Гидрореабилитация детей с синдромом дауна

20 октября 2020 г.
Одно из направлений работы нашей школы – оздоровительное плавание. У нас есть группы для детей с искривлением позвоночника, а также индивидуальные программы по гидрореабилитации для малышей с более серьезным диагнозами. Подробно о том, что это такое и каких результатов позволяет достичь, рассказывает специалист по детской гидрореабилитации и адаптивному спорту Татьяна Гончарова.
– Что такое гидрореабилитация? С какими диагнозами работает?
– Ответ на первый вопрос лежит в самом названии техники. Под словом “гидро” принято понимать водный ресурс. “Реабилитация” означает вмешательство в физическое состояние человека какими-либо сторонними вспомогательными действиями, направленное на то, чтобы вернуть человеку здоровье, вернуть его к полноценной жизни.
По длительности и организации процесса реабилитация бывает двух видов – курсовая и пожизненная. Между ними есть большая разница. Курсовая реабилитация – это интенсивный, но кратковременный процесс, который меняет физическое состояние человека. А пожизненная, то есть постоянная реабилитация – это процесс куда более мягкий, но длительный и интервальный.
Приведу пример. Гидрореабилитация позволяет восстановиться после операций и добиться улучшений для детей с такими диагнозами, как ДЦП, аутизм, синдром Дауна, с различными неврологическими проблемами. Если говорить о реабилитации послеоперационного периода, ее цель зачастую – вернуть подвижность какой-либо части тела. И это курс. Если же говорить о детках с ДЦП, то обращаются за постоянной помощью, чтобы сгладить острые проявления болезни. И это пожизненная реабилитация.
Вода напрямую воздействует на мышечный тонус, на спастические действия организма. Но в отличие от массажа в воде это воздействие осуществляется более мягко: ребенку не так больно, взаимодействовать с водой приятно, она помогает приспосабливаться к новым процессам, которые даются тяжело.
Допустим, ребенок не умеет ходить. Его погружают в бассейн – тело становится легче. В воде он выделяет ту группу мышц, с которой может работать, и у него появляется долгожданная свобода движений. На днях один такой ребенок сказал мне – “Татьяна, я чувствую себя, как в космосе”.
Для ребенка складывается такая картина: то, что он не может делать в повседневной жизни, он может делать в воде. И это приносит ему большую радость. Когда рад ребенок, родители тоже очень рады. И это непередаваемые эмоции.
В целом реабилитация – это жизненно необходимый процесс. Дети с особенностями развития постоянно ездят по назначению врача на определенные комплексные программы. И обязательной их частью практически при каждом выезде становится гидрореабилитация. При этом, не обязательно, что это будет плавание. Зачастую это специальный комплекс упражнений, направленный на определенную группу мышц, с которой нужно работать. Для каждого ребенка этот комплекс составляют индивидуально.
– Кто такие гидрореабилитологи? Где их готовят? Какие методики они используют?
– Гидрореабилитологов готовят в университетах, на кафедре спортивной культуры, где можно получить образование по направлению адаптивной физической культуры.
Реабилитолог – не врач, у него нет медицинского образования, он не ставит диагнозы, он с ними работает. Но у него есть глубокое понимание адаптивного строения человека – как работают мышцы, как рождаются различные процессы в организме. С помощью определенных физических упражнений он может стабилизировать тело человека и вывести его на определенный уровень.
Методик очень много. И все они очень интересные. Я работаю с классическим подходом, который дают в университете. Кроме того, использую программу Ольги Гуляевой, курсы которой посещала дважды.
У Ольги очень тонкое понимание того, как вода воздействует на организм детей с ДЦП. Это целое искусство. Тот, кто никогда не находился такое количество времени в воде, вряд ли поймет, как плоскость воды может расслабить одну группу мышц и напрячь другую. Работа с этим процессом и ее результаты заслуживают восхищения.
Сегодня эта практика превращается в отдельное направление. Но оно только начинает активно развиваться. 20 лет назад, когда Гуляева начинала свой гидрореабилитационный период, у нее не было детей, с которыми она могла бы заниматься, потому что семьи с детьми с диагнозом ДЦП были закрытой категорией. Таких детей не хотели показывать в обществе. Их скрывали. И только сейчас в мире об этом стали говорить открыто и появились специалисты, которые готовы помочь и облегчить жизненный процесс такого ребенка, вывести его в социум.
Таким образом, гидрореабилитолог работает не только с телом ребенка, но и с тем, как семья воспринимает его состояние. Он помогает родителям адаптироваться к жизни с особенным ребенком, чтобы они не боялись заявлять о нем, ведь детки с ДЦП бывают совершенно разные. У каждого затронута какая-то своя группа мышц. У кого-то только руки, у кого-то только речевой аппарат. Такие детки также могут великолепно рисовать. Они очень хорошо сочиняют стихотворения. Они выделяются среди других, но я бы не назвала их инвалидами, потому что это далеко не так. Они просто не такие, как другие дети. И им обязательно нужно давать возможность для самореализации в обществе.
Да, бывают очень сложные детки. Если у ребенка затронута ЦНС и он не разговаривает, не дает понимания, то реабилитация будет идти медленно и тяжело. Ребенок может никогда не заговорить, но он будет общаться глазами, жестами.
Но есть и другие примеры. У меня есть детки, которые в 3 года не умели ходить, а уже в 9 лет, благодаря родителям и обширному количеству специалистов, они разговаривают, ходят в школу и в некоторых сферах очень талантливы.
– Какие перспективы гидрореабилитация дает при восстановлении после травм и операций?
– Раскрою этот вопрос на примере. В настоящее время я работаю с девочкой, которая вместе со своей семьей попала в аварию, в результате чего у нее парализовало нижние конечности. Врач посоветовал родителям начинать восстановление с легких движений в воде. Ребенку 8 лет. В ванной они это делать не могут. Поэтому ее для начала привели в детский бассейн.
Полгода она провела, занимаясь в бассейне с обычным тренером. Реабилитационного эффекта это не дало, была только польза от самого взаимодействия с водой. Позже родители задались целью найти грамотного специалиста гидрореабилитолога, который понимает особенности процесса и знает, что должно происходить на каком этапе. Они обратились за помощью ко мне. Мы стали заниматься.
Чтобы ребенок задвигал ножками после тяжелой травмы, нужно работать не только с ногами. Работа начинается с головы. Потому что нервный импульс идет сверху вниз, из центра на периферию.
Чтобы укрепить импульс мы придумали игру. Я трогала ее в разных места под водой и она должна была с закрытыми глазами понять, где я ее трогаю. Мы гладили, придавливали, щипали кожу, сгибали и разгибали ноги. Многое пробовали.
Долгое время от пояса до пальцев она вообще ничего не чувствовала. Спустя 3 месяца тактильных техник и гидрореабилитации, чувствительность стала восстанавливаться. Нервный импульс стал давать результат.
Сейчас девочка еще не ходит. Но у нас появились первые успехи. Если раньше она вообще не могла пошевелить ногами, сейчас она начала совершать амплитуду ногами в воде. Начала чувствовать прикосновения на пальчиках ног.
Отмечу, что этим техникам я ни у кого не училась. Конечно, есть базовые знания. Но все остальное – это интуитивные наработки, которые приходят с опытом.
– Что родителям нужно учесть при походе к гидрореабилитологу? Нужно ли готовиться? Когда ждать первых результатов?
– Зачастую такие родители еще более осознанные, чем те, которые приводят ребенка просто плавать. У них есть цель. И они понимают, что эта цель может быть не то чтобы недосягаемой, но требующей очень долгой работы.
Особой подготовки к занятиям не нужно. Главное – желание и правильно настроенный ребенок. Если родители будут настраивать его на негатив, то ребенок к занятиям будет относиться плохо. В таких случаях я рекомендую родителям одно: переубедите своего ребенка, покажите ему, что ему это нужно, что ему это понравится, что это огромный плюс для него.
Когда ребенок искренне верит в то, что он делает, у него действительно это получается. Если пробовать снова и снова, то начнет получаться. Нужно просто постепенно с уверенностью идти к этому.
При этом не только родитель должен оказывать психологическую поддержку своему ребенку. Здорово, когда тренер тоже верит в прогнозируемый положительный результат.
О сроках. Когда родители спрашивают, сколько времени они потратят на занятия, я предлагаю не делать каких-либо заключений. Мы будем надеяться, что это произойдет тогда-то. Но гарантировать мы не можем. Потому что это комплекс работы и в нем участвует не только тренер. Бывает такое, что детки быстро себя раскрывают. Но бывает и наоборот.
Я занималась с ребенком-аутистом. Это был очень закрытый мальчик, он не разговаривал. Когда ему было 6 лет, его привели в детский бассейн на индивидуальное занятие. Ему потребовалось много времени, чтобы войти со мной в контакт. Но буквально за 3 месяца регулярных занятий он начал говорить. Как это объяснить?
По словам мамы, когда они приходят в обычный центр, ему нравится, он что-то делает, специалист тоже с ним находится наедине. Но в этой комнате у его есть пространство – у него есть угол, у него есть стол, он может сам передвигаться и он сам в себе замыкается. В бассейне так быть не может. Если ребенок не может плавать, он вынужден положиться на человека, который с ним рядом. Ему приходится открыться. Бассейн и вода ограничивают его действия и сближает его с тренером. Невозможно просто оставить ребенка в бассейне с игрушкой. Ему нужно объяснить, как двигаться и плавать, как работать работать ногами, как дышать, как играть. Сразу возникает контакт. И это действительно работает. Это проверенные факты и многие родители это видят.
То есть, в зависимости от диагноза, результат может быть разным. Эффект может быть получен как с первого занятия – ребенок может что-то новое почувствовать, совершить для себя какие-то открытия. А может придется ждать несколько недель, месяц до первого результата – в случае сложного диагноза.
Подведем итог. Гидрореабилитация – это не просто набор универсальных упражнений для каждого диагноза. Это понимание принципов того, как устроен организм, и поиск решения в каждом конкретном случае. Теоретически с любыми сложными диагнозами по опорно-двигательной системе или неврологическими диагнозами можно приходить в бассейн и прорабатывать их.
Приходите! Запись на индивидуальные занятия открыта.
Источник
Работа с детьми с ментальными нарушениями на занятиях по гидрокинезотерапии отличается своей специфичностью. Мы учитываем не только возрастные особенности детей, но и степень, тяжесть нарушения, особенности течения и симптоматики данного заболевания, индивидуальные особенности конкретного ребёнка.
Дети с синдромом Дауна занимаются в воде с самого раннего возраста, при отсутствии противопоказаний.
Приобретение уверенности и независимости. Ребёнок боится воды, если не приучен к ней с рождения. Вода у него вызывает панику и стресс. Важно с самого начала находиться с малышом рядом, именно в воде. Когда взрослый вместе с ребёнком преодолевает страх воды, появляется уверенность.
Вода развивает координацию и помогает освоить новые двигательные навыки. Дети, плохо владеющие телом, боятся падений, поэтому важно находиться максимально близко к ребёнку. Начинать нужно с ходьбы по дну бассейна, держа ребёнка за две или одну руку, затем находясь позади ребёнка, контролируя его движение и быть готовым удержать при падении. По мере привыкания, ребёнок будет всё более самостоятельно и уверенно продвигаться по дну бассейна.
Ходьба в воде требует усилий в 10 раз больше, чем на суше. Она учит владеть телом в пространстве и перемещать центр тяжести. Сила сопротивления воды заставляет ребёнка координировать движения и двигать руками и ногами с разной скоростью и частотой, при этом не чувствуя тяжести собственного тела.
Развитие мышц. Существует много способов на развитие и укрепление мышц. Пассивная работа (действия с конечностями выполняются за ребёнка); активно же ребёнок может выполнять такие, как: тянуться за игрушкой одной, двумя руками, прыгать вперёд и назад, бегать (при поддержке за руку), бросать мяч, кружиться (при поддержке), подтягиваться к перекладине, держась за неё двумя руками и т.д.
Укрепление суставов. Дети с синдромом Дауна страдают от гипермобильности суставов. Сустав окружают мягкие ткани, мышцы и связки. Если они слабы, сустав подвижен и разболтан. Когда ребёнок находится в воде, его мышцы укрепляются. Натренированные мышцы и связки фиксируют сустав. В воде снижается и риск травм, позволяя делать упражнения с максимальной амплитудой. Учим попеременные движения для того, чтобы освоить шаг.
Стимуляция кровообращения и мозговой активности. У особых детей небольшой объём лёгких. Когда ребёнок погружается под воду, он учится управлять дыханием и тренирует диафрагму. Дети с синдромом Дауна на суше часто дышат ртом, поэтому в воде они вынуждены закрывать рот и тренировать носовое дыхание. В задержке дыхания участвует речевой центр больших полушарий. А значит, развивается речь.
Начинать подготовку к погружению нужно с поливания ковшом, объёмом 1л, произнося перед поливом словесную команду. Например: «Миша, ныряем». После команды в умеренном темпе выливаем ребёнку на голову весь ковш. Когда мы увидим, что ребёнок слышит команду и реагирует на неё: закрывает глаза, рот, задерживает дыхание, можем переходить к погружению, используя ту же команду.
Важно ограничение погружений под воду для детей с пороками сердца в анамнезе.
Коррекция нарушения осанки и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Занятия в воде максимально стимулируют физическую активность, действуя на все группы мышц. Например, при работе лёжа на нудлах, укрепляются мышцы ног, спины, живота. При захвате мяча стопами, корректируется плоскостопие. А при выходе из воды, ребёнок хватается за поручни. Благодаря этому укрепляются мышцы рук, вытягивается позвоночник. То же действие оказывается при залезании на плотик.
Общение и дружба. Детей с синдромом Дауна привлекают на занятия с детьми без патологии. Это помогает особенным детям чувствовать себя наравне с остальными, самооценка ребёнка повышается, потому что в воде получаются упражнения, которые были недоступны для выполнения на суше. Происходит достижение психологического комфорта. Это прививает ценные социальные навыки и способствует укреплению доверия.
Источник
Гидрореабилитация — это вид плавания для детей с ограниченными возможностями, в том числе и с психическими отклонениями. В поисках эффективных методов работы с людьми мы познакомились с Дмитрием Юрьевичем Казаковым, старшим преподавателем кафедры теории и методики гидрореабилитации института физкультуры им. Лесгафта, который рассказал нам о том, что такое гидрореабилитация и на что нужно обратить особое внимание.
В 1970 годах прошлого века открылось новое направление на кафедре плавания нашего института, рассказывает Дмитрий Юрьевич. Тогда была совместная работа Института физической культуры и Института протезирования над созданием протеза голени для плавания. Для этого была отобрана группа пациентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Тема получила продолжение после Паралимпиады 1980 года. В 1993 году профессор Морсунов Дмитрий Федорович создал кафедру гидрореабилитации для обучения плаванию детей с ограниченными возможностями, для детей-инвалидов. На кафедре появились первые студенты, а в 1994 году — наши первые ученики с нарушениями здоровья, том числе и душевного (детская шизофрения, нарушения аутистического спектра и другие). Кстати, раньше это направление называлось гидропедагогикой, так как обучение в воде имеет свои нюансы. Вода — это четко трехмерное, безопорное пространство.
С одной стороны, вода — знакомая с рождения человека среда. С другой — чуждая. Она оказывает очень сильное эмоциональное воздействие как положительное, так и отрицательное.
«Разработана целая система жестов, которая позволяет тренеру давать ученику задания. Это невербальное общение».
Задания ребенку в бассейне давать сложно: повышенный шум, на ребенке шапочка. Поэтому в плавании разработана целая система жестов, которая позволяет тренеру давать ученику задания. Это невербальное общение. Здесь очень много нюансов, поэтому и выделили процесс обучения в воде в отдельную группу педагогики. Однако, в связи с особенностями оформления документации, выяснилось, что данная методика легче оформляется как медицинская, поэтому был введен термин «гидрореабилитация».
Депривация (от лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнью человека в условиях продолжительного лишения или существенных ограничений в удовлетворении жизненно важных потребностей.
С одной стороны, реабилитация — это восстановление, но тем не менее она подразумевает под собой педагогическое воздействие, педагогический процесс. Мы занимаемся обучением и воспитанием лиц с различными нарушениями в условиях водной среды. И целью является перевод ребенка на качественно новый уровень двигательного, социального, физического развития.
Сам по себе процесс обучения уже развивает человека. Попадая в водную среду, он уже изменяется. Попадая в новую социальную среду, наши дети уже депривированы. К сожалению, сегодня мало кружков, развивающих программ для таких детей. Мы же не только социализируем ребенка, но и учим, развиваем новое умение для него.
Когда ребенок попадает в среду под названием «бассейн», он сразу начинает работать по нескольким направлениям. Ему приходится делать новые физические усилия. Таким образом происходит повышение двигательной активности ребенка. Ему приходится подстраиваться под новые социальные условия. Элементарно: его раздевают, на него надевают шапочку, плавки; до этого ребенок раздевался только тогда, когда принимал ванну. И порой у детей складывается стереотип: вода — надо купаться без одежды. Он настолько силен, что на них плавки трудно надеть. У нас же идет обучающий процесс социализации. Ребенок учится вести себя определенным образом: здороваться, ходить по лестнице, плавать по правилам и т. д.
«Важно понимать: люди все разные, с разными целями приходят в бассейн, и лучше начинать работать с такими детьми в отдельном пространстве».
Вода сама по себе оказывает благотворное воздействие на организм. Если говорить об эмоциональной сфере, что важно для людей с нарушениями душевного здоровья, то и в этом плане вода очень привлекательна. (Это имеет большое значение как для здоровых людей, так и для детей, имеющих какие-то душевные отклонения.) С другой стороны, вода несет в себе определенную опасность. И потребность взаимодействовать с этой опасностью заставляет и ребенка, и взрослого концентрироваться. Здесь происходит процесс целеобразования.
Вода оказывает очень сильное эмоциональное воздействие как положительное, так и отрицательное.
Работает принцип удовольствия, и человек начинает выполнять определенные действия, которые ему говорит педагог. Преподаватель является прямым посредником между водой (сферой, которая приносит удовольствие) и человеком.
В данном случае самое большое педагогическое воздействие оказывает сама среда. Ребенку никуда не деться. Трехмерное пространство. Колоссальное желание осваивать эту среду, а возможности нет. И тут появляется педагог, который готов пойти с ним на контакт. Ребенок здесь уже сам начинает взаимодействовать с преподавателем. С одной стороны, тренер очень хочет помочь, с другой — ученик очень хочет совладать с этим пространством.
Несомненно, происходит активная сознательная деятельность. Если ребенок попадает в эту среду, то с бассейном конфликта нет. С тренером могут быть, но с самой средой, обстановкой — нет. Более того, ребенок готов идти на компромисс, чтобы находиться здесь. И это заставляет его двигаться, то есть выходить из своего кокона. Если говорить, например, о проявлениях аутистического спектра, когда человек уходит в свой внутренний мир, в свои внутренние переживания, то тут появляется некий внешний стимул, который заставляет его налаживать непосредственный контакт с окружающей действительностью, с людьми. Это позволяет трансформироваться и переходить на совершенно новый уровень.
Важно понимать: люди все разные, с разными целями приходят в бассейн, и лучше начинать работать с такими детьми в отдельном пространстве. Нужно сделать безопасную среду для таких воспитанников.
У меня все случаи яркие и интересные. Например, был ученик с диагнозом «аутизм». Механические повторения одних и тех же слов, движений, раскачиваемость из стороны в сторону (так называемые стереотипии), замкнутость, боязнь людей, проблемы с бытовыми навыками: не умеет одеваться, не всегда понимает речь, — слабая двигательная активность. Сейчас в некоторой степени это по-прежнему присутствует, конечно, но парень работает в библиотеке с бумагами, востребован обществом.
- Гидрореабилитация должна войти в систему ОМС, и расходы на нее должны оплачиваться из медицинской страховки.
- Кафедра гидрореабилитации должна получить собственный бассейн, где педагоги будут работать не только с действительно тяжелыми пациентами, но и смогут проводить углубленное обучение, переобучение и повышение квалификации для тренеров плавательных бассейнов.
- В каждом бассейне РФ должно быть выделено время или отдельные дорожки для занятий с детьми с психическими расстройствами, а в штате обязательно должен быть тренер-реабилитолог. Количество тренеров должно корректироваться в зависимости от количества детей с психиатрическими диагнозами, посещающими бассейн.
- Во всех детских учреждениях для сирот с психиатрическими проблемами нужно организовать либо собственный бассейн, либо обязательные недельные занятия с тренерами-реабилитологами в ближайшем к этому учреждению бассейне.
- В типовые проекты новых детских домов нужно заложить собственные бассейны.
- Сначала полностью обследуйте вашего ребенка на наличие физической патологии. Физические заболевания всегда дают психические отклонения, выраженность же этих психических отклонений зависит от конкретного организма. Так что для начала всегда исключите реальное физическое заболевание тела, которое доказывается анализами и методами доказательной медицины.
- Найдите безопасные методики помощи вашему ребенку, как гидрореабилитация. Это научно подтвержденная методика позволяет реабилитировать ребенка и максимально социализировать его.
- Избегайте давать вашему ребенку психиатрические вещества, так как, по свидетельству педагогов, эти таблетки не позволяют двигаться ребенку в созидательном направлении.
Гидрореабилитация важна. Ведь результат этих усилий — возрождение детей, имеющих психиатрические и иные проблемы, и возможность для таких детей влиться в общество, быть полноценными гражданами.
Фото из личного архива эксперта
Источник