Филина о синдроме профессионального выгорания и технике выгорания
Разбиралась в проблеме: Валентина Юхнова
Поймала феникса в объектив: Светлана Зябкина
Вроде обычная рабочая неделя (месяц, год), но стало сложнее выполнять свои обязанности по работе, появилась постоянная внутренняя тяжесть, которую не разгоняют выходные. Чувствуешь себя белкой в колесе, от которой ничего не зависит.
Профессиональное выгорание (или синдром профессионального выгорания) — частое явление в современном мире, замеченное ещё в более спокойные по ритму жизни времена. Э. Морроу в 1981 году невероятно точно дал эмоциональное определение «запах горящей психологической проводки». Сам термин «профессиональное выгорание» включает в себя следующее: синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
От «выгорания» никто не застрахован, но есть профессии, которые имеют к этому предрасположенность ввиду своих рабочих особенностей:
– учителя
– медицинские работники
– социальные работники
– спасатели
– сотрудники правоохранительных органов
– менеджеры
– торговые агенты
Внутри самих профессий психологическим выгоранием чаще всего страдают интроверты, склонные к более депрессивной оценке ситуации. Люди, которые переживают какие-то внутренние конфликты, связанные с работой, страдают не меньше предыдущих, одно накладывается на другое и процесс выгорания ускоряется и усложняется выход из него. Нередко профессиональная деятельность проходит в условиях хронического страха потери рабочего места (кстати, в России это каждый второй случай), что тоже даёт свои негативные плоды.
С возрастом работу всё тяжелее находить, тяжелее оставаться на первых ролях, и для человека старше сорока пяти лет синдром психологического выгорания особенно опасен, но по факту в любом возрасте мы не застрахованы от такого проявления в нашей жизни. Если же говорить о стрессе постоянном, то психологическое выгорание может проявиться и в условиях новой, непривычной обстановки, особенно если нужно проявить высокую эффективность сразу. Так что молодые специалисты рискуют «сгореть» ещё в начале своей карьеры.
Мы нашли людей, которые находились или находятся сейчас в состоянии профессионального выгорания, и попросили их описать свои ощущения.
«Чувствую, что это вообще не моё, не хочется этим заниматься. На работу идёшь с мыслями, чтобы быстрее оттуда уйти. Каждый заходящий человек, который спрашивает, можно ли подстричься, вызывает тревогу, и я иду с мыслью о том, что хочу быстрее закончить своё дело. Внутри много эмоций. Кажется, что занимаешься не тем, чем должна. Совершенно нет желания развиваться в этой сфере.»
Мария, парикмахер
«Руки опускаются. Ежедневные, лёгкие задачи становятся в тягость. Хочется уволиться и просто бежать. Забываешь о самовыражении, состояние сказывается на всех сферах твоей жизни. Ты живешь механически. Приходишь домой и просто смотришь в стену, час, два. Отпуск уже не всегда спасает.»
Марина, госслужащий«У меня не получается восстановиться. Каждый день как день сурка какой-то. Злит даже самая простая просьба коллег, но стараешься держать себя в руках. Раздражает само место работы. Настроение меняется очень быстро от хорошего до “на грани слёз”. Иногда, вроде только проснулась, а уже устала будто не спала вовсе.»
Анастасия, продавец«Не хотелось подниматься по утрам. На работе чувствовала себя роботом. Каждое задание вызывало чуть ли не истерику. Даже в выходные звонили по работе, и это сильно мешало отдыху. Двух выходных уже не хватало, чтобы отдохнуть.»
Елена, бухгалтер«Каждый рабочий день сложнее предыдущего. Несмотря на то, что выходишь в перерыв прогуляться, стресс не отпускает. Не хватает времени на отдых даже в выходной день. Только в отпуске чувствуешь себя более менее человеком.»
Игорь, банковский служащий«Апатия ко всему, раздражительность и агрессия. Никогда бы не подумала, что буду это чувствовать к деткам на работе, к своим тоже. Ничего не можешь делать и не знаешь, как себя из этого состояния вытащить.»
Алёна, логопед
После изучения проблемы и, так сказать, показаний пострадавших, всё-таки остается пара вопросов, а именно:Как бороться с постоянным стрессом и усталостью на работе?
Как предотвратить синдром профессионального выгорания?
За ответами мы поспешили к Екатерине Суворовой и вот что узнали:
«Каким образом мы работаем и как организован наш рабочий процесс и процесс отдыха очень влияет на выгорание и на происходящее.
Во-первых, очень важно, чтобы была граница между работой и отдыхом. Сейчас, когда мы можем быть на связи двадцать четыре часа в сутки благодаря нашим мобильным телефонам, интернету, существует большой риск, большой соблазн включаться и отвечать на сообщения в любое время дня и ночи. У меня была клиентка, которая говорила о том, что не может отойти без телефона даже в душ. И, кажется, это верный способ прийти к выгоранию.
Во-вторых, опять-таки говоря про баланс отдыха и работы, необходимо переключаться и отдыхать регулярно, желательно в эти моменты не отвечать на рабочую почту, расслабиться и не думать о том, что происходит, и точно знать, что коллеги справятся и подстрахуют.
Ещё отмечать для себя: «Как я себя чувствую?», «Устал я или нет?» Важно быть внимательным к этому процессу, потому что если мы вовремя замечаем усталость, то способны на это повлиять, взять дополнительный выходной, например. Есть очень интересная практика в Лондоне. После того, как ты отработал в компании полгода, ты можешь несколько дней в неделю работать удалённо. Такой вариант позволяет сэкономить время на то, чтобы доехать до офиса. За тобой — право выбора локации для работы. Если говорить про усталость, нужно помнить, что мы не можем быть эффективны восемь часов подряд. Необходимо делать перерывы, в идеале пойти погулять или выпить чай с коллегами и поговорить на отвлечённые темы. Это тоже важно время от времени для того, чтобы как-то переключаться и давать мозгу отдохнуть. Я знаю, что в некоторых местах есть возможность уединиться или есть рекреационные зоны, где можно посидеть, воспользоваться какими-то спортивными принадлежностями, настольными играми. Это позволяет сконцентрироваться на чём-то другом.
Если говорить в меньшей степени про усталость, в большей степени про стресс, то неплохо будет задать себе вопрос: «С чем связан мой стресс?» И здесь могут быть разные причины, например, начальник, который достаёт, или стресс связан со слишком большим списком обязанностей и слишком большой ответственностью, с которой сложно справляться. И тогда, если ты можешь разобраться с тем, что является стрессом, то стоит поговорить о том, что ты не хотел бы делать эту работу, хотел бы заниматься чем-то другим, либо делегировать часть своих обязанностей. Такая маленькая ревизия своих ощущений вполне может помочь и важна для правильной оценки ситуации.
Что касается выгорания, это отдельная тема. Я встречала такое мнение, что на любимой работе невозможно устать или выгореть. Мне кажется, это не всегда так. Наоборот, если дело нравится, то мы можем так увлечься, что не всегда замечаем усталость, голод, потому что нам так нравится то, чем мы заняты, так приятно и здорово, а уж если за это ещё и деньги хорошие платят, вообще сложно остановиться. Но если вернуться к разговору о факторах усталости и стрессам, если совсем не отдыхать и не переключаться, такой образ жизни ведёт в долгосрочной перспективе к выгоранию.»
Источник
ПОДБОРКА КНИГ ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ ВЫГОРАНИЮ
1. Бойко В. В. — Энергия эмоций в общении.
Энергия эмоций в повседневной жизни облегчает или осложняет межличностную коммуникацию, способна активировать, угнетать и даже разрушать личность.
Автор книги – известный ученый, заведующий кафедрой философии и социальной психологии Санкт-Петербургской медицинской академии, показывает нормальные и аномальные проявления эмоций в деловом общении и семье. Приведены методики, с помощью которых можно охарактеризовать различные стороны эмоционального поведения личности – реакции, состояния, свойства.
2. Н.Е. Водопьянова, Психодиагностика стресса.
Для управления стрессом необходимо знать его причины, научиться распознавать его признаки, учитывать негативные последствия. Издание содержит как теоретические аспекты психодиагностики стресса, так и конкретные методики, позволяющие осуществлять комплексную диагностику стресса.
Книга предназначена для студентов и вузовских преподавателей психологического профиля, менеджеров по персоналу, специалистов по стресс-менеджменту и руководителей всех уровней.
3. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. — Синдром выгорания.
Авторы второго, переработанного, издания книги (первое вышло в 2005 г.) анализируют изучение синдрома выгорания зарубежными учеными и излагают результаты собственных исследований. Читатели узнают не только о причинах и последствиях выгорания, методах его психодиагностики, но и о возможных способах помощи «выгорающим» работникам.
Для студентов и вузовских преподавателей психологического профиля, для менеджеров по персоналу, для работодателей, заботящихся о своем здоровье и стабильности кадрового состава, «психосоциальном» здоровье своей организации, а также для всех представителей социальных профессий.
Выберите категории новостей, которые Вам интересны: https://vk.com/psy_cabinet?w=app5728966_-100760657
4. Грабе М. Синдром выгорания. Болезнь нашего времени.
Синдром выгорания – болезнь нашего времени, приобретающая национальные масштабы. Как правило, она настигает тех, кто совсем не брал ее в расчет, – по причине своей чрезмерной занятости. В особой группе риска находятся идеалисты, которые с полной ответственностью уходят в работу с головой. Как протекает это нарушение, как можно распознать симптомы на ранних стадиях, как оказать действенную помощь себе и другим? Для вас это жизненно важная информация, так как синдром выгорания – не просто болезнь. На карту поставлены наше здоровье и организация нашей жизни, поэтому стоит посвятить время этой теме.
5. Чутко Л. С., Козина Н. В. — Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты.
Эта книга – о явлении, ставшем привычным, повседневным. Эмоциональное истощение, потеря интереса к жизни, профессиональный цинизм – эти проявления получили в клинической психологии название “синдром эмоционального выгорания”.
Авторы подробно разбирают причины, механизм возникновения данного состояния, его проявления на разных этапах и, самое главное, способы оценки и методики коррекции. Приводимые в книге способы преодоления эмоционального выгорания могут быть с успехом применены как врачами-психотерапевтами, так и самостоятельно каждым человеком, работающим в условиях высокой эмоциональной нагрузки.
Книга предназначена для психологов, психотерапевтов, психиатров, неврологов, а также может быть полезна всем лицам, интересующимся данной проблемой.
Выберите категории новостей, которые Вам интересны: https://vk.com/psy_cabinet?w=app5728966_-100760657
Источник
О «Синдроме профессионального выгорания»
и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы
последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе понятие «профессиональное выгорание» появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже четверть века (Maslach, Yackson, Jones, Freidenberger и др.).
Явление выгорания проявляется в виде целого ряда симптомов, которые образуют так называемый синдром профессионального выгорания.
Что это за синдром и почему он возникает?
В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки. Их величина может быть различной в разных видах деятельности. При небольших нагрузках, действующих постоянно, либо значительных разовых нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного участия человека.
Например, после тяжелой умственной или физической работы человек может проспать больше, чем обычно, и встать отдохнувшим. При этом он сознательно не планирует этот длительный сон, просто, как говорят, «организм потребовал». В других случаях, когда нагрузки значительны и действуют продолжительное время, бывает важно сознательно использовать различные приемы и способы, помогающие организму восстановиться.
Как установлено многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых, работа педагогов, специалистов различных социальных служб с людьми связана с большими нервно-психическими нагрузками.
Действительно, условия работы этих специалистов далеко не комфортные. Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т.д. Речь идет прежде всего о психологических и организационных трудностях: необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора учащихся или клиентов, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т.д.
При такой работе день за днем уровень напряженности может накапливаться. Возможными проявлениями напряженности являются: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость. Хотя могут быть и другие индивидуальные ее проявления.
При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защитить себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или формализовать время взаимодействия с учащимися, клиентами.
В настоящее время установлено, что синдрому профессионального выгорания наиболее подвержены специалисты, вынужденные по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми (работники социальной сферы — педагоги, психологи, врачи, юристы и работники органов милиции, менеджеры и руководители различных уровней и др.).
Как показывает наш опыт, признаки синдрома могут развиваться быстрее у специалистов службы занятости, милиции, системы здравоохранения, социального обеспечения — то есть всех тех, кто имеет дело с клиентами, находящимися в негативном эмоциональном состоянии, имеющими различные физические и психические дефекты (безработные, мигранты, люди с тяжелыми или хроническими заболеваниями, инвалиды, преступники). У педагогов, которые работают с детьми, этот синдром обычно развивается медленнее.
ТРИ СТАДИИ
Обобщение данных, а также результатов исследования деятельности специалистов позволило выделить три основные стадии синдрома.
Первая стадия — на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех–пяти лет.
На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьников, больных, клиентов), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с полоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.
Третья стадия — собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.
За рубежом описаны различные методы и способы предотвращения указанного синдрома. Опыт работы автора показывает, что эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения «симптома профессионального выгорания» является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности.Конечно, природа человека такова, что он стремится к комфорту, к устранению неприятных ощущений, не задумываясь об этом, не зная, какими научными словами это называется. Это — естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека, поэтому иногда их еще называют неосознаваемыми.
А специалисты, занимающиеся проблемами регуляции эмоциональных состояний, нервно-психической напряженности, для управления ими используют специальные приемы сознательно. Именно их и называют методами саморегуляции, или способами самовоздействия, подчеркивая в них активное участие человека.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ
РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА
И САМОРЕГУЛЯЦИЯ
Рассмотрим сначала естественные способы регуляции организма. Наверняка вы интуитивно используете многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое.
К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.
А есть ли приемы, которые можно применять и во время работы? Да, и мы обнаружили, что некоторыми из них пользуются специалисты областной службы, и делают это обычно бессознательно.
Поэтому важно:
– разобраться, какими естественными механизмами снятия напряжения и разрядки, повышения тонуса вы владеете;
– осознать их;
– перейти от спонтанного применения естественных способов регуляции к сознательному в целях управления своим состоянием;
– освоить способы саморегуляции, или самовоздействия.
Все это и составляет суть саморегуляции.
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Таким образом, саморегуляция может осуществляться с помощью четырех основных средств, используемых по отдельности или в различных сочетаниях.
В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:
– эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
– эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
– эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накопление остаточных явлений перенапряжения, способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный фон деятельности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма.
Опрос, результаты исследования, опыт нашей работы позволяют выделить следующие естественные приемы регуляции организма:
– смех, улыбка, юмор;
– размышления о хорошем, приятном;
– различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
– наблюдение за пейзажем за окном;
– рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
– мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
– «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
– вдыхание свежего воздуха;
– чтение стихов;
– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Попробуйте задать себе вопросы:
Что помогает вам поднять настроение, переключиться?
Что я могу использовать из вышеперечисленного?
Мысленно, а лучше на бумаге, составьте перечень этих способов.
Подумайте, какие из них вы можете использовать сознательно, когда чувствуете напряженность или усталость.
Методы и способы саморегуляции появились как результат изучения психологии и физиологии человека, закономерностей и механизмов развития напряженности и утомления, обобщения опыта поведения людей в стрессовых ситуациях, накопленного столетиями.
Существует специальная литература, описывающая историю возникновения, теории, лежащие в основе, сами методы и способы саморегуляции. Круг таких методов достаточно широк. Одни из них понятны и просты; другие довольно сложны, их освоение требует методического руководства со стороны подготовленных специалистов (профконсультантов, психологов); третьи весьма необычны, оригинальны и могут даже показаться странными, тем не менее они эффективно работают, и много людей в мире их с удовольствием используют.
Автором была разработана 80-часовая образовательная программа обучения приемам и способам саморегуляции, технология проведения специализированных сеансов регуляции психоэмоционального состояния.
Ниже мы приводим некоторые способы саморегуляции, которые достаточно просты в использовании, весьма эффективны, хотя иногда для их освоения требуется немного терпения.
БАНК СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ
I. Способы, связанные с управлением дыханием
Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
Способ 1
Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.
На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);
– на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;
– затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6;
– снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.
Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.
Способ 2
Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка.
Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
Способ 3
Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох,
– глубоко выдохните;
– задержите дыхание так долго, как сможете;
– сделайте несколько глубоких вдохов;
– снова задержите дыхание.
II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.
Способ 4
Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.
Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза;
– дышите глубоко и медленно;
– пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);
– постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;
– прочувствуйте это напряжение;
– резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе;
– сделайте так несколько раз.
В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.
Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).
Способ 5
В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:
1) осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;
2) каждое упражнение состоит из 3 фаз: «напрячь–прочувствовать–расслабить»;
3) напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох.
Можно работать со следующими группами мышц:
– лица (лоб, веки, губы, зубы);
– затылка, плеч;
– грудной клетки;
– бедер и живота;
– кистей рук;
– нижней части ног.
Примечание. Чтобы научиться расслаблять мышцы, надо их иметь, поэтому ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений на расслабление мышц.
Способ 6
Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмичных движений:
– движения большими пальцами рук в «полузамке»;
– перебирание бусинок на ваших бусах;
– перебирание четок;
– пройдите по кабинету (коридору) несколько раз, делая на два шага вдох, и на пять шагов — выдох.
III. Способы, связанные с воздействием слова
Известно, что «слово может убить, слово может спасти». Вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения.
Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма.
Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).
Способ 7. Самоприказы
Самоприказ — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе.
Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением.
«Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами.
– Сформулируйте самоприказ.
– Мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно, повторите его вслух.
Способ 8. Самопрограммирование
Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.
– Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.
– Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:
«Именно сегодня у меня все получится»;
«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;
«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;
«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».
– Мысленно повторите его несколько раз.
Способ 9. Самоодобрение
(самопоощрение)
Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, — одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим.
– В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:
«Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»
– Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.
IV. Способы, связанные с использованием образов
Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.
Способ 10
Чтобы использовать образы для саморегуляции:
– Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации.
– Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте:
1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес);
2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);
3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).
– При ощущении напряженности, усталости:
1) сядьте удобно, по возможности, закрыв глаза;
2) дышите медленно и глубоко;
3) вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций;
4) проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения;
5) побудьте внутри этой ситуации несколько минут;
6) откройте глаза и вернитесь к работе.
В заключение отметим следующее. В работе по профилактике нервно-психической напряженности первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся.
Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.
Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет — и суда нет, как говорят в народе.
Большая мудрость содержится в изречении: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение — принять то, что я не могу изменить, и ум — отличать одно от другого».
Источник