психологи также советуют приобрести способность точно определять свои приоритеты, не гнаться за ненужными вещами, не ставить во главу угла общепринятое мнение – лучше руководствоваться своим.

Необходимо также уметь терпеть потери, не боятся страхов. При утрате энергии и смысла жизни нужно верить: придут новые силы, и возникнет другой стимул.

Источник