Греция испания португалия ирландия больны синдромом величия

Греция испания португалия ирландия больны синдромом величия thumbnail

1.2Экономически высокоразвитые небольшие страны
Зап.Европы или привилегированные нации:

Швейцария, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Скандинавсие страны и Финляндия. Имеют
значительный собственный капитал, в результате стабильности экономики
привлекают иностранный капитал, высокая квалификация рабочей силы, высокий уровень
произ-х сил, выгодное ГП, показатели ВВП на душу населения выше, чем в ранее
рассматриваемых странах( Швецария-40тыс.$, Люксембург-45тыс.$). Узкая
специализация , высокие показатели экспорта и импорта продукции на душу
населения. Специал-ся на банковском деле, посредническая торговля, предоставление
различных видов услуг. Многие гос-ва явл-ся офшорными зонами, главная из них-
Исландия.

1.3 Страны переселенческого капитализма: Канада, Австралия, Н.Зеландия, ЮАР, Израиль.2 подтипа:

1 подтип :входит первые 4 гос-ва- они были колониями
Великобритании, сейчас входят В состав Содружества. Выделяются Канада и
Австралия. Характерна концентрация производств на небольшой территории,
постепенное освоение территории вглубь стран. ЮАР- проведение политического
апартеида- экон-ая изоляция от мирового хоз-ва .Эта изоляция снята в 1994 г.

2 подтип-Израиль. Значительная часть бюджета
расходуется на военные цели, велика роль США в становлении экономики.

Для всех стран значительную роль играют ТНК, высокий
уровень развития произ-х сил. Все 4 гос-ва сохраняют аграрную специализацию.
Канада- зерновые культуры, Австралия и Н.Зеландия- овцеводство, Израиль- м/р
поваренной соли, запасы золота, специализируется на сфере услуг, произ-во
вооружения, один из крупнейших поставщиков ювелирных изделий.

2.Средний уровень развития.

2.1 среднеразвитые страны Зап.Европы: Португалия, Испания, Греция, Ирландия. Первые три были
центрами мировых событий, владели крупными колониями. «Синдром величия» явл-ся
сдерживающим фактором развития. Отставание в развитии произ-х сил, незначительный
собственный капитал, обладают собствен. ТНК. Явл-ся крупными экспортерами
рабочей силы. Ирландия: в экономике выделяется роль Великоб. Имеет самые
высокие показатели на душу населения в произ-ве электроники, компьютеров.
Страны входят в военно-политич. блоки, за исключением Ирдандии.

2.2 Среднеразвитые страны Ц. и В.Европы: 2 подтипа:

1 подтип: Чехия, Венгрия, Словения, страны Балтии.
Входят в ЕС. Выделяется Словения: темпы экон-го роста порядка 10% в год, Чехия-
5%, минимальные- странах Балтии. ВВП на душу населения: Словения-10-10,5$,
минимальные- по странам Балтии.

2 подтип: Польша, Словакия,
Хорватия. Подвергались терр-му и социальному дроблению. Находятся на стадии индустриального
развития. ВВП на душу населения- Польша- 4тыс., Словакия- 3тыс., Хорватия-
2,8тыс$.

3.Слаборазвитые страны.

В
целом проживает более 75% населения мира, приходится менее 20% продукции
обрабатывающей пром-ти. Прежде всего, специализируются на вывозе сырья. Не
сформировавшийся местный капитал, противоречия между правительствами и ТНК.
Научно-технологическая зависимость от развитых стран.

3.1 Ключевые страны: Бразилия, Мексика, Китай, Индия. На индустриальный
путь развития вышли Мексика и Бразилия. Местный капитал формируется из капитала
США. По объему ВВП входят в 15 стран мира. Производят примерно столько же
продукции как все остальные развивающиеся страны вместе взятые. Хар-на сложная
структура произ-ва , значит. Роль принадлежит машиностроению. Значит.
собственный НТП, получили развитие космическая пром-ть, АЭ. Значит. кол-во
банков. Они обладают самым емким внутрен. рынком.

1 подтип: латиноамериканский. Высокие показатели на
душу населения, развитие экономики под влиянием иностранного капитала,
экспортная направленность экономики

2 подтип: азиатский. Максимальный людской потенциал,
низкие статист. социальные показатели- Китай:800$, Индия: 400$ на чел., самые
низкие уровни урбанизации, более половины ЭАН занято в с/х . В развитии
экономики невелика роль иностранного капитала, значит. гос-й сектор в экономике.

3.2 страны относительно зрелого капитализма:

Источник

Три европейские страны, столкнувшиеся с тяжелым кризисом, сумели преодолеть его и добиться роста экономики. При этом действовали они совсем иначе, чем поступают сегодня Афины.

Погружение в пучину экономического кризиса было стремительным, но Ирландия, Испания и Португалия сумели избежать грозившей катастрофы. Им помогли партнеры по ЕС, а также кредитные программы европейских стабилизационных фондов. Решившись на суровые реформы, эти три страны выбрались из долговой ямы и смогли добиться экономического роста. Правда, спасение далось им не легко. Их опыт мог бы быть полезен и для Греции, если бы Афины, конечно, захотели им воспользоваться.

Как начинался кризис

Ирландия стала второй страной еврозоны после Греции, экономика которой пошла под откос в 2008 году. В отличие от южноевропейского государства, банкротство угрожало “зеленому острову” не из-за проблем с госбюджетом. Ирландию довели до кризиса частные долги. В предшествующие этому годы экономического бума банки слишком легкомысленно относились к выдаче кредитов, прежде всего под строительство новых зданий. На рынке недвижимости надулся огромный мыльный пузырь, который в 2008 году лопнул. Правительство было вынуждено пойти на гарантию банковских вкладов, чтобы предотвратить полное потопление кредитных институтов. Один лишь Anglo Irish Bank получил от государства около 30 миллиардов евро. В то же время в казну поступало все меньше налоговых сборов. Ирландская экономика переживала упадок, больше всего пострадала строительная отрасль.

Anglo Irish Bank - штаб-квартира в Дублине

Anglo Irish Bank чуть не потащил за собой на дно всю Ирландию

Испания вошла в зону турбулентности также из-за пузыря на рынке недвижимости. Во времена экономического расцвета в стране строилось до 800 тысяч новых квартир ежегодно, а цены на жилье утроились в течение десяти лет. Но, как оказалось, и здесь слишком многие проекты финансировались в кредит. В конце концов, в 2008 году частная задолженность оказалась вдвое выше, чем весь испанский ВВП. Когда цены внезапно рухнули, многие должники разорились, а экономику разбил паралич. В один момент государство оказалось в ситуации, когда нужно было ежегодно выплачивать 32 миллиарда евро в виде пособий по безработице.

Читайте также:  Синдром внезапной смерти у котят

Португалия вошла в еврозону в 2002 году. Сразу после этого в страну потекли инвестиции, вот только на производительности труда это никак не сказалось. Португальская индустрия считалась убыточной, но, несмотря на это, государственные расходы росли. Критики указывали, что сама социальная система страны работала в кредит. Госдолг рос, международные кредиторы перестали доверять Португалии. В 2010 году рейтинговые агентства стали понижать оценку ее кредитоспособности. Чтобы привлечь инвесторов, правительству даже пришлось в течение некоторого времени предлагать 15-процентные выплаты по государственным облигациям.

Как шла борьба с кризисом

В 2010 году Ирландия попросила о помощи у созданного незадолго до этого Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF), а также у Международного валютного фонда (МВФ). Страна получила экстренный кредит в 68 миллиардов евро. Множество банков было национализировано, в том числе в 2009 году и проблемный Anglo Irish Bank. Правительство ввело режим жесткой экономии и последовательной санации государственных финансов. Были сокращены зарплаты чиновников и социальные выплаты, повышен НДС.

Демонстрация протеста против мер экономии в Португалии, 2014 год

Меры экономии в Португалии вызвали протесты среди населения

В 2012 году Испания также получила многомиллиардную помощь от Евросоюза для спасения банковской системы, благодаря чему ее удалось стабилизировать. Однако Мадрид официально так и не попросил поддержки у европейских стабфондов, а потому проведение реформ не должно было контролироваться из Брюсселя. Тем не менее, и испанское правительство начало проводить политику жесткой бюджетной экономии, натолкнувшуюся на громкий протест в широких слоях общества.

В мае 2011 года Португалии по общему решению европейских министров финансов был выделен кредитный пакет. Таким образом, после Греции и Ирландии эта страна стала третьим получателем финансовой помощи от европейских стабфондов. В период до 2014 года Европейский центральный банк (ЕЦБ) совместно с МВФ выделил на поддержку Португалии 78 миллиардов евро. В качестве ответного шага Лиссабон снизил оклады госслужащих и урезал социальную помощь. Кроме того, были повышены НДС и другие налоги.

Какова нынешняя ситуация

Ирландия считается сегодня образцом успешности в преодолении кризиса при помощи мер строжайшей экономии. В декабре 2013 года “зеленый остров” первым среди получателей помощи сумел отказаться от услуг европейских стабилизационных фондов. В 2014 году экономический рост страны составил 5 процентов – рекорд для всего Евросоюза. Сегодня ее ВВП почти достиг докризисного уровня. А как поживает злосчастный Anglo Irish Bank, чуть не разоривший Ирландию? Судьбу его менеджеров должен решить самый крупный в истории страны судебный процесс.

Испания получила 40 миллиардов евро в рамках программы финансовой помощи, которая завершилась в январе 2014 года. В текущем году правительство оптимистично рассчитывает на экономический рост в 3 процента. Кажется, и здесь найден выход из кризиса. Но не все так гладко: почти у каждого четвертого испанца по-прежнему нет работы, а политические партии, критикующие политику экономии, сумели добиться успеха на региональных выборах.

Португалия пользовалась европейской программой финансовой поддержки в течение трех лет и вышла из нее в мае 2014 года. Экономика страны впервые показала рост, правда, небольшой – 0,9 процента. Правительство обещает продолжать реформы, хотя ситуацию осложняет демографическая проблема – стареющее население. Показатели благосостояния португальцев по-прежнему на последнем месте в Западной Европе.

  • Дата
    03.07.2015
  • Автор
    Петер Хилле, Александр Дельфинов
  • Темы
    Европейский Союз (ЕС, Евросоюз), Беларусь и ЕС, Беларусь и Россия, Восточное партнерство, Испания, Кипр, Миграция, Еврозона (зона евро), Недвижимость, Российско-украинский конфликт
  • Ключевые слова
    Испания,
    Ирландия,
    Португалия,
    Греция,
    Евросоюз,
    ЕС,
    кризис,
    долг,
    кредит,
    финансовая помощь,
    стабфонд,
    Anglo Irish Bank,
    EFSF,
    ЕЦБ,
    МВФ
  • Обратная связь: Ваше мнение
  • Напечатать
    Напечатать эту страницу
  • Постоянная ссылка
    https://p.dw.com/p/1Frow

Источник

Погружение в пучину экономического кризиса было стремительным, но Ирландия, Испания и Португалия сумели избежать грозившей катастрофы. Им помогли партнеры по ЕС, а также кредитные программы европейских стабилизационных фондов. Решившись на суровые реформы, эти три страны выбрались из долговой ямы и смогли добиться экономического роста. Правда, спасение далось им нелегко. Их опыт мог бы быть полезен и для Греции, если бы Афины, конечно, захотели им воспользоваться.

Как начинался кризис

Ирландия стала второй страной еврозоны после Греции, экономика которой пошла под откос в 2008 году. В отличие от южноевропейского государства, банкротство угрожало «зеленому острову» не из-за проблем с госбюджетом. Ирландию довели до кризиса частные долги. В предшествующие этому годы экономического бума банки слишком легкомысленно относились к выдаче кредитов, прежде всего под строительство новых зданий. На рынке недвижимости надулся огромный мыльный пузырь, который в 2008 году лопнул. Правительство было вынуждено пойти на гарантию банковских вкладов, чтобы предотвратить полное потопление кредитных институтов. Один лишь Anglo Irish Bank получил от государства около 30 миллиардов евро. В то же время в казну поступало все меньше налоговых сборов. Ирландская экономика переживала упадок, больше всего пострадала строительная отрасль.

Испания вошла в зону турбулентности также из-за пузыря на рынке недвижимости. Во времена экономического расцвета в стране строилось до 800 тысяч новых квартир ежегодно, а цены на жилье утроились в течение десяти лет. Но, как оказалось, и здесь слишком многие проекты финансировались в кредит. В конце концов, в 2008 году частная задолженность оказалась вдвое выше, чем весь испанский ВВП. Когда цены внезапно рухнули, многие должники разорились, а экономику разбил паралич. В один момент государство оказалось в ситуации, когда нужно было ежегодно выплачивать 32 миллиарда евро в виде пособий по безработице.

Читайте также:  Синдром дауна на узи в 30 недель

Португалия вошла в еврозону в 2002 году. Сразу после этого в страну потекли инвестиции, вот только на производительности труда это никак не сказалось. Португальская индустрия считалась убыточной, но, несмотря на это, государственные расходы росли. Критики указывали, что сама социальная система страны работала в кредит. Госдолг рос, международные кредиторы перестали доверять Португалии. В 2010 году рейтинговые агентства стали понижать оценку ее кредитоспособности. Чтобы привлечь инвесторов, правительству даже пришлось в течение некоторого времени предлагать 15-процентные выплаты по государственным облигациям.

Как шла борьба с кризисом

В 2010 году Ирландия попросила о помощи у созданного незадолго до этого Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF), а также у Международного валютного фонда (МВФ). Страна получила экстренный кредит в 68 миллиардов евро. Множество банков было национализировано, в том числе в 2009 году и проблемный Anglo Irish Bank. Правительство ввело режим жесткой экономии и последовательной санации государственных финансов. Были сокращены зарплаты чиновников и социальные выплаты, повышен НДС.

В 2012 году Испания также получила многомиллиардную помощь от Евросоюза для спасения банковской системы, благодаря чему ее удалось стабилизировать. Однако Мадрид официально так и не попросил поддержки у европейских стабфондов, а потому проведение реформ не должно было контролироваться из Брюсселя. Тем не менее, и испанское правительство начало проводить политику жесткой бюджетной экономии, натолкнувшуюся на громкий протест в широких слоях общества.

В мае 2011 года Португалии по общему решению европейских министров финансов был выделен кредитный пакет. Таким образом, после Греции и Ирландии эта страна стала третьим получателем финансовой помощи от европейских стабфондов. В период до 2014 года Европейский центральный банк (ЕЦБ) совместно с МВФ выделил на поддержку Португалии 78 миллиардов евро. В качестве ответного шага Лиссабон снизил оклады госслужащих и урезал социальную помощь. Кроме того, были повышены НДС и другие налоги.

Какова нынешняя ситуация

Ирландия считается сегодня образцом успешности в преодолении кризиса при помощи мер строжайшей экономии. В декабре 2013 года «зеленый остров» первым среди получателей помощи сумел отказаться от услуг европейских стабилизационных фондов. В 2014 году экономический рост страны составил 5 процентов — рекорд для всего Евросоюза. Сегодня ее ВВП почти достиг докризисного уровня. А как поживает злосчастный Anglo Irish Bank, чуть не разоривший Ирландию? Судьбу его менеджеров должен решить самый крупный в истории страны судебный процесс.

Испания получила 40 миллиардов евро в рамках программы финансовой помощи, которая завершилась в январе 2014 года. В текущем году правительство оптимистично рассчитывает на экономический рост в 3 процента. Кажется, и здесь найден выход из кризиса. Но не все так гладко: почти у каждого четвертого испанца по-прежнему нет работы, а политические партии, критикующие политику экономии, сумели добиться успеха на региональных выборах.

Португалия пользовалась европейской программой финансовой поддержки в течение трех лет и вышла из нее в мае 2014 года. Экономика страны впервые показала рост, правда, небольшой — 0,9 процента. Правительство обещает продолжать реформы, хотя ситуацию осложняет демографическая проблема — стареющее население. Показатели благосостояния португальцев по-прежнему на последнем месте в Западной Европе.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Экономику Старого Света лихорадило весь прошлый год. Колоссальные внешние долги и огромный дефицит национальных бюджетов ставили на грань дефолта одну страну еврозоны за другой. То, что сначала считалось проблемой Греции, переросло в греческую драму всего Евросоюза. Первому специальному саммиту ЕС 2010 года по экономике в феврале пришлось заниматься не планом развития сообщества на 10 лет, а темой: «Как спасти Грецию». Было ясно, что если греки не преодолеют кризис, то потянут за собой всю зону евро и Большую Европу. После Греции была Ирландия. Теперь в опасности Португалия и даже Испания, четвертая экономика Европы. Для спасения себя, единых, Соединенным Штатам Европы приходится вопреки первоначальным прогнозам образовать антикризисный фонд зоны евро, который заменит нынешний временный 750-миллиардный.

Основное финансовое противоречие Евросоюза было заложено уже при создании единой зоны евро. Красивая идея  общих денег для всех стран – членов ЕС не учитывала разную базовую обеспеченность и стабильность экономик отдельных стран, а также авантюрные склонности их руководства. То есть деньги были у всех стран общими, а бюджетная ответственность – у каждого своя. И безрассудные ирландцы, и не самые усердные в работе греки могли проводить какую угодно бюджетную политику, а также могли заниматься «лакировкой» показателей своей экономики.
При этом в случае финансовых проблем страны еврозоны не могли откорректировать ситуацию, просто девальвировав свою валюту, что было бы для них не самым плохим выходом из положения. Греции и Ирландии дефолт с последующей реструктуризацией долга позволил бы снизить нагрузку и вернуться к экономическому росту гораздо быстрее, чем помощь ЕС и МВФ, считает главный экономист Citigroup (крупнейшая международная корпорация, являющаяся одним из мировых лидеров в сфере финансового обслуживания) Виллем Буитер. Но в настоящее время это невозможно, ибо такой дефолт ударил бы по всем странам еврозоны. Ведь Евросоюз не является нормальным федеративным государством, где можно переложить издержки кризиса со слабых провинций на сильные. Такого механизма настройки налоговой системы и межбюджетных трансфертов  ЕС не выработал. Поэтому и приходится Старому континенту спасать свои проблемные страны всем миром.
По данным Евростата, по итогам 2009 года ни одна из 27 стран ЕС не показала профицитного бюджета. В 2010 году у Греции долг был 94,6% ВВП, а дефицит – 9,8%. И хотя Брюссель выделил Афинам из спецфонда финансовой стабилизации 110 млрд,  не исключено, что этого будет мало.
После Греции  пришел черед Ирландии. Страна получит из страхового фонда ЕС 85 млрд евро на семь лет под 5,8%, что намного дешевле займа на рынке. Реальный государственный долг Португалии составляет 112% ВВП, а дефицит бюджета – 9,5% ВВП. При этом Лиссабону нужно будет в апреле платить по государственным бондам и брать новые займы для покрытия бюджетного дефицита. В общем, финансовый крах реально угрожал в ушедшем году всем странам, носящим изящную кличку PIGS. (PIGS – распространенное сокращение, введенное в 2008 году журналистами и финансовыми аналитиками для обозначения четырех стран – Португалия (P), Ирландия (I), Греция (G), Испания (S). Сокращение соответствует английскому слову «свинья» и демонстрирует крайне негативное отношение к финансовой политике этих стран в еврозоне.) Последняя буква этой аббревиатуры – Испания, которая может стать следующей. А это уже совсем другая история для еврозоны и для Евросоюза.
Ведь если Португалия экономически мала и ее легко выкупить, то Испания (четвертая экономика еврозоны) очень велика. И если греческий и ирландский синдромы финансового дефицита проявятся в Мадриде, выкупать будет уже нечем. Начнется эрозия единой евровалюты. Спасения Испании евро (а практически Германия и Франция – главные кредиторы зоны) не выдержит. Общий суверенный долг Мадрида оценивается в 560 млрд евро, на 30 млрд евро больше, чем долги Греции, Ирландии и Португалии вместе взятых. А чтобы вытащить все проблемные страны, понадобится более 1,15 трлн евро. Такие цифры  немецким и французским избирателям называть не стоит.
В середине 2010 года, по данным Королевского банка Канады RBC Capital Markets, почти половина банкиров верила, что вероятность выхода одной или нескольких стран из еврозоны превышает 50%. Из 440 руководителей и ведущих финансистов две трети верили в продолжение обвала евро в ближайшие 12 месяцев. Почти половина банкиров и финансистов считала вероятным выход одной или даже нескольких стран из еврозоны (больше 50% – в ближайшие три года). Главный кандидат «на вылет» – Греция, потом Португалия, Испания и Ирландия. Интересно, что вслед за странами PIGS шел оплот Евросоюза – Германия. Ибо Берлин мог потерять доверие к еврозоне при развитии кризиса.
Но пока Германия от проблем в евросообществе выигрывает. Канцлер Меркель настояла на укреплении финансовой дисциплины в ЕС, финансовых штрафах для нарушителей, что требует даже изменений в Лиссабонском договоре – Конституции ЕС. Более того, Германия предлагает закрепить в качестве нормы ЕС разделение потерь между должниками и кредиторами. Если страна-должник испытывает нехватку ликвидности, то при обращении к Стабилизационному фонду еврозоны за займом держатели бондов автоматически должны отсрочить выплаты по нему и снизить процентные ставки. Если страна-должник стоит на грани банкротства, то при выкупе кредиторы обязаны снизить проценты по бондам и быть готовы нести потери по займам – вплоть до одной трети или даже половины от выданных сумм. 
Именно для предотвращения таких угроз страны ЕС договорились о создании постоянно действующего фонда поддержки евро, который, по мнению экспертов Citigroup, должен будет составлять не менее 2 трлн евро. Жаль только, что фонд будет создан лишь в 2013 году, а дефолтов можно ждать гораздо раньше.
В новом году в качестве спасителей стран еврозоны выступили азиатские тигры – Китай и Япония. Проблемные страны PIGS начали год с размещения своих государственных облигаций на аукционах. К этой мере прибегла Греция, за ней – Португалия, успешно разместившая облигации на более чем миллиард евро, а затем Испания. Китай заявил, что рассматривает возможность покупки госдолга Португалии, Греции, Ирландии и Испании, так как «Европа была, остается и будет одним из важнейших рынков для вложения китайских валютных резервов». Такая зависимость от растущего на глазах китайского финансового влияния недвусмысленно меняет экономическую картину Соединенных Штатов Европы и значение единой евровалюты. Что принесет евро наступивший год? Немало европейских политиков считают, что их странам лучше вернуться к национальным валютам. Однако с 1 января в еврозону вошла еще одна страна – Эстония. Предусмотрительно или опрометчиво, покажет время.
В январе потребительские цены в 17 странах зоны евро выросли быстрее, чем ожидали эксперты, – на 2,4%. Это произошло впервые с октября 2008 года. То есть уже второй месяц подряд инфляция выходит за 2-процентный лимит, установленный ЕЦБ. Сможет ли Европейский Центробанк в этой ситуации удерживать ставки по кредитам на необходимом для стимулирования экономики низком уровне? Не случайно на недавнем Экономическом форуме в Давосе президент Франции  Николя Саркози выступил за усиление регулирующей роли Международного валютного фонда. И все-таки президент Франции, а также канцлер Германии Ангела Меркель продолжают оставаться сторонниками единой европейской валюты. Как заявил в Давосе Саркози: «Евросоюз никогда не откажется от евро».

Читайте также:  Реферат по биологии синдром дауна

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Греция испания португалия ирландия больны синдромом величия

Источник