Гипертермический синдром у детей дипломная работа

Гипертермический синдром у детей дипломная работа thumbnail


Введение
Гипертермический синдром – это стремительное повышение температуры тела, обычно выше 40 градусов. Когда в доме находится такой больной, это вызывает панику у его родных, так как все мы знаем опасность горячки и её последствия. Если же лихорадка возникает у детей, родители справедливо “бьют во все колокола”, так как маленький организм ещё недостаточно крепкий и ему необходима помощь,чтобы преодолеть жар.
Данное состояние у детей наблюдается довольно часто. Организм ребенка раннего возраста функционально и анатомически несовершенен, что обусловливает его высокую ранимость. У детей чаще встречаются неотложные состояния, исход которых во многом определяется своевременностью и правильностью оказания первой медицинской помощи и адекватностью последующего тактического решения.Неотложное состояние характеризуется наличием угрожающих жизни симптомов (судороги, гипертермия, кома и т. п.) и требует срочных лечебных мероприятий.
Угрожающее состояние — это состояние, при котором происходит декомпенсация жизненно функций организма ребенка или есть опасность ее возникновения. Перед врачом, оказывающим первую медицинскую помощь, стоят следующие задачи:- диагностика угрожающего состояния;
– оказание неотложной помощи;
– принятие решения о необходимости и месте госпитализации. 
Диагностика сводится к выявлению патологических синдромов, оценке степени их тяжести, решению вопросов об экстренности лечебно-тактических мероприятий.
Учитываются и отягощающие факторы, в особенности у детей раннего возраста (течениебеременности и родов, патология ЦНС, заболевания внутренних органос в, предрасположенность к аллергии). При обследовании ребенка выявляют признаки декомпенсации дыхания, кровообращения и степень угнетения ЦНС.
Цель работы: изучить основные клинические проявления и особенности оказания неотложной медицинской помощи при гипертермическом синдроме.
Для достижения данной цели нам нужно поставить задачи:
1) рассмотретьэтиопатогенез и клинические проявления гипертермического состояния у детей;
2)изучить клинические проявления гипертермического синдрома;
3) изучить особенности оказания фельдшером неотложной медицинской помощи.
Объект исследования: Неотложная помощь при гипертермическом синдроме.
Предмет исследования: Гипертермический синдром.

1. Особенности гипертермического синдрома
В здоровом состояниитело человека имеет температуру, не превышающую на градуснике отметку 36,6 ºС. Если же показатели выше 37,5 º, то такое состояние называется гипертермия. Что это обозначает? Дословно с греческого языка термин переводится как «чрезмерное тепло (перегревание)».
Данное явление является патологическим состоянием, которое характеризуется резким повышением температуры человеческого тела. В такомслучае уровень перегрева может достигать 40°С и более. Наступает синдром вследствие нарушенного процесса терморегуляции. Зачастую патология наблюдается в раннем детском возрасте и по причине поражения организма заболеваниями инфекционного характера (сепсисом, пневмонией, гриппом и прочими). Также причиной возникновения синдрома может стать токсико-аллергический процесс, гипервитаминоз, обезвоживаниеорганизма, респираторный шок, родовая травма.
Во взрослом возрасте патология у человека развивается на фоне заболеваний мозга головы и как осложнение после введения наркоза.
1.1. Этиология гипертермического состояния
Регуляция теплообмена осуществляется 2 группами термочувствительных нейронов, находящихся в подбугорной области головного мозга. Одна группа регулирует метаболическуютеплопродукцию, другая — физические механизмы теплоотдачи.
Выделяют 4 вида гипертермического синдрома:
1. В результате внешнего перегрева. Наиболее часто встречается в педиатрической практике и обусловлен не усилением катаболизма, а уменьшением теплоотдачи (основа — излишнее укутывание грудного ребенка). Нередки случаи, когда родители оставляют включенными обогреватели рядом…

Источник

ГБОУ ВПО «Волгоградский
государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения
Российской Федерации.

Кафедра
детских болезней

Реферат на тему:

«Гипертермический
синдром у детей.»

Выполнила: студентка 3 курса

стоматологического факультета 17 гр.

Чуонг Хонг Нга

Проверил(а):______________

ВОЛГОГРАД – 2016

Введение

Повышение температуры тела
у ребенка – это ни что иное, как защитная
реакция организма на внедрение патогенного
микроба. В поднятии температуры выражается
борьба за здоровье организма, именно
поэтому не рекомендуется спешить сбивать
температуру, если она не выше 38,0-38,5 С.
Такие показатели градусника не считаются
угрожающими для малыша, и его организм
в силах бороться с инфекцией самостоятельно.

Но существует состояние, называемое гипертермическим
синдром, которое действительно представляет
угрозу для малыша.

Гипертермический
синдром

Гипертемический синдром проявляется
высокой температурой тела (до 39 С и выше)
из-за нарушения терморегуляционных механизмов
в организме ребенка.

Различают три стадии гипертермического
синдрома:

    • легкая (температура до 39,5 С),
    • среднетяжелая (до 40 С, судорог нет),
    • тяжелая (40 С и более, судороги).

Этиология и патогенез

Первопричиной может являться
как занесенная инфекция, так и неинфекционные
факторы (переутомление, высокой температуре
окружающей среды, аллергия, стресс и др.)
.

Наиболее
частыми причинами гипертермического
синдрома являются:

  • Инфекционно-токсические состояния.
  • Тяжелые метаболические расстройства.
  • Перегревание.
  • Неврогенные расстройства.
  • Эндокринные расстройства.
  • Посттрансфузионные состояния.
  • Аллергические реакции.
  • Применение наркоза и миорелаксантов

У детей гипертермический синдром
зачастую возникает из-за не до конца сформированного
механизма терморегуляции, эндокринных
расстройств. В таком возрасте организм
вырабатывает много тепловой энергии,
отдача которой недостаточна.

Иногда гипертермией называют
и лихорадку — защитно-приспособительную
реакцию организма в ответ на воздействие
патогенных раздражителей (например, бактериальных
аллергенов при инфекционных заболеваниях),
приводящую к перестройке процессов терморегуляции и повышению температуры тела.
Лихорадка играет свою защитно-адаптивную
роль только до определенных пределов.

При прогрессивном нарастании
температуры происходит значительное
увеличение нагрузки на дыхание и кровообращение
(на каждый градус повышения температуры
более 37 °С частота дыханий увеличивается
на 4 дыхания в минуту, пульс — на 10 ударов
в минуту), что приводит к повышению поступления
кислорода в кровь. Однако даже такое увеличенное
количество кислорода в крови уже не обеспечивает
возрастающие при инфекциях тканевые
потребности в нем — развивается гипоксия,
от которой в первую очередь страдает
центральная нервная система, и нередко
у детей развиваются фебрильные судороги. Повышение температуры тела
ребенка выше 40 С представляет угрозу
для его жизни. При такой ситуации могут
произойти серьезные дыхательные, церебральные
и обменные нарушения в организме.

Клиническая картина

Главным симптомом гипертермии
является повышение температуры тела,
наряду с которой о синдроме можно судить
по следующим признакам:

  • нарушение поведения
    ребенка – безучастность, головокружение,
    головная боль, слабость, сонливость, шум
    в ушах, озноб
  • повышение потоотделения
  • поверхностное
    дыхание
  • частый пульс, падение
    АД
  • кожа бледная, «мраморная»,
    с цианотичным оттенком ногтевых лож и
    губ, положительный симптом «белого пятна»
  • конечности холодные
  • увеличение разницы
    (> 1*С) между кожной и ректальной t*
  • в тяжелых случаях
    – галлюцинации, судороги, двигательные
    нарушения, рвота, потеря сознания, дальнейшее
    падение артериального давления, нарушения
    дыхания.
Читайте также:  Синдром ранней реполяризации желудочков экг у ребенка

При повышении температуры
до критической (420С) происходит
нарастание частоты сердцебиения, сбивается
его ритм. Нарушается обмен веществ в организме
и циркуляция крови. Также характерна
одышка, возбуждение, неконтролируемое
мочеотделение и как следствие, обезвоживание,
возможны судороги и свертывание, разрушение
белков крови внутри сосудов. Такое патологическое
состояние может привести к смерти ребенка,
если не будут оказаны своевременная неотложная
помощь и лечение.

Неотложная помощь

  1. Вызывать скорую.
  2. Физические приемы :
  • Уложить ребенка в постель. Расстегнуть стесняющую одежду.
  • Обеспечить доступ свежего
    воздуха.
  • Обтирать ребенка водой комнатной температуры. Обтирания спиртовыми и уксусными растворами следует выполнять с осторожностью. Это связано с тем, что при высокой температуре и уксус, и спирт легко всасываются через кожу в кровь и могут привести к отравлению.
  • Обеспечить его большим количеством
    питья (не горячие!) Хорошо применять потогонные
    напитки: отвары из липы, ромашки, малину
  • При ознобе, холодных конечностях
    согреть ребенка, укрыть, положить грелку
    к ногам.

3.Медикаментозные

 Жаропонижающие
средства:

Жаропонижающие ЛС, разрешенные
для использования у детей

Препарат
(формы выпуска)

Безрецептурный
отпуск

С какого
возраста можно назначать

Парацетамол (сироп, суспензия,
свечи)

Да(10мг/кг)

С 1 месяца

Ибупрофен (сироп, суспензия)

Да(5мг/кг)

С 6 месяцев

Метамизол натрий (р-р для в/м
введения)

Нет

С 6 месяцев

Применение в педиатрической
практике анальгина (метамизола) как жаропонижающего
и обезболивающего средства допустимо
лишь в некоторых случаях:

  • Индивидуальная непереносимость
    препаратов выбора (парацетамол, ибупрофен).
  • Необходимость парентерального
    применения анальгетика-антипиретика
    при проведении интенсивной терапии или
    при невозможности перректального или перорального введения препаратов выбора.

Примечание: аспирин, цефеконовые
свечи детям раннего возраста применять
не рекомендуется.

  • Литические смеси:

1 мл 2,5% р-ра аминазин

1 мл 2,5% р-ра дипразина (пипольфена) разводят
до 10 мл 0,5% р-ром новокаина для в/мышечного
введения и 5% р-ром глюкозы или дист. водой
для в/в введения.

Разовая доза: 0,1-0,15 мл/кг

Разовую дозу вводят 3-4 раза в сутки

+ инфузионная

+ терапиятерапия основного заболевания.

  • Для снятия спазма периферических
    сосудов ввести

  • 2,4% р-р эуфиллина раствора в дозе 0,1 мл / детям до года и 1 мл/кг на год жизни старше 1 года;
  • 2% р-р папаверина гидрохлорида внутривенно, внутримышечно в дозе 0,2—0,4 мл детям старше 6 мес, 0,5—0,8 мл — от 1 года до 7 лет, 1 мл — старше 7 лет;
  • дибазола 0,5-1%  р-р из расчета 0,5—1,5 мл в зависимости от возраста;
  • но-шпы 2% р-р  детям до года  0,08 мл, 0,1 мл старше 1 года жизни.
  • дроперидол 0,25% р-р – 0,1-0,2 мл/кг
  • Для успокоения центральной
    нервной системы у ребенка и коррекции
    нарушений жизненно важных функций ввести

  • мидазолам в дозе 0,2 мг/кг,

  • диазепам в дозе 0,3—0,4 М7КГ или

  • 20%-ный раствор оксибутирата натрия (ГОМК) в дозе 1 мл на год жизни.

  •  Для поддержания функции надпочечников и при снижении артериального давления ввести гормональные препараты: гидрокортизон в дозе 3—5 мг на кг массы тела или преднизолон (1—2 мг/кг массы тела).

  • В течение 20—30 мин от начала
    мероприятий важно вызывать мочеиспускание
    у ребенка. Повторять термометрию и проведение
    соответствующих мероприятий с учетом
    эффективности каждые 20—30 мин. При лечении гипертермического синдрома следует воздерживаться от применения вазопрессоров, атропина и препаратов кальция

  • При гипертермическом синдроме следует измерять температуру ребенку каждые 0,5-1 час. Это важно, так как при ее снижении до 37С, все мероприятия, направленные на устранение гипертермического синдрома, следует прекратить. Дальнейшая стабилизация температуры произойдет самостоятельно.
Читайте также:  Хроническая ишемия головного мозга цефалгический синдром

Литература

  1. Неотложная педиатрия: краткое
    руководство Шайтор В.М., Мельникова И.Ю, Феникс; 2007 – 41с.

  1. Педиатрия. Неотложные состояния
    у детей: Парийская Т. В., АСТ 2007- 148с.

  1. Педиатрия: неотложные
    состояния у детей; Молочный В.П.; Феникс;
    2007 – 52с.

  1. Тульчинская В.Д., Соколова Н.Г., Шеховцева Н.М. Сестринское дело в педиатрии. Ростов н/Д: Феникс, 2004 -264с.

  1. Шабалов Н.П. Детские болезни: Учебник. — СПб.; 1999 – 204с.

  1. Брязгунов
    И., Кизева А. Гипертермии у детей // Врач. —
    2011. — № 8. — С. 23-28.
  2. Рык
    П.В., Царькова С.А. Проблема выбора антипиретика
    в педиатрии // Педиатрия. — 2010. — № 2.
  3. Рык
    П.В., Царькова С.А. Термометрия — актуальные
    вопросы рутинного исследования // Урал.
    мед. журн. — 2008. — 4. — 85-9.
  4. Коровина Н.А.,
    Захарова И.Н., Заплатников А.Л. Острая
    лихорадка у детей // Рус. мед. журн. — 2005. —
    13(17). — 1165-70.

Источник

Введение

Гипертермический синдром (греческий hyper + therme теплота, жар; синдром) – патологическое состояние, характеризующееся внезапным значительным повышением температуры тела до 40° и выше вследствие нарушения терморегуляции на уровне гипоталамуса
Гипертермический синдром наблюдается при различной патологии головного мозга – опухолях, травмах, кровоизлияниях, инфекциях и так далее, вследствие функциональных нарушений и структурных повреждений гипоталамических центров терморегуляции
У детей грудного возраста и первых лет жизни Гипертермический синдром развивается чаще, чем у взрослых, в связи с недостаточным развитием у них центра терморегуляции. Организм ребенка раннего возраста функционально и анатомически несовершенен, что обусловливает его высокую ранимость.
Угрожающее состояние – это состояние, при котором происходит декомпенсация жизненно важных функций организма или есть опасность ее возникновения. Перед врачом, оказывающим первую медицинскую помощь, стоят следующие задачи: – диагностика угрожающего состояния; – оказание неотложной помощи; – принятие решения о необходимости и месте госпитализации.
Диагностика сводится к выявлению патологических синдромов, оценке степени их тяжести, решению вопросов об экстренности лечебно-тактических мероприятий.
При сборе анамнеза в первую очередь выясняют:
1. какие обстоятельства предшествовали началу заболевания;
2. в чем первоначально проявилось ухудшение состояния;
3. сколько времени прошло с момента ухудшения.
Учитываются и отягощающие факторы, в особенности у детей (течение беременности и родов, патология ЦНС, заболевания внутренних органов, предрасположенность к аллергии). При обследовании ребенка выявляют признаки декомпенсации дыхания, кровообращения и степень угнетения ЦНС.
Объект исследования: Гипертермический синдром.
Задачи исследования:
? Дать определение гипертермическому синдрому;
? Рассмотреть этиологию и патогенез данного синдрома;
? Раскрыть клиническое проявление и лечение гипертермического синдрома;
? Охарактеризовать особенности гипертермического синдрома у детей, рассмотреть судорожный синдром;
? Проанализировать анафилактический шок, отек Квинке и крапивницу;
? Раскрыть обструкцию дыхательных путей;
? Рассмотреть инородные тела дыхательных путей у детей;
? Рассмотреть часто встречающиеся ошибки родителей при лечении гипертермического синдрома у детей/
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Гипертермический синдром
Гипертермический синдром (греческий hyper + therme теплота, жар; синдром) – патологическое состояние, характеризующееся внезапным значительным повышением температуры тела до 40° и выше вследствие нарушения терморегуляции на уровне гипоталамуса.

1.1.Этиология и патогенез
Гипертермический синдром наблюдается при различной патологии головного мозга – опухолях, травмах, кровоизлияниях, инфекциях и так далее, вследствие функциональных нарушений и структурных повреждений гипоталамических центров терморегуляции.
Регуляцию теплообмена осуществляют 2 группы термочув­ствительных нейронов, находящихся в подбугорной области го­ловного мозга. Одна группа регулирует метаболическую тепло­продукцию, другая – физические механизмы теплоотдачи.
Выделяют четыре вида гипертермического синдрома:
1. в результате внешнего перегрева. Этот вид гипертермиче­ского синдрома наиболее часто встречается в педиатрической практике и обусловлен не усилением катаболизма, а уменьше­нием теплоотдачи (В его основе лежит излишнее укутывание грудного ребёнка).
2. фармакологическая гипертермия. Наблюдается при использо­вании моноаминооксидаз – препаратов типа эфедрин, амитрипти- лин, имизин и пр. Эффект проявляется через нарушение метабо­лизма норадреналина, его предшественников и серотонина, в результате чего нарушается снижение теплоотдачи.
3. гипертермия на фоне лихорадки. Протекает по типу реакции «антиген – антитело» как ответ на микробный антиген; в про­цесс вовлекаются центр терморегуляции и ретикулоэндотелиальная система.
4. гипертермия при травме головного мозга с поражением под- бугорной области. Данный вариант часто наблюдается при постреанимационной болезни.1
Различают лихорадку инфекционно-воспалительной природы и неинфекционного генеза.
Лихорадку инфекционно-воспалительной природы могут вы­зывать вирусы, бактерии, грибы, внутриклеточные паразиты, а неинфекционного генеза – аутоиммунные процессы, аллергиче­ские заболевания, опухоли, нарушение процессов обмена ве­ществ, применение некоторых препаратов.
Рисунок 1. Причины лихорадки у больных, находящихся в отделе­ниях интенсивной тера­пии.

_________________________

1Данилов К.Е. Гипертермический синдром. – М., 2010. C. 25.
Наиболее часто пусковым звеном в развитии гипертермии являются экзогенные пирогены (бактерии, вирусы, токсины), которые при попадании в организм стимулируют выделение из мононуклеарных макрофагов эндогенных пирогенов. В настоящее время известно более 30 цитокинов, обладающих пирогенной активностью, из которых наиболее важными явля­ются интерлейкины: ИЛ-1 и ИЛ-6, а также ФНО-а (фактор нек­роза опухоли а). Эндогенные пирогены продуцируются стимули­рованными моноцитами и макрофагами. Свойствами пирогенов обладают также а-, р- и y- интерфероны. ИЛ-1 и ФНО-а транс­портируются с током крови к клеткам-мишеням, несущим специ­фические рецепторы к этим цитокинам, и воздействуют на тер­мочувствительные нейроны гипоталамуса через усиление синте­за простагландина Е2 и F2a из арахидоновой кислоты.2
Не исключается непосредственное влияние цитокинов на нерв­ную ткань. Повышение температуры тела активирует обменные процессы, функции нервной, эндокринной, иммунной системы (увеличение выработки антител, интерферона, повышение хемо­таксиса, фагоцитарной и бактерицидной активности нейтрофилов), повышается антитоксическая функция печени, увеличива­ется почечный кровоток. ИЛ-1 и ФНО-а способны усиливать иммунный ответ за счёт активации Т-клеток и стимуляции вы­работки ИЛ-2. Под действием ИЛ-1 усиливается пролиферация (от лат. proles – потомство и fero – несу – образования клеток путём их размножения делением) В-клеток, что сопровождается увеличе­нием антителообразования.3
Наиболее интенсивно эти процессы протекают при температуре 39°С. Под действием эндогенных пирогенов стимулируется синтез печенью белков «острой фазы» (фибриноген, С-реактивный белок, фракции комплемента,
___________________________
2Данилов К.Е. Гипертермический синдром. – М., 2010. С.49.
3 См. Там же. С. 52.
альфа-гликопротеин, сывороточный амилоид А, ингибиторы протеиназ), играющих важную роль в специфической и неспецифиче­ской защите. Гипертермия сопровождается снижением в сыво­ротке крови уровня железа, цинка и меди, что тормозит рост и размножение микроорганизмов.
Гипертермический синдром может возникнуть также как грозное осложнение при наркозе, преимущественно фторотановом в сочетании с мышечными релаксантами типа сукцинилхолина. Ведущая роль в развитии гипертермии при наркозе принадлежит, по-видимому, наследственным факторам. Известны случаи развития гипертермии во время наркоза у членов одной семьи. Для кровных родственников лиц, у которых наблюдалась гипертермия при наркозе, характерен повышенный уровень сывороточных ферментов, попадающих в кровь при повреждении мембран мышечных клеток, в частности креатинфосфокиназы.
Генетическая неполноценность клеточных мембран мышечной ткани выдвигается в качестве предрасполагающего фактора в возникновении Гипертермический синдром при наркозе. Наркоз и миорелаксанты усугубляют дефект мембран, увеличивая выброс в кровь клеточных ферментов. В этих условиях нарушается метаболизм мышечной ткани: происходит стимуляция актина и миозина, мышечные волокна приходят в состояние длительного тонического сокращения, которому способствует и возросший уровень калия. Чрезмерная мышечная работа сопровождается усиленным переходом АТФ в АДФ, что приводит к энергетической недостаточности и дальнейшему углублению нарушения метаболизма мышечной ткани. Важное место в механизме вызываемого наркозом Гипертермический синдром занимает нарушение обмена кальция в ретикулярной ткани. Патологоанатомическое исследование не даёт результатов, которые могут объяснить причину смерти.4

Читайте также:  Синдром речевых нарушений мкб 10

_____________________________________________________ ______
4Вавилов А.А. Повышение температуры тела и лихорадка, жаропонижающие пре­параты. – М., 2010. С.37.
1.2.Клинические проявления
Гипертермический синдром может возникнуть как в острой, так и хронический стадии заболевания, центральная нервная система гипертермического синдрома при хронический течении заболевания может быть основным проявлением поражения гипоталамуса в виде пароксизмальных подъёмов температуры (……..

Список использованной литературы

1. Афонасьева А.А. Неотложная педиатрия: краткое руководство – М., 2007.
2. Артемьев К.И. Педиатрия. Неотложные состояния. – М., 2007.
3. Борисова Е.Н. Педиатрия: неотложные состояния у детей; Молочный В.П.. – М., 2007.
4. Багненко А.П., Вёрткина А.Г., Ми­рошниченко М.Ш. Руководство по скорой медицинской помощи. – М., 2007.
5. Васильева К.К. Госпитальная лихорадка – Интенсивная терапия. – М., 2011.
6. Вавилов А.А. Повышение температуры тела и лихорадка, жаропонижающие пре­параты. – М., 2010.
7. Вартин С.В., Каталин В.Е. Особенности анестезиологического и реанимационного пособия при обеспечении общей гипертермии. – М., 2009.
8. Данилов К.Е. Гипертермический синдром. – М., 2010.
9. Елизарова Н.Н. Температура тела – типы лихорадок. – М., 2012.
10. Козлов А.Л. Лихорадка и гипертермия у детей. – М., 2012.
11. Калинина А.А. Повышение температуры тела у детей первого года жизни. – М., 2011.
12. Лихачев К.Г. Лихорадка. – М., 2012.
13. Мадамехаджиев М.М. Полихимиотерапия на фоне искусственной гипертермии. – М., 2010.
14. Сумин А. А. Неотложные состояния. – М., 2011.
15. Савельев А.К. Длительные фебрильные лихорадки у детей, – М., 2009.
16. Тульчинская В.Д., Соколова Н.Г., Шеховцева Н.М. Сестринское дело в педиатрии. – М., 2007.
17. Шабалов Н.П. Детские болезни: Учебник. – М., 2010.
18. Ягутина Я.Я. Как не надо лечить ОРЗ у детей. – М., 2013.
19. Яготкина К.О. Применение гипертермии в сочетании с химиотерапией. – М., 2010.
20. Яковлев У.М.Клиническая оценка общей гипертермии. – М., 2009.

Источник